Косвенные налоги: виды, преимущества, недостатки. Преимущества и недостатки прямых и косвенных налогов

Государственный бюджет представляет собой совокупность средств, с помощью которых госаппарат страны формируется из налогов, которые могут быть как прямые (возложены на граждан страны), так и косвенные (возложены на граждан страны через посредника - предпринимателя).

Необходимость деления налогов на две категории: прямые и косвенные связана с их классификацией по способу взимания. Существующая система налогообложения в нашей стране сочетает в себе возможности применения как прямых, так и косвенных вариантов. При этом прямые взимаются непосредственно с получаемого дохода (имущества). Они определены процентом и базой для исчисления. Косвенные налоги облагают реализуемые товары и услуги. Тот, кто продает товары и услуги (предприниматель), включает их в цену продукции, а затем, получив доход от продажи, возвращает эту долю государству в виде данного сбора.

Получается, что исследуемая категория налогов оплачивается за счет покупателя продукции, а продавец лишь посредник между конечным пользователем и государством. Однако спрос по поводу своевременности и объемов косвенных сборов идет именно с производителя. Данные налоги связаны именно с потреблением продукции, услуг.

Понятие

Косвенные налоги являются таковыми по той причине, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя продукции. Они позволяют значительно пополнить государственный бюджет. Их активно используют в отношении продукции массового спроса.

Общие свойства

Факт принадлежности НДС и акцизов к одной категории определен следующими моментами:

  • Возможность оказывать влияние на рост или сокращение производства товаров.
  • Является фактором регулирования цен на товары.
  • Влияет на доходы населения.
  • Генерирование бюджетных доходов.

Различия между прямыми и косвенными

В таблице ниже собрана информация по различиям между двумя категориями налогов.

НДС: характеристики

К основным видам косвенных налогов относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы.

НДС в последние годы обеспечивает примерно 30-35 % от всего дохода бюджета в нашей стране. НДС относится к федеральному уровню. Главная особенность заключается в том, что данным налогом обложена не вся стоимость продукции, а только ее добавленная часть, которая возникает на разных стадиях производства.

Большинство товаров в нашей стране обложены именно НДС. Однако не принадлежат к этой категории следующие виды продукции и услуг:

  • товары медицинского назначения;
  • услуги по уходу за больным;
  • услуги по дошкольному воспитанию детей;
  • продукты питания в школьных и медицинских столовых;
  • услуги архивирования;
  • перевозка пассажиров в городе (поселении);
  • ритуальные услуги и др.

Более подробно данный список представлен в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если фирма работает с продукцией (услугами), которая и облагается, и не облагается налогом, то учет ведется раздельно. Также раздельный учет применим при различных ставках НДС. Возможные ставки: 0, 10 и 18 %.

Ставка 0 % считается льготной и применима при различных экспортных операциях, при международных перевозках, в космической отрасли, в транспортировке газа и нефти и т. д.

Ставка 10 % применима для следующих групп товаров:

  • ряд продуктов (сахар, соль, хлеб, мука и т. д.);
  • детские товары;
  • медицинского назначения;
  • печать и периодика;
  • перевозки самолетом;
  • приобретение скота для племенного разведения и т. д.

Остальные товары, не включенные в эти списки, реализуются по ставке 18 %. В случае если фирма за квартал получила доход ниже 2 000 000 рублей, то она вправе подать заявление в органы на получение освобождения от уплаты НДС.

У НДС есть свои преимущества и недостатки в процессе использования.

Основные преимущества НДС:

  • возможность вычета входного НДС;
  • развитая сеть партнерских отношений с теми, кто является крупным плательщиком НДС в стране.

Основные недостатки:

  • значительные суммы выплачиваются предприятиями;
  • частые проверки со стороны налоговых органов.

Акциз

К косвенным налогам относится акциз.

Изначально данным сбором предполагалось облагать только товары, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье покупателей (пример, алкогольная продукция и табак). С помощью акцизов государство преследует цель сократить потребление данных товаров. Отдельной категорией являются предметы роскоши, которые также облагаются акцизами.

На сегодня список товаров, облагаемых акцизами, внушительный:

  • алкогольная продукция;
  • табачная продукция;
  • легковые машины;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизель;
  • масла для двигателей;
  • керосин для самолетов в виде топлива;
  • природный газ;
  • топливо для печей.

Налоговые ставки по акцизам указаны в ст. 193 НК РФ. На сегодня такие ставки определены до 2020 года. Исчисление акцизов идет согласно налоговой базе и ставке по каждому товару. Общая сумма исчисляется по итогам месяца.

Среди основных преимуществ акцизного налогообложения можно выделить:

  • момент уплаты налога совпадает с моментом реализации товаров;
  • уклонение от уплаты достаточно сложно;
  • сумма налога перечисляется даже при отсутствии прибыли.

Методика расчета НДС

Косвенные налоги с примерами расчетов (НДС) представлены ниже.

НДС = НБ * С / 100,

где НБ - налоговая база, т. р.

С - ставка, %.

Расчет НДС в том числе означает, что нужно выделить налог, который заложен в итоговой сумме. Используем формулы:

НДС = С / 1,18 * 0,18 - при ставке 18 %,

НДС = С / 1,1 * 0,1 - при ставке 10 %.

где С - сумма, которая включает в себя НДС, т. р.

Пример расчета НДС представлен ниже.

