Граница между европой и азией карта. Где проходит граница между азией и европой

Далеко не каждый человек способен не задумываясь сказать, какие горы разделяют Европу и Азию. Для того чтоб корректно ответить на данный вопрос, необходимо для начала отметить, что Евразия является самым большим материком на планете. Его принято делить на два континента - Европу и Азию. С экономической точки зрения, начиная с давних времен и до наших дней, граница между ними играет очень важную роль для перемещения с Востока на Запад и в обратном направлении. По мнению древних греков, она проходила по центру Средиземного моря. Начиная с пятого века до нашей эры ею считалась река Дон и Такого мнения придерживался Птолемей, поэтому данное учение довольно прочно утвердилось и продержалось вплоть до восемнадцатого века. В данной статье речь пойдет о том, что разделяет Европу и Азию в современном понимании.

Первое официальное разделение

В научной литературе официально материк был впервые поделен на два континента шведским известным научным деятелем Филиппом Иоганном фон Страленбергом в 1730 году. Отвечая в своих трудах на вопрос о том, какие горы разделяют Европу и Азию, он четко отметил, что это Уральский хребет. Вместе с этим ученый акцентировал внимание на том, что кроме него граница проходит через одноименную реку, Кавказ, пролив Югорский Шар, Каспийское, Чёрное и Азовское моря. Многие авторитетные исследователи того времени поддерживали такую идею, о чем писали в своих работах. Бытует мнение, что Страленбергу такую идею предложил В. Н. Татищев — основатель многих местных городов и поселений. Теперь более подробно о том, какие горы разделяют Европу и Азию.

Формирование Уральских гор

Урал не просто представляет собой естественно сформированную границу между смежными континентами, но также служит водоразделом восточного и западного бассейнов. Формирование гор началось примерно 350 миллионов лет тому назад, другими словами, в палеозойскую эпоху, и длилось ориентировочно 150 миллионов лет. Общая длина хребта превышает отметку в две тысячи километров. Что касается его ширины, то она колеблется в разных участках от сорока километров до ста пятидесяти. Само наименование «Урал» в переводе с башкирского языка означает «возвышенность» либо «высота». Говоря о том, какие горы разделяют Европу и Азию, нельзя не отметить тот интересный исторический факт, что на самой первой российской карте они были названы «Большим камнем» и изображались как большой пояс, откуда начиналось значительное количество рек. В связи с тем что хребет является довольно старым, его вершины не очень высокие. Первое официальное документальное воспоминание о нем есть в «Повести временных лет» и датируется одиннадцатым веком. Урал географически принято делить на Северную, Центральную и Южную части.

Природные ресурсы

Сейчас на территории Урала можно встретить большое количество различных минералов и полезных ископаемых. Здесь есть медные и железные руды, кобальт, никель, цинк, нефть, каменный уголь и даже драгоценные камни с золотом. В связи с этим еще со времен Советского Союза горы между Европой и Азией считаются самой крупной металлургической и горнорудной базой государства. Это и неудивительно, ведь 48 из 55 видов полезных ископаемых, что добывались на то время во всей стране, встречались здесь. Многие из них, в том числе драгоценные и полудрагоценные, располагаются в непосредственной близости к земной поверхности. Существует также несколько минералов, которые встречаются исключительно здесь. Ярким их примером является тёмно-изумрудный уваровит. Сюда же следует отнести и богатые лесные ресурсы. Нельзя не отметить тот факт, что в средней и южной части гор созданы отличные условия для земледелия.

Климат

Для Урала характерен типичный горный климат, в условиях которого осадки распределяются неравномерно. Природные условия здесь могут очень сильно отличаться даже в пределах одной зоны. Объяснение этому достаточно простое. Дело в том, что горы, разделяющие Европу и Азию, играют роль своеобразного климатического барьера. В связи с тем что в западной части выпадает большое количество осадков, климат здесь более мягкий и влажный. Что касается восточного района хребта, то тут все наоборот - он сухой из-за недостатка осадков.

Обелиски

Отдельных слов заслуживают расположенные на местные обелиски. Устанавливаться здесь они начали в девятнадцатом веке. Первыми монументами стали памятники в виде стел, изготовленные из дерева и имеющие прямоугольную форму. На них в обязательном порядке наносились указатели, которые так и назвались «Азия» и «Европа». С целью обеспечения сохранности обелисков рядом с ними возводились караульные хижины небольших размеров, в которых жили, как правило, обходчики леса. Отдельные монументы могут похвастаться собственной уникальной историей. К примеру, памятник, расположенный неподалеку от горы Березовая, появился в 1807 году. Тридцать лет спустя, в связи с посещением объекта императорской делегацией, деревянная конструкция была заменена мраморной, с гербом царя.

Граница по реке Урал

Река, разделяющая Европу и Азию, — это Урал. Ее общая протяженность составляет около двух с половиной тысяч километров. Следует отметить, что в ее бассейне находятся около восьми тысяч рек разного размера. В истоке Урала лежат пять крупных родников, расположенных на высоте 637 метров над уровнем моря. Объединяясь в заболоченной долине, они образуют довольно мощный поток. Идею использования реки в виде границы между двумя континентами предложил упомянутый выше российский ученый В. Н. Татищев.

Стамбул

Единственным городом на планете, что располагается одновременно на двух континентах, является турецкий Стамбул. История этого мегаполиса насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Все эти годы он имел очень важное торговое значение благодаря своему географическому месту нахождения. Средиземное море, разделяющее Европу и Азию, отделяет их также и от Африки. Именно здесь через пролив Босфор соединено с Черным. Таким же образом разделены и континенты. Само место расположения современного города Стамбула зачастую называли воротами, связующими Шелковый путь со Старым Светом.

