Племенные старейшины у монголов. Тест по истории монголо-татарское иго. Кто возглавил дружину уцелевших жителей Рязани

ГЛАВА 9. НАЧАЛО МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ВТОРЖЕНИЯ НА РУСЬ

§ 1. Рождение монгольской державы

В начале XIII в. на Русь стали доходить смутные слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведе­ния доносили купцы из Индии и Средней Азии, путешественники. А вско­ре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это были монго- ло-татары.

О зарождении и развитии монгольского государства надо сказать осо­бо, потому что на долгие годы его история трагически сплелась с судьбой русских земель, стала неотделимой частью российской истории.

Во второй половине XII - начале XIII в. на огромных пространствах от Великой Китайской стены до озера Байкал жили многочисленные мон­гольские племена. Собственно монголы были одним из этих племен. Именно это племя даю потом обобшенное имя всему монгольскому госу­дарству. Татары были другим здешним племенем, кочевавшим в районе озера Буир-Нур. Они враждовали с монголами, но позднее объединились под их началом. Но случилось так, что во внешнем мире и особенно на Ру­си именно это название - «татары» закрепилось за народами нового госу­дарства.

Во второй половине XII в. среди монгольских племен, с учетом коче­вой специфики, происходили примерно те же социальные процессы, что и в Западной Европе в V-VII вв., у восточных славян - в VIII-IX вв. Шло разложение первобытнообщинных отношений, появлялась частная собст­венность; хозяйственной основой монгольского общества стал уже не род, а отдельная семья. Это изменило весь уклад жизни монголов. Одно лишь большое различие имелось в жизни монгольского общества и народов За­падной и Восточной Европы, проходивших тот же путь на несколько веков ранее. Основная часть монгольских племен, в первую очередь те, кто жили на юге, в степных районах, были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были несметные табуны коней, стада рогатого скота, овец. Се­верные племена, жившие в лесостепной и лесной полосе, в основном зани­мались охотой, звероловством, рыбной ловлей. На огромных пространст­вах монгольских земель не было равномерного развития отдельных пле­мен. Южные племена были наиболее развиты в хозяйственном отношении, наиболее богаты. Кочевое скотоводство, превосходные паст- биша давали здесь возможность отдельным семьям выделяться в хозяйст­венном отношении. В первую очередь такую возможность получали пле­менные вожди-ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредоточивались тысячи голов скота, которые либо пу­тем насилия, либо путем купли, заклада захватывали себе лучшие, наибо­лее удобные пастбища. Так формировалась племенная знать, племенная верхушка во главе с ханом. Основная часть скотоводов-аратов все чаще по­падала в зависимость от богатой верхушки монгольского общества.

Раньше монголы кочевали общинами - «куренями», или «кольцами», которые насчитывали до тысячи кибиток. В центре такого кочевья находи­лась кибитка вождя. Теперь стали появляться кочевья семьями-аилами, хо­тя в период военных противоборств старая куренная система организации войска еще сохранялась. Ханы, нойоны получили возможность за счет на­копленных богатств нанимать к себе на службу дружинников-нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из нукеров, которые помо­гали осуществлять контроль над собственным племенем, являлись ударной силой племени во время войн. И в этом смысле монгольское общество на­поминало европейцев.

С самого начала развитие государственности у монголов, т. е. появле­ние власти ханов, знати, нукерской гвардии, носило военизированный ха­рактер. Это не зависело от психологии народа, а объяснялось закономер­ностями складывания хозяйства, развития монгольского общества.

С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью. Один из путешественников, побывавший в их среде, писал: «Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте». Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Монголы вырастачи крепкими, ловки­ми, смелыми. Начало социального расслоения общества, появление все­сильных и богатых ханов, нойонов, складывание нукерских дружин в пол­ной мере использовали бытовые особенности жизни монголов - их воен­ную сноровку, неприхотливость, способность к быстрым и стремительным передвижениям в седле, их кибиточный транспорт, способный покрывать огромные расстояния.

Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась меж­племенная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Лидерами здесь стали степные, более развитые, лучше сна­ряженные и вооруженные племена. Те, кто побеждач, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту по­ру перехода от первобытнообщинного строя к государству захватил мон­гольское общество. Точно так же как рождение государства Русь сопровож­далось кровопролитными войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой - такие же процессы протекачи в монгольской среде второй половины XII - начала XIII в.

В конце 50-х - начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей, богатуру (герою) Есугэю из племени тайджиут, удалось объединить под своей ачастью большинство монгольских племен. В ту пору в его семье в 1155 г. родился старший сын Тэмучэн (Тэмуджин, Темучин), будущий Чингисхан. Однако Есугэй не долго был наверху. Враждовавшие с ним та­тары сумели отравить его. После этого улус Есугэя распался. Его дети были малолетними, не нашлось крепкой руки, чтобы поддержать его непрочную власть. Нукеры Есугэя разошлись к другим вождям.

Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по мон­гольским степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать новую дружину и приступить к воссозданию отцовских завоеваний. К 1190 г., ко­гда ему не было и 30 лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон хана - «Хамаг монгол улуса», т. е. хана всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрас­судства. Современники рассказывают, как, будучи еще совсем молодым человеком, он бежал из плена с тяжелой деревянной колодкой на шее, а за­тем, скрываясь от врагов, просидел долгое время под водой, ухитрившись дышать ртом, чуть выступавшим над водной гладью.

Уже в то время Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, лавировать, от­ступать, когда этого требовали обстоятельства. Известно, что он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в политической интри­ге против себя.

Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел ряд реформ: ввел десятичную систему организации общества и армии - все взрослое население делилось на «тьмы» (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с айлой, т. е. семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Тэмучэн создал личную гвардию, которую разделил на «ночную» и «дневную», окружил се­бя прочной охраной, ввел управление своим личным имуществом, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких натогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племе­на, не вошедшие в его государство. Одним из последних было подчинено племя татар, убившее его отца.

На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204-1205 гг. Тэму­чэн был провозглашен великим каганом и получил титул Чингисхана - «великого хана». Тем самым ему удалось объединить монголов в единое централизованное государство. Таким образом, в ту пору, когда Русь раз­диралась политическими усобицами, за тысячи километров от нее ковалась новая могучая централизованная империя с сильной подвижной армией, с талантливым, решительным, беспощадным властелином.

Страница 12

В первую очередь это были вожди - ханы, племенные старейшины-нойоны. Появились семьи, в руках которых сосредоточивались тысячи голов скота и которые либо путем купли, либо путем захвата приобретали себе лучшие, наиболее удобные пастбища. Основная часть скотоводов - аратов все чаще попадала в зависимость от богатой верхушки.

Раньше монголы кочевали общинами-“куренями^ или “кольцами”, которые насчитывали до тысячи кибиток. ,В центре такого кочевья находилась кибитка вождя. Теперь стали появляться кочевья семьями.

Однако в период военных противоборств старая куренная система организации войска еще сохранялась. Ханы, нойоны получили возможность за счет накопленных богатств нанимать к себе на службу дружинников - нукеров. У ханов-вождей появилась собственная гвардия из нукеров. И в этом смысле монгольское общество напоминало раннеевропейское.

С самого начала развития государственности у монголов она носила военизированный характер. Это объяснялось закономерностями складывания хозяйства, развития монгольского общества. С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью.

Один из путешественников писал о них: “Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте”. Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко. Монголы вырастали крепкими, ловкими, смелыми. Появляющиеся всесильные и богатые ханы в полной мере использовали особенности монголов - их военную сноровку, неприхотливость, способность к быстрым и стремительным передвижениям в седле, их кибиточный транспорт, дававший возможность покрывать огромные расстояния.

Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась межплеменная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Те, кто побеждал, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту пору захватил монгольское общество. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей, их отчаянными схватками между собой.

Чингисхан.

В конце 50-х-начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугэю из племени тайчиутов удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В его семье родился старший сын Тэмучэн, будущий Чингисхан. Однако Есугэй недолго был наверху. Враждовавшие с ним татары сумели отравить его. После этого объединение Есугэя распалось.

Долгое время вдова Есугэя с детьми бедствовала, скиталась по монгольским степям, но потом подросшему Тэмучэну удалось собрать новую дружину. К 1190 г., когда ему не было и тридцати лет, Тэмучэну в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон “Хамаг монгол улуса”, т. е. трон всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства.

Уже в то время Тэмучэн отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя. Комплексом таких же качеств обладали и другие вожди - объединители племенных конфедераций и создатели единых раннефеодальных государств на необозримых просторах Евразии: от франкского короля Хлодвига, убившего всех своих родственников, и чешского короля Болеслава III, искалечившего одного своего брата и удушившего в бане другого, до Владимира Святославича, по приказу которого был заколот Ярополк, и Святополка, пытавшегося уничтожить всех своих братьев.

Подчинив себе большую часть монголов, Тэмучэн провел" ряд реформ: ввел десятичную систему организации общества и армии-все взрослое население делилось на “тьмы” (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Тэмучэн создал личную гвардию, которую разделил на “ночную” и “дневную”, окружил себя прочной охраной, ввел управление своим личным имуществом, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких налогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племена, не вошедшие в его государство. Одним из последних было подчинено племя татар.

На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204- 1205 гг. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом, т.е. “великим ханом”. Тем самым ему удалось объединить монголов в единое государство. На курултае задачей монголов было провозглашено завоевание мирового господства.

Завоевания монголов.

Государственно-военная машина монголов заработала на полные обороты в 1211 г., когда Чингисхан обрушился на Северный Китай. В течение нескольких лет монголы завоевали Китай и в 1213 г. захватили столицу империи Пекин.

