Духовная практика: обзор техник самопознания и практических советов. Самопознание: техника «Шаг к самому себе

Еще с малых лет каждый ребенок начинает исследовать окружающий мир и пытается ему подражать, впитывая в себя огромное количество информации, словно губка воду. Процесс дальнейшего развития личности ребенка во многом зависит от особенностей восприятия внешнего мира и от отношений, которые складываются с близкими ему людьми. Со временем самосознание растет, и ребенок постепенно нащупывает границы между внешним миром и своим, внутренним. На этом этапе происходит накопление опыта и знаний, основанных на пережитых событиях, а также становятся видны шаблоны поведения, мышления и чувств конкретного человека, которые свойственны ему в различных ситуациях. Критический момент в самопознании наступает с потребностью в постановке вопросов: «Кто я и зачем я есть?» или «Какой я сейчас и каким могу стать?» После этого на поиск ответов и определение своей цели в жизни у людей уходит много лет. Одни вскоре бросают безуспешные попытки однозначно ответить на вопросы самопознания, другие находят ответы, но остаются недовольны результатами самопоиска. А ведь познать самого себя очень важно для успешного решения жизненных задач, в том числе конфликтов, возникающих с другими людьми. Самопознание помогает избегать многих жизненных трудностей, находить новые конструктивные пути, разрешать споры творчески, в духе взаимопонимания, сопереживания и взаимопомощи. Наше самосознание, так называемое чувство «Я», - это главный инструмент в процессе познания своей личности, которым не так уж легко воспользоваться. Не каждому под силу самостоятельно преодолеть барьеры, создаваемые как несовершенством человеческой природы в целом, так и личностными особенностями конкретного человека. Наиболее общее препятствие в процессе самопознания состоит в том, что человек считает себя венцом природы и не желает признавать, что является частью животного мира. С точки зрения психологии, неудачи в познании себя связаны с боязнью человека обнаружить в своей личности что-то отталкивающее и ужасное – то, из-за чего можно потерять уверенность в себе. Актуальной также является теория о том, что многие люди считают более важным дать себе оценку в соответствии с запросами общества и прекращают попытки познания себя такими, какими они являются на самом деле. Человек должен быть собой, знать свои недостатки и достоинства, радоваться своим талантам и соединять их со своими желаниями, будучи при этом требовательным к себе. Если же игнорировать свою подлинную суть, и пойти путем самообмана к достижению ложных целей, то подавление реального «Я» идеальным приведет к развитию чувства тревоги и к дискомфорту в жизни. Опытный психолог помогает запутавшемуся человеку безопасно исследовать свой внутренний мир в поиске новых ресурсов, открывая новые способности и возможности, расширяя границы восприятия окружающего мира. Решение проблем появляется в результате постижения чего-то нового в себе – того, что может обеспечить творческий прорыв и вывести человека на качественно иной уровень самопонимания, самовосприятия и самореализации. Именно поэтому процесс самопознания с помощью психолога чаще всего происходит в виде арт-терапии, которая способствует творческой активности человека. Творчество помогает пробуждению внутренних сил, которые ранее по различным причинам сдерживались. А психологическое исцеление происходит за счет растущей внутренней целостности человека.

Уверен, что многим будет интересно, поэтому выкладываю и здесь тоже.

Духовная практика


Обзор техник и практических советов (навигация по сайту)

Эта страничка создана, в первую очередь, для тех, кто не любит много читать или глубоко погружаться в теорию, и хочет поскорее попробовать практику. Здесь собраны ссылки на все техники, предложенные на сайте самопознания, а также на дополнительные материалы, которые имеют к ним непосредственное отношение и могут помочь на пути духовного роста.

Продвинутые читатели могут спросить, почему практика здесь названа духовной, ведь сайт не имеет конкретной религиозной направленности, его автор не является последователем какой-либо религии, а техники мало чем похожи на какие-либо духовные ритуалы и методы постижения Бога или Абсолюта.

Отличие духовной практики от практик по улучшению жизни


Разница в том, с какой целью вы применяете техники, упражнения, медитации и другие инструменты, предложенные на сайте. Большинство людей, занимаясь собой, хотят что-то улучшить в своей жизни, избавиться от психологических проблем, разобраться со своими чувствами и желаниями - сделать, так сказать, косметический ремонт своей жизни. Тогда это просто практика по улучшению жизни, и ее вряд ли можно назвать духовной.

