Кто занимается контролем за соблюдением устава снт. Комиссия по контролю за соблюдением законодательства. Кто устанавливает размер ежегодного взноса

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью СНТ

1. Методы контроля в СНТ

Различают следующие методы контроля, которые могут быть применены в садоводческом товариществе:

  • ревизия (совокупность мероприятий и контрольных действий по документальной и фактической проверке деятельности подведомственной организации, при которых осуществляется установление законности и достоверности, а также экономической целесообразности совершенных хозяйственных операций, правильность должностных обязанностей работников разных организационных уровней. Как правило, ревизия проводится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля);
  • аудит - независимая экспертиза (проверка) состояния бухгалтерского учета, финансового состояния предприятия, его платежеспособности, а также осуществление аудиторских консультаций;
  • тематическая проверка - осуществление контроля определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной деятельности организации, например проверка организации учета товарно-материальных ценностей, основных средств, проверка сохранности денежных средств.

ПАМЯТКА ЧЛЕНУ САДОВОДЧЕСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА

Памятка основана на действующих нормах законодательства Российской Федерации о правовом статусе садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ) и о правах их членов.

В настоящее время законодательство РФ комплексно и всесторонне регулирует основные организационные, имущественные, земельные, финансовые, градостроительные, жилищные, трудовые и иные отношения, возникающие при ведении садоводческого хозяйства.

Тем не менее именно в этой сфере землепользования и отдыха граждан немало произвола и грубых нарушений прав и законных интересов садоводов. Распространенным явлением стали факты нарушения прав садоводов непосредственно в самих товариществах. Это, прежде всего, несоблюдение установленных Законом норм демократического управления товариществом, сознательное сокрытие правлением от членов товарищества информации о действительных расходах денежных и иных средств товарищества, о целевом использовании этих средств, произвольное установление членских и иных взносов, проведение различных сделок, наносящих финансовый и материальный ущерб товариществу. В то же время и садоводы порой не выполняют в полной мере свои обязанности, предусмотренные законодательством РФ, Уставом и внутренними регламентными документами своего СНТ.

Настоящая памятка имеет целью представить членам товарищества в наиболее доступной форме необходимые юридические знания, которые позволили бы эффективно защищать свои права и законные интересы и не допускать их нарушения, а также добросовестно выполнять свои обязанности.

1. Садоводческое некоммерческое товарищество

Законом, непосредственно определяющим правовой статус садоводческого некоммерческого товарищества, является Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ \"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан\".

Основным руководящим документом садоводческого некоммерческого товарищества является Устав товарищества, утверждаемый общим собранием его членов (ст. 16 Закона № 66-ФЗ).

2. Членство в садоводческом некоммерческом товариществе

Согласно ст. 18 Закона № 66-ФЗ, членство в садоводческом некоммерческом товариществе устанавливается с восемнадцатилетнего возраста.

Членами товарищества могут стать малолетние и несовершеннолетние граждане, к которым земельные участки перешли в результате наследования, дарения или иных сделок с земельными участками. Интересы этих лиц должны представлять их родители, опекуны или попечители в порядке, установленном нормами гражданского и семейного законодательства.

3. Имущество садоводческих некоммерческих товариществ, его формирование и использование

В соответствии с Законом № 66-ФЗ имущество товарищества как юридического лица формируется из вступительных и членских взносов членов товарищества. Имущество общего пользования формируется из целевых взносов. Этим же законом определяется имущественная ответственность членов товарищества.

4.1. Вступительные взносы

Внесение вступительных взносов является обязательным условием для принятия гражданина в члены товарищества.

Обязанность уплаты вступительных взносов лежит на всех вступающих в товарищество независимо от того, вступают они заново на общих основаниях или на место других членов товарищества (в случае приобретения участка в порядке купли-продажи, наследования, передачи членства и т.п.).

То, что их предшественники однажды уже вносили вступительные взносы не освобождает новых членов от их уплаты. Однако в уставе товарищества может быть оговорено, что освобождаются от уплаты вступительных взносов члены семей садовода, совместно ведущих хозяйство на земельном участке.

Вступительные взносы могут уплачиваться только наличными деньгами. Их размеры устанавливаются решениями общих собраний членов товарищества.

Уплата вступительных взносов производится единовременно; их рассрочка, как правило, не предусматривается.

Основные расходы средств вступительных взносов определены в Законе № 66-ФЗ (ст. 32) и связаны на начальном этапе организации СНТ с подготовкой проектной и технической документации, технических условий инженерного обеспечения, сметно-финансовых расчетов и других документов, необходимых для согласования и утверждения проекта и застройки территории садоводческого товарищества. Они расходуются также на осуществление мероприятий по организации товарищества и на оформление в этих целях необходимой документации (плата за помещения для проведения общего собрания, издание Устава товарищества, членских книжек и т.п.).

Вступительные взносы безвозвратны. При выбытии гражданина из товарищества, независимо от причин выбытия, денежные средства, внесенные в качестве вступительных взносов, ему не возвращаются.

4.2. Членские взносы. Направления их расходования, размеры и сроки уплаты

Членские взносы (денежные средства) периодически вносятся садоводами и расходуются на нужды, вытекающие из хозяйственной деятельности товарищества: оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с товариществом (бухгалтеру, казначею, кассиру, сторожам, электрику и другим работникам), а также на оплату текущих эксплуатационных расходов (осушение, вывоз бытовых отходов, ремонт дорог, обустройство детских и спортивных площадок и т.п.).

Внесение членских взносов является необходимым условием сохранения прав члена товарищества на участие в его деятельности (избирать и быть избранным в органы управления и контроля товарищества, а также получать информацию об их деятельности), на пользование услугами и льготами, предусмотренными Уставом товарищества.

Периодичность уплаты членских взносов (раз в год, полугодие, квартал) устанавливается решением общего собрания. Внесение членских взносов в установленные сроки является предусмотренной Законом № 66-ФЗ (подпункт 6 п. 2 ст. 19) обязанностью члена товарищества, невыполнение которой лишает его права пользования услугами товарищества, а при систематическом уклонении от уплаты взносов может стать основанием для исключения из членов товарищества.

4.3. Целевые взносы

Целевые взносы (денежные средства) установлены только для членов товарищества. Размер указанных взносов и порядок их уплаты определяются членами товарищества.

Целевые взносы предназначаются для приобретения и создания объектов имущества общего пользования. К таким объектам относятся строительство или реконструкция дорог, водонапорной системы, установка электроосвещения участка, обустройство водоема, возведение ограждения, досуговых и бытовых павильонов, других объектов.

Целевые взносы не могут быть обезличены с другими денежными средствами. Средства целевых взносов подлежат использованию только на оплату расходов по объектам, определенным общим собранием членов товарищества.

Согласно ст. 4 Закона № 66-ФЗ, имущество общего пользования товарищества, приобретенное или созданное им за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.