Возьмем компанию ООО «Орион». Она реализует партию продукции в размере 50 тыс. единиц по цене 100 рублей. Используемая ставка составляет 18 %. Налог в цену не включен. Методика расчета:

  • определим стоимость партии без учета НДС:

100 * 50 000 = 5 000 000 руб.;

  • определим НДС:

5 000 000 * 18 / 100 = 900 000 рублей;

  • определяем сумму с НДС:

5 000 000 + 900 000 = 5 900 000 руб.;

  • другой вариант расчета итоговой суммы:

5 000 000 * 1,18 = 5 900 000 рублей.

В документах бухгалтер указывает значения:

  • стоимость без НДС - 5 000 000 рублей;
  • НДС 18 % - 900 000 рублей;
  • стоимость с НДС - 5 900 000 рублей.

Пример расчета акцизов

Существует несколько формул для расчета данного налога:

  • применение твердых ставок:

где В - объем выручки по подакцизным товарам, ед.

СА - ставка акциза, руб.

  • применение процентных ставок (адвалорных):

А = Ст* САк / 100 %,

где Ст - стоимость подакцизных товаров реализованных, т. р.;

Сак - ставка акциза в % от стоимости товара;

  • комбинированные ставки:

А = В * СА + Ст * Сак / 100 %.

Налог на прибыль и косвенные налоги

Прямые налоги относятся к имуществу и доходам, которые находятся в собственности налогоплательщика. Такие налоги, как прямые, пополняют бюджет страны существенным образом. Однако есть один недостаток: возможно сокрытие части расчетной базы, и налогов в том числе. Такое положение дел ведет к дестабилизации финансовой системы страны.

Налог на прибыль и косвенные налоги имеют определенную степень соотнесения. В то время как исследуемая категория сборов формируется по принципу надбавки на стоимость товара или услуги. Продавцы в реализуемые товары включают долю таких налогов. Затем отдают ее государству. Данная доля не относится к прибыли компании и не облагается налогом на прибыль.

Ввоз товаров и налогообложение

Ввоз товаров и уплата косвенных налогов - это вариант для исчисления и выплат стране, чей таможенный орган выпускает товар.

  • При импорте товаров из стран, не участвующих в Таможенном союзе, данный налог нужно платить в РФ.
  • А при импорте из стран ЕАЭС налог надо перечислить в ту страну, где стоит на учете собственник товаров. В состав ЕАЭС входят такие страны, как Беларусь, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армения.

Порядок уплаты

Порядок уплаты косвенных налогов подразумевает ответственность декларанта, то есть покупателя.

Необходимо принять ко вниманию следующие моменты:

  • наличие освобождения от НДС;
  • применяемая таможенная процедура при ввозе ценностей;
  • ставка НДС;
  • формула расчета для налога.

Определены случаи освобождения от уплаты НДС. В ст. 150 НК РФ есть перечень товаров, при ввозе которых не надо платить НДС.

Порядок уплаты косвенных налогов также зависит от таможенной процедуры, под которую подпадают товары к импорту.

На таможенную процедуру влияние оказывают цели выпуска товаров в РФ, что отражено в таблице ниже.

Отчеты подают по косвенным налогам в местную ИФНС, где покупатель стоит на учете.

Определять НДС необходимо в день принятия товаров к учету согласно сопроводительной документации. Если суммы обозначены в иностранной валюте, то они переводятся в рубли по актуальному курсу Центробанка РФ.

Срок выплаты налога - до 20-го числа включительно месяца, который идет за месяцем прихода товаров. Вместе с оплатой готовят часть документов:

  • налоговая декларация по НДС;
  • банковская выписка;
  • документация при транспортировке;
  • договор от поставщика;
  • прочее.

Декларация

Сроки представления декларации по косвенным налогам указаны в пункте 20 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года.

В этом протоколе говорится, что декларация должна быть представлена до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. В качестве отчетного месяца выступает:

  • месяц прихода импортируемых товаров;
  • месяц, в котором необходимо внести лизинговую плату в соответствии с условиями контракта.

В дополнение к декларации налогоплательщики должны предоставить ряд документов.

Декларация по косвенным налогам состоит из стандартной титульной страницы и трех разделов.

Первый из них включает данные об НДС на импортируемые товары. В разделах 2 и 3 содержится информация об акцизах, заполняются они только при необходимости. То есть если компания не уплачивает акцизы, то необходимо только передать титульную страницу и первый раздел.

Этот же раздел содержит сумму НДС к оплате. В этом случае весь НДС делится в зависимости от типа товара. Для отражения общей суммы налога отведена стр. 030.

Во втором разделе содержится информация обо всех подакцизных товарах, за исключением спиртовой продукции. Акцизы регистрируются по типу подакцизных товаров. В этом разделе для каждого типа товаров даны сведения о стране, из которой поставляется товар.

Третий раздел содержит информацию об алкоголе.

Документация по оплате

Заявление о ввозе и уплате косвенных налогов является важной документацией для:

  • товаров, оформляемых импортерами из стран ЕАЭС;
  • удостоверения факта ввоза товаров в Российскую Федерацию с территории государства-участника в ЕАЭС и оплаты налогов;
  • предоставления налоговым органам одновременно с декларированием налогов и других соответствующих документов.

Основной целью заявления является подтверждение факта оплаты данных налогов и обмен этой информацией с налоговыми органами страны, из которой был импортирован товар.

В заявлении содержатся три раздела и одно приложение:

  • В первом разделе информация вводится покупателем или посредником (если по законам государства, на территорию которого импортируются товары, эти лица платят косвенные налоги).
  • Второй раздел предназначен для размещения записи о регистрации заявки в налоговый орган.
  • Третий раздел не всегда заполняется - только в определенных случаях, перечисленных в четвертом пункте правил по заполнению заявки на косвенные налоги.

