Как образовать отглагольные прилагательные. Причастия и отглагольные прилагательные: отличия и правила написания

Очень часто в русском языке причастия переходят в прилагательные (их называют отглагольными прилагательными).

Причём, если это страдательные причастия прошедшего времени, то надо учитывать, что при переходе в прилагательные у них изменяется правописание. Выбор нн или н часто зависит от того, какой частью речи является отглагольное слово: причастием или прилагательным. И наоборот, если известно, сколько н в отглагольном слове (нн или н ), можно определить, какая это часть речи.

Признаки, по которым можно определить часть речи (отглагольное прилагательное или причастие):

1) Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несовершенного вида : кипяченое молоко от кипятить, жженая пробка от жечь.

Но есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений : деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недрёманное око.

Если же форма образована от глагола совершенного вида, то это причастие: решенная задача от решить, брошенные вещи от бросить. Исключения: смышленый, названый — с одним н.

2) У отглагольных прилагательных нет приставок : жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известьнегашеная известь; глаженое белье — неглаженое белье.

У причастий могут быть приставки: под-жаренное мясо, за-путанные следы.

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов : сушеные грибы, квашеная капуста. У причастий могут быть зависимые слова: сушенные на солнце грибы, квашенная на зиму капуста.

4) Отглагольные слова на -ованный, -еванный — прилагательные, они всегда пишутся с двумя н (прессованный, корчеванный).

Прилагательные кованый, жеваный , пишутся с одним н, так как -ов и -ев входят в корень, в чем убеждаемся, разобрав слова по составу.

Следовательно, если мы рассматриваем форму, образованную от глагола, которая не имеет приставки или зависимого слова, то прежде чем решить, причастие это или прилагательное, следует определить вид глагола, от которого эта форма образована.

Полезно сопоставить смешиваемые формы:

масляные (краски) — прилагательное, образованное от существительного масло с помощью суффикса -ян;

масленый (блин) — отглагольное прилагательное, образованное от глагола маслить; замасленный (фартук) — причастие, образованное от глагола замаслить.

В кратких прилагательных сохраняется столько н, сколько было в полных, а краткие страдательные причастия всегда пишутся с одним н.

Упражнения для тренировки:

1. Превратить прилагательные в причастия, добавив зависимые слова или приставки.

Моченые яблоки, соленая рыба, раненая птица, стеганая куртка, путаный ответ.

2. Превратить причастия в прилагательные.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, вымощенная улица, перегруженная машина, жаренная в масле картошка.

3. От данных глаголов образовать отглагольные прилагательные или причастия, подобрать к ним существительные.

Хвалить, решить, косить, лишить, пустить, пленить, точить, плести.

4. Превратить прилагательные в причастия, а причастия в прилагательные:

распиленное бревно — пиленый сахар, кованый меч — закованный в цепи.

Тканая скатерть, вязаный шарф, травленый волк, заштопанный рукав, нехоженая тропинка.

5. От прилагательных образовать полное и краткое причастия, подобрать к ним существительные: ломаная линия — сломанный карандаш, игрушка сломана.

Мороженая рыба, вареное яйцо, сеяные травы, путаный рассказ, неглаженая рубашка.

6. Объяснить правописание Н и НН.

а) Расчищенная дорожка, чищеные сапоги, чищенные сегодня ботинки, картошка не чищена, нечищеная обувь.

б) Крашеные полы, выкрашенные стены, некрашеные столы, крашенные белилами окна, полки покрашены.

в) Званый обед, вызванный ученик, незваный гость, званные к ужину гости.

7. Вставить Н или НН.

1) По стенам висели пучки засуше...ых трав, связки сморще...ых корешков и кухо...ая посуда (К. Паустовский).

2) Заплата...ые извозчичьи армяки с жестя...ыми номерами зарябили в глазах (К. Паустовский).

3) Наша бригада вошла в броше...ую жителями, разоре...ую и полувыжже...ую турецкую деревню (В. Гаршин).

4) На большие столы без скатертей поставили по нескольку деревя...ых краше...ых и золоче...ых мисок с жидкою пше...ою кашицей (В. Гаршин).

