Фрина на празднике посейдона описание. Одна из лучших картин Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». Сюжет и описание

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Фрина на празднике Посейдона в Элевзине художника Генриха Семирадского на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Генриха Семирадского Фрина на празднике Посейдона в Элевзине: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Генриха Семирадского на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Генриха Семирадского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Генриха Семирадского на натуральном холсте.

Генрих Ипполитович Семирадский начальное художественное образование получил в гимназии города Харьков, неподалеку от которого родился. Его первым учителем рисования был ученик Карла Брюллова художник Дмитрия Безперчий. В 1860 году по настоянию родителей поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет. Через 4 года, получив степень кандидата наук, стал вольнослушателем Петербургской Академии художеств, затем зачислен в академисты.

В течение четырех лет обучения был награжден пятью серебряными медалями, в 1868 году получил малую золотую медаль, неоднократно получал денежные премии. В 1870 году ему присудили большую золотую медаль с правом на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет.

Первую свою масштабную картину он написал в Мюнхене, она была приобретена Петербургской Академией художеств. Это позволило художнику переехать в 1873 году в Италию, где он оставался долгие годы. Несмотря на то, что визиты в Россию случались очень редко, Петербургская Академия художеств заочно присваивала живописцу все возможные звания, он получал много официальных заказов. На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. В 1873 году получил звание академика Петербургской Академии художеств, с 1878 года стал профессором.

Генрих Семирадский являлся Членом Совета Петербургской Академии художеств, почетным членом Берлинской, Стокгольмской, Римской, Парижской и Туринской Академии искусств.

В 1889 году получил золотую медаль на Мельбурнский международной выставке. Участвовал в росписях храма Христа Спасителя и многочисленных храмов, театров и дворцов в Москве, Петербурге, Киеве, Кракове, Варшаве. Автор дизайна декораций в театре имени Словацкого в Кракове и во Львовском оперном театре Большой вклад внес в развитие таланта других художников.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Генриха Семирадского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» - гигантская по размерам картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского (1843-1902), завершённая в 1889 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея (инв. Ж-5687). Размер - 390 × 763,5 см.

Сюжет картины основан на сказании о древнегреческой гетере Фрине, жившей в IV веке до нашей эры. Поверив в божественность своей красоты, Фрина решила бросить вызов богине красоты и любви Афродите: во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, она сбросила свою одежду и на глазах у всех спустилась к морю.

Элевзин (Элевсин) - небольшой древний город, находившийся в 22 км к западу от Афин и связанный с ними священной дорогой. Современный город, расположенный рядом с ним, называется Элефсис. Иногда в названии картины употребляется другая транскрипция названия города - Элевсин. Также встречается более короткий вариант названия - «Фрина на празднике Посейдона».

Работа над полотном была завершена в начале 1889 года, и оно было представлено публике на персональной выставке Семирадского, которая проходила в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге. Прямо с выставки картина была приобретена императором Александром III. Она находилась в Русском отделе Эрмитажа, а в 1897 году была передана в собрание Русского музея.

Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора Афинея Навкратийского, создававшего свои произведения на рубеже II-III веков нашей эры.

Фрина - известная своей красотой гетера, жившая в IV веке до нашей эры в городе Мегары. В переводе с греческого её имя означает «белокожая». В частности, она служила натурщицей для древнегреческого скульптора Праксителя, создавшего по её образу знаменитую скульптуру «Афродита Книдская», а также позировала художнику Апеллесу, который писал с неё Афродиту Анадиомену. По рассказам, уверовав в свою неземную красоту, Фрина решила бросить вызов Афродите - богине красоты и любви, которая, согласно преданию, родилась в море и вышла на берег из волн. Простому смертному нелегко было увидеть Фрину нагой - ​она «носила хитон, облегающий все тело, и не бывала в общественных банях». Во время праздника Посейдона, проходившего в Элевзине, перед ритуальной процессией, идущей от храма Посейдона к морю, Фрина сбросила свою одежду и, обнажённая, на глазах у всех спустилась к морю.

В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами. Фрина уже сбросила свои одежды - сначала художник изобразил её совершенно обнажённой (и даже сфотографировался на её фоне), но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей.

