О непременных качествах духовника. Ни в коем случае нельзя идти против совести

Также для удобства предлагаем воспользоваться возможностью выбора интересующего Вас подраздела (при публикации вопроса в графе "Категория" необходимо выбрать интересующий Вас подраздел).

Строка поиска по разделу:

Выберите ответ:
Все ответы священников Иосиф (Королев), иеромонах Лазарь (Антипенко), иеромонах Роман (Кропотов), иеромонах Фотий (Мочалов), иеромонах

Вопрос (Наталья) 22 сентября 2011г. С Рождеством Богородицы!Батюшка, благодарю Вас за ответы! В книге протоиерея Валентина Мордасова есть изречение "Диавол возбуждает иногда к молитве и псалмопению". Не могли бы Вы на простых жизненных примерах объяснить в каких случаях это бывает? Однажды, я захотела молиться за человека и для этого мне нужно было выучить молитву "Господи, ты един вся веси и всем хочешь спасения и в разум истины прийти...." Несколько строк молитвы я не могла выучить 2 дня, хотя с памятью. Слава Господу, у меня все нормально. С Божией помощью выучила и стала молиться. И думаю теперь, моя молитва не была угодна Господу или диавол меня борол, чтоб бросила эту затею, или Господь испытывал мое терпение. Как же в этом можно разобраться? Этот вопрос считаю очень важным для своего дальнейшего духовного воспитания! Спасибо, Батюшка! Благословите!

В этом вопросе нужно запомнить главное - что бы дьявол не делал, он всегда преследует одну цель - нашу погибель. Какое бы обличье он ни принимал, каким бы ангелом света он не казался, к каким бы добродетелям ни призывал - итог всегда будет печальный и разрушительный. Он часто заходит издалека, например в древности, чтобы вытащить монаха из его кельи, дьявол возбуждал в его сердце желание милостыни и помощи нуждающимся. Монах, соблазнившийся на эту мысль, начинал усиленно заниматься рукоделием и собирать с этого выручку. Ну а деньги уже открывают перед человеком полный простор. Частые общения с людьми (женщинами), постоянные выходы из кельи в конце концов делали свое дело. И таким образом человек доходит до падения. А все начиналось вполне благовидно.

Если дьявол возбуждает человека к молитве (преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк кажется говорят к ночной молитве), то и здесь он может преследовать свои цели, например, выбить человека из его привычного графика. А утром позовет к нему беса раздражения. В результате невыспавшийся "молитвенник" своим дневным гневом и руганью сведет все свои молитвенные подвиги на нет.

Или если бесу удалось заразить человека самомнением и пагубное древо гордыни пустило в его сердце прочные корни, то такого тоже можно смело возбуждать к молитве, потому что молитва фарисея: "Благодарю Тебя Боже за то, что я не такой грешный, как другие", только прогневляет Бога, зато радует дьявола.

Однажды, сидя в своей келье, старец Троице-Сергиевой лавры Захария, взглянул в свой святой угол на иконы и ужаснулся: перед иконами стоит бес, с отвратительной страшной головой, формы кокосового ореха и быстро, быстро бормочет псалмы
- Что это ты, неужели молишься? - спросил старец.
- Я, я надругаюсь над молитвой,- пробормотал бес и исчез.

Поэтому молитва молитве рознь. Все зависит от ситуации. Демоны разные по своей злобе. Некоторые из них искушают людей для того, чтобы просто посмеяться, другие же хотят сделать больно, иным мало только одного человека, но они поражают стрелами и случайно проходящих рядом и никак не могут насытиться нашими страданиями.

Если вы имеете в виду молитву Амвросия Оптинского о детях, то скорее всего это было вражие искушение, так как молитва очень хорошая, ее желательно читать всем родителям. Можно с уверенностью сказать, что чтение этой молитвы угодно Богу.

Вопрос (Наталья) 19 сентября 2011г. Благословите, Батюшка!
Св. Серафим Саровский рассказывал, что когда простер моления за одну потерянную душу, которая была в когтях у самого сатаны, и видели ее потом, по милости Божией, совершенно чистой голубицей, и как, полчище сатанинское, не стерпя потери своей, излило на него всю свою злобу (глубокая язва на спине).
Батюшка!
Почему считается, что молитва за другого человека есть подвиг?
Как может отразиться на молящемся прихожанине поминание о здравии (на проскомидии, молебен, сорокоуст) за человека крещеного, но активного атеиста и погрязшего в страстях и смертных грехах?
Как понимать, что взявший на себя отмаливать душу такого человека (поминать о здравии на проскомидии) имеет дерзость перед Богом и за этот грех может получить от Бога скорби? Батюшка, не страшно получить от Господа скорби, страшно согрешить!
Говорят, также, что и человек за которого молятся испытывает нападки врага спасения, а средств противостоять им не знает и не имеет, он же не воцерковленый, таким образом его душой больше и больше завладевает злой! Благодарю, Батюшка!

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Вообще любая молитва сама по себе является подвигом. Почти вся брань происходит из-за молитвы. Кто из христиан не знает состояния, когда нет сил и желания даже посмотреть на иконы дома? Тело не слушается, глаза слипаются, ноги подкашиваются, душа в расслаблении, ум в помрачении. Самостоятельная молитва требует большого подвига и огромного напряжения сил. И только когда Святой Дух приходит в сердце человека, тогда молитва сама совершается очень легко и сладостно, течет, как лодочка, которую надо лишь слегка подтолкнуть и она дальше уже сама плывет. Апостол Павел говорит, что это "Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим.8:26).

Но труд в молитвенном подвиге вовсе не говорит о том, что такая молитва не принимается Господом. Может быть, наоборот, видя наше старание, наше деятельное желание служить Богу и общаться с Ним, Господь принимает и ценит такую молитву выше и дороже. Просто пока мы молимся, как можем, но мы стараемся (если стараемся, конечно).