Экспедиция 2010 года

В апреле 2010 года Российским географическим обществом была инициирована и проведена экспедиция, основным заданием которой было определение истинного происхождения границы между Азией и Европой. В ходе работы ученые установили, что ось Уральского хребта теряется в районе Златоуста и распыляется на несколько линий. Ними являются некоторые параллельные массивы. В связи с этим они предположили, что не совсем разумно считать границей По их мнению, ее следует прокладывать по Прикаспийской низменности, а точнее — по ее восточному краю. Однако исследования российских ученых и до сегодняшнего дня остаются не рассмотренными соответствующим органом — Географическим международным союзом.

Выводы

Из всего вышеуказанного можно смело сделать вывод, что основной границей между Азией и Европой являются Уральские горы. Одним из доказательств этого является даже тот факт, что по разную их сторону фауна и флора заметно отличаются. Кроме того, большая разница возникает даже в направлениях и характерах рек.

Европу и Азию. Об этом знают все еще со школьной скамьи. Но вот показать границу между Европой и Азией на карте смогут далеко не все. Да и сами исследователи, по правде говоря, до сих пор не могут прийти к единому мнению касательно этого вопроса.

В этой статье мы попробуем разобраться, где граница между Европой и Азией проводится сегодня и как менялись представления о ее местоположении с течением времени.

Европа и Азия, Запад и Восток

В географии поверхность Земли принято делить на континенты (или материки) и так называемые части света. И если в основе выделения материков лежат объективные географические факторы, то в случае с выделением частей света главенствующими выступают, скорее, историко-культурные критерии.

Так, континент Евразия условно разделен на две части - Азию и Европу. Первая существенно больше по площади, вторая - заметно богаче в материальном плане. Европу и Азию уже довольно длительное время противопоставляют друг другу как два абсолютно разных мира. Европа (Запад) представляется нам как символ чего-то правильного, прогрессивного, благополучного, а Азия (Восток) - как образ чего-то отсталого, едва ли не варварского. Но все это - не более чем стереотипы.

Европа - Азия: основные отличия

«Восток есть Восток, Запад есть Запад», - так в свое время говорил великий и мудрый писатель Джозеф Редьярд Киплинг. «…И вместе им не сойтись!». Во многом он, конечно же, был прав. Различия между двумя глобальными регионами прослеживаются в культуре, религии и философии, они заметны и на индивидуальном, и на социальном уровне. Восточный уклад жизни и труда изначально был более скрупулезным и монотонным. Достаточно вспомнить, как долго китайцы могут вырисовывать всего несколько иероглифов. В восточных странах принято молиться сидя, в позе «лотоса». А вот в западном мире христиане молятся преимущественно стоя… Различий очень много!

Интересно отметить, что в последнее время в Европе становятся невероятно модными идеи и культурные веяния с Востока, с Азии. Так, набирают популярность занятия йогой и восточными единоборствами. Католические священники и монахи стали использовать четки в своих молитвенных обрядах. Многие жители благополучных европейских стран все чаще покупают туры в Индию, Китай и Непал, дабы проникнуться духом восточных культур и народов.

Европа и Азия: общая информация о частях света

По размеру Азия в четыре раза больше, чем Европа. И численность ее населения больше (около 60% всех жителей материка).

Европа обязана своим названием одноименной героине из мифов Древней Греции. Средневековым историком Исихием этот топоним трактовался как «страна закатов». Любопытно, что древние греки Европой именовали лишь северные районы современной Греции. Топоним «Азия» также происходит от имени персонажа древнегреческой мифологии - океаниды Асии, которая была дочерью двух древнейших божеств (Океана и Тефии).

В пределах современной Европы насчитывается 50 независимых государств, среди которых ряд богатейших и наиболее развитых стран мира (Франция, Германия, Великобритания, Норвегия, Швеция, Швейцария и другие). В Азии насчитывается 49 независимых государств.

Три страны материка (Россия, Турция и Казахстан) расположены одновременно и в Европе, и в Азии. Еще четыре государства (Кипр, Армения, Грузия и Азербайджан) можно относить и к первой, и ко второй части света, в зависимости от того, где проходит граница между Европой и Азией. Где же проводят эту границу сегодня? Давайте будем разбираться.

Граница между Азией и Европой и критерии ее выделения

Какую горную вершину справедливо называть самой высокой точкой Европы - Эльбрус или Монблан? Можно ли считать Азовское море европейским? В каком чемпионате должна выступать сборная Грузии по футболу? Ответы на все эти вопросы могут быть совершенно разными. И все будет зависеть от того, какая граница между Европой и Азией берется во внимание. А вариантов скопилось немало (на карте ниже они показаны разными линиями).

На самом деле граница между Азией и Европой не может быть проведена по поверхности Земли точно и окончательно. Проблема в том, что не существует однозначных критериев ее определения. В разные времена исследователи отталкивались от разных факторов в процессе выделения европейско-азиатской границы:

  • административных;
  • орографических;
  • ландшафтных;
  • демографических;
  • гидрологических и прочих.

Небольшой экскурс в историю проблемы

Еще древние греки пытались определить, где же кончаются привычные для них части света. И условная граница между Европой и Азией в те времена проходила аккурат по акватории Черного моря. А вот римляне сместили ее к Азовскому морю и реке Дон. По этим гидрологическим объектам она проходила вплоть до XVIII века.

