1 красноармейская 11 храм успения пресвятой богородицы. Храм Успения Девы Марии (Нижний Новгород). Фото и описание

Фото: Католический собор Успения Пресвятой Девы Марии

Фото и описание

Собор Успения Пресвятой Девы Марии является католическим храмом в Санкт-Петербурге. Располагается на 1-ой Красноармейской улице (бывшая 1-я Рота) в доме №11. С улицы собор загораживает здание, в котором находится единственная в нашей стране Высшая католическая семинария «Мария – Царица апостолов». Административно принадлежит Северо-Западному региону Римско-католической Архиепархии – Архиепархии Матери Божией с центром в Москве, руководимой архиепископом-митрополитом Паоло Пецци.

Здание церкви в плане имеет форму латинского креста, с семинарией объединено единым входом.

В 1849 году резиденцию главы Католической Церкви в Российской империи перенесли из Могилёва в Санкт-Петербург, невзирая на то, что архиепархия по-прежнему называлась «Могилёвской». Возведение собора на земле, прилегающей к архиепископской резиденции, шло в период с 1870 по 1873 годы. Первоначальный проект собора разработал архитектор Василий Иванович Собольщиков, после его кончины строительные работы заканчивались под руководством архитектора Евграфа Сергеевича Воротилова. В середине апреля 1873 года состоялась церемония освящения кафедрального собора. Ее провел архиепископ Антоний Фиалковский. Некоторая церковная утварь нового храма была доставлена из Могилёва. В 1873-1926 годы собор имел статус прокафедрального и являлся резиденцией митрополита Могилёвского, главы Католической Церкви на территории нашего государства.

К 1890-м годам приход церкви Успения Пресвятой Девы Марии увеличился настолько, что было решено начать работы по ее расширению. Эта деятельность проходила в 1896-1897 годах. Вместимость собора была увеличена вдвое: с 750 до 1500 человек. Было изменено внутреннее убранство, обновлена роспись, пристроены боковые приделы, заменены боковые алтари, также их декорировали бронзовыми статуями. В декабре 1897 года перестроенный Успенский собор был освящён повторно.

В 1900 году в архиепархиальный дом, расположенный рядом с собором, переехала католическая семинария, а резиденция архиепископа была переведена в находящееся неподалёку здание № 118 на набережной Фонтанки. Успенский приход постоянно рос и перед революционными событиями 1917 года насчитывал около 15000-20000 прихожан.

После Октябрьской революции Успенский храм, как и вся Католическая Церковь в России, переживала тяжёлые времена. В 1918 году семинария была закрыта, а в 1920-х годах власти предпринимали попытки по закрытию и собора, однако приход сумел продержаться до 1930 года, когда церковь была окончательно закрыта. В годы Великой Отечественной войны здание собора сильно пострадало от бомбежек. В послевоенное время храм был переделан под нужды конструкторского предприятия.

Лишь в начале 1990-х годов деятельность Католической Церкви в России была восстановлена. В 1994 году приход Успения Пресвятой Девы Марии был вновь зарегистрирован. В начале осени 1995 года здание собора было возвращено Церкви. В этом же году было возвращено и строение семинарии, в которую из Москвы перебралась Высшая католическая семинария под названием «Мария – Царица Апостолов».

Масштабные реставрационные работы в соборе проходили более двух лет. В середине февраля 1997 года ещё в не до конца отреставрированном здании храма были возобновлены богослужения. В мае 1998 года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем была проведена торжественная церемония освящения собора Успения Пресвятой Девы Марии. В настоящее время в соборе регулярно проводятся концерты духовной музыки, ведется издательство приходской газеты. Настоятель храма – отец Стефан Катинель.

По религиозно-идеологическим соображениям здание храм было решено разместить в глубине квартала, закрыв его зданием Консистории.Строил храм архитектор В. И. Собольщиков.

Изначально церковь имела форму латинского креста. Храм имел единственный неф, перекрытый деревянным шатром с живописью, пять высоко расположенных окон с каждой стороны и два окна в алтаре. Пространство между окнами занимали сдвоенные романские колонны. С восточной стороны к нефу примыкала сакристия, а с западной - часовня.

В подвальном этаже церкви предполагалось разместить квартиры певчих и канцелярских чиновников.

