1 изображением. Самые первые фотографии в мире

Кадры, с которых началась история фотографии

Почти 200 лет назад француз Жозеф Нисефор Ньепс намазал на металлическую пластину тонкий слой асфальта и выставил ее на солнце в камере-обскуре. Так он получил первое в мире «отражение видимого». Снимок получился не самого лучшего качества, но именно с него начинается история фотографии.

С тех пор фотография, помимо того, что из черно-белой превратилась в цветную, получила еще много разновидностей: появилась съемка с воздуха и из космоса, фотомонтаж и рентген, автопортрет, подводное фото и 3D-фотография. И у истоков каждого жанра стоял свой пионер.

Самые первые снимки в истории фотографии всех этих жанров собраны в этом материале. Первая фотография

Самое первое фото в мире было сделано в 1826 году Жозефом Нисефором Ньепсом. Фотография называется «Вид из окна». Снимок удалось сделать благодаря камере-обскуре с оловянной пластиной, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась около 14 часов.


Первая цветная фотография

Самое первое цветное фото было сделано в 1861 году английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом. Фотография называется «Ленточка из шотландки».


2.


Первый фотомонтаж

В 1858 г. Генри Пич Робинмон выполнил первый фотомонтаж, скомбинировав несколько негативов в одно изображение. Это «Fading Away» — комбинация из пяти негативов, где изображена смерть девочки от туберкулеза.


3.


Первый фотопортрет

Первый фотопортрет в мире — автопортрет Роберта Корнелиуса, 1839 год. После снятия крышки с фотообъектива, он бросился в кадр, где просидел больше минуты до закрытия линзы. Слова, написанные на обратной стороне собственной рукой Корнилия, гласят: «Первая картина в свете когда-либо. 1839 год. »


4.


Первая фотография человека

Первой фотографией человека считается «Бульвар дю Тампль» — снимок, сделанный Луи Дагером в конце 1838 года. В левом нижнем углу можно различить фигурку человека, которому чистят ботинки. Он оставался неподвижным достаточно долго, чтобы попасть на фотопластинку. Экспозиция была не менее 10 минут, поэтому улица кажется пустынной.


5.


Первая фотография из Космоса

Самая первая фотография в космосе была сделана 24 октября 1946 года. Снимок был выполнен с ракеты V-2 с помощью 35-мм камеры.


6.


Первая фотография Луны

54 года назад, 7 октября 1959 года, впервые была софотографирована обратная сторона Луны. Несмотря на плохое качество, снимки обеспечили СССР приоритет в наименовании объектов на поверхности Луны.


7.


Первая аэрофотосъемка

Первая аэрофотосъемка была проведена французским изобретателем Гаспаром Турнаш (Надаром) в 1858 году. Он фотографировал Париж с воздушного шара.


8.


Первый рентгеновский снимок

Первым рентгеновским снимком был снимок кисти жены Вильгельма Рентгена, 1895 год.


9.


Первое подводное фото

Самое первое подводное фото было сделано Уильямом Томпсоном в 1856 году. Во время съемки фотоаппарат был установлен на дне моря недалеко от Веймонта (Великобритания).


10.


Первая подводная цветная фотография

Первая подводная цветная фотография была сделана в Мексиканском заливе доктором У. Лонгли Чарльзом Мартином в 1926 г.


11.


Первая цветная фотография Земли

Одно из самых популярных фото Земли из космоса было сделано экипажем «Аполлон-17» 7 декабря 1972 года.


12.


Первая фотография другой планеты

Снимок сделан аппаратом «Венера-9» в 1975 году.


13.


Первые любительские фотографии

125 лет назад, в 1888 году, компания Kodak выпустила на рынок первую в мире любительскую камеру.
Kodak продавался с набором из 100 негативов. Клиенты, отщёлкав всю сотню, отправляли их вместе с фотоаппаратом назад, на предприятие Kodak, чтобы там проявили и изготовили фотографии. Затем компания отсылала клиенту фотографии и камеру, готовую запечатлеть ещё 100 видов.
Через руки рабочих на заводе прошли тысячи снимков, но некоторые сцены 1890-х годов они посчитали нужным сохранить для потомков.


14. Дети купаются в море, 1890 год. Коллекция Музея Кодак.

15. Женщина за рыночным прилавком, 1890 год. Коллекция Музея Кодак.


Первые 3D фотографии

В 1920-х годах компания Cavenders, продающая сигареты, искала способ повысить продажи. Чтобы сделать упаковку более привлекательной, он обратился к знакомому фотографу, Дердену Холмсу, с просьбой придумать что-нибудь цепляющее взгляд. Фотограф предложил необычную идею: напечатать на пачках сигарет по два снимка рядом друг с другом, один — для левого глаза, другой — для правого. При этом изображение на одном снимке было чуть-чуть смещено в сторону, и при взгляде на снимки создавалось ощущение глубины фотографии, эффекта 3D.

Сегодня эти снимки преобразовали в gif-изображения и получили настоящий и привычный эффект 3D.


16. Рыбный базар на площади Billingsgate

17. Пробка у Банка Англии, Лондон

САМЫЕ ПЕРВЫЕ
ФОТОГРАФИИ
В МИРЕ

ПЕРВАЯ В МИРЕ ФОТОГРАФИЯ:: 1826 г.

[ вид из окна | фото кликабельно ]

Первое закреплённое изображение было сделано в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.