Кстати, река Дон как граница между Азией и Европой фигурировала и во многих трудах русских ученых, в частности, в книге «О слоях земных» М. В. Ломоносова.

В 1730-х годах европейские географы занялись проблемой определения границы «Европа - Азия» и ее обоснования с научной точки зрения. В частности, этим вопросом всерьез занимался шведский ученый Ф. И. фон Страленберг и русский исследователь В. Н. Татищев. Последний проводил европейско-азиатскую границу по реке Урал и одноименному горному хребту.

Где проходит граница между Европой и Азией сегодня?

На сегодняшний день географы планеты, к счастью, пришли к более-менее единому мнению по этому вопросу. Итак, по каким же объектам проходит граница между Азией и Европой? Перечислим их с севера на юг:

  • восточное подножие Уральских гор и хребта Мугоджар;
  • река Эмба;
  • северо-западное побережье Каспия;
  • устье реки Кумы ;
  • Кумо-Манычская впадина;
  • низовья Дона;
  • юго-восточные берега Азовского моря;
  • Керченский пролив;
  • проливы Босфор и Дарданеллы;
  • Эгейское море.

Именно такое определение границы сегодня используется ООН и Международным географическим союзом. Оно же представлено и в большей части современных картографических атласов.

Согласно этому делению, Азербайджан и Грузию следует считать азиатскими странами, а Стамбул является крупнейшим трансконтинентальным городом (так как он расположен на обоих берегах Босфора). Также получается, что Керченский полуостров Крыма находится в Европе, а соседний с ним Таманский полуостров вместе с косой Тузлой - уже в Азии.

Обелиски и памятники на границе Европы и Азии

Пограничная линия «Европа - Азия» отмечена на поверхности Земли множеством памятников, обелисков и памятных знаков. Всего их не менее пятидесяти! Большая часть из них установлена на территории России.

Самый северный в мире знак «Европа - Азия» находится у пролива Югорский Шар. Это небольшой столб с якорем и информационной табличкой. Географические координаты этого знака: 69° 48’ северной широты и 60° 43’ восточной долготы.

Старейший такой знак расположен в пределах Северного Урала, близ поселка Кедровка. Он представлен небольшой часовней, построенной еще в 1868 году. А вот на горе Березовая в Первоуральске находится, пожалуй, самый величественный и монументальный знак «Европа - Азия». Это 25-метровый гранитный обелиск, который был установлен здесь в 2008 году.

Довольно странно, что в районе Босфорского моста в Стамбуле (казалось бы, на самом знаковом отрезке европейско-азиатской границы) установлена всего лишь крохотная желтая табличка со скромной двусторонней надписью Welcome to Europe/Asia.

В заключение

Граница между Азией и Европой весьма условна и далеко не объективна. Согласно современному определению географов, она соединяет Карское и Средиземное моря, проходя по восточному подножью Уральских гор, северо-западным берегам Каспия, Кумо-Манычской впадине, Керченскому проливу и проливу Босфор.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Начнем, пожалуй, с тех, которые установлены вблизи Екатеринбурга. Все они наверняка знакомы горожанам.

№1 Обелиск на горе Березовой


Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.

В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.

Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск (на фото вверху).

Сейчас в окрестностях самого первого обелиска стоит целых два столба. Тот, что открыт в 2008 году, находится на горе Берёзовой, его координаты 56°52′13″ с. ш. 60°02′52″ в. д. / 56.870278° с. ш. 60.047778° в. д. (Google maps). Территория вокруг него облагорожена, есть беседки и клумбы, и даже особая скамейка влюбленных и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.
Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Ново-Московский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия


№2 Обелиск возле Первоуральска

Вблизи Первоуральска, немного ниже первого обелиска, есть еще один пограничный столб "Европа-Азия". Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга. Его координаты 56°52′04″ с. ш.60°02′41.7″ в. д. / 56.867778° с. ш.60.044917° в. д. (Google maps).
Как доехать:
Едем по той же трассе, что и в первом случае, только в сторону Новоалексеевского не сворачиваем, а сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.

№3 Обелиск на Ново-Московском тракте

Этот обелиск был установлен в 2004 году, он находится к Екатеринбургу ближе всех - на 17 км Ново-Московского тракта (соответственно, доехать туда можно по этой дороге). Именно сюда по традиции приезжают свадебные процессии. Каждая пара привязывает возле памятника ленточку на память. Его координаты 56°49′55.7″ с. ш.60°21′02.6″ в. д. / 56.832139° с. ш. 60.350722° в. д. (Google maps).

Знак №14 тоже находится недалеко от Екатеринбурга, только в другой стороне от первых трех. Ниже описано, как его найти.

№4 Оренбургский обелиск

Грандиозная квадратная колонна высотой около 15 метров, увенчанная шаром из нержавеющего сплава. Был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.

Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелик расположен возле автомобильного моста через реку Урал, на трассе Р-335, его координаты 51°44"59.4N 55°05"29.9 ″ .

№5 Стела на Белом мосту

Белый мост через реку Урал тоже расположен возле Оренбурга. Эта стела сравнительно новая. Координаты: 51°45"11.8″N 55°06"26.8″E .

№6 Старые обелиски на реке Урал

В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы-Белорецк у деревни Новобайрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал.

Эти обелиски расположены метров на 300 южнее новых знаков там, где раньше проходила дорога.
Они были построены в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находится изображение земного шара.

