Кто такой жнец в мифологии. Жнец это существо собирающее людские души. Кто такой жнец

Кто такой жнец? Ответ на этот вопрос довольно прост: это человек, который жнет. Но есть в книжной лексике много образных выражений, в том числе и включающих существительное "жнец". Значение этого слова в таком случае следует разъяснить, что мы и сделаем в сегодняшней статье.

Уборка урожая

Кто такой жнец? Это работяга, который проводит многие часы в поле. Сегодня, конечно, таких людей уже почти нет. Урожай давно собирают специальные машины. О том, что такое жнец, мы знаем преимущественно из художественной литературы. Из книг нам известно, что труд такого человека был не из лёгких. Ему приходилось вставать с рассветом, отправляться за несколько километров от дома, где выполнять непосильный труд. Молодые матери на работу брали детей, которых приходилось оставлять прямо на поле, возможно, в

Неблагодарная работа, которую выполняли крестьяне из поколения в поколение, привела к тому, что в 1917 году был введён декрет о национализации земли. Но это уже совсем другая история.

Сборщик урожая

Для того чтобы понять, кто такой жнец, следует разобраться в специфике его работы. Зимой, например, крестьянам в поле было делать нечего. Тогда у них появлялась другая работа. Жатва — это период, продолжающийся один-два месяца, во время которого и осуществляется а именно: овса, пшеницы, ржи, ячменя.

Если найти ответ на вопрос о том, что такое "жнец", в одном из толковых словарей русского языка, окажется, что это слово не имеет какой-либо связи с определенным видом растений. Рабы, собиравшие хлопок в Америке, выполняли труд столь же тяжелый, что и русские крестьяне. Их тоже можно назвать жнецами. Но слово, значение которого мы рассматриваем, происходит из старославянского языка. возникла там, где 150 лет назад крестьяне были вынуждены собирать преимущественно хлебные растения. Отсюда и довольно узкое значение.

Кто такой жнец? Тот, что собирает злаковые. Причём делает это совершенно бесплатно. После отмены крепостного права и до 1917 года простой люд имел свободу, что отнюдь не облегчало его участь. Но труд уже стал чуть проще: использовалась техника для уборки хлеба. В советское время появились колхозы, где люди трудились тоже не за деньги, но за идею. Идея, к слову сказать, оказалась несостоятельной. Но к тому времени, когда люди это осознали, на русских просторах вовсю эксплуатировались специальные машины.

Жатва — это период, который начинается приблизительно в конце июля, заканчивается в начале августа. То есть приходится на самую жаркую летнюю пору. В самые долгие дни в году труженики покидали поле на закате. Работали они в основном с помощью серпа, которые наряду с молотом послужил элементом для герба советского государства — подтверждение тому, сколько много людей в стране были задействованы в этом трудоемком процессе.

В Библии

Выше было сказано о том, что жатва - это слово исконно русское. Стоит сделать некоторую поправку. О жнецах, например, сказано в Библии. В Новом Завете, конечно, речь идет не об обычном труде.

В Пакистане жнецы ежегодно трудились около трех месяцев. Период сбора урожая начинался в апреле и заканчивался в конце июня. "Жатвы много, — сказано в Евангелии. — А делателей мало". Как объяснить значение этих слов? Неужели в Библии сказано о том, что некому собирать урожай?

Нет, речь идет о совершенно другом. Апостолы записывали речи своего учителя, который, как известно, изъяснялся образно. Однажды он показал им на и произнес фразу, приведенную выше. Его слова объяснить можно следующим образом: вера должна сопровождаться действиями, добрыми делами.

Мрачный жнец

В литературе нередко слово "жнец" используется как синоним к существительному "созидатель". Причём не обязательно совершает добрые дела. Так, например, в английской художественной лексике существует такое словосочетание, как "Мрачный жнец". Это символ смерти, гибели. В 1991 году Терри Пратчетт написал произведение, которое так и назвал. Один из персонажей книги "Мрачный жнец" — Смерть. Кстати, произведение английского писателя отнюдь не печальное. Оно относится к жанру юмористического фэнтези.

