Эссе учителя. Эссе "моя педагогическая философия" Моя педагогическая философия

«В каждом человеке есть солнце,

Только дайте ему засветиться»
Сократ


Мудрые слова Сократа заставляют задуматься, как же необходим каждому человеку педагог, который бы грамотно помогал и направлял процесс развития личности!

Мне повезло! Моей точкой опоры в младшем школьном возрасте была первая учительница Вацло Галина Иосифовна. Точка опоры, которую дал мне этот мудрый педагог, до сих пор позволяет мне твердо стоять на ногах и реализовывать себя в жизни в качестве педагога. Мудрые ее уроки жизни, как полноценные семена, давали и дают до сих пор свои положительные всходы. По мере взросления я поняла, что точка опоры человека - это, прежде всего, обретение достоинства, высокого представления о человеке и его предназначении на земле, это утверждение достойного образа жизни, основой которой являются: честь, совесть и правдолюбие. Мудрая педагогическая философия не возникает на пустом месте и в один момент, а взращивается постепенно, путем проб и ошибок, в повседневном сотрудничестве учителя и учеников. Так и я не в миг и не сразу стала педагогом.

К своей заветной мечте я двигалась долго, но целеустремленно. Прошли года, я получила педагогическое образование и передо мной снова, как в детстве, распахнулись двери родной школы №10. Что за ними? Как сложится моя педагогическая деятельность? Как-то страшно. Но за спиной бесценный педагогический багаж знаний! Хочется, очень хочется работать! Как говорил Архимед: «Дайте мне точку опоры, и я переверну земной шар!» Я не Архимед, но точка опоры, заложенная еще в детстве, крепкая, надежная, у меня уже есть, значит, у меня все получится!

Прошло 25 лет. Счастливых 25 лет! Кто проработал в школе не один десяток лет, задает себе вопрос: в чем заключается философия педагога? Я отвечу на него так: это ни с чем несравнимая радость видеть счастливые глаза ребенка, которого ты чему-то научила; это возможность видеть невидимое, процесс становления личности человека, где я, учитель, не просто причастна к этому процессу, но от меня зависит и направление, и скорость, и сам характер этого сложного ответственного процесса.

Легко ли быть педагогом? Конечно, нет. Моя профессия, как и жизнь, черно-белая. Я радуюсь, когда белых полос больше. Огорчаюсь, если черная полоса затянулась. «Не я ли сама виновата? В чем?» - терзаюсь, порой сложными вопросами. Но говорю себе: «Стоп! Ты не имеешь права быть слабой! На тебя смотрят десятки детских глаз и они все подмечают, как и ты сама когда-то». «Требовательность к себе, прежде всего!»- таков мой девиз!

Профессия педагога интересная, многогранная. Каждый день, идя на работу, думаешь, как построить свой педагогический процесс так, чтобы дети выросли нравственно чистыми людьми. Ведь в нашем мире так много зла и насилия… Порой бывает страшно от мысли, что в нем предстоит жить нашим малышам. Откуда берутся насилие, зло, несправедливость, взаимное непонимание и, как следствие этого, конфликты разной величины? Не прорастают ли они корнями в нашем детстве?

Так задавая себе вопросы, я пришла к мысли, что воспитывая детей в школе, необходимо закладывать в их неокрепшее нравственное сознание не просто тягу к добру и справедливости, но и отношение к себе и к другим. Какими бы они ни были: своим цветом кожи, своими взглядами, своими привычками, к какой бы ни принадлежали национальности, культуре, одним словом, были бы толерантными людьми.

В процессе своей работы я определила для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
- здоровьесберегающая среда ребенка;
- формировать умения определять границы толерантности;
- необходимо воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями;
- сформировать интерес к самоорганизации как условие и средство разностороннего развития личности ребенка;
- создать условия для развития каждого школьника в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- обогащать эмоциональный мир детей.

Для решения этих задач в своей работе я использую интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития толерантной личности учащихся. Каждая форма работы требует определенного подхода ее выполнения и здесь уже нельзя обойтись без современных требований времени.

Я благодарна детям за их понимание и доверие. Каждый их вопрос, на который иногда приходится искать ответ, подталкивает меня к мысли, что жизнь не стоит на месте. И получается так, что я учу детей, а дети учат меня. Я люблю свою профессию, люблю свою семью, люблю детей! У меня их много. Судьба щедро наградила меня!