Стелы были установлены с обеих сторон моста через Урал, которого сейчас нет. Координаты:54°05"33.9″ N 59°04"11.9″ E

№7 Новые обелиски на реке Урал

В 90-е годы по краям нового моста возле Новобайрамгулово установили две новые стелы. Координаты: 54°05"42.5″ N 59°04"04.8″ E .

№8 Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске знак «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Знак представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А». Координаты: 53°25"19.7″ N 59°00"11.3″ E .

№9 Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия. Координаты: 53°52"27.7″N 59°12"16.8″ E .

№10 Обелиск около станции Уржумка

Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

Обелиск расположен на полкилометра к востоку от станции Уржумка, его координаты 55°06"53.8″ N 59°46"58.0″ E.

№11 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау близ Златоуста

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году установлена стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании. Автор макета — архитектор С. Побегуц.
Интересно, что надписи с названиями частей света расположены "наоборот" (не так, как на абсолютном большинстве обелисков) — на европейской стороне стелы надпись "Азия", а на азиатской — "Европа". Видимо, автор исходил из того, что знак будет работать как дорожный указатель, то есть водитель увидит название той части света, в которую он въезжает. Координаты: 55°01"05.3″N 59°44"05.7″E

№12 Обелиск в районе г.Кыштым

К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. Координаты: 55°37"22.6″N 60°15"17.3″E

№13 Обелиск у села Мраморское

В 2004 году у железнодорожной станции Мраморская взамен разрушенного старого обелиска был установлен столб высотой около 3-х метров с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал» и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы. Координаты: 56°32"13.9″N 60°23"41.8″E .

№14 Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа-Азия и самая восточная граница Европы. Он расположен возле Екатеринбурга на Полевском шоссе, в 2-х км от деревни Курганово. Доехать до него очень просто: едем от Екатеринбурга на Полевской (трасса Р-355), знак будет по правую руку перед Курганово. Координаты: 56°38"33.5″N 60°23"59.9″E .

Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

№15 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск

Установлен в 1984 году-к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской. Координаты: 56°46"14.8″N 60°01"35.7″E . До этого обелиска тоже можно быстро доехать от Екатеринбурга.

№16 Обелиск на горе Каменной

«Филин» был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта. Координаты: 56°45"05.4″N 60°00"20.2″E .

№17 Обелиск у станции Вершина

Установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Станция Вершина принадлежит Свердловской железной дороге, расположена возле Первоуральска, туда можно доехать от Екатеринбурга. Координаты обелиска: 56°52"53.6″N 60°03"59.3″E .

№18 Обелиск в районе г. Новоуральск

В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город. Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра. Координаты: 57°13"19.6″N 59°59"20.7″E .

№19 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка

Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой. Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись "Медвежка 499м", на левой грани — "сварщик Долгиров Евгений 2006 энергетик Шулятев Г.А.", на правой — "Зеленый 2006 мыс"
Знак был установлен в ноябре 2006 года энтузиастами из санатория «Зеленый мыс». Координаты: 57°11"11.3″N 60°04"10.0″E

№20 Столб у деревни Починок

Cтолб установлен в 1966 году на автодороге, идущей через Билимбай в Мурзинку. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).
Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково.
Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».
Координаты: 57°05"01.0″N 59°58"17.2″E.

№21 Обелиск у поселка Уралец

Обелиск расположен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец, недалеко от горы Белой. Посвящен первым успехам советской космонавтики, установлен в 1961г. после полета Юрия Гагарина в космос. Столб изготовили рабочие механического завода поселка Уралец по проекту В. П. Красавченко. Квадратную колонну 6 м высотой венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток". Координаты: 57°40"38.0″N 59°41"58.5″E .

№22 Обелиск на перевале Большой Урал

Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту, к западу от Нижнего Тагила. Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот. Координаты: 57°53"43.1″N 59°33"53.6″E .

№23 Обелиск у станции Хребет Уральский

Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Координаты: 58°24"44.1″N 59°23"47.4″E .

№24 276-й км Горнозаводской железной дороги.

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве железной дороги. Ребра пирамид изготовлены из рельсов, применявшиеся при строительстве дороги. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам. Координаты: 58°24"06.0″N 59°19"37.4″E .

№25 Обелиск у деревни Кедровка

Памятный знак установлен на перевале у горы Кедровка на небольшой поляне на 27-м километре дороги. Выполен он в виде часовни из чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был установлен царский герб.
В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов Нижне-Салдинского завода обелиск был восстановлен. Координаты: 58°11"21.2″N 59°26"04.5″E .

№26 Обелиск на главном Уральском хребте

В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, тогда же на старой дороге Теплая гора-Качканар был установлен обелиск «Европа-Азия» в виде ракеты из металлолома, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР. В 2000-х годах знак еще существовал, дальнейшая его судьба неизвестна.

№27 Обелиск на трассе Качканар-Чусовой близ поселка Промысла

Обелиск расположен у дороги Качканар-Чусовой в 9 км от поселка Промысла в сторону Свердловской области.
Обелиск по проекту Алексея Залазаева был установлен в 2003 году. Это один из самых больших обелисков, его высота — 16 м. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света. Координаты: 58°33"42.3″N 59°13"56.5″E .

№ 28 Знак «Европа-Азия» у села Елизавет

На старом демидовском тракте, у села Елизаветинского стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Подробности возникновения знака точно неизвестны. По одним данным знак устновлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми, по другим — в 1977 году лесником Черноисточинского охотохозяйства . Координаты: 57°47"20.9″N 59°37"54.7″E .