4.4. Порядок образования специального фонда в садоводческом товариществе и его целевое использование

По решению общего собрания членов товарищества может создаваться специальный фонд, который составляют вступительные и членские взносы этого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями и организациями в порядке поддержки садоводческих товариществ (ст. 35, 36, 38 Закона № 66-ФЗ).

Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда является собственностью такого товарищества как юридического лица.

5. Управление садоводческими некоммерческими товариществами

Как определено в Законе № 66-ФЗ (ст. 20), органами управления товариществом является общее собрание его членов (общее собрание уполномоченных), избираемые им правление и председатель правления товарищества.

Через названные органы управления товарищество как юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязательства. Органы управления товарищества действуют в соответствии с законодательством и своим Уставом.

Закон не допускает издания каких-либо других формирований по управлению товариществом (например, советов, комитетов и т.п.). Поименованная в Законе № 66-ФЗ структура органов управления СНТ является единственной законной формой выражения прав и интересов членов товарищества.

В крупных товариществах проведение общих собраний его членов нередко бывает крайне затруднительно, а порой и невозможно. В связи с этим Закон предоставляет товариществу право проведения общего собрания в форме собрания уполномоченных.

Уполномоченные товарищества избираются из числа его членов и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе и членам товарищества.

В Уставе товарищества должно быть предусмотрено:

1) число членов товарищества, от которых избирается один уполномоченный;

2) срок полномочий уполномоченного товарищества;

3) порядок избрания уполномоченных товарищества (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней);

4) возможность переизбрания уполномоченных товарищества.

5.1. Компетенция общего собрания членов СНТ (собрания уполномоченных)

К компетенции высшего органа управления садоводческим некоммерческим товариществом отнесены наиболее важные вопросы его жизнедеятельности.

Вместе с тем общее собрание членов СНТ (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности товарищества и принимать по ним решения.

Общее собрание членов товарищества (собрание уполномоченных) созывается правлением товарищества по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

По решению правления товарищества, требованию ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов товарищества может проводиться внеочередное общее собрание товарищества (собрание уполномоченных).

Правление товарищества обязано в течение семи дней со дня получения предложения органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов товарищества, либо требования ревизионной комиссии (ревизора) товарищества о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных) рассмотреть указанные предложения или требования и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества или об отказе в его проведении.

Правление садоводческого товарищества может отказать в проведении внеочередного общего собрания членов товарищества в случае, если не соблюден установленный Уставом товарищества порядок подачи предложения или предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания его членов.

В случае принятия правлением решения о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества указанное общее собрание должно быть проведено не позднее чем через тридцать дней со дня поступления предложения или требования о его проведении. В случае если правление приняло решение об отказе в проведении внеочередного общего собрания членов товарищества, оно информирует в письменной форме ревизионную комиссию (ревизора) товарищества или его членов либо орган местного самоуправления, требующих проведения внеочередного общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных), о причинах отказа.

Отказ правления товарищества в удовлетворении предложения или требования о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества ревизионная комиссия (ревизор), члены товарищества, орган местного самоуправления могут обжаловать в суд.

5.2. Исключительная компетенция общего собрания СНТ

Закон № 66-ФЗ (ст. 21) к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого товарищества (собрания уполномоченных) относит решение следующих вопросов:

1) внесение изменений в Устав товарищества и дополнений к Уставу или утверждение Устава в новой редакции;

2) прием в члены товарищества и исключение из его членов;

3) определение количественного состава правления товарищества, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий;

4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом объединения не установлено иное;

5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и досрочное прекращение их полномочий;

6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий;

7) принятие решения о вступлении товарищества в ассоциации (союзы) садоводческих некоммерческих товариществ;

11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами товарищества;

12) утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решений о ее исполнении;

14) утверждение отчетов правления, актов ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства;

15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства и членов товарищества.

Перечисленные пункты (1-15) ст. 21, составляющие исключительную компетентность общего собрания членов товарищества (собрания уполномоченных), имеют целью обеспечить непосредственное участие всех его членов в управлении делами товарищества.

Члены товарищества, основываясь на действующем законодательстве, и прежде всего на Законе № 66-ФЗ, самостоятельно разрабатывают и утверждают Устав своего товарищества.

Самое существенное право общего собрания членов товарищества - это внесение изменений и дополнений в Устав товарищества, а также утверждение Устава в новой редакции.

Общее собрание членов товарищества избирает не только правление, но и его председателя. Однако это не означает, что он может быть противопоставлен правлению. Являясь председателем правления, он обязан соблюдать принцип коллегиальности в решении вопросов, оставаясь подотчетным не только общему собранию, но и правлению объединения.

Согласно нормам Закона № 66-ФЗ процедура избрания председателя правления должна быть следующей: вначале на общем собрании членов товарищества избирается состав правления (подпункт 3 п. 1 ст. 21), а затем собрание членов правления (что не оговорено в следующем подпункте 4 п. 1 ст. 21) избирает председателя правления.

Конечно, такой порядок не позволяет членам товарищества при избрании председателя сконцентрировать внимание на главном должностном лице в объединении - председателе правления.

Но Закон предоставляет и другой вариант избрания председателя правления товарищества, более демократичный. Впрочем, на практике так и происходит. Общее собрание избирает из всех членов товарищества вначале председателя правления, который автоматически становится его членом, затем избирает членов правления товарищества. И данный порядок не противоречит смыслу Закона.

Особо важные полномочия предоставлены общему собранию членов товарищества в области финансово-хозяйственной деятельности.

К ним можно отнести прежде всего право на принятие решений об использовании имущества товарищества, установление размеров вступительных, членских и целевых взносов, утверждение приходно-расходной сметы и принятие решений о ее исполнении.

Выше приводились вопросы исключительной компетенции общего собрания товарищества (ст. 21 Закона № 66-ФЗ), среди которых утверждение приходно-расходной сметы (бюджета) товарищества и ее исполнение занимают лишь 12-е место, хотя эта статья является основой финансово-хозяйственной деятельности товарищества.

Общеизвестно, что утверждение сметы производится участниками общего собрания товарищества, как правило, \"на слух\", что не позволяет им вникнуть в ее существо. Видимо, правильно поступают те товарищества, в Уставе которых предусматривается, что не менее чем за две недели до общего собрания члены товарищества должны получить на руки письменный отчет об исполнении приходно-расходной сметы истекшего года и проект этой сметы на предстоящий финансово-хозяйственный год. Только после ознакомления с этими документами членов товарищества можно проводить отчетное или отчетно-выборное собрание.

Уведомление членов товарищества о проведении общего собрания его членов может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории товарищества.

Уведомление о проведении общего собрания направляется членам товарищества не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов.

В Уставе и внутреннем регламенте товарищества могут быть установлены порядок и условия заочного голосования опросным путем (Федеральный закон от 22 ноября 2000 г. N 137-ФЗ). Эти документы должны предусматривать текст бюллетеня для заочного голосования, порядок сообщения членам товарищества предполагаемой повестки дня, ознакомления с необходимыми сведениями и документами, внесения предложений о включении в повестку дня дополнительных вопросов, а также указание конкретного срока окончания процедуры заочного голосования.

