Что такое омовение в христианстве. Как проходит чин омовения ног в Великий четверг? А. Библейское учение о крещении

Регулярная исправленная статья Дата создания: 29.07.2011

Омов́ение (טְבִילָה - твила , буквально `окунание`, `погружение`) - обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота , а также для освящения.

Смысл омовения

Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею рабби Йохананом бен Закаем : «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).

Распространение омовения в религиях мира

Омовение характерно для большинства древних религий; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе . В иудаизме был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, ессеи и Кумранская община настаивали на частом совершении омовения. В Тосефте (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются товлей шахарит (`совершающие утренние омовения`), - по-видимому, особая группа в рамках фарисейского течения .

Типы омовения и их особенности

В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук .

Полное омовение

Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в маим хаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве . Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи.

По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Торе .

Особую важность омовение имело для коhенов , так как для участия в храмовой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в Йом-Кипур первосвященник совершал омовение пять раз. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист.

Особые обстоятельства

В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в микве . Однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения микве в соответствии с предписанием закона Торы. Поэтому есть отдельные микве для усопших. Наиболее распространенный обычай - омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды.

Омовение рук

Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21).

Омовение рук (нетилат ядаим ) - наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем. Воду следует вылить на всю руку до запястья, однако омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно.

Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше).

Омовение рук - раввинистическое установление, цель которого - устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим).

ОМОВЕ́НИЕ (טְבִילָה , твила , буквально `окунание`, `погружение`), обряд, предназначенный для восстановления ритуальной чистоты или для тех случаев, когда необходима большая ритуальная чистота, а также для освящения.

Омовение не следует путать с купанием: совершающий омовение должен предварительно выкупаться (Майм. Яд., Микваот 11:16). Тем не менее, между омовением и купанием существует некоторая символическая связь. Как омовение, так и виды скверны и нечистоты, от которых оно очищает, установлены библейским законом и осмыслены законоучителями как ритуальные, а не гигиенические или магические предписания. Это явствует и из объяснения, данного нееврею рабби Иохананом бен Заккаем : «Не труп загрязняет, и не вода очищает. Это веление Бога, и нам нельзя подвергать его сомнению» (Чис. Р. 19:4).

Омовение характерно для большинства древних религий; в различных формах оно сохраняет свою важность также в христианстве и исламе . В иудаизме был ряд сект, придававших особенно большое значение омовению. Так, ессеи и Кумранская община настаивали на частом совершении омовения. В Тосефте (Тосеф., Яд. 2:20) упоминаются товлей шахарит (`совершающие утренние омовения`), - по-видимому, особая группа в рамках фарисейского течения (см. Фарисеи).

В еврейской традиции существуют три типа омовений, соответствующих типу скверны: полное омовение, омовение рук и ног и омовение рук.

Полное омовение человека или предмета, требующего очищения, должно совершаться либо в маим хаим (`живой воде`), то есть в воде реки (в определенных случаях), природного источника или моря, либо в микве . Человек или предмет, подлежащий омовению, должен быть физически чистым, и вода должна соприкасаться со всей поверхностью тела или вещи. По закону достаточно одного такого омовения, однако стало обычным совершать троекратное омовение. Полное омовение требуется в большинстве случаев ритуальной нечистоты, установленных в Пятикнижии . Особую важность омовение имело для священников (см. Кох ен), так как для участия в храмовой службе (см. Храм) и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Во время службы в Иом-Киппур первосвященник совершал омовение пять раз. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист. Однако среди фарисеев вошло в обычай поддерживать ритуальную чистоту все время. Полное омовение стало также частью церемонии перехода в иудаизм, хотя и существуют разногласия по поводу того, требуется ли омовение мужчин в дополнение к обрезанию , или же вместо него (Иев. 46а).

Со времени разрушения Храма законы о поддержании ритуальной чистоты утратили практическое значение из-за отсутствия пепла рыжей коровы (см. Пара адумма), необходимого для обряда очищения. С этого времени всякий еврей пребывает, в сущности, в состоянии ритуальной нечистоты. Единственный вид полного омовения, выполняемый и поныне, - омовение женщин после менструации (см. Нидда) и омовение прозелитов , так как в этих случаях не требуется пепла рыжей коровы, а очищение необходимо не только для сугубо священных целей. Омовение делает такую женщину дозволенной для мужчины, а прозелита наделяет статусом еврея.