Заключение

В случае косвенного налогообложения продавец товара или услуги становится агентом денежных отношений, выступая в качестве посредника между государством и плательщиком (конечным потребителем продукта).

Косвенные налоги характеризуются простотой сбора и оплаты в бюджет. Поскольку данные налоги включены в цену товаров и услуг, то они невидимы и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Преимущества данных налогов в основном связаны с их ролью в формировании доходной статьи бюджета.

Для государства с развитой экономической структурой косвенные налоги по сравнению с прямыми налогами имеют свои преимущества благодаря увеличению благосостояния населения и росту его покупательской способности.

Регулярность и быстрота поступлений косвенных налогов напрямую зависят от покупательской способности. Эти налоги удобны для потребителя, потому как не требуют определенных накоплений, определяются именно размером потребления конечного продукта при отсутствии принудительного взыскания (хочешь покупать продукт – плати , не хочешь платить налог – не покупай продукт). Кроме того, взыскание и контроль за поступлением этого вида налога не требует расширения штата налоговой службы.

Недостатки косвенных налогов

При всех преимуществах косвенных налогов существуют и их недостатки. Самый серьезный недостаток – осуществление налога по принципу самообложения. Плательщик самостоятельно регулирует индивидуальную налогоспособность. Косвенный налог делится на каждого покупателя непропорционально его доходу, вследствие чего повышение ставок на эти налоги становится неподъемным для социально незащищенного малообеспеченного населения.

Косвенные налоги имеют фискальную направленность. Кроме этого, существует необходимость содержания большого количества персонала для осуществления контроля за товаром, который поступает на сегмент рынка, и за его правильным налогообложением. Таможенный сбор требует содержания огромного аппарата таможенной службы для недопущения завоза контрабандного товара в страну, и как следствие, занижения суммы косвенных налогов.

Взыскание косвенных налогов идет вразрез с интересами предпринимателей, ограничивает размеры прибыли, потому как не всегда возможно повысить отпускную цену пропорционально увеличению ставки косвенного налога.

Чтобы с успехом взыскивать косвенные налоги, контролирующие государственные органы стесняют производителей обязательными правилами производства и реализации производимой продукции.

Учитывая все «за» и «против» взыскания косвенных налогов можно подвести итог – косвенные налоги не могут возглавить налоговую систему государства, поскольку не отвечают основным оптимальным требованиям налогообложения. Только рациональное сочетание взыскания косвенных и прямых налогов может создать налоговую систему, которая будет соответствовать фискальным интересам страны и экономическим выгодам налогоплательщиков.

Таблица 1.2.1 - Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Косвенные налоги – это неотъемлемая часть любой страны, на долю которых приходится значительная часть государственных доходов. Различия находятся лишь в механизме их расчётов и взимания, что связано с различными представлениями в странах о сущности косвенных налогов, сложившихся в результате деления налогов на прямые и косвенные.

Любая классификация условна и имеет недостатки. В особой степени, как отмечает С. Г. Пепеляев, это касается классификации налогов, в которых переплетены политические, юридические и экономические аспекты. Классификации, являющиеся корректными с экономических позиций, зачастую являются несовершенными с политических и правовых позиций.

С этой точки зрения, рассмотрим классификацию налогообложения на прямое и косвенное.

Основное различие прямого и косвенного налогообложения состоит в форме взимания налогов. В этой связи, уместно привести следующее суждение известного российского ученого И. Х. Озерова: «Самый масштаб, которым определяется размер суммы, причитающейся с каждого плательщика, мы оставим в стороне. Смена этих масштабов имеет свою очень интересную историю: сначала таким масштабом была общая имущественная масса; затем последняя распадается на отдельные формы - поземельное владение, обладание недвижимостью, капиталом, размер жалования; выступают как объекты обложения - потребление хлеба, водки, табака, сахара, объем пользования почтовыми учреждениями, железными дорогами и т. д. Все это имеет свою историю, и определяющим моментом здесь являются интересы разных групп, экономический уровень страны и прочее. Но этот вопрос - вопрос о мере, которой измеряется налогоспособность плательщика, рассматривается в другом месте. Допустим, что налогоспособность плательщика измерена, и займемся самим моментом - как сумма, назначенная с того или иного плательщика, переходит в кассу государства. Это вопрос о формах взимания».

Один из видных представителей отечественной финансово-правовой науки И. И. Янжул отмечал, что разделение налогов на прямые и косвенные наиболее общепринято, однако «представляет и наибольшие затруднения для точного определения этих понятий и для правильного распределения между ними отдельных видов обложения».

Рассмотрим еще несколько теоретических точек зрения о косвенном налогообложении. Основоположник отечественной теории налогообложения Н. И. Тургенев в своей работе «Опыт теории налогов» (1818 г.) писал: «Обыкновенно разделяют налоги на непосредственные, или прямые, и на посредственные, или непрямые. Под первыми разумеют те налоги, кои прямо, или непосредственно, налагаются на лицо или на недвижимый капитал. Под последними разумеют те налоги, кои налагаются не прямо на того, кто оные платит, но на товары, в цене коих заключается вместе и налог, так что тот, кто покупает товар, платит вместе с ценою и подать. Сии налоги называются также налогами с потребления».

