Какую религию приняли за основу гугеноты. Гугеноты - это кто такие, с кем воевали, отличие от католиков. Франция, залитая кровью

Гугеноты - это французские кальвинисты (протестанты). Это имя укрепилось с XVI века. Термин Eyguenot немецкого происхождения, что в переводе означает «собрат». На сегодняшний день эти кальвинисты - простые граждане Швейцарского союза (конфедерации).Это духовное сословие отрицает поклонение святым мощам, иконам, а также осуждают выдачу индульгенций.

Вконтакте

Одноклассники

Папа римский и католики не собирались терпеть раскол и объявили гугенотов настоящими еретиками. Долгие десятилетия продолжались кровавые войны между людьми различного религиозного верования .

Происхождение слова

Противники протестантов использовали французский термин Huguenot в качестве насмешки над живущими во Франции гугенотами. Определение укрепилось здесь с приходом периода Реформации. В начале XVI века начинают возникать закрытые лютеранские сообщества после разрешения королевы Наваррской. Ещё раньше на французской земле пропагандировали известные учёные: Лефевр и Руссель.

Доктрина Кальвина нашла большую поддержку среди среднего сословия и дворянства. Учение веротерпимости и Реформации звучало из уст епископа Брюсонне. Протестантское сообщество в 1534 году распространило листовки, высмеивающие мессу и католическое священство в крупных городах Франции. Эти действия породили массовые аресты и публичные казни еретиков. Кальвинизм был вынужден скрываться от преследования.

Противостояние гугенотов и католиков

Столкновения двух церковных ответвлений происходили во время правления остатков династии Валуа. Гугеноты во Франции подчинялись Бурбонам, а Екатерина Медичи стояла во главе католицизма.

Гизы разбили армию Бурбонов, а стратег последних, Людовик I Конде, был схвачен. В 1561 г. французы выпустили нормативный акт, запрещающий применение смертной казни к еретикам. Вскоре враждующие стороны пытались провести религиозный диспут на тему примирения, но положительного исхода добыто не было.

Католики продолжали стремиться погасить деятельность гугенотов. При помощи политических спекуляций им удалось переманить на свою сторону герцога Наваррского. В 1562 принц де Гиз своевольно напал на совершавших богослужение кальвинистов. Это явилось началом первой междоусобицы. Через год гугенотам вновь посчастливилось получить разрешение на свободу исповедания. Протестантское движение поддерживалось дворянством и буржуазией, которое стремилось побороть абсолютизм во Франции.

Екатерина Медичи отменила все вольности католиков, захватив власть из рук Гизов. После множества взаимных успехов и поражений, а также всеобщей амнистии, разгорелась новая волна междоусобиц. Конде и Колиньи скрылись на западе Франции, а ненависть католиков к кальвинистам продолжала возрастать. Новым штабом протестантов становится город Ла-Рошель. Вскоре они получают помощь от королевы Англии и немецких князей. В 1569 году католики одерживают уверенную победу при Жарнаке. Маршал Таванн убивает Конде.

Другое войско гугенотов собралось в городе Коньяк. Предводителем стал сын Жанны Наваррской, Генрих. Успех продолжал переходить от одних противников к другим. После заключения Сен-Жерменского пакта удалось добиться мира и амнистии. Завоёванные протестантами города оставались в их руках.

Екатерина Медичи выдаёт замуж сестру короля Карла IX за герцога Наваррского. Гугеноты под предводительством Колиньи ведут переговоры с Англией по поводу восстания на территории Нидерландов. Франция в этот период переживает затишье между военными действиями, поэтому приезд на бракосочетание всех важных персон состоялся.

Католики с колоссальной неприязнью смотрели на потенциальное воссоединение с гугенотскими слоями населения. Королева затеяла свержение с политического пути герцога Колиньи. В 1572 году состоялась ужасная расправа над гугенотами в Варфоломееву ночь. Спасшиеся протестанты защищались в своих крепостях. Через год наступило перемирие, а гугеноты вновь обрели свободу вероисповедания. Однако очередной заговор против династии Гизов подверг управляющих кальвинисткой партии (Наваррский, Конде) преследованиям.

