Эмоции, их развитие. Теории эмоций. Сущность, функции и виды чувств и эмоций

Иногда спрашивают: формируются ли эмоции? Например, восторг, удивление, радость, скука, ярость, тоска, отчаяние, возмущение и многие другие. Да они, как любой элемент содержания педагогического процесса, формируются. Формируются, конкретизируясь. Например, радость от совершенного доброго дела, успешного завершения учебы, победы на соревнованиях и т.д. Восхищение хорошим поступком, природой, произведением искусства, красотой и т.д. Тоска по родине, родным, любимой работе и т.д. Интерес к физике, профессии педагога и т.д.

Возможность формирования эмоций доказывается и следующим обстоятельством: некоторые эмоции отсутствуют или проявляются слабо, иногда даже исчезают, что свидетельствует о не врожденности их. «Возникнув (курсив – наш) , чувства живут вечно в глубине нашего сердца. Они дремлют и пробуждаются по воле случая; но они навсегда остаются в душе и меняют ее. У всякого чувства есть свой великий день, короткий или долгий, - день первой бури», - писал О. Бальзак .

В науке утверждается, что некоторые эмоции не формируются, а являются врожденными. «Существуют врожденные эмоции. Это определенно можно утверждать относительно простейших, или биологических эмоций, которые есть у любого живого организма. У человека и высших животных, например, у человекообразных обезьян, можно также обнаружить и некоторые общие аффекты: радость, печаль, страх, гнев», - пишет Р.С. Немов, ссылаясь на Ч. Дарвина . К биологическим эмоциям ученые, как было сказано в начале этого параграфа, относят и «переживания голода, жажды» .

Однако с таким мнением согласиться трудно. Во-первых, если они имеются одновременно у животных и у людей, это не доказывает их врожденность. Например, бывают такие добрые, послушные, преданные людям собаки, лошади, однако эти черты у них не являются врожденными. С эмоциями то же самое. Врожденными являются ощущение боли, голода, жажды, другие физиологические состояния, неудобства. Они вызывают эмоции. Мы от рождения получаем биологические задатки испытывать эмоции. Эмоции формируются. Радость, печаль, страх, гнев у человекообразных обезьян приобретены им в результате воздействия жизненных ситуаций – во время стихийного педагогического процесса.

Эмоции формируются: а) непосредственно; б) опосредованно. «Непосредственно» означает формирование эмоции так, как мы усваиваем обычно тему – содержание педагогического процесса. «Опосредованное» формирование - это создание условий: базы, почвы, предпосылок, фундамента для возникновения тех или иных эмоций. Например, наличие таких черт характера, как впечатлительность, чувствительность служит базой для формирования эмоций вдохновения, жалости, вины. Эгоизм вызывает зависть, ревность, подозрение.


Эмоции меняются: усиливаются, ослабевают. «Всякое чувство имеет тенденцию перейти в вожделение или отвращение», - писал В. Дильтей . Они бывают: а) слабыми; б) умеренными (средними); в) сильными. К слабым относятся: слабая радость, слабая тоска, слабая печаль, интерес и т.д. К умеренным – умеренная радость, умеренная тоска, умеренная печаль, желание, и т.д. Сильными эмоциями являются: большая радость, сильная тоска, сильная печаль, стремление, шок, восторг.

Изменения приводят к превращению той или иной эмоции в другую более сильную эмоцию или наоборот. Так бывает, например, с интересом. Он при наличии соответствующих условий превращается в желание, затем в стремление.

Вопрос о развитии эмоций учеными объясняется неправильно. Например, силу эмоции они определяют, поставив в один ряд неоднородных явлений. «Условно известные нам эмоции по их силе можно расположить в следующий ряд: стресс, аффект, страсть, чувство, биологическая эмоция, настроение», - пишет Р.С. Немов .

Стресс, как было сказано выше, является эмоциональным состоянием и, как правило, вызывается эмоциями гнева, печали. «Аффект – бурное, сильное, кратковременно протекающее чувство, носящее характер эмоциональной вспышки», - отмечает Б.А. Душков .

Аффект – не эмоция, а признак многих эмоций. Например, радость, печаль, удивление, гнев, страх, разочарование и многие другие эмоции могут быть в виде аффекта. Его можно рассматривать даже как эмоциональное состояние. «Страсть – сильная, все подавляющая, все подчиняющая себе увлеченность человека чем-либо или кем-либо, обычно сопровождаемая глубокими положительными чувствами по отношению к объекту увлечения», - пишет Р.С. Немов . Страсть, оказывается, «сопровождается глубокими положительными чувствами», что свидетельствует о том, что она не является эмоцией (чувством), а является эмоциональным состоянием, может быть, даже отношением. Биологических эмоций вообще в природе нет. Эмоция, если даже вызывается биологическими факторами, всегда имеет психическую сущность. Настроение, как было отмечено выше – эмоциональное состояние, а не эмоция.

Следующей ошибкой ученых в объяснении развития эмоций является деление их на а) положительные; б) отрицательные. «В литературе различают разные виды эмоций в учении: положительные (радость, удовлетворение, уверенность, гордость, достоинство, удивление, конструктивное сомнение) и отрицательные (страх, обида, досада, скука, беспокойство, унижение и др.)», - пишет А.К. Маркова .

Положительными и отрицательными могут быть эмоциональные состояния, отношения, черты характера, действия, поступки людей, их поведение, но не эмоции. Например, добрый человек радуется, совершив доброе дело, а преступник – преступление. Тоска, разочарование, грусть, зависть и другие, по мнению ученых являющиеся отрицательными эмоциями, в определенных условиях могут быть полезными, т.е. положительными. А восторг, радость, интерес, вина, стыд, считающиеся положительными эмоциями, могут вызвать отрицательные эмоциональные состояния, отношения, поступки и т.д.