В дополнение к случаям, упомянутым в Библии, законоучители постановили, чтобы после полового сношения (а для мужчины - после любого семяизвержения) совершалось полное омовение для восстановления ритуальной чистоты, нужной для молитвы и изучения Торы. Поскольку это - раввинистическое установление, погружение в водопроводную воду или даже обливание 9 кавами (по различным расчетам, от 10 до 17 литров; см. Веса и меры) воды считалось достаточным. Это установление приписывалось Эзре , однако не получило всеобщего признания и впоследствии было официально отменено (Бр. 21б–22а; Майм. Яд., Криат Шма 4:8). Тем не менее, благочестивые евреи соблюдают это установление, равно как и обычай полного омовения, перед важнейшими праздниками, особенно - Иом-Киппур; некоторые хасидские группы (см. Хасидизм) совершают полное омовение перед утренней молитвой (Шахарит) и перед наступлением субботы . В некоторых общинах существовал обычай омовения тела усопшего в микве , однако многие раввины резко возражали против этого обычая на том основании, что он может оттолкнуть женщин от посещения микве в соответствии с предписанием библейского закона, поэтому есть отдельные микве для усопших. Наиболее распространенный обычай - омовение усопшего девятью кавами (см. выше) воды.

Омовение нидды и прозелита требует кавваны (буквально `намерения`, то есть осознания цели) - со стороны совершающего обряд и произнесения бенедикции . Прозелит произносит бенедикцию после омовения. Совершенное в подобающее время, омовение считается мицвой и может быть совершено в субботу и даже (кроме нидды) в Иом-Киппур и Ава девятое , то есть в дни, когда купание возбраняется. За исключением нидды, в том числе роженицы, чье омовение совершается после наступления темноты, всякое омовение производится днем.

Законы омовения стремились соблюдать и марраны , особенно женщины в состоянии нидды, но из-за отсутствия микве им приходилось ограничиваться купанием (их мужья спали отдельно вплоть до такого очищения). Инквизиция преследовала за выполнение этих обычаев, видя в них проявление приверженности к иудаизму.

Омовение рук и ног было необходимым для священников перед участием в храмовой службе (Исх. 30:17–21).

Омовение рук (нетилат ядаим ) - наиболее распространенный вид омовения. Такое омовение производится либо погружением в воду рук до запястья, либо выливанием 1/4 лога (по различным расчетам, от 0,09 до 0,25 литра; см. Веса и меры) на обе руки из широкогорлого сосуда с неповрежденным краем; воду следует вылить на всю руку до запястья, однако омовение считается действительным, даже если смочены только пальцы до второго сустава включительно. Руки должны быть чистыми, и на них не должно быть прилипших частиц; кольца следует снять, чтобы вода могла омыть всю поверхность руки. Нельзя употреблять воду, которой уже пользовались в каких-либо целях. Вода не должна быть горячей и окрашенной. Вошло в обычай поливать каждую руку трижды. Омовение рук может совершаться и в «живой воде» (см. выше).

Омовение рук - раввинистическое установление, цель которого - устранить ритуальную нечистоту рук (тум’ат ядаим ).

В Библии омовение рук упоминается лишь однажды (Лев. 15:11). Согласно одной традиции, концепция ритуальной нечистоты рук и соответственно их омовение - установление царя Соломона , согласно другим - учеников рабби Х иллела и рабби Шаммая (Шаб. 14а–б). Предполагается, что этот обычай восходит к омовению рук, которое совершали священники перед тем, как приступить к принятию священной пищи. Ритуальное омовение рук, соблюдаемое в наши дни, совершается перед принятием в пищу хлеба, а также другой пищи, которую едят руками, если на ней есть следы определенных жидкостей (но в последнем случае - без бенедикции). Согласно раввинистическим авторитетам, омовение рук после трапезы перед произнесением благодарственной молитвы не менее важно; существует и рационалистическое объяснение этого - необходимость удалить соль, которая может пристать к рукам и причинить затем вред глазам (Эр. 17б). Возможно, что этот обряд происходит от существовавшего в то время римского застольного обычая.