Тоже самое касается и молитвы за других. Силуан Афонский говорит, что молиться за других - это кровь проливать. А митрополит Антоний Сурожский дополняет: "И пролитие это идет до истощания всех жизненных сил в любви и сострадании. Но молиться за других означает также идти путем Христовым, стать выражением Его предстательства, соединиться с Ним в Его молитве и Его Воплощении; это значит жить неизреченными воздыханиями Духа в наших сердцах. И чем живее наша человеческая любовь, чем глубже мы отождествляемся через сострадание с теми, за кого молимся, тем совершеннее наше общение с Премилосердным Господом; наша молитва, родившаяся из человеческой трагедии, уносит нас в сердцевину Божественной тайны. Сначала мы остро сознаем земное страдание, но по мере того как продолжается наша молитва, все явнее становится Присутствие Божие, и наступает момент, когда мы теряем землю из вида, нас уносит в глубины Божии - в покой, безмолвие, мир, и здесь, в сердцевине тайны любви, мы вновь встречаем тех, сострадание к которым коснулось нашего сердца, кто погружен в Божественную любовь. И тогда Дух Божий, Дух любви пронизывает нас до конца и возвращает к сознанию тварного - но теперь в нем сплетается полная земная ответственность и все углубляющееся созерцание Живого Бога, Бога любви".
Что касается последствий молитв за грешников, то это бывает по-разному. У кого-то буквально молитвослов и рук выпадает или свеча постоянно тухнет и он видит в этом нехорошие знаки, к другому по ночам начинают приходить "гости" в виде звероподобных существ и наводят жуткий страх (страхования), кто-то подвергается физическому недомоганию. Один человек молился за бесов и говорил - Господи, прости их. Но вдруг увидел рядом с собой беса с собачьей головой, который, высунув язык и повернув голову набок, начал его передразнивать - Господи прости их. Так Господь дал понять, что молитвы за бесов Ему неугодны.
И сами люди о которых молятся начинают испытывать скорби (правда, не всегда). И если узнают, что за них кто-то молится, то даже просят - Не молись за меня. Так поступают люди неверующие, непонимающие, что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22). В этом случае можно поручить такого в руки Божии и перестать молиться за него. Пусть Господь Сам устроит все относительно него по Своему непостижимому Промыслу.

Вопрос (Елена) 18 сентября 2011г. Здравствуйте, Батюшка! 1. Скажите, можно ли заменять вечернее правило другими молитвами(канон+акафист+Евангелие и др.молитвы)? 2.Ребенку 1,3 года, перед тем как приложить его к святыне мне самой осенять его крестным знамением (своей рукой) или его ручкой? 3. После причащения младенца я могу сразу уносить его из храма или нужно ждать пока Батюшка благословить чашой? Спаси Господи

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Каноны, акафисты и Евангелие не могут заменить вечерние молитвы, которые имеют свое уникальное содержание. В них покаянное моление с благодарением Бога за прошедший день и просьбы о благословении наступающей ночи. Все вышеперечисленные молитвы и чтения могут присовокупляться к вечернему правилу. Например, Евангелие. Как оно может заменять вечернее правило?, но зато замечательно дополняет его.
Пока ребенок не понимает смысла крестного знамения и не имеет возможности самостоятельно повторить его, мать может крестить его своей рукой. Когда же это станет возможно, пусть крестится сам. Важно, чтобы он видел крестящуюся мать, тогда повторение им этого действия будет неизбежным.
Если ребенок не плачет и ведет себя спокойно, то лучше дождаться второго появления Святых Даров (...всегда и ныне и присно и во веки веков).

Вопрос (Ирина) 14 сентября 2011г. Здравствуйте. Мы живем с моим любимым уже почти 5 лет, у нас дочка 4 года. Мы не расписаны из-за отсутствия у него документов. Хотели обвенчаться, но не венчают без штампа в паспорте. Почти 3 года назад были в церкви, а любимый вообще был 1 раз. Я хотела,чтобы он тоже вместе со мной начал ходить постепенно. На исповеди батюшка узнал, что мы живем в блуде и взял с него обещание больше этого не делать, а сам венчать отказался. Вот с того момента живем как брат с сестрой. Года идут, хочется еще детей. Нам уже по 33 года, а когда с документами решится вопрос, неизвестно. Батюшка подскажите, что делать, может есть какие-нибудь особенные молитвы, помогающие в таком деле? Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) То есть, вы хотите молитву о том, чтобы быстрей получить паспорт? Очень интересно. В таком случае можно к этой молитве приискать еще несколько похожих и практичных, например, чтобы рабочий день в паспортном столе стал длиннее, а очередь в него была короче. А лучше, чтобы ее вообще не было, или, чтобы только вас приняли без очереди.
Наверно вы поняли, что таких "особенных" молитв в Церкви не существует. Чаще все бывает гораздо банальнее, и причиной становится либо наше бездействие, либо чья-то халатность или коррумпированность. Если с вашей стороны всё возможное сделано, то остается надеяться только на чудо. Для того, чтобы это чудо совершилось, нужно иметь веру. Но для того, чтобы была вера, нужно жить по заповедям - свято. А когда мы за 33 года своей жизни посетили Божий храм от 1 до 3 раз, то это говорит о том, что с добродетельной жизнью у нас серьезные проблемы, а значит и с верой, а значит и с чудом, а значит и с паспортом.
Не прекращайте попытки получения документов. Молитесь о помощи Богу, Божией Матери и своим святым молитвами, которые есть в православных молитвословах. Можно заказать молебен (и присутствовать на нем) о призывании Святого Духа перед началом всякого доброго дела, почитайте дома молебный (или покаянный) канон недельку (две). Исповедайтесь за всю жизнь и причаститесь Святых Христовых Тайн. Короче говоря, сделайте духовное усилие ради вашей нужды. Господу угодно ваше начинание, так как Он за законные семьи, а поэтому можно с уверенностью сказать, что вас не оставит. Помощи Божией.

Вопрос (Наталья) 13 сентября 2011г. Благословите, Батюшка!
Является ли грехом поминание о здравии ЗАКАЗНОЙ запиской человека крещеного, но который не верит в Бога? Благодарю, Батюшка!

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Интересно, почему у вас родился такой вопрос? Может были сомнения? Если строго по правилам, то любого крещеного (как члена Церкви) можно поминать на проскомидии. Но с другой стороны эта принадлежность должна подтверждаться жизнью по вере, или жизнью соответственно обетам крещения. А часто мы видим и крещенных сектантов, и оккультистов, и других врагов Божиих крещенных во младенчестве и не помнящих о своем крещении или намеренно желающих забыть о нем. Известны случаи, когда молитвы о таких людях были неугодны Богу и навлекали скорби на самих молящихся.

Но всегда важен мотив и цель, важно сердечное намерение человека. Молитва от любящего и сочувствующего сердца, исполненная искренности и детской простоты всегда будет услышана Богом.

Поэтому, если искренно желаете тому человеку спасения, то поминайте его. Если же Богу это неугодно, то вы это поймёте. Помощи Божией.