Захват Китая Чингисхан использовал для того, чтобы поставить себе на службу огромный научный и культурный потенциал империи. Для монголов Китай с его древней цивилизацией сыграл во многом такую же роль, как Римская империя для западных “варварских” государств, образовавшихся на ее развалинах, как Византия для Руси, Болгарии, других близлежащих стран. Чингисхан ввел в своем государстве уйгурскую письменность, использовал в управлении опыт китайских чиновников, привлек к себе на службу китайских ученых, военных специалистов. Монгольская армия была сильна не только своей могучей и быстрой конницей, где всадники были вооружены луками со стрелами, саблями, копьями, арканами, но и китайскими осадными стенобитными и камнеметными машинами, метательными снарядами с горючей смесью, в состав которой входила нефть.

Чингисхан располагал превосходной разведкой. Прежде чем отправиться в военный поход, монголы через купцов, путешественников, через своих тайных агентов тщательно собирали сведения о своих будущих противниках, о состоянии политического положения в их землях, об их союзниках и врагах, об оборонительных сооружениях. Нередко роли разведчиков играли посольства, засылаемые в ту или иную страну перед ее завоеванием. В армии Чингисхана была строгая дисциплина. За бегство с поля боя смертью наказывался весь десяток, вся семья, в которой служил этот воин. Угнетающее воздействие на врагов оказывали жестокие расправы монголов с противниками” Непокорные города они уничтожали - жгли, разрушали их, а жителей либо уводили в плен (ремесленников, женщин, детей), либо истребляли.

После похода на Китай монголы повернули на Запад острие своей мощной, хорошо организованной военной машины, способной к масштабным и долговременным войнам.

В 1219-1220 гг. монголы захватили Среднюю Азию. Затем монгольское войско продвинулось в Северный Иран, вышло через Южный Прикаспий в Азербайджан, захватило город Шемаху и появилось на Северном Кавказе. Там оно сломило сопротивление алан (осетин), которые тщетно обращались за помощью к половцам. Преследуя алан, монголы появились и в землях половцев, в Приазовье, Крыму и овладели старинным византийским городом Сурожем (Судаком). Теперь перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи.

Трагедия на Калке.

В половецких степях и на границах Руси появились два ударных корпуса Чингисхана - молодого талантливого полководца Джэбэ и умудренного опытом старого Субэдэ. Половецкий хан Котян, в пределы которого вступили монголы, обратился к русским князьям за помощью. Он писал своему зятю князю Мстиславу Удалому, который в это время княжил в Галиче, придя туда по просьбе своевольных бояр: “Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут”. Однако в русских княжествах с сомнением встретили просьбу половцев о помощи. Во-первых, князья не доверяли своим старинным противникам, во-вторых, появление на русских границах новой, невиданной доселе монгольской армии было воспринято как выход из степи очередной орды кочевников. Были печенеги, потом торки, потом половцы. Теперь появились какие-то татары. Пусть они и сильны, но русские рати громили всех степняков. Была уверенность, что русские дружины одолеют и новых пришельцев. Такие настроения отразил и съезд князей в Киеве, который собрался по инициативе Мстислава Удалого. Галицкий князь призывал к единству сил с половцами, к выступлению против неведомого и страшного врага. На его призыв откликнулись не все. Дали согласие участвовать в походе против татар киевский князь Мстислав Романович, Мстислав Святославич Черниговский, Даниил Романович, княживший в это время во Владимире-Волынском (зять Мстислава Удалого), а также князья помельче. В помощи по существу отказал могущественный русский князь, сын Всеволода Большое Гнездо - Юрий Всеволодович Владимиро-Суздальский. Он, правда, послал ростовский полк, но тот не успел явиться.

И Индии была привезена весть о том, что на востоке образовалось новое государство - Монгольская империя, которая очень скоро пришла и к русским границам.

В те времена территория от Китая до Байкала была населена монгольскими племенами. Татары, жившие там же сначала, были заклятыми врагами монголов, но им пришлось примириться с тем, что монголы их покорили. Таким образом, оба этих племени и Русь стали называть просто татарами.

Со второй половины XII века у монголов стали отмирать родоплеменные отношения, а с появлением частной собственности сформировались отдельные семьи. На то время Русь была более развитым государством, чем монголы, которые кочевали.

Наиболее богатым у монголов считался тот, у кого было больше скота и коней. Для этого им нужны были большие площади земли. У монголов были свои вожди, которые назывались ханами. У ханов в подчинении были нойоны, являвшиеся вождями племен. Именно они захватили для своего скота лучшие земли для выпаса. Ханы с нойонами содержали боевые дружины, состоявшие из аратов, которые были просто бедными соплеменниками. Крупные ханы могли позволить себе иметь отборную гвардию, в которой служили нукеры.