КЕЭ, том: 6.
Кол.: 158–161.
Издано: 1992.

С древних времен бани служили не только для телесного очищения: мытье в них рассматривалось также как символ освооождения с помощью воды от "грязи греха". Например, знаменита "Большая ванна" в одном из городов индуистской культуры Мохенджо-Даро (ныне Пакистан) (ок. 2500 до н. э.) размерами 12х7 метров.

Еще чаще почти во всех древних цивилизациях практиковались ритуальные омовения частей тела, как в настоящее время в странах ислама.

Широко использовалось с древнейших времен, иногда как ритуал инициации живых или мертвых.

Крещение, - ритуальное погружения в воду – символ духовного очищения и возрождения.

"В алхимии субъкт, подверженный черноте, преследуемый смертью и разложением, подлежит омовению. Этот процесс происходит при медленном оседании конденсированных паров, поднимающихся с поверхности тела, подогреваемого умеренным пламенем, которое делается попеременно то большим, то меньшим. Эта непрерывная капель способствует осуществлению прогрессирующего промывания материала, изменяющегося в этом процессе от черного, через серый к белому. Белизна - показатель успеха первой части "Великого Делания". Адепты достигают этого в том случае, если их души очищены от всего, что их возбуждает" (Освальд Вирт < ).

Промывание, мытье символизирует очищение не столько от объективных и внешних зол, сколько от субъективных, внутренних грехов, которые мы называем "личными".

"Следует особо подчеркнуть, что природа дальнейшего очищения намного сложнее и болезненнее начального, т.к. на этом этапе оно призвано разрушить то, что привязывает всевозможными витальными побуждениями к самому существованию. В этот алхимический процесс включен принцип максимального самоотречения и беспрекословное следование заповедям ради подлинного духовного роста".

Раствор обоих первоначальных элементов серы и ртути обозначается как "купание" короля и королевы.

Индийские прихрамовые пруды для ритуального очищения.

Мезоамерика

Ночные купания были приняты в Древней Мексике.

Невеста и жених перед свадьбой совершали купание: в один из дней 12-го месяца в храмах происходило омовение фигур Будды, и купания обозначали каждый новый отрезок жизни.

Античность

В процессе тайных культовых собраний в Элевсине (под Афинами) для их участников было предусмотрено омовение в море.

Важный ритуал возвращения человека к первоначальной чистоте.

Важный обряд, символизирующий скорее внутреннее, а не внешнее очищение - как, например, в исламском обычае умывать лицо и мыть руки и ноги перед молитвами трижды в день.

В церемонии посвящения новоиспеченные монахи ритуально смывали следы прошлой (мирской) жизни.

Психология

В психоанализе ритуал крещения рассматривается как разрушение прежней личности и рождение новой из первичных материнских вод. Глубинная психология усматривает в образе купания в бане (ванной) тенденцию к возврату в материнское лоно.

Христианство

Символизирует невинность.

Омовение рук священнослужителем означает: "Я умываю руки, я не виновен".

Пилат пытался очистить себя от вины за распятие Христа процедурой омовения рук.

В раннехристианскую эпоху общественные бани римской цивилизации становились в глазах обращенных символом с отрицательным содержанием как места распутства и изнеженности. Культура купания в средневековье, на которую содержится намек в том числе и на виньетках древнейшей рукописной немецкой "Библии (???)енцеля" (Австрийская национальная библиотека), в начале Нового времени быстро пришла в упадок из-за распространения венерических заболеваний.

При крещении Иоанном Крестителем крещаемым не просто смачивали голову, их окунали в реку". Этому обряду подверг себя также и Иисус Христос.

В зависимости от конфессии крещение, может символизировать вступление в лоно Церкви, конфирмацию, возрождение в благодати, очищение от грехов, сопричастность Смерти и Воскресен ию Иисуса Христа. Менее распространено крещение ветром или огнем (последнее было невольной участью или добровольным выбором некоторых христианских мучеников).