Заканчивается учебный год, но впереди у меня не менее интересная работа - загородный оздоровительный лагерь «Чайка». Здесь я уже много лет работаю, общаюсь с детьми разного возраста. Лето - это время отдыха, но обидно видеть и осознавать, что подрастающее поколение мало знает историю страны, родного города, своих героев. Мало кто читает нужную, полезную литературу. И снова хочется как можно больше дать, сказать, вложить в эти еще понимающие головы. Когда видишь, что в глазах детей горит огонек познания, значит еще не поздно, еще можно многое успеть и сделать. Ведь не зря я свою воспитательную программу назвала «Огонек». Нужно успеть зажечь огонек познаний в сердце каждого ребенка, что бы жизнь их проходила под девизом: «Гореть всегда, гореть везде, оставить след свой на Земле!»
Планы, конспекты, разработки, отчеты. Много, очень много включает в себя работа педагога. И поэтому не все могут работать в школе, но тот, кто остался и работает, - эти люди, я считаю, работают по призванию и с полной самоотдачей, а иного быть не должно!

Листая странички жизни, память снова остановилась на моей первой учительнице - Вацло Галине Иосифовне. Этот педагог сыграл основную роль в выборе моей профессии. Первая учительница оказалась в той далекой детской жизни моей точкой опоры, которая не забывается и остается со мной навсегда.

«Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести и Правдолюбия.

И вот уже мои выпускники, взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях. Некоторые из них продолжают моё дело: воспитание личности. В каждом моем школьном выпуске есть педагоги. Значит, точка опоры действует!

А это значит - урок продолжается…

В течение многих лет я преподавал в вузе математику студентам не-математикам. Также активно работал в качестве репетитора со студентами и школьниками, которые испытывали проблемы с пониманием и усвоением математики. Мой многолетний опыт такой работы показывает, что преподавание математики должно опираться на некий системный подход, должно подчиняться некоторым идеям более высокого порядка, нежели просто методика и содержание учебного материала. В настоящей статье изложены результаты осмысления и проверки многолетней практикой моего опыта преподавания математики в вузе и индивидуально в качестве репетитора, которые нашли выражение в моей педагогической философии .

Поскольку сам термин «педагогическая философия» на сегодня в педагогической науке является далеко не общепринятым и в классических работах не устоялся, представляется целесообразным уделить отдельное внимание вопросу о том, что же понимается в настоящей работе под термином «педагогическая философия».

В традиционном понимании философия (от греческого philosophia , phileō – люблю, sophia – мудрость) - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.

В то же время, существует и другое, более специализированное понимание термина «философия», а именно - это система методологических принципов, лежащих в основе какой-либо науки или сферы человеческой деятельности .

Именно в таком аспекте следует понимать термин «философия» в рас-сматриваемых в настоящей работе вопросах, связанных с педагогической деятельностью в любых ее проявлениях.

Итак, моя педагогическая философия - это взаимосвязанная система общих положений, установок и методологических принципов, лежащих в основе педагогической деятельности в процессе преподавания мною дисциплин студентам в вузе, а также школьникам и студентам в частном порядке в качестве репетитора, направленная на наиболее полное и эффективное достижение педагогических, учебных и воспитательных целей как в различных частных аспектах (отдельных студентов, учебных групп, курса; отдельных занятий, тем, разделов учебной программы по дисциплине и т.д.), так и в аспекте учебного процесса вуза в целом.

В современных условиях работать со студентами стало, с одной стороны, легче, потому что они зачастую более мотивированы, быстрее усваивают и лучше разбираются в том, чему их обучают, а с другой - гораздо труднее, потому что диапазон их мышления стал гораздо шире, запросы более многогранными и значительно более индивидуально ориентированными.

Поскольку основной дисциплиной, преподаваемой автором, является математика, то основное внимание в настоящей работе уделяется вопросам педагогической философии преподавания математики студентам и школьникам.

В наше время, в период бурного развития электронно-вычислительной техники и компьютерных технологий, встречающаяся порой точка зрения «не каждый будет математиком» (в том смысле, что математика далеко не всем будет нужна), безнадежно устарела. Сегодня, а тем более в - самом ближайшем будущем, - математика в той или иной мере будет выступать необходимым инструментом для огромного числа специалистов различных профессий, включая экономистов, юристов, психологов, а совсем не только для профессиональных математиков.

Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания, в том числе и в области математики, нужны не ради собственно знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие.

В этой связи изучение математики как учебной дисциплины играет ключевую роль для студентов всех без исключения специальностей.