Вопрос (Marina) 12 сентября 2011г. Здравствуйте батюшка. Прошу ответить мне на мой вопрос. Я православная христианка. Покрестилась во взрослом возрасте 30 лет назад. Купила в храме книгу "Защити свои дом от зла" автор Евгений Гончаров изд. Борисова. 2011г. И прочла келейно у своих домашних образков молитвы от причинения порчи человеку полученные ч/з пищу. (Приведенные в книге молитвы не относятся к Чину отчитки демонической одержимости, а лишь связаны с болезнями, появившимися по бесовскому действию). Прочитав молитву обращенную к Митрофану Воронежскому меня начало так крутить и выворачивать все тело особенно руки, ноги и изгибало все тело. Причем я находилась в полном сознании и у меня сначала началось какое-то удушие и сильный кашель, а затем даже какой-то смех. Я прекрасно поняла что что-то нехорошее со мной твориться. Я никогда ничего подобного не испытывала. Я причащаюсь и хожу в храм. Соблюдаю посты. Когда прикладываюсь к иконам и святыням ничего отрицательного не испытывала ни разу. Просто последние годы у меня в работе и личной жизни было все плохо, ну почти разорился бизнес. И то, что произошло со мной при чтении этих молитв меня очень сильно испугало,потому что я читала о бесовской одержимости но никак не предполагала, что ко мне это может относится. Я читала, что одержимые люди не могут ходить в храм, хулят Господа и тому подобное, но со мной ничего подобного не происходило. Рассказать священнику своей церкви я об этом не решилась, чтобы не счел меня ненормальной.
Правда очень много лет назад, как только я переехала в город Сочи, после окончания университета, меня поселили в общежитие и вот ночью, я уже заснула и проснулась от ужаса, что к нам в форточку как бы вползало небольшое облачко. Я лежала в постели и как бы оцепенела. Так было несколько раз, а в одну ночь когда оно надо мной пролетало, я с силой от ужала взмахнула руками и оно исчезло. Я никому кроме своих сестер об этом не рассказывала, чтобы меня никто не счел сумасшедшей. Но потом прошло время, я покрестилась в Православии и обо все этом не вспоминала. Прошло двадцать лет. Я получила квартиру жила в другом районе, и случайно встретила знакомую из этого общежития, которая рассказала, что примерно 3 года спустя, как я переехала, в подвале под моей комнатой была найдена убитая девушка, которую там нашла милиция. Не знаю связано ли это с моими видениями. Но вот то, что произошло со мной при чтении молитв к Митрофану Воронежскому меня сильно обеспокоило. Причем после этого у меня нет физически никакого дискомфорта, как-будто бы со мной ничего не происходило. Подскажите пожалуйста, что мне делать? Происшедшее со мной меня очень напугало. Спасибо жду вашего совета.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Во-первых, непонятно с чего вы решили, что священник сочтет вас за ненормальную? Как раз священник никогда не сочтет человека за сумасшедшего за какие-то происшествия иррационального характера. Признавая существование духовного мира, священник всегда с пониманием отнесется к подобным рассказам.
Во-вторых, степень одержимости бывает разная. И проявляется она по-разному: одни кричат и сквернословят, другие издают нечленораздельные звуки, похожие на рев и вой животного, третьи бегают без остановки или тараторят без умолку, иные даже пророчествуют. Одержимость бывает на нескольких уровнях: на уровне духа, души (влияние бесов проявляется в навязчивых идеях, страхах. Бесы могут жить на уровне разума, эмоций, чувств, проявляться как замкнутость, мании, фобии), на уровне тела (болезни, немощи, патологии).
На чтение молитв заклинательного и запрещательного характера лучше брать благословение духовника (священника). Без благословения духовного лица чтение таких молитв может иметь нехорошие последствия - искушения, брани, страхования, падения.
Пугаться не нужно. Вы боитесь, что ваши страхи оказаться одержимой подтвердятся. Не бойтесь, мы все в разной степени являемся одержимыми. Кто-то из святых сказал, что бесы хотя и не имеют физических тел, но мы являемся для них телами, когда исполняем их волю, то есть грешим. Средство от этого одно - исполнение воли Божией (евангельских заповедей), через что человек привлекает Божественную благодать. Святитель Иоанн Златоуст в "Слове о злых духах" говорит, что когда человек исполняет заповеди Божии, его охраняет благодать Божия, а в духовной области лукавые духи видят, что его охраняет некая защитная огненная оболочка. Демоны боятся коснуться такого человека, ибо как может сено коснуться огня - оно сгорит.
Любите и бойтесь Бога, а Его врагов (бесов) бояться не нужно, в каком бы образе они не являлись (черного облачка или ином). Исполняйте заповеди и ничего плохого с вами не случится. Помощи Божией.

Вопрос (Анна) 9 сентября 2011г. Здравствуйте. Батюшка, благословите. Почему Псалтирь занимает такое особое место среди молитвенных сочинений? Чем эти молитвы Давида и Асафа отличаются от остальных молитв молитвослова? Почему рекомендуется читать именно Псалтирь о здравии или упокоении, а не какие-либо акафисты и каноны?
И еще вопрос. Слышала, что когда молишься за человека, то посылаются искушения, болезни молящемуся или тому, о ком молятся. Правда ли это? И, если да, то почему? И сама заметила, что когда долго о ком-то молюсь, он начинает болеть или терпит неприятности. Совпадение?
Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Псалтирь не идет ни в какое сравнение ни с какими акафистами хотя бы потому, что является частью Священного Писания. Никакие акафисты не входят в Священное Писание. Уже это должно заставить задуматься при сравнении.
О благотворном воздействии псалмопения известно давно, еще со времен Давида. Так когда злой дух нападал на царя Саула и Давид играл на гуслях свои мелодии, то дух отступал от царя и ему становилось лучше (1Цар.16:23). Именно за духовную ценность Псалтири она не просто включена в богослужение, но богослужение состоит почти полностью из Псалтири: псалмы, прокимны, стихиры, кафизмы, стихи - почти все взято из Псалтири. Из акафистов же официально включен в богослужение только один. Он читается только раз в году в пятую субботу Великого Поста (Суббота Акафиста).
Многие святые отцы отзывались о Псалтири в превосходной степени, называя ее Писанием в миниатюре. "Псалом - привлечение Ангельской помощи, оружие против страха ненужного, упокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение пожилым, утешение старцам, приличное убранство женщинам" (Пр.Ефрем Сирин). "Если ты впал в искушение, то почерпнешь в псалмах обильное утешение; если согрешишь, найдешь здесь тысячи готовых лекарств, впадешь ли в бедность или в какое несчастье, - (псалмы) укажут тебе многие пристани. Всегда псалмопение является торжеством для радующихся, утешением для унывающих..." (Свт.Иоанн Златоуст). "Книга псалмов... есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, чтó каждому на пользу. Она врачует и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, и болезненное возставляет, и неповрежденное поддерживает; вообще же, сколько можно, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами... Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетование славы, откровения таинств. Все как бы в великой и общей сокровищнице собрано в Книге псалмов" (Свт.Василий Вел.).
Что касается скорбей после молитвы, то этому не нужно удивляться. Для христианина скорби (болезни, страдания, лишения, предательство) это знак внимания и посещения Божия. О ком Бог "помнит", того и посещает. Как и Христос сказал: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода" (Ин.15:1,2). Это неверующее общество воспринимает страдания, как проклятие. Христианство же видит в этом милость Божию и свое сыновство: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны" (Евр.12:6-8). Из этих слов апостола Павла понятно, что наказание - это показатель родственности Богу и избранности. А это должно располагать к радости, а не к печали.
Изменения после чьей-нибудь молитвы, о которых вы пишите, говорят о том, что молитва принята (действенна) и через болезнь человек очищается от своих грехов. А тем, которые хотят безболезненного и беспроблемного существования, не нужно было вообще рождаться в этот прискорбный мир.