12 апреля 1873 г. здание новой церкви было торжественно освящено Главный престол (с частицей мощей священномученика Папы Пия I и Святителя Вонифатия) освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Антонием Фиалковским.

Осенью было начато проектирование двух боковых выходов в церковный двор для торжественных процессий. Работы предполагалось начать в сентябре1873 г.Архитектор В. И. Собольщиков к тому времени скончался, главным производителем работ был назначен его помощник Е. С. Воротилов.

Весной 1873 г. были завершены отделочные работы в церкви, летом того же года из Могилева прибыл архив капитула, и были распределены квартиры прелатов и каноников.

Должность архитектора зданий последовательно занимали: Е. С. Воротилов (1878-1883 гг.), Орачевский (1884-1885 гг.), А. Д. Фиалковский (1885-1897 гг.), Л. П. Шишко.

Храм позже перестраивался несколько раз.

В 1878 - 1879 гг. архитектор Воротилов перестроил крышу храма, кроме того, было сделано несколько построек во дворе дома Римско-Католической Духовной Коллегии.

В 1895 - 1898 гг. по проекту А. Д. Фиалковского появились две боковые часовни, паркет заменили мозаичные полы, в правом приделе был установлен новый престол, деревянные алтари справа и слева от главного престола заменили на мраморные с бронзовыми статуями, были расширены проходы церковных порталов. В подвале, в новой ризнице,построенной тогда же со стороны сада, и в кладовой были устроены голландские изразцовые печи, сделаны необходимые работы по устройству вентиляции и отопления, подгнивший деревянный потолок был заменен бетонным сводом по системе Монье, устроена часовня Пресвятых Даров. Внутренние живописные работы в 1897-1898 гг. выполнил М. Хрушков, декоративную роспись в «романском стиле» - Н. А. Александров. Новое освящение храма состоялось 23 декабря 1897 г. митрополитом Карлом Недзялковским.

Церковь была в очередной раз расширена в 1900 - 1901 гг. архитектором Е. С. Воротиловым и опять освящена 14 сентября 1902 г. митрополитом Болеславом Клопотовским.

В 1905 - 1906 гг. ремонт свода Духовная Коллегия поручает произвести архитектору Станиславу Воловскому и гражданскому инженеру А.К. Монтагу. Кроме того был устроен дополнительный вход в подвал справа и произведены некоторые внутренние работы.

Последний ремонт перед закрытием церкви был произведен в 1928 г.

Храм был закрыт в 1930 г.После Великой Отечественной войны здание церкви, пострадавшее от попаданий бомб, было переделано под нужды конструкторского бюро.

В 1994 г. был вновь зарегистрирован приход Успения Пресвятой Девы Марии. В сентябре 1995 г. здание храма было возвращено Церкви и была начата реставрация. 16 февраля 1997 г. возобновились богослужения. 24 мая 1998 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил собор Успения Пресвятой Девы Марии.

(по материалам официального сайта храма)

Храм Успения Пресвятой Богородицы - католический храм в городе Нижний Новгород (Россия). Административно относится к католической архиепархии Божьей Матери, возглавляемой архиепископом Паоло Пецци. Настоящий храм хронологически является третьим католическим храмом в Нижнем Новгороде. Предыдущие два храма имеют различную историю. Первый храм Успения Богородицы в Нижнем Новгороде, построенный в 1861 году, был разрушен в 30-х годах XX столетия. Второй храм, строительство которого было начато в 1914 году, был закрыт в 1929 году. В настоящее время в его перестроенном здании находится государственное учреждение. Действующий ныне католический храм Успения Богородицы находится по адресу улица Студёная, 10 б.

Первые католики в Нижнем Новгороде появились в XVII веке. Они селились в так называемой Панской слободе. В XIX веке на Нижегородской ярмарке торговали купцы из Франции; после Отечественной войны 1812 года в Нижнем Новгороде осталось небольшое количество французских пленных. После польского восстания 1830 года в Нижний Новгород направлялись в ссылку участники восстания, которые составили первую устойчивую католическую общину в городе. С 1833 по 1836 гг. в Нижнем Новгороде стали открываться престижные учебные заведения: Александровский дворянский институт, Мариинский институт благородных девиц. В этих учебных заведениях обучались лица разных национальностей, для которых было обязательно прикомандировано духовенство различных христианских конфессий. В это время для духовного окормления католиков в Нижнем Новгороде стали приезжать католические священники из Казани, Саратова и Москвы.