ПЕРВОЕ ЭРОТИЧЕСКОЕ ФОТО:: 1839 г.

[ чтобы увидеть эротическое фото цЕлИкОм - кликайте на него ]

ПЕРВОЕ ФОТО ПОД ВОДОЙ:: 1856 г. (1890)

Первые фотоснимки под водой делал Вильям Томас в 1856 году. К сожалению, все кадры того года были утеряны. Ниже - первый опубликованный подводный снимок (Луи Бутан, 1890) .

ПЕРВАЯ АЭРОСЪЕМКА:: 1858 г. (1860)

В 1858 году Гаспар Феликс Турначон, карикатурист, захватил в корзину воздушного шара фотокамеру и сделал с высоты несколько снимков французской деревни Petit-Becetre. Однако время сгубило и эти снимки. Сейчас самое раннее фото, снятое с воздуха, это кадр 1860 года, на нём город Бостон (США) .

ПЕРВАЯ ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ:: 1861 г.

Первое цветное фото было сделано Джейсмом Клерком Максвеллом в 1861 году. То ли изначальное качество фотографии, то ли неумелый скан, но так или иначе, сложно разобрать, что именно за предмет в кадре. Впрочем, пока писал пост, успел выяснить, что это шотландская лента.

Так же к ранним цветным фотографиям относятся:

[ 1877 г. Louis Ducos du Hauron, Франция | фото кликабельно ]

[ 1909 г. Сергей Прокудин-Горский, Российская Империя | фото кликабельно ]

ПЕРВАЯ ФОТОГРАФИЯ ИЗ КОСМОСА:: 1946 г.

Этот снимок был получен в октябре 1946 в Нью-Мехико. В наши дни мы привыкли к красочным снимкам NASA, видеокадрам с земной орбиты. А тогда, в сорок шестом, когда война только-только закончилась, это было небывалым чудом - увидеть такое.

ПЕРВЫЙ СНИМОК ЗЕМНОГО ШАРА:: 1968 г.

ПЕРВОЕ ФОТО СДЕЛАННОЕ НА ДРУГОЙ ПЛАНЕТЕ:: 1975 г.

В октябре 1975 аппарат "венера-9" совершил мягкую посадку на Венеру и произвел фотосъемку.

ПЕРВОЕ ФОТО ПЛАНЕТЫ, НАХОДЯЩЕЙСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ:: 2005 г.

[ ОПУБЛИКОВАТЬ ССЫЛКУ В СВОЁМ ЖУРНАЛЕ ] чтобы опубликовать ссылку в своём журнале, скопируйте текст из окна ниже и вставьте его в новую запись в своём блоге/журнале/сайте.
не забудьте отключить визуальный редактор, иначе тэги не сработают.


САМЫЕ ПЕРВЫЕ В МИРЕ ФОТОГРАФИИ
[ первое фото вообще ] [ первый эротический снимок ] [ аэрофотосъемка ]
[ первый подводный кадр ] [ первая фотография в космосе ]
[ первый снимок за пределами солнечной системы ]

:: ЗДЕСЬ::

“Вид из окна на Ле-Грас” - фотография была уже самой настоящей.

Исходное изображение на пластине выглядит весьма специфически:

отцифровка

Ньепс сфотографировал вид из окна собственного дома, причем выдержка длилась целых восемь часов! Крыши ближайших строений и кусочек двора - вот что можно на этой фотографии увидеть.

Это был снимок накрытого к пикнику стола - 1829 год.

Метод Ньепса не годился для фотопортретов.

Зато французский художник Луи-Жак-Манде Дагер в этом преуспел - его способ хорошо передавал полутона, а более короткая экспозиция позволяла делать снимки живых людей. Луи Дагер сотрудничал с Ньепсом, но ему понадобилось работать еще несколько лет после смерти Ньепса, чтобы довести изобретение до ума.

Первый Дагерротип был сделан в 1837 году и представлял собой

снимок художественной мастерской Дагера

Дагер. Бульвар дю Тампль 1838г

(Первая в мире фотография с человеком).

Церковь в Холируде, Эдинбург, 1834

1839 - появились первые фотопортреты людей, женщин и мужчин.

Слева - американка Дороти Кэтрин Драпер, чей снимок, сделанный ученым братом, стал первым фотопортретом в пределах США и первым фотопортретом женщины с открытыми глазами

Экспозиция длилась 65 секунд, лицо Дороти пришлось покрыть толстым слоем белой пудры.

А справа - голландский химик Роберт Корнелиус, изловчившийся сфотографировать самого себя.

Его фотопортрет, сделанный в октябре 1839 года и есть самый первый фотопортрет

в истории вообще. Оба этих экспериментальных фотопортрета, на мой взгляд, выглядят выразительно и непринужденно, в противовес более поздним дагерротипам, на которых люди зачастую выглядели истуканами из-за чрезмерного напряжения.


Из сохранившихся дагерротипов

Первый эротический снимок, сделанный Луи Жаком Манде Дагером в 1839 году.

На дагерротипе 1839 года - Порт Рипетта в Италии. Довольно детализированное изображение, правда, местами тень съела все в сплошной черный цвет.

А на этом снимке Парижа можно увидеть знаменитый Лувр со стороны реки Сены. Все тот же 1839 год. Забавно - многие из выставленных в Лувре и ныне считающихся старинными произведений искусства еще не были созданы на момент съёмки.


