Анализ "старуха изергиль". Cочинение «Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль Герой произведения горького старуха изергиль

Одним из наиболее выдающихся произведений Максима Горького является его рассказ «Старуха Изергиль», написанный автором в 1894 году. В своём романтическом повествовании писатель использовал один из наиболее интересных приёмов литературы — «рассказ, состоящий из рассказа». Все произведение, состоящее из трёх частей, представляет собой повествование, которое ведётся не только от лица автора, но и от имени главной героини — старухи Изергиль. При этом автор не пересказывает её истории, а повествование ведётся от первого лица.

Вконтакте

Вступление

Сам рассказ — это размышление автора об основных человеческих ценностях: о смысле жизни, человеческой свободе и ценности человеческой жизни. Это произведение даже вызывает споры у некоторых читателей — а действительно ли это повествование — рассказ? Или всё-таки автор писал короткую повесть?

Если обратиться к авторитетным и популярным интернет-источникам, то произведение «Старуха Изергиль» Википедия описывает как рассказ, состоящий из трёх самостоятельных повествований , каждое из которых несёт и свою сюжетную линию, и имеет своих главных героев и событийный ряд. Там же можно читать краткий пересказ произведения и проанализировать описываемые события.

Основные персонажи рассказа «Старуха Изергиль»

В рассказе «Старуха Изергиль» от имени главной героини описываются три истории жизни, одна из которых является собственной историей Изергиль. Если рассматривать героев повествования , то их можно разделить на главных и второстепенных.

Главными героями рассказа являются:

Второстепенными персонажами являются соплеменники Ларры и Данко, которые и явились очевидцами событий, описываемых старухой Изергиль, и превратили эти истории в легенды. И если в первой части соплеменники Ларры описываются как мудрые и справедливые люди, то племя, в котором вырос Данко — храбрецы, павшие духом и не находящие в себе силы для борьбы с тяжёлыми обстоятельствами.

Максим Горький «Старуха Изергиль»: краткое содержание произведения

Можно по-разному относиться к творчеству

Прежде чем провести небольшой анализ "Старухи Изергиль" - произведения Максима Горького, коротко рассмотрим основные факты об этом рассказе. Максим Горький путешествует по Бессарабии, и по возвращению домой сразу пишет этот замечательный рассказ. Год написания рассказа "Старуха Изергиль" - 1891 год.

По мнению литературоведов это произведение относится к раннему творчеству Горького, но уже хорошо прослеживается стилистика автора и нотки романтизма. Немаловажно, что сам автор полагал, что именно этот рассказ стал наиболее удачным из всех остальных. Благодаря анализу "Старуха Изергиль" можно глубже понять идею и ход рассуждений Горького.

Главные герои рассказа "Старуха Изергиль"

В рассказе три новеллы, сюжет которых не связан между собой, но вместо этого у них есть ярко выраженная общая идея. Используя три совершенно непохожих сюжета, Максим Горький доносит до читателей, насколько поистине ценна жизнь человека. Разумеется, донести эту идею помогут главные герои рассказа "Старуха Изергиль" - это Данко, Ларра, старуха Изергиль. Сделав анализ образа каждого из этих героев, мы увидим, что под настоящей свободой подразумевает автор.

Сначала проведем анализ первой новеллы рассказа "Старуха Изергиль", где повествуется о Ларре. Его натура пропитана эгоизмом, он думает только о себе, поэтому читатель видит Ларру в неприглядном свете. Другие, смотря на поведение Ларры, тоже испытывают лишь разочарования - кто-то его просто боится, а кто-то даже ненавидит. У Ларры отец - орел, а мать - женщина, и хотя внешне он выглядит, как человек, своими поступками он раскрывает свою сущность животного. Чтобы добиться своего, Ларра идет на всё и по всем, у него нет ценностей.

Анализ "Старухи Изергиль" был бы не точным, если упустить такого персонажа, как Данко. Горький полностью противопоставляет его Ларре. Какие главные качества в Данко? Он милосерден, сострадателен и добр. Данко ставит других выше себя, и собственное достоинство других он ценит намного выше своего. Он готов идти на жертвы, и не видит другого пути в жизни.

Образ Данко в рассказе "Старуха Изергиль" передает ход рассуждений Горького о том, что любому человеку под силу развить в себе горячую и самоотверженную любовь, даже не размышляя о последствиях.