Для сознательного изменения силы эмоции в необходимых ситуациях педагог должен уметь ее измерять. Нужны критерии и системы шкал. В процессе экспериментального исследования нами разработана следующая система взаимосвязанных критериев:

Биологические (анатомо-физиологические) проявления;

Продолжительность протекания, сохранения эмоций;

Частота (периодичность) проявления (редко, очень редко, часто, постоянно).

С помощью этих критериев определяется как собственная сила той или иной возникшей эмоции, так и ее сила воздействия на личность, ее роль в формировании и развитии. Следует сказать, что сила эмоции относительная. Она определяется применительно конкретного человека. Эмоция, являющаяся сильной кому-то, для другого человека может быть слабой или средней.

Рассмотрим каждый критерий.

1. Эмоции имеют внешние биологические выражения. «У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменения электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный» .

При испытании некоторых эмоций лицо меняет цвет: краснеет или белеет, зрачки, глаза расширяются, рот открывается, текут слезы, меняются маска, мимика, действия, жесты, теряется равновесие, Руки, ноги и все тело дрожат, волосы встают дыбом, человек не может спокойно стоять, говорить, плакать, даже может потерять сознание, упасть в обморок и т.д.

2. Продолжительность последствий, вызванных эмоцией. Как правило, эмоции вызывают: эмоциональные состояния, эмоции, отношения, поступки, действия, черты характера, поведение. В зависимости от того, что она вызывает или что преимущественно вызывается, можно определить силу эмоции. Например, слабая эмоция, как правило, может завершиться эмоциональным состоянием. Причем чем оно короче, тем слабее эмоция. Некоторые эмоции не вызывают ничего, что также свидетельствует о слабости эмоции.

Эмоции, вызывающие не сильные движущие силы ПП, и те, которые входят в состав мировоззрения, совести, отношения, можно считать средними. Эмоции, входящие в состав сильных движущих сил ПП, черт характера, определяемые поведение (желание, стремление), являются сильными. Они, как правило, стабильны, постоянны. К ним, например, относятся: желание, стремление, чувство долга и эмоции, содержащиеся в таких чертах характера, как жизнерадостность, эмоциональность, трудолюбие и т.д.

3. Частота проявления эмоций. Некоторые эмоции, особенно те, которые, как было сказано выше, находятся в чертах характера и в движущих силах проявляются довольно часто и считаются сильными. Средние эмоции возникают редко, слабые – очень редко.

С помощью вышеназванных критериев нами составлены характеристики а) сильных; б) средних; в) слабых эмоций.

Характеристика слабой эмоции

Пульс без особых изменений, лицо слегка меняется, мимика, жесты незначительны;

Вызываются слабое эмоциональное состояние или эмоции, не являющиеся движущими силами педагогического процесса, поведения;

Вызывает отдельные не взаимосвязанные, эпизодические поступки, действия;

Проявляется очень редко.

Характеристика средней эмоции

Пульс выше обычного, 30-35 ударов в минуту. Заметные движения мышц на лице. Лицо меняет свой цвет. Происходят незначительные изменения в походке, в движении рук, ног, головы;

Возникают эмоции, являющиеся не сильными движущими силами ПП и поведения и эмоции, входящие в состав совести, мировоззрения, отношения;

Проявляется эпизодически.

Характеристика сильной эмоции

I вариант

Пульс значительно превышает нормы (40-60 ударов в минуту). Лицо значительно меняет цвет: краснеет или белеет. Зрачки расширяются. Рот открывается. Текут слезы. Теряется равновесие. Руки ноги дрожат. Волосы встают дыбом. Человек не может плакать, говорить, шевелиться, может потерять сознание.

Возникает эмоциональное состояние, эмоции, противоречащие взглядам, мировоззрению, ожиданиям, планам, намерениям, принципам, перспективам;

Проявляется очень редко или редко.

II вариант

Пульс нормальный, на лице особых изменений нет, движения, походка нормальные;

Эмоции входят в состав сильных движущих сил ПП, черт характера, определяющих поведение;

Проявляется постоянно, очень часто.

Понимание сущности эмоций, знание об их уровнях, силе позволяют субъекту педагогического процесса руководить процессом изменения эмоций в интересах благоприятного формирования личности. Например, он может вызвать у объекта нужную эмоцию, развить ее до кондиции, закрепить. Или может ненужную в данный момент эмоцию ослабить, нейтрализовать. Вот как это происходит на практике. Ученик равнодушно относится к учебе. Учитель помогает ему добиться хоть маленького успеха и ставит «3». Это вызывают у ученика радость. Он испытал вкус этой эмоции. Учитель своими дальнейшими действиями закрепляет у него эту радость. Однако «3» не предел. Нужно идти дальше. Теперь учитель начинает вызвать у ученика чувство неудовлетворенности тройкой. Эта оценка не должна теперь вызывать у него радость. Она угасла. Однако в его сознании остался вкус положительной оценки, радость успеха. На фоне этого учитель вызывает у него другую – более высшую эмоцию – желание учиться на «4». Добившись этого, он ослабляет эту эмоцию и вызывает желание учиться еще лучше – на «5». И так далее.

Такое может происходить не только в рамках одной эмоции - радости, но и между отдельными эмоциями. Например, печаль заменяется радостью, желание стремлением и т.д.

Как видно, педагог, вызывая ту или иную эмоцию, развивая, ослабляя ее, поднимает личность на новый уровень - ведет вперед.