Первый храм

В 1837 году купцы католического вероисповедания, торговавшие на Нижегородской ярмарке, подали прошение местным властям о разрешении строительства католической часовни на территории ярмарки. В 1861 году завершилось строительство первой церкви Успения Богородицы на Зеленском съезде. Настоятелем церкви был назначен священник С. Будревич. В 1920 году храм был закрыт, а в 1930-е годы XX века разрушен в связи с расширением съезда.

Второй храм

После польского восстания 1861-1863 гг. в Нижний Новгород стали массово выселяться польские повстанцы, которые значительно увеличили численность местной католической общины, что привело к необходимости строительства ещё одного католического храма. В 1914 году католическая община получила в дар земельный участок от священника Петра Битны-Шляхто. Первоначально планировалось строить храм в псевдоготическом стиле с высокими башнями, однако начавшаяся Первая мировая война помешала строительству запланированной церкви. В итоге был сооружён более простой и низкий храм, в котором совершались богослужения до 1929 года. Настоятель прихода о. Антоний Дземешкевич был сослан на "Соловки" и расстрелян 3 ноября 1937 года в Сандормохе. В 1949 году в церкви было размещено общежитие, потом - радиоузел. В 1960 году здание было передано Нижегородскому центру научно-технической информации (ЦНТИ).

Среда, 21 Февраля 2018 г. 12:24 + в цитатник

. Знаменитый готический костёл был построен на месте древнего романского храма в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии. Известный как Мариацкий, костёл является главным городским собором и главнейшей городской достопримечательностью.Причину этого можно понять, лишь войдя внутрь: сколько бы вы не готовились к встрече с этим чудом, первое впечатление всё равно будет совершенно ошеломительным.


Нынешний храм - третий на этом месте. От романской церкви начала XII века он унаследовал лишь «неправильную» ориентацию, а второй храм простоял всего два десятка лет и был разрушен татарами в 1241 году. Третий костёл возвели 1290-1300 годах, к середине XIV века появился пресвитерий, а к концу XIV века сооружение превратилось в классическую трёхнефную базилику, выложенную из кирпича ручной работы. На постройку двух разновысоких башен, перекрытие сводов и десяток боковых капелл ушёл весь XV век. К готическому шпилю северной башни (её высота 81 м) в 1666 году добавили позолоченную корону Девы Марии, ренессансный шлем 69-метровой южной башни датируется 1592 годом.


Начиная с XVI века, северная башня служила сторожевой вышкой, южная же использовалась как звонница. Из установленных на ней пяти колоколов самый большой - Ползигмунт. Он был отлит в 1438 году и имеет массу в половину вавельского Зигмунта. В летнее время южная башня, где вас ожидают замечательные виды на Старый город, открыта для посещения. На высоте 54 м расположена комната трубачей, а чтобы до неё добраться, придётся преодолеть 239 ступеней. Выходящий на рыночную площадь позднеготический портал 1752 года выполнен по проекту Франческо Плачиди, каменная ажурная резьба в окне над порталом - работа Яна Матейки.


Мариацкая площадь имеет великолепную акустику, и здесь стоит послушать известный на всю страну краковский хейнал - ежечасный сигнал точного времени, раздающийся с северной башни Мариацкого костёла.Слово «хейнал» венгерского происхождения и переводится как «утро».Ранее (с XIV века) — это сигнал о пожаре или о грозящем городу нападении врагов, который подавали караульщики с самой высокой башни костёла.


Ныне сигнал, в соответствии с традицией, подаёт трубач, появляющийся каждый час наверху башни Мариацкого костёла и дудящий хейнал на все стороны света. В 1926 году на башне костёла были установлены трансмиссионные микрофоны. И, если ежечасно хейнал слышен только в Кракове, то в полдень он разносится уже по всей Польше: его транслирует первая программа национального радио. Ныне эта мелодия является позывными Краковской астрономической обсерватории как сигнал точного времени.