Вопрос (Ольга) 9 сентября 2011г. Батюшка, подскажите, как поминать умершего в день его рождения, 11 сентября, в день Усекновения Головы Иоанна Предтечи?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Я понял ваш вопрос следующим образом - как поминать человека, который умер в день своего рождения - 11 сентября, который совпадает с днем усекновения главы Предтечи Господня?
Церковное поминовение в этот день ничем не отличается от поминовений в остальные дни года. Также подается записка на проскомидию и по желанию служится панихида.
Если же речь шла о сервировке стола, то в этот день Церковь постится. Разрешается пища с растительным маслом.

Вопрос (Наталья) 8 сентября 2011г. Здравствуйте Батюшка. Прошу у вас помощи. Есть у меня Икона Пресвятой Богородицы "Умиление", также есть к ней акафист. Скажите, в каких случаях молятся этой иконе и читают акафист?Блага вам Божьего.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Перед иконой Божией Матери Умиление молятся в ЛЮБЫХ нуждах.

Вопрос (Наталья) 7 сентября 2011г. Благословите, Батюшка. Уже почти год, как у меня закончились блудные отношения с мужчиной по его инициативе (он просто "переключился" на других женщин). Я тяжело переживала скорбь потери этого человека, покаялась в своих блудных грехах, исповедаюсь, причащаюсь. По благости Господа, страсти в моей душе улеглись. Но болезненные воспоминания об этом человеке периодически возникают у меня. Понимаю, что это искушения. Этот мужчина крещен, но в Бога не верит. Постоянно поминаю его о здравии на Литургии, заказываю молебны и сорокоусты. В домашней молитве прошу Господа о вразумлении его. Мне бы еще хотелось заказать чтение псалтыри. Я считаю, что молитвы за этого человека окажут помощь и в выздоровлении моей больной души. А может быть это мое желание молиться за него - происки лукавого, который скрывает себя под личиной добродетели? О таких возможностях я узнала из православной литературы. А распознать такие тонкие особенности души помогают опытные духовные наставники (благословляют молиться или нет). К сожалению, у меня нет духовника, к которому я могу обратиться с вопросом. Подскажите пожалуйста! Благодарю Вас, Батюшка.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах)

Скорее всего так и есть - это скрытые козни лукавого, который таким способом напоминает вам о том мужчине и незаметно укрепляет в намерении вернуться к нему, позвонить, как-нибудь напомнить о себе. Загляните в свое сердце, разве не бывает у вас таких мыслей?

Лучше вам совсем не молиться за него, а оставить этот подвиг для него самого и его жены (если такая будет).

Путь своего мужа вымаливает жена.

Когда на кону стоит бессмертная человеческая душа и решается вопрос нашей вечной жизни или вечной смерти, то нужно пренебречь в этой жизни всем, что только есть: и знакомыми, и друзьями, и даже родственниками. Это говорится для того, что вы можете возразить и скажете, что считаете его просто своим другом, за которого молиться не грех.

Помните, дьявол очень редко ходит в открытый бой, только, если вопрос о служении ему уже решен и человек его покорный раб. Тогда ему незачем представать в образе светлого ангела. Но в остальных случаях он будет заходить издалека и прикрываться самыми благими и святыми побуждениями. А заканчивается всё это "возвращением ко своей блевотине", иными словами - прежними грехами. Будьте трезвенны и рассудительны. Помощи Божией.

К необходимости иметь духовного наставника люди приходят по-разному. Одни, читая утреннее правило из молитвослова, обнаруживают там молитву за духовного отца и задаются вопросом «кого мне поминать?». Другие осознают необходимость иметь духовного руководителя из собственного, часто непростого опыта. Мы попросили разных людей рассказать о том, как произошла эта встреча в их жизни.


Мария, мама шестерых детей
:
-- Я крестилась в 18 лет. Крестил меня в храме свт. Николая в Кузнецах отец Валентин Асмус, которого я совершенно не знала. Он сказал, что надо бы причащаться не реже раза в месяц и хорошо бы, чтобы был священник, у которого я могла бы постоянно исповедоваться. Я решила, что мне нужно срочно найти духовника. Только откуда ж его взять? Еще меня мучил вопрос: как же я пойду к какому-то чужому батюшке, что-то там ему буду говорить, а еще надо будет брать благословение и руку ему целовать? Все это меня приводило в ужас. Но я начала ходить в Кузнецы почти каждый день -- училась я тогда на вечернем в МГУ на психфаке. И вот месяц к концу подходит, срок причащаться, а я не только не укрепилась в вере, а еще и начали меня мучить ужасные сомнения, вплоть до таких, что Бога никакого нет и все неправильно. Буквально волоком я себя потащила в храм, исповедалась, причастилась, причем попала на исповедь к тому же отцу Валентину, но разговаривать долго не получилось. Снова идет время, и снова я мучаюсь: как мне дальше быть, кого же мне найти, чтобы он мной руководил? И вот в этих страданиях прихожу я на лекцию в университет и вижу, что одна из аудиторий битком набита и туда идет человек в рясе. Это было самое начало 90-х годов, и люди в рясе не часто ходили по университету. Оказалось, это была лекция, которую читал отец Борис Ничипоров . Слушая ее, я нашла ответы на все свои вопросы. И я подумала: «Сейчас или никогда… Я должна себя заставить к этому чужому дяде подойти». Мне это стоило чудовищных усилий. Кажется, я в своей жизни бOльших не совершала. Я подошла и сказала, что мне необходимо с ним поговорить. Он меня выслушал, и я стала к нему ездить. Он очень мне помог. Тогда мне было плохо еще и потому, что за год до этого у меня умерла мама. Мне было необходимо рассказывать ему все, что было на душе. А о. Борис был веселый и светлый человек. Иногда он гладил меня по головке, иногда говорил, что хватит заниматься сумасшествием. Позже о. Борис мне рассказывал, что он в тот момент очень беспокоился за мое душевное здоровье. И хотя в результате эти всякие дурацкие мысли у меня совсем не ушли, но я научилась с ними жить. Я стала петь на клиросе, начала потихоньку понимать, что происходит в храме.
О. Борис считал, что женщине обязательно нужно выходить замуж, что ненормальное цепляние за духовника происходит от женского одиночества. Он мне часто говорил, что я должна думать о том, что у меня должна быть хорошая семья, дети, что я должна просить об этом Бога, и тогда Он обязательно мне пошлет какого-нибудь хорошего человека. Так и случилось.
Когда я вышла замуж, у нас началась какая-то совсем другая жизнь. Мы с мужем стали гораздо реже к нему ездить. Как-то, когда я уже была беременна вторым ребенком, после службы батюшка ко мне подходит и говорит: «Что, Машенька, ты хотела со мной поговорить?» А я понимаю, что у меня нет никаких проблем. Мне не о чем его спрашивать. И он говорит: «Это потому, что у тебя хороший муж».
Проблемы, которые нужно было обсудить со священником, у меня возникали примерно раз в год. Я понимала, что у меня нет необходимости непременно регулярно исповедоваться у о. Бориса. Он как бы отпустил меня в самостоятельное плавание. Раз в полгода мы старались приезжать к о. Борису, но почему-то оказывалось, что он отсутствует или у него нет времени с нами разговаривать. Я сначала из-за этого переживала, а потом поняла, что, наверное, так и надо: когда-то буквально спас меня от отчаяния, а сейчас нужен кому-то другому.
В основном мы ходили в храм Ильи Обыденного на Кропоткинской, куда с пеленок был носим, а потом самостоятельно ходил мой супруг. Он всегда считал, что нормально, когда человек ходит в ближайший к дому храм и исповедуется тому, кто там есть. Он считает, и я с ним согласна, что не нужно обсуждать со священником пусть даже важные жизненные вопросы, если они не связаны с духовной жизнью, с нравственным выбором.
У нас был период, когда мы перестали считать, что нам необходимо кого-то называть своим духовным отцом, но одновременно это был период мучений -- в какой храм, к какому батюшке ходить? Он продолжался несколько лет. Потом кто-то из знакомых сказал, что недалеко от нашего дома есть храм Покрова Божией Матери, где настоятель – о. Валентин Асмус -- тот священник, который меня крестил. Я пошла в тот храм и в результате осталась, и муж мой тоже стал туда ходить. Вместе мы сейчас ходим к о. Валентину. И по важным вопросам советуемся с ним. Но я боюсь называть о. Валентина этим высоким словом -- «духовный отец». Я сейчас просто живу и радуюсь, что наша семья ходит в один храм, что мы имеем возможность исповедоваться у одного священника, который знает нашу семью и видит наших детей.