У монголов в те времена начали зарождаться феодальные отношения, что можно назвать государственностью. Городов Монгольская империя не строила, а богатство мерилось количеством пастбищ и скота. Считалось, что монголы - это отсталая цивилизация. Они были очень воинственным народом. Для того чтобы захватить новые пастбища, они без раздумья уничтожали тех, кому эти пастбища принадлежали ранее.

Монголы сажали своих детей в седло с детства, и поэтому каждый из них был прекрасным наездником и виртуозно владел арканом, луком со стрелами. Их кони были мохнатыми, низкорослыми, обладали удивительной выносливостью.

Ближе к XIII веку монгольские ханы стали вести борьбу за первенство. Победившие подчиняли себе побежденных, и те становились подданными более сильного хана и воевали на его стороне. А непокорные становились рабами. Монгольская империя проходила свое становление непрекращающимися войнами племен, а позднее - их союзами. Вожди возвышали себя поступать по-другому в те времена не умели.

В начале шестидесятых годов XII века монгольский вождь Есугэю объединил большое количество племен под своим началом. Старшим его сыном был Тэмучэн, которого мы все знаем как Чингисхана. Через некоторое время Есугэя отравили, а его войско разбежалось.

Вдова долгое время жила в нищете до тех пор, пока не подрос Тэмучэн и не собрал свою дружину, вместе с которой он воевал с другими ханами. Ему удалось, подчинив несколько монгольских племен, завоевать для себя трон «Хамаг монгол улуса», а это значит, что все монголы должны были подчиняться только ему. В эти времена он был молодым, смелым, безрассудным и беспощадным воином. Но он умел при определенных обстоятельствах и отступить.

Именно Тэмучэном были проведены реформы, при которых была введена десятичная система организации армии. Им была создана личная гвардия с огромными привилегиями для нойонов и нукеров, которых освободили от налогов. В то же время он покорял и остальные племена. Последним покоренным им племенем были великие татары. В это время площадь Монголии достигла 22% от территории Земли. В 1204-1205 годах Тэмучэна провозгласили Чингисханом - великим ханом. Именно с этих времен Монгольская империя начала свое существование.

Разделы: История и обществознание

Тип урока: усвоение нового материала.

Метод обучения: проблемное изложение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа.

Программа: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России. М. «Просвещение» 2006 г.

Учебник: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. М. «Просвещение» 2007.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • способствовать усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через разминку-схему и тесты;
    • организовать действие по формированию представления о походах Батыя на Русь и обоснований последствий установления для Руси режима ига на её территории через самостоятельное решение исторических задач;
    • содействовать раскрытию причины завоевания Руси монголами через исследовательскую работу с историческими источниками.
  • Развивающие :
    • содействовать развитию логического мышления, умению осуществлять рефлексию деятельности через индивидуальную и групповую формы работы.
  • Воспитательные :
    • способствовать воспитанию у учащихся патриотизма и уважения к историческому прошлому нашего народа, чувства сострадания к горю наших предков, переживших ужас «Батыева разорения»;
    • используя исследовательский метод, помочь овладеть элементами научного познания для формирования ценностных ориентаций и убеждений.

В ходе урока обеспечивалась комплексность и взаимосвязь вышеперечисленных задач.

Средства обучения: наглядные (историческая карта, мультимедийная презентация); печатно-словесные (учебник, документ, карточки, рейтинговые листы).

Оборудование урока:

  • Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2007.
  • Настенная карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII в.”
  • Тетрадь.
  • Меловые записи на доске.
  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Структура урока:

1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала состоит из двух этапов: а) проводится разминка «Разгадай схему»; б) тест.
3. Актуализация знаний учащихся. Организация целеполагания по теме урока, обоснование личной заинтересованности учащихся.
4. Планирование деятельности учащихся.
5. Изучение нового материала: а) организация групповой работы по решению исторических задач; б) самостоятельная работа с учебником по вариантам с целью выявления политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды; в) организация групповой работы с историческими источниками.
6. Первичное закрепление изученного материала: а) в форме фронтальной беседы и самостоятельной работы учащихся о последствиях татаро-монгольского ига; б) самостоятельная работа: письменное рассуждение с обоснованием собственной точки зрения по проблеме о роли ига в русской истории.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Готовимся к уроку. Дежурные, сообщите, пожалуйста, кто отсутствует. Спасибо. Скажите название темы, которую мы изучили на предыдущем уроке.

Учащиеся озвучивают название темы: «Начало монголо-татарского вторжения».

2. Повторение изученного материала

Мы продолжаем изучение темы о монголо-татарском вторжении на Русь. В начале нашего урока я предлагаю провести своеобразную разминку в виде схемы (Приложение 1 , слайд 1), в которой нужно найти три взаимосвязанные клетки по горизонтали, вертикали или диагонали. А затем, постарайтесь объяснить, в чём состоит эта взаимосвязь. В данной схеме два варианта правильных ответов.