Уже в первом году своего существования, дагерротипия сохранила немало отпечатков прошлого. Распространение новой технологии шло очень интенсивно, удивительно интенсивно для столь необычной по тем временам новинки. Еще в 1839 году люди уже фотографировали даже такие вещи, как музейные коллекции, такие как, например, эта коллекция раковин.


Настал следующий, 1840 год. Человек все чаще становился темой для фотографий. Это первая фотография человека в полный рост (полноценная, а не мелкий расплывчатый силуэт). На ней мы можем воочию увидеть атрибут жизни элиты прошлого, уже по тем временам бывший старинной традицией - готовую к поездке персональную карету и нарядного слугу, приглашающего пассажиров занять свои места. Правда, приглашает он не нас - мы немножечко опоздали. Лет на 170.


А вот на этом фото того же года - семья великого Моцарта. Хоть это и не доказано, но с вероятностью 90% пожилая женщина в первом ряду - Констанция Моцарт, супруга музыканта. Как эта, так и предыдущая фотографии, позволяют нам хоть немножко соприкоснуться с теми временами, что уже в 1840 году считались глубоким прошлым.


Сразу же возникает мысль о том, что дагерротипы могут донести до нас какие-то следы еще более старой эпохи - 18 века. Кто был самым возрастным из отснятых на старейшие фотографии людей? Можем ли мы увидеть лица персон, проживших большую часть своей жизни в 18 веке? Отдельные люди ведь живут до 100 лет и даже больше.

Дэниел Вэлдо, рожденный 10 Сентября 1762, состоял в родстве с президентом США Джоном Адамсом. Этот человек воевал еще во времена американской Революции, а на фотографии мы можем его видеть в возрасте 101 года.

Хьюч Брэди, прославленный американский генерал, родившийся 29 Июля 1768 - имел честь сражаться в войне 1812 года.

И наконец, один из первых белых людей, родившихся на американском континенте - Конрад Хейер, позировавший для фотографа в далеком 1852 году в возрасте 103 лет! Он служил в армии под командованием самого Джорджа Вашингтона и участвовал в Революции. В те же глаза, в которые мы смотрим сейчас, заглядывали люди из эпохи 17 столетия - из 16xx годов!

1852 - снят самый старый по году рождения из когда-либо позировавших фотографу людей. Позировал фотографу в возрасте 103 лет!

В отличие от Ньепса, Луи Дагер оставил-таки в наследство человечеству и собственный фотопортрет. Вот такой вот он был вальяжный и благообразный господин.

Более того, благодаря его дагерротипии, до нас дошел фотопортрет его конкурента из Англии - Уильяма Генри Фокса Тальбота. 1844 год.

Тальбот изобрел принципиально другую технологию фотографии, гораздо более близкую к пленочным аппаратам 20-го века. Назвал он её калотипией - название неэстетичное для русскоязычного человека, но на греческом оно означает “прекрасный отпечаток” (kalos-typos). Можно использовать название “талботипия”. Общее между калотипами и пленочными фотоаппаратами кроется в наличии промежуточной ступени - негатива, за счет которого можно произвести неограниченное число фотографий. Собственно, термины “позитив”, “негатив” и ”фотография” были придуманы Джоном Гершелем под впечатлением от калотипов. Первый удачный опыт Тальбота датирован 1835 годом - снимок окна в аббатстве в Лакоке. Негатив, позитив и две современные фотографии для сравнения.

В 1835 году был сделан лишь негатив, с производством позитивов Тальбот окончательно разобрался лишь к 1839 году, представив калотипию публике почти одновременно с дагерротипией. Дагерротипы были лучше по качеству, гораздо четче калотипов, но за счет возможности копирования калотипия все-таки заняла свою нишу. К тому же, нельзя однозначно утверждать, что изображения Тальбота некрасивы. Например, вода на них получается гораздо более живой, чем на дагерротипах. Вот, к примеру, озеро Катрин в Шотландии - снимок 1844 года.


19 век прозрел. В 1840-х годах фотография становится доступной всем более-менее состоятельным семьям. А мы, спустя почти два столетия, можем посмотреть как выглядели и во что одевались обычные люди того времени.


Семейная фотография 1846 года - чета Адамс с дочерью. Частенько можно встретить упоминание этой фотографии как посмертной, исходя из позы ребенка. На самом же деле, девочка просто спит, прожила она до 1880-х годов.

Дагерротипы и в самом деле весьма детализированы, по ним удобно изучать моду давно ушедших десятилетий. Анна Минерва Роджерс Макомб была снята 1850 году.

Первыми аппаратами для осуществления полетов людям послужили воздушные шары. На снимке - приземление одного из таких шаров в 1850 году на персидской площади (ныне, территория Ирана).

Фотография становилась все популярнее, новоявленные фотографы снимали не только чопорные портреты с накрахмаленными лицами, но и очень живые сцены окружающего мира. 1852 год, водопад Энтони.


А вот это фото 1853 года - на мой взгляд, и вовсе шедевр. Чарльз Негре снял его на крышах собора Парижской Богоматери, ему позировал художник Генри Ле Сек. Оба принадлежали к первому поколению фотографов.

Совесть русской литературы, Лев Николаевич Толстой - вот так он выглядел в 1856 году. Мы вернемся к нему позже, причем целых два раза, поскольку, несмотря на аскетизм этого человека и его близость к простым людям, передовые технологии на удивление настойчиво тянулись к нему, стремясь запечатлеть его образ.