Война жнецов

В середине XVII столетия в Каталонии наступили непростые времена. Жители объединились против абсолютизма, установленного испанцами. В результате удалось установить каталонскую государственность, которая, впрочем, просуществовала всего лишь двенадцать лет. Мощное восстание, предшествующее знаменательному событию, в истории получило название "война жнецов".

Это слово, также как и однокоренные к нему, встречается прежде всего в литературе, повествующей о работниках, специфика труда которых описана выше. Авторы поэтических и прозаических произведений используют его и в качестве метафоры. Пример, приведенный выше, конечно, не единственный случай. Так, у лётчика и писателя Экзюпери можно встретить следующую фразу: "Время — это не продавец, пускающий всё прахом, а жнец, который увязывает тугой сноп". Для того чтобы понять эту сложную философскую мысль, пожалуй, следует прочитать роман "Цитадель".

Довольно часто можно встретить образ в балахоне и с косой. Задумывались ли вы, кто это? Жнец - это мифологическое существо, которое можно встретить в разных культурах. Он может отличаться немного по внешнему виду, но общие черты всё же присутствуют.

Кто такой жнец?

Итак, мы с вами знаем, что это нереальный персонаж. Но его образ очень интересен и может трактоваться по-разному.

Одно мы знаем точно. Жнец - это всегда свидетельство смерти. Стандартным нарядом этого существа является длинный балахон и коса. Как крестьянин пожинает урожай на поле, так и жнец своей косой пожинает души умерших и отправляет их в другое измерение. Образ в длинном балахоне, возможно, как-то связан с монахами, которые несколько веков назад провожали в последний путь людей, присутствуя рядом с умирающим. Однако далее мы рассмотрим, как жнеца представляли разные народы.

Жнец как образ в мифологии

Представителя смерти можно встретить в различных культурах. Например, все знают, что в мифологии Греции жнец - это Аид. Данный бог символизировал царство мертвых и очень почитался.

У кельтов жнец тоже имел свое имя - Анку. Считалось, что он путешествует по деревням и городам со скрипучей телегой, которая запряжена скелетами лошадей, которые тащат повозку с трупами. Сам Анку всегда был в мужском обличии с длинными седыми волосами или скелетом. Характерно, что рядом с ним было обычно два призрака.

Инки считали, что жнец - это бог смерти Супай. Именно он занимался тем, что поддерживал баланс между двумя мирами. И у данной культуры данное существо не было представлено как нечто негативное. Но обряды и жертвоприношения были обязательной частью данной мифологии.

А вот в Китае представителем смерти является женский образ. Имя ей - Мэн По. Она отвечала за то, чтобы душа, только что покинувшая свой земной приют, забыла все моменты из своей последней жизни и отправилась в иной мир с совершенно чистой памятью. Для этого варился специальный чай, который помогал стереть воспоминания.

У этруссов смерть символизировал демон. Он отличается от общепринятого образа жнеца. Здесь он изображается с головой волка. В его функции помимо того, чтобы сопроводить душу в другой мир, входит еще и защитить ее в подземном царстве.

Это далеко не полный перечень изображений смерти у разных народов. Но их объединяет одно: жнец - это существо, которое забирает умершие души, но никогда их собственноручно не убивает. И зачастую при сопровождении помогает забыть свою прошлую жизнь.

Образ жнеца в современном мире

Однако помимо мифологии существует также современная культура, где это существо тоже очень популярно.

Жнеца можно встретить в книгах. Иногда это лишь второстепенный персонаж, а порой и главный герой.

Игровой мир предлагает также большое разнообразие. Очень часто можно встретить жнеца как отдельный игровой класс.

Это и Overwatch, где этот герой бегает с двумя дробовиками и наносит сильный урон противникам. В Revelation жнец также присутствует как класс и считается магическим существом.

Сериалы с мистической канвой часто используют образ смерти. Если очень интересно, то можно посмотреть фильм «На службе у дьявола».

Скажи тебе больно?
Ты улыбаешься?
Почему же я не слышу твоего голоса?
Ты презираешь меня?
Я тебе не нужен?
Скажи, кто я для тебя?
Я…
Хочу стать частью тебя. Не хочу, не смогу, не смею тебя потерять. Я хочу обрести твое понимание. Мне нужна только твоя поддержка.
Но всегда… всегда…
Ты просто игнорируешь меня…

В одинокой комнате сплошная тьма. Посреди той черной комнаты только деревянный стул, от которого давно несет гнилью. В пустой комнате никого нет, нет ничего живого, кроме черной тени. Та тень сейчас едва ли не сливается с самой тьмой.