Особая роль преподавания математики состоит в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Объясняется это тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Во всех без исключения разделах математики заложены огромные возможности для развития мышления студентов в процессе их обучения на любом его этапе.

Необходимо учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления студентов и школьников имеет чрезвычайно важное значение для изучения всех без исключения дисциплин профессионального цикла.

В то же время, формирование и развитие ло¬гических структур мышления студентов и школьников должно осуществляться последовательно и своевременно. Упущения в этой области трудно восполняемы и оказывают чрезвычайно негативное значение при изучении дисциплин профессионального цикла, в особенности таких, которые в той или иной мере используют аппарат математики либо связаны с осуществлением анализа в том или ином виде.

Формированию и развитию основных структур строгого и логического мышления студентов и школьников может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, то есть правильное определение чему и как учить. Более подробно данные вопросы в аспекте конкретных форм и методов их реализации рассмотрены в педагогической концепции.

Обратимся теперь к общим закономерностям и тенденциям современного образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Интенсивный характер социально-экономического развития общества оказывает самое непосредственное влияние на содержание и основные тенденции развития образования. Как отмечают многие ведущие специалисты в области высшего образования, предстоящее развитие высшей школы будет связано с более широким применением активных форм и методов обучения, иначе говоря, новых образовательных технологий. Высшее образование должно сформировать у студентов способность к размышлениям по поводу собственных знаний, ценностей, морального выбора. Данный тезис в последнее время все более подтверждается практикой.

Представляется, что перечисленные обстоятельства и тенденции должны оказывать определяющее воздействие при формировании педагогической философии преподавателя современного высшего учебного заведения, а равно и частного преподавателя-репетитора.

Необходимо отметить, что традиционные обучающие технологии всегда подразумевали пассивную позицию обучающегося, сводились к объяснительно-иллюстрированному обучению, вооружали студентов результатами научного познания. В основе организации объяснительно-иллюстрированного обучения лежит принцип передачи преподавателем готовых выводов науки: преподаватель сообщает факты, анализирует их, объясняет сущность новых понятий, формулирует теоремы, законы и т. д. Здесь не исключаются и элементы поисковой деятельности студентов, однако передача готовых выводов науки доминирует.

Однако, такой подход к образовательному процессу не выдерживает требований, предъявляемых современными условиями существования общества. Существующая традиционная система образования уже не в состоянии выполнять поставленные перед нею задачи в новых условиях. Более того, она во многом выступает в качестве сдерживающего фактора социально-экономического развития общества с рыночной экономикой, динамичным развитием его новых сил и потребностей.

Так, по данным Министерства образования и науки РФ, в настоящее время из всей массы высших учебных заведений в Российской Федерации менее 25% в своей деятельности удовлетворяют требованиям государственных образовательных стандартов и других нормативных документов в области высшего образования. Остальные же (более 75 %) отечественных вузов не обеспечивают должного уровня качества подготовки специалистов, то есть, попросту говоря, «гонят брак».

Неслучайно в последнее время в среде специалистов высшего образования самым серьезным образом обсуждаются проблемы, связанные с качеством образования, вследствие чего для отечественных вузов становится все более актуальной проблема разработки и внедрения систем менеджмента качества.

Следует признать также, что отмеченные проблемы в области качества высшего образования вызваны не только недостатками традиционных методов обучения, но в значительной степени обусловлены сложившейся ситуацией и тенденциями последних лет в сфере школьного образования, которые характеризуются недостатком квалифицированных педагогических кадров, системными проблемами, утратой навыков обучения со стороны педагогического персонала, недостатком внимания и должной поддержки со стороны государства к существующим проблемам, что приводит в конечном итоге к отсутствию устойчивых навыков учения и прочных систематических знаний у весьма значительной доли выпускников современных общеобразовательных школ.

При формировании педагогической философии преподавателя следует четко понимать, что современная технология обучения студентов и школьников должна быть деятельностной по своему содержанию и максимально приближена к обучающимся. Главная задача здесь состоит не столько в том, чтобы вооружить студентов результатами научного познания, но и в том, чтобы вести их по пути процесса получения этих результатов, формировать познавательную самостоятельность и развивать опыт их творческой деятельности. При таком подходе реализуется принцип поисковой учебно-исследовательской деятельности студентов, то есть принцип самостоятельного «открытия» выводов науки, способов действия, «изобретение» новых способов приложения знаний к практике. Здесь не исключаются объяснения преподавателей и выполнение студентами заданий, требующих репродуктивной деятельности, но принцип поисковой учебно-исследовательской деятельности преобладает.