Ответы:

1. По диагонали от верхнего левого угла вниз – монгольский вождь Есугэй, его старший сын Тэмучэн (будущий Чингисхан), старший сын Чингисхана Джучи.
2. Средний столбик по вертикали – 1190 г. – Тэмучэн занял трон «Хамаг монгол улуса», т. е. всех монголов; Тэмучэн – это имя Чингисхана; 1204 – 1205 гг. – провозглашение Тэмучэна Чингисханом.

Наша разминка прошла успешно и вы справились с заданием. Чтобы работа на уроке не вызывала затруднений, я предлагаю для повторения и закрепления материала прошлого урока ответить на вопросы теста. Карточки №1 с тестами перед вами.

1 вариант

1. Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов:

а) тумен
б) орда
в) тамга
г) тархан

2. Когда Чингисхан захватил Среднюю Азию?

а) 1212 – 1213 гг.
б) 1216 – 1217 гг.
в) 1219 – 1220 гг.
г) 1222 – 1223 гг.

3. Галицкого князя звали:

а) Мстислав Удалой
б) Мстислав Романович
в) Даниил Романович
г) Мстислав Святославич

4. Битва на реке Калке произошла в:

а) 1220 г.
б) 1221 г.
в) 1222 г.
г) 1223 г.

5. Племенные старейшины у монголов назывались:

а) араты
б) ханы
в) нукеры
г) нойоны

2 вариант

1. Курултай – это:

а) территория
б) съезд вождей
в) город
г) военная единица

2. В 1211 г. Чингисхан обрушился на:

а) Северный Иран
б) Азербайджан
в) Северный Китай
г) Северный Кавказ

3. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом в:

а) 1204 – 1205 гг.
б) 1205 – 1206 гг.
в) 1206 – 1207 гг.
г) 1207 – 1208 гг.

4. Монг. ханы приняли решение о походе «к последнему морю» в:

а) 1221 г.
б) 1227 г.
в) 1231 г.
г) 1235 г.

5. В 1227 г. во главе Западного улуса Монгольской империи встал:

а) Джучи
б) Батый
в) Джэбэ
г) Субэдэ

Приступаем к проверке (2-й слайд)

3. Актуализация знаний учащихся

Продолжаем работу. Обратите внимание на экран (Приложение 1 , слайд 3). Такие же самые тексты на карточках №2 лежат перед вами на столах. В исторической науке, существуют три точки зрения на роль ига в русской истории. Давайте с ними познакомимся. Найдите в каждом высказывании ключевые слова, характеризующие отношение вышеназванных учёных к данным событиям.
У нас получились три противоположные точки зрения, которые можно изобразить в виде схемы (Приложение 1 , слайд 4)
Сегодня на уроке я ставлю перед вами проблему, и предлагаю подумать: какую роль сыграло иго в истории русского государства? С какой точкой зрения вы согласны и почему ? В конце урока в течение пяти минут вам нужно будет написать ответ. Подумайте, что необходимо знать, чтобы решить данную проблему?
О каком государстве идёт речь в данных высказываниях? Сформулируем тему нашего урока: «Монголо-татарское нашествие на Русь».Исходя из ранее известных вам сведений по этой теме, попытаемся сформулировать цели урока:(Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока).

В русской истории немало переломных моментов. Один из важных рубежей – это монголо-татарское нашествие. Оно разделило Русь на домонгольскую и послемонгольскую. Монголо-татарское нашествие и ордынское иго заставили наших предков пережить страшный по своей силе стресс. В последствии Русь отомстила Орде на поле Куликовом, а потом и вовсе сбросила иго, но оно не прошло бесследно.. Разрушенные человеческие судьбы, уничтоженные города и столетия страха и унижений заставили русского человека задуматься, и, наконец, понять, что его сила и мощь в единстве и сплочённости.
– Исходя из вышесказанного, я предлагаю такой план урока:

4. Планирование деятельности учащихся

1. Нашествие Батыя на Русь.
2. Борьба русских городов с захватчиками.
3. Ордынское владычество на Руси.
4. Работа с историческими источниками.

5. Изучение нового материала

Задание учащимся: Знакомясь с новым материалом по теме «Монголо-татарское нашествие на Русь» мы будем работать в группах. Какое опережающее задание вы получили к этому уроку? (Звучит ответ учащихся: «1 и 3 §2»). Спасибо, это поможет вам выполнить следующее задание. Работая с учебником, решите исторические задачи по предложенным вам карточкам. Они выданы каждой группе. Задачи составлены с учётом возможностей каждой группы. Лидеры групп оценивают ответ каждого члена своей группы. После выслушивания всех выставляют оценки в рейтинговые листы и озвучивают заключительные выводы. Приступаем к работе.

Задача 3 группы: «Объясните, почему завоеватели поддерживали русскую церковь. Какую роль играла церковь в то жестокое время?»