Н. П. Кучерявенко выделил следующую особенность косвенных налогов: они взимаются в процессе расходования материальных благ, определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене товара и уплачиваются потребителем. Он считал, что в косвенном налогообложении можно выделить формального и реального плательщика налога. Формальный плательщик – это продавец продукции (работ, услуг), который выступает посредником между государством и потребителем продукции (работ, услуг). Реальный плательщик – потребитель продукции (работ, услуг). По его мнению, данное разграничение можно считать критерием деления налогов на прямые и косвенные: для прямых налогов характерно совпадение формального и фактического налогоплательщиков, для косвенных налогов не совпадение. Еще одним критерием, по мнению Н. П. Кучерявенко, является включение налога в цену продукции (работ, услуг). Согласно нему, прямые налоги включаются в цену продукции еще на стадии производства, а косвенные выступают надбавкой к цене продукции (работ, услуг).

Таким образом, изучив литературу и мнения различных авторов по вопросу классификации налогообложения (на прямое и косвенное), можно сделать вывод, что основой деления налогов является экономическая теория о распределении налогового бремени. В соответствии с ней, прямыми называют те налоги, юридический субъект которых предположительно несет и экономическое бремя налогообложения. В отношении косвенных налогов изначально предполагается, что бремя их будет фактически переложено с лица, уплачивающего налог в бюджет, на какое-то иное лицо - носителя налога.

Так как объектом изучения выступает косвенное налогообложение, рассмотрим преимущества и недостатки косвенных налогов.

У. Петти, английский экономист, родоначальник классической политэкономии в «Трактате о налогах и сборах» обосновал преимущества косвенных налогов следующим образом: «Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого, такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости. Во-вторых, этот налог, если он только не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа. В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. В-четвертых, при этом способе обложения всегда можно иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».

Недостатком косвенного налогообложения можно считать следующее: косвенные налоги не всегда в полном объеме можно переложить на потребителя, так как нет уверенности в том, что товар по увеличенным ценам будет пользоваться спросом на рынке товаров (работ, услуг).

Приведем сопоставление позитивных и негативных моментов косвенного налогообложения на макроуровне в таблице 1.2.2.

Таблица 1.2.2 - Соотношение позитивных и негативных сторон применения косвенного налогообложения на государственном уровне

Плюсы косвенного налогообложения

Минусы косвенного налогообложения

Приносят государству доход, естественно возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния (А. Н. Гурьева)

Не могут затронуть самую налогоспособную часть доходов – сбережения (А. Н. Гурьева)

Падает на предметы широкого потребления (М. Н. Соболев)

Дестимулирующее влияние на экономический рост, особенно малого предпринимательства (М. Н. Соболев)

Возвратный характер при реализации для производителей и предпринимателей, прогрессивный метод обложения (А. А. Рубанов)

Большие административные расходы по взиманию.

Высокая завуалированность изъятия, когда утрачивается непосредственная зависимость между платежом налога и осознанием этого платежа.

Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью.

Отказ от потребления тех или иных товаров дает возможность плательщикам избежать данного вида налогообложения

Нарушение принципа всеобщности.

Величина уплачиваемых косвенных налогов прямо пропорциональна количеству потребленных товаров и услуг (минус заключается в том, что рост иждивенцев в семье приводит к существенному росту налога).

Уже к концу XIX века сложилось мнение о необходимости совершенствования косвенного налогообложения. По мнению И. И Янжула, который высказывался о косвенном налогообложении следующим образом: «Государство полагает, что потребление плательщиком товара - признак существования в доходах этого плательщика «налогоспособных» частей и ставит налог в зависимость от этого потребления» при организации косвенных налогов необходимо соблюдать шесть правил. Рассмотрим соблюдение этих правил на данный момент в налоговой системе Российской Федерации (Таблица 1.2.3).

Таблица 1.2.3 - Соблюдение правил организации косвенных налогов на сегодняшний день, сформулированных И. И. Янжулом

№ п/п

Принципы современной организации косвенного налогообложения, в т. ч. НДС

Косвенному обложению должны подлежать главным образом предметы второстепенной важности, предметы первой необходимости должны по возможности освобождаться от него. Чем более предмет распространен в потреблении, тем он более необходим и тем менее следует его считать способным к косвенному обложению.

Объектом налогообложения по НДС являются реализация товаров на территории РФ; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Не подлежат налогообложению реализация медицинских товаров; медицинских услуг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях; продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми; других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и др.

Не должно быть слишком большого числа косвенных налогов, ибо при большом их количестве они имеют тенденцию сдерживать развитие экономики страны

В России к косвенным налогам в настоящее время относятся акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость.

Косвенные налоги должны распространяться лишь на такие объекты и взиматься лишь в такие моменты, когда есть возможность вовремя уследить за облагаемым предметом. Налог должен поражать предмет прежде, чем он успеет перейти в руки потребителю. Т. е., наилучшими в косвенном обложении должны считаться два способа: во-первых, когда налог целиком уплачивается вперед производителем; во-вторых, когда налог целиком уплачивается продавцом.

При налогообложении НДС применяются оба способа взимания косвенных налогов:

При реализации товара производителем налог уплачивается вперед производителем;

При реализации товара продавцом налог уплачивается продавцом.

Если облагаемый продукт разделяется по качеству и цене, то оклады косвенного налога также должны быть дифференцированы, по возможности прогрессивным образом.

При обложении НДС оклады налога по облагаемым продуктам, имеющим различную цену, дифференцируются применением налоговой ставки. Чем выше цена товара, тем выше налоговый оклад по реализуемым товарам.