Купание в "источнике молодости" в европейском искусстве (особенно в период Ренессанса) обычно являлось символом возрождения.

В церковной сфере раскаяние в грехах и отпущение грехов считаются очистительной купелью для души, которая очищается от осквернения также слезами раскаяния.

Мученическая смерть рассматривается как кровавое крещение.

Иллюстрации

Философский камень был зачат во время купания, а рожден - на воздухе. Символическая картина алхимиков. М. Майер. Аталанта бегущая, 1618 г.

ОМОВЕНИЕ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Омовение, ветхозаветный обряд очищения людей и посуды от ритуальной нечистоты.

Бассейн для совершения ритуальных омовений назывался микве или миква. Впервые это слово употреблено в Быт 1:10 (ולמקוה המים קרא ימים): «собрание вод назвал Он [ Бог ] морями», то есть слово "микве" означает «собрание вод». Когда к св. Иоанну Крестителю приходили креститься на Иордан (Мф. 3:5 -6), это, по-видимому, воспринималось именно, как омовение в микве.

Использованные материалы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B2%D0%B0

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОМОВЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОМОВЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, cp..см. омыть. 2. У мусульман: обряд ритуального очищения водой, совершаемый перед молитвой. Совершить о. 3. В христианстве, в …
  • ОМОВЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    омове"ние, омове"ния, омове"ния, омове"ний, омове"нию, омове"ниям, омове"ние, омове"ния, омове"нием, омове"ниями, омове"нии, …
  • ОМОВЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    абдест, мытье, обряд, …
  • ОМОВЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. устар. Процесс действия по знач. глаг.: омывать (1), омыть …
  • ОМОВЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    омов`ение, …
  • ОМОВЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    омовение, …
  • ОМОВЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    омов`ение, …
  • ОМОВЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= омыть омовение У мусульман: обряд ритуального очищения водой Совершить о. О. …
  • ОМОВЕНИЕ в Словаре Даля:
    см. обмывать …
  • ОМОВЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    омовения, ср. (книжн. устар.). Действие по глаг. омыть-омывать в 1 знач. Совершив омовение, Хаджи Мурат стал босыми ногами на бурку. …
  • ОМОВЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    омовение ср. устар. Процесс действия по знач. глаг.: омывать (1), омыть …
  • ОМОВЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. устар. процесс действия по гл. омывать 1., омыть (от омывать …
  • ОМОВЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. процесс действия по гл. омывать 1., омыть 2. Результат такого …
  • БАНИ, КУПАЛЬНИ, КУПАНЬЯ И ОМОВЕНИЕ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Исх 2:5). Купания и омовения особенно часто употреблялись у восточных народов. Так как жители востока часто ходили босые или в …
  • КАТАРСИС в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (греч. кatharsis — очищение) Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического …
  • ШЕСТОДНЕВ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    особый жанр византийской и древнерусской литературы; экзгетически-апологетическое сочинение, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира и …
  • ИДЗАНАГИ И ИДЗАНАМИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    - божества синтоистского пантеона. Их имена не расшифрованы, есть предположение, что они означают "первый мужчина" и "первая женщина". В японской …
  • САНДХЬЯВАНДАНА
    религиозное омовение и молитва среди дважды рождённых индусов, выполняемые утром, днём и …
  • БАХИРДХАУТИ в словаре Yoga Vedanta Dictionary:
    внешнее омовение и …
  • САНДХЬЯВАНДАНА
    - религиозное омовение и молитва среди дважды рождённых индусов, выполняемые утром, днём и …
  • БАХИРДХАУТИ в Словаре терминов Йоги и веданты:
    - внешнее омовение и …
  • СОВРЕМЕННЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ в Словаре Обрядов и таинств:
    Погребальные обряды, совершаемые над телом православного христианина, основаны на внушениях церкви и ведут свое начало от богопросвященных апостолов и первых …
  • СВАДЕБНАЯ МОЗАИКА в Словаре Обрядов и таинств.
  • ИСЛАМ в Словаре Обрядов и таинств:
    Третьей (после буддизма и христианства, самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. В современном мире более …

Всего результатов: 7. Показано с 1 по 7.