С учетом изложенных обстоятельств становится очевидной необходи-мость выдвижения критерия качества образовательного процесса на передний план и разработки в соответствии с этим внутривузовской системы обеспечения качества образования, что должно находить отражение и при формировании педагогической философии преподавателя.

Не вдаваясь здесь в подробности характеристик качества образовательного процесса вуза, отметим, что в основу практически всех существующих подходов к системам менеджмента качества в различных областях, в том числе и в сфере образования, в той или иной степени положены принципы современной философии качества TQM - Total Quality Management - всеобщего управления качеством на основе процессного подхода.

Представляется, что педагогическая философия преподавателя в современных условиях должна в значительной степени учитывать концептуальные положения подхода, основанного на принципах философии качества TQM, основные из которых применительно к образовательному процессу вуза состоят в следующем:
– внешний контроль качества образовательного процесса является далеко не самым главным фактором обеспечения этого качества;
– особое внимание в современном менеджменте качества должно уде-ляться управлению человеческими ресурсами, от которых во многом зависит качество продукции или услуг;
– реализация данного тезиса на практике требует постоянного обучения работников, воспитания сознательного отношения к выполняемой работе, анализа результатов деятельности, постоянного самоконтроля на каждом этапе работы, постоянного самообучения, а в целом - повышения качества на каждом цикле деятельности.

Основным структурным элементом деятельности вуза с точки зрения системы менеджмента качества является процесс. В качестве процесса может рассматриваться любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы.

При таком подходе вся деятельность вуза представляется как система взаимосвязанных между собою согласованно функционирующих процессов с целью преобразования главного входа всей системы - абитуриентов - в главный выход системы - выпускников.

При понимании и применении основных принципов современной философии качества TQM необходимо учитывать главную особенность человеческих ресурсов вуза: деятельность высшего учебного заведения заключается в обоюдном продуктивном взаимодействии обучающих и обучаемых - преподавателей и студентов, - в ходе которого и реализуется учебный процесс высшего учебного заведения. Именно поэтому, по нашему мнению, человеческий ресурс высшего учебного заведения следует подраз-делять на две принципиально отличные друг от друга по целям, задачам и функциям в учебном процессе составляющие - персонал вуза, основную часть которого составляет профессорско-преподавательский состав, и обучающиеся, то есть студенты. Именно эти две составляющие человеческого ресурса вуза в ходе реализации учебного процесса взаимодействуют между собой через систему процессов вуза (рис. 1).

Обучающиеся как часть человеческого ресурса вуза превращаются из пассивной массы студентов в активную составляющую, оказывающую существенное влияние на качество деятельности высшего учебного заведения в целом.

Обратимся к педагогическим аспектам, с помощью которых могут быть реализованы основные принципы философии качества TQM в деятельности преподавателя в современных условиях.

Практика педагогической деятельности в высшей школе показывает, что отклонения в работе обучающегося (студента и школьника) от нормального хода учебного процесса имеют тенденцию накапливаться, малые отклонения, в случае отсутствия корректирующего воздействия, перерастают в большие и в отдельных случаях могут даже приобретать неустранимый характер (эффект «снежного кома»). Промежуточный контроль знаний студентов в период зачетных и экзаменационных сессий позволяет выявить такие отклонения, однако, как правило, данные отклонения носят уже запущенный характер и скорректировать ситуацию без негативных остаточных последствий становится практически невозможным.

Необходимо отметить, что проблемы такого рода в последние годы носят весьма распространенный характер в практике обучения математике в высших учебных заведений, в особенности в отношении студентов первых курсов. Как уже отмечалось, связано это в значительной степени с тем, что, с одной стороны, современная система школьного образования, как отмечают многие специалисты в области образования на всех уровнях, не обеспечивает решения стоящих перед нею задач и не вырабатывает у школьников устойчивых умений и навыков, не вырабатывает у школьников навыков учения и планомерной самостоятельной учебной работы. С другой стороны сказывается здесь то, что на младших курсах студенты, расставшись со школьной системой обучения с ее довольно внимательным контролем над учебной деятельностью учеников, в большой доле случаев не способны самостоятельно и сразу адаптироваться к системе обучения в высшей школе, в которой студентам предоставляется довольно существенная свобода действий в ходе реализации учебного процесса. Не будучи еще полностью сформированными как личности (что вполне естественно для первокурсников), эту свободу многие студенты понимают совершенно неверно, и вместо того, чтобы предоставленную свободу использовать для выбора наиболее адекватных для них методов и средств обучения, начинают пропускать аудиторные занятия, пассивно относиться к самостоятельной учебной работе, нарушать учебную дисциплину, или даже перестают учиться вообще.