Общее собрание членов садоводческого товарищества не может проводиться в заочной форме, если в повестку дня включены вопросы утверждения приходно-расходной сметы, отчеты правления и акты ревизионной комиссии (ревизора) товарищества.

Общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем 50% членов товарищества (не менее 50% уполномоченных). Член товарищества вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем товарищества.

Широкие полномочия, предоставленные высшему органу управления товариществом в рассмотрении и решении вопросов по основным направлениям хозяйственной и социальной деятельности, которые касаются прав и интересов всех его членов, выявили необходимость в установлении наиболее демократических условий в организации и проведении общего собрания товарищества.

Принятие регламента общего собрания членов товарищества (подпункт 8 п. 1 ст. 21) способствует обеспечению организованного обсуждения и решения вопросов. При этом вопросы исключительной компетенции общего собрания членов товарищества не могут быть переданы на разрешение правления или его председателя даже по решению самого общего собрания.

Решения о внесении изменений в Устав товарищества и дополнений к Уставу или об утверждении Устава в новой редакции, исключение из членов товарищества, о его ликвидации и/или реорганизации, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов принимаются общим собранием членов товарищества большинством в две трети голосов.

Другие решения общего собрания членов товарищества принимаются простым большинством голосов.

И еще одна дополнительная гарантия по обеспечению законности решения общего собрания членов товарищества - оно должно быть доведено до его членов в течение семи дней после его принятия.

Член садоводческого товарищества вправе обжаловать в суд решение общего собрания, равно как и решение правления и его председателя, которые нарушили права и законные интересы члена товарищества.

5.3. Правление СНТ и его компетенция

Согласно ст. 22 Закона № 66-ФЗ, правление - это коллегиальный исполнительный орган, подотчетный только общему собранию членов объединения.

Местные органы власти не вправе вмешиваться в деятельность правления товарищества, и оно им не подотчетно. Правление освобождается от представления отчетов в местные органы власти о соответствии возводимых на участках строений установленным нормам и правилам, о целевом использовании государственных кредитов членами товарищества. Не вменяется в обязанность правления осуществление контроля за проведением работ членами товарищества по закладке сада, благоустройству его территории, осуществление инвентаризации насаждений и строений, возводимых членами товарищества на своих участках, что существовало в прежних типовых уставах садоводческих товариществ.

Правление товарищества избирается прямым тайным голосованием из числа его членов на срок два года общим собранием членов товарищества, если Уставом товарищества не предусмотрено иное. Численный состав членов правления устанавливается общим собранием членов товарищества.

Вопрос о досрочном переизбрании членов правления может быть поставлен по требованию не менее чем одной трети членов товарищества.

Заседания правления товарищества созываются председателем правления в сроки, установленные правлением, а также по мере необходимости.

Заседания правления правомочны, если на них присутствует не менее двух третей его членов. Решения правления принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления.

К компетенции правления относятся:

1) практическое выполнение решений общего собрания членов товарищества;

2) оперативное руководство текущей деятельностью товарищества;

3) составление приходно-расходных смет и отчетов товарищества, представление их на утверждение общего собрания его членов;

4) распоряжение материальными и нематериальными активами товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности;

5) организационно-техническое обеспечение деятельности общего собрания членов товарищества;

6) организация учета и отчетности товарищества, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общего собрания членов товарищества;

7) организация охраны имущества товарищества и имущества его членов;

8) организация страхования имущества товарищества и имущества его членов;

9) организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования;

10) приобретение и доставка посадочного материала, садового инвентаря, удобрений, химикатов;

11) обеспечение делопроизводства товарищества и содержание его архива;

12) прием на работу в товарищество лиц по трудовым договорам, их увольнение, поощрение и наложение взысканий, ведение учета работников;

13) контроль за своевременным внесением вступительных, членских и целевых взносов, взносов в спецфонды;

14) совершение сделок от имени товарищества;

15) оказание членам товарищества содействия в безвозмездной передаче сельскохозяйственной продукции детским домам, домам-интернатам для престарелых и инвалидов, дошкольным образовательным учреждениям;

16) осуществление внешнеэкономической деятельности товарищества;

17) рассмотрение заявлений членов товарищества.

Правление СНТ в соответствии с законодательством РФ и Уставом товарищества имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества и обеспечения его нормальной работы.

5.3.1. Имеет ли право быть избранным в состав правления СНТ лицо, не являющееся членом товарищества, но имеющее земельный участок на его территории?

Закон № 66-ФЗ (ст. 8) не предусматривает права граждан, не являющихся членами садоводческого некоммерческого товарищества и ведущих хозяйство в индивидуальном порядке, быть избранными в состав правления товарищества. Их отношения строятся на условиях, заключенных в письменной форме договоров в порядке, определяемом общим собранием членов товарищества. При этом собранием устанавливаются размеры платежей за пользование объектами социально-бытовой инфраструктуры общего назначения (эксплуатация дорог, электро- и водоснабжение, объекты благоустройства и т.п.).

При нарушении прав \"индивидуалов\", в частности на отказ правления и общего собрания товарищества в заключении с ними договоров на индивидуальное ведение хозяйства, указанные граждане вправе обжаловать такие действия в судебном порядке.

Поэтому взаимоотношения не членов товарищества с его органами управления (правлением и общим собранием) носят не организационно-правовой характер, основанный на членстве в товариществе, а гражданско-правовой, в основе которого лежат договорные отношения.

В связи с этим статьей 22 Закона № 66-ФЗ совершенно четко установлено, что правление садоводческого некоммерческого товарищества \"избирается прямым тайным голосованием из числа его членов на срок два года общим собранием членов такого товарищества\".

Однако изложенное не означает, что граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке на территории товарищества, должны быть отрешены от деятельности органов управления этим товариществом. Они вправе участвовать в общих собраниях членов товарищества, высказывать свое мнение с правом совещательного голоса, участвовать в работе комиссий.

5.4. Полномочия председателя правления СНТ

Правление садоводческого некоммерческого товарищества возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок два года. Согласно ст. 23 Закона № 66-ФЗ, полномочия председателя правления определяются данным законом и Уставом товарищества. Председатель правления при несогласии с решением правления вправе обжаловать данное решение общему собранию членов товарищества.

Председатель правления товарищества действует без доверенности от имени товарищества, в том числе:

1) председательствует на заседаниях правления;

2) имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с Уставом товарищества не подлежат обязательному одобрению правлением или общим собранием членов товарищества;

3) подписывает другие документы от имени товарищества и протоколы заседания правления;

4) на основании решения правления заключает сделки и открывает счета товарищества;

5) выдает доверенности, в том числе с правом передоверия;

6) обеспечивает разработку и вынесение на утверждение общего собрания членов товарищества внутренних регламентов товарищества, положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры с товариществом;

7) осуществляет представительство от имени товарищества в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях;

8) рассматривает заявления членов товарищества.

Председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества в соответствии с Уставом исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности товарищества обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных Законом и Уставом товарищества за другими органами управления товариществом.

5.5. Ответственность председателя правления СНТ и членов правления

В соответствии со ст. 24 Закона № 66-ФЗ председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества и члены его правления при осуществлении своих прав и исполнении установленных обязанностей должны действовать в интересах товарищества, осуществлять свои права и исполнять установленные обязанности добросовестно и разумно.

Что касается ответственности председателя правления и его членов, то статьей 24 Закона № 66-ФЗ предусмотрено, что за свои противоправные действия они могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности соразмерно их вине.

Дело в том, что Законом № 66-ФЗ правлению предоставлены широкие права по распоряжению материальными и нематериальными активами товарищества, исполнению утвержденной общим собранием приходно-расходной сметы, совершению от имени товарищества гражданско-правовых сделок, организации строительства и содержанию объектов общего пользования, приему на работу по трудовым договорам и другие, не менее важные права, вплоть до осуществления внешнеэкономической деятельности.

Учитывая обширные права правления по распоряжению, как правило, крупными денежными и материальными ресурсами законодатель устанавливает персональную ответственность председателя и членов правления по исполнению своих обязанностей в интересах товарищества добросовестно и разумно.

И здесь очень важно положение п. 2 ст. 24 Закона № 66-ФЗ, который устанавливает, что председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества, члены его правления несут ответственность перед товариществом за причиненные ему убытки своими действиями (бездействием). При этом не несут ответственности члены правления, голосовавшие против решения, которое повлекло за собой убытки товариществу, или не принимавшие участия в голосовании.

Вопрос об ответственности за совершенные противоправные действия (бездействие) председателя и членов правления, повлекшие имущественный ущерб для садоводов, может быть поставлен непосредственно самими членами товарищества на общем собрании или путем обращения в исполнительные органы власти либо правоохранительные органы. Но, разумеется, наиболее ответственная роль принадлежит ревизионной комиссии товарищества, и от ее эффективности во многом зависит профилактика злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности правления товарищества.

5.5.1. В каком порядке возмещается материальный ущерб, нанесенный членам товарищества неправомерными действиями его правления?

Гражданское законодательство под материальным ущербом понимает вред, причиненный имуществу, в результате которого происходит его стоимостное уменьшение или утрата.

Различаются два основных вида вреда, причинивших материальный ущерб жилому помещению:

1) вследствие противоправного поведения причинителя вреда, его действия или бездействия;

2) вследствие причинения вреда жилому помещению по неосторожности.

За виновное причинение вреда, по общему правилу, наступает деликтная ответственность. Деликт означает всякое нарушение в гражданских правоотношениях, не составляющих уголовно наказуемых деяний. Деликтная ответственность влечет лишь обязанность возмещения причиненного ущерба.

Согласно ст. 401 ГК РФ, вина выражается в форме умысла или неосторожности. Под умыслом понимается предвидение вредного результата противоправного поведения либо сознательное допущение наступления такого результата.

Неосторожность выражается в отсутствии требуемой при определенных обстоятельствах внимательности, предусмотрительности, заботливости. Статьей 1083 ГК РФ различается грубая и простая неосторожность, и от их оценки определяется степень вины лица и размер возмещения причиненного вреда.

Очень часто ущерб причиняется нанятыми правлением работниками при исполнении ими своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Такими работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору (например, по договору подряда), если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица (в данном случае садоводческого некоммерческого товарищества) или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Например, по договору с товариществом подрядная организация выполняла дорожно-строительные работы, при этом причинила значительные повреждения ограждениям участков садоводов и находящимся на них плодовым деревьям. В этом случае ущерб в полном объеме потерпевшим садоводам возмещается правлением товарищества, которое, в свою очередь, предъявляет соответствующие требования к выполняющей работе подрядной организации. Однако выплата компенсации садоводам за причиненный им ущерб не зависит от исхода разбирательства дела между товариществом и подрядной организацией.

5.5.2. Имеет ли право правление товарищества увеличивать размер тарифа по оплате за электроэнергию с членов товарищества по сравнению с тарифом, установленным энергосбытом, и вправе ли правление отключить свет у владельца участка за неуплату членских взносов?

Совершенно незаконно, если правление взимает с членов товарищества плату за электроэнергию по тарифам, превышающим размеры, установленные региональными комиссиями по энергоресурсам. Если такое произошло, то суммы перебора должны быть учтены в последующих расчетах по электроэнергии с членами товарищества, а виновные в нарушении должны понести ответственность в установленном законом порядке.

Подача электроэнергии потребителю может быть прекращена полностью или частично в случаях:

1) неудовлетворительного состояния электропроводки и невыполнения требований ответственного лица за электрохозяйство товарищества по устранению выявленных нарушений;

2) присоединения токоприемников помимо счетчика или нарушения схем учета электроэнергии;

3) недопущения должностных лиц к проверке состояния электроустановок потребителя или приборов электроэнергии;

4) неоплаты платежного документа за электроэнергию в установленные сроки. За указанные нарушения отключение электроэнергии производится после предварительного предупреждения потребителя и только в случаях, когда он не устранил нарушения в установленный срок.

За иные нарушения Устава товарищества, в частности за неуплату членских взносов, правление не вправе использовать отключение электроэнергии в качестве воздействия на неплательщика, поскольку оплата за электроэнергию производится садоводами отдельно, т.е. помимо установленных членских взносов.

7.1 Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Товарищества, в том числе за деятельностью его председателя и правления, осуществляет ревизионная комиссия, избранная общим собранием (собранием уполномоченных) из числа членов Товарищества, в составе не менее, чем 3 человека на срок 2 года.

В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны председатель и члены правления, а также их супруги, родители, дети, внуки, братья, сестры (их супруги).

Порядок работы ревизионной комиссии и её полномочия регулируются Положением о ревизионной комиссии, утверждённым общим собранием (собранием уполномоченных) членов Товарищества.

7.1.1 Ревизионная комиссия подотчётна общему собранию членов Товарищества. Перевыборы ревизионной комиссии могут быть проведены досрочно по требованию не менее чем 1/4 от общего числа членов Товарищества.

7.1.2 Ревизионная комиссия избирает из своего состава председателя ревизионной комиссии при условии, если председатель комиссии не был избран на общем собрании (собрании уполномоченных) Товарищества.

Пункт соответствует нормам ст. 25 п. 1 ФЗ-66. Дополнен подпунктом 7.1.2, который регулирует правило избрания председателя комиссии.

7.2 Члены ревизионной комиссии Товарищества несут ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 66-фз от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и Уставом Товарищества.

Пункт соответствует нормам ст. 25 п. 2 ФЗ-66.

7.3 Ревизионная комиссия товарищества обязана:

7.3.1 Проверять выполнение правлением Товарищества и председателем правления решений общих собраний (собраний уполномоченных), законность гражданско-правовых сделок, совершённых органами управления Товарищества, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Товарищества, состояние его имущества.