Тебе не больно?
Ты счастлива?
Ты одинока?
И как ты оправдаешь свое одиночество?
Молчишь. Ты ничего и никогда не говоришь.

Из радиоприёмника доносятся помехи и шум. Изредка слышен приглушенный голос диктора, а иногда и крики. Голос, что слышен порой из электронной коробки тих, так тих, что порой неясно, что он говорит. Голос этот очень часто прерывается и тогда комната погружается в совершенную тишину.
Когда же голос начинает вновь что-то лепетать несуразное, тень дергается со стула и маячит по комнате взад и вперед. Шаги этой самой тени тихи, все ее движения едва ли осязаемы, а контуры ее фигуры расплывчаты.
Тьма и тишина рано или поздно начинает входить в резонанс.

Скажи мне хоть слово.
Перестань мучить меня.
Я хочу быть с тобой.
Почему я не смею любить тебя?
Перестать игнорировать, просто будь рядом, не спорь, не обвиняй, просто прими.
Я, правда, очень сильно любил тебя…
Я боюсь того, что ты откажешься от меня.
Мне ведь нужен один только твой взгляд.
Мне нужно одно только твое слово.
Я хочу, чтобы ты принимала меня таким, какой я есть.
Не осуждай…
Не торопи…
Не мучай…
Обрати на меня внимание…
Спаси меня… Прошу спаси от этой тьмы.
Хочу дотянуться до тебя. Хочу прикоснуться к тебе. Я мечтаю, чтобы твоя улыбка принадлежала только мне.
На самом деле я жалок.
Пойми, не смейся надо мной, не топи мою душу в этой тьме.
На самом деле мне страшно…

Треск.
Радиоприемник вновь начинает барахлить. Помехи в трансляции до ужаса коверкают голос диктора. А шум и треск, кажется, даже становится неким подобием мелодии.
Та мелодия, песнь, но чья?
Наконец, тень поднимается и неуклюже отходит от стула на один шаг назад. Черная, не то живая, не то мертвая субстанция, молчит и все, что она делает, так это вслушивается в издаваемую приемником мелодию. Когда радио смолкает и комната погружается в тишину, тень неспешно покидает черную комнату…

«Добро пожаловать!
Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
Это радиостанция …. В очередной раз мы хотим вас порадовать чем-то очень интересным. Если не уверены, что попали на ту волну, то СРОЧНО переключитесь.
Спросите себя…
Хотите ли вы знать правду о себе? Хотите понять, почему мы все такие? Может, поговорим сейчас об этом?
Сейчас я зачитаю вам письма наших слушателей…»
Шелест бумаги.
«Итак, первым нам написал некий молодой человек …. Пишет он вот что: «Уважаемая радиостанция, я ничтожество… я полная бездарность. Вот уже на протяжении двадцати лет я только и делаю, что обитаю в этом мире. Обитаю и обвиняю в своей никчемности других людей.
У меня нет ничего.
Я пуст.
Я старался найти увлечение, но мне никогда не хватало сил закончить все до конца. Я не был способен даже дойти до середины пути и очень часто опускал руки.
Тогда я решил – нет ничего, что меня привлекает и интересует.
Теперь я мертв внутри себя.
Но знаешь»…
Голос диктора обрывается и смолкает. Спустя короткое время раздается шум радиопомех, как будто кто-то переключает радио с волны на волну. И вот, голос читавшего письмо становится вновь воспринимаем:
« Знаешь, радиостанция».
Смех.
«Я ожил. Порой, есть такое время, когда я понимаю, что живу. Есть такое время, когда как будто кто-то иной, не такой, как я появляется в моем теле.
Это не я. Это совершенно чужой человек.
Он убивает. Ни один, ни два, и ни трижды он уже пачкал свои руки в крови. Знаете, сам я даже не понимаю, как он это делает.
Я ничего не помню.
Я не понимаю для чего он это делает. Но в одном я уверен точно – мне страшно, я боюсь самого себя.
Я боюсь его…
Ведь он – тот, кто любит пачкать свои руки в крови».
Тишина.
Радио снова смолкает. В который раз дребезжание раздается из старой электронной коробки. Изредка среди шипения проявляются обрывки спонтанных фраз:

Нет смысла… Нет никакого результата… Для чего…. Я не желаю с этим бороться… Если бы… кто-нибудь… только… человек… поймите…. Я хочу… Я боюсь… Почему нет никого…Страшно… Нет смысла для борьбы…

Кровь.
Смех.
Холодные пальцы утопают в человеческой плоти. Лицо убийцы искажено отчаянием, глаза его безумно расширены и все его тело дрожит. В какое-то мгновение убийца ошарашено отходит назад, всматривается в свои ладони и начинает кричать.
Его крика никто не слышит.
Никто его не понимает.
- Почему?
Шепчет юноша.
- Почему?
Отвечает эхо.

***
…Радио вновь включается. Диктор произносит некую глупую шутку и сам же смеется над ней. Смех диктора напоминает шуршание фольги. Этот смех достаточно неприятен, режет по нервам, раздражает и выводит из себя.
«Дорогие слушатели!
Все просто прекрасно? Не заметили, какой чудесный сегодня день? Я вот заметил. Тепло и уютно, не правда ли? Вы не согласны со мной?
Давайте мы с вами продолжим в том же духе. Я уверен – главного вы еще не знаете. Только здесь вы обретете смысл прекрасного и чудесного.
Это воля, воля нашей души…
Эта воля прекрасна, ничтожна, отвратительная, но в то же время она самая чудесная вещь в этом мире.
Не волнуйтесь…
Все хорошо. Наслаждайтесь тем, что так любите.»

…Тень одиноко бродит по старому, брошенному зданию. Иногда она сворачивает то направо, то налево. Иногда же останавливается посреди коридора и так длительное время замирает в оцепенении.
В коридорах пусто, темно и сыро, так же как и в той комнате. В коридорах нет ничего, кроме деревянных дверей. Окна? Есть тут, что-то, что напоминает окна, но скорее всего это лишь серая дыра, ведущая в бездну тьмы.
Тень, что бродяжничает по миру тьмы так ни разу и не подошла к этим самым «окнам». Напротив, постояв некоторое время посреди коридора, тень снова начинает бессмысленное хождение в никуда.

Ты молчишь?
Рядом со мной ты никогда и ничего не говоришь.
Кто я для тебя?
Что я значу для тебя?
Знаешь, вчера я потерял все…
Я больше никогда не обрету смысл…
Я ничего не хочу… больше нет смысла…
Не верь. Не верь.
Шипение.
Ты мертва?
Давно ли был найден твой труп?
Ответь мне. Поговори со мной. Прошу тебя, не уходи. Ты мне сейчас нужна.
Нужна, как никогда.
Что я должен предпринять?
Как мне все изменить?
К чему вся эта фальшь?
Зачем мне нужна эта ложь?
Вновь шипение.
Радиоприемник дает знать о том, что пора продолжать трансляцию канала. Однако, замершая посреди коридора тень так и не двигается с места. Она будто бы что-то рассматривает среди чернии потолка. Наконец, тень поднимает вверх, нечто напоминающее руку.
- Зачем?
Вновь она замирает.
- Просто, так надо.

Шум. Треск. Снова и снова шипение. Помехи радиостанции. Монотонный голос диктора схож с прерывающейся пленкой на магнитофоне. Иногда глас диктора замедляется, превращаясь в шипение змеи. Иногда, напротив, ускоряется, становясь чем-то вроде озвучки анимационного персонажа.
В краткий миг голос в очередной раз замолкает и вновь слышится шипение.
- Что ты делаешь? Для чего тебе это нужно? Не молчи! Не молчи… Говори…
Шум. Треск.
Вновь хриплый голос диктора.
- Начнем со второго письма… Это письмо от некой …
« Уважаемый диктор, вчера я рассталась с моим парнем.
Почему вы игнорируете меня? Это очень важно.»
Шипение.
« Он сказал, что я ему больше не нужна. Нет, я сама бросила его. Я хотела уйти. Я ушла…
Почему это должна была быть именно я?
Почему никто другой?
Знаете, уважаемый диктор, он любил спорить и очень часто проигрывал в споре. Я тогда поддалась, но он это понял. Он это осознал.
Он сказал, что я вру.
Но я не врала ему.
Почему? Почему?
Почему ты меня не слышишь? Почему не говоришь со мной?
Почему… почему…
Знаешь, я правда любила его. Очень любила. Я не могла по-другому.»