5) В этот странный час светлой и тума...ой осе...ей ночи запуще...ый парк казался печальным и таинстве...ым, как заброше...ое кладбище (А. Куприн).

6) Желтели стены, выкраше...ые масля...ой краской, захвата...ые гряз...ыми пальцами (К. Паустовский).

7) Их обогнал человек в рва...ом пальто и соломе...ой шляпе (А.Н. Толстой).

8) На пусты...ой улице показалась странная фигура испуга...ого человека (А. Н. Толстой).

9) Дворцы гляделись в Неву расстреля...ыми пусты...ыми окнами (А.Н. Толстой).

10) Он лежал в чьем-то овчи...ом зипуне, окруже...ый целой толпой народа (А. Куприн).

11) Армия таяла, как броше...ые в печь оловя...ые солдатики (А.Н.Толстой).

12) Стены выбеле...ы известкой, а снизу выкраше...ы коричневой масля...ой краской (А. Куприн).

Источник:

  • pack-me.ru — «Переход причастий в прилагательные».

Дополнительные источники:

  • rosental.virtbox.ru — § 52 «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» в «Справочнике по правописанию и стилистике» под ред. Д.Э. Розенталя (1997);
  • traktat.com — «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»;
  • hi-edu.ru — «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

Дополнительно на сайт:

Предмет: русский язык

Класс: 7

Шацкова Татьяна Викторовна

МОУ СОШ № 43 г. Волгограда

Интерактивная доска Smart Board

Тема «Причастие как часть речи».

Тема урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных

прилагательных».

урока в теме: 18

Урок применения знаний, умений и навыков, ориентирован на общеобразовательный класс.

Цели урока: повторение и проверка знаний учащихся по данной теме;

выявление глубины понимания темы и степени прочности всего изученного на предыдущих уроках; развитие орфографических умений и навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать.

Развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему; работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях; знаки препинания при причастном обороте.

Задачи урока: установить уровень овладения учащимися теоретическими знаниями по данной теме, помогающими развитию орфографической зоркости; формировать навыки работы со Smart Board .

Структура урока:

I. Оргмомент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

ІV. Активизация пройденного материала.

V. Обобщение теоретического материала.

VІ. Тренировочные упражнения на умение различать причастия и отглагольные прилагательные.

VІІ. Контроль полученных знаний.

VIІІ. Домашнее задание.

ІX. Рефлексия.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Проверяется готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

От данных глаголов образуйте и запишите действительные и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Проп...тать, запр...тить, опл...тить, выр...стить, и...ти, полить, перес...дить,

взрыхлить, до...стрелить, ог...родить, ск...сить, засеять, вовлеч(?), и...топить,

понять, поднять, начать.

У доски работают три ученика.

Первый выписывает слова с пропусками, графически объясняя вставленные орфограммы.

Второй – записывает действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных глаголов.

Третий - записывает страдательные причастия прошедшего времени, образованные от этих же глаголов.

Класс в это время работает устно, отвечая на вопросы:

Какие орфограммы встретились в данном упражнении?

При помощи каких суффиксов образуются действительные и страдательные причастия? (-ущ-(-ющ), -ащ-(-ящ), -вш-,-ш-, -ем- (-ом-), -им-, -нн-, -енн-(ённ),-т)

От какого глагола вы не образовали страдательное причастие? Почему?

(От глагола идти несов. вида).

Затем проверяется задание, которое было выполнено на доске.

Внимание на произношение следующих причастий. Рис.1(приложение 2)

Рис.1

III. Сообщение темы и целей урока.

Тема сегодняшнего урока «Отличие причастий от отглагольных прилагательных. Правописание одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных». Рис.2(приложение 2)

Сообщение целей урока.

Рис.2

IV. Активизация пройденного материала.

1.Синтаксическая пятиминутка. Рис.3 (приложение 2)

Повторение знаков препинания при причастном обороте; умение употреблять причастия в устной речи, составлять схемы.

Задание: переделайте предложение, вставив в каждую его часть причастный

оборот; затем запишите предложение, составьте его схему, графически объясните знаки препинания.

Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.

Один ученик, используя электронное перо, записывает предложение, составленное им, на интерактивной доске.