Продолжение таблицы 1.2.3

Высота окладов должна соотноситься как с характером облагаемых предметов, так и с величиной потребности в них. При этом она не должна вредить доходности косвенного налога, т. е. не должна переходить той границы, за которой вследствие чрезмерного уменьшения потребления данного продукта доход от его обложения начинает падать.

Данное правило соблюдается установлением пониженных ставок по НДС (в России - 10%) при реализации продовольственных товаров (кроме подакцизных), товаров для детей по установленному перечню.

Косвенное обложение предметов отечественного производства должно сопровождаться установлением соответствующих таможенных пошлин на импортируемые предметы.

Действие принципа «по стране назначения», при котором налогом облагаются импортируемые товары при пересечении границы, обеспечивает конкурентоспособность предметов отечественного производства.

Большинство правил, сформулированных И. И.Янжулом, являются актуальными и на сегодняшний день: например, не подлежит обложением налогом на добавленную стоимость реализация социально значимых товаров и услуг; в России можно выделить основной косвенный налог – НДС; при налогообложении НДС соблюдается правило взимания косвенных налогов производителями или продавцами, уплата осуществляется и производителями, и продавцами на всех стадиях реализации товаров; применяется твердая ставка при взимании НДС, в результате чего, сумма НДС увеличивается пропорционально увеличению цены продукта, на которой начисляется налог; на соотношение спроса и предложения оказывает непосредственное влияние величина ставки НДС (так как налог увеличивает цену товара); проблема импорта и экспорта решается установлением принципа «страны назначения», таможенные пошлины дифференцируются в целях поддержки отечественного производителя.

На рисунке 1.2.3 представлены основные факторы, которые способствуют поиску подходов к выбору оптимального налога из системы косвенного налогообложения.

Рисунок 1.2.3 - Основные факторы, способствующие поиску подходов к выбору оптимального налога из системы косвенного налогообложения

На рисунке 1.2.4 отображены аспекты взаимодействия недостатков и достоинств косвенного налогообложения с представленными факторами косвенных налогов.

Рисунок 1.2.4 – Сопоставление основных факторов, с учетом которых должен устанавливаться косвенный налог в современных условиях, с общими недостатками косвенного налогообложения.

Вопросы, касающиеся косвенных налогов в системе налогообложения, его значение в государственном регулировании экономики, а также аспекты формирования наиболее эффективной и совершенной системы налогообложения исследуются и на сегодняшний день множеством ученых и практиков.

Применение косвенного налогообложения как инструмента оптимизации состояния экономики было вызвано, главным образом, возникшей необходимостью гармонизации собственной налоговой системы с налоговыми системами стран Европы и Америки, а также возможностью увеличить доходность бюджетов и достичь высокого уровня систематизации бюджетных доходов государства.

Нынешняя налоговая система Российской Федерации представлена следующими косвенными налогами: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

При этом наиболее значимым во все времена и на сегодняшний день считается налог на добавленную стоимость, выступающий объектом изучения как на макро-, мезо, так и микроуровнях.

Характерной чертой налога на добавленную стоимость является свойство всех косвенных налогов – переложение налогового бремени с налогоплательщика на иное лицо в ходе обменных и распределительных процессов. Что приводит к тому, что окончательным плательщиком налога становится лицо, приобретающее тот или иной товар, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

При этом выделяется две возможности переложения налогов:

С продавца на покупателя, что чаше всего происходит при косвенном налогообложении;

С покупателя на продавца.

Вторая ситуация возникает, если цена на товар из-за завышенных ставок налогов, например акцизов, превосходит платежеспособность покупателя.

Степень обременительности косвенных налогов должна определяться исходя из той доли валового дохода потребителей, которая может быть изъята без ущерба для воспроизводства населения страны и обеспечения приемлемой нормы накопления. У большинства экономистов сложилось мнение о том, что косвенные налоги имеют большую фискальную направленность, чем прямые налоги. При этом косвенным налогам также отводится инфляционная роль, поскольку рост цен сопровождается ростом поступлений от косвенного налогообложения (в наибольшей мере свойственно инфляционной экономике с встроенным механизмом защиты доходов бюджета от обесценения). (Рисунок 1.2.5)

Налог на добавленную стоимость является наиболее удачным примером косвенного налога. Механизм его взимания исключает налогообложение материальных затрат, в связи с чем НДС теоретически не влияет на общие и предельные издержки и не угнетает производство, а также обеспечивает возврат налогоплательщику сумм НДС, уплаченных при обеспечении нужд производства, так, что, в конечном счете, тяжесть налога несет покупатель, приобретающий товар для нужд собственного потребления, а не для производства. В связи с этим, теоретически, НДС не влияет на производство, однако, на практике, различие ставок и условий налогообложения, включает НДС в состав действенных механизмов налогового регулирования не только спроса, но и предложения.

Механизм взимания НДС исключает из налогообложения межотраслевые потоки ценностей (в случаях применения одинаковой ставки НДС и условий взимания). НДС как универсальный акциз облагает по существу все потребление, в то время как акциз на отдельные виды товаров усугубляет налоговое давление и ограничивает производство и потребление подакцизных продуктов.

Современными учеными отмечается также, что косвенные налоги переносятся на конечного потребителя и в зависимости от степени спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньше часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов ведет к сокращению потребления. При высокой эластичности предложения рост косвенных налогов может привести к сокращению размеров чистой прибыли, вызвать сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Рисунок 1.2.5 – Общая характеристика косвенного налогообложения

На основе обобщения знаний о косвенном налогообложении можно сделать вывод, что косвенные налоги – это группа налогов, устанавливаемых государством на предметы потребления в виде надбавки к цене, формируемой налогоплательщиком на разных стадиях продвижения товаров (работ, услуг) к потребителю (носителю налога), за счет которой осуществляется переложение налогов на потребителей. Косвенные формы налогообложения являются, в первую очередь, регулятором спроса и в этом качестве широко применяются в налоговой политике.