Представляется, что отмеченный круг проблем современного учебного процесса может быть в существенной степени эффективно решен путем обоюдной интеграции и взаимодействия учебной и воспитательной педагогической деятельности преподавателя в ходе реализации учебного процесса. Практика учебного процесса показывает, что при осуществлении постоянного индивидуализированного текущего контроля за деятельностью обучающихся своевременное корректирующее педагогическое или воспитательное воздействие, когда отклонения от нормального хода учебного процесса еще только наметились либо зашли не слишком далеко, позволяет вернуть обучающегося в русло нормального хода учебного процесса и преодолеть наметившиеся отрицательные тенденции в его индивидуальной образовательной траектории (рис. 2).

Следует отметить, что контроль за ходом учебного процесса отдельного субъекта учебной деятельности (студента, малой группы, академической группы, курса) понимается здесь не как исключительно наблюдательная и, возможно, карающая функция, но, прежде всего, как активное взаимодействие преподавателя и обучающихся в ходе учебного процесса, направленное на поддержание, активизацию и актуализацию интереса обучающихся к учебной дисциплине, самостоятельной научно-поисковой деятельности обучающихся и, как результат, на приобретение ими прочных и современных знаний, умений и навыков в той или иной предметной области, на развитие способностей творчески применять полученные знания, умения и навыки в ходе дальнейшей учебной деятельности и на практике.

Достигаться это должно путем творческого и методически верного применения преподавателем адекватных методов и форм педагогической деятельности. При этом, в учетом современных реалий учебного процесса и потребностей общества, преподавателю следует функционально применять такие активные и инновационные формы и методы проведения учебных занятий, как проблемная лекция , круглый стол , ролевая игра , тренинг , мозговой штурм , дискуссия , а также иные формы активизации творческой работы и самостоятельной научно-поисковой деятельности студентов (конференции , олимпиады и пр .). Более подробно данные вопросы применительно к педагогической деятельности автора освещены в .

Таким образом, целеполагающей основой при формировании педагогической философии современного преподавателя вуза и частного преподавателя-репетитора должны выступать основополагающие принципы философии качества TQM . Что же касается форм и методов педагогической деятельности, то современная педагогическая и психологическая наука предоставляет огромный их выбор. Главное, чтобы выбор этот позволял реализовать ключевую задачу образовательной деятельности на современном этапе: обеспечение высокого качества обучения, причем как в аспекте совокупности полученных студентами и школьниками знаний, умений и навыков в той или иной сфере профессиональной деятельности, так и, что самое главное, в аспекте формирования высоконравственной гармонично развитой морально устойчивой личности.

© Статья написана специально для сайта "Дистанционный репетитор"

МБДОУ « Детский сад « Ромашка»

Воспитатель - Никитина Юлия Геннадьевна

Эссе « Моя педагогическая философия»

« Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

К. Гельвеций

Великое и прекрасное дело - воспитание детей.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задаёт себе вопрос: «Правильно ли я выбрал для себя профессию? Не жалею ли о своем выборе?». И, конечно же, у каждого человека ответ будет разным. Почему я выбрала профессию «воспитатель»? Попробую ответить на этот вопрос. После окончания учебы в школе, я поступила в Балашовский Государственный педагогический институт. Мечтала стать учителем, но места в школе Самойловки не оказалось, и я решила временно пойти поработать в детский сад. И это « временно» растянулось на 30 лет.

Попав в детский сад, я поняла, что не получала ранее такого удовольствия от работы. Это самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг - это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок - это строитель будущего.

Детский сад - это особый мир, где нужно быть интересным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое. Поэтому в этой стране живут только самые - самые стойкие, терпеливые, мужественные, искренние, ответственные, добрые, удивительные люди.

Не все сразу получалось, не хватало опыта. Но время шло, и я училась у опытных воспитателей нелегкому мастерству. Я училась руководить детским коллективом, изучала методическую литературу, перенимала опыт от наставников, повышала квалификацию, занималась самообразованием. Передо мной стояла не простая задача - научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. Могла ли я предположить, что смогу научиться рисовать, заниматься садоводством, цветоводством, овладею актерским делом, петь, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом. А теперь, я знаю точно - чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми.