С помощью пера выделяет грамматическую основу предложения, составляет его схему. Все остальные ученики выполняют задание на местах.

Затем следует проверка.

Рис.3

2. Орфографическая работа. Рис.4 (приложение 2)

Повторение орфограммы «Гласные перед одной и двумя н в страдательных причастиях». Работа с орфоэпическими нормами.

Задание: вставь пропущенные буквы с указанием способа проверки орфограммы.

Просмотр...нный альбом, задерж...нный на работе, наполн...нный доверху, взвеш...нный товар, запачк...нный грязью, усе...нное поле, запломбиров...нный зуб, раскро...нный материал, изобрет...нный прибор, прослуш...нный курс лекций, слыш...нная когда-то сказка.

В объектах-буквах красного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик, работающий у доски, выбирает нужную букву и вставляет её в слова; делает вывод.

Орфоэпическая работа со словом запломбиро́ванный. Выясняется лексическое значение слова, составляется с ним словосочетание.

Другие ученики на местах выполняют разбор слов по составу:

1 вариант - размешанный,

2 вариант - продуманный.

Затем слова записываются на интерактивной доске другими учениками. Используя разные цвета электронного пера, ученики выделяют морфемы в словах.

Рис.4

V. Повторение теоретических знаний, необходимых для формирования умений и навыков по данной теме.

Фронтальная беседа.

Назовите признаки прилагательного у причастия.

Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида?

(Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)

От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?

Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного? Рис.5

В каких случаях пишется одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных? Вспомните слова – исключения. Рис.6

Ученики должны дать ответ на каждый из вопросов в форме рассказа на лингвистическую тему. Слова – исключения записываются в тетрадь, берутся в рамку.

По мере ответов учащихся учитель опускает шторку «Сдвинь шторку-увидишь ответ», которая закрывает таблицы по данной теме. Рис.5,6 (приложение 2)

Таблицы заранее подготовлены учителем.

Рис.5

Рис.6

VI. Следующая группа упражнений направлена на выявление учащимися степени усвоения данной темы, уровня сформированнности навыков правописания одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных; умения различать эти части речи.

1. Рис.7 (приложение 2) Задание: распределите словосочетания в две колонки (н или нн); исходя из этого, определите часть речи (причастие или отглагольное прилагательное).

Ране...ый боец - изране...ый солдат, посея...ое зерно – сея...ая мука,

стриже...ый мальчик – стриже...ые под ноль волосы – остриже...ая голова,

дистиллирова...ая вода, линова...ая тетрадь, жжё...ый кофе – сожжё...ое письмо.

Учащиеся на местах выполняют упражнение, распределяя словосочетания в две колонки, вставляя пропущенные буквы. Проверяется степень усвоения темы, умение писать одну и две н в прилагательных и причастиях, различать эти части речи.

Рис.7

Учащиеся выполняют данное задание в тетрадях. Затем следует взаимопроверка. Дети обмениваются работами и сверяют записи в тетрадях с правильным написанием, которое появляется на клонируемом слайде интерактивной доски. Рис.8 (приложение 2). Далее делаются выводы.

Рис.8

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Рис.9 (приложение 2)

Найдите словосочетания: прич.+ сущ., прил.+ сущ., в которых главное слово существительное.

Напуга...ая лошадь, гашё...ая известь, непогаше...ый костёр, вытка...ый ковёр, копчё...ая колбаса, тка...ая скатерть, асфальтирова...ая дорога, кова...ый меч, подмоче...ая репутация.

Ученику, работающему у интерактивной доски, необходимо вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор; определить части речи.

В объектах красного цвета (части речи) и в объектах - буквах зелёного цвета использована утилита множественного клонирования. Ученик выбирает нужную часть речи и букву (н и нн) и вносит в текст. Делается вывод о строении словосочетаний, определяется их вид (подчинительные словосочетания). Учитель следит за работой класса.

Проводится орфоэпическая работа со словом асфальти́рованный. Выясняетсяего лексическое значение, составляется с ним словосочетание.

Рис.9

3 . Упражнения на развитие речи:

3.1. «Восстанови пословицу». Рис.10 (приложение 2)

Задание: закончите предложение и напишите, о чём говорят:

Не ладно скроен... (, но ладно сшит).