В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона. Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину - некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием.

Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин. В нижнем левом углу изображён ребёнок, рассматривающий приоткрытый ларец с драгоценностями. Его поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове миску и вазу.

Пейзаж, изображённый на полотне, считается одним из лучших в творчестве Семирадского и рассматривается как «одно из несомненных достоинств картины».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Античность представала у Семирадского как ницшеанское противопоставление двух начал - солнечного аполлонийского и ночного дионисийского. Ночные сцены в наследии Семирадского занимали существенное место ещё и потому, что художник всерьёз увлекался оккультизмом и проводил у себя дома спиритические сеансы, что не мешало ему быть верующим католиком, регулярно посещающим костёл. Солнечные идиллии Семирадского были формой компенсации, за которой скрывались постоянные депрессии и сомнения в значимости собственного таланта. Они же служили причиной мистических настроений. Ночные картины Семирадского публике не нравились и зачастую с трудом находили себе покупателей. Так, картина «Исаврийские пираты, продающие добычу» в 1880 году была удостоена Золотой медали на Всемирной выставке в Мельбурне, но, судя по фотографиям, в 1890-е годы всё ещё находилась в мастерской художника. Ныне она хранится в Харьковском художественном музее.

В 1886 году Семирадский закончил полотно «Христос у Марфы и Марии», предназначенное для академической выставки в Берлине. Традиционно художник экспонировал его сначала в Академии св. Луки, где на осмотре побывала королева Маргарита. В 1887 году картина была представлена на Академической выставке в Петербурге, причём одновременно с работой Поленова «Христос и грешница», показанной на Передвижной выставке. Рецензенты сразу стали рассматривать обе картины в комплексе, Семирадский удостоился положительных отзывов за пейзажно-архитектурный антураж и лиричность. Правительство России купило картину для музея Императорской Академии художеств.

Исаврийские пираты, продающие добычу. Харьковский художественный музей
Христос у Марфы и Марии. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»

На рубеж 1880-1890-х годов приходится наивысший пик популярности Семирадского, который неизменно получал награды на академических выставках в Петербурге. Публика в живописи Семирадского ценила увлекательность и занимательность сюжетов. Даже названия полотен, по выражению Е. Нестеровой, «звучат как заглавия дамских романов, бьют наверняка и поражают сердца жаждущих приключений обывателей». В этот период было создано одно из наиболее известных его произведений - «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». Замысел гигантского по размерам полотна (390 763,5 см) относился к 1886 году, когда Семирадский думал об участии в будущей Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Одновременно он обратился к работе Ж.-Л. Жерома «Фрина перед судьями» (1861), которого публика обвинила в смаковании наготы. Семирадский хотел создать чувственное произведение, которое, однако, будучи эротическим, останется в рамках приличий. Для написания пейзажа Семирадский специально ездил в Грецию - в Элевзин (Элевсин), где некогда устраивались античные мистерии. Картина стала главным экспонатом выставки Семирадского в Академии художеств 1889 года; её посетило около 30 000 человек. Для наибольшей эффектности Семирадский распорядился затемнить выставочный зал, а картина освещалась электрическими лампами Яблочкова. Прямо с персональной выставки «Фрина» была куплена императором Александром III, причём государь впервые заявил о намерении создать в Петербурге музей русского искусства. Г. Г. Мясоедов при этом возмущённо писал Стасову: «Разве это русская картина?» - и называл Семирадского «чертополохом». Специалисты оценивают покупку «Фрины» как элемент имперской пропаганды приоритета государственного над национальным, а равно и внедрения классического образования в России - «педагогического классицизма». Европейские экспозиции «Фрины» добавили Семирадскому наград: он стал членом Туринской академии и членом-корреспондентом Французской Академии изящных искусств.

Почитал о Семирадском, ознакомился с его картинами в Русском музее и излагаю тут свои и чужие мысли о его творчестве.

Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889.

Элевси́н , (греч. Έλευσίς, Έλευσῖνος) — город в Западной Аттике (Греция), в 22 км к западу от Афин. Назван в честь мифологического героя Элевсина.