В связи с подачей такого сигнала в Кракове возникла легенда: однажды трубач, увидев приближающуюся вражескую конницу, стал трубить тревогу, но пал, сраженный татарской стрелой, вонзившейся ему в горло. Вовремя предупреждённые горожане сумели отбить атаку,а хейнал с тех пор заканчивается на той самой ноте, на которой оборвалась жизнь трубача-героя.


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Cracow_trumpet_signal.ogg

Согласно легенде, сооружение костела было поручено двум братьям - умелым каменщикам. Старший брат быстро справился с постройкой первой башни со шпилем. Довольный своей работой, он уехал в другой город, на строительство следующего храма. Когда он вернулся, то увидел, что брат еще не закончил свою башню, но она была массивнее первой, то есть могла стать более высокой. Старшего брата обуяла зависть и злоба. И он убил брата-соперника. Но, придя в себя, после вспышки гнева, он ужаснулся содеянного и в отчаянии бросился с недостроенной башни вниз на камни площади


Эта ужасная история настолько потрясла горожан, что советники городской ратуши постановили навсегда вычеркнуть из городских анналов имена братьев. А недостроенную башню в назидание потомкам решили оставить такой, как есть, и только покрыли ее кровлей. Правда это или нет, но в Сукенницах до сих пор хранится окровавленный нож, которым брат убил брата. Да и налицо главное доказательство - две разновеликие башни, из -за которых Мариацкий костел невозможно перепутать ни с одним в мире.


Существует и более реалистичная история, повествующая о том, почему же одна из башен выше. Во времена средневековья невероятное значение имели фортификационные характеристики сооружений, даже если это был храм. Это объясняет толщину и массивность стен, наличие дозорных башен, с высоты которых можно было наблюдать за приближением непрошеных гостей. Вот и одна из башен костела была достроена в XV веке и играла роль дозорного городского пункта. А так, как денег в казне все время не хватало, то достройка второй башни, до уровня дозорной, так и не была продолжена.


Это необыкновенно красивое здание на Рыночной площади служит ее главным архитектурным украшением, в котором воплотились три стиля: пышное барокко, изящный ренессанс и строгая готика. Центральный фасад костела выходит на площадь двумя четырехугольными башнями разной высоты, увенчанными на верхней площадке короткими башенками и длинным шпилем в центре. Высокая (82 м.) башня квадратной формы, поднимаясь вверх, превращается в восьмиугольник за счет 8 коротких башенок, устремивших ввысь ажур тонких изящных шпилей. Вторая, более низкая башня, служит колокольней собора. В ней находится часовня, выполненная в ренессансном стиле, за окном которой расположен колокол. Ее верх по углам венчают 5 куполов: 4 небольших по углам и один большой по центру, увенчанные невысокими шпилями.





Внутренние интерьеры ослепляют своей роскошной красотой и богатой пышностью убранства алтаря и сводов. Готический резной деревянный алтарь является уникальным среди других подобного рода величиной своих врат, украшенных огромными фигурами святых. Весь алтарь расписан сценами из Священного писания, украшен богатой сверкающей позолотой, имеет придел с изображением генеалогического древа Христа.


Интерьер храма имеет полихромный характер, состоящий из различных архитектурных стилей от готики до барокко и модерна.Полихромная роспись стен и сводов, равно как и расписанный под звёздное небо плафон созданы в XIX веке.Главным элементом внутреннего убранства церкви является алтарь Вита Ствоша. В сакристии, оформленной в барочном стиле XVII века, хранятся произведения средневековых ювелиров.



Алтарь пятичастный, составлен из центрального панно (Успение и Вознесение Богородицы со сценой её коронации наверху) и четырёх крыльев с 18 сценами. В открытом положении видны «Шесть Радостей Марии», а в закрытом - 12 сцен из жизни Божией Матери и Христа. Заалтарные готические витражи, едва ли не старейшие в стране, датируются XIV веком.



В Успенском соборе Девы Марии установлен самый большой в Кракове орган, изготовленный в 1880 году. К сожалению, мы уже не узнаем, как он звучал в то время, так как в течение XX века орган претерпел основательную реконструкцию.

