А если, занимаясь практикой, вы ставите целью самопознание (то есть, хотите познать свою истинную природу), ищете настоящий смысл и цель жизни, желаете постичь какие-то Высшие Законы, познать истину, развить в себе хорошие качества характера на благо всем - это уже ближе к духовной практике. А высшей целью духовной практики является возвращение к Богу.

Что касается техник, изложенных на сайте, они работают и в том, и в другом случае, если, конечно, применять их, как написано, и придерживаться общих правил и рекомендаций. А «косметический ремонт» может стать началом серьезной духовной практики и новым этапом в вашей жизни.


Обзор техник


Прежде чем начинать практиковать, следует внимательно прочитать Предупреждение, правила и рекомендации и стараться следовать им. Если что-то непонятно по теории или практике, можно спросить на форуме, пройдя по ссылке в конце каждой статьи, написать ЛС админу, или воспользоваться формой обратной связи, чтобы отправить письмо на ящик.

В некоторых разделах древних ведических писаний осознание тождества Брахману считается только частью самопознания (первым этапом), так как Брахман - это один из трех аспектов Бога (Абсолютной Истины). Утверждается, что после первого этапа последует второй и третий (если заниматься соответствующей духовной практикой), после чего человек (сознание) обретает вечность, знание и блаженство. Второй этап - это осознание Параматмы (Сверхдуши - аспекта Бога, который находится в сердце каждого) и Бхагавана - личностного Аспекта Бога, то есть Бога как Высшей Личности. Познавая все три аспекта Бога и свои вечные отношения с Ним, человек обретает целостное знание, вечность и блаженство, и больше никогда не возвращается в материальный мир, оставаясь в мире духовном. Однако, следует понимать, что, несмотря на то, что человек качественно не отличен от Бога (создан по образу и подобию), он отличен количественно, подобно тому, как искра, являясь частичкой огня, не является ни пламенем, ни, тем более, источником огня. И с этой точки зрения адвайта (учение о недвойственности) считается неполным знанием.

Что касается практики самопознания, предложенной на сайте, то здесь заявленной целью является разотождествление с телом и умом, что приводит к осознанию своей истинной природы (качественного тождества Брахману), как она описана в статье «Душа. Природа души ». Однако, это не повод сбрасывать со счетов два других аспекта Бога, поэтому, если вам интересно, изучайте данную тему глубже, есть много соответствующих сайтов, лекций, семинаров и книг.

Кстати, воспевание имен Бога - это часть духовной практики, которая рекомендована в ведических писаниях для познания личностного аспекта Бога через развитие взаимоотношений с ним. Это отдельная и очень большая тема, которая называется бхакти-йога; она интересна, увлекательна и достойна изучения, но пока что на данном сайте не обсуждалась.

Анекдот

В конце урока атеизма учительница говорит детям:
- А теперь, детки, давайте трижды прокричим в небо «Бога нет!»
Вдруг видит, что Вовочка не включился в процесс. Спрашивает:
- А ты, Вовочка, почему не кричишь со всеми?
На что он отвечает:
- Если Бога там нет, че орать? А если есть, нафига портить отношения?

Есть много разных путей, способов и методов самопознания, одним из которых является медитация, и данное упражнение на самопознание – это один из самых простых методов.

Есть много разных путей, способов и методов самопознания, одним из которых является медитация, и данное упражнение на самопознание – это один из самых простых методов.

Это упражнение не требует никакой специальной подготовки или особых условий проведения – достаточно понять саму суть метода самопознания, изложенную в данной статье.

Конечно, поначалу его лучше выполнять в спокойной обстановке, что вас никто не отвлекал разговорами или чем-то еще. Данное упражнение также можно делать во время прогулки, в общественном транспорте или на работе – параллельно другим действиям, если можете совмещать эти вещи.

Несколько слов о самопознании

Есть различные техники и способы, которые преследуют разные цели. Это упражнение на самопознание способствует познанию себя, что означает, по сути, достижение высшей цели человеческой жизни на Земле.