Стреляного воробья... (на мякине не проведёшь).

Пуганая ворона… (куста боится).

Повинную голову… (меч не сечёт).

Используется приём скрытого текста, правильные ответы спрятаны за шторкой.

Затем следует самопроверка. «Сдвинь шторку – увидишь ответ». Озвучивается смысл пословиц. Ученики рассказывают, в каких ситуациях можно употребить эти пословицы; объясняют подчёркнутые орфограммы и пунктограммы.

Рис. 10

3.2. Определите значение метафоры. Рис.11(приложение 2)

Составьте предложение с данным словосочетанием (подмоченная репутация).

Используется приём скрытого текста. Ученики работают на местах.

Рис.11

Задание проверяется устно. Выясняется значение метафоры подмоченная репутация (испорченная репутация). Рис.12(приложение 2). Один из учеников опускает шторку для того, чтобы узнать правильный ответ. Ученики зачитывают составленные ими предложения.

Рис.12

4. Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

2. Горизонтальное вправо – влево.

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

VII. Самостоятельное применение знаний и умений . Рис.13(приложение 2)

1. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. Записи делаются на доске с помощью маркеров. Отработка умения образовывать от данных глаголов прилагательные и причастия.

Почему от глагола купить образуются только причастия?

(Это глагол совершенного вида).

Рис.13

2. Тест по теме «Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных».

Этот тест дает возможность проанализировать сформированность знаний учащихся по данной теме и отработать навыки правописания н и нн в причастиях и прилагательных, умение различать эти части речи. Учащиеся должны выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Затем работы

сдаются на проверку. Рис.14(приложение 2)

Рис.14

Рис.14

3. После сдачи работ проводится проверка теста с целью акцентировать внимание учащихся на орфограммах, связанных с данной темой. Проверка «по цепочке» с объяснением своего выбора.

Используется затемнение экрана.

Ученики комментируют, а учитель работает с интерактивной доской, последовательно открывая шторку . Рис.15(приложение 2)

Рис.15

Рис.15

VIII. Творческое домашнее задание. Рис.16 (приложение 2)

Проверка – на следующем уроке.

Рис.16

Упражнение 124.

Задание: при списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните употребление н и нн в суффиксах.

Напишите продолжение в публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.

Есть немало ребят, которые сч…тают возможным выбежать из дому в (измять) фуражк… или шапк… с (ра…пустить) болта…щимися ушами. Хлястик у них вечно (оборвать), пуговиц (не) хватает, ботинки не (чистить) с того самого дня, как их купили. Встречают(…)ся и такие, которые сч…тают, что мусорить нельзя только в комнатах а в автобусах и троллейбусах, на улицах (не)задумываясь бросают (скомкать) обёртку от мороженого корки от (очистить) апельсинов огрызки (съесть) яблок.

IΧ. Рефлексия.

Цель: способствовать формированию и развитию умения анализировать собственную деятельность

Учитель предлагает оценить степень достижения поставленной цели в начале урока каждым учеником, проанализировав психологическое состояние по трём уровням.

Рис.17(приложение 2)

Рис.17

Дети осуществляют итоговую самооценку.

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к анализу своей деятельности на уроке:

Чем данный урок был полезен для вас?

Какие пробелы в знаниях помог восполнить?

Чем хотели бы заняться на следующем уроке?

Как хотели бы работать?

Считаете ли вы своё участие на уроке достаточным для достижения поставленной цели?

Дети отвечают на вопросы, тем самым, подводя итог работы на уроке, анализируя свою деятельность на этом уроке.

Учитель благодарит учеников за работу, выставляет оценки.

На интерактивную доску проецируется слайд. Рис.18 (приложение 2)


Рис.18

Как отличить прилагательное от причастия? В чем их различия, почему они так похожи? Этим вопросом задаются и будут задаваться все школьники. На самом деле, это сделать довольно просто, нужно лишь знать некоторые хитрости.