Следует отметить, что некоторые успехи или неудачи со временем становятся привычными. Например, кажется, что человек, постоянно получающий «5», не испытывает никакой эмоции. Однако это не так. Просто данная эмоция стала привычной, повседневной. Она вошла в отношения, в характер, в поведение, что свидетельствует о высокой силе этой эмоции, а не угасании ее.

Существует большой спектр гипотез, затрагивающих вероятные причины возникновения эмоциональных явлений.

Эмоция как биообратная связь от органов, участвующих в экспрессии. Од­ной из первых концепций, описывающих причины эмоционального пере­живания, сохранившей свое значение до настоящего времени, является кон­цепция, предложенная У. Джеймсом и С. Ланге (James, 1884; Lange, 1895). Эти исследователи жили в разных странах и одновременно независимо друг от друга выдвинули схожие идеи. Они объясняли возникновение эмоцио­нального переживания функционированием механизма обратной связи от эффекторных органов, участвующих в экспрессии эмоции. Согласно этому представлению, мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что на­носим удар, боимся, потому что дрожим, радуемся, потому что смеемся. Та­ким образом, в этой концепции взаимосвязь осознания эмоции и поведен-

^еского ее выражения обратна очевидно наблюдаемой: осознание эмоцио­нального состояния происходит после физиологической реакции.

Эта гипотеза первоначально была отвергнута ввиду существования зна­чительного количества фактов, противоречащих ей. Однако в настоящее время многие исследователи вновь начинают к ней возвращаться. Это объяс­няется тем, что психотерапевтическая практика в значительной мере опи­рается на существование подобной обратной связи и включает такие техни­ческие приемы, как необходимость улыбаться, чтобы изменить настроение, или расслабить мышцы, чтобы успокоиться.

Важность обратной связи от эффекторов подтверждается и неврологичес­кой практикой (Hohman, 1966). Так, при обследовании больных с повреж­дениями спинного мозга обнаруживается четкая закономерность, согласно которой, чем выше уровень поражения, тем меньше интенсивность эмоций, переживаемых этими больными.

Эксперименты также подтверждают значение обратной стимуляции от эффекторов. В одном из исследований испытуемым предлагали изменять напряжение тех мышц лица, которые соответствовали определенной эмо­ции, однако о самой эмоции ничего не говорилось (Ekman e. а., 1983; Levenson e. а., 1990). Так мимически воспроизводили экспрессию страха, гнева, удивления, отвращения, горя, счастья. В момент напряжения мышц производилась запись вегетативных функций. Результаты свидетельствовали о том, что симулированная экспрессия действительно меняла состояние ве­гетативной нервной системы. При имитации гнева учащались сердцебиения и поднималась температура тела, при воспроизведении страха повышалась частота сердечных сокращений, но падала температура тела, при симуляции состояния счастья отмечалось только замедление сердцебиения.

Физиологическим обоснованием возможности участия обратной стиму­ляции в формировании психологического переживания может быть такая последовательность событий. В течение жизни человека формируются клас­сические условные рефлексы, ассоциативно связывающие изменение лице­вых мышц с тем или иным состоянием вегетативной нервной системы. Именно поэтому обратная связь от лицевых мышц может сопровождаться вегетативными изменениями.

Пока нет основания отвергать возможность того, что эти связи могут быть и врожденными. Доказательством возможности такого предположения может быть тот факт, что при наблюдении за чужими эмоциями люди непроизволь­но повторяют их. Любой из читающих эти строки, глядя на рисунок (рис. 13.6), не может интуитивно не следовать изображенной на нем эмоции.

Не исключено, что условно-рефлекторная связь, соединяющая эмоцио­нальное проявление и психические переживания, возникает на весьма ран­них стадиях онтогенеза в соответствующий критический период. Он может так близко находиться к моменту рождения и быть таким кратким, что ве­дет к иллюзорному представлению о врожденности такого рода связей.

Эмоция как активность структур мозга. У. Кеннон (Cannon, 1927) и П. Бард (Bard, 1929) предложили концепцию, суть которой заключается в

том, что психологическое осознание и физиологическое реагирование в про­цессе эмоционального ответа происходит практически в одно время. Ин­формация об эмоциональном сигнале поступает в таламус, из него одновре­менно - в кору больших полушарий головного мозга, что приводит к осоз­нанию, и в гипоталамус, что приводит к изменению вегетативного статуса организма (рис. 13.8). Дальнейшие исследования выявили значительное ко­личество структур мозга, участвующих в формировании эмоции.

Гипоталамус. С помощью методики самораздражения обнаружен центр удовольствия (Olds, Fobes, 1981). В подобном эксперименте в одну цепь включаются электроды, вживленные в мозг крысы, контакт педали и источ­ник электрического тока. Двигаясь, крыса могла нажать на педаль. Если электроды были вживлены в область латерального гипоталамуса, то после однократного нажатия крыса уже не прекращала это делать. Некоторые из них нажимали на педаль до 1000 раз в час и умирали, поскольку перестава­ли выполнять действия, необходимые для выживания.

Изменять эмоциональное состояние животного можно, вводя те или иные биологически активные вещества в определенные области гипотала­муса (Iktmoto, Panksepp, 1996). Роль этой структуры мозга в эмоциональном реагировании продемонстрирована многократно. В латеральном гипотала-

Рис. 13.8. Модель Кеннона-Барда предполагает одновременное поступление информации из таламуса в кору и подкорковые структуры.

дусе выявлены два типа нейронов, различным образом реагирующих на эмо­циональные ситуации. Один тип нейронов был назван мотивационным, по­скольку он обнаруживал максимальную активность в мотивационном пове­дении, а другой - подкрепляющим, поскольку эти клетки активировались при насыщении животного (Зайченко и др., 1995).