БАНИ, КУПАЛЬНИ, КУПАНЬЯ И ОМОВЕНИЕ

БАНИ, КУПАЛЬНИ, КУПАНЬЯ И ОМОВЕНИЕ (Исх 2:5). Купания и омовения особенно часто употреблялись у восточных народов. Так как жители востока часто ходили босые или в сандалиях, то для чистоты и освежения по возвращении с пути омывали свои ноги (Быт 18:4). Ноги лиц семейства обыкновенно омывались слугами, только дочери омывали ноги своих родителей. По сему выражение: омывать ноги святых означало собою дело глубокого смирения и любви (1Тим 5:10), каковые в высшей степени показал всем нам, как образец, Господь Спаситель, умывши ноги Своим ученикам на Тайной вечери (Ин 13:8). Евреи обычно омывали свои руки до локтей, прежде чем им нужно было приняться за пищу; они омывали даже свои ложа, прежде чем возлечь за трапезу. На браке в Кане Галилейской в доме пиршества находились шесть каменных водоносов, наполненных водою для омовения рук гостям, при входе их на пир (Ин 2:6). Обыкновенно должность омовения рук и ног господам исполнялась слугами, как мы заметили выше, а каким образом она исполнялась, можно видеть из следующих слов 4-ой книги Царств: "Здесь Елисей, сын Сафитов, который, подавал воду на руки Илии (3:11), так отвечал один из слуг царя Израильского на вопрос Иосафата. Тот же самый обычай даже доселе сохраняется на Востоке. Там нигде вы не увидите воды, заготовленной прежде в сосуде для омовения; но слуга льет из кувшина на руки своего господина. Обычай умывать руки пред обедом также сохраняется до настоящего времени. Слуга ходит с умывальницей вокруг стола, за которым находятся гости, и с блюдом для приема воды, стекающей с рук гостей. Омовение ног было всеобщим обычаем на востоке. Омовение рук в некоторых случаях считалось торжественным заявлением своей невинности, как то мы видим из примера Пилата (Мф 27:24). Вообще очищение и омовение у Евреев были очень обыкновенны, соединялись с религиозными предписаниями и предписывались самим законом. Внешние омовения часто в Свящ. Писании представляются образом нравственного очищения (Пс 50:4-9). Слова: баня и омовение у апостолов употребляются в смысле возрождения в жизнь духовную в таинстве крещения (Тит 3:5). Омовения и купания происходили у Евреев в реках (4Цар 5:10), и в частных домашних купальнях (2Цар 11:2, Дан 13:15). В позднейшее время у Евреев, подобно Грекам и Римлянам, устроялись и общественные бани. Были также фермы или теплицы, близ Тивериады, для купанья, считавшиеся целебными.

ВЕЧЕРЯ ЛЮБВИ

ВЕЧЕРЯ ЛЮБВИ (Иуд 12, 1Кор. 11:20-27) - общественный стол или трапеза, в первенствующей Церкви, приготовлявшаяся из добровольных приношений верующих. Она обыкновенно устроялась по совершении таинства Евхаристии. Яства для вечери любви предварительно освящались во время богослужения. Они состояли обычно из овощей, рыбы, мясных и мучных кушаний; вино также не исключалось из приношений. Вечеря любви обыкновенно открывалась молитвою и омовение м рук; во время оной пелись псалмы и др. священные песни, читались и объяснялись места из Свящ. Писания; а при окончании оной делался денежный сбор для бедных, вдов, сирот и прочих несчастных. Все заканчивалось молитвою и братским целованием. Нужно заметить, что явные грешники и те, которые подвергались публичному покаянию, а также и оглашенные, не допускались к участию в вечери любви. Вечери любви по крайней мере в начале были очень распространены особенно в Иерусалиме, Троаде, Коринфе и др.