7.3.2 Осуществлять ревизии финансово-хозяйственной деятельности Товарищества не реже чем 1 раз в год, а также по инициативе членов ревизионной комиссии, решению общего собрания (собрания уполномоченных) либо по требованию 1/5 общего числа членов Товарищества или одной трети общего числа членов правления.

7.3.3 Отчитываться о результатах ревизии перед общим собранием (собранием уполномоченных) членов Товарищества с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений.

7.3.4 Докладывать общему собранию (собранию уполномоченных) членов Товарищества о всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления Товарищества.

7.3.5 Осуществлять контроль за своевременным рассмотрением правлением Товарищества и председателем правления заявлений членов Товарищества.

Пункт полностью соответствует нормам ст. 25 п. 3 ФЗ-66.

7.4 По результатам ревизии при создании угрозы интересам Товарищества и его членам, либо при выявлении злоупотреблений членов правления Товарищества и председателя правления ревизионная комиссия в пределах своих полномочий вправе созывать внеочередное общее собрание членов Товарищества.

Пункт полностью соответствует нормам ст. 25 п. 4 ФЗ-66. Следует чётко понимать, что внеочередное общее собрание СНТ ревизионная комиссия созывает по результатам ревизии, либо выявлении злоупотреблений членов правления или председателя. Если в ходе ревизии не выявлено угрозы интересам товарищества, а собрание созвано, то его созыв, а следовательно и принятые решения могут быть признаны незаконными. Не следует ревизионной комиссии созывать собрание, основываясь на слухах и домыслах. Всё должно быть подтверждено документально и оформлено соответствующим актом ревизии. Кроме того, следует учитывать, что полномочия по созыву внеочередного общего собрания ограничиваются подачей в правление требования о созыве собрания в полном соответствии с п. 6.4 Устава и ст. 21 п. 2 ФЗ-66.

7.5 Осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства.

Пункт соответствует требованиям ст. 26 ФЗ-66. Следует заметить, что практика работы таких комиссий в СНТ показывает, что пользы от них никакой. Поэтому в предлагаемой новой редакции ФЗ-66 функция общественного контроля передана правлению, как органу реально имеющему полномочия и авторитет, а, если желаете, то и наводящий определённый страх, на рядовых садоводов. Статья 26 из Закона исключена.

7.5.1 В целях предупреждения и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы и атмосферного воздуха бытовыми отходами и сточными водами, соблюдения санитарных и иных правил содержания земель общего пользования, садовых земельных участков и прилегающих к ним территорий, обеспечения выполнения правил пожарной безопасности при эксплуатации печей, электросетей, электроустановок, средств пожаротушения на общем собрании (собрании уполномоченных) членов Товарищества может избираться комиссия Товарищества по контролю за соблюдением законодательства, другие комиссии, которые работают под руководством правления Товарищества.

7.5.2 Комиссия Товарищества по контролю за соблюдением законодательства (другие комиссии) оказывает консультационную помощь членам Товарищества, обеспечивает выполнение садоводами земельного, природоохранного, лесного, водного законодательства, законодательства о градостроительстве, о санитарно-эпидемическом благополучии населения, о пожарной безопасности, составляет акты о нарушениях законодательства и передает такие акты для принятия мер на рассмотрение правления, которое вправе представлять их в государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства.

7.5.3 Члены комиссии Товарищества по контролю за соблюдением законодательства (члены других комиссий) в установленном порядке могут быть назначены общественными инспекторами государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, и наделены соответствующими полномочиями.

7.5.4 Комиссия по контролю за соблюдением законодательства может не избираться, её функции в данном случае возлагаются на одного или нескольких членов правления Товарищества, если число членов Товарищества менее 30 человек.

Для осуществления контроля в садовом товариществе применяют следующие методы:

— ревизия- это комплекс мероприятий по контролю всей фактической деятельности СНТ, направленных прежде всего на проверку законности, экономической целесообразности и достоверности совершаемых хозяйственных операций и проводится такой контроль, как правило, совместно с внутриведомственным контролем, организованного финансовым государственным органом.

— аудит – это независимая экспертиза (аудиторская проверка) ведения бухгалтерского учета в организации, состояния бухгалтерской отчетности, платежеспособности организации, а также консультирование в вопросах бух.учета и налогообложения;

— тематическая проверка – проверка определенного участка бухгалтерского учета, это может быть проверка учета основных средств, контроль за сохранностью денежных средств или товарно-материальных ценностей.

  1. Комиссия по контролю за соблюдением законодательства в СНТ

Статья 26 Закона №66-ФЗ предусматривает создание в садовых товариществах комиссии по контролю соблюдения законодательства, например комиссия по вопросам электроэнергии. Такие комиссии целесообразно создавать в товариществах, имеющих работоспособное правление.

  1. Ревизия садового товарищества

Ст.25 Закона №66-ФЗ установлено, что вся финансово-хоз. деятельность садоводческого либо дачного некоммерч. товарищества, а также деятельность его председателя, деятельность членов его правления подлежит контролю со стороны ревизионной комиссии, выбранной из числа членов данного объединения. Ревизионная комиссия выбирается на общем собрании членов СНТ сроком на два года в составе не менее трех человек, из которых хотя бы один должен разбираться в вопросах бухгалтерского учета и налогового законодательства.

В ревизионную комиссию не может входить председатель и члены правления, а также их ближайшие родственники и супруги.

Ревизионная комиссия СНТ (садоводческого, огороднического, дачного объединения) имеет обязанности по:

— проверке выполнения правлением СНТ и председателем всех решений, принимаемых общим собранием данного объединения;

— проверке законности совершаемых органами управления товарищества гражданско-правовых сделок;

— проводить ревизию финансово-хозяйственную деятельность объединения, состояния наличия и сохранности его имущества не реже одного раза в год (или чаще – по требованию членов ревизион. комиссии или по решению общего собрания);

— контролировать своевременное рассмотрение правлением и председателем товарищества поступающих заявлений от членов данного объединения.

Ревизионная комиссия по результатам проведенной проверки и по выявленным в ходе ревизии замечаниях, обязана отчитываться на общем собрании дачников и предоставить подробные рекомендации об устранении всех выявленных нарушений.

Если по результатам ревизии выявляется возможность угрозы интересам членов товарищества либо выявляются явные злоупотребления со стороны членов правления и председателя правления, то ревизионная комиссия имеет право созвать внеочередное собрание членов данного объединения.

  1. Аудит в садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ)

Как и многие некоммерческие организации, садово-огороднические общества и товарищества подпадают под обязательный аудит по решению вышестоящих органов

(к ним относятся и государственные), а также аудиту инициативному по усмотрению руководящего состава садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ).

Проведение аудиторских проверок (аудита) садового товарищества диктует Закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. Чаще всего инициаторами аудиторских проверок в СНТ выступают государственные органы.

Аудиторская проверка в садовом товариществе будет также необходима, в случае, если такое объединение осуществляет какую-либо предпринимательскую деятельность или получает на проведение и реализацию различных мероприятий значительные целевые средства, либо в каких-то других случаях.