Теперь поговорим о третьем персонаже - старухе Изергиль. Очень неоднозначно можно проанализировать этого героя рассказа. От Ларры и Данко Изергиль отличается тем, что ее нет в границах легенды, она выходит из реальности. Когда старуха Изергиль повествует о своей истории любви, читателю не верится, что она с искренностью испытала чувства, о которых рассказывает. Хотя, надо сказать, что эта женщина действовала по велению своего сердца. Новелла об этой старой женщине очень похожа на часть рассказа, где главным персонажем выступил Ларра.

Максим Горький не решает за читателя, как именно стоит трактовать поступки главной героини, что наталкивает на мысль: а в реальной жизни ведь поведение человека тоже зачастую неоднозначно. Приняв во внимание всех трех персонажей рассказа "Старуха Изергиль", мы понимаем, какую тему хотел обсудить Горький - это тема смысла человеческой жизни.

Рассказ «Старуха Изергиль» объединил 2 народные легенды и повествование старухи о своей жизни, своих мужьях. Произведение написано в 1894 году. В нем Максим Горький поднимает проблему существования человека в социуме, заставляет читателя задуматься: как жить?

  • Вне людей и для себя (кстати, сейчас очень часто можно встретить подобные взаимоотношения людей;
  • Жить с людьми, но для себя (тоже весьма популярная концепция);
  • Жить с людьми и для людей (если в наше время и есть такие, то их прискорбно мало).

Горький рассматривает все три концепции на конкретных примерах.

Главные герои рассказа «Старуха Изергиль»:

Данко – Молодой красивый мужчина, лидер, которому люди доверились, и попросили вести их за собой. И когда началась гроза, а в лесу стало темно, люди начали возмущаться и роптать. Они обвинили Данко в том, что он завел их в дебри, откуда им не выйти. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…» Он разорвал грудь и вырвал свое сердце. Он нес в руках горящее сердце и люди снова, как зачарованные пошли за ним. Они вышли из леса, стоящего плотной стеной. Когда лес кончился, был степь, светило солнце. В эту минуту Данко упал и умер. А какой-то человек наступил на сердце и оно рассыпалось мелкими искрами. Все-таки люди часто бывают жестокими и неблагодарными. Может быть, если бы сердце вложили в грудь Данко, он бы ожил.

Ларра – сын орла и женщины, которую похитил орел из стана людей. Гордый, самовлюбленный и самоуверенный юноша. Он был ловок, хищен, силен, жесток. Когда люди изгнали его из своего сообщества за убийство девушки, он вначале был рад своей свободе и одиночеству. Он воровал у людей скот, девушек, имущество. В него стреляли, но убить не могли. Волей Небес он был обречен не просто на одиночество, на бессмертие. Тело его высохло, осталась лишь душа, которая бродила по свету. Этот человек жил для себя, ничего не отдавая людям.

Старуха Изергиль – Эта женщина не терпела одиночества. Она всегда жила в социуме. У нее были мужчины, с которыми она расставалась легко и почти без сожаления. Чтобы понять ее, стоит сказать несколько слов о ее мужчинах. У нее также не было детей. Воспоминание о мужчинах не оживило ее лица.

Первый мужчина, рыбак появился в жизни Изергиль, когда ей было 15 лет. Высокий, гибкий, черноусый, веселый. Она встречалась с ним месяца три, и ей стало скучно «Все поет, да целуется».

Гуцул – рыжий весь, огненная голова. Случалось, что он бил Изергиль. И первого, и рыжего повесили за какое-то преступление.

Турок – Изергиль была у него восьмой женой в гареме. Попала к нему не по своей воле. Ее схватили на улице и привезли к нему. Был важный, как царь, хотя он являлся обычным коммерсантом.

Сын турка, совсем мальчик – с ним Изергиль убежала в Болгарию. Он быстро умер.

Поляк – маленький смешной и подлый. Часто говорил Изергиль гадкие слова. Однажды Изергиль разозлилась, взяла на руки поляка и бросила в реку. А сама ушла от него.

Жид купил ее, чтобы торговать ею.

Пан осыпал ее золотом, чтобы она стала принадлежать только ему, но этот пан Изергиль не нравился: У него было такое толстое, сырое лицо, и живот - как большая подушка. Он смотрел, как сытая свинья.