Миндалина (амигдала). X. Клювер и П. Бьюси (Kluver, Bucy, 1939) удали­ли височные доли коры большого мозга у обезьян и описали синдром, по­зднее названный их именем. У обезьяны, до операции являющейся агрес­сивным альфа-самцом, после экстирпации височной доли исчезла былая аг­рессивность и страх, но обнаружилась гиперсексуальность. С одной сторо­ны, эти данные свидетельствуют о важности височных долей для развития агрессии, с другой - демонстрируют наличие реципрокных отношений между сексуальностью и агрессивностью. Это противоречит представлению К. Лоренца (Lorenz, 1969), утверждавшего идентичность агрессивности и мужской сексуальности, поскольку, с его точки зрения, сексуальное пове­дение является составной частью агрессивного.

Установлено, что синдром Клювера-Бьюси обусловлен отсутствием мин­далины. Сейчас доказано, что эта структура формирует ответ организма на аверсивный стимул (вызывающий реакцию избегания). Любой эмоциональ­ный ответ ассоциируется с обстоятельствами, в которых он возникает. Так происходит выработка классического условного рефлекса, где подкрепле­нием является то или иное эмоциональное состояние организма. Этот тип обучения называется условным эмоциональным ответом.

Миндалина играет роль в нескольких видах эмоционального поведения: агрессии, страхе, отвращении, материнском поведении. Эта структура яв­ляется фокусом сенсорной и эффекторной систем, отвечая за поведенчес­кий, вегетативный и гормональный компоненты условного эмоционального ответа, активируя соответствующие нервные круги, расположенные в гипо­таламусе и стволе мозга.

Дж.Е. Леду (LeDoux, 1987) показал необходимость центрального ядра миндалины для развития условного эмоционального ответа, поскольку при его отсутствии выработать рефлекс не удавалось (рис. 13.9). Как видно из рисунка, миндалина связана с латеральным гипоталамусом, отвечающим за вегетативный компонент эмоционального ответа, и с околоводопроводным серым веществом, которое организует поведенческий ответ. Миндалина так­же имеет проекции в области гипоталамуса, вовлеченные в реализацию гор­монов стресса. Именно поэтому раздражение центрального ядра миндали­ны ведет к изъязвлению желудочно-кишечного тракта. Однако при опера­тивном удалении миндалины язва при стрессе не образуется. По-видимо­му, эту свою функцию она реализует через хвостатое ядро.

Сенсорная ассоциативная кора анализирует комплексные стимулы доста­точной сложности. Хотя отдельные эмоциональные реакции у человека вы­зываются простыми раздражителями, большинство из них являются доста­точно сложными, например, появление в поле зрения того или иного чело­века. Миндалина получает информацию от нижней височной коры и коры височного бугорка. К последней идут проекции из зрительной, слуховой и

Рис. 13.9. Участие миндалины в формировании условного эмоционального ответа (Carlson, 1992).

соматосенсорной ассоциативной коры. Таким образом, миндалина имеет информацию любых модальностей.

Дж. Л. Даунер в эксперименте разрушал левую миндалину у обезьян, парал­лельно производя комиссуротомию (Downer, 1961). Таким образом, левая поло­вина мозга была лишена структуры, синтезирующей информацию всех сенсор­ных входов, и не могла компенсировать этот недостаток информацией из пра­вого полушария. До операции прикосновение к обезьяне вызывало агрессивную реакцию. После операции подобное поведение вызывалось лишь в том случае, когда животное смотрело правым глазом. При рассматривании левым глазом аг­рессивность отсутствовала. Это говорит, в частности, о том, что для эмоциональ­ных реакций особое значение имеет правое полушарие головного мозга.

Роль таламуса в реализации условного эмоционального ответа. Большинство эмоциональных реакций достаточно примитивны, поскольку возникли до­вольно рано на пути эволюционного развития. Разрушение слуховой коры не влечет за собой отсутствие эмоционального условного ответа, тогда как раз­рушение таламуса неотвратимо ведет к невозможности его выработки.

Для образования условного эмоционального ответа на звук необходима со­хранность медиальной части медиального коленчатого тела, отправляющего слуховую информацию в первичную слуховую кору больших полушарий го­ловного мозга (рис. 13.10). Кроме того, нейроны медиального коленчатого тела проецируются в миндалину. Разрушение этих связей приводит к невоз­можности выработки эмоционального условного ответа на звуковой сигнал. Точно так же для выработки условного эмоционального ответа на зритель­ный сигнал нужна сохранность латеральных коленчатых тел, несущих в мозг зрительную информацию.

Орбитофронтальная кора находит­ся в основании лобных долей (рис. 13.11). Она имеет прямые входы от дорсомедиального таламуса, височной коры, вентромедиальной тегменталь-ной области. Непрямые связи идут к ней от миндалины и обонятельной коры, проецируются в сингулярную кору, гиппокампальную систему, ви­сочную кору, латеральный гипотала­мус, миндалину. Множественными путями связана с другими областями лобных долей головного мозга.

Рис. 13.10. Медиальное сечение мозга через медиальное коленчатое тело, которое получа­ет информацию от слуховых систем и проеци­рует в подкорковые структуры (Carlson, 1992)

Роль орбитофронтальной коры впервые стала определяться в сере­дине XIX века. Важную информа­цию о функции этой области в эмо­циональном поведении дал случай с подрывником Финеасом Гэйджем. Металлический стержень, выбро­шенный взрывом, пронзил лобную часть его головного мозга. Гейдж вы­жил, но его поведение значительно изменилось. Если до травмы он был серьезным и основательным, то пос­ле этого случая превратился в легко­мысленного и безответственного че­ловека. Поведение его характеризо­валось детскостью и безалабернос­тью, ему трудно было составить план будущих действий, да и сами его дей­ствия были капризны и случайны.