В ходе аудиторской проверки в СНТ аудиторы внимательно изучают всю систему документооборота проверяемого товарищества, знакомятся с организацией бухгалтерского учета в данном СНТ с целью всестороннего анализа его деятельности и выявления сильных и слабых сторон системы учета в данном обществе. Особое внимание уделяется проверке соответствия системы бухгалтерского учета в СНТ действующим требованиям нормативных актов и аудиту уставной деятельности садоводческого товарищества.

Главными аспектами при проведении аудиторской проверки садового товарищества являются:

— сметы доходов и расходов садоводческого товарищества. Здесь аудитор проверяет насколько правильно и в полном объеме отражены полученные денежные средства в результате деятельности товарищества. Сюда относятся полученные средства от предпринимательской деятельности и финансирование государства на различные цели и мероприятия;

— учредительные документы СНТ. В уставе товарищества обязательно должны содержаться сведения о размерах паевых взносов членов СНТ, информация о порядке распределения прибыли и убытков и другие сведения. Аудитор проверяет насколько сведения, которые содержатся в учредительных документах СНТ, соблюдаются и соответствуют имеющимся фактам;

— финансовая (бухгалтерская) отчетность. Аудит порядка формирования отчетности. Проверяется правильность составления баланса и ф.№6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» (если организация сдает ее в налоговые органы);

— аудит соблюдения условий договоров, своевременного выполнения всех обязательств по ним, аудит расчетов по имеющимся долгам, по выполнению принятых обязательств перед государством;

— аудит учета имущества садоводческих товариществ. Проверка документов по учету имущества – акты списания, порчи, акты ревизий и другие учетные документы;

— налоговый аудит садоводческих товариществ. Проверяется правильность исчисления налоговых и иных платежей с точки зрения законодательства, полнота их отражения в налоговом и бухгалтерском учете, своевременная уплата их в бюджет;

— проверка правильности ведения раздельного учета по уставной деятельности и коммерческой.

Наиболее распространенные ошибки, встречающиеся при проведении аудиторской проверки садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ):

  1. Ошибки в оформлении и ведении учредительных документов. Ошибкой признается не отражение либо неполное отражение в уставе тех видов деятельности, которые осуществляет данное товарищество. Это может быть предпринимательская или иная деятельность, приносящая доход. Нарушением также будет считаться отсутствие в уставе СНТ информации о порядке уплаты членских взносов, о должностных обязанностях работников СНТ;
  2. Ошибки при ведении первичной документации: неправильное, неполное оформление первичных документов. Отсутствуют некоторые реквизиты, предусмотренные стандартами (см. Закон №129-ФЗ, в котором изложены требования к документальному оформлению хозяйственных операций);
  3. Несоблюдение положенных сроков и процедур проведения инвентаризации, ошибки в порядке ее проведения;
  4. Неправильное составление корреспонденции счетов бухучета, нарушение последовательности отражения совершаемых операций.

Многие садоводческие, огороднические и дачные товарищества не ведут раздельный учет по основной (уставной) деятельности и по применяемой предпринимательской деятельности, приносящей доход. Это считается существенной и довольно распространенной ошибкой при аудиторской проверке СНТ. Учет предпринимательской деятельности является обязательным для всех садоводческих некоммерческих товариществ (если СНТ занимается коммерческой деятельностью) и должен быть соответственно оформлен в документах и регистрах бухгалтерского учета.

Многие садоводы в своем конкретном СНТ сути демократии не понимают, как и правового порядка решения вопросов товарищества, условий существования садоводческих товариществ. Нередко они пытаются свои проблемы решать криком и оскорблениями, а также жалобами во все инстанции на неугодное правление и председателя. Вера в доброго и для всех угодного царя жива и сегодня, но если правление угодно всем, то оно попросту не работает совсем.

Главной и ключевой фигурой в любом садоводческом некоммерческом товариществе всегда был председатель правления. От его таланта наладить работу правления и общественной организации в целом во многом зависит благополучие садоводов, ведь только нормальный председатель способен остановить воровство и беззаконие в товариществе.

Председателем садоводческого некоммерческого товарищества не рождаются, да и законы в СНТ несколько отличаются от производственной или эксплуатационной организации, где они, возможно, когда-то работали. По многим причинам председатели СНТ не имеют времени посещать юристов или искать и разбираться в законах в поисковой сети, хотя вопросов у них на форумах много, в частности, о должностных правах и обязанностях председателя.

Выборы и перевыборы председателя СНТ

Должностные обязанности и права председателя СНТ определяет должностная инструкция, согласно которой на эту должность его нанимают или освобождают по решению правления и в соответствии с действующим законодательством. Выбирает председателя общее собрание (или собрание уполномоченных) сроком на два года. Председатель может иметь секретаря и заместителя, которые занимают эту должность до следующих выборов и в отсутствии председателя по его распоряжению выполняют обязанности управляющего. Секретарь правления ведет картотеку членов СНТ и собственников, которые проживают на территории товарищества, не являясь его членами – домашний адрес, телефон, данные о документах на землю, состав семьи.

Члены правления освобождают председателя от занимаемой должности только в определенных случаях:

  1. По письменному заявлению председателя о добровольном сложении своих обязанностей.
  2. За регулярный отказ проводить заседания правления, если его члены настаивали на этом письменно.
  3. Если председатель не является на работу без уважительной причины более 10 дней, причем этот факт подтвержден актами о его отсутствии в приемные часы и на заседаниях правления, административно-распорядительная деятельность председателя по работникам СНТ в этот период также не проводилась.
  4. Могут уволить председателя и за деятельность, которая нанесла финансовый ущерб организации из-за злоупотребления полномочиями в корыстных целях (этот факт должна подтвердить ревизионная комиссия).
  5. Если председатель отказывается проводить отчетное собрание в обозначенные законом сроки, а также не систематически выполняет решения общих собраний, при условии, что они вполне законны. То же касается и решений правления.
  6. Могут уволить при отказе в предоставлении ревизионной комиссии для проверок всей необходимой документации товарищества.

Дополняют или сокращают этот перечень только на общих собраниях. Председатель обязан подчиняться правлению СНТ, руководствуясь в своей работе уставом и законодательством РФ (в частности ст. 66 «О садоводческих, огородных и дачных некоммерческих организациях граждан»), а также решениями общего собрания и правления. Учитывает председатель в своей работе и нормативные акты местных властей, если они связаны с деятельностью товарищества, а также решения судов, если они вступи ли в законную силу.

Основные должностные обязанности председателя

Главная обязанность председателя СНТ – осуществление хозяйственной деятельности в соответствии и в пределах, предусмотренных уставом товарищества и федерального закона от 15.04.1998. №66-Ф3 (с дополнениями). Председатель должен знать:

  1. Положения законодательства РФ, которые регулируют хозяйственно-правовую деятельность СНТ.
  2. Правила внутреннего трудового распорядка организации.
  3. Правила и нормы охраны труда, правила пожарной безопасности, гражданской обороны и правила техники безопасности.
  4. Техническую и проектную документацию товарищества, договорные документы по вопросам поставки коммунальных услуг.