Генрих III продолжал борьбу против протестантов. Когда стало ясно, что Конде с большой помощью от немецкого императора, способен полностью захватить власть в стране, король решается подписать мирный пакт на выгодных условиях. Гугеноты восстанавливают свои права и получают новые крепости.

Образование партии католицизма

Для защиты собственной веры от влияния протестантизма Генрих Гиз создаёт Католическую лигу. Возросшая мощь гугенотов подвигла королеву пойти на большие уступки. Герцог Наваррский обладал правами на корону, поэтому Гиз, не желая отдавать трон еретику, пошёл на сделку с Испанией. Наследником назначили кардинала Бурбонского, человека преклонных лет. В 1585 г. католики вновь провозглашают свою веру главнейшей и отбирают права у протестантов.

Разразилась последняя (восьмая) религиозная война. Кальвинисты Германии присылали в помощь своим собратьям армию, Англия - деньги. В сражении при Кутра Генрих Наваррский одержал знаковую победу, однако, короны он добиться не смог. В 1598 году в свет вышел Нантский указ, разрешающий всем протестантам свободное право исповедания. Чтобы закрепить условия акта, гугеноты пошли на свершение очередного восстания.

События XVII-XVIII века

В 1617 году духовенство католиков убеждает правителя вернуть их религию в протестантский город Беарн. Гугеноты согласились отдать имущество противникам только после приезда самого короля Людовика XIII. Кальвинисты вновь взялись за оружие, но терпели постоянные неудачи на фронте.

Мартин Лютер и его реформационные идеи в свое время стали причиной появления множества групп, которые выступали против канонической католической церкви.

Они пытались создать собственный религиозный институт , который бы полностью соответствовал их требованиям и взглядам на веру. Одной из таких групп были гугеноты.

Это самоназвание французских протестантов , которые начали свою деятельность в середине 16 века на территории современной северной Франции.

Их идейным просветителем был Жак Кальвин , который принес идеи Реформации во Францию. Которая до того времени полностью поддерживала католичество.

Гугеноты были приверженцами идей протестантизма и кальвинизма .

Борьба гугенотов против католической церкви стала причиной так называемых религиозных войн, которые прошли по всей стране ближе к концу 16 века .

Гугеноты вымогали уравнивания их прав с католиками, а также разрешения на создание собственной церкви .

До этого момента власть Франции то полностью запрещала их деятельность, то наоборот старалась продвигать их идеи в массы.

Термин «гугенот» сначала считался обидой протестантам , поскольку католики так называли их из-за пренебрежительного швейцарского прозвища гуго , которое касалось непосредственно всех французов.

Когда Реформация стала внедряться в социум Франции, это название стало принятым для обозначения именно французских протестантов и уже не считалось обидным .

Существует также версия. Что название происходит от имени Гуго Капета , который был отцом вождя гугенотов Генриха IV . Существует также теория, которая связывает названия гугенотов с именем Гуго Безассона .

Со временем поклонникам Реформации стало около 10% от общего населения Франции, что не могло оставаться незамеченным. Гугеноты стали огромной силой, которая требовала равных прав для себя и своей религии.

Этот факт во многом мог стать причиной забастовки во Франции, поэтому Катерина Медичи тайно стала инициатором Варфоломеевской ночи .

В ночь на праздник святого Варфоломея 1572 года католики убили значительное количество гугенотов , что спровоцировало протесты по всей стране и еще больше накалило обстановку.

Учение гугенотов привлекало людей простотой религиозных обрядов, а также отсутствием вычурности в храмах и одежде священнослужителей.

В рядах поклонников этого течения были не только простые люди, но и представители дворянства и городской буржуазии .

За совсем короткое время гугеноты смогли создать около полутора тысяч церквей, в которых проводили все необходимые обряды. На 1600 год во Франции было около 1,2 миллиона гугенотов.

Большинство гугенотов жили в Центральной и Южной Франции . Жаку Кальвину удалось полностью реформировать население района Дордонь .