Познать себя означает постичь свою истинную природу - природу души, чистое сознание. Согласно Священным писаниям, душа является чистым сознанием, неотъемлемой частицей Бога, она вечна, исполнена знания и блаженства, и всегда чиста. Однако эти качества души (нашего высшего Я, чистого сознания) скрыты иллюзорными отождествлениями с материальным телом, умом, эмоциями и игровыми ролями, которые человек играет в обществе, а медитация как раз позволяет увидеть иллюзорность этих отождествлений. Таким образом, избавляясь от иллюзий, человек может познать себя – свою вечную духовную природу, исполненную знания и блаженства.

То, что природа человека не материальна, а духовна, доказывается тем фактом, что человек никогда не может удовлетвориться преходящими материальными объектами и удовольствиями. Природа души – это счастье, вечность и знание, и ничто в материальном мире не может стать достаточно хорошим заменителем вечности, счастья и мудрости. Само стремление быть вечно счастливым и мудрым – это стремление к обретению себя, осознанию своей истинной природы.

Данное упражнение – это довольно простой метод самопознания. Его можно назвать медитацией на разотождествление, то есть устранение иллюзорных отождествлений.

Упражнение состоит из нескольких шагов, в каждом из которых есть два элемента – наблюдение и размышление. Это несложный метод, который может использовать каждый человек.

Шаг 1. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ТЕЛО.

Это осознание достигается путем наблюдения и размышления. Торопиться не нужно.

Вы наблюдаете тело, воспринимаете его каким-то образом – с этим фактом не поспоришь. Когда вы осознали, что воспринимаете свое тело, вспоминаем научно доказанный факт из физики – наблюдатель не может быть тем, что он наблюдает. То есть, если вы что-то наблюдаете (воспринимаете), то очевидно, что вы не являетесь этим, иначе не смогли бы это наблюдать. Этот научный факт подтверждается практически всеми религиями, духовными практиками и мудрецами.

Дальше идут размышления: если я наблюдаю тело, значит я нечто отличное от этого тела. Таким образом достигается осознание «я не тело», после чего может возникнуть логичный вопрос «Кто же я тогда, если не тело?». Это первый шаг в медитации на самопознание. Не следует ожидать, что с первого же раза вы получите полное разотождествление с телом, но уровень осознания по данному вопросу повысится.

ШАГ 2. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ УМ (НЕ МЫСЛИ).

Выполняется таким же образом – с помощью наблюдения и размышления.

Ум, думающий механизм, состоит из мыслей. В момент, когда нет мыслей, нет и ума. Вы осознаёте процесс мышления, наблюдая свои мысли, а значит – являетесь чем-то отличным от этих мыслей.

Желания тоже относятся к уму, так как в нем и возникают. Поэтому вы также можете познать, что, по сути, не имеете ничего общего с желаниями, кроме того факта, что наблюдаете их возникновение и исчезновение.

Это более сложный шаг, чем первый, потому что природа ума более тонка, чем природа тела (ум и тело состоят из разных энергий). Природа ума ближе к природе души, чем природа грубого материального тела.

Но просто наблюдая ум, т.е. возникающие мысли, и все чаще осознавая, что наблюдаемое не есть наблюдатель, медитирующий человек углубляется в самопознании, и у него может возникнуть следующий логичный вопрос: «Если я не ум, то кто же я?»

ШАГ 3. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВЫ НЕ ЭМОЦИИ

Выполняется точно таким же образом – путем наблюдения и размышления.

Эмоции тоже относятся к уму, но для удобства их можно рассмотреть отдельно. Эмоции или чувства, как и мысли, появляются и исчезают, и вы можете их наблюдать (воспринимать, осознавать). Просто понаблюдайте, как они появляются, изменяются и исчезают, осознайте их как нечто временное. Они приходят и уходят, как и мысли, а вы остаетесь. И здесь снова возникает вопрос «если я являюсь наблюдателем чувств, а значит, не являюсь ими, кто же я?»

Завершая третий шаг упражнения, медитирующий еще больше погружается в свою истинную природу, и цель данного метода самопознания становится все ближе.

Итак, получается, что я не тело, я не ум, я не эмоции. Я наблюдаю все эти преходящие вещи. Всё меняется, а я остаюсь наблюдателем. Что же я собой представляю как наблюдатель?

ШАГ 4. ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО ВСЕ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ ЛОЖНЫ

На данном шаге упражнения человек может подробно разобрать идеи типа «я являюсь духом», «я душа» и другие подобные, которые более или менее понятны для ума, но, по сути, ничего толком не объясняют и удовлетворения не приносят.