Председатель сам соблюдает и контролирует соблюдение всем персоналом (бухгалтером, кассиром, электриком, охранником) правил внутреннего распорядка и должностных обязанностей, а также санитарных норм и правил охраны труда.

Председатель обязан выполнять сам и обеспечивать исполнение всеми сотрудниками распоряжений правления СНТ. Как только правление или общее собрание выбирают председателя (с оформлением соответствующего постановления), председатель может приступать к своим должностным обязанностям. Его полномочия определяются уставом и Федеральным законом. При несогласии с решением правления председатель вправе обжаловать его на общем собрании (собрании уполномоченных). Действует управляющий без доверенности, от имени садоводческого товарищества.

Должностная инструкция для председателя

Что входит в обязанности председателя СНТ?

  1. Председательствовать на заседаниях правления с правом первой подписи на финансовых документах и протоколах.
  2. Заключать договоры, открывать счета в банках, выдавать доверенности.
  3. Постоянно контролировать надлежащее исполнение всеми сотрудниками своих обязанностей.
  4. Осуществлять контроль исправной работы и безопасности всего инженерного оборудования СНТ.
  5. Еженедельно проводить осмотр общего имущества организации с целью выявления его технического состояния, эффективной работы и степени износа.
  6. Поддерживать контакты с представителями энергоснабжения и организаций-подрядчиков по вопросу исполнения СНТ договорных обязательств. Организовать доступ специалистов к инженерному оборудованию.
  7. Контролировать выполнение энергоснабжающими организациями и подрядчиками обязательств по договорам с товариществом, оперативно информировать правление о фактах нарушения договорных обязательств.
  8. Своевременно заключать соглашения об услугах со сторонними организациями, оплачивая их услуги по указанным тарифам.
  9. В должностные обязанности председателя СНТ входит также представительство интересов товарищества в районной администрации, санитарном надзоре, госпожнадзоре, технологическом надзоре по мере своей компетенции.
  10. Принимать меры для устранения аварийных ситуаций (отключение электрооборудования, аварии и т.п.), составлять акты по факту внештатных ситуаций по заявлению собственников.
  11. Ежемесячно снимать и фиксировать показания приборов учета электроэнергии (при необходимости – с привлечением работников соответствующих служб), показания приборов передавать в бухгалтерию СНТ и в энергоснабжающие организации.
  12. Проводить работу со злостными неплательщиками по ликвидации задолженности за техобслуживание и другие предоставляемые услуги.
  13. Своевременно информировать собственников об ограничениях (или отключениях) предоставляемых услуг с помощью объявлений, размещаемых на информационных стендах, контролировать информацию и на сайте СНТ.
  14. Проводить контроль заявлений , их учет и своевременное исполнение сотрудниками СНТ.
  15. Следить за санитарным состоянием и чистотой территории, в том числе и контейнерной площадки.
  16. Не реже одного раза в квартал информировать правление товарищества о планах и результатах их выполнения.
  17. Обеспечивать наличие, сохранность и пополнение рабочей и технической документации СНТ – планы, схемы, чертежи.
  18. Осуществлять контроль ведения отчетности – бухгалтерской, статистической, технической.
  19. Контролировать деятельность главного бухгалтера некоммерческой организации.
  20. Осуществлять проверку правильности начисления платежей собственникам СНТ.
  21. Вместе с членами правления регулярно контролировать состояние инженерного оборудования, внешнего благоустройства коттеджей товарищества, своевременно принимать меры по устранению подмеченных недостатков.
  22. Два раза в месяц принимать членов организации, как по личным, так и общим вопросам деятельности СНТ.
  23. Делать закупки материальных и технических ресурсов, которые необходимы для уставной деятельности СНТ.
  24. Хранить конфиденциальную информацию, которой председатель должен владеть в соответствии с занимаемой должностью (финансовое состояние организации, персональные данные членов товарищества).
  25. При исполнении служебных обязанностей быть вежливым и корректным с сотрудниками и собственниками земельных участков.
  26. Если трудовым договором и законодательством определены и другие обязанности – неукоснительно их соблюдать.

Обязанности управляющего по противопожарной безопасности

По закону «О садоводческих объединениях» между общими собраниями управляет СНТ правление во главе с председателем СНТ, в обязанности которого по пожарной безопасности входит выполнение требований противопожарного законодательства.

Общее собрание членов товарищества возлагает на правление и его председателя обязанности по выполнению конкретных мероприятий:

Назначить ответственного за выполнение Правил техники пожарной безопасности с направлением его на учебу со сдачей экзаменов и получения квалификации и удостоверения «Ответственный за противопожарную безопасность».

Иметь в товариществе и постоянно вести документацию о соблюдении правил пожарной безопасности в необходимом объеме:

  • решение правления по вопросу назначения ответственного лица за пожаробезопасность и утверждения Правил пожарной безопасности в СНТ;
  • решение правления по вопросу назначения ответственного за электрохозяйство;
  • решение правления по вопросу назначения лица, ответственного за средства для тушения пожара;
  • решение правления по вопросу утверждения списка дружинников;
  • инструкция по пожарной безопасности во время проведения газоэлектросварочных и других огневых работ;
  • инструкция о действиях штатных работников при пожаре и эвакуации;
  • журнал проведения инструктажа работников по пожарной безопасности.

Организация оповещения и информационного обеспечения

На въезде рядом с вывеской с названием товарищества должен быть щит со схемой СНТ. Копия схемы передается в пожарную часть. Для оповещения о пожаре в объединении должен быть радиоузел громкой связи, сирена которого дублируется механическими средствами – колоколом или рельсом.

На территории СНТ должен быть установлен информационный щит соответствующей тематики с оперативной информацией. Плакаты и таблички размещают и в местах общего пользования. В обязанности правления и председателя входит информирование и контроль обязательной установки членами товарищества у своих коттеджей бочки с водой или огнетушителя. Председатель должен осуществлять контроль своевременной очистки дорог для свободного проезда пожарной техники, а также отсутствия на территории свалок горючих отходов и емкостей с горючим. При устойчиво жаркой и ветреной погоде, а также при вверении особого противопожарного режима на СНТ председатель с правлением проводят разъяснительную работу о профилактике пожаров и действиях при возгорании, организовывают свободное патрулирование добровольными народными пожарными.

Действия при пожаре

При возгорании председатель или члены правления должны незамедлительно звонить в пожарную часть, а также объявить о пожаре всеми средствами оповещения (радио, колокол и т.п.). Надо организовать встречу и сопровождение пожарных машин в очагу пожара. Председатель должен принять меры по спасению людей и вывода их из пожарной зоны с помощью пожарной дружины. Необходимо также удалить из зоны посторонних.

До прибытия профессиональных пожарных начинать борьбу с огнем надо силами собственной пожарной дружины (в соответствии с Законом №100-ФЗ от 6.05.2011).