Вячеслав, фотограф:
-- Я искал живого Бога. И вот, набив немало шишек на этом пути, я узнал своего Бога в Христе. Но как к Нему прийти? Я понял, что вернее всего идти, когда рядом есть кто-то, кто уже идет этим путем. И первый же мой приход в храм в поисках проводника оказался в смысле этих поисков последним. Священник выслушал историю моих странствий и сказал простые слова: «Я верю в ваше спасение». Эти слова были паролем. Как бывает, когда разведчик пробирается из вражеского тыла через стан неприятеля, попадает к своим, а они его раньше в глаза не видели. И нужно друг друга понять. Он должен сказать им какие-то слова, чтоб они поняли, что он -- свой. И в моем случае это, наверное, были слова покаяния, любви, верности Христу. А в качестве ответа прозвучали вот эти духовнические слова.
Я убежден, что лучший способ найти духовника -- довериться Богу. Когда для меня стало очевидным, что блуждания в духовных просторах Вселенной -- это дело неблагодарное, я доверился Тому, к Кому шел, и практически тут же будущий отец отозвался. Ведь кто есть духовник? Образ Отца Небесного.

Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Пучково:
-- Крестился я у одного замечательного священника, живущего далеко от моего дома. Первое время ездил к нему в храм. Но через несколько месяцев после крещения вдруг один человек спросил меня: «А у тебя есть духовный отец?» А к этому времени я стал бывать в других храмах, просто из интереса. Ходил на исповедь к разным священникам. Но помню, что после этого вопроса озаботился: надо бы найти духовного отца. И вдруг обнаружил, что все исповеди у разных священников были мне на пользу. Тогда стал молиться о том, чтобы Господь послал мне духовного отца. И присматривался к священникам. У некоторых исповедоваться было особенно утешительно. Одним из таких священников был протоиерей Александр Шаргунов из храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Его проповеди меня вдохновляли, направляли по жизни. Было несколько случаев, когда именно от него исходили наиболее важные благословения. Где-то через год после первой встречи с ним я попросился к нему в духовные чада. Он ответил: «Хорошо, будем молиться вместе». И вот уже 18 лет мы вместе, хотя последние годы видимся редко.
В моем понимании нет особых различий в определении слов «духовник» и «духовный отец». Если давать определения, они могут быть точными по смыслу слов, а в жизни получается по-другому.
Сама Церковь нам рекомендует иметь духовного отца, ведь даже в утреннем правиле есть соответствующая молитва. Но я знаю людей, которые поминают нескольких священников, тех, кто особенно повлиял на их жизнь.
Когда человек имеет такой настрой -- пусть батюшка решит все мои проблемы, -- у того чаще всего ничего не решается. Потому что если человек повернут на самого себя, то очень трудно решить его проблемы. Отец Александр всегда учил меня ответственности.
Очень важная тема -- верность. Бывает, возникло непонимание с духовником по какому-нибудь поводу. И есть люди, которые сразу убегают, говорят: все, батюшка не понимает меня! Допустим, ты обнаружил -- что-то не так, так это надо вместе выяснять. Вообще, в духовной жизни важны не чувства духовного чада или отца, а реальная добродетель -- любовь, терпение, смирение, послушание. Мне известны случаи, когда духовник отпускал человека к другому священнику.
С послушанием тоже сплошные перекосы. Что значит «отречение своей воли»? Одно дело монах в монастыре, другое -- мирянин. Чаще всего бывают надуманные вещи: начитаются прихожане патериков и воображают, что могут так же слушаться, как там описывается. А послушание должно быть по любви. Ведь духовник -- не старец (это бывает редко), и чтобы требовать от чада абсолютного послушания, ему надо быть уверенным в том, что он точно знает волю Божию. Взаимное послушание, взаимная любовь. Воля Божия в том, чтобы мы ее искали! Иногда человек хочет узнать волю Божию по таким поводам, которые к воле Божией почти и не относятся. Есть вещи нейтральные, которые будут так или эдак решены, ничего от этого не изменится. А вот сделаешь ты добро или зло -- это важно.
Сейчас очень распространено на какое-нибудь дело брать благословение. В целом, думаю, это правильно. Но благословение у священника -- это некий минимум. Нужно и самому как следует помолиться, чтобы твое дело устроилось по воле Божией. А то какая-то магия получается: батюшка благословил, больше ничего не нужно.
И духовник, и его чада должны испытывать волю Божию. С Христом были 12 апостолов -- ближайших учеников, 70 учеников -- второй круг апостолов и еще огромное количество учеников не ближайших. Точно так же и на приходе есть люди, которые нуждаются в более тщательном попечении священника, есть некий средний вариант и есть те, которые ходят в храм, но спрашивают что-то изредка, и им этого достаточно. И все равно это отношения тоже духовнические.