ВЕЧЕРЯ ТАЙНАЯ

ВЕЧЕРЯ ТАЙНАЯ (Ин 13:2-4, 1Кор 11:20) - вечеря совершенная Господом в Иерусалиме пред Своими страданиями, на которой Он установил св. таинство причащения. В Свящ. Писании называется вечерею Господнею (1Кор 9:20), трапезою Господнею (1Кор 10:21), приобщением Тела и Крови Господней (1Кор 10:16), преломлением хлеба (Деян 2:42). В первенствующей Церкви ей усвоено название евхаристии. Учреждению таинства причащения предшествовало омовение Господом ног Его ученикам (Ин 13:1-20), указание и удаление предателя (Ин 13:21-32), и затем уже самое установление таинства причащения (см. Причащение).

НОГИ

НОГИ (Исх 3:5). Снимать обувь с ног означало благоговение и уважение к месту, или лицу (Иез 29:17). Священники совершали службы Божий без наружной обуви; и в новейшие времена между восточными народами существует обычай входить в храм и к властелину без обуви и по омовении ног. Омовение ног служило общим выражением гостеприимства (Быт 18:4) и совершалось обыкновенно слугами (1Цар 25:41, Ин 13:5,6). В книге Притчей изображается человек "лукавый, нечестивый, который ходит с лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими" (Прит 6:12,13). В городе Смирне омовение ног священников от епископа представляет особенно умилительный обряд и служит точным подражанием примеру Иисуса Христа (Ин 13:4-10). То же самое совершается и в нашей Русской Церкви в четверг, на Страстной неделе после, литургии. Посреди церкви, на возвышенном амвоне, разоблачается святитель в кругу двенадцати сидящих пресвитеров и следуя словам Евангелия, громогласно читаемого диаконом, берет лентион, возливает воду в умывальницу и омывает им ноги.

ОБУВЬ

ОБУВЬ (Деян 7:33). Между древними народами и на Востоке в настоящее время обувь имела много различных форм, начиная с сандалий, защищавших подошву ноги и кончая сапогом, прикрывавшим всю ногу и колено. Не легко сделать буквальное описание некоторых из принадлежностей обуви, именно в том виде, в каком носят ее в Египте, Персии, Турции и других местах. Из некоторых мест Свящ. Писания нам известно, что снятие сапог в знак благоговения было древним обычаем на Востоке (Нав 5:15), и так как в Свящ. Писании нигде не упоминается об обуви в числе предметов священнических обязательных облачений, то думают, что они совершали богослужение без обуви. Идти босиком - служило также выражением смирения и покорности (2Цар 15:30, Исх 20:2-4). Отсюда выражение в псалме (59:10) на Едома простру сапог Мой означает полное подчинение известной страны завоевателю. Снимание сапога с чьей либо ноги и вручение оного другому лицу служило знаменательным выражением передачи прав и привилегий (Руф 4:7). Но иной смысл и значение имело снятие сапога, когда невестка снимала сапог с ноги своего деверя при старейшинах, вследствие его отречения от супружества с нею (Вт 25:9). Обыкновенные сандалии делались из куска кожи с шеи верблюда: они прикреплялись двумя ремнями, один из которых проходил между большим и вторым пальцем, а другой вокруг пятки и над подъемом ноги. Отсюда явствует, что подобная обувь легко снималась с ноги и нисколько не защищала ноги от грязи и пыли. Сандалии никогда не носили в дому, так как это считалось нарушением приличия. При дверях пагод Индостана путешественники обыкновенно видят множество сандалий, и тот же самый обычай требуется строго Турками даже от Христиан и иностранцев. Деревянные сандалии были более употребительны в Аравии, в Иудее, Египте. Необходимость омовения ног после каждой прогулки очевидна, и первым знаком гостеприимства было доставлять воду для омовения ног (Быт 24:3-2, Лк 7:44). Развязывать ремни сандалий было делом рабов (Мк 1:7), равно как и омовение ног (Ин 13:5-14). Отсюда выражение: разрешить ремень сапога, или понести пред кем обувь или сандалии, означало рабскую должность.