Если сравнивать ситуацию во Франции с Реформацией в Германии , то нужно отметить. Что Мартин Лютер имел значительную поддержку как среди дворян, так и среди простых людей.

Жак Кальвин имел только поддержку богатых людей , которые имели возможность читать его труды.

Таким образом, ввести Реформацию было достаточно трудно , но со временем население само переняло идеи гугенотов, которые отличались простотой и понятностью.

Начиная с 1550 годо в взгляды гугенотов стал популярными не только среди образованных людей, но и среди жителей деревень и бедных городов, которые, как правило, не были образованными.

Более того, даже в королевском дворе находились поклонники учения Жака Кальвина , которые со временем начали продвигать их среди графов и баронов.

В 1555 году протестантскую церковь открыли даже в Париже , что свидетельствовало о популярности Реформации.

Католическая церковь долгое время пыталась игнорировать гугенотов, но вскоре после этого начал вводить меры Контрреформации , чтобы остановить их влияние на католический мир.

Конфронтация между официальной церковью и протестантами была отмечена королевской знатью. Стоит отметить, что разные короли выбирали разные стороны конфликта, отдавая предпочтение то гугенотам, то католикам.

Из-за большого количества гугенотов в стране им были дарованы гражданские права , но со временем Нантский эдикт был отменен, что подтолкнуло большое количество гугенотов к эмиграции в Америку.

Эта история во многом напоминает историю английских пуритан , которые также пытались найти свободу веры за океаном. Гугеноты в 1689 году создали город Нью-Рошель.

На сегодняшний день гугеноты имеют несколько обществ, которые разбросаны по всему миру. Осталось также множество групп гугенотов, которые проживают во Франции.

Вера гугенотов во многом похожая на пуританскую . Поскольку они пытаются отойти от пышности в обрядах, но все же они менее строги в соблюдении всех деталей.

Необходимо отметить, что ненависть, и порождаемая ею жестокость, в то время являлись обоюдными. Вражду вызывали не только религиозные причины, но также социально – политические. Варфоломеевская ночь не была единичным актом насилия. Она являлась кульминацией многолетнего противостояния (1560 – 1598) между французскими католиками и протестантами, и именно в этом контексте её и стоит рассматривать.

В ходе религиозных войн протестанты во Франции представляли собой серьёзную силу, которую королевский дом Валуа небезосновательно считал угрозой своей власти. Гугеноты имели собственную хорошо вооружённую армию, контролировали важные укреплённые города, их поддерживали и финансировали представители знатных фамилий. Дважды протестанты неудачно пытались похитить французских монархов с целью подчинить их своему влиянию.

Изначально гугеноты с недоверием относились к жёстким методам борьбы. Но в 1560 – х годах, после прокатившейся по стране волны католического насилия, они развернули свой террор. Грабили и разрушали храмы и монастыри, уничтожали иконы и пытали монахов, скрывавших религиозные святыни. В ряде мест вешали священников, многих из них калечили, отрезая носы, уши и половые органы. Наиболее массовой расправой стала «Резня Михайлова дня» в Ниме или «Мишелада». В ночь с 29 на 30 сентября 1567 г., собрав во дворце нимского епископа наиболее видных местных католиков, протестанты убили их, а тела сбросили в ближайший колодец. Всего, по разным оценкам, погибло от 80 до 90 человек. Эта казнь произвела сильное впечатление на католиков, став одним из поводов к очередному витку религиозного конфликта.

Однако, насилие с обеих сторон носило разный характер. Чтобы лучше понять суть этой вражды стоит процитировать книгу французского историка Жана – Мари Констана «Повседневная жизнь французов во времена религиозных войн»:

«Насилие, творимое католической чернью, - это поистине мистическая ярость, «сакральное» деяние, совершаемое по воле самого Господа, пожелавшего истребить сторонников новой религии, приравненных к еретикам и поклоняющимся Сатане. Католики так жаждали покарать протестантов, что без малейшего сожаления калечили их, терзали, швыряли собакам, бросали в воду, сжигали, причиняя им на земле муки, ожидавшие их в загробном мире. Таким образом в ожидании, когда Господь снизойдет к ним и подаст свой знак, они очищали христианский мир от скверны. Важную роль в восстановлении изначальной чистоты играли дети: они олицетворяли невинность тех, кто выступал в роли судей.