№29 Обелиск у поселка Кытлым

В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву, находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска — стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть — плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель. Координаты: 59°29"27.9″N 58°59"23.5″E .

№30 Обелиск у подножья Казанского Камня

По дороге из Североуральска к водопадам на реке Жиголан, у подножья Казанского камня. Координаты: 60°03"56.1″N 59°03"41.3″E .

№31 Знак на горе Неройка

Знак расположен на Приполярном Урале неподалеку от поселка Саранпауль на перевале Щекурьинский проход по водоразделу рек Большой Паток и Щекурья в районе горы Неройка (1646м). Установлен рабочими Неройского рудника. Координаты: 64°39"21.1″N 59°41"09.4″E .

№32 Газопровод "Сияние севера" на Приполярном Урале
Установлен газовиками, находится на дороге, идущей из поселка Вуктыл вдоль газопровода «Сияние Севера» на центральную базу природного парка Югыд-ва. 63°17"21.8″N 59°20"43.5″E .

№33 Обелиск у станции Полярный Урал

Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весь столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелиск реконструировали. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток — река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь. Координаты: 67°00"50.2″N 65°06"48.4″E .

№ 34 Обелиск на берегу пролива Югорский Шар

Самый северный знак находится на берегу пролива Югорский шар в месте наибольшего сближения острова Вайгач с материком примерно в двух километрах от полярной станции "Югорский Шар". Знак был установлен 25 июля 1975 г сотрудниками Северного филиала Географического общества и участниками экспедиции на катере «Замора», повторявшей путь поморов от Архангельска до Диксона. Знак представляет собой деревянный столб с укрелленным на вершине металлическим листом с надписью "Европа-Азия", к столбу прибита цепь с якорем. Координаты: 69°48"20.5″N 60°43"27.7″E .

Спустя 37 лет создатели знака восстановили его.

Фото - пользователь e1.ru LenM

№35 Крайняя Восточная точка Европы

Местоположение точки еще в 2003 году определила группа туристов при поддержке "Российской газеты", тогда же установили памятный знак (на фото). Впоследствии и знак, и географическое расположение пункта были утрачены. В 2015 году участники специально организованной экспедиции восстановили координаты, в 2016 году обещают поставить новый обелиск.

Точка находится в водораздельной зоне района между озерами Малое Щучье и Большое Хадата-Юган-Лор, на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми. Координаты: 67°45"13.2″N 66°13"38.3″E .

№36 Знак у истока реки Печоры

Плоский чугунный круг в виде земного шара. Координаты: 62°11"56.2″N 59°26"37.1″E .

№37 Знак на высоте 708,9 к северу от горы Яныгхачечахль

Самодельный деревянный знак, расположен к северу от Ивделя, на приполярном Урале. Координаты: 2°01"47.6″N 59°26"07.9″E .

№38 Знак на границе Свердловской области, Пермского края и республики Коми, на горе Саклаимсори-Чахль

Место, где встречаются Европа, Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трех великих рек - Оби, Печоры и Вогли. Знак установлен 25 июля 1997 года по инициативе Геннадия Игумнова, занимавшего в то время должность губернатора Пермской области. Координаты: 61°39"47.3″N 59°20"56.2″E

№39 Знак на перевале через Поповский увал

Установлен на высоте 774 м на дороге из Ивделя на Сибиревский приииск. Столб двуликий - с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское. Координаты: 60°57"39.9″N 59°23"05.5″E


№40 Знак у поселка Павда

Черно-белый столб стоит на развилке трех лесных дорог - на Павду, Кытлым и Растёс. Координаты: 59°20"00.0″N 59°08"55.3″E

№41 Знак у горы Колпаки

Обелиск разрушен в 2000-х годах, остался только постамент. Находится на дороге от пос.Промысла на север, на развилке Медведка-Косья. Координаты: 58°38"25.0″N 59°10"41.0″E .


Фото - Lyudmila K, mail.ru


Фото - UralskiSlon, wikimapia.org

№42 Обелиск у поселка Баранчинский

Установлен на лесовозной дороге к западу от поселка Баранчинский, к югу от горы Кедровка. Отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А.Никитина в 1996г. Координаты: 58°08"39.0″N 59°26"51.7″E .


Фото - veter423, wikimapia.org

№43 Знак у горы Билимбай

Деревянный знак с названием хребта Веселые горы установлен в 2012 г. на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги Черноисточинск-Большие Галашки. Координаты: 57°32"44.9″N 59°41"35.0″E .

№44 Знак на дороге из Карпушихи к скале Старик-камень

Самый скромный и неприметный знак "Европа-Азия" из всех - просто деревянная табличка с вырезанными буквами. Координаты: 57°28"55.0″N 59°45"53.3″E .


Фото - wi-fi.ru

№45 Знак "Голуби" на горе Котел

Установлен ко Дню Пограничника в мае 2011 года туристами из Екатеринбурга и Новоуральска, проект П.Ушакова и А.Лебедкиной. Голуби символизируют любовь и дружбу между двумя континентами. Координаты: 56°58"18.0″N 60°06"02.0″E .


Фото - dexrok.blogspot.ru.

№46 Обелиск у села Мраморское

Самодельный обелиск из мрамора установлен в 2005 году В.Г.Чесноковым и В.П.Вилисовым, впоследствии разрушен. Координаты: 56°31"36.3″N 60°23"35.3″E .