Права председателя товарищества

Кроме обязанностей, председатель СНТ имеет и права:

  1. Представлять интересы СНТ госструктурах и в органах местного самоуправления.
  2. Решать кадровые вопросы – принимать на работу сотрудников, увольнять не соответствующих должности. Согласно существующему законодательству принимать к работникам меры наказания и поощрения.
  3. Давать сотрудникам указания, обязательные для исполнения.
  4. Отстранять сотрудников от работы при грубом нарушении правил внутреннего распорядка, должностных обязанностей, санитарных норм, правил охраны труда и противопожарной безопасности.
  5. Для выполнения своих должностных обязанностей использовать полученную от членов правления информацию.
  6. Пользоваться оборудованием, материалами и инвентарем, предоставляемым товариществом.
  7. Управляющий имеет право на компенсацию расходов, понесенных во время исполнения должностных обязанностей, согласованных с правлением предварительно.
  8. Получать от собственников товарищества копии правоустанавливающих и подтверждающих их права документов на земельные участки.
  9. Ходатайствовать перед общим собранием (или правлением) об исключении должников из членов организации.
  10. Согласно уставу и законам РФ принимать и другие меры воздействия к собственникам участков, нарушающим устав, строительные нормы и другие положения законодательства.
  11. Председатель имеет право на вежливое, уважительное и корректное отношение сотрудников и членов товарищества.
  12. Если действующим законодательством и трудовым уставом установлены и другие права для председателя, то управляющий СНТ также имеет на них право.

За что несет ответственность?

Управляющий СНТ несет ответственность за:

  • организацию делопроизводства в СНТ,
  • учет и хранение документов.
  • правильность заключенных договоров,
  • надлежащее содержание, эксплуатацию и сохранность имущества,
  • своевременное и полное выполнение условий всех договоров, осуществление платежей (совместно с бухгалтерией).

В частности, председатель платит за общий расход электроэнергии по общему счетчику. Эта сумма гасится суммарными показаниями индивидуальных счетчиков, поэтому в должностные обязанности председателя СНТ входят и вопросы контроля электричества. При смене счетчика у собственника участка он обязан снять показания старого счетчика в день замены и показания нового в день установки, причем председатель должен быть уверен, что счетчик технически исправен, то есть прошел проверку в энергосбыте. Взимать с членов объединения плату по тарифам, превышающим размер, установленный комиссией по энергоресурсам (из-за потерь в проводах, холостого хода трансформатора, воровства), категорически запрещается. Подобная деятельность влечет за собой уголовную и административную ответственность.

Подачу электроэнергии прекращают в случаях:

  • плохого состояния электропроводки,
  • нарушения схем учета электроэнергии,
  • присоединения токоприемников мимо счетчика,
  • отсутствия допуска должностных лиц к проверке состояния приборов потребления электроэнергии,
  • несвоевременной оплате услуг.

Отключение производят после предупреждения и в случае, если нарушитель не устранил проблем в срок. За иные нарушения устава, например, неуплату членских взносов, правление и председатель не имеют право отключать электроэнергию в качестве меры воздействия на неплательщика.

Обязанности ревизионной комиссии

Ревизионная комиссия – орган СНТ, действующий постоянно, избираемый на общем собрании членов товарищества для финансово-хозяйственного контроля над деятельностью объединения, его правления и других должностных лиц.

Свою деятельность комиссия проводит в соответствии с уставом товарищества, а также соответствующими нормативно-правовыми документами.

Выбирают членов комиссии в составе трех человек на один-два года на общем собрании открытым или заочным голосованием из числа лиц с высшим (или базовым высшим) образованием – юридическим или экономическим и опытом работы в хозяйственно-правовой сфере. Правомочна и комиссия из двух человек. Если избирают одного, то он называется Ревизором. Любой член товарищества может быть избран в ревизионную комиссию. Собственник-профессионал, постоянно проживающий на территории СНТ, но не являющийся ее членом, утверждается отдельно.

В составе ревизионной комиссии не могут быть:

  • председатель правления;
  • члены правления и их родственники;
  • собственники-должники;
  • лица с судимостями и дисквалификацией;
  • кто-либо по доверенности от члена СНТ.

Если на общем собрании избираются и другие руководящие органы, то ревизионную комиссию назначают после них.

Функции ревизионной комиссии:

  1. Проверка финансовых документов товарищества, инвентаризация, учредительная документация, протоколы собраний и приказы председателя и правления, сравнение результатов с данными бухучета.
  2. Проверка законности договоров и других сделок от имени товарищества.
  3. Проверка составленного баланса, годового отчета, распределения прибыли, отчетов для налоговой инспекции, статистики и госструктур.
  4. Оценка обоснованности составления сметы расходов и доходов.
  5. Проверка фактического наличия имущества и средств.
  6. Проверка целевого использования денежных средств и имущества.
  7. Проверка обоснованности операций с финансами, полноты и своевременности уплаты налогов.
  8. Проверка обоснованности затрат на капитальные расходы и текущую деятельность
  9. Проверка финансового состояния и контроля задолженности членов СНТ.
  10. Проверка расчетов по оплате труда физлиц.

После проверки финансовой деятельности комиссия составляет заключение с оценкой правильности составления документации (отчетов, балансов, деклараций). Ревизию финансовой деятельности объединения проводят раз в год. Результаты заключения представляют общему собранию только после ознакомления с ними председателя и членов правления. Комиссия должна своевременно доводить до правления (в письменном виде) результаты всех проверок за семь дней до общего отчетного собрания. По жалобам членов – в 10-дневный срок.

При составлении отчета комиссия разрабатывает точные рекомендации по исправлению недостатков. Всю конфиденциальную финансовую информацию (персональные данные членов организации, ее финансовое состояние) комиссия разглашать не имеет права.При отсутствии внешнего аудита заключение делается по годовому отчету товарищества и утвержденному бюджету с начислениями зарплат. В полномочия ревизионной комиссии входит и предложения для общего собрания о премиях по результатам работы аудита для правления и ревизионной комиссии для улучшения мотивации в работе.

В обязанности председателя ревизионной комиссии входит прием членов СНТ один раз в месяц (определяется конкретная дата).

Обязанности председателя и правления в отношении ревизионной комиссии:

  1. В период проверок правление оказывает всяческое содействие в работе ревизоров, представляя в их распоряжение кабинет, оргтехнику, канцелярские принадлежности.
  2. Председатель включает кандидатуры собственников, подавших заявление в бюллетень для голосования, если в повестке собрания значится вопрос выбора ревизионной комиссии.
  3. Председатель правления товарищества обязан представить ревизорам документы, которые указывались в решении от проведении аудита или дать письменное объяснение об их отсутствии.
  4. По письменному требованию любого члена правление обязано ознакомить его с выводами комиссии и предоставить копии заключения.
  5. При подготовке общего отчетного годового собрания членов объединения правление и председатель обязаны разослать всем своим членам заключения и отчеты ревизионной комиссии.


Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.