Рис. 13.11. Орбитофронтальная кора.

Подобные повреждения снижают процессы торможения и самокон­центрации, меняют личностные интересы. Еще в 40-х годах XX столетия было набрано достаточно много материала о роли орбитофронтальной коры в эмоциональном поведении. Большая часть данных свидетельствовала о том, что повреждение ее, меняя эмоциональную сферу человека, не затра­гивает интеллектуальный уровень.

Например, в одном курьезном случае человек страдал синдромом навяз­чивости, который проявлялся в постоянном мытье рук. Аномалия эта ме­шала ему вести нормальную жизнь и в конце концов привела к попытке са­моубийства. Больной выстрелил себе в голову через рот, однако выжил, хотя и повредил фронтальную кору. Навязчивость при этом исчезла, а интеллек­туальный уровень остался прежним.

Многочисленные исследования по разрушению орбитофронтальной коры,

проводимые на животных, свидетельствовали о существенном изменении их по­ведения: исчезновении агрессивности и отсутствии видимых интеллектуальных отклонений. Это навело португальского ученого Эгаса Моница на мысль убедить нейрохирургов делать подобную операцию на людях. Он полагал, что такая опе­рация могла бы снять у агрессивных психопатов патологическое эмоциональное состояние, сохранив интактным их интеллект. Несколько таких операций были действительно проведены, и их результаты подтвердили первоначальную мысль автора. За это Э. Мониц в 1949 г. получил Нобелевскую премию.

Позднее эта операция, названная лоботомией, была проведена тысячам больных. Особенно много таких хирургических вмешательств сделано аме­риканским солдатам, вернувшимся после Второй мировой войны с синдро­мом, который позднее стали называть по месту проведения военных дей­ствий - “вьетнамским”, “афганским” и т. д. Людям, длительно участвую­щим в военных действиях, свойственно при любой тревожной ситуации на­чинать физическую атаку, не успев подумать, обоснована ли такая реакция. Во всех других отношениях они не отличаются от нормы, являясь к тому же и физически здоровыми и работоспособными. Сейчас очевидно, что Э. Мо­ниц ошибался, поскольку лоботомия ведет не только к снижению интеллек­туального уровня, но, что не менее важно, к безответственному поведению. Такие больные перестают планировать свои действия, отвечать за них и, как следствие, теряют работоспособность и возможность жить самостоятельно. Лоботомия как операция была достаточно хорошо проработана и проводи­лась даже не в операционной, а в обычном кабинете врача. Она выполнялась при помощи специального ножа, называемого трансорбитальным лейсотомом. Хирург с помощью деревянного молотка вводил нож в мозг через отщерстие, сделанное чуть ниже верхнего века, а затем поворачивал его вправо и влево до орбитальной кости у глаза. По существу, операция делалась втемную, посколь­ку не было ясно, где находится нож и какие структуры он разрезает, поэтому повреждений было больше, чем нужно, хотя основным ее следствием было отъединение префронтальной области от остального мозга (Carlson, 1992).

Результаты ЯМР-томографии свидетельствуют о том, что чем больше зах­вачены активностью префронтальная кора, левая височная область (минда­лина), мост, тем больше амплитуда ориентировочной КГР (Raine e. а., 1991). В настоящее время полагают, что орбитофронтальная кора включена в оценку последовательности действий. Если эта область повреждена заболе­ванием, то испытуемый может оценить эмоциональную значимость стиму­ла теоретически, т. е. легко сможет проанализировать ситуации на картин­ках и схемах. Однако он не сумеет применять эти знания в жизни. Подоб­ным образом Гейдж, о котором было сказано ранее, терял одну работу за другой, истратил все сбережения и в конце концов лишился семьи.

Можно полагать, что орбитофронтальная кора не прямо включена в про­цесс принятия решения, но обеспечивает трансляцию этих решений в жизнь, в конкретные чувства и поведение. Вентральные связи этой области коры с диенцефалоном и височной областью приносят ей информацию об эмоциональной значимости сигнала. Дорсальные связи с сингулярной ко­рой позволяют ей влиять как на поведение, так и на вегетатику.

Рис. 13.12. Сингулярная кора (Carlson, 1992).

Сингулярная кора играет важную роль в формировании эмоционального пе­реживания (рис. 13.12). Дж.У. Папец (Papez, 1937) предположил, что сингу­лярная кора, энторинальная кора, гиппокамп, гипоталамус и таламус обра­зуют круг, имеющий непосредственное отношение к мотивации и эмоции. Психолог П.Д. Маклин (MacLean, 1949) включил в эту систему также мин­далину и назвал ее лимбической. Сингулярная кора обеспечивает взаимодей­ствие между структурами, принимающими решение в лобной коре, эмоцио­нальными структурами лимбической системы и мозговыми механизмами, контролирующими движение. Она взаимодействует в прямом и обратном на­правлениях с остальной лимбической системой и другими областями лобной коры. Электрическая стимуляция сингулярной извилины может вызвать пе­реживание положительных или отрицательных эмоций (Talairach e. а., 1973).

Повреждение сингулярной коры связано с акинетическим мутизмом, при котором больные отказываются говорить и двигаться. Значительная травма этой области несовместима с жизнью. Есть основание полагать, что она иг­рает инициирующую роль в эмоциональном поведении.