№47 Знак на дороге Косой брод-Асбест

Полосатый столб установили в 2007 году участники клуба "Вояджер". Он находится сравнительно недалеко от Екатеринбурга , к востоку от Полевского, только добираться до него лучше на внедорожнике. Координаты: 56°28"40.6″N 60°24"06.1″E .


Фото - Dvcom, wikimapia.org

№48 Беседка близ Полевского

На столбах вырезаны надписи "Европа" и "Азия". Беседка установлена в 2001 году Полевским лесхозом. Как и предыдущий знак, находится недалеко от Екатеринбурга , на дороге между городом Полевской и послеком Станционный-Полевской, у развилки возле коллективных садов. Беседка стоит далеко от официальной географической границы Европы и Азии. Граница проходит по водоразделу бассейнов Оби и Волги, который расположен гораздо восточнее. Координаты: №49 Знак в истоке реки Урал

Табличка "Здесь начинается река Урал" установлена в 1973 году самодеятельной группой. Чугунный знак "Европа-Азия" и мостик через исток появились гораздо позже. Координаты: 54°41"39.9″N 59°24"44.7″E .

№50 Знак в Орске на мосту через Урал

По обеим сторонам автомобильного моста через реку Урал размещены простые таблички с надписями "Европа" и "Азия". Координаты: 51°12"38.0″N 58°32"52.0″E .


№51,52,53 Дорожные знаки в Магнитогорске

Жители Магнитогорска ежедневно ездят на работу в Азию, а вечером возвращаются домой в Европу, потому что жилые районы и Магнитогорский металлургический комбинат находятся на разных берегах Урала. Всего в Магнитогорске четыре моста через Урал, которые здесь называют "переходами", ведь они соединяют между собой целые части света. Обелиск №8 расположен у Центрального перехода, еще есть Северный переход, Южный переход и Магнитный переход (он же Казачья переправа). На каждом мосту, кроме короткого Северного, установлены дорожные знаки, отмечающие границу Европы и Азии. Координаты: Центральный переход 53°25"20.0″N 59°00"35.5″E ; Магнитный переход 53°22"40.4″N 59°00"18.3″E ; Южный переход 53°23"53.4″N 59°00"05.5″E .

Знак на Южном переходе:

№54 Дорожный знак в селе Кизильское

Кизильское находится в 90 км от Магнитогорска. Знаки установлены с обеих сторон моста через реку Урал. Координаты: 52°43"18.4″N 58°54"24.4″E .


Фото - ant-ufa.com.

№55 Знак на старой билимбаевской дороге

Мраморный обелиск с надписью "Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города" установлен на западном склоне горы Медвежка близ Новоуральска. Координаты: 57°11"27.1″N 60°02"37.5″E .

№56 Обелиск в Нефтекумске "45 параллель"

Город Нефтекумск находится в Ставропольском крае. Современный европейский город посреди дикой азиатской степи. По одному из вариантов, граница Европы и Азии проходит по Кумо-Манычской впадине между Каспийским и Черным морями. Знак установлен в 1976 году и размещен на гербе города. Координаты: 44°45"14.3″N 44°58"40.0″E .

№57 Знак в Ростове-на-Дону

По одной из версий граница Европы и Азии проходит по фарватеру Дона. В 2009 году власти Ростова-на-Дону объявили конкурс на разработку знака "Европа-Азия", но идея так и не получила воплощения. Неофициальный знак находится возле гостиницы "Якорь". Примерные координаты: 47°12"47.8″N 39°42"38.5″E .


Фото - М А Р И Н А, fotki.yandex.ru.

№58 Обелиск в Уральске, Казахстан

Обелиск расположен у моста через реку Урал, на географинчской границе Европы и Азии. Установлен в 1984 году по проекту архитектора А.Голубева. Представляет собой вертикальную стелу, облицованную белым и серым мрамором, сверху на которой покоится голубой земной шар с золотистой короной в виде надписи "Европа-Азия". Координаты: 51°13"18.0″N 51°25"59.0″E .

№59 Беседки в Атырау, Казахстан

По обеим сторонам моста через реку Урал установлены беседки с надписями "Европа" и "Азия". Координаты: 47°06"18.0″N 51°54"53.1″E .

№60 Босфорский мост в Стамбуле, Турция

Стамбул разделен на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. Босфорский мост - первый висячий мост через пролив, установлен в 1973 году по проекту российского инженера Олега Александровича Керенского. С обеих сторон перед мостом установлены таблички "Welcome to Europe/Asia". Координаты: 41°02"51.0″N 29°01"56.0″E .


Фото - Erdağ Göknar.

На сегодня это все известные знаки, отмечающие границу Европы и Азии.


Читайте нас в

Граница Европы и Азии. Что можно представить при этом? И где она идёт? Мнения географов не совпадают. Кто-то проводит границу по водоразделу Уральского хребта, кто-то - по его восточному склону. Но все согласны, что Уральский хребет - самая протяженная часть границы: общая протяжённость границы по территории России составляет 5524 км (из них вдоль Уральского хребта 2000 км). И действительно, стоя на главном водоразделе Уральского хребта, отчётливо видно - вот она, граница. Почти сплошной полосой тянется где пологий, а где и скалистый Урал. Конечно, на всём протяжении Урала знаки границы не поставишь. Много знаков поставлено в местах пересечения автомобильных и железнодорожных дорог с границей, но есть места, где дорог нет или они почти непроезжие, но знаки там есть.