Алтарь Вита Ствоша

Вырезанный из липы, алтарь имеет размер 13 метров в высоту, 11 метров в ширину. Наибольшая фигура алтаря имеет размер 2,7 метров,фигур около 200. Алтарь является самым большим из средневековых алтарей Европы и состоит из центрального панно и четырёх створок (два из которых можно увидеть, когда алтарь полностью закрыт). В нижней части центрального панно представлено Успение Пресвятой Богородицы, которая окружена апостолами, а в верхней части — Взятие Богородицы на небо. В самом верху центрального панно, под ажурным балдахином изображается коронование Девы Марии Пресвятой Троицей. На створках изображены сцены из жизни Богородицы: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов (левая створка), Воскресение Христово, Вознесение Христа и Сошествие Святого Духа. У подножия алтаря изображается родословие Христа. Фигуры на главном панно алтаря своими размерами значительно превышают человеческий рост.


Вит Ствош, уроженец Нюрнберга, прибыл в Краков в 1477 году по просьбе местной немецкой общины, чтобы начать работу над алтарём церкви Успения Пресвятой Девы Марии. Вит Ствош работал над алтарём в течение двенадцати лет.Алтарь был готов к празднику Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1489 года. Стоимость алтаря составила 2808 гульденов, что составляло примерно годовой бюджет Кракова.


Вовремя оккупации Польши немецкие власти алтарь перевезли в Германию.Он хранился в подвалах Нюрнбергского замка. 30 апреля 1946 году алтарь был возвращён в Краков.


Успение Богородицы




Витражи XIV века


Благовещение


Рождество Иисуса Христа


Поклонение волхвов


Воскресение Иисуса Христа


Вознесение Иисуса Христа


Сошествие Святого Духа















Нижегородский храм Успения Пресвятой Богородицы имеет необычный для католических церквей облик. Дело в том, что он располагается в небольшом здании, где когда-то были конюшни, на территории бывших владений Щелоковых. Однако его внутренние помещения украшены красивыми скульптурами и витражами, а во время служений играет орган.

Появление католических поселений

Начиная с XVII века, в Нижнем Новгороде начала формироваться Панская слобода - часть города, где издавна селились немцы, поляки и литовцы, некогда попавшие в плен во время многочисленных войн и оставшиеся жить в России. Учитывая ее национальный состав, можно с уверенностью сказать, что среди них были люди, исповедующие католицизм, хотя в архивных документах той эпохи нет сведений о проведении таких религиозных служб.

После войны 1812 года в течение четырех лет большое количество поляков, французов и немцев были вынуждены принять русское подданство для того, чтобы найти работу на территории России, в частности, в Зачастую свое вероисповедание меняли лишь главы семей, тогда как жены и дети так и оставались католиками.

С 1833 года в городе стали появляться первые элитные учебные заведения, такие как Мариинский и Александровский институты. Сюда съезжались представители многих национальностей, которые предпочитали сохранять свое вероисповедание, будь то мусульманское, лютеранское или католическое. по этой причине было введено обязательное присутствие в учебных заведениях духовных наставников для каждой из религиозных групп. Время от времени в город наведывались заезжие священники, проводившие богослужения либо в арендованных помещениях, либо в частных домах. Но, как оказалось, этого уже было недостаточно.

Первый храм

В 1857 году купцы из числа католиков решили подать коллективное прошение о постройке часовни на городской ярмарочной площади. Не без усилий, но им все же удалось добиться своего. К моменту строительства к сумме, собранной купцами, присоединили свои пожертвования и другие местные прихожане, поэтому вместо часовни решено было воздвигнуть хоть и небольшую, но каменную церковь без колокольни. Ее освятили в 1861 году.

Это был первый в Нижнем Новгороде католический храм Успения Пресвятой Богородицы. Тогда его настоятелем стал отец С. Будревич, который также исполнял и обязанности капеллана. Кроме основного здания церкви, рядом построили дом, где жил священник, а для органиста - флигель. Также позади храма разбили чудесный сад.

Увеличение прихода

После восстания, произошедшего в Польше в 1861-1863 годах, в нижегородском крае опять начался наплыв поселенцев, исповедующих католическую веру. Дело в том, что самых активных бунтарей обычно высылали в Россию, поэтому приход быстро разрастался. Перед началом Первой мировой храм Успения Девы Марии посещали уже около 5,5 тыс. католиков.