Насилие, чинимое кальвинистами, имело совершенно иную природу. Оно было рационально обосновано, тщательно просчитано, запрограммировано и осуществлялось под контролем новой элиты реформированной церкви. Оно заключалось в систематическом истреблении церковных символов, изображений святых, икон, статуй, дорогих вещей, которые хранились в храмах, в физическом разрушении этих вещей или в переплавке их (чтобы использовать для других целей) для возвращения им изначальной евангельской чистоты. Не довольствуясь уничтожением идолов, протестанты преследовали лиц духовного звания, «тех, кто с тонзурой» (razes), так как, по их мнению, именно они препятствовали народу обратить свои взоры к истинной вере».

Говоря о причинах ненависти к гугенотам, важно учитывать, что Париж был традиционно католическим городом, и горожане с неприязнью отнеслись к большому количеству гугенотов, приехавших в августе 1572 г. на свадьбу Маргариты Валуа и Генриха Наваррского. Кроме того, многочисленную парижскую бедноту раздражало богатство и роскошь протестантских гостей.

Стоит отметить, что в ходе Варфоломеевской ночи её рядовыми участниками не всегда двигали причины религиозного характера. Некоторые просто сводили личные счёты с теми, к кому по разным причинам испытывали неприязнь. В таких случаях иногда под горячую руку попадали и католики.

Также есть мнение, что, планируя акцию в Париже, католическая партия отнюдь не стремилась к массовому убийству протестантов. Целью католиков являлось уничтожение главных вождей гугенотов и захват Генриха Наваррского, но из – за острой неприязни парижан к протестантам, события вышли из под контроля и всё вылилось в кровавую бойню.

События Варфоломеевской ночи стали переломным моментом во французских религиозных войнах. Несмотря на то, что конфликт продолжался ещё много лет после этих событий, по протестантам был нанесён мощный удар. Они лишились своих наиболее видных лидеров. Около 200 тысяч гугенотов были вынуждены бежать из страны.

Суть эксцесса не в этом. Варфоломеевскую ночь трудно (и даже неправильно) рассматривать только как обоюдную религиозную ненависть, вылившуюся в кровавый инцидент.

большинство из которых в конечном итоге пришли к учению Джона Кальвина и которые из-за религиозных преследований были вынуждены бежать из Франции в другие страны в шестнадцатом и семнадцатом веках. Некоторые остались, практикуя свою Веру в тайне.

Протестантская Реформация началась Мартином Лютером в Германии около 1517 года, быстро распространилась во Франции, особенно среди тех, кто жаловался на установленный порядок правления. По мере роста и развития протестантизма во Франции он вообще отказался от лютеранской формы и принял форму кальвинизма. Новая «реформатская религия», практикуемая многими членами французского дворянства и социального среднего класса, основанная на вере в спасение через индивидуальную веру без необходимости заступничества церковной иерархии и на убеждении в праве человека интерпретировать Священные Писания для себя, разместили этих французских протестантов в прямом богословском конфликте как с католической церковью, так и с королем Франции в теократической системе, которая преобладала в то время.

Последователей этого нового протестантизма вскоре обвинили в ереси против католического правительства и установившейся религии Франции, а в 1536 году был выпущен генерал-эдикт, призывающий к истреблению этих еретиков (гугенотов). Тем не менее, протестантизм продолжал распространяться и расти, и около 1555 года первая церковь Гугенота была основана в доме в Париже, основанном на учении Джона Кальвина. Число и влияние французских реформаторов (гугенотов) продолжали расти после этого события, что привело к эскалации враждебности и конфликта между католической церковью / государством и гугенотами. Наконец, в 1562 году около 1200 гугенотов были убиты в Васси, Франция, тем самым воспламеняя французские войны религии, которые опустошат Францию ​​в течение следующих тридцати пяти лет.