Голос диктора смолкает.
Сквозь шипение слышно, как диктор начинает судорожно дышать. Спустя время доносится судорожный кашель, что-то падает.
Снова слышны хрипы. Кашель.
Женский голос продолжает чтение письма.
«Я любила… Я так сильно любила…
Он был моей жизнью, моей душой.»
Смех.
«Он говорил, что скоро мы уедем, обязательно уедем с ним вместе. Он давал обещание… Зачем надо было это делать?
Я так и решила уехать самостоятельно. Я устала от ссор.
Но… он нашел меня… преследовал… снова и снова говорил мне о любви.
Я люблю тебя!
Я молила, кричала, просила отпустить меня.»
Женский голос переходит на смех.
«Этого ему показалось мало. Он попросил только об одной встрече. Он умолял, каялся, клялся, что после уйдет из моей жизни. Знаете, я пришла, я поверила ему.»
Кашель.
«Там было много людей. Он молчал, тогда я спросила его:
- Почему ты молчишь?
Он не двигался с места.
- Что с тобой? Ты в порядке?
Смех.
Он просто смеялся надо мной.
- Зачем ты позвал меня?
Он опять ничего не ответил.
Я была ему безразлична. На самом деле он просто все тщательно спланировал… Его план был заключен в другом. Смысл его плана я осознала гораздо позже.
Это больно.»
Крики.
Мужской кашель смолкает.
На короткую долю секунды возникает гробовая тишина. Тень падает на колени посреди черного коридора. Тень плачет, нервно трясясь, она сгибается пополам. Затем несчастное создание ползет вдоль по полу, цепляясь за деревяшки и судорожно дыша.
Под конец она падает ничком и утыкается в гнилые доски, вот именно тогда это «нечто», эта тень вновь начинает рыдать от боли.
Кажется, что радиостанция, черный коридор, всхлипы тени и голос диктора в какой-то момент начинают входить в очередной резонанс.
Порой слышен голос:
- Я бежала. Я так хотела спастись. Я падала, но вновь поднималась на ноги. Я пыталась скрыться в толпе. Мне было тяжело дышать.
- Я буду жить. Любой ценой. Я спасусь. Но я вновь за своей спиной слышала его смех. Я убегу. Я должна.
Я просто хотела жить.
Тень перестает смеяться, и теперь она опять не шевелится. А голос по радио переходит на крик:
«- ПОМОГИТЕ! Помогите мне! Не я… Почему я? Зачем ты это делаешь? Это больно. БОЛЬНО! Это ужасно больно.
Почему вы все смотрите на меня? Почему никто не поможет? Помогите мне?
Никто мне так и не помог.
Все все видели, но никто даже не шевельнулся.
Он же резал меня. Холодное лезвие жалило все мое тело.
Это была невыносимая боль. Тогда я смотрела на бледные лица людей, и меня мучил только один вопрос:
- Что я вас всем сделала?
И в ответ на мой вопрос он только рассмеялся. Это был смех, смех, говорящий одно – я одержал победу над тобой.
- Это ты, ты во всем виновата! Во всем только твоя вина! Ты… ты… ты…
Почему?
Я так и не смогла задать последний вопрос. Тьма, боль, пустота и нега поглотили меня.
На самом деле тем людям было плевать на мою боль. Они просто боялись. Но знаешь…
Он ведь любил меня?
Правда, любил?
А те, кто смотрел - они его просто боялись, ведь так?
Скажите мне диктор?
Дайте ответ только на один вопрос – почему?»

Вот убийца. Он сошел с ума. В его голове нет ни одной адекватной мысли.
Слезы.
Этот человек был всегда одинок, он искал простого – поддержки. Он только и хотел, что любви. Простой человеческой любви. Переживая предательства, унижения, пытки и насмешки этот несчастный искал кого-то, кто способен спасти его.
Не найдя спасения, он утонул во тьме.