Откуда появились эмоции

Если несколько страниц назад мы вспомнили Дарвина, то забыть про эволюцию просто не имеем права. В плане эволюции истоком эмоций можно считать первичные формы раздражимости. Но истинные эмоции связаны с развитием особых структур мозга, прежде всего – лимбических образований (о которых мы тоже поговорим в специальном разделе). Именно благодаря этим образованиям произошел переход активного характера поведения на качественно новый уровень. Мозг приобрел способность использовать субъективные переживания (то есть эмоции) собственного состояния как побудительную и движущую силу поведения.

Первая физиологическая теория возникновения эмоций – это так называемая периферическая теория . Предложили ее У. Джеймс и К. Ланге в 80-х годах позапрошлого века. По их мнению, эмоции – это следствие изменений в деятельности внутренних органов и скелетной мускулатуры, а вызываются эти изменения соответствующими стимулами.

Эта теория имеет право на существование, но применяют ее в основном для объяснения эмоций, которые вызваны физическим состоянием организма (например, человек болен и, как следствие, переживает, испытывая самые разные отрицательные эмоции). Но для объяснения эмоций высшего уровня эта теория не подходит, потому что невозможно объяснить социальные или эстетические эмоции изменениями во внутренних органах. Если и можно, то лишь с большой натяжкой, вроде структурных изменениях в головном мозге, которые ведут к психопатологиям и, соответственно, неким социальным (или антисоциальным) ощущениям. Но это на самом деле и натяжка, и патология.

В первой трети ХХ века была выдвинута так называемая центральная (или таламическая) теория У. Кеннона и Ф. Барда. Теория эта основывается на том, что в определенной структуре мозга – таламусе – формируются эмоциональные возбуждения, следствием чего являются реакции на периферии мозга, характерные для той или иной эмоции. Вслед за этим Дж. У. Пейпс выдвинул свою теорию (теорию Пейпса ), которая главную роль в формировании эмоций отводит лимбическим структурам мозга. Так как мы ранее уже упомянули про лимбическую систему и пообещали посвятить ей особый раздел, то вы догадываетесь, что именно этот ученый подошел к разгадке вплотную. По его теории, эмоциональные возбуждения возникают к гиппокампе, распространяются к мамиллярным телам, затем через таламус в поясную извилину. Так получается круг Пейпса (рис. 1) – поле эмоциональных переживаний. По мнению Пейпса, распространение эмоционального возбуждения с поясной извилины на кору больших полушарий и создает эмоциональную окраску психических процессов.

Рис. 1. Круг Пейпса

Мы говорили о том, что эмоции необходимы нам, чтобы жить и адаптироваться в обществе. Эту идею активно развивал в середине ХХ века физиолог Петр Кузьмич Анохин. Он разработал биологическую теорию , которая основана на том, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство более успешной адаптации живых существ к условиям существования. Эмоция оказалась полезной для выживаемости и позволила живым существам быстро и наиболее экономно реагировать на внешние воздействия, на возникающие внутренние потребности и их удовлетворение. Кроме того, эмоции позволяют животным и человеку оценивать влияние на организм различных, в том числе повреждающих, факторов. Они производят почти мгновенную интеграцию всех функций организма, в результате чего определяется полезность или вредность воздействующего фактора. Эмоции, по сути, отслеживают меняющуюся обстановку и таким образом помогают организму выработать ответную реакцию. Часто такая реакция вырабатывается молниеносно.

Нам интересна еще одна теория, авторство которой также принадлежит нашему соотечественнику, Павлу Васильевич Симонову. Его информационная теория предполагает, что эмоциональное состояние организма обуславливается двумя факторами: с одной стороны, отрицательными эмоциями, которые сопровождают исходные потребности организма, и с другой стороны – вероятным прогнозированием положительных эмоций при удовлетворении этих потребностей. Оценка мозгом двух важнейших факторов – потребности и вероятности ее удовлетворения – может быть необходимым и достаточным условием для появления спектра эмоций.

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

III. ОТКУДА ПРОИЗОШЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Эмоции, имеющие первостепенное значение, и второстепенные эмоции Некоторые эмоции естественно исчезают или просто трансформируются после работы над ними в этом процессе. Если ваши эмоции постепенно исчезают или трансформируются, значит, они были тем, что мы называем

Из книги Язык как инстинкт автора Пинкер Стивен

Из книги Книга сказочных перемен автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Часть 2: «ШАМАН» 13. Союзники Как появились первые мужчины Когда-то, давным-давно, не было ни мужчин, ни женщин, потому что все люди были одинаковы. В сущности, все они были женщинами. Жили они тогда очень бедно, в диких дремучих лесах. Никто из животных тогда еще не хотел

Из книги 30 самых распространенных способов обмана на улице автора Хацкевич Ю Г

Откуда талант? Многие полагают, что среднестатистический мошенник - это мужчина за тридцать, который вырос в семье алкоголиков. Как бы не так! Во-первых, мошенничеством занимаются не только мужчины, но, и женщины - возьмем это себе на заметку. Конечно, иногда жестокое

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Откуда «семьебоязнь»? В 30-е годы Зощенко писал о бедах семьи: «То, знаете ли, обман наблюдается, то ссора и завируха, то муж вашей любовницы круглый дурак, то жена у вас попадается такая, что, как говорится, унеси ты мое горе…» Завидуем, говорил он, тем будущим, вполне

Из книги Мне уже 40?! Мне еще 40!! автора Брненская Анжелика

Шаг 1. Откуда что берется Давайте для начала разберемся с вопросом: Почему и как я оказался в такой ситуации? Что это такое? Кризис среднего возраста?! Я всегда думал, что он обойдет меня стороной! Как так получилось, что я сижу и размышляю над этим вопросом?! Не размышляйте –