Задача 2Б группы: «Покажите на примерах взаимоотношений русских князей с монголо-татарами, что междоусобицы сказывались и в этот грозный для страны час».

Задача 2А группы: «Монголо-татарское иго задержало развитие Руси, но не могло его остановить совсем. Почему?»

Задача 1 группы: «Чем можно объяснить победы и высокий уровень военного искусства монголо-татар при условии, что по характеру общественного строя они стояли ниже многих завоёванных ими стран».

Заканчиваем обсуждение. Озвучьте, пожалуйста, задачи, над которой работала каждая группа. Слушаем ваши выводы. (Выслушиваются лидеры всех 4-х групп). Спасибо. Я считаю, что с решением задач все группы справились. А какое ваше мнение ребята? (Учащиеся высказывают своё мнение по работе своих товарищей ).
Обратимся ещё раз к материалу параграфа. Мы выяснили, что Русь попала в зависимость от монголо-татар. Какие два вида зависимости мы можем проследить? Исходя из материала параграфа, скажите, в чем заключалась политическая зависимость Руси, а в чем – экономическая? Первому варианту я предлагаю доказать политическую зависимость, а второму – экономическую. Оформите свои выводы в виде такой схемы: (Приложение 1 , слайд 5).
(Ученики работают с материалом параграфа) . А теперь давайте сравним ваше мнение с тем, что у нас есть на следующем слайде (Приложение 1 , слайд 6).1-й и 2-й варианты проведите взаимопроверку. Оценки сообщите лидерам групп, для выставления в рейтинговые листы. Поднимите руку те учащиеся, кто получил «4» или «5». Молодцы, ребята.
Следующим этапом нашего урока будет работа с историческими источниками. На столе у каждой группы лежат карточки №4 с историческими источниками. Вам необходимо провести небольшое историческое исследование по предложенным вам летописным отрывкам. Задание к каждой работе есть на карточках.
Каждый участник группы вносит посильный вклад в работу над данным документом. По завершению работы руководители ставят каждому оценку в рейтинговый лист.

1 группа работает с историческим источником из учебника на стр. 161 «Нашествие Батыя на Русь» и отвечает на вопросы в конце документа используя при ответе карту (Приложение 1 , слайд 7).

6. Первичное закрепление изученного материала

– Как вы думаете, каковы последствия монголо-татарского ига?

(Фронтальная беседа о последствиях татаро-монгольского ига).

Ребята, запишите высказанные вами варианты ответов в своих тетрадях в виде коротких тезисов.

В течение 3 минут учащиеся записывают свои варианты ответов .

А сейчас сравните ваши тезисы с теми, которые вы видите на экране (Приложение 1 , слайд 8) и сделайте самооценку своей деятельности.
1. Уничтожено множество русских людей.
2. Разорено множество сел и городов.
3. Ремесло пришло в упадок. Многие ремёсла забыты.
4. Регулярно страна выплачивала «ордынский выход».
5. Усилилась разобщенность русских земель.
6. Уничтожены культурные ценности.

Критерии оценок: 5-6 совпадений мнений – оценка «5»; 4 совпадения мнений – оценка «4»; 3 совпадения мнений – оценка «3»; менее 3-х совпадений – работа не оценивается.

Исходя из полученных на уроке новых знаний, постарайтесь решить проблему, поставленную перед вами в начале урока: какую роль сыграло иго в истории русского государства? В отечественной историографии есть три точки зрения на роль ига в русской истории. Напишите, с какой точкой зрения вы согласны и почему (вернуться к 3-му слайду).

7. Подведение итогов урока

Выставление оценок за работу на уроке. Ребята – лидеры групп, оцените, пожалуйста, работу ваших товарищей. Руководитель 3-й группы, слушаем вас. Лидер, не называя фамилий, говорит, сколько членов группы получили оценку «5», сколько человек работали на «4». Затем выслушиваются ответы остальных лидеров. Я согласна с оценками руководителей, т.к. класс работал с интересом, активно. Каждый внёс свой посильный вклад в решении поставленных перед классом задач.

8. Информация о домашнем задании (Приложение 1 , слайд 9)

Задание 3 группе : прочитать §20 п.1, 3 и подготовиться отвечать на вопросы 1, 2, 3, 6, 7 в конце параграфа.
Задание 2 группе : прочитать §20 п.1, 3 и составить по прочитанному материалу тесты (не менее семи вопросов).
Задание 1 группе : прочитать §20 п.1, 3 и провести небольшую исследовательскую работу.
Найти в библиотеках посёлка материалы Лаврентьевской и Ипатьевской летописей по событиям периода монголо-татарского нашествия и на примерах захватов городов Рязани, Владимира, Суздаля, Козельска, Киева провести собственное исследование положения русских людей под ордынским игом.

– Урок окончен. Всем спасибо.

АРД представляет вашему вниманию рассказ о самых древних предках монголов - о великах гуннах, образовавших огромные государства ещё до Чингисхана.