Появлялись все новые способы фотографирования. Вот ферротип 1856 года - слегка размытое, но по-своему приятное изображение, его мягкие полутона смотрятся естественнее жирных четких контуров дагерротипа.

Раз уж в распоряжении людей появилось фотографирование, значит, когда-то должно было возникнуть и желание внести в полученную картинку изменения, скомбинировать два разных изображения или исказить их. 1858 - год, когда был сделан первый фотомонтаж. ”Угасающая” - так называется эта работа, составленная из пяти различных негативов. На ней изображена умирающая от туберкулеза девушка. Композиция очень эмоциональная, правда, я так и не понял, зачем здесь фотомонтаж. Такую же сцену можно было сделать и без него.


В том же году была сделана и первая фотография с воздуха. Чтобы провернуть это дело, понадобилось прикрепить миниатюрную камеру к ногам ручной птицы. До чего ж беспомощным был тогда человек…

Сцена из 60-х… 1860-х. Несколько человек отправляются в поездку на единственном доступном в те годы виде транспорта.


Бейсбольная команда “Brooklyn Excelsiors”. Да, у любимого вида спорта американцев многолетняя история.


Первое цветное фото - 1861.
Как и большинство других экспериментальных фотографий, по своему содержанию это изображение небогато. Клетчатая ленточка с шотландского наряда - вот и вся композиция, с которой решил поэкспериментировать известный ученый Джеймс Клерк Максвелл. Зато она цветная. Правда, подобно звукозаписям Леона Скотта, эксперименты с цветом так и остались экспериментами, и до регулярного получения цветных изображений с натуры нужно было подождать еще несколько лет.

Кстати, на снимке - сам фотограф.

Для фото пытались найти и практическое применение. Гийом Дюшен, французский ученый-невролог, при помощи фотографии представлял публике свои опыты по изучению природы выражений человеческого лица. Стимулируя лицевые мускулы электродами, он добивался воспроизведения таких выражений как радость или агония. Его фото-отчеты в 1862 году стали одними из первых книжных фотоиллюстраций, имеющих не художественный, а научный характер.

Некоторые из старинных фотографий выглядят очень необычно. Сильный контраст и резкие очертания создают иллюзию, что дама сидит посреди антуража, целиком выточенного из камня. 1860-е года.

В 1860-х годах еще были в строю самые настоящие японские самураи. Не ряженые актеры, а самураи как они есть. Вскоре, после того как фотография была сделана, самураев упразднят как сословие.

Японские послы в Европе. 1860-e годы. Фукузава Юкити (второй слева) выступал в роли англо-японского переводчика.

Сохранились изображения и простых людей, а не только представителей высшего общества. На фото 1860-х годов - ветеран американской армии с супругой.

Как я уже упоминал, старинные фотографии зачастую были очень четкими и детализированными. Фрагмент фотопортрета Авраама Линкольна, снятого в 1863 году - его глаза крупным планом. Целиком, эта фотография кажется отголоском чего-то очень далекого, но при увеличении все меняется. Спустя полтора века после смерти этого человека, его взгляд и ныне кажется мне очень живым и проницательным, как будто я стою напротив живого и здравствующего Линкольна.


Еще немного материалов о жизни выдающегося человека. Первая инаугурация Линкольна в 1861 году - эта фотография разительно отличается от большинства фотоматериалов 19 века. Уютная атмосфера семейных снимков посреди викторианских покоев и монументальность портретов накрахмаленных знаменитостей кажутся чем-то давно ушедшим, в то время как бурлящая толпа оказывается куда более близкой шумным будням 21 века.


Линкольн во время Гражданской войны между Севером и Югом США, 1862 год. При желании, можно найти массу фотоматериалов о самой войне, отснятых непосредственно на поле боя, в казармах и во время переброски войск.

Вторая инаугурация Линкольна, 1864. Самого президента можно увидеть в центре, с бумагой в руках.


И снова Гражданская война - палатка, служащая армейским местным почтовым отделением где-то в штате Вирджиния, 1863 год.


А тем временем в Англии все куда спокойнее. 1864 год, фотограф Валентин Блэнчерд снял прогулку обывателей по Королевской дороге в Лондоне.


Фотография того же года - актриса Сара Бернар позирует Полю Надару. Образ и стиль, который она выбрала для этого фото, настолько нейтральный и неустаревающий, что фотографию можно было бы пометить 1980, 1990 или 2000 годом, и почти никто не смог бы это оспорить, ведь многие фотографы до сих пор снимают на черно-белую пленку.

Первая цветная фотография - 1877.
Но вернемся к фотографии. Пора уже было отснять в цвете нечто более впечатляющее, чем кусочек разноцветной тряпки. Француз Дюко де Орон попытался сделать это методом тройной экспозиции - то есть, фотографируя одну и ту же сцену три раза через светофильтры и комбинируя различные материалы при проявке. Он назвал свой способ гелиохромией . Вот так выглядел городок Ангулем в 1877 году:


Передача цветов на этом снимке несовершенна, например синий цвет отсутствует практически полностью. Примерно так же видят мир многие животные с дихроматическим зрением. Вот вариант, который я попытался сделать более реалистичным за счет подстройки цветового баланса.


А вот еще один вариант, возможно наиболее близкий к тому, как фотография выглядит без цветокоррекции. Можно представить себе, что смотришь через ярко-желтое стеклышко, и тогда эффект присутствия будет наиболее сильным.