Косвенные налоги определяют значительную долю налогового бремени предприятий различных отраслей. В данном аспекте возникает необходимость определения и изучения категории «налоговое бремя».

Налоговые затраты являются основным ограничителем прибыли предприятия и одновременно одним из основных факторов, влияющих на объем предложения, поэтому принятие управленческих решений руководством предприятия невозможно без детального анализа как уже имеющегося налогового бремени (прямые налоги, наиболее поддающиеся прогнозированию: НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.), так и его величины на перспективу с учетом косвенного налогообложения.

Налоговое бремя – это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.

На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Общемировая практика показывает, что средний уровень налогового бремени должен составлять не более 50 %.

Показатель налогового бремени на микроуровне показывает какую часть своего совокупного дохода налогоплательщик уплачивает в бюджет государства.

Таким образом, налоговое бремя налогоплательщика представляет собой отношение суммы всех начисленных и уплаченных налоговых платежей к его полученному совокупному доходу.

В целях исследования категории «налоговое бремя» необходимо рассмотреть его составные элементы, наиболее часто используемые в экономической литературе: «налоговые затраты», «налоговые издержки» и «налоговые расходы».

Применительно к налогообложению, в частности к косвенному, понятие налоговые издержки шире категории налоговые затраты, налоговые расходы же представляют собой налоговые затраты после их фактической оплаты (Рисунок 1.2.6).


Рисунок 1.2.6 – Структура и алгоритм формирования категории «налоговое бремя»

Однако, следует различать понятие и содержание категории «налоговое бремя» для целей налогообложения и управленческого учета (в рамках построения управленческой системы).

Налоговое бремя с позиций управленческого учета – это совокупность налоговых расходов предприятия, связанных с возникновением, обслуживанием и исполнением обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов) перед бюджетом по отношению к совокупному доходу хозяйствующего субъекта.

В данном аспекте в налоговом бремени можно выделить три основополагающие части:

Основная;

Дополнительная;

Факультативная. (Рисунок 1.2.7)


Рисунок 1.2.7 – Содержание налогового бремени с точки зрения управленческого учета

Наибольший удельный вес в налоговом бремени микро - и макроуровнях занимают платежи по косвенным налогам. Таким образом, последние формируют налоговую нагрузку предприятия, для эффективной оценки и управления которой важное значение приобретает формирование управленческой системы косвенного налогообложения.

1.2.2 Формирование и определение добавленной стоимости как объекта косвенного налогообложения

В основе исчисления налога на добавленную стоимость лежит такая категория, как «добавленная стоимость». Налоговое законодательство РФ не дает толкование данному понятию, что влечет за собой неопределенность в трактовке этой категории. Поэтому трактовать его необходимо изначально через понятия «стоимость» и «себестоимость».

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства их природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Добавленная же стоимость представляет собой стоимость, созданную предприятием при производстве продукции, то есть часть себестоимости, которая может складываться из таких затрат, как амортизационные отчисления, заработная плата работников, планируемая норма прибыли, страховые взносы и другие налоги, включаемые в себестоимость. Отразим на рисунке 1.2.8 основные составляющие стоимости и добавленной стоимости.

Рисунок 1.2.8 – Структура стоимости и добавленной стоимости продукции

Показатель добавленной стоимости представляет собой один из важнейших показателей системы национальных счетов, широко применяется в статистике промышленности зарубежных стран Западной Европы и используется для исчисления мировых и региональных индексов промышленного производства статистической комиссией ООН.

Анализ зарубежного опыта показывает, что содержание понятия «добавленная стоимость» практически совпадает с аналогичным понятием, используемым в России.

В научно-методической литературе понятие «добавленная стоимость» рассматривается с различных позиций (Таблица 1.2.4).

Таблица 1.2.4 – Направления исследования категории «добавленной стоимости» в научной литературе

«добавленная стоимость»

Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т. е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда в процессе производства не изменяют величины своей стоимости... Напротив, та часть капитала, которая превращается в рабочую силу, в процессе производства изменяют свою стоимость. Она воспроизводит свой собственный эквивалент и сверх того избыток, прибавочную стоимость...

Макконелл К. Р.,

Вновь созданная стоимость, добавленная к стоимости приобретенных материальных ресурсов, составляет добавленную стоимость. В общем случае добавленная стоимость есть рыночная цена объема продукции, произведенной фирмой, за вычетом стоимости потребленных сырья и материалов, приобретенных ею у поставщика.

Маслова Д. В.

Добавленная стоимость, на макроэкономическом уровне оцениваемая величиной ВВП, распадается на трансформационные издержки бизнеса (доходы домохозяйств), трансакционные издержки налогоплательщиков (доходы бюджета) и первичный инвестиционный ресурс (амортизация основного капитала и чистая нераспределенная прибыль бизнеса).

Продолжение таблицы 1.2.4

Шувалова Е. Б.

На каждом этапе производства и реализации товаров «добавляется элемент стоимости: он состоит из средств, направляемых производителем или продавцом на выплату зарплаты, аренды, начисление амортизации, погашение процентных и прочих платежей, а также его прибыли. Это и есть «добавленная стоимость», облагаемая НДС.

Пансков В. Г.

Добавленная стоимость – это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и/или услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Абрютина М. С.