Девушка и ее любимый сталкер. От этой ситуации еще больнее. Самые счастливые моменты в жизни обоих – это их совместная жизнь.
Счастье и оно способно утянуть на дно.
Он любил ее, потому не смог отпустить. Его любовь, после ее предательства,. Переросла в ненависть. Только если бы эти два глупца смогли бы хоть немного быть честными друг с другом…
Ничего этого не произошло бы…
А вот той толпой двигал страх. Был один герой, который рвался сквозь толпу, дабы помочь несчастной жертве, но он не успел.
Было уже поздно.
Этот кто-то, был героем, но судьба не дала ему проявить себя.

Любовь, страх, боль, не понимание, одиночество, ложь…
Все это слишком сильно влияет на эмоции людей и именно это заставляет одинокого Черного Жнеца постоянно лить слезы.
Кто виноват, что запертый в бездне тьмы Жнец способен только сопереживать?
В его руках нет сил и способностей, чтобы остановить все это. Бытие наказало его, закрыв в одном пространстве. Бытие дало ему только одну функцию, потому, то его удел это слезы и боль.

Лить слезы…
СОПЕРЕЖИВАТЬ…
понимать…
вот, что остаётся Жнецу смерти.
Это его удел.
Он любит людей.
Он любит свою работу.
Его работа делает его путь к свету хоть немного ближе.
И Жнец стремится сгореть.

Жнец любит…
Жнец хотел бы подарить людям тепло, но возможность его это только прослушка радио.
А диктор это тот, кто помогает Жнецу избавиться от одиночества. Диктор это связь Жнеца с миром Людей.

Тьма.
Она не страшна, когда есть с кем ее делить.
Тьма - путь к Свету.
Это Жнец знает наверняка.
Потому, перейдя в Новую комнату, опустившись на очередной стул, он вновь улыбнется и заснет. Когда же радио начнет вещание, тень или Жнец вновь двинется вдоль по коридору, в поисках новых эмоций.
И когда-нибудь, там, в недрах коридора Жнец, наконец, достигнет Света и сгорит, обретя покой.

В одиннадцатой книге произведения немецкого теолога XII века Цезария Гейстербахского "Беседы о чудесах" происходит примечательный в контексте вопроса диалог. Ученик спрашивает монаха о том, действительно ли смерть представляет собой некое существо, ведь не зря же художники изображают ее в виде человека с косой в руках. Надо упомянуть о том, что образ "Мрачного жнеца" вовсе не был "каноническим" изображением смерти в Средние века - ее также изображали в виде всадника, полуразложившегося трупа или даже демона (Штуттгартская псалтырь, IX в). Однако приведенный выше вопрос ученика свидетельствует о крайней популярности именно образа человека с косой уже в XII веке.

Интереснее, впрочем, то, что монах в ответ не ограничивается развенчанием этого "мифа" и приводит данные о его происхождении. "...это лишь басня, которую исповедуют иудеи. Они верят, что существует особый ангел, которому поручено пресекать жизнь людей. Они приводят в пример десятую казнь египет­скую, когда ангел, посланный Богом, истребил всех первенцев египтян (Исх. 11-12)" (цитирую пересказ М. Майзульса ).

Итак, теолог XII века напрямую отождествляет "мрачного жреца" с древнееврейским "ангелом смерти". В еврейской библии этот персонаж (или несколько персонажей?) фигурирует под именами Шахат ("Истребитель"), Машехит и Ддавэр и занимается, в соответствии со своим первым именем, массовым истреблением людей.

Однако более интересным в данном контексте представляется такой персонаж, как Самаэль (более известен его исламский "родственник" Азраил), выполняющий, в том числе, многие функции Сатаны в талмудическом иудаизме. Позволю себе процитировать "Энциклопедию еврейской демонологии": "Он является... ангелом смерти, приходящим за человеком в его последний час. Самаэль в образе "малах а-мавет", ангела смерти, представляет собой ужасную черную фигуру... Ангел смерти держит в руках иззубренный нож, с которого стекают три капли яда, и приходит он только за грешниками. ()".