Менее известное фото авторства Орона. Вид на город Аген. Вообще, выглядит оно довольно странно - цветовая палитра совсем иная (яркий синий цвет), дата тоже смущает - 1874 год, то есть эта фотография претендует быть старше предыдущей, хотя именно предыдущая фотография считается старейшей из сохранившихся работ Орона. Вполне возможно, от гелиохромии 1874 года остался лишь отпечаток, а оригинал безвозвратно потерян.

Натюрморт с петухом - еще одна гелиохромия Орона, сделана в 1879. Сложно судить, что мы видим на этом цветном фото - снимок птичьих чучел, или фотокопию рисованной картины. По крайней мере, цветопередача впечатляет. И все же, она не настолько хороша, чтобы оправдывать столь сложный фотографический процесс. Поэтому, метод Орона так и не стал массовым методом цветной фотографии.


Зато черно-белая процветала. Джон Томпсон был из породы фотографов, подходивших к своей работе с художественной точки зрения. Он считал, что нарядные и опрятные интеллигенты, чопорные члены королевских семей, суровые генералы и пафосные политики - это еще не все, что может представлять интерес для фотоискусства. Есть и другая жизнь. Одна из его известнейших работ, сделанная в 1876 или 1877 году - фото усталой нищенки, в печали сидящей у крыльца. Называется работа ”Несчастные - жизнь на улицах Лондона”.

Железные дороги были самым первым урбанистическим видом транспорта, к 1887 году они уже имели пятидесятилетнюю историю. Именно в этом году была отснята фотография узловой железнодорожной станции Миннеаполиса. Как видим, товарные поезда и техногенный городской ландшафт не очень-то отличаются от современных.


Зато культура и способы её подачи в те годы были совершенно иными. Радио и телевидение, интернет и мультимедийные библиотеки - все это появится потом, спустя много-много лет. А до тех пор люди, не выходя из дома, могли лишь из книг и газет почерпнуть словесные описания быта, традиций и предметов культуры других стран. Единственная возможность более глубоко соприкоснуться с культурой всего мира, увидев её артефакты воочию - это путешествия и выставки, например Всемирная Выставка, грандиознейшее событие тех времен. Специально для Выставки, по инициативе принца-консорта Англии в середине 19 века построили Хрустальный Дворец - сооружение из металла и стекла, огромное даже по меркам современных торгово-развлекательных центров. Выставка закончилась, а Хрустальный Дворец остался, став постоянным местом для экспозиции буквально всего - от предметов старины и до новейших технических новинок. Летом 1888 года в огромном концертном зале Хрустального Дворца состоялся Генделевский Фестиваль - шикарное музыкальное предствление с участием сотен музыкантов и тысяч певцов и певиц. На коллаже из фотографий - концертный зал в различные годы существования Хрустального Дворца вплоть до его гибели в пожарище 1936 года.

Междугородние пассажирские перевозки 1889


Каналы в Венеции "Venetian Canal" (1894) by Alfred Stieglitz

Очень живой снимок … но не хватало еще кое-чего. Чего же? Ах да, цвета. Цвет все-таки был нужен, причем уже не в качестве экспериментов, а в качестве ….

Несмотря на обилие фотографов, зачастую самоиспечённых, мало кто сможет детально поведать об истории фотокадров. Именно этим мы сегодня и займёмся. Прочитав статью, вы узнаете: что такое камера обскура, какой материал стал основой для первого фотоснимка и как появилась моментальная фотография.

С чего всё начиналось?

О химических свойствах солнечного света люди знали очень давно. Ещё в древности любой человек мог сказать, что солнечные лучи делают цвет кожи более тёмным, догадывались о воздействии света на вкус пива и искрение драгоценных камней. История насчитывает более тысячи лет наблюдений за поведением тех или иных предметов под воздействием ультрафиолетового излучения (именно такой вид излучения характерен для солнца).

По-настоящему применять первый аналог фотографии стали ещё в X веке нашей эры.

Применение это заключалось в так называемой камере обскура. Представляет она собой полностью тёмное помещение, одна из стен которого имела круглое отверстие, пропускающей свет. Благодаря ему на противоположной стене появлялась проекция изображения, которое художники того времени «дорабатывали» и получали красивые рисунки.

Изображение на стенах было перевёрнутым, но это не делало его менее красивым. Открыл такое явление арабский учёный из Басры по имени Альгазен. Он на протяжении долгого времени занимался наблюдением за световыми лучами, а явление камеры обскура впервые было замечено им на затемнённой белой стене своей палатки. Использовал учёный её для наблюдения за затемнениями солнца: уже тогда понимали, что смотреть на солнце напрямую очень опасно.

Первая фотография: предпосылки и успешные попытки.

Главной предпосылкой можно назвать доказательство Иоганном Генрихом Шульцем в 1725 году того, что именно свет, а не тепло, заставляет серебряную соль становиться тёмной. Сделал он это случайно: пытаясь создать светящееся вещество, он перемешал мел с азотной кислотой, и c небольшой долей растворённого серебра. Он заметил, что под влиянием солнечных лучей белый раствор темнеет.

Это натолкнуло учёного на ещё один эксперимент: он попытался получить изображение букв и цифр, вырезая их на бумаге и прикладывая к освещаемой стороне сосуда. Изображение он получил, но у него даже мыслей не было о его сохранении. На основе работ Шульца, учёный Гротгус установил, что поглощение и излучение света происходит под влиянием температуры.