Николай, староста храма :
-- Специально я духовника не искал, вообще в храм ходил редко, но так получалось, что почти всегда попадал на исповедь к о. Константину Кобелеву, священнику храма свт. Николая в Бирюлеве. Потом стараниями о. Константина я стал ходить в храм чаще и захотел, чтобы именно этот священник стал моим духовником. Я не дерзал ему об этом сказать, но все же молился за него именно как за духовного отца.
Для меня было очень важно его участие в моей жизни. Я чувствовал его горение к Богу и ближнему и тянулся к нему. Он очень неравнодушный священник. Мне захотелось подражать ему в его заботе обо всех, с кем он сейчас рядом. Я рано потерял отца, и мне всегда очень хотелось, чтобы у меня был отец или старший товарищ. И в отце Константине я нашел того, кого, может даже неосознанно, искал.
Я ему целиком и полностью доверяю. Мы иногда хотим видеть священника прозорливым, чтобы он нам говорил, что нам делать, куда пойти работать. Но такое отношение к духовнику опасно для него и по отношению к нему неразумно и неуважительно. Ведь священники так же нуждаются в нашей помощи, и не только в молитвенной.

Владислав, режиссер ТВ :
-- Все серьезные поступки в своей жизни я сделал с благословения духовного отца. Первый священник, с которым меня познакомили друзья, и стал моим духовным отцом. Настоящего своего отца я практически не знал. Поэтому появление человека, которому была небезразлична моя судьба, для меня было очень важно.
Многое, пожалуй, я бы так и не решился сделать, если бы не благословение. Например, так я бросил курить. Курил я с 14 лет, просил Бога избавить меня от этого, но никак не получалось. И вот батюшка мне говорит: «Начинается Великий пост, первую неделю поста не кури». Я в ответ: «Да вы что, я не могу». Тогда он говорит: «До причастия не допущу…» Я неделю не курил, еле выдержал, причастился и снова стал курить. Через какое-то время батюшка меня спрашивает: «Ну как, не куришь?» Пришлось признаться, что курю. И тогда он произнес: «Запрещаю навсегда!» -- и перекрестил меня. Я пришел в ужас: да у меня теперь никакой жизни не будет!.. А после этого что-то произошло, и спустя некоторое время я вдруг обнаружил, что могу не курить, что я свободен. Это было лет 12 назад.
Похожая ситуация была и с выбором моей нынешней профессии. Могу сказать, что часто мне было неприятно и нелегко слышать то, что говорил мне батюшка, это вызывало протест. Но когда я преодолевал себя и слушался, то в результате оказывалось, что приобретал гораздо больше, чем боялся потерять. Священник, конечно, не предсказатель, но, как человек духовно более опытный, он предлагает ориентиры, сверяясь с которыми ты делаешь верный выбор.
Если бы не мой духовный отец, я бы не сдвинулся с места под тяжестью своих грехов. Его молитвами, я уверен, покрываются многие грехи, нести их бремя становится легче, и в конце концов они преодолеваются. Когда у тебя есть духовный отец, ты понимаешь, что ты неодинок.

Наталья Николаевна Соколова, матушка, 5 детей, 15 внуков, 10 правнуков :
-- Как найти духовника? Духовник не гриб, чтобы его находить. Духовников Бог посылает. А народ очень хватается за внешнее. Духовник -- тот, кому ты душу свою открываешь.
Один раз в жизни я общалась с отцом Митрофаном (Серебрянским). Это было в ноябре 1945 года. Мне нужно было понять, что делать: мама не хотела меня отпускать замуж в Гребнево. А у меня там все сердце мое было, вся любовь моя была -- будущий мой супруг отец Владимир. А мама сказала: «Нет, дочка профессора, из Москвы, в деревню?.. Забудь про это Гребнево!..» И я поехала к отцу Митрофану. Решила, что если не в Гребнево, то я в монастырь пойду. А отец Митрофан сказал: «Чем скорее замуж, тем лучше. Не бойся, счастлива будешь». А потом предсказал, что детей у меня возьмет Господь. Но и у меня много останется. Потом много мне говорил о том, что будет: «Матушка, времена другие будут. По улицам Москвы крестные ходы пойдут, колокола зазвонят…» -- «Батюшка, ну какие колокола? Колокольни все взорваны!..» Я не могла тогда никому это рассказывать, потому что боялась: расскажешь кому -- скажут, что он из ума выжил. Я только Володе и папе это рассказала. И все записала тогда. А ведь так и вышло -- и колокола зазвонили, и двоих детей у меня Господь взял.
Я не могу сказать, что у меня был духовный отец. Но у меня был папа, Николай Евграфович Пестов. Папа и мама были духовными детьми отца Сергия Мечева. Какие вопросы у меня духовные возникали с детства -- папочка мне все всегда объяснял. Хотя, помню, были у меня такие искушения лет в 12-13, какие я и папе не могла сказать, а все ждала, когда же к нам батюшка придет, чтобы ему исповедаться.
Настоящий духовник свое чадо духовное должен выслушать, полюбить его. Если он увидит, что человек кается в грехах, ищет пути к Богу, то он тоже загорается в ответ. А когда исповедуешься -- грехи любому священнику отдать можно. Как грязную рубашку в любую прачечную можно отнести.
Мои сыновья-священники мне говорили, что самое тяжелое для них -- это когда их начинают спрашивать: «Батюшка, посоветуйте, выходить мне замуж за этого или нет?..» Как же можно с лета понять, что у них за ситуация. Что мы, говорят, прозорливые, что ли? А то многие хотят, чтобы батюшка все за них знал.

Из проповеди прот. Сергия Филимонова

Сегодня Святая Церковь празднует обретение мощей великого молитвенника о Земле Русской преподобного Сергия Радонежского. 600 лет горит в Сергиевом Посаде — в сердце Руси — духовная лампада. 600 лет благоухает у нас эта райская ветвь. И сегодня, накануне Собора Радонежских святых, я хочу сосредоточить ваше внимание на том, чему мы с вами должны научиться у преподобного Сергия и его учеников. Это умение сознавать свои грехи, быть критичным к себе и к тому, что творится в душе; это чистосердечная исповедь и откровение помыслов.

Я говорю не только об утаенных грехах, которые гнездятся в душе, но и о неисповеданных помыслах против духовника. Когда вы носите в себе мысли против священников, вы тем самым разрываете духовное руководство. Где нет доверия, там нет и послушания.

Примерно 20% духовных чад признаются на исповеди в том, что у них есть мысли против духовника. О чем это говорит? О том, что остальные 80% их утаивают! Это значит, что четверо из пяти прихожан уже заложили динамит под свои отношения с духовником, и рано либо поздно может последовать взрыв.