Пан с изрубленным лицом – достойный пан. Любил подвиги. Скорее всего, он был из тех, кто ничего не умел делать, только воевать. Ему все равно было с кем и за кого воевать. Хотя Изергиль считала его хорошим человеком.

Шляхтич был красив как черт, и хотел, просто так взять Изергиль, но она проявила характер. Но добившись своего, этот шляхтич бросил ее. Она поняла, что постарела. Но все-таки она помогла ему освободиться от тюрьмы, а сама вернулась в Добруджу.

Может быть, несправедливо относить «Старуху Изергиль» к рассказу. Это произведение многоплановое. Оно не ограничено ни местом, ни временем. В нем рассказаны 2 легенды с тысячелетней историей. Возможно, это произведение правильнее было бы отнести к повести.

В этом произведении на примере своих героев Горький говорит о быстротечности человеческой жизни, о времени. Изергиль много любила, но жила она легко и беззаботно. Ни об одном из своих мужчин она по-настоящему не заботилась, не подарила ни тепла, ни детей. В результате свой век доживает в одиночестве, среди чужих для нее людей.

Немного об авторе:

Настоящее имя в биографии М. Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители рано умерли, так Горький детство провел в жестких, тяжелых условиях, живя у своего деда.

В жизни Горького всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. 1887 год был одним из труднейших в биографии Максима Горького. Из-за навалившихся бед он пытался покончить с собой, тем не менее, выжил.

Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, арестован. Первый напечатанный рассказ Горького вышел в 1892 году. Затем опубликованная в 1898 году библиотека Горького из двух томов «Очерки и рассказы», принесла писателю известность. Ему было присвоено звание члена Академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.

После этого писатель эмигрировал в США, затем в Италию. Даже там творчество Горького защищало революцию. Возвращение в Россию в биографии Горького произошло в 1913 году. Он работает в издательствах, проводит общественную деятельность. После 12 лет проживания в Италии, снова возвращается в Москву.

К известным произведениям Горького относятся «На дне», «Мещане», «Детство», «Жизнь Клима Самгина», а также многие циклы рассказов.

Основные герои произведения "Старуха Изергиль":

  • Изергиль:

Ее можно назвать главной героиней рассказа. Именно из ее уст звучат легенды о Данко и о Ларре. Во второй части И. Рассказывает о своей жизни. Она вспоминает эпизоды встреч со своими возлюбленными, рассуждает, что "в жизни всегда есть место подвигу". Подтверждением этому является ее судьба, яркая, полная любви, приключений и свободы. В молодости она была очень красива, но теперь, спустя очень много лет, выглядит как страшное напоминание скоротечности жизни. Автор явно испытывает симпатию к И., которая смогла ради спасения любимого убить часового. Но со временем она раскаялась в своей бесшабашной смелости и жажде плотских наслаждений.
  • Данко:

Персонаж второй сказки старухи Изергиль. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Д. был "лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня". Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Д. в том, что он неумело управлял ими. Д. преодолел негодование и во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу. И тут же они забыли своего героя. А Д. умер.


  • Ларра:

Это сын женщины и орла. Он вырос вне людей, гордый, привыкший считать себя лучшим. Он вступает в острое столкновение с племенем, откуда родом была его мать. Л. убивает девушку, которая отказала ему. За это люди изгоняют его из своей среды и молят небо о наказании для гордеца. Небо услышало молитвы. Л. наказан одиночеством и бессмертием. Он много раз пытался покончить с собой, но все было без толку. Теперь он превратился в скитающуюся тень, напоминающую о грехе гордости.

Сюжет:

В рассказе М,Горького "Старуха Изергиль" рассказывается об авторе,которому старуха рассказывает о свей жизни.О том,как она любила многих,о том,как они погибли.Она рассказала о том,как она спасла от гибели последнюю свою любовь.Также она рассказала две легенды-о сыне орла Ларре, который был наказан вечной жизнью за свою гордыню.И легенду о отважном Данко, который освещал своим сердцем путь.Он бескорыстно спас людей от гибели,а затем умер,отдав им свое сердце.

Мне понравилась отвага и мужество Данко.Мне жаль Ларру,думаю он понял свою ошибку.