Позднее, в 1822 году, было получено первое в мире изображение, более-менее привычное для современного человека. Получил его Жозеф Ньсефор Ньепс, но кадр, который он получил, не сохранился должным образом. Из-за этого он продолжил работу с большим усердством и получил 1826 году, полноценный кадр, названный «Вид из окна». Именно он вошёл в историю как первая полноценная фотография, хоть и до привычного нам качества было ещё далеко.

Применение металлов – существенное упрощение процесса.

Спустя несколько лет, в 1839 году ещё один француз Луи-Жак Дагер опубликовал новый материал для получения фотографий: медные пластины, покрытые серебром. После этого, пластину обдавали парами йода, из-за чего создавался слой светочувствительного йодида серебра. Именно он был ключевым для будущей фотографии.

После обработки слой подвергался 30-минутному экспонированию в освещённом солнечным светом помещении. Далее пластину относили в тёмную комнату и обрабатывали парами ртути, а закреплялся кадр при помощи поваренной соли. Именно Дагера принято считать создателем первого более-менее качественного фотоснимка. Такой способ хоть и был далёк от «простых смертных», но уже был существенно проще первого.

Цветная фотография – прорыв своего времени.

Многие думают, что цветная фотография появилась только с созданием плёночных фотоаппаратов. Это вовсе не так. Годом создания первого цветного фотоснимка принято считать 1861, именно тогда Лжеймс Максвелл получил изображение, позже названое «Тартановой лентой». Для создания использовался метод трёхцветной фотографии или метод цветоделения, тут уж как кому больше нравится.

Для получения этого кадра было использовано три камеры, каждая из которых оснащалась специальным фильтром, составляющие основные цвета: красный, зелёный и синий. Как итог, получалось три изображения, которые объединялись в одно, но такой процесс нельзя было назвать простым и быстрым. Чтобы упростить его велись бурные исследования светочувствительных материалов.

Первым шагом к упрощению было выявление сенсибилизаторов. Их открыл Герман Фогель, учёный из Германии. Спустя некоторое время, ему удалось получить слой, чувствительный к зелёному цветовому спектру. Позднее, его ученик Адольф Мите создал сенсибилизаторы, чувствительные к трём основным цветам: красному, зелёному и синему. Своё открытие он продемонстрировал в 1902 году на берлинской научной конференции вместе с первым цветным проектором.

Один из первых в России учёных-фотохимиков Сергей Прокудин-Горский, ученик Мите, разработал более чувствительный к красно-оранжевому спектру сенсибилизатор, что позволило ему превзойти учителя. Также он сумел уменьшить выдержку, сумел сделать снимки более массовыми, то есть создал все возможности для тиражирования фотографий. На основе изобретений этих учёных были созданы специальные фотопластины, которые, несмотря на недостатки, были крайне востребованы среди рядовых потребителей.

Моментальная фотография – очередной шаг к ускорению процесса.

Вообще, годом появления такого вида фотографии принято считать 1923, когда был зафиксирован патент на создание «моментального фотоаппарата». Толку от такого аппарата было мало, комбинация из камеры и фотолаборатории была крайне громоздкой и не сильно уменьшало время получения кадра. Понимание проблемы пришло немного позже. Заключалось оно в неудобстве процесса получения готового негатива.

Именно в 30-х годах впервые появились сложные светочувствительные элементы, позволяющие получать готовый позитив. Их разработкой на первых парах занималась фирма Agfa, а массово ими занялись ребята из Polaroid. Первые фотоаппараты компании позволяли получать моментальные фотографии сразу после съёмки кадра.

Немногим позднее похожие идеи пытались реализовать и в СССР. Здесь создавались фотокомплекты «Момент», «Фотон», однако популярности они не сыскали. Главная причина – отсутствие уникальных светочувствительных плёнок для получения позитива. Именно принцип, заложенный этими аппаратами, стал одним из ключевых и самых популярных в конце XX – начале XXI века, особенно в Европе.

Цифровая фотография – резкий скачок в развитии индустрии.

По-настоящему зародился такой вид фотографии совсем недавно – в 1981 году. Основателями смело можно считать японцев: компания Sony показала первый аппарат, в котором матрица заменила фотоплёнку. Все же знают, чем цифровая камера отличается от плёночной, верно? Да, он не мог называться качественным цифровым фотоаппаратом в современном понимании, но первый шаг был на лицо.

В дальнейшем, похожую концепцию развивало множество компаний, но первый цифровой аппарат, каким его привыкли видеть, создала компания Kodak. Серийно камеру начали выпускать в 1990 году, и она почти сразу стала супер популярной.

В 1991 году компания Kodak совместно с Nikon выпускают профессиональный цифровой зеркальный фотоаппарат Kodak DSC100 на основе фотокамеры Nikon F3. Весил такой аппарат 5 килограмм.

Стоит отметить, что с приходом именно цифровых технологий стала более обширна сфера применения фотографии.
Современные же камеры, как правило, подразделяются на несколько категорий: профессиональные, любительские и мобильные. В целом, они между собой отличаются только размером матрицы, оптикой и алгоритмами обработки. Из-за малого количества различий, грань между любительскими и мобильными камерами постепенно стирается.

Применение фотографии

Ещё в середине прошлого столетия сложно было представить, что чёткие изображения в газетах и журналах станут обязательным атрибутом. Особенно ярко бум фотографии проявился с появлением цифровых камер. Да, многие скажут, что плёночные фотоаппараты были лучше и популярнее, но ведь именно цифровые технологии позволили избавить фотоиндустрию от таких проблем, как закончившаяся плёнка или наложение кадров друг на друга.