Указ Нанта, подписанный Генрихом IV в апреле 1598 года, закончил Войны Религии и позволил гугенотам некоторые религиозные свободы, включая бесплатное осуществление своей религии в 20 указанных городах Франции.

Отмена эдикта Нанта Людовиком XIV в октябре 1685 года вновь вызвала преследование гугенотов, и сотни тысяч гугенотов бежали из Франции в другие страны. В ноябре 1787 г. «Обнародование Уклонения от толерантности» частично восстановило гражданские и религиозные права гугенотов во Франции.

Мемориальный музей Гугенот.

Поскольку гугеноты Франции были в значительной степени ремесленниками и профессиональными людьми, их обычно хорошо воспринимали в тех странах, куда они бежали в поисках убежища, когда религиозная дискриминация или явное преследование заставили их покинуть Францию. Большинство из них первоначально отправлялись в Германию, Нидерланды и Англию, хотя некоторые из них в конечном итоге оказались в местах, удаленных от Южной Африки. Значительное количество гугенотов мигрировало в британскую Северную Америку, особенно в Каролину, Виргинию, Пенсильвания и Нью-Йорк. Их характер и таланты в искусстве, науках и промышленности были таковы, что они, как правило, считались существенной потерей для французского общества, из которого они были вынуждены уйти, и соответствующей выгоды для общин и наций, в которые они ушли..

Общество Гугенотов Америки.

4 марта 1590 года принц Генрих Наваррский возглавил силы Гугенота против католической лиги в битве при Иври (на фото справа) в Нормандии

Сначала слово гугенот употреблялось противниками протестантов как насмешка; но впоследствии, когда Реформация стала распространяться во Франции, оно прижилось и среди самих французских протестантов. Сторонники Реформации во Франции появились очень рано. Лефевр , Брюсонне, Фарель , Руссель пропагандировали протестантское учение. При покровительстве Маргариты , королевы Наваррской , сестры короля Франциска I , возникли тайные лютеранские общины. Но наибольшее сочувствие и распространение нашло учение Кальвина , особенно в среде дворянства и среднего сословия.

Возникновение религиозной распри

Франциск I повелел конфисковать все протестантские сочинения и запретил гугенотам под угрозой смертной казни устраивать свое протестантское богослужение; но эти меры не могли остановить распространение реформаторского учения. Генрих II в 1555 году издал эдикт , которым грозил гугенотам сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение «ереси ». Тем не менее при нём во Франции насчитывали до 5000 кальвинистских общин. При Франциске II , находившемся под сильным влиянием Гизов , в 1559 году при каждом парламенте была учреждена особая комиссия (Chambre ardente), следившая за исполнением эдиктов о еретиках.

Всеобщая оппозиция против Гизов дала гугенотам мужество бороться против преследований. Часть дворян-кальвинистов под руководством Лареноди составила заговор с целью потребовать от короля свободы совести и удаления Гизов, а в случае отказа - силою захватить короля и заставить его передать управление расположенным к кальвинизму Бурбонам , Антуану Наваррскому и Людовику Конде .

Гаспар II де Колиньи

Заговор был открыт; король бежал из Блуа в Амбуаз . Нападение заговорщиков на Амбуаз было отбито; многие погибли в бою, другие казнены. Тем не менее в мае 1560 года были уничтожены Chambres ardentes, но по-прежнему запрещены религиозные собрания и публичное отправление протестантского богослужения. В августе того же года адмирал Колиньи на собрании нотаблей потребовал для кальвинистов свободы совести. Собрание отложило решение до созвания генеральных штатов в Орлеане ; чтобы воспрепятствовать постановлениям этого собрания в благоприятном для гугенотов смысле.

Гизы захватили в плен Бурбонов, а Конде за участие в заговоре был приговорен к казни. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 году издан был эдикт, которым отменялась смертная казнь за принадлежность к ереси. Для прекращения вражды между католиками и гугенотами был устроен между ними религиозный диспут в Пуасси, который, однако, не привёл к желанному соглашению.