Уже в первом тысячелетии до н.э. на территории Центральной и отчасти Северной Азии, в частности в Минусинской котловине и на Алтае, возникают первые кочевые скотоводческие общества. Сложение обществ, одновременных гуннам Центральной Азии, происходило в несколько особых условиях. Возникшее и развивавшееся скотоводство было в сильной степени связано с земледелием, в то время как в монгольских степях гуннское общество в качестве подсобного промысла знало не столько земледелие, сколько охоту.

Уже с глубокой древности наметились две линии общественного развития. С одной стороны, в провинциях Хэнань и Ганьсу открыта неолитическая культура земледельцев, представленная культурой трипольского типа так называемой Яньшао; с другой — в степных районах, к северу от Хуанхэ, ей современна микролитоидная культура, своими корнями уходящая в степную культуру Монголии, Забайкалья и степей Средней Азии. В соответствии с этими двумя комплексами в эпоху бронзы также намечаются две линии развития культуры Китая. Так, в Хэнани в Ганьсу развивается культура типа Шан и Инь (1766-1122), а в степях и за пределами Великой китайской стены складывается культура бронзы, находящая себе аналогии на обширном материале южной Сибири.

Как бы связывают эти два комплекса культурных явлений ранние формы звериного стиля, прослеженные ещё на пиктограммах Иньской бронзы. С эпохи Чжоу (с 1122 г. до н.э.) выявляются резкие различия в развитии указанных смежных комплексов. В то время как в Хэнани и Ганьсу один комплекс представлен такими выразительными находками, как ранняя чжоуская бронза так называемого архаического стиля (1122-650 гг. до н.э.), связывающаяся по орнаменту с культурой Яньшао, в центральноазиатских степях складывается культура с типично карасукскими формами бронзы, в основном происходящая из Ордоса. В степях эта культура слагается, видимо, не без воздействия южной Сибири, с её классическими формами звериного стиля.

В VII в. до н.э. наряду с параллельным развитием двух комплексов культуры, происходящих из осёдлоземледельческих и кочевых обществ, появляются характерные скрещения. Так, из Северного Китая происходит значительная группа вещей, имеющая явный скифский облик. Пример тому, характерные формы кинжалов с перекрестием в виде опущенных усиков, поясные пряжки с крючком, ножи и кинжалы, украшенные скульптурными изображениями зверей. При этом весь данный комплекс тесно увязывается с предшествующими карасукскими формами. Под влиянием карасукской, а затем скифской культуры наблюдается ряд изменений в классической китайской бронзе чжоуского времени. Отмечается появление звериных элементов в геометрической орнаментике архаической и средней бронзы (1122-950 и 950-650 гг. до н.э.), что позволяет выделить соответствующий стиль Хуай (650-200 гг. до н.э.), из которого вырастает своеобразное искусство Ханьского Китая. Важным фактом является также и то положение, что культура скифского типа проникает в глубь Китая. Так, помимо Ордоса можно отметить пункты в провинции Хубэй (культура Сюаньхуа) и около Пекина (культура Люанбин).

Это взаимоотношение культур достигает своего наивысшего выражения в памятниках южной Маньчжурии V-III вв. до н.э., они отражают процесс скрещения кочевой и осёдлой культуры. Отметим поселение Муянчэн, имеющее облик осёдлой земледельческой культуры. С культурой этого поселения перекликаются несколько более поздние погребения, в Наньшаньли, сложенные из кирпича, в которых были найдены глиняные модели домов с черепичными крышами. Этим комплексам соответствуют грунтовые могилы у поселения Муянчэн, содержащие характерную керамику в виде мисок, сферических круглодонных сосудов, сосудов рюмковидной формы с конусовидным, иногда прорезным поддоном. Особо отметим черешковые костяные и бронзовые стрелы. Муянчэнские поселения и могилы, равно как погребения в Наньшаньли, характеризуют два варианта хозяйства — осёдлого и кочевого, сосуществующих в это время. Это последнее проявление синкретизма двух хозяйственных укладов. С конца III в. намечаются уже резкие различия в культуре степей и земледельческого Китая.

Прослеженные изменения в культуре Китая и кочевников позволяют несколько иначе рассмотреть известия письменных китайских источников. Северокитайские племена времени легендарных императоров Тан и Юй (2357-2255 гг. до н.э.), а именно шаньчжун, сяньюн и хуньюй, связываются по своему происхождению с Китаем. Последний государь эпохи Ся умер в 1764 г. до н.э. И вот указывается, что его сын Шуньвэй ушёл в степь и стал кочевником. Уходы в степь «бывших» земледельцев, например, «попечителя земледелия» Гунлю, неоднократны. Эти легенды как бы являются отзвуком реально происходившего процесса отделения первых скотоводов от земледельцев, что соответствует для третьего-второго тысячелетия до н.э. смене культуры Яньшао и позднего неолита — ранней бронзой степей. Китайские источники отмечают, что ещё в 1140 г. до н.э. северные племена — кочевники жун и ди представляют дань по названию «хуанфу» и имеют тесные связи с земледельцами. Эта связь документируется иньскими изображениями зверей в пиктограммах, являющимися своеобразным проявлением «скифского» звериного стиля на китайской почве.