Более того, современная фотография переживает крайне интересные изменения. Если раньше, к примеру, для получения фотографии в паспорте нужно было отстоять длинную очередь, сделать снимок и ждать ещё несколько дней до его печати, то сейчас достаточно просто сфотографировать себя на белом фоне с определёнными требованиями на телефон и напечатать снимки на специальной бумаге.

Художественная фотография тоже шагнула далеко вперёд. Раньше было сложно получить высоко детализированный кадр горного пейзажа, сложно было обрезать ненужные элементы или сделать качественную обработку фотографии. Сейчас замечательные кадры получают даже мобильные фотографы, готовые без особых проблем составить конкуренцию карманным цифровым камерам. Конечно, конкурировать с полноценными камерами, типа Canon 5D смартфоны не могут, но это тема для отдельного разговора.

Итак, дорогой читатель, теперь вы знаете немного больше об истории фотографии. Надеюсь, этот материал станет полезным для вас. Если это так, то почему бы не подписаться на обновление блога и друзьям про него не рассказать? Тем более вас ждёт ещё масса интересных материалов, которые позволят вам стать более грамотными в вопросах фотографии. Удачи вам и спасибо за уделённое внимание.

Искренне ваш, Тимур Мустаев.

Стремление запечатлеть моменты жизни, происходящие с человеком или окружающим его миром, существовало всегда. Об этом говорят и наскальные рисунки, и изобразительное искусство. В полотнах художников особо ценилась точность и детализация, способность запечатлеть объект в выгодном ракурсе, свете, передать цветовую палитру, тени. На такую работу порой уходили месяцы работы. Именно это желание, а также стремление сократить временные затраты и стали толчком для создания такого вида искусства, как фотография.

Появление фотографии

В IV веке до нашей эры Аристотель, знаменитый ученый из Древней Греции, заметил любопытный факт: свет, который просачивался через небольшую дырочку в ставне окна, повторял тенями на стене виднеющийся за окном пейзаж.

Далее в трактатах ученых из арабских стран начинает упоминаться словосочетание буквально означающее «темная комната». Это оказалось приспособление в виде ящика с отверстием спереди, при помощи которого стало возможным срисовывать натюрморты и пейзажи. Позже ящик усовершенствовали, снабдив двигающимися половинками и линзой, что сделало возможным фокусацию на картинке.

Благодаря новым возможностям, картинки стали намного ярче, а прибор получил название «светлой комнаты», то есть camera lucina. Такие нехитрые технологии позволили нам узнать, как выглядел Архангельск в середине XVII столетия. С их помощью была снята перспектива города, отличающаяся точностью.

Этапы развития фотографии

В XIX веке Жозефом Ньепсом был придуман способ фотографирования, названный им гелиогравюрой. Съемка данным методом происходила при ярком солнце и продолжалась до 8 часов. Суть его заключалась в следующем:

Бралась металлическая пластина, которую покрывали битумным лаком.

Пластина находилась под непосредственным воздействием яркого света, из-за которого лак не растворялся. Но процесс этот был неоднородным и зависел от силы освещения на каждом из участков.

После травили кислотой.

В результате всех манипуляций возникала рельефная, гравированная картина на пластине. Следующим значимым этапом в развитии фотографии стал дагерротип. Название свое способ получил от имени своего изобретателя, Луи Жака Манде Дагера, который смог получить изображение на серебряной пластине, обработанной йодными парами.

Следующим методом была калотипия, придуманная Генри Талботом. Достоинством способа была возможность делать копии одного изображения, которое, в свою очередь, воспроизводилось на бумаге, пропитанной солью серебра.

Первое знакомство с искусством фотографии в России

История русской фотографии продолжается уже более, чем полтора века. И история эта полна разных событий и интересных фактов. Благодаря людям, открывшим для нашей страны искусство фотографии, мы можем видеть Россию сквозь призму времени такой, какой она была много лет назад.

История фотографии в России начинается с 1839 года. Именно тогда член Академии Наук России И. Гамель поехал в Великобританию, где и познакомился с методом калотипии, подробно его изучив. После чего выслал подробное описание. Так и были получены первые фотографии, сделанные способом калотипии, которые до сих пор хранятся в Академии Наук в количестве 12 штук. На снимках имеется подпись изобретателя метода, Талбота.

После этого во Франции происходит знакомство Гамеля с Дагером, под руководством которого он собственноручно делает несколько снимков. Академией Наук в сентябре 1841 года было получено письмо от Гамеля, в котором, согласно его слов, находилась первая выполненная с натуры фотография. На сделанном в Париже фотоснимке - женская фигура.

После этого фотоискусство в России начало набирать обороты, стремительно развиваясь. Между XIX и XX столетиями фотографы из России начали на общих правах принимать участие в фотовыставках и салонах международного класса, на которых получали престижные награды и премии, имели членство в соответствующих сообществах.

Способ Талбота

История фотографии в России получила развитие благодаря людям, живо интересовавшимся новым видом искусства. Таким был и Юлий Федорович Фрицше, известный русский ботаник и химик. Он первым освоил метод Талбота, заключавшийся в получении негатива на светочувствительной бумаге с последующей его печатью на листе, обработанном солями серебра и проявляющемся при солнечном свете.