Итак, почему же путают прилагательные и причастия? Во-первых, связано это с тем, что и те, и другие являются эмоциональной окраской, то есть выступают в роли прилагательного. Во-вторых, в предложении они являются одинаковыми членами - определениями. Как отличить прилагательное от причастия в тексте? Инструкция будет представлена ниже.

В первую очередь нужно запомнить, что прилагательное поясняет чаще всего существительное, а причастие - глагол. С этим и связаны, казалось бы, схожие вопросы. Если для прилагательного мы задаем вопрос «какой?», то есть поясняем одушевленный/неодушевленный предмет, то для причастия мы задаем уже вопрос «что делающий?», то есть поясняем и раскрываем эмоциональный окрас самого действия - глагола. Как отличить прилагательное от причастия по суффиксу? Здесь тоже можно быстро и легко найти различия: прилагательное никогда не будет иметь в своем суффиксе такие буквы и сочетания, как «ш, щ, вш, ющ, ущ». Чаще всего прилагательные образуются с помощью суффиксов н, ан, ян. На это стоит обратить отдельное внимание, так как одиночные причастия путают именно с прилагательными.

Правило «не» с прилагательными. Пояснения и исключения

Запомнить, как пишется «не» с прилагательными, очень просто. Для этого стоит уяснить всего лишь несколько пунктов. Во-первых, «не» пишется раздельно, когда есть противопоставления с союзами а/но - например, «не большой, а маленький». Во-вторых, когда это отрицание подразумевается, но явно не видно: «Олег - не аккуратный ребенок». В-третьих, когда рядом с самим прилагательным стоят слова: ничуть не, нисколько не, отнюдь не. А когда же прилагательные пишутся с «не» слитно? Во-первых, когда слово не употребляется без этой частицы («ненастный, неряшливый). Во-вторых, когда слово может быть заменено на синонимичное без этой частицы (нехороший - плохой).

Н/НН в прилагательных и причастиях. Правила, исключения и особенности

Одна и две «н» в прилагательных и причастиях пишется согласно легкому правилу. Итак, для прилагательных одиночная «н» в суффиксах пишется тогда, когда слово имеет значение принадлежания к чему-то (муравей - муравьиный). Во-вторых, в суффиксах, имеющих смысл «сделанный из чего-либо»: -ан-, -ян-. Например, масло-масляный. Здесь есть несколько исключений. Основные из них: стеклянный, оловянный, деревянный. Удвоенная «н» пишется в прилагательных, имеющих суффиксы -онн- и -енн- (общественный). Для причастий характерны те же условия написания, однако нужно запомнить некоторые исключения: «нн» пишется в сочетании с суффиксами -ова-, -ева-, а также тогда, когда слово имеет приставку кроме частицы -не-. Одна «н» пишется в словах с суффиксами -ова, -ева, -ирова.

Как отличить прилагательное от причастия? В этой статье были разобраны самые легкие и быстрые способы, а также предложены основные правила правописания русской речи.

Предпринимаю попытку создать нечто вроде опорного конспекта для тех, кто затрудняется определить часть речи и, соответственно, путается в правописании причастий и отглагольных прилагательных.

Вопросы, уточнения и попытки округлить будут только приветствоваться.

Причастия отличаются от прилагательных не только наличием признаков глагола, но и своим значением.

Прилагательные обозначают постоянные признаки предметов, а причастия - признаки, развивающиеся во времени .

Например: красный (вообще красный) - краснеющий, покрасневший (становящийся, ставший за какое-то время красным); старый (вообще старый) - стареющий, постаревший (становящийся старым за какой-то промежуток времени).

Оффтопик

Причастия могут утрачивать значение и признаки глагола и переходить в прилагательные. В этом случае причастие обозначает уже постоянный признак предмета (теряет категорию времени), теряет способность иметь при себе подчинённые (зависимые) слова, управлять именами существительными: расстроенное пианино, вызывающий вид, начинающий поэт, блестящий ответ.

Например: Нравился ему и Тит Никоныч… всеми любимый (причастие) и всех любящий. (И. Гончаров)

Когда она играла на рояле мои любимые (прилагательное) пьесы… я с удовольствием слушал. (А. Чехов).

Наиболее легко переходят в прилагательные страдательные причастия: сдержанный характер, приподнятое настроение, натянутые отношения, растерянный вид.