Как бы вы себя не назвали, какие бы характеристики себе ни приписали, этого надолго не хватит – вы будете чувствовать, что здесь что-то не то – так как наблюдатель не является наблюдаемым. Если вы говорите, что вы дух или душа, то кто тогда наблюдет этот дух или душу, кто называет себя этим?

Все отождествления временны, и потому ложны. Как бы вы себя ни назвали – это все будут временные наблюдаемые ярлыки, создаваемые умом.

Четвертый шаг – последний в этом упражнении и самый сложный, и ум не сможет завершить его полностью. Самопознание, то есть познание себя как чистого сознания, без ярлыков и самоидентификаций, может произойти, что говорится, по Воле Бога, когда ум зайдет в тупик и отключится ввиду своей некомпетентности в данном вопросе.

Тогда исчезают все отождествления, вы больше не считаете себя кем-то или чем-то в противоположность чему-то еще.

Нет отождествлений, нет противопоставлений, нет двойственности. Есть происходящее.

Это описывается разными словами:

«На все Воля Бога», «Вещи случаются», «Событья происходят», «Дела делаются», «Поток восприятий», «Божественная игра» и т.д.

Все эти описания, конечно, интересны для ума, но ум не может их правильно понять, так как он работает в двойственности, а мы пытаемся описать недвойственность. Поэтому от описаний мало пользы.

Последний 4-й шаг упражнения на самопознание – это достижение понимания, что все отождествления ложны, иллюзорны; и это максимум, что можно понять умом (то есть, с помощью любого метода самопознания).

Ум не поможет переступить грань двойственности (так как сам и создает эту двойственность), это может произойти только «по Воле Бога».

Качество и количество упражнений на самопознание

Имеет значение и качество, и количество выполняемых упражнений.

Каждый новый круг упражнения (последовательное прохождение всех шагов), приносит углубление самопознания – но при условии, что делается качественно. Здесь нужен интерес и желание познать себя, а также настойчивость в попытках разобраться с этим вопросом. Одно только повторение фраз типа «я наблюдаю тело, значит я не тело…» (аффирмация) мало что даст, если нет интереса и искреннего стремления самопознания.

С другой стороны, важно и количество – в том смысле, что не нужно на месяц застревать на первом шаге, пытаясь получить на нем полное разотождествление с телом. Этого не произойдет. Поработали с первым шагом, получили более глубокое (или хотя бы более «свежее», обновили) понимание, и перешли ко второму шагу.

Каждый для себя должен сам почувствовать, когда стоит перейти к следующему шагу. Если не чувствуете момент, когда можно перейти к следующему шагу, используйте наблюдение и размышление на каждом шаге в течение, скажем 5-15 минут. Таким образом, упражнение можно сделать за 20 минут или час. У кого-то будет уходить больше часа, у кого-то меньше 20 минут – это индивидуально.

Даже если вы будете делать это упражнение как аффирмацию (то есть совсем мало наблюдения и размышления, а больше как повторение фраз), и всего лишь по 5 минут в день, но регулярно, с интересом и желанием познать себя, это тоже может поспособствовать разотождествлению и самопознанию.

Выполняя упражнение шаг за шагом, круг за кругом, понимание будет углубляться, что означает прогресс в применении данного метода самопознания. Если данная медитация в какой-то момент перестала давать углубление понимания, а осознание ложности всех отождествлений еще не достигнуто, возможно, если смысл поискать другие методы или техники самопознания. Или же разобраться глубже с каким-то из шагов. В этом может также помочь чтение соответствующей литературы.

Данное упражнение – это философский метод самопознания, основанный на наблюдении и размышлении. Он, как и все остальные способы самопознания, имеет свои плюсы и минусы.

У Юнга было две знаменитые тетради, первую он называл «Чёрная книга» и она представляла собой нечто вроде ежедневника Молескин, а вторая тетрадь была «Красной книгой». В ней содержится наибольшая часть знаменитых рисунков Юнга с изображением Мандалы.

Вот эта вот «Красная книга» была похожа на настоящий средневековый фолиант — у неё был переплёт из настоящего сафьяна, и Юнг, когда писал в ней, стилизовал свои буквы и оформление под «готику». Понятно,что он любил свою Красную Книгу больше других.