Фрицше сделал первые фотографии-калотипы листьев растений, после чего вступил перед Акадамией Наук в Санкт-Петербурге в мае 1839 года с докладом. В нем он сообщил, что находит метод калотипии подходящим для запечатления плоских предметов. Например, способ пригоден для выполнения снимков оригинальных растений с необходимой для ботаника точностью.

Вклад Ю. Фрицше

Благодаря Фрицше история фотографии в России шагнула чуть дальше: он предложил заменить гипосульфат натрия, которым пользовался для проявления картинки Талбот, на аммиак, чем заметно модернизировал калотипию, улучшив качество изображения. Юлий Федорович также был первым в стране и одним из первых в мире, кто провел исследовательскую работу по фотографии и фотоискусству.

Алексей Греков и «художественная кабина»

История фотосъемки в России продолжалась, и следующим свой вклад в ее развитие внес Алексей Греков. Московский изобретатель и гравер, он первым из русских мастеров фотографии овладел и калотипией, и дагерротипией. И если вы зададите вопрос о том, какими были первые фотоаппараты в России, то именно изобретение Грекова, «художественную комнату», можно считать таковым.

Первый фотоаппарат, созданный им в 1840 году, позволял сделать качественные, с хорошей резкостью портретные фотоснимки, что не удавалось многим пытавшимся этого добиться фотографам. Греков придумал кресло со специальными удобными подушечками, которые поддерживали голову фотографируемого, позволяя ему не устать за время долгого сидения и сохранять неподвижное положение. А быть неподвижным человеку в кресле приходилось долго: 23 минуты на ярком солнце, а в пасмурный день - все 45.

Мастера фотографии Грекова принято считать первым в России фотохудожником-портретистом. Добиться прекрасных портретных фотоснимков ему помогало и изобретенное им фотоустройство, состоящее из деревянной камеры, в которую не проникал свет. Но при этом коробки могли выдвигаться одна из другой и возвращаться на место. У внешней коробки на передней ее части он прикрепил линзу, представлявшую собой объектив. Во внутренней коробке находилась пластина, чувствительная к свету. Меняя расстояние между коробками, то есть двигая их одну из другой или наоборот, можно было добиться необходимой резкости снимка.

Вклад Сергея Левицкого

Следующим человеком, благодаря которому история фотографии в России стремительно продолжала развиваться, был Сергей Левицкий. В истории русской фотосъемки появились дагерроптипы Пятигорска и Кисловодска, сделанные им на Кавказе. А также золотая медаль художественной выставки, прошедшей в Париже, куда он и отправил снимки для участия в конкурсе.

Сергей Левицкий был в первых рядах фотографов, которые предложили менять декоративный фон для съемок. Им также было решено выполнять ретушь портретных фотографий и их негативов, чтобы уменьшить или вовсе удалить технические недостатки, если таковые имелись.

Левицкий уезжает в Италию в 1845 году, решая повысить уровень знаний и умений в области дагерротипии. Он делает снимки Рима, а также портретные фото русских художников, проживавших там. А в 1847 году придумывает фотографический аппарат со складным мехом, применив для этого мех от гармони. Новшество позволило фотоаппарату стать более мобильным, что в значительной степени отразилось на расширении возможностей фотосъемок.

Вернулся в Россию Сергей Левицкий уже профессиональным фотографом, открыв в Петербурге собственную дагерротипную мастерскую «Светопись». При ней он также открывает фотоателье с богатой коллекцией фотопортретов русских художников, писателей и общественных деятелей. Изучение искусства фотографии он не бросает, продолжая опытным путем изучать применение электрического света и его сочетания с солнечным и их влияние на снимки.

Русский след в фотоискусстве

Деятели искусств, мастера фотографии, изобретатели и ученые из России внесли большой вклад в историю и развитие фотоискусства. Так, среди создателей новых видов фотоаппаратов известны такие русские фамилии, как Срезневский, Езучевский, Карпов, Курдюмов.

Даже Дмитрий Иванович Менделеев принимал активное участие, занимаясь теоретическими и практическими проблемами изготовления фотоснимков. А совместно со Срезневским они стояли у истоков создания фотографического отдела в Русском техническом обществе.

Широко известны успехи яркого мастера русской фотографии, которого можно поставить на одну ступень с Левицким, Андрея Деньера. Он был создателем первого фотоальбома с портретами известных ученых, врачей, путешественников, писателей, артистов. А фотохудожник А. Карелин стал известен всей Европе и вошел в истории фотографии как основоположник жанра бытовой съемки.

Развитие фотоискусства в России

Интерес к фотографии в конце XIX века возрос не только среди специалистов, но и среди простого населения. И в 1887 годы был выпущен «Фотографический вестник», журнал, в котором была собрана информация по рецептам, химическим составам, методам обработки фотографии, теоретические данные.

Но до революции в России возможность заниматься художественной фотографией была доступна лишь малому количеству людей, так как практически ни у кого из изобретателей фотоаппарата не было возможности выпускать их в промышленном масштабе.

В 1919 году В. И. Ленин издал декрет о переходе фотографической промышленности под управление Наркомпроса, а в 1929 началось создание светочувствительных фотоматериалов, впоследствии ставших доступными всем. И уже в 1931 году появляется первый отечественный фотоаппарат «Фотокор».

Роль российских мастеров, фотохудожников, изобретателей в деле развития фотоискусства велика и занимает достойное место в мировой истории фотографии.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.