Причастия употребляются преимущественно в стилях книжной речи и почти не встречаются в разговорно-бытовой.

Чтобы разграничить причастие и прилагательное для начала достаточно запомнить одну простую вещь:

причастие можно заменить оборотом с глаголом, от которого оно образовано.

Например, построенный дом – дом, который построен;

Оффтопик

У причастия может иметься зависимое слово.

Например: блестящие (от чего?) от радости глаза – причастие.

а прилагательное можно заменить другим прилагательным.

Например:

блестящие (причастие) от радости глаза - заменяем: глаза, которые блестят + есть зависимое слово «от радости»

блестящие (прилагательное) выступления - заменяем: изумительные выступления, прекрасные выступления, отличные выступления.

Оффтопик

Термины всегда являются прилагательными (пишущая машинка);

Частица НЕ снижает глагольность, поэтому слово употребляется уже в роли прилагательного (неподходящие условия – прилагательное);

Причастия на –ший часто переходят в прилагательные (истекший год – прилагательное).

Как отличить не любимый от нелюбимый?

Причастие - если есть зависимое слово + форма образована от глагола несовершенного вида, т.е. отвечающего на вопрос «что делать?»

Например:

не любимые (образовано от глагола - «что делать?» - «любить», несов. вид) ребенком (< - это зависимое слово) игрушки.

Повторим и уточним:

Если слово можно заменить глаголом, не изменив сути словосочетания, и подставить зависимое слово в творительном падеже, то это причастие

(изысканные резервы - изыскать резервы, изысканные (кем?) начальником резервы) ;

Если можно заменить другим прилагательным , применить степени сравнения или образовать от слово наречие на –О, то это прилагательное

(изысканные манеры – благородные манеры, крайне изысканные манеры, изысканно) ;

В каждом сомнительном случае экспериментируйте с синонимами или попыткой образовать глагольную форму, добавить зависимое слово и со временем разграничивать станет легче.

Буквы Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Одна буква H пишется в прилагательных с суффиксами -н-, -ен-, образованных от глаголов несовершенного вида без приставки:

Например: гружёная (одна «н», потому что образовано слово от глагола «грузить» без приставки, глагол несовершенного вида, потому что отвечает на вопрос «что делать?») машина, вязаный (одна «н», потому что образовано от глагола «вязать» без приставки) свитер.

Прилагательные тут не имеют зависимых слов. Если никак зависимое слово не присобачено, перед вами прилагательное.

Две буквы HH пишутся :

а) в причастиях , а также отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками и без приставок :

подсоленное масло, сломанные вещи (причастия);

рассеянный человек (прилагательное, образованное от глагола «рассеять» совершенного вида, отвечающего на вопрос «что сделать?»), отчаянный шаг (прилагательное, образованное от глагола «отчаяться» совершенного вида, отвечающего на вопрос «что сделать?»)

Исключения : смышлёный мальчик, названый брат;

б) в причастиях с зависимым словом :

гружённая (чем?) кирпичом, вязанный (чем?) крючком;

А если усидчивая Дж. своими словами объяснит мне в комментариях, почему «груженая машина» пишется с одной «н», а «груженная кирпичом машина» с двумя, то она получит плюшку.

в) Заучиваем (чит. зубрим, чтоб на веки вечные) прилагательные-исключения: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, желанный, священный, нечаянный, чеканный (шаг), деланный (вид), жеманный, медленный ;

г) в прилагательных, образованных от страдательных причастий на -ованный, -ёванный : рифмованный, квалифицированный, корчёванный (исключения: кованый, жёваный).

Увидели «ованный, ёванный» - написали две «н»

3. В кратких причастиях пишется одна буква Н,

в кратких отглагольных прилагательных пишется две буквы Н.

Чтобы отличить в предложении краткую форму причастия от краткой формы прилагательного, можно воспользоваться теми же принципами, что и для различения полной формы.

а) если возможно краткую форму заменить синонимом в краткой же форме, перед вами прилагательное.

Их взгляды, очень ограниченны (т. е. узки, недалёки - краткое прилагательное) ;

б) если мы видим зависимое слово, перед нами причастие.