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Как появились Дева Обида и Дева Боль в жизни человека Наш мир – это мир женщины – Великой Матери. Женщина – женское начало – троится на Мудрость, Жертву и Любовь.Когда христиане-аскеты отвергли женщину и землю, запретили женщине быть женщиной, она перевернулась, вместе с

Из книги Язык и разум человека автора Леонтьев Алексей Алексеевич

Откуда вы знаете. Собственно говоря, здесь можно говорить не только об интуиции, а и более широко - вообще о всяком интеллектуальном акте. Интеллектуальный акт ведь всегда решение, более или менее удачное, той или иной задачи. И оказывается, что в поисках и нахождении

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Глава 4 Откуда это в нас? Когда-то давно мы все думали, что жизнь прекрасна, что мы – совершенны, что все возможно и всего в этом мире – достаточно. Мы верили в себя, в свои возможности. Мы чувствовали себя хозяевами этого мира. Мы были любимы всеми. Мы сами любили всех – и

Из книги О чем молчат предки автора Маркова Надежда Дмитриевна

Откуда это у меня? Николай никогда не чувствовал себя ревнивцем, пока не женился на Светлане. И было бы к кому ревновать? Носик, как перепелиное яичко, все в мелких веснушках, рыженькая, худенькая. Но этот влюбленный взгляд миндалевидных с просинью глаз, но этот вкус

Из книги Преступления в психиатрии [Жертвы экспериментов и не только...] автора Фадеева Татьяна Борисовна

Откуда прилетают НЛО? Согласно самому распространенному мнению, НЛО - это аппараты, созданные на других планетах и управляемые инопланетянами. Но накапливается все больше фактов, убеждающих, что НЛО - это гораздо более сложный феномен, не поддающийся однозначному

Из книги Разговоры с дочерью [Пособие для неравнодушных отцов] автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Откуда и куда Рассмотрим пример. Вы называете меня беспечным водителем. Это общие слова, ярлык. Откуда он идет, на каком основании вы делаете такое заявление? На основании нашей последней совместной поездки либо моего признания, что я разговариваю за рулем по телефону, или

Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

Откуда мы начали? Данная книга – это исследование того, как можно разумным образом жить в городах. Её материал опирался на открытия в различных сферах искусства, гуманитарных, естественных и технических наук с целью понять город как живую систему. Её принципы и

Ученые изучают мозг уже более 100 лет, однако до сих пор это остается сложнейшей загадкой для человека. Каким образом работает мозг? На этот вопрос сегодня вам не ответит ни один нейробиолог. Мы лишь в состоянии понять некоторые явления, которые происходят в нейронных сетях мозга и каким образом они отражаются на нашем состоянии. Так как же формируются человеческие эмоции, и в каких именно областях мозга рождаются чувства?

Несколько слов об эмоциях

Это одно из проявлений отношения человека к самому себе и окружающей действительности. Сегодня ученым известно многое о формировании эмоций и механизмах их возникновения, что позволило управлять ими. Так, грамотный психолог может хорошо поработать с эмоциями человека, дав ему возможность справиться с негативными их проявлениями, в частности, перебороть страх, гнев и другие состояния, мешающие человеку радоваться жизни.

Существует множество слов, которые объясняют те или иные эмоциональные оттенки - радость, горе, сострадание, страх, гнев, ревность, жалость, безразличие, любовь и многие другие. Если рассматривать эмоцию чисто с физиологической точки зрения, то она представляет собой реакцию организма на воздействие некоторых внутренних и внешних раздражителей. Такие реакции имеют явно субъективный характер и, как правило, охватывают все виды чувствительности.

Нужно понимать, что эмоции проявляются не только в определенных субъективных переживаниях, но и вполне объективных проявлениях. Например, при той или иной эмоции человек совершает определенные действия, у него выражается мимика и проявляются специфические для данной эмоции вегетативные реакции.

Чувство вины и стыда - височные доли

Нам достаточно легко понять каким образом мозг оперирует и мыслительным процессом. Но как же быть с чувствами? Мы так привыкли к фразам вроде «разбить сердце», если речь идет о грусти, или «залился краской», когда описываем стыд. В этом смысле нам достаточно сложно принять тот факт, что эмоции и чувства также, как и мыслительный процесс и память, формируются в мозге. И все же, это так. Эмоции - нейрофизиологический процесс, протекающий в тканях головного мозга. Сегодня благодаря технологиям нейровизуализации ученые могут оценить этот процесс.

Группа ученых из Университета Людвига Максимилиана (Мюнхен) под руководством Петры Михаль провели серию любопытных исследований по выявлению областей головного мозга, которые отвечают за чувство вины и стыд. После проведения множества МРТ-снимков головного мозга ученые выяснили, что анатомически эти две эмоции соседствуют.

Экспериментаторы попросили участников исследования вообразить, будто они ощущают сильную вину или стыд, и в обоих случаях такие эмоции активировали височные доли мозга. При этом следует отметить, что стыд задействовал в них переднюю поясную кору, которая ответственна за связь с внешней средой и сообщает человеку об ошибках, а также парагиппокампальную извилину, которая отвечает за запоминание сцен и воспоминаний из прошлого. Что касается чувства вины, то она в свою очередь, активировала латеральную затылочно-височную извилину и среднюю височную извилину. Это центр вестибулярного анализатора.

Помимо этого, у пристыженных людей начинали активироваться передние и средние лобные извилины, а у тех, кто ощущал вину, также активизировались миндалевидные тела и островковая доля. Что касается последних двух зон мозга, то они входят в лимбическую систему, которая регулирует наши базовые эмоции, например, «бей или беги», а также работу внутренних органов, кровяное давление и другие процессы и реакции.