Добавленная стоимость - это тот показатель, на котором зиждется система национального счетоводства и который в неявном виде скрывается в бухгалтерских счетах

Маслова И. А., Малкина Е. Л.

Добавленная стоимость – категория, складываемая из следующих составляющих: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, налоги включаемые в себестоимость продукции, прочие затраты, норма прибыли, налоги, начисляемые за счет финансового результата

Проанализировав взгляды зарубежных и отечественных ученых можно констатировать, что в современной теории финансов существуют следующие виды добавленной стоимости: экономическая добавленная стоимость, бухгалтерская добавленная стоимость и налогооблагаемая добавленная стоимость.

Роль добавленной стоимости в современной теории финансов может быть полноценно освещена на основе признания существования трех подходов, представленных на рисунке 1.2.9.


Рисунок 1.2.9 – Виды добавленной стоимости в современной финансовой науке

Добавленная стоимость является подкатегорией дохода. Надо указать, что добавленная стоимость является одним из нескольких инструментов, которые используются для увеличения дохода предприятия.

На основе обобщения исследования категориального понятия добавленной стоимости представляется целесообразным в целях налогообложения разграничить понятия добавленной стоимости микро - и макроуровне следующим образом:

– добавленная стоимость микроуровня (хозяйствующего субъекта) представляет собой включаемую в цену вновь созданную в процессе производства (реализации) стоимость, относящуюся к продукции, реализованной покупателям; к произведенной, но не реализованной готовой продукции; к продукции, находящейся в незавершенном производстве;

– добавленная стоимость макроуровня – это совокупность вновь созданной всеми хозяйствующими субъектами государства стоимости по всем отраслям экономики, стоимости коллективных услуг государства и чистых налогов на потребление (Рисунок 1.2.10).

Приветствую! Все чаще в российских СМИ намекают на грядущие изменения в налоговом кодексе. Бюджеты регионов пусты — их нужно срочно наполнять. На этот раз правительство решило всерьез взяться за «богатых». И через пару лет мы, возможно, вернемся к прогрессивной шкале подоходного налога.

Сегодня поговорим о том, что такое единая и прогрессивная шкала налогообложения доходов. И попытаемся разобраться, какая система лучше для России и почему?

В современной России подоходный налог был впервые введен в апреле 1916 года по указу Николая II – в разгар Первой мировой войны. К слову, предок современного НДФЛ имел прогрессивную шкалу: от 7% до 12%.

За 100 лет, прошедших с того момента, система расчета налога не раз пересматривалась. И в худшую, и в лучшую для плательщиков сторону.

С 1998 года в России действовала прогрессивная шкала налогообложения. Чем отличается плоская (прямая, единая) шкала от прогрессивной? Тем, что во втором варианте ставка подоходного налога зависит от размера дохода физлица. В конце 90-х она составляла 12%, 20% и 30%.

В 2001 году была принята глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». У подоходного налога появилось новое название «НДФЛ». А плательщиков поделили на две категории: резиденты и нерезиденты.

Ну, и самое главное: ставка налогообложения доходов стала единой для всех — 13%. С 2001-го россияне отдают государству чуть больше одной седьмой заработной платы и премий, доходов от продажи недвижимости и авто, сдачи имущества в аренду и дивидендов по акциям. В общем, 13% почти всех поступлений в семейный бюджет.

Отдельные виды доходов стали облагаться повышенной ставкой в 35% (например, выигрыши в лотерею). И появился длинный перечень доходов, полностью освобожденных от НДФЛ (пенсии, стипендии, алименты, пособия).

В первые два года после отмены прогрессивной шкалы поступления НДФЛ в бюджет выросли на треть! В 2000-х плоская система стала визитной карточкой российской экономики и одним из немногих конкурентных преимуществ налоговой системы России.

Неужели плоская шкала оказалась настолько эффективной? Ведь в других странах она почти не используется. Не все так очевидно.

Взрывной рост налоговых поступлений спровоцировало несколько факторов:

  1. Общая ставка НДФЛ выросла на 1% для большинства физлиц (до этого минимум составлял 12%, а не 13%)
  2. Отменили льготы для военных, судей, сотрудников прокуратуры, таможенников, милиции и даже налоговиков. В результате число налогоплательщиков выросло почти на миллион человек
  3. В 2001 году было в целом ослаблено налоговое бремя в экономике (урезали ставки по налогу на прибыль и НДС). Это позволило бизнесу перенаправить часть сэкономленных на налогах денег на выплату ЗП наемным работникам
  4. Доходы населения росли с каждым годом. Россия вступила в период «сытых нефтяных лет»

Другими словами, эффективность перехода с прогрессивной шкалы на единую была сильно преувеличена.

В каких странах сегодня действует единая шкала НДФЛ?

Среди стран бывшего СССР плоскую шкалу используют в России, Грузии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, Казахстане и Киргизии. За рубежом она действует в Венгрии, Болгарии, Албании, Македонии, Румынии, Чехии, Монголии, Гонконге и на Нормандских островах (Гернси и Джерси).

Единая шкала налогообложения также актуальна для отдельных федеральных субъектов крупных стран. Например, для канадской провинции Альберта и некоторых штатов США: Массачусетс, Пенсильвания, Мичиган, Индиана и Иллинойс.

Интересный факт. В развитых странах с сильной экономикой плоская шкала налогообложения не используется!

Скажем, во Франции ставка подоходного налога варьируется от 5,5% до 75%. Доходы французов делят на восемь категорий. И рассчитываются доходы не на человека, а на семью. А необлагаемый минимум составляет 6 011 евро в год.