История написания:

“Я видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”,- так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В рассказе “Старуха Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы “Макар Чудра” и “Челкаш”), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко) , каждая из которых целиком подчинена одной цели – наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Сочинение

Одним из наиболее ярких ранних произведений Горького, в котором он также переосмысливает традиционные представления о добре и зле, красоте и силе, но в несколько другом аспекте, является рассказ «Старуха Изергиль». Этот рассказ состоит из трех частей: легенды о Ларре, рассказа Изергиль о ее собственной жизни и легенды о Данко, обрамленных повествованием автора-рассказчика. Единым целым эти три части делает основная идея произведения - стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

* «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - … не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый хотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно », - говорит умудренная жизненным опытом Изергиль.

Эти ее слова, обращенные к рассказчику, звучат упреком скучной, пошлой жизни многих поколений людей, без следа исчезнувших с лица земли. В то же время эти слова объясняют смысл легенды о Ларре (его имя означает «отверженный, выкинутый вон»), помогают лучше понять мятежную душу самой Изергиль, которую пугает судьба отверженного сына орла, отбрасывающая тень на ее собственную жизнь (ведь и сама Изергиль из числа гордых и свободолюбивых героев). От этих слов тянется ниточка и к легенде о бессмертном подвиге Данко.

Мысль автора в рассказе «Старуха Изергиль» движется от образа сильного и красивого эгоиста Ларры, живущего только для себя, от образа самой Изергиль, живущей только своими страстями, - к образу Данко, живущего и совершающего подвиг ради других людей. И Ларра, и Данко - сильные личности, но Ларра в духе ницшеанского «сверхчеловека» считает себя человекобогом, которому «все позволено» , он хочет иметь все и сохранить себя цельным, ничем не жертвуя. Данко же совершает подвиг самопожертвования ради людей, которые смирились, «испуганные смертью», и уже готовы были принять рабскую жизнь, принести в дар врагу самое дорогое - свою волю. Одиночество Ларры оборачивается для него страшным наказанием, так как оно противоестественно для любого человека. Ларра жинет тысячи лет, и одиночество иссушило его душу, как солнце «выпушило его тело, кровь и кости».

Автор осуждает Ларру как носителя эгоистической идеи, в то же время он осуждает и старуху- носителя идеи жизни ради удовлетворения своих страстей. Но и подвиг Данко также не оценен людьми по достоинству. Движимый чувством сострадания и любви к людям, он целеустремленно идет вперед, но его порыв в большой степени эмоционален, ему не хватает могучей силы разума, и поэтому подвига героя недостаточно, чтобы преобразить несовершенных людей и пробудит ь в них высокую духовность. II все же автор симпатизирует именно Данко. Потому что его поступок был совершен от великой любви к людям, и, несмотря на то что нашелся «осторожный» человек, потушивший горящее сердце, искры его светятся, они не померкли. Потому что гордое сердце Данко было «факелом великой любви к людям».

На фоне этих легенд история жизни старухи Изергиль - яркой и своевольной в любви женщины - тоже приобретает смысл притчи. Этот образ содержит в себе ничуть не меньше свободы, полета души, чем образы Лойко и Радды, Ларры, Данко и многих других. Жизнь Изергиль, наполненная «жадной любовью», была подчинена этой ненасытной страсти. Но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни подчинять чьей-либо воле.

Мотив прозрения связан с образом слушателя (автора-рассказчика), которому открывается истина.

Рассказ обрамляется его просьбами к Изергиль поведать, о чем он не имеет пока представления. А в конце он «думал о великом горящем сердце Данко и человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд». Произведения Горького зажигают наши сердца великой любовью к людям, стремлением к свободе, жаждой живой, полноценной жизни. И роль самого автора, особенно в ранних его произведениях, сводится к тому, чтобы стать некой путеводной звездой, открывающей человеку его собственную душу, озаряющей его жизненный путь, наполняющей ее особым смыслом. Через пленительную красоту романтических образов писатель ведет человека к духовному преобразованию, через прекрасные истории красивых, гордых, смелых героев Горький открывает перед нами историю нашей собственной жизни, наши стремления, наше предназначение.

Человеку необходимо прекрасное - иначе поймет ли он свое предназначение? Человеку нужен подвиг - иначе поймет ли он, что сердце должно пылать? Человеку нужен Сокол - иначе он так и будет возлежать, распластавшись на ложе своей судьбы… Горький дает нам это прекрасное, этот подвиг, посылает нам этого Сокола.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль») Образ Данко «Старуха Изергиль» Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл противопоставления Данко и Ларры

Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.