Первый знак Европа-Азия расположен на Полярном Урале, рядом с железнодорожной веткой Сейда - Лабытнанги. Там расположен самый низкий перевал через Уральские горы, его высота менее 200 м.

Продолжим рассмотрение границы на Приполярном Урале. Это один из самых труднодоступных участков границы. Знаков практически нет. Да и как их туда притащить? На многие перевалы и пешком подняться тяжело. Так выглядит граница между Европой и Азией от середины перевала Центральный (высота перевала 1350 м). Видно собственно перевал (слева) и скалистый гребень, по которому идёт граница дальше, ведущий к горе Янченко (справа).

А так выглядит сам перевал в его высшей точке - граница идёт вверх, по скальным выходам, к вершине высшей точки Урала, горы Народная, её заснеженный массив проглядывает на заднем плане. Слева от гребня - Европа, справа - Азия.

Граница на самом перевале обозначена туром из камней.

Но не везде на Приполярном Урале можно достаточно точно определить место, где проходит граница. Например, водораздел идёт по плато Оленеводов. Это действительно плоское место большой протяжённости. И только по подробной карте можно определить, где же граница. Естественно, что никаких знаков там нет.

Но в основном граница идёт по вершинам хребтов и выглядит вот так:

Перенесемся на 300 километров южнее, на Северный Урал. Этот знак стоит на перевале между истоками реки Печора и ручьём Янысос. Относится к немногим знакам, которые стоят не в месте пересечения дороги с Уральским хребтом, а просто так. Видно, что характер гор изменился и они стали более пологими. Кстати, это единственный знак, на котором надпись "Европа" смотрит в Азию.

Рядом с горой Моттевчахль, немного не доходя, на перевале между притоком реки Сульпа и рекой Тумпья прямо на границе (и на дороге) расположена избушка.

Если в ней заночевать, то в случае удачного расположения можно спать одновременно и в Европе, и в Азии.

Если идти по этой дороге то слева, то справа от неё, то можно постоянно переходить из Европы в Азию. Если не надоест, то можно набрать не менее 100 переходов с одной части света в другую.

По границе расположены не только искусственные знаки границы, но и естественные. Вот такие каменные столбы расположены на южном склоне горы Холат-Сяхль, прямо на осевой линии хребта.

Повесь на столб табличку - и всё, монумент готов.

Ещё километрах в 20 южнее расположена гора Саклаимсори-Чахль. Тут уже начинается Пермский край, и пермские туристы затащили небольшой знак "Европа-Азия".

Рядом с этим знаком расположен памятник человеческому чванству и дурости. Его, конечно, надо видеть.

Южнее горы на хребте по осевой линии расположены природные отдельно расположенные останцы. Они могут быть очень замысловатыми, и их можно разглядывать долго. Конечно, около таких вычурных природных построек хочется сделать и фото на память.

Дальше хребет идёт такими же плавными волнами, но граница видна отчётливо. Километров через двадцать хребет становится более расчленённым, перевалы между вершинами становятся более выраженными и на них уже начинает появляться лес. На плоских (по большей части) вершинах некоторых гор тоже появляются карликовые деревья.

Идти по осевой линии становится тяжелее, так как приходится всё время двигаться вверх-вниз с рюкзаком. Появляются дороги через хребет. На одной из них, ведущей на Сибирёвский прииск, есть уже и самодельный знак.

Очень впечатляет это творение неизвестного художника.

Очень популярное у туристов место - это водопады на реке Жигалан. Если ехать от Североуральска, то дорога идет через водораздел. Практически все едущие останавливаются у знака, чтобы сделать фотографию на память.

Вот такой грандиозный знак можно увидеть на автодороге недалеко от города Качканар.

Здесь можно найти и более старые знаки границы. Вот, например, один из чудом сохранившихся знаков от царских времен. Знак остался с 1868 г, возведен в честь проезда великого князя Владимира Александровича, построен на средства золотопромышленников. Находится между пос. Верхняя Баранча и д. Кедровка.

Один из самых скромных знаков, который мне доводилось видеть, расположен в нескольких километрах от посёлка Карпушиха.

Знаки около Екатеринбурга рассматривать не будем. Там даже поездка из Екатеринбурга в Полевской (на 50 км) сопровождается выездом из Азии в Европу и дальнейшим возвращением в Азию.

Закончим рассмотрение знаков на границе Европа - Азия в Башкирии, где граница идёт по реке Урал. Здесь знаки уже расположены на разных берегах - на одном берегу - Европа, на другом - Азия.

В Азии есть тоже интересные поселения - например, здесь можно увидеть указатель "МАСКАУ".

Трудно: очарование востока и шумные мегаполисы запада кажутся нереально разными и даже далекими. Впрочем, в современном мире в эпоху глобализации точные очертания материков становятся все более размытыми, а границы Азии – не такими точными. История разделения стран на восточные и западные включает несколько этапов:

  • Появление названий относят к эпохе Древней Греции. Считается, что Европа произошла от словосочетания, обозначавшего в переводе «страна закатов». Азия олицетворяла океаниду Асию – дочь божества Океана и Тефии;
  • В те далекие времена граница проходила по центру Средиземного моря, позже произошло значительное смещение на восток;
  • Около 3 000 лет назад произошли перемены – официально рубеж был установлен по Керченскому проливу и реке Дон. Такое утверждение приводится в трудах Птолемея, оно признавалось до 18 века;
  • В 1730 году произошли очередные перемены – Татищев и Страленберг в научных трудах установили границу по хребту Уральских гор, через Кавказ, Азовское, Черное море и пролив Босфор.