Семирадский начал работу над картиной в 1886 году. О своём замысле он написал Исееву: «Сюжет её - Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время празднества Посейдона в Элевзине. Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашёл громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, - восторг народа-художника, ни в чём не похожий на современный цинизм обожателей кокоток.

Сюжет был почёрпнут у Афинея Навкратийского, греческого компилятора. До Семирадского история прославленной гетеры вдохновила на создание поэмы «Фрина» Л. Мея. Словесные образы были для художника лишь творческими импульсами, помогавшие решить его собственные задачи. Божественная красота земной женщины Фрины (от греческого «белокожая»), родившейся в городе Мегара и послужившей моделью Праксителю для создания нетленного скульптурного образа Афродиты Книдской, - верх совершенства Матери Природы. И, гордая этим Фрина вознамерилась бросить вызов богине любви и красоты. В день праздника, дождавшись, когда ритуальная процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила одежды и предстала на мгновение перед народом. После против неё был возбуждён процесс об «оскорблении богов», говорят, что и на суде она обнажилась и тем самым выиграла дело.

Художник поначалу изобразил Фрину полностью обнажённой и даже сфотографировался на фоне этого варианта, а затем дописал соскальзывающие с неё одежды.

Хотел я распространиться мыслию по древу о Фрине, но умные люди сделали это и очень тщательно до меня, поэтому всех любознательных отсылаю к отличному сайту: http://arttower.ru/forum/index.php?showtopic=19260

Сам же поразмыслю об обнажённом женском теле.

Понятно и ежу, что Семирадского мало интересовали мотивы поведения его героини, и Фрину он использовал как бренд, символ непреодолимой женской сексуальной привлекательности. И, как утверждает Лебедева , : «Он стремился воплотить в её образе идеал красоты и совершенной пластики обнажённого женского тела». «Грациозный жест поднятых рук Фрины и выразительны поворот головы создают впечатление свободного и естественного движения, текучая линия силуэта подчёркивает гармонию её форм, а мягко ложащаяся светотень моделирует объёмы. » Не удержусь ещё от одной цитатки : « Остановившиеся перед необычным зрелищем, они обнаруживают различные чувства: молодые мужчины полны энтузиазма, а женщины выражают сомнение, неодобрение и даже негодование.»

Я долгое время провёл в Русском, созерцая огромное полотно на дистанции и елозя носом по холсту. Что же я узрел в итоге?

О фигуре и канонах:

Фрина Семирадского очень далека от ботичеллевской субтильности - воззрите на её широчайшие, на бугрящийся левый бицепс, на общую усадистоть фигуры, хотя ноги длинные, но высокая талия и широкие бёдра укорачивают и приземляют всю фигуру, хотя вся фигура 8 голов, куда уж удлинённее

Это не эфирный образ, а земной. Но как противоречит фигуре выражение лица - глазки, закаченные под лоб и устремлённые горе! Это что, Мария Магдалина? Где набухшие веки и «козьи» глаза настоящей развратницы? Пример приведу:

А груди, как-то по кариатидному притулившиеся на широкой грудной клетке, еле обозначенные соски. Репродукции не воспроизводят колорит, но, поверьте на слово, это неаполитанская телесная, белила, прозрачная охра и кадмий красный в качестве розовых коленок.

Ничего не скажешь, силён Семирадский в изображении фактуры, камень даже вблизи не отличишь от естественного, но вот тела его героев и Фрины в частности всё-таки академические. Ну, нет секс эпила, хоть тресни. Возможно, художник не ставил перед собой такую задачу, а может, не дано ему было. Хотя, моё мнение - живописуешь проститутку, так поддай жару! Какая ни будь боннаровская уродина в ванне сто очков Фрине даст в этом плане, хоть и законная жена.

Что интересно, Семирадский, опасаясь, что недостаточное освещение пригасит звучание красок, организовал искусственное освещение. 1889 г. выставка в Академии, вероятно, освещение уже электрическое. Хотел бы я взглянуть на картину при искусственном освещении (смотрел днём при зажжённом электричестве), надо вечером зайти.