Так называемый триумвират из герцога Гиза , коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андрё стремился к подавлению реформации, и ему удалось перетянуть на свою сторону Антона Наваррского. Как только был издан эдикт 1562 года , предоставлявший гугенотам право свободного богослужения, Франциск Гиз напал при Васси на толпу гугенотов, собравшихся в сарае для совершения богослужения. Все они были перебиты, и это было началом междоусобной войны. Первая война (всех было 8) велась с переменным успехом и кончилась в 1563 году соглашением, получившим свое подтверждение в Амбуазском эдикте, в котором гугенотам опять была предоставлена свобода вероисповедания.

Королева-мать, лишив Гизов влияния, не желала, однако, чтобы им стали пользоваться гугеноты, и новым эдиктом отменила почти все прежние вольности, предоставленные гугенотам; тогда Конде и Колиньи решились захватить короля в свои руки; но заговор их был открыт, и двор бежал в Париж . Конде осадил столицу. Снова был заключен мирный договор в Лонжклю, в силу которого была объявлена всеобщая амнистия ; но спустя полгода опять разгорелась гражданская война.

Ла-Рошель

Ненависть католических народных масс против гугенотов выразилась во многих кровавых насилиях. Конде и Колиньи бежали в Ла-Рошель , которая с этих пор стала главной квартирой гугенотов. Английская королева Елизавета снабдила гугенотов деньгами и оружием, немецкие протестантские князья оказали им помощь войсками. В битве при Жарнаке в 1567 году католики под начальством маршала Таванна разбили гугенотов наголову; Конде попал в плен и был убит.

Иоанна Наваррская созвала тогда гугенотов в Коньяк, воодушевила их своей речью и поставила во главе войска своего сына Генриха; но, несмотря на подкрепления, посланные Германией , гугеноты снова потерпели поражение, и только в следующем году Колиньи удалось завладеть Нимом и Ла-Рошелью и нанести поражение королевским войскам. Наконец умеренная партия взяла верх и в том же году был заключён Сен-Жерменский мир , в силу которого была объявлена амнистия и свобода вероисповедания. Для большей гарантии в руках гугенотов оставлены крепости Ла-Рошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк.

Варфоломеевская ночь

Чтобы приобрести доверие гугенотов, Екатерина Медичи решила выдать замуж сестру Карла IX за Генриха Наваррского; были начаты переговоры с Англией относительно совместной поддержки нидерландского восстания, Колиньи был назначен главным начальником снаряженной с этой целью французской армии. Во всей Франции водворилось спокойствие и мир, так что королева наваррская вместе с принцем Конде и Генрихом Наваррским безбоязненно могла приехать в Париж на бракосочетание последнего с сестрой короля.

На эту свадьбу была приглашена масса знатных гугенотов; глава их, Колиньи, пользовался, по-видимому, исключительным благоволением короля и руководил французской политикой. Католики с возрастающей ненавистью смотрели на это сближение; да и королева-мать прежде всего хотела устранить Колиньи, находя его влияние вредным для себя. Этим была вызвана Варфоломеевская ночь . Многие гугеноты спаслись от резни и стали защищаться с мужеством отчаяния в Ла-Рошели, Ниме, Монтобане. Везде, где гугеноты чувствовали себя достаточно сильными, они закрыли перед королевскими войсками ворота. Тщетно старался герцог Анжуйский завладеть Ла-Рошелью; война кончилась миром 1573 года , по которому Монтобан, Ним и Ла-Рошель остались за гугенотами, и в этих городах им была предоставлена свобода богослужения. Вскоре после заключения мира, умеренная партия завязала отношения с гугенотами, чтобы с помощью их добиться низвержения Гизов. Заговор был, однако, открыт; герцог Алансонский (младший брат Карла IX), стоявший во главе этой партии, и Генрих Наваррский были заключены в Венсенн , а Конде спасся бегством в Страсбург .

Множество гугенотов спаслось тогда бегством в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общем Франция потеряла 200 000 трудолюбивых граждан. За границей они везде были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности. Ожесточающиеся гонения вызвали в 1702 году в Севеннских горах так называемое восстание камизардов под руководством



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.