К тому времени в городе кроме церкви было возведено еще несколько часовен. Согласно документам, сохранившимся с тех времен, они числились как отдельные католические приходы, а их священники иногда выезжали в уездные города для богослужений. Усилиями настоятеля отца Петра Битны-Шляхто при церкви были организованы Литовский и Польский благотворительные комитеты, занимающиеся проблемами беженцев, а также военнопленных солдат и офицеров. Кроме того, храм Успения Девы Марии имел свою публичную библиотеку, воскресную школу и хор.

Второй храм

В 1914-м приход снова пополнился большим количеством людей. 16 мая того же года новгородская католическая община получила в дар участок земли с домом и садом от священника П. В. Битны-Шляхто, который купил его за собственные средства у дворянки А. Михайловой. Эта усадьба находилась на улице Студеной (сейчас это дом № 8). Здесь планировали возвести новый храм Успения Девы Марии.

Нижний Новгород мог бы украситься тогда огромной псевдоготической церковью с высокими шпилеобразными башнями. Проект этого величественного здания уже был готов. Его разработчиком являлся архитектор М. И. Кунцевич. Но эти планы не были осуществлены, так как началась Первая мировая. В итоге было решено построить самую простую и низкую церковь без башен, с обычным потолком вместо многочисленных сводов. В этом здании службы совершались вплоть до 1929 года, пока большинство прихожан не были репрессированы, а священник А. Дземешкевич и вовсе расстрелян. Такая же участь постигла почти все католические Репрессии в стране тогда только начинались.

В конце 1940 годов второй храм Успения Девы Марии был практически полностью перестроен под общежитие. Чуть позже здесь размещался и радиоузел. В 1960-е строение опять поменяло своих хозяев, на этот раз здесь разместился технический научный центр. Что касается первого храма, находящегося на Зеленском спуске, то его сначала закрыли, а потом и вовсе снесли в годы сталинских репрессий.

Возрождение прихода

Весной 1993 года на совместную молитву в первый раз собрались пятеро верующих - будущих прихожан нового католического храма Пресвятой Девы Марии. Именно тогда и было принято решение о его восстановлении. При этом выяснилось, что в Нижнем Новгороде тогда проживало около 300 литовцев, более 600 поляков, а также представителей других национальностей, большинство из которых исповедовали католицизм.

Первая месса в городе была совершена на частной квартире в ноябре 1993 года отцом Ральфом Филиппом Шененбергом, приехавшим из Швейцарии и привезшим с собой первую статую для будущего храма - Фитимскую Божью Матерь. Вскоре новый приход был официально зарегистрирован.

Третий храм

Поскольку предыдущее здание церкви передать верующим не было никакой возможности, городская администрация выделила им другое помещение, расположенное на соседнем участке. Им оказалось здание бывших конюшен усадьбы Щелоковых. Чуть позже во владение прихода перешла и полуразрушенная постройка, принадлежавшее органисту. Теперь оно отремонтировано и в настоящее время там живет священник.

Здание, где когда-то располагались конюшни, с тех пор кардинально перестроили. Теперь там располагается непосредственно храм, канцелярия прихода и помещение «Каритаса». На втором этаже находятся классы воскресной школы и библиотека.

Реконструкция

Поскольку внешне новое здание храма мало напоминало культовое сооружение, большое внимание было уделено внутреннему убранству. Алтарь в храме установлен в центре таким образом, как это делали первые христиане, когда вышли из катакомб. Сзади расположена полукруглая аспида, украшенная витражными окнами.

Чуть позже на храме установили ажурный крест, башенные часы, в слуховом окне повесили колокол, а над главным входом в церковь появилось цветное изображение Святого Семейства. Все эти атрибуты наглядно свидетельствовали о назначении этого здания.

Стоит отметить, что почти все строительные работы были выполнены местными мастерами, за исключением креста и колокола, которые изготовили в Воронеже. В 2004 году городская администрация дала разрешение на расширение храма. Была проделана огромная работа, которая позволила сделать церковь более удобной и просторной для прихожан.

В настоящее время храм Успения Девы Марии официально относится к архиепархии которую возглавляет архиепископ Паоло Пецци. Адрес: улица Студеная, 10 б.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.