Талант воспитания, широкое знание жизни - эти качества должны быть присущи каждому педагогу. Любовь к детям, доброе отношение к каждому ребенку, умение зажечь искорку добра, радости в маленьком сердце, способность постоянно повышать свою профессиональную компетентность, добросовестное исполнение своих обязанностей позволяют приобрести авторитет, уважение среди детей, родителей и коллег. Мне природа подарила

хорошую интуицию в том, что касается психологии: способность поставить себя на место другого и ощутить то, что он чувствует. Это сыграло большую роль в выстраивании отношений с детьми, родителями, коллегами. Каждый думающий, творческий педагог обязан давать оценку каждому прожитому дню, уметь осознавать свои ошибки.

« Все исследуй, давай разуму первое место». Пифагор.

Я считаю, что воспитатель объединяет в себе эти три профессии.
Хороший воспитатель - это врач, для которого главный закон: «Не навреди!» Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием. Хороший педагог должен помнить слова Руссо: «Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно… Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук... он будет, прежде всего,человеком».
Хороший воспитатель - это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.
Хороший воспитатель - это актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. «Творчество вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми - педагогами детских садов.
Современный воспитатель - это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников.

Проработав в детском саду 30 лет, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии. За все эти годы, судьба сводила меня с замечательными людьми, которые были прекрасными педагогами.

Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками, поставить задачу передо мной или любым взрослым. Каждый ребенок уникален. В нем живет и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь, несправедливость.

«Детство - это цветущий луч, залитый солнцем,

По которому бежишь без оглядки к далекому горизонту.

И как важно, чтобы рядом с тобой был

Любящий и опытный поводырь» А.И Баркин

Свет своего душевного тепла на протяжении 30 лет, я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи помыслы чисты и неприхотливы, им, моим воспитанникам.. В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, чувство гордости за достижения моих воспитанников, и боль, чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. Жизнь бежит, как быстроходная река - всё течет, всё меняется. Система образования тоже не остается в стороне. Какой мы видим новую школу, детские сады?

Какого воспитателя хотят видеть рядом с собой дети и их родители? А, может, самый лучший уже среди нас?

Воспитатель…Кто он в настоящее время… Это друг по отношению к детям, их помощник и союзник, который соединяет в себе любовь к делу и к воспитанникам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих воспитанников.

Какую роль любимая профессия сыграла в моей жизни?

Я научилась смотреть на мир восторженными глазами детей и ежедневно просыпаться в ожидании чуда. Многократное проживание детства, позволяет сохранить оптимистический взгляд на жизнь и жить как дети, настоящим временем.

Кто я сегодня?

Я - родник, бьющий из под земли, и утоляющий жажду тех, кто обращается ко мне. Мне хочется напоить водой каждого, переливаться под лучами весеннего солнца, быть яркой и нужной людям, даря окружающим хорошее настроение.

Мое педагогическое кредо заключается в неустанном труде души, в творении личности. Ведь еще древние говорили: сейте хлеб - это на годы, выращивайте лес - это на десятилетия, занимайтесь воспитанием - это на века.

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Школа – это мастерская человечности».

Я.А.Коменский

Учитель – прекрасная профессия, самая древняя и почитаемая.

Все, от простого рабочего до Президента, прошли через призму души педагога. Именно учитель, сея «разумное, доброе, вечное» формирует личность нового поколения, закладывает базис развития страны, основы будущего России. Многие с благодарностью вспоминают и всю жизнь хранят образы своих добрых учителей и наставников. Так и в моей жизни важную роль сыграла заслуженный учитель РФ, замечательный человек, педагог, чей труд является для меня примером, Витальева Александра Андреевна. Именно она привила мне любовь к химии, разглядела во мне задатки Учителя, помогла окончательно определиться с выбором профессии. Уже тогда, после окончания школы, я знала, как учитель может повлиять на дальнейшую судьбу человека. И вот уже тридцать с лишним лет я отдала школе, я живу школой, я живу детьми.

В стенах школы проходит большая часть жизни любого учителя, сменяется одно поколение мальчишек и девчонок другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть и строй, но неизменно остается главным человеком в школе – учитель. Учитель, который любит свою работу, любит и уважает детей, считается с их мнением, учит учиться, помогает человеку стать Человеком и в этом видит смысл своей жизни. Я твердо уверена, что никакие самые чудесные машины не смогут заменить живое человеческое общение, не смогут дать ребенку любовь, преданность, понимание, не помогут решить возникшие проблемы. Школа – это второй дом и оттого, какие в этом доме родители, во многом будет зависеть будущее его обитателей. Особенно это касается сельской школы. Пока существует в селе школа – жива деревня. Нет школы – деревня вымирает. Согласитесь, как часто мы наблюдаем подобную картину сегодня.