Границы Европы и Азии

Позднее были предприняты новые попытки поменять существующее разделение мира, однако они не увенчались успехом – уже 300 лет европейская и азиатская часть планеты поделена.

Где проходит граница Европы и Азии – интересное

Хотя давно известно, где проходит граница между Европой и Азией, все же некоторые расхождения у географов и историков существуют. Обусловлено это тем, что каждый критерий выделения этого рубежа является уникальным. Одни специалисты учитывают административные факторы, другие – ландшафтные, демографические или исторические. Однако общепринятой в мире является такая позиция разделения мира на две части:

  • Уральские горы (восточная часть) и хребет Мугоджар – разделяют и территорию России;
  • Река Эмба, Дон, Кума;
  • Северная часть Каспийского моря;
  • Южное побережье Азовского моря;
  • Керченский пролив;
  • Эгейское море.

Такое выделение границы позволяет точно ответить на вопросы, волнующие исследователей, простых обывателей и туристов. Азербайджан и Грузию принято относить к азиатским странам, Керченский полуостров – это Европа, а Таманский – . Каспийское море находится в азиатской части планеты, а Азовское – в европейской.

Азия и Европа – важные отличия

Бесспорно, Европа и Азия – это два совершенно разных мира, отличающихся особой атмосферой, политическими и религиозными взглядами, национальными традициями. Какие же отличия первым делом становятся заметны туристу?

Достопримечательности Европы

  • Природа – на востоке больше красивых мест, нетронутых рукой человека, больше возможностей, чтобы уединиться и насладиться тишиной;
  • Уровень безопасности – по этому критерию Европа одерживает уверенную победу. Здесь выше уровень социальной ответственности, лучше работают правоохранительные органы;
  • Питание – как известно, становятся все более популярными в развитых странах. И если раньше европейцы предпочитали есть фаст-фуд, теперь они выбирают суши;
  • Сервис – конечно, уровень обслуживания в отелях и ресторанах Европы намного выше, чем в Азии. Но зато турецкий «All inclusive» не идет ни в какое сравнение с итальянским или испанским сервисом;
  • Стоимость отдыха – провести отпуск и Вьетнаме можно на порядок дешевле, чем в европейских странах. Сказывается уровень дохода населения и цены;
  • Достопримечательности – Европа богата архитектурными изысками эпохи Ренессанса и Средневековья. Храмы и дворцы в Азии имеют более продолжительную историю – дата их постройки относится к прошлой эре;
  • Развлечения – по этому критерию обе части света могут составить друг другу достойную конкуренцию. Оценить, где отдых пройдет насыщенней и веселее, трудно;
  • Отношения к детям – радушные азиаты обожают возиться с чужими детьми, за европейцами такой привычки замечено не было.

Конечно, нельзя однозначно сказать, где лучше отдыхать – в Азии или Европе. Но именно восток в последние годы завоевал небывалую популярность. Он притягивает путешественников своей красотой, роскошью, пряными ароматами и драгоценными шелками.

Достопримечательности на границе двух цивилизаций

Учитывая актуальность вопроса, где проходит граница Европы и Азии, на этом рубеже установлено немало памятников и стел, демонстрирующих единство народов. Большинство из них расположены в России:

  • Обелиск на Березовой горе – находится рядом с Екатеринбургом, установлен в 19 веке. На огромном столбе восседает величественный двуглавый орел;
  • Памятник возле Первоуральска – не столь массивное изваяние пользуется популярностью у жителей близлежащих городов. Рядом – родник с чистой водой;
  • Обелиск на Ново-Московском тракте – установлен недавно – в начале этого столетия. Расположен в 17 км от Екатеринбурга;
  • Оренбургский обелиск – внушительная по величине колонна увенчана стальным шаром. Памятник установлен в 1980-х годах около автомобильного моста на трассе Р-335;
  • Стела на Белом мосту – также расположена вблизи Оренбурга, является относительно новым сооружением.

Кроме того, внимание путешественников привлекает обелиск в Магнитогорске, Верхнеуральске, около Уржумки, Златоуста и деревни Кедровка. Архитектурной ценности эти памятники не представляют, зато становятся объектом фотоснимков.

Чем привлекает туристов отдых в Азии?

Еще совсем недавно туристы мечтали поехать в европейские страны, но уже сегодня тенденции кардинально изменились. Популярность Таиланда, Вьетнама, Индии и других объясняется несколькими преимуществами:

  • Разумное соотношение цены и качества;
  • Невероятно красивая и разнообразная природа;
  • Менталитет местного населения направлен на то, чтобы сделать отдых приятным;
  • Чистый воздух и хорошая экология – впрочем, есть и такие пляжи, где грязно;
  • Ехать в ЮВА можно круглый год, море всегда остается теплым;
  • Разнообразная и вкусная еда – экзотические фрукты, морепродукты и национальные блюда покоряют гурманов;
  • Шопинг тоже привлекает туристов, так как в Азии можно купить одежду, аксессуары, косметику и многое другое.

Плюсы и минусы отдыха в Азии и Европе

Искушенный народ отказывается от отдыха в Европе, предпочитая восточные страны. Здесь можно и понежиться на песчаных пляжах, и провести ночь в клубах с барами, и . Богатая культурная жизнь, невероятное количество рекреационных возможностей, радушное гостеприимство и прекрасные условия для детей – переоценить Азию просто невозможно.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.