Утаивание помыслов может разорвать духовные отношения. Святоотеческие наставления говорят однозначно — откровение помыслов должно быть обязательно. Что самое главное для духовного развития? Доверие. Дьявол старается разорвать духовную связь, подорвать доверие к наставнику. Где нет доверия, там слово Божие, идущее через духовника, не сумеет живым зерном прорасти сквозь камень вашего сердца и принести плод.

Исповедование помыслов необходимо для того, чтобы преемственность Радонежская была не книжным словом, а родником живой воды нашей духовной жизни. Только так мы станем духовными наследниками наших святых отцов, угодников Божиих — Радонежских, Оптинских, Валаамских, Глинских.

Не бойтесь исповедовать свои помыслы против духовников. Не носите колючки в ваших головах и сердцах.

Нужно совершенно отчетливо понимать, что если у вас появляются помыслы против своего духовника, то в этом ничего необычного нет. Дьявол всегда старается разорвать духовную связь, подорвав доверие к наставнику. Ибо для возрастания в духовной жизни необходимо доверие — оно рождает послушание, отсекает своеволие и подает смирение. Учитесь видеть за духовником благословляющую руку Божию. Вспомните слова Спасителя: «Вера твоя спасла тебя » (Мф. 9, 22).

Духовное чадо всегда должно помнить, что если не открывает свои помыслы, то духовного уровня еще не достигло, истинную духовную жизнь еще не начало.

Когда начинается духовная жизнь, отношения со священником входят в духовную плоскость, и с этого момента между ними нет места каким-то обидам. Священники не должны обижаться на духовных чад, должны понимать, что Господь учит их через наставляемых. Стыдно вам, неудобно рассказывать все подробно? Пожалуйста, не обязательно духовнику говорить, что он, с вашей точки зрения, такой-то и такой-то. Можно сказать просто: «Имею против вас, батюшка, злые помыслы, недоверие». Если духовник захочет узнать суть, он попросит рассказать подробно. И разобрав с вами ваши помыслы, освободит от дьявольского искушения. Святоотеческие книги говорят, что если открыты помыслы на своего духовного руководителя, то дьявол бежит. Недоверие же и вовремя не выясненные помыслы ведут к гибельным последствиям в жизни духовной.

Священнослужители стоят перед Престолом Божиим и поэтому призваны помогать вам преодолеть зло, которое вы носите в своем сердце. Не бойтесь исповедовать свои помыслы против духовников. Не носите колючки в ваших головах и сердцах. Не бойтесь, о вас плохо думать не будут, не прогонят.

Переживают ли духовные отцы за своих духовных чад? Молятся ли о них келейно? Ведь сложность в том, что духовных детей не выбирают, всё наоборот. Не может же священник заставить себя любить чужого человека.

творчество

Уважаемый посетитель нашего сайта, Ваш вопрос поставлен очень глобально. Безусловно, предваряя ответ на него, приведем следующий известный афоризм: «Духовенство должно быть духовно, а священство свято». И поэтому, конечно же, любой и каждый ответственный священнослужитель за своих духовных чад будет молиться. Другое дело – что такое отношения духовничества, как определить этот статус – духовного отца, духовного сына и духовной дочери? Он ведь подразумевает не просто, что мы с какой-то регулярностью бываем в каком-то храме и чаще, чем другим, исповедуемся какому-либо священнослужителю. Это и нечто большее. Прежде всего – определенная мера взаимной ответственности, которая существует и в обычной семье. Но ведь и дети несут определенного рода обязательства по отношению к родителям. Со стороны священника по отношению к его чадам предполагается попечение в совете, наставлении, ответственном окормлении, молитве. Но и со стороны тех, кто стремится стать духовными чадами, предполагается по крайней мере стремление к послушанию. К послушанию при этом не как к чему-то, чем можно украситься, когда мое собственное суждение заведомо совпадает с тем, что я ожидаю от священника услышать, но и как к готовности принять от священника благословение тогда, когда мое мнение и мое стремление разномыслит с тем, что я могу услышать или услышу от своего духовного отца.

Что касается Вашего заключительного вопроса о том, можно ли любить каждого, кто к тебе приходит,– я думаю, что он построен на некотором неразличении тех двух видов любви, о которых нам говорит и Священное Писание. Конечно, той любви-дружбы, той особенной близости, которая существует между некоторыми, невозможно ни потребовать, ни заповедовать для всех. И в Священном Писании Нового Завета различается дружба и дружеская любовь, которая определяется греческим словом «филиа», и понятие любви как жертвенного, хотя бы в какой-то мере, самостеснения себя ради другого человека, в которой мы можем иметь уподобление Богу,– эта любовь определяется словом «агапэ». Так вот, такого рода расположение по отношению к другим людям есть заповедь, данная нам Богом – мы знаем две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему. Это то, о чем говорит Апостол, призывая: «Постоянно любите друг друга от чистого сердца» (1 Пет. 1:22), это то, о чем говорит Господь, свидетельствуя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). И конечно же, стремиться к такой любви призван и каждый христианин вне зависимости от сана и чина, и конечно же, священник по отношению к своим духовным чадам и прихожанам.

- Батюшка, если благословленный духовником брак распался, это Промысл Божий или ошибка пастыря?

Это может быть и ошибкой духовника. Я знаю случай, когда один известный духовник благословил женщину выйти замуж за человека, которого она почти не знала. Но духовник настоял, практически заставил. Она, будучи новоначальной, не посмела противоречить, брак быстро распался, и ее положение оказалось очень сложным.

А бывает так, что благословение, которое дает нам духовник, открывает Божию волю и мы должны потрудиться, чтобы исполнить эту волю и исполнить данное благословение. Собственно, в Таинстве брака священник благословляет брачующихся на дальнейшую супружескую жизнь. Но в духовной жизни и в Церкви нет ничего автоматического, люди должны сами позаботиться о том, чтобы сохранить любовь, уважение, верность друг другу, взаимное согласие. Это уже зависит от них. Господь многое дает нам, и мы должны сами стараться это сберечь. Поэтому была ли ошибка духовника или лишь нерадение супругов, виднее, наверное, им самим.

Отец Сергий, но что делать, если человек в каких-то вопросах не доверяет своему духовнику. Многие считают, что в таком случае нужно сразу идти к другому священнику или решить этот вопрос самому. Может быть, все-таки лучше задать вопрос духовнику и послушать, что он ответит?

Мне кажется, да. Откуда вы знаете, что ответит духовник? Если вы уже такой вопрос задавали и слышали ответ, который, на ваш взгляд, не соответствует истине, то можно, наверное, больше его не задавать. А когда вы наверняка не знаете, а только приписываете духовнику какое-то мнение, лучше этот вопрос задать, выслушать мнение пастыря, а потом уже решать, как поступать. Напомним слова свт. Игнатия (Брянчанинова), о том, что нашему времени не дано жительство в безусловном повиновении и послушании, а дано жительство по совету; при этом дающий совет не отвечает за него, а слушающий совет не обязан его исполнять.