Интересы обломовцев были ограничены узким кругом повседневных забот (ограничены (чем?) узким кругом забот - краткое причастие).

Некоторые части речи очень похожи по целому ряду признаков. Часто можно спутать прилагательные с причастиями: на первый взгляд обе части речи отвечают на вопрос «какой?» и играют похожие роли в качестве членов предложения. Важно разграничивать прилагательные и причастия на письме: это позволяет верно изложить мысль. Чтобы понять, чем отличаются эти части речи, рассмотрим и сравним их особенности.

Что характерно для прилагательных и причастий?
Прилагательное всегда обозначает признак, свойство, принадлежность имени существительного и тесно связано с ним. Оно отвечает на вопросы какой? (каков? ) или чей? Так же, как и существительное, прилагательное имеет род, число, склонение (т.е. изменяется по падежам). Прилагательное никогда не бывает связано с существительным действием, процессом.

Причастие является особой формой глагола. Она обозначает действие (как и глагол), но это действие выступает как признак предмета (как у прилагательного). Значит, вопрос к причастию может быть таким: что делающий? что сделавший? и т.д.

Есть особая группа прилагательных, которые называют отглагольными . Они теряют типичные признаки глагола (вид, залог, время), утрачивают возможности глагольного управления. Они образуются от причастий, так как:

  • у предмета действия возникает новое значение: изысканный вкус (не от глагола «изыскать», а близко по значению прилагательным «утонченный», «изящный»), заслуженный артист, начитанный мальчик ;
  • у слова возникает переносное значение: натянутые отношения, блестящие способности ;
  • причастие означает, что предмет или явление подвергается какому-либо воздействию: потрепанный вид .
Иногда отглагольные прилагательные очень отличаются по значению от причастий, хотя на первый взгляд наблюдается полная омонимия. Сравните: избитый (кем-либо) человек, избитая фраза . У отглагольных прилагательных не бывает приставок (как у причастий), равно как и зависимых слов.

Отличительные признаки
Итак, у прилагательных и причастий может быть много общего. Но есть и очень характерные признаки.

  • Причастие указывает не на качество (как прилагательное), а на совершаемое действие. Светлый (прилаг.) – светящий (прич.) .
  • Причастие вместе со всеми зависимыми от него словами обособляется, т.е. выделяется запятыми, когда находится после существительного, с которым связано. Сосед, расположившийся на скамейке под деревом, приветливо помахал мне рукой .
  • У причастия, в отличие от прилагательного, всегда есть глагольные признаки:
    • время – настоящее (делающий ), прошедшее (делавший );
    • залог – действительный (ведущий ) и страдательный (ведомый );
    • вид – совершенный (начатый ) и несовершенный (начинающийся ).
  • В отличие от прилагательных, у причастий может быть возвратный суффикс -ся : читать – читающий + -ся читающийся ; строить – строивший + -ся строившийся .
  • И, наконец, наиболее наглядный признак – суффиксы, которых у прилагательных не бывает:
    • -ащ- (-ящ-) : держащий, висящий ;
    • -ущ- (-ющ-) : пишущий, дергающий ;
    • -ш- (-вш-) : несший, делавший ;
    • -т- : сжатый, открытый ;
    • -ом- (-ем-) : ведомый, рекомендуемый ;
    • -им- : движимый, невидимый ;
    • -енн- (-ённ-) : купленный, испечённый ;
    • -нн- : увиденный, прочитанный .

Внимание: краткие причастия пишем с одним н : увидено, прочитано , у кратких прилагательных в суффиксе столько же н , сколько в полной форме: пустынный – пустынно, зеленый – зелено .


Последние примеры могут вызвать недоумение, ведь у прилагательных тоже может быть суффикс в виде удвоенной н . Посмотрим примеры: лиственный, каменный, карманный . Все эти слова образованы от существительных и не говорят о каком-либо действии – только о признаке. Поэтому суффиксы не должны вводить в заблуждение.

Итак, несмотря на то, что причастие имеет ряд свойств, характерных для имен прилагательных, у него достаточно собственных признаков, позволяющих отличить его от прилагательного. Эти признаки необходимо запомнить.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.