Наверное, у каждого человека должны быть такие тетради. Работая в своих ежедневниках — ежедневно, Юнг создал много открытий, ведь творческую атмосферу пишущему человеку порождает — его тетрадь. Это тот минимум, который у творческого человека должен быть, даже если нет кабинета, письменного стола, дома, родины...

Недаром Цветаева писала в своих дневниках: «Если у меня спросят —Россия или мои тетради, я знаю, что выберу. Поэта без его тетрадей нет».

Итак, ежедневная работа в Красной Книге подвигла Юнга на изобретение замечательной психотерапевтической техники. Как и все рисуночные техники она обоюдоострая:

во-первых, служит целям диагностики (позволяет себя понять и увидеть со стороны целостную картину своей проблемы, «затыка»),

и во-вторых, оказывает терапевтический эффект — лечит состояние угнетённости по ходу ежедневного рисования.

Кто его знает — возможно, что терапевтический эффект наступает сразу тогда, когда ты «себя понял». Ну а «понять себя» помогает — мандала.

Вот, что пишет Юнг в своей знаменитой книге «Воспоминания. Сновидения. Размышления»

«Вообще, я понял тогда, что ничто так не меняет нашу жизнь как язык. Ущербный язык делает жизнь неполной и ущербной».

Это Юнг имел в виду то, что он переходит от слов — к рисункам, к пиктограммам. И вот его излюбленной пиктограммой (ежедневным почти) трудом становится набросок, чертёж мандалы. Юнг умел рисовать, как и все люди его поколения, поэтому нам с вами я советую не стесняться прибегать порой к технике коллажа, если не получается рисовать что-то, что нравится самомуи «о чём-то говорит» — каждый день.

И вот, что у него получилось:

«Каждое утро я рисовал в записной книжке маленький кружок - -мандалу.которое в тот момент выражала моё внутреннее состояние. Эти рисунки давали мне возможность видеть, что происходило с моею психикой день ото дня».

И вот, наконец, Юнг приходит к очередному открытию, он понимает, что Мандала — это идеальный чертёж нашего с вами внутреннего мира.

«Мандала — это внутренняя цельность, которая стремится к гармонии и не терпит самообмана».

Самообмана она действительно не терпит, поэтому если в какой-то день рисуются разорванные безобразные тревожные рисунки с нарушенной симметрией и гармонией — то такие рисунки и надо рисовать. Они не только показывают на языке символов — что с вами,но и оказывают эффект терапевтический, как мы уже и говорили.

В конце-концов, Юнг понял, что его детище, его главный архетип — Самость может быть лучше всего выражен через мандалу.

Куда мы идём?

Раньше, как и все мы, Юнг полагал, что развитие человека, ход его личности, его биографии и т.д., можно условно представить как график в виде стрелки, вектора, линии, стремящейся куда-то «туда», за горизонт, в место под названием «Вперёд».

И вот тут, рисуя свои мандалы, Юнг понял — нет!..

Развитие человека идёт не по направлению к пункту Условный «Вперёд»!

«Когда я начал рисовать мандалы, я заметил, что всё, все пути, которыми я шёл, все шаги, которые я делал, вели не вперёд, а— НАЗАД, к некоему исходному Центру».

Юнг мог рисовать мандалы, в центре которых находился золотой дворец. У него и чернила были,и навык делать скетчи, наброски. У вас есть масса вариантов, как делать свои мандалы «говорящими».

Но вот вам ещё одна техника самоанализа из арсенала психотерапевтических техник Юнга.

Рисуя мандалы, Юнг поехал в морю (у него умерла жена) и в пасмурные непогодные дни бродил по берегу, часто безлюдному. И вот там-то он вспомнил, что мальчишкой любил строить целые города из камней, песка, грязи.

Причём города эти имели средневековую — радиальную форму, то есть представляли собой ту же мандалу — круг.

Работая с камнями и грязью, которой вместо цемента скреплялись камни, Юнг выстроил не одну трёхмерную мандалу, из тех, что не вошли в его «Красную Книгу».

Он рассказывает — как окончилась эта его практика с мандалами-городами из камней. Поставив в центре своего города храм, Юнг искал камень для «алтаря».

Когда камень был найден, послушание, которое Юнг возложил сам на себя, было окончено.

Работая, этот великий психиатр позволял иногда задавать себе вопрос: «Куда ведёт меня эта работа?» , но мгновенного исчерпывающего ответа не требовал.

Задавайте себе этот вопрос и вы.

Елена Назаренко



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.