Похоже, наше расследование привело нас очень близко к цели - если заменить иззубренный ядовитый нож на косу - более знакомое средневековому европейскому обывателю орудие - перед нами ни дать ни взять старый добрый "Мрачный жнец". Даже если на самом деле Самаэль/Ангел Смерти и Мрачный жнец/Смерть это два разных персонажа, в какой-то момент они (вновь?) слились воедино - например, самая, пожалуй, известная картина, посвященная Ангелу Смерти изображает некий гибрид - существо с внешностью и наклонностями ангела, однако облаченное в черный балахон и сжимающее в руках косу (), а Эдгар Алан По называет Смерть не иначе, как Азраилом.

Если принять результаты наших рассуждений за истинные, то ответом на вопрос о первоисточнике будет: "Талмуд". Вопрос же о том, в каком именно источнике впервые появляется "каноническое" изображение "Мрачного жреца" вряд ли может иметь ответ по причине того, что трудно назвать какое-либо конкретное изображение каноническим. Мужчина? Женщина? Скелет? Бледный человек? Лицо, скрытое под балахоном? "Мрачный жнец" в каждой культуре свой - это и голландский "дядюшка Гейн", и французский "Курносый", и бретонский "Анку", обладающий, пожалуй, наиболее яркой индивидуальностью "Мрачный жнец", обязанности которого исполняет последний в году мертвец в приходе. ().

Смерть в виде скелета, если я не ошибаюсь, появилась в районе XIII-XIV веков в Европе. Это связано с появлением сюжетных гравюр "Пляски смерти". Суть таких сюжетов в подчеркивании бренности земного бытия: все смертны одинаково - крестьяне, рыцари, знать, купцы как один водят хоровод ("пляшут") вокруг единой Смерти или идут за ней длинной процессией.

Не смотря, что "Пляски смерти" прямо были связаны с христианским мировоззрением, это было скорее проявление городской культуры, чем религиозной. Этакие мистические фантазии художников и публицистов того времени, которые во многом стремятся посмеяться над смертью, а не напугать ею. Смерть в этих сюжетах не была персонифицирована (не было имени или отождествления с неким духом, богом смерти), хотя и имела личностную окраску - обманщик, шулер, который смеется над "этими глупыми людишками".

Сюжеты из гравюр перешли в литературу и скульптуру. Там уже образ развивался, появлялись элементы одежды, аксессуары - барабаны, меч, корона, музыкальные инструменты и много чего еще. Черный плащ и коса появились уже в более позднее время, если не ошибаюсь, вместе с именем Grim Reaper. Это XIX век. Просто в это время начиналось формирование массовой культуры, в результате простой и понятный образ быстро размножился по всей Европе и легко прижился.

Начнём с того, что смерть не изображается в виде старухи. Если вы внимательно приглядитесь, то Смерть изображается в виде скелета в балахоне. Определить - женский это скелет или мужской - невозможно. Но поскольку он (скелет) облачён в некий балахон (саван), то чисто внешне это смахивает на женскую одежду.

Коса, возможно, пришла из старых кельтских традиций - там Смерть изображалась в виде Жнеца - чувака в таком же балахоне с серпом. В русской традиции серп предполагался инструментом продолжения жизни - им фактически собирался урожай (жатва). А вот коса - всегда была символом прекращения бытия (покос, висоКОСный год). Кроме того (сейчас неохота искать, но было дело при царизме, в архивах читал), в сельской местности убийства подручными средствами почему-то чаще всего происходили именно косой (хотя, на мой взгляд - серпом удобней, не спроста же существует известная русская поговорка). Хотя сомнительно, что это напрямую имеет отношение к образу Смерти.

По поводу старухи- не скажу.
Обычно смерть изображается именно как скелет. Что может быть символичней, когда дело касается смерти людей.

Но я читал где-то, что такое изображение смерти(в плаще и с косой) пошло после эпидемии чумы. Тогда лекари ходили в черных балахонах. А трупы, чтобы не трогать руками- перемещали с помощью подручных средств, в том числе и косами.
И, так как средневековая медицина ничего противопоставить чуме не могла, их появление считалось началом эпидемии, символом неминуемой смерти.