Так что если вы видите, что этот совет по каким-то причинам вам не подходит, то, по крайней мере, можно выждать. Часто мы слишком себе доверяем, а нужно помнить, что дьявол постоянно старается возвести какую-нибудь брань против нашего духовника, и часто мы приписываем ему в наших помыслах какие-то несуществующие действия и намерения.

- Что делать, если данный духовником совет противоречит совести?

Никогда ни в коем случае нельзя идти против совести. Как говорит прп. авва Дорофей, «совесть есть голос Божий в человеке». Поэтому св. апостол советует: Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам раньше, анафема да будет (Гал. 1, 8). Совесть воспитывается в нас жизнью по Евангелию, и отказываться от того, что мы, по милости Божией, уже поняли, будет неразумно.

Поэтому, какой бы церковной властью ни был облечен человек, каким бы опытным духовником он ни был, если его слова не созвучны с голосом нашей совести, надо на исповеди рассказать ему о недоверии к его словам, смущении, сомнении. Потому что мы можем ложные помыслы принять за голос совести. Нужно разобраться. Если батюшка продолжает настаивать, а ваша совесть против, то слушаться, наверное, не надо, но я бы в таком случае обратился к помощи другого человека. Как раз для таких случаев свт. Феофан Затворник и рекомендует в наше время иметь не только духовника, но и советника.

А возможно ли ослушание в том случае, когда обстоятельства изменились, а благословение уже получено и переспросить возможности нет?

Даже в древние времена такие ситуации не были редкостью. Конечно, если духовник доступен, а обстоятельства неожиданно изменились, так что дальше исполнять его благословение было бы неразумно, мы должны пойти к нему и все объяснить, иначе это будет не послушание, а стремление исполнить свою волю. Возможно, он изменит свое благословение. В этом и заключается наше общение с духовником. Однако бывает и так, что старец находится в одном месте, а ученик - в другом. Такие случаи требуют рассудительности, внутреннего труда, чтобы в новых обстоятельствах, опираясь на старое благословение своего наставника, понять волю Божию.

Если нет возможности посоветоваться со своим наставником, то нужно постараться посоветоваться с тем, кто окажется рядом и кому мы доверяем.

Новоначальный должен, конечно, во всем слушаться своего духовника. Чтобы не слушаться, как мы уже говорили, нужно иметь основания, духовный опыт. Например, духовник благословил меня что-то сделать. Я вижу: батюшка что-то не то сказал, но вот это «не то» не дает мне основание не слушаться. Я выполняю благословение, но в процессе выясняется, что послушание не дает тех плодов, которые должны были быть. В таком случае я, наверное, уже имею право не слушаться.

Но подчеркиваю, что вначале нужно слушаться во всем, и только постепенно, приобретая свой личный дар рассуждения, свой опыт можно научиться выделять те случаи, когда послушание идет во вред. А для не имеющего дара рассуждения рассуждение заключается в том, чтобы осознать отсутствие своего рассуждения, найти человека рассудительного и спросить у него, как поступить.

С другой стороны, отец Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах говорит, что духовник предлагает совет, а выбор - за тобой, и когда ты делаешь выбор, духовник благословляет или не благословляет его. Ведь на Страшном Суде будут судить и нас, а не только наших духовников; иначе судили бы только духовников, которые за все отвечали бы. Нет, отвечать будем мы, потому что мы совершаем поступки - духовники только советуют.

- Отец Сергий, почему отношения между духовным чадом и духовным отцом не всегда бывают безоблачными?

Дьявол не был бы самим собой, если бы не пытался разрушить все доброе, что только есть в мире. Святой преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что главная цель дьявола - оторвать духовное чадо от духовного отца, чтобы потом было легче его одного уничтожить как человека неопытного.

Как отец лжи (Ин. 8, 44), дьявол использует любую клевету, в кривом зеркале показывает немощи духовника. Духовник - не святой отец, святые - на небесах, а живущие на земле - это люди с немощами и недостатками. Преподобный Иоанн Лествичник советовал: когда мы в духовнике, как в человеке, видим какие-то немощи, надо вспомнить его добродетели. Таким образом, даже в те времена допускалось, что духовник может иметь некоторые недостатки.

Дьявол использует немощи духовника, чтобы воздвигнуть брань у послушника. О чем это говорит? О том, что дьяволу не нравятся эти отношения. Отсюда мы видим, что Богу, наверное, они угодны. И если есть воля Божия на общение между духовником и послушником, то польза все равно будет, хотя духовник и не свят, и в чем-то, может быть, ошибается. Нужно преодолевать эти бесовские искушения, рассказывая своему духовному отцу свои помыслы на него. Ибо первое оружие против помыслов - исповедовать их духовнику и вместе с ним найти противоядие.

А отчего может возникать разлад между духовником и чадом, если, общаясь много лет, они имели полное единодушие?

Так бывает, когда воля Божия на это общение по каким-то причинам изменилась. Чаще всего это случается по вине духовного чада, не выполняющего советы духовника. Бывает, что человек сначала подвизается ревностно, а потом впадает в нерадение. Духовник начинает тяготиться своим учеником, а чадо - своим учителем. В таком случае им лучше разойтись в разные стороны.

Но чаще всего это дьявольское искушение. Дьявол, видя пользу, которую получает чадо от духовника, возводит брань, смущение: человеку кажется, что он не может больше общаться со своим духовником, что тот хочет его выгнать, совсем его не любит. Иногда у чада бывает брань на духовника, а иногда на самого себя: вот, мол, я не достоин своего духовника, не слушаюсь, лучше я уйду. Но пока не выгонят, уходить не надо, нужно бороться с этими мыслями, а лучше всего прийти к духовнику и все это рассказать. Думаю, эти мысли очень быстро пройдут после первой такой беседы.

Как и какому святому молиться о том, чтобы не испортились отношения с духовником и было взаимопонимание с ним?

Прежде всего нужно просить Бога, чтобы Он управил ваши отношения. Господь вас привел к духовнику, благословил ваше общение. Дальше вы должны постараться не разрушить его своим неразумием, непослушанием, дерзостью, гордостью. В этом заключается ваш труд. С другой стороны, нужно постоянно умолять Господа о том, чтобы Он вразумил вас, если вы в чем-то погрешаете против духовника и он обижается на вас, увидеть свою ошибку и исправить ее.

В основе отношений с духовником лежит послушание: вы должны стараться всегда и во всем слушаться вашего наставника. Если вы с чем-то не согласны, допустимо переспросить у него, уточнить. Но одно дело - переспросить и уточнить, а другое дело - прекословить, спорить, не слушаться и обижать его. Апостол нам говорит: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр. 13, 17). В ваших отношениях, прежде всего, должен быть Господь, потому что они - ради Господа. И ваш труд, конечно, необходим.


Игумен Сергий (Рыбко). «Духовная жизнь начинается с покаяния».



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.