ПРОКАЗА, ПРОКАЖЕННЫЙ

ПРОКАЗА, ПРОКАЖЕННЫЙ (Лев 13:41, Мф 8:2, Мк 1:40, Лк 17:12-19 и др.). Проказа составляет болезнь самую страшную и отвратительную. Она по всей справедливости называется поражением и язвою, посылаемыми от Господа. В большей части случаев она начинается изнутри и часто скрывается в течение многих лет без всяких наружных признаков оной. Затем она выходит наружу, и страдалец часто томится в течение многих лет до кончины. Болезнь охватывает собою все кости и мозг, так что связки рук и ног теряют свою силу. Все телесные члены ослабевают и наконец отпадают и наружность тела чрез это принимает самый безобразный и отвратительный вид. На нем являются разъедающие тело язвы, так что нарастает даже дикое мясо, и все оно покрывается струпьями. Течение и следствия этой ужасной болезни описаны в кн. Иова, которою он был поражен (Иов 2:7-12, 6:2, 7:3-5, 19:14-21). Виды проказы были разнообразны. Многие из них имели не столь страшный ход и течение, как тот на который мы указали. В Свящ. Писании болезнь эта изображается злою, отвратительною и заразительною, каковою она была и остается доселе; больных удаляли от жилищ, священники обязаны были свидетельствовать их по исцелении и очищать окроплением и омовение м одежд и всего тела, острижением волос, принесением жертв и разными другими обрядами. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа многие страдали этою болезнью, и хотя болезнь эта была довольно обыкновенною и почти домашнею, но на нее смотрели как на наказание Божие, как то видно из примеров Мариам, сестры Моисея, Гиезия и Озия. Моисей очень подробно описывает появление этой болезни и дает ясные и точные предписания для излечения оной. Жир и кровь и другие предметы пищи, возбуждающие и усиливающие естественную наклонность к болезням кожи, им были строго воспрещены Иудеям. Что касается проказы на домах, стенах и на одежде, о которой упоминается в Лев 14, то, по мнению некоторых, это выражение только тождественно с названием проказы, как болезни, именно им означаются пятна и лишаи, являющиеся на стенах и на одежде на подобие болезненных пятен или ржавчины вследствие сырости или других каких-либо вредных атмосферических влияний. Проказа доселе еще существует в жарком климате, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и других странах на Востоке и считается там почти домашнею болезнью.

±ВИТОК

СВИТОК см. Письмена. СВЯТЫЙ ГРАД (Мф 27:53). см. Иерусалим. СВЯЩ. ПИСАНИЕ см. Писание. СВЯЩЕННИК (ветхозаветный). По закону священниками могли быть только потомки Аарона, законнорожденные, без порока на теле, незазорные в поведении своем и супружестве. Почему им должно было вступать в супружество только с девицею из своего народа или вдовою священника (Лев 21:7, Иез 44:22); не позволено употреблять вина пред священнодействиями (Лев 10:9); запрещены светские обряды сетования: бритье головы, обрезание бороды, уязвление тела и возбранено даже оплакивание умерших, исключая отца, мать, сына, дочь брата и сестру девицу (Лев 21:1-6). В обряд посвящения их входили: поставление пред Святилищем, при собрании народа, омовение , облачение, жертвоприношение о грехе, всесожжение, жертва совершения, помазание кровью правого уха, правой руки и правой ноги посвящаемого, наполнение рук его частью жертвы, окропление священным миром смешанным с кровью, и неисходное в продолжении седьми дней пребывание во дворе Скинии (Исх 29, Лев 8). Постоянною обязанностью священников было: приносить в определенное время жертвы, совершать курение в Святилище, возжигать каждый вечер светильник его, переменять каждую субботу хлебы на трапезы предложения, очищать по установлению проказу и другие нечистоты и наставлять народ в законе. Во время священно служения, священники употребляли особенные, сделанные из льна и виссона одежды (Исх 28:40,42, 39:27, Лев 8:13). Для обычного священнослужения в храме учреждены были еще со времени Давида так называемые дневные чреды между священниками, именно 24 чреды (1Пар 24:3-18, 2Пар 8:14). Каждая чреда имела своего начальствующего (2Пар 36:14, 1Езд 10:5, Неем 12:7) и в известную неделю должна была отправлять положенное богослужение, начиная его в одну субботу и оканчивая в другую, следующую (4Цар 11:9, 2Пар 23:4, Лк 1:5). Сверх того частные богослужебные действия ежедневно назначались тому или другому из священников, составлявших известную чреду по особенному жребию (Лк 1:9).



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.