С годами я все больше и больше понимаю, какая колоссальная ответственность ложится на плечи учителей. Именно учителям общество доверило самое главное, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. А как сделать это будущее счастливым, достойным человеческого существования?

Раньше, когда я была молодым специалистом, мне казалось, что достаточно детям дать глубокие прочные знания, влюбить в свой предмет, заинтересовать, а в дальнейшем они сами найдут этим знаниям применение. И я все делала для этого: следила за новинками методической литературы, сама много читала, применяла нестандартные уроки, радовалась, что детям нравится именно мой предмет. Но практика показала, что как бы хорошо учитель не был подготовлен в теоретическом и методическом плане, этого недостаточно для успешного выполнения задач, стоящих перед современной школой. Учитель – это не только преподаватель, учитель – чаще всего воспитатель.

Сегодня и для образования и для учителя настали сложные времена. У китайского народа есть поговорка «А чтоб тебе жить во времена перемен» как предзнаменование чего – то неизвестного, неопределенного. Но все течет, все меняется, жизнь не стоит на месте, эволюция – процесс необратимый. Чтобы шагать в ногу со временем, сегодня мало сформировать гармонично развитую личность: здоровую физически, с определенным багажом знаний, со сводом правил нравственного поведения. Главная задача перед современной школой на сегодняшний день другая – научить людей жить в этом постоянно меняющемся мире. А задача задач учителя – научить ребенка найти самого себя в этой жизни, свою нишу. Моя цель – это создание условий для развития способностей каждого ученика. Из этой цели вытекают задачи: одна из них – в любом ребенке увидеть хорошее, развивать его, помочь поверить в свои силы.

В священной истории есть «Притча о талантах». Один человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов и поручил им управлять своим имением. Он дал каждому из них таланты (монеты). Одному – пять, другому – два, третьему – один. Каждый получил столько талантов, сколько ему было полезно. Человек, получивший пять талантов, употребил их на доброе дело и приобрел пять новых талантов. Также поступил другой человек, который получил два таланта. А третий не захотел трудиться и закопал полученный талант в землю. За это ленивый раб был наказан и лишен даже того единственного таланта, который был отдан потрудившимся. Применительно к моей педагогической философии и моему призванию свою задачу вижу в том, чтобы ученик уже в школе знал, какие у него «таланты» и как он за стенами школы будет их приумножать. Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель должен работать во благо развития ребенка. Сейчас в школе созданы благоприятные условия для развития детей: инновации, методики, масса возможностей для саморазвития и самореализации. И я все чаще и чаще задаю себе вопрос «В нужном ли направлении мы идем? А сможем ли мы, учителя, в погоне за «умными» головами воспитать Человека чуткого, отзывчивого, доброго, порядочного? Где та золотая середина, чтобы выпускник смог себя реализовать по программе победителя, но в то же время у него были сформированы те качества, которые помогут ему быть счастливым в обществе, в семье? Как определить, готов или нет выпускник к взрослой жизни, сможет ли он стать успешным? Все мы понимаем, что нет такого универсального рецепта, по которому можно воспитывать успешных детей. Дети – это не животные. Это селекционер знает, как вывести новую породу с заранее заданными для человека качествами. Каждый ребенок – это личность, это индивидуальность и эту индивидуальность важно сохранить, помочь ребенку не потерять самого себя в будущем. Вот учитель и находится в вечном поиске.

Лучший способ обучения и воспитания – это личный пример учителя. Я не только учу детей, но и сама способна учиться у своих учеников. Учить и учиться – вот мой девиз. Учить мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить заботиться о своем здоровье, учить смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать! Учиться на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу, учиться в совместном сотрудничестве, сотворчестве, организуя и вовлекая детей в совместную деятельность, используя новые средства обучения, стремясь научить своих учеников самостоятельности, ответственности, прививая « привычку к труду благородную». Эта привычка – основа будущего счастья, духовного обогащения.

Считаю, что современный учитель тоже должен внутренне развиваться, шагать в ногу со временем, учиться, искать, каждый день идти дальше, узнавать что – то новое, бороздить просторы постоянно обновляющейся информации, иначе он становится неинтересным для своих учеников. А это очень страшно « не соответствовать»! Я твердо уверена, что не каждый человек может быть учителем. Учитель – один из тех, кто не делает блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем и уходит из школы в том же звании, часто «пуст его карман», он не видит сразу результатов своего труда. Откуда же берет силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, отцом и матерью, каково это каждый день идти к детям, оставив за порогом школы свои собственные проблемы? На такое способен не каждый человек, а только тот, кто искренне любит детей, любит свою профессию, видит смысл своей жизни в служении детям!