При сравнении мозга людей разного пола, ученые обнаружили любопытный факт. Так, у женщин, например, вина затрагивала только височные доли, а у мужчин также начинали работать и лобные доли, затылочные доли и миндалины. Это одни из самых древних элементов мозга, которые отвечают за ощущение страха, паники, гнева и удовольствия.

Чувство гнева и страха - миндалины

Лимбическая система мозга ответственна чувства, действия и реакции, необходимые для выживания вида. Формируется лимбическая система во время внутриутробного развития плода. Важнейшим элементом лимбической системы являются миндалины - структуры, располагающиеся возле гипоталамуса. Миндалины активизируются, когда человек видит пищу, сексуального партнера, плачущих детей, соперников и так далее. Реакция организма на источник страха - также работа миндалевидных тел. Например, если ночью вы возвращаетесь домой, и по дороге вам кажется, что кто-то вас преследует, то это также работа миндалин. В ходе нескольких независимых исследований, которые проводились в различных центрах и университетах, специалистам удалось выяснить, что даже искусственная стимуляция этих областей вызывает у человека чувство приближения неминуемой опасности.

Что касается гнева, то, как выяснилось, он также возникает благодаря активности миндалевидных тел. При этом ученым удалось выяснить, что по физиологическим параметрам сильно отличается от страха, печали и иных неблагоприятных эмоций. Как это не парадоксально, но в этом смысле человеческий гнев удивительным образом похож на счастье. Так, гнев подталкивает нас двигаться вперед, как радость и удовольствие, в то время как страх и горе вынуждают человека отстраняться. В состоянии гнева, ярости и злобы в мозге активируются самые различные участки, ведь для реализации этой эмоции мозгу необходимо оценить обстановку, а также обратиться к памяти, опыту, нормализовать выработку необходимых гормонов и провести много другой работы для того чтобы полностью подготовить организм к такому чувству.

Чувство радости и смех - префронтальная кора и гиппокамп

В моменты, когда мы испытываем , счастье, смеемся и улыбаемся, то в это время в головном мозге активизируется большое количество различных участков. При этом также задействуется знакомое нам миндалевидное тело, а также префронтальная кора, гиппокамп и кора передней островковой доли большого мозга. Таким образом, радость, также как и гнев и страх, охватывают практически весь мозг.

Учеными было установлено, что в момент радости у человека правая миндалина становится немного активнее левой. Довольно распространенное мнение, что левое полушарие мозга отвечает за логические процессы, а правое - за творчество. Однако сегодня ученые знают, что это не так, ведь для выполнения большинства функций мозгу, на самом деле, нужны обе части, несмотря на то, что асимметрия полушарий действительно существует. Например, крупные центры речи располагаются с левой стороны, а зона, которая отвечает за обработку интонации - располагается с правой стороны.

С лимбической системой головного мозга тесно связана префронтальная кора. Последняя представляет собой несколько областей лобных долей мозга, располагающихся в передней части полушарий, непосредственно за лобной костью. Префронтальная кора отвечает за нашу способность определять цели и ставить планы, достигать результатов, а также менять направление деятельности и даже импровизировать. Как показывают исследования, у женщин в моментах счастья префронтальная кора левого полушария немного активнее, чем правая.

Гиппокамп - еще одна анатомическая структура головного мозга, которая помогает человеку отделить важные эмоциональные события от второстепенных. Таким образом, сильные эмоции человек сохраняет в памяти надолго, а незначительные - быстро забывает. То есть гиппокамп оценивает значимость счастливой эмоции для помещения ее в архив памяти. Достигается это в том числе и за счет активности передней островковой доли мозга, которая также связана с лимбической системой. Установлено, что островковая доля большого мозга активнее всего ведет себя, когда человек испытывает приятные или печальные чувства.

Чувство нежности и утешение - соматосенсорная кора

В то же время множество других исследований показывают, что дружеское общение полезно для человека физически и духовно. Оно продлевает жизнь и улучшает ее качество. Даже прикосновение руки человека, который вам дорог, значительно облегчает печаль и боль. Это происходит благодаря высвобождению специфических нейромедиаторов - окситоцина и опиоидов. Они вырабатываются в моменты проявления нежности.

С помощью томографических исследований было установлено, что ласка и нежность вызывают сильный всплеск активности в соматосенсорной коре головного мозга, которая ответственна за наши тактильные ощущения. Ученые пришли к выводу, что импульсы, которые возникают в моменты, если кто-то нежно касается нашего тела, особенно в тяжелые минуты, связаны с процессом вычленения из общего потока критически важных стимулов, которые способны все для нас изменить. Исследователи также заметили, что участники эксперимента переживали горе легче, когда их держал за руку незнакомец, и намного легче, когда их касался близкий человек.

Вместо заключения

Несмотря на активное изучение мозга, пока еще ученым так и не удалось точно выяснить, что же представляет собой эмоция. Сегодня известно, что множество чувств рождается в лимбической системе, представляющей собой древнюю структуру мозга. Однако ученые отдают себе отчет в том, что далеко не все, что мы традиционно признаем эмоциями, на самом деле являются ими. К примеру, если рассматривать такое состояние как вожделение, то с физиологической точки зрения оно совсем не похоже на или радость. Установлено, что при вожделении импульсы формируются не в миндалинах, а в вентральном стриатуме - так называемом «центре вознаграждения». Например, эта область также активизируется, когда мы едим вкусную пищу и во время оргазма.

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях . Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция . Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без . Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные . С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.