Родилась в небольшом городке Феспии. Настоящее имя — Мнесарет (Μνησαρετή, «Помнящая о добродетелях», см. Аристогетон, «Речь против Фрины»). Прозвание Фрина («жаба»?) получила из-за желтоватого оттенка кожи, это имя использовалось и другими гетерами до нее — возможно, что это прозвище имело и охранительный характер — чтобы ввести в заблуждение завистливых тёмных духов.

Обосновалась в Афинах и стала гетерой. Прославилась как обладательница идеальной фигуры. В молодости была моделью и любовницей скульптора Праксителя, в зрелые годы — живописца Апеллеса (видимо, она очень долго сохраняла красоту и лица, и тела). Единственный мужчина, оказавшийся стойким перед её чарами, был философ Ксенократ, в течение долгих лет руководивший Платоновой Академией. «Я говорила, что разбужу чувства в человеке, а не в статуе», сказала Фрина, проиграв это пари (Диоген Лаэртский, «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»).

Назначала цену своим клиентам не по таксе, а в зависимости от того, как она к ним относилась: как-то ей весьма не понравился царь Лидии, и она назвала ему совершенно абсурдную и невообразимую сумму. Он уплатил её, но потом ему пришлось поднять в своей стране налоги, чтобы восстановить бюджет. К Диогену же она снизошла безо всякой платы, поскольку восхищалась его умом.

Благодаря признательности своих возлюбленных приобрела такое значительное состояние, что когда Александр Македонский разрушил стены Фив (336 год до н. э.), предложила горожанам отстроить их заново на свои средства, при условии, что на них будет установлена памятная доска: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной» , но фиванцы отклонили это предложение (Каллистрат, «О куртизанках»).

«Афродита Книдская»

«Афродита Книдская» (350—330 гг. до н. э.) была самой знаменитой статуей богини любви во времена античности. Пракситель впервые дерзнул изобразить её полностью обнажённой. Статуя не сохранилась, существуют повторы и копии.

Согласно рассказам античных авторов, скульптор ваял богиню со своей возлюбленной Фрины. Это было кощунством. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии (340 год до н. э.). Защитником гетеры был знаменитый оратор Гиперид. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, он сдернул с Фрины её одежды (по другим текстам, обнажив только до пояса или одежды сбросила сама по знаку защитника). Красота произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии). В источниках упоминается, что предстала она перед Гелиэей — афинским судом присяжных(Heliaea) , а не перед ареопагом (он судил только за убийства), но в названии картины академического художника Жерома использовано более звучное слово. Предположительно, позировала и для второй работы Праксителя, «Афродиты Косской» — статуи, которая была одетой, и поэтому именно её предпочли заказчики с острова Кос. Обнаженную забрали жители острова Книд, и именно она стала наиболее знаменитой и привлекла множество паломников.

«Фрина перед ареопагом» , Ж.-Л.Жером , 1861

ЛИТЕРАТУРА.

1. Д.Н.Лебедева «Генрих Семирадский» М.2006.

Оригинал записи и комментарии на

Ж-5687 )

Сюжет картины основан на сказании о древнегреческой гетере Фрине , жившей в IV веке до нашей эры . Поверив в божественность своей красоты, Фрина решила бросить вызов богине красоты и любви Афродите : во время праздника Посейдона , проходившего в Элевзине , она сбросила свою одежду и на глазах у всех спустилась к морю .

Элевзин (Элевсин) - небольшой древний город, находившийся в 22 км к западу от Афин и связанный с ними священной дорогой. Современный город, расположенный рядом с ним, называется Элефсис . Иногда в названии картины употребляется другая транскрипция названия города - Элевсин . Также встречается более короткий вариант названия - «Фрина на празднике Посейдона» .

Работа над полотном была завершена в начале 1889 года, и оно было представлено публике на персональной выставке Семирадского, которая проходила в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге . Прямо с выставки картина была приобретена императором Александром III . Она находилась в Русском отделе Эрмитажа , а в 1897 году была передана в собрание Русского музея .

Сюжет и описание

Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора Афинея Навкратийского , создававшего свои произведения на рубеже II-III веков нашей эры .

В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами . Фрина уже сбросила свои одежды - сначала художник изобразил её совершенно обнажённой (и даже сфотографировался на её фоне) , но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей .

В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона . Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину - некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием .

Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин . В нижнем левом углу изображён ребёнок, рассматривающий приоткрытый ларец с драгоценностями. Его поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове миску и вазу .

Пейзаж, изображённый на полотне, считается одним из лучших в творчестве Семирадского и рассматривается как «одно из несомненных достоинств картины» .

История

Когда Семирадский начинал работу над картиной в конце 1886 года, он спрашивал у конференц-секретаря Академии художеств Петра Исеева: «Не знаю до сих пор, примет ли Россия официально участие в парижской Всемирной выставке ?» Далее, в том же письме к Исееву, Семирадский сообщал: «На всякий случай готовлю большую картину, крупнее Нероновых светочей . Сюжет её - Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время праздненств Посейдона в Элевзине. Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, - восторг народа-художника, ни в чём не похожий на современный цинизм обожателей кокоток. Картина уже подмалёвана » .

Возможно, что словами про «обожателей кокоток» Семирадский намекал на картину Жана-Леона Жерома «Фрина перед ареопагом » (1861), которую критики обвиняли в чрезмерном «смаковании наготы» . Отталкиваясь от картины Жерома, Семирадский хотел создать чувственное произведение, которое было бы эротическим, но оставалось бы при этом в рамках приличий . Художник работал над полотном в своей мастерской в Риме . В процессе работы над картиной он специально ездил в Грецию и посещал Элевзин .

Картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» была готова зимой 1889 года и впервые выставлена в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге . Поскольку Семирадский беспокоился о том, что недостаток света может приглушить богатство красок картины, он позаботился о дополнительном искусственном освещении: все окна в зале были наглухо закрыты плотной чёрной материей, так что зрители находились в полумраке, а наверху были установлены четыре скрытые от глаз присутствующих электрические лампы, которые ярко освещали картину, находившуюся в глубине помещения . Вместе с «Фриной» на выставке были показаны другие картины Семирадского - «По примеру богов», «Перед купанием», «Искушение святого Иеронима» и «У фонтана» .

Выставка имела большой успех и привлекла тысячи посетителей - по некоторым данным, её посетило более 30 тысяч человек . Творчеству Семирадского был посвящён специальный выпуск «Правительственного вестника », где, в частности, даже утверждалось, что новая картина художника стала «блестящим доказательством того, что ложно-реальное направление в искусстве, одно время нашедшее себе отклик в нашем обществе, недолго устояло в борьбе с провозвестниками вечных начал изящного и вскоре, вероятно, сделается достоянием истории как одна из особенностей современной культуры» . В письме к Марии Киселёвой от 17 февраля 1889 года Антон Чехов писал, с иронией отзываясь о популярности своей пьесы «Иванов »: «В Петербурге теперь два героя дня: нагая Фрина Семирадского и одетый я» .

После этой выставки Академия художеств назначила Семирадского внештатным членом совета академии, выразив тем самым своё признание заслуг художника. Его картины «Фрина на празднике Посейдона» и «По примеру богов» были прямо с выставки приобретены императором Александром III ; за «Фрину» Министерство императорского двора выплатило &&&&&&&&&&030000.&&&&&0 30 000 рублей . По условиям покупки, картины были отправлены в турне по ряду европейских городов .

Утверждается, что именно при покупке «Фрины» Александр III впервые публично высказал своё намерение основать в Петербурге музей русского искусства . В то же время, согласно «легенде», неоднократно упоминавшейся в изданиях, посвящённых истории Русского музея , окончательное решение императора о его создании было связано с приобретением картины Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых » с 17-й выставки передвижников , открывшейся в том же 1889 году .

Успех «Фрины» был с ревностью воспринят передвижниками, один из которых, Григорий Мясоедов , так писал критику Владимиру Стасову : «Я вижу, что в основании Русского музея лежит картина Семирадского, разве это русская картина?..» Полагают, что в действиях Александра III, который сделал заявление о создании музея именно при покупке «Фрины», созданной художником польского происхождения, был и политический контекст: тем самым он подчёркивал то, что является главой многонациональной империи, в которой люди разных национальностей должны иметь равные права .