Когда я оглядываюсь назад и вспоминаю своих учеников, которые нашли свое место в жизни, я понимаю, что это и есть счастье, ибо я приложила к этому руку. Это счастье быть все время в гуще событий и вдохновлять обычных детей на успех. Это счастье уметь быть нужной детям, порой, несмотря на усталость, плохое самочувствие и желание все бросить. И когда ты слышишь «Как мы без Вас? Вы нам очень нужны!», решаешь – еще рано, еще не пора!

Общество и государство предъявляют сегодня очень высокие требования к учителю. Часто общество не сознает трудностей, стоящих перед школой. Необходимо изменить это отношение. Следует поднять социальный статус учителя, показать обществу, что далеко не каждый способен занять место учителя. Не секрет, что сегодня школе не хватает молодых специалистов, что средний возраст школьного учителя очень солидный. Меня очень волнует вопрос, а что же будет со школой, кто будет учить учиться наших детей, какое нас ждет будущее? Как хочется творить и сознавать, что учителя ценят, уважают, понимают значение его труда, многое делают для того, чтобы улучшить условия окружающей рабочей среды. Можем тем, кто придет нам на смену повезет больше?

Г.А.Смирнова, учитель химии и биологии МОУ «Колталовская СОШ» Калининский район, Тверская область

Холодный зимний вечер. В чашке остывает недопитый чай, источая по комнате чудный аромат лета. Я наконец-то могу немного пофилософствовать. Люблю иногда подумать над высказыванием кого-нибудь великого. Сегодня мне попался Луций Анней Сенека (младший), он пишет: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом».

Я внимательно вчитываюсь в строчки и понимаю, что не согласна с автором! Стать педагогом – это не наказание! Это счастье, которое не каждый человек способен принять и разглядеть в рутине жизни! Многие учителя работают с надрывом, ненавидят свою работу, не понимают, как судьба их одарила.

Я из тех педагогов, которые без любви ничего не делают. Я люблю свою профессию, люблю учеников, с которыми занимаюсь, люблю раскрывать таланты ребят, люблю узнавать новое и интересное, жить люблю!

Ученик для меня – это факел, который нужно зажечь. Не заставить! А заинтересовать! Родители приводят ко мне ребенка (на первое занятие). Заниматься с репетитором ученик не желает, но у него «тройка» по русскому языку, значит, надо! Ученик напряжён, он уныло зевает… Начался урок – ребёнок увлёкся, сон отступил, знания сами собой закрепились в памяти. Урок прошёл быстро! Оказывается, всё не так плохо! А русский язык – интересная штука!

Не люблю скучные и однообразные занятия. Стараюсь делать каждый урок интересным и познавательным. Многое зависит от возраста ребенка. Для меня каждый ученик – особенный. Я не делю ребят на умных и глупых. Не стараюсь быть злым тираном для них. Я – учитель! А значит, детям со мной спокойно, комфортно, а главное, интересно. Мы учимся вместе! Каждый ученик – это книга, которую я читаю, изучаю, стараюсь понять. Некоторые дети в трудных ситуациях обращаются ко мне. Я всегда помогаю. Ведь учитель — это ещё и психолог.

Нельзя быть равнодушным (моё основное правило)!Если ребенок пришёл ко мне, значит, он меня выбрал. Я за него в ответе. От меня он должен получить опыт, который пригодится ему. Не только на экзамене, но в жизни. Ведь ученики всегда похожи на учителя. Если учитель любит свой предмет, увлекается им, интересно подаёт материал, значит, ученики тоже полюбят и заинтересуются.

Ещё не люблю останавливаться на полпути. Если начали подготовку к экзаменам — не жалеем себя. Идём к цели. Результатом будет высокий балл. Не верю в то, что ребенок работал изо всех сил и сдал на «2» или «3». Кто готовится — тот всегда приходит к высоким результатам. У моих детей так!

Чай допит. На город спустилась ночь, окутав тёмным покрывалом все вокруг. Мои философствования подошли к завершению. В заключение хочется сказать, что труд учителя – это тяжелый, но благодарный труд. Это не кара за грехи. Это возможность узнать людей лучше, понять своё предназначение, отдать свой опыт другим и осознать, что живешь не зря!



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.