Образ смерти с косой тянется ещё к древней культуре. Зачастую боги плодородия из мифологии, также были связаны с царством мертвых. Все началось с серпа. Так, например, древнеримский Сатурн, в одной руке он держал колосья, а в другой серп. Египетский Осирис был богом плодородия и правителем в царстве мертвых, а одним из его орудий опять же был серп. Славянская Морена также обрезала жизненные нити серпом. Дементра, Харон и др. Кстати, серп в разные времена был и атрибутом земледелия и орудием убийств, что также имеет значение для конечного образа. Теперь касаемо скелета. Образ скелета опять же пришел из Рима и Египта, в Европе позднее на него надели монашеский балахон, в связи с распространением на тот момент христианской культуры, и дали в руки косу.

Почему либералы говорят о зверствах полиции в России, но игнорируют то, что в США это встречается даже в больших количествах? Многие люди рьяно ратуют за мир во всем мире. Не будет ли нам скучно жить, если ВСЕ войны и преступления действительно исчезнут?

В среде нежити упоминаются два особо почитаемых существа - и жнец . И если первый является предвестником неких бед, то второй выполняет функцию эдакого сборщика во время этих самых бед.

Издавна упоминаются духи или существа, которые собирают людские души после смерти, а потом сопровождают их в последнем пути. И если тело усопшего сопровождают его родственники, то душу сопровождает отдельный жнец, который сам выбирает для себя жертв. Описание этого существа зависит от того, в каких краях оно упоминается, но само словосочетание «мрачный жнец», обозначающее смерть встречается практически у каждого народа в разных его вариантах. Одетый в чёрный плащ и с косой на плече жнец собирает души, как собирают урожай жнецы в поле и странствует по миру, провожая людей и встречая себе подобных. Иногда ошибочно утверждается, что жнец и есть смерть, но он всего лишь проводник за завесу к миру духов, где нет ничего материального.

Задачи жнеца и список

Всякий жнец откуда то получает определённый список, что нередко обыгрывается в кинематографе и литературе. Это может быть свиток или тетрадь, может быть пустая книга или металлическая пластинка - форма не важна. В этом списке появляются имена тех, кто скоро умрёт, и жнец приходит к ним, чтобы провести души.

Но людям свойственно отрицание. Им кажется, что они еще так много не сделали и нередко душа не может смириться с фактом своей смерти. Тогда вступает в работу жнец. Иногда, он может показать человеку, что будет, если он продолжит оставаться в своей форме среди живых, продемонстрировать ему существование в виде или . Иногда жнец может показать к чему приведёт внезапное воскрешение одного человека и какие это будет иметь последствия. А иногда жнец просто спускает на душу какую-нибудь нежить не давая той скрыться и силой волочит в загробный мир. А иногда оставляет душу одну, среди живых. Мотивы жнецов невозможно понять и изучить, но их провидческая мудрость порой превышает все рамки, которые человек может представить.

Характер жнецов и их происхождение

Нередко упоминается, что за некоторыми душами является не жнец, а вещий дух. Для усопшего это может означать лишь одну из двух вещей - ему отмерено еще пожить или ему уготована судьба стать жнецом. Именно вещий дух предопределяет станет ли душа жнецом или вернётся в тело, или уйдёт в загробный мир следом за иным жнецом. Но именно по решению духа появляются жнецы, которым уготовано провожать души в последней дороге.

Обычно выбираются те, кто при жизни был бесстрастным и справедливым человеком. Те, кого не брали слёзы детей и уговоры стариков, те, кто привык судить по поступкам и их мотивам. Такой человек после смерти не обретает загробного покоя - он лишается всех воспоминаний и по одному слову вещего духа восстаёт в форме жнеца, чтобы прослужить определённый срок, после чего всё равно покинет мир живых.

Изначально спокойные и безразличные жнецы со временем устают от своей работы и порой начинают прибегать к более жёстким методам. Вместо убеждений и демонстраций они просто запугивают души, заставляя их следовать за собой или тащат их силой, не объясняя ничего. Обычно это значит, что жнец уже истощил себя и ему приходит пора покинуть мир живых. Тогда они лишаются своей силы и просто покидают этот мир, вместе с очередной душой.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.