Картина находилась в Русском отделе Эрмитажа , а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию . В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона было указано, что картина «Фрина на празднике Посейдона» находится в Музее императора Александра III (так до 1917 года назывался Русский музей), а также, что это произведение, «превосходящее своей величиной „Светочи Нерона “, ещё более распространило известность художника: оно доставило ему звания члена Туринской академии и корреспондента » .

В настоящее время картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» постоянно экспонируется в зале № 21 Михайловского дворца , где, кроме неё, находятся «Христианские мученики в Колизее » Константина Флавицкого и «Смерть Нерона » Василия Смирнова .

С 20 декабря 2017 по 2 апреля 2018 года картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» экспонировалась в корпусе Бенуа Государственного Русского музея на выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме», приуроченной к 175-летию со дня рождения автора полотна Генриха Ипполитовича Семирадского (1843-1902) .

Отзывы и критика

Как обычно, скептически отнёсся к новому творению Семирадского художественный критик Владимир Стасов . Он высказал большие сомнения в достоверности изображённого на картине античного сюжета, утверждая, что на всём большом полотне нет «ни одного греческого лица»: среди множества мужчин и женщин - «кто некрасив, кто банален, и во всех них греческого нет ни на единую иоту» . Критик также отметил отсутствие чувств на лицах людей из толпы, окружившей Фрину - по его мнению, «они все равнодушны, невозмутимы», за исключением лысого старика в левой части картины, который «жадно улыбается на голую женщину», выражая на своём лице «животную похоть отцветшей дряхлости» . Оценивая картину в целом, Стасов писал, что она «в высшей степени холодна и равнодушна» . Тем не менее он был вынужден признать, что «есть в картине г. Семирадского и несколько хороших, даже очень хороших сторон», к которым он отнёс «превосходно написанный пейзаж в фоне, часть моря, падающие лёгкие тени на освещённые горячим солнцем мраморные алтари и плиты на полу» - всё это явилось следствием «превосходной виртуозности» и «отличного технического мастерства» художника .

Примечания

  1. , с. 296.
  2. , с. 122.
  3. Семирадский Г. И. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889 (неопр.) (HTML). Русский музей - виртуальный филиал - www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения 7 июня 2016.
  4. , с. 70.
  5. , с. 45.
  6. Семирадский Г. И. Фрина на празднике Посейдона (неопр.) (HTML). Государственный Русский музей - rusmuseum.ru. Дата обращения 7 июня 2016.
  7. , с. 172.
  8. , с. 78.
  9. , с. 164.
  10. Е. Логвинова. Рим нашему дому (о выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» в Государственном Русском музее) (неопр.) . portal-kultura.ru . Газета «Культура » (27 декабря 2017 года). Дата обращения 24 марта 2018.
  11. , с. 73.
  12. , с. 77.
  13. П. Ю. Климов . Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. // В книге «Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830-1910-х годов» (296 с. ). - М. : СканРус, 2011. - С. 30 . - ISBN 978-5-4350-0005-4 .
  14. , с. 166.
  15. , с. 68.
  16. , с. 163.
  17. , с. 115-116.
  18. В. Н. Сингаевский. Русский музей: музей Александра III. - М. : АСТ , 2006. - С. 225. - 279 с. - ISBN 9785170351183 .
  19. , с. 168.
  20. , с. 77-78.
  21. Генрих Ипполитович Семирадский и его новые картины, «Правительственный вестник », 1889, № 31
  22. А. П. Чехов . Письма за 1889 год. Часть 3 (неопр.) . www.anton-chehov.info. Дата обращения 7 июня 2016.
  23. Корней Чуковский . Чехов (неопр.) . www.chukfamily.ru. Дата обращения 7 июня 2016. Архивировано 22 марта 2013 года.
  24. , с. 173.
  25. Н. С. Лесков . Собрание сочинений в 11 томах . - М. : ГИХЛ , 1958. - Т. 11: Письма (1881-1895).
  26. Государственный Русский музей - Из истории музея / И. Н. Карасик , Е. Н. Петрова . - М. : ГРМ , 1995. - С. 23. - 309 с.
  27. Государственный Русский музей: 120-летие со дня основания (неопр.) (HTML). ТАСС - tass.ru (25 апреля 2015). Дата обращения 14 июня 2016.


Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.