Примеры других стран с прогрессивной шкалой: США, Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Канада, Германия, Китай и Израиль.

Россия со своим 13% НДФЛ входит в десятку европейских государств с минимальной ставкой подоходного налога. Вместе с Казахстаном, Беларусью, Литвой и Болгарией.

Россия возвращается к прогрессивной шкале?

По факту прямую шкалу налогообложения доходов используют лишь в бедных европейских государствах. И почти во всех странах бывшего СССР. Может, поэтому, в последние два года вопрос о переходе на прогрессивную шкалу НДФЛ в России поднимается все чаще?

В августе 2016-го депутаты ЛДПР внесли в Госдуму нашумевший законопроект.

В нем предлагают освободить от подоходного налога россиян с зарплатой меньше 180 000 рублей в год. Ставку в 13% рекомендуют оставить для людей с годовым доходом до 2,4 млн. рублей. А для «богатых» придумали фиксированный налог в 289 тыс. рублей плюс 30% от суммы дохода свыше 2,4 млн. рублей.

Когда введут новую шкалу? Пока обещают, что этот и подобные проекты будут рассмотрены не раньше окончания выборов 2018 года.

Доводы против введения прогрессивной шкалы налогообложения

Будет ли в России прогрессивная шкала НДФЛ? У системы есть и плюсы и минусы. И минусы пока перевешивают.

  • Население и бизнес начнут массово «уходить в тень» и прятать свои доходы

Справедливость аргумента косвенно подтверждают результаты налоговой реформы 2000-х годов. После введения плоской шкалы поступления от НДФЛ выросли на 0,7-0,8% ВВП. И многие российские бизнесмены и физлица, действительно, перестали уклоняться от налогообложения.

Введение же прогрессивной шкалы может спровоцировать обратный процесс. Богатые снова «спрячут» свои доходы (), и объем поступлений в бюджеты уменьшится. А основная финансовая нагрузка снова ляжет на средний класс.

  • Вырастут судебные и административные издержки

Почему? Потому что населению придется самостоятельно декларировать свои доходы.

Сегодня почти со всех доходов физлиц удерживается единая ставка в 13%. И налоговые агенты (банки, брокеры, ) полностью берут на себя «общение» с налоговиками.

А вот прогрессивная шкала заставит россиян самостоятельно учитывать доходы из различных источников, суммировать их, заполнять налоговую декларацию и сдавать ее в соответствующие органы.

В 2017 году ни население, ни налоговики не готовы к такой активности.

  • Разница между богатыми и бедными регионами станет глубже

НДФЛ поступает не в федеральный, а в региональные и местные бюджеты. Другими словами, Москва и Питер будут получать еще больше по сравнению с нищей Рязанской и Ярославской областями. Такая «дискриминация» наверняка обострит межрегиональную напряженность.

  • Усилится недоверие бизнеса к власти

С 2001-го президент и правительство РФ кучу раз обещали не менять ставку подоходного налога. Нарушение обещаний вызовет очередной всплеск недоверия бизнеса к власти и отток частного капитала за рубеж.

Уменьшится поток инвестиций – сократится производство – подскочит уровень безработицы. В результате проиграют и богатые, и бедные.

Напомню, что повышение страховых взносов в 2011 году было встречено, мягко говоря, без восторга. И введение прогрессивной шкалы НДФЛ лишь подольет масла в огонь.

Если не прогрессивная шкала, то что?

Никто не спорит с тем, что систему расчета НДФЛ в России нужно совершенствовать. Но совсем необязательно менять плоскую шкалу на прогрессивную!

Эксперты предлагают другие более мягкие варианты. Один из них: увеличить долю налоговых вычетов в налогооблагаемых доходах физлиц.

Суть налоговых вычетов справедлива и очевидна. У каждого из нас есть повседневные потребности, которые нужно удовлетворять – иначе мы не выживем. И государство не должно «налогооблагать» ту часть дохода, которая идет на поддержание нормального уровня жизни.

Все, что остается «сверху» – экономическая выгода налогоплательщика. Которую можно и нужно облагать налогом. Без налоговых вычетов подоходный налог превращается в «налог для бедных».

Рассмотрим условный пример. Миша зарабатывает 10 000 рублей в месяц, а Олег – 100 000 рублей. Гипотетически, на 10 000 рублей можно поесть, одеться в секонд-хэнд, купить бюджетную бытовую химию для дома и заплатить за крошечную квартиру и Интернет.

То есть 10 000 рублей – минимальная сумма для поддержания жизни и для Миши, и для Олега. Но первый тратит на текущие потребности весь свой доход, а у второго остается еще 90 000 , накоплений и .

«По-честному» Миша вообще не должен платить НДФЛ. О каком доходе идет речь, если он тратит на товары первой необходимости все, что зарабатывает? А вот «лишние» 90 000 рублей Олега справедливо обложить налогом – это чистая экономическая выгода.

В России же налоговые вычеты, по сути, приравнены к льготам. Право на НВ имеют ликвидаторы последствий Чернобыльской катастрофы, участники ВОВ, герои СССР и РФ. Кстати, размеры налоговых вычетов ужасают: от 500 до 3000 рублей!

Почему бы не увеличить размер налогового вычета до адекватного значения? Тогда можно было бы отнимать НВ из дохода физлица и облагать разницу по повышенной ставке. Такой подход гораздо справедливей и единой, и прогрессивной шкалы подоходного налога.

А как Вы относитесь к возможному пересмотру шкалы НДФЛ в России?



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.