С первого тысячелетия до н.э. после удачных войн государства Чжоу с кочевниками гуаньжунами, у которых тотемами были волки и олени, связь между кочевниками и земледельцами обрывается. Кочевые племена, обособленные от Китая в течение трёх-четырёх веков, развивают свою кочевую культуру и мало на него влияют. Этой эпохе — на археологическом языке «карасукской» — соответствует местный китайский стиль, так называемой архаической и средней бронзы конца II до середины I тысячелетия до н.э.

Главнейшие кочевые племена, окружавшие Китай, следующие: в районе Ганьсу — племена гуньчжу, гуаньжун, дивань; в Ордосе икюй и лэуфань, и, наконец, в Маньчжурии дуньху и шаньжун. О всех этих племенных группах китайцы сообщают: «Каждое (из поколений) было рассеяно по краям горных долин. Они имели предводителей и старейшин, часто собирались до 100 с лишним (семейств) жунов, но всё не могли соединиться».

С VI-V вв. до н. э. начинается наступательное движение кочевников на Китай. Среди икюйских жунов было уже 25 «городов», т.е. укрепленных поселений (чэн). Китайская правительница Сюаньтайхэу находится в браке с одним из предводителей жунов. Эти факты связи жунов с Китаем, продолжающейся до III в. до н.э., и объясняют появление памятников типа Муянчэн и Наньшаньли, и сложение в чжоуской бронзе стиля Хуай. В 307 г. до н.э. китайский полководец Улян разбивает племена линьху и лэуфань и начинает от Иньшаня строительство «Великой китайской стены».

Так заканчивался первый этап разделения кочевников и земледельцев, тянувшийся тысячелетие, с одной стороны, начинается объединение Китая при династии Цинь (221-206 гг. до н.э.), с другой — достаточно созревшие классовые отношения у кочевников ведут к созданию их объединения, вначале в рамках военно-демократического строя. Племена жун играют здесь господствующую роль. С этнонимом последних явно связано и название племенного союза Центральной Азии — «гунны». Ускорило процесс консолидации сил кочевников жунов строительство «Великой китайской стены».

Следует отметить отдельные находки «гунно-китайского» происхождения, из области Ордос. Здесь для гуннской эпохи характерны предметы искусства, в сильной степени связанные с типами предшествующей эпохи бронзы и так называемой культурой скифского типа. Таковыми памятниками, в частности, являются прорезные бляхи, на которых нередко можно встретить изображение людей. Так, например, на одной пряжке изображена сцена проводов: у двухколёсной повозки стоит мужчина, рядом с ним женщина, быть может жена, которая прощается с его собакой. В скупой на детали сцене выступают характерные черты быта северокитайских кочевников, т.е. южных гуннов; наглядно об этом говорит прежде всего одежда. В ханьский период в искусстве Северного Китая ярко сказывается появление в орнаменте и объёмных изображениях новых сюжетов. Домашние животные — конь, бык — всё чаще и чаще выступают в орнаментике и украшениях.

Скульптурные изображения лошадей, очевидно имеющие ритуальный характер, появляются и в намогильных памятниках. Скульптура заменяет живую лошадь, которую в более ранних погребениях убивали и клали в могилу (например, в кургане Пазырык).

Звериный стиль гуннов реалистичен. Фантастики почти нет; фантастика и абстрактность в искусстве развиваются в более поздний период и вызваны сложением нового типа социальных отношений. Искусство северокитайских кочевников оказало сильнейшее влияние на Китай, в котором, в противовес, например, сухому геометрическому орнаменту чжоуской эпохи — в ханьское время. Здесь возникает, не без влияния кочевников, реалистический стиль, появляются такие сюжеты, как реалистическое изображение животных, рыб, всадников и т.д.

В гуннских могильниках мы встречаем много китайских вещей: зеркала, монеты, ткани, лакированные чашечки и др.. Особенно многочисленны китайские вещи в наиболее богатых могилах. По некоторым найденным предметам или даже отдельным остаткам крупных предметов вооружения, а также таким вещам, как, например, колесницы, можно восстановить вещи китайского происхождения. Для этого достаточно сравнить вещи из Китая эпохи Хань с вещами, добытыми из ноинулинских курганов. Изображение «варваров» (вероятно гуннов) имеется на ханьских резных изображениях в Шаньдуне и других провинциях. Культурное влияние Китая на кочевников (и обратно) было весьма сильным. О культурных связях кочевников не только с Китаем, но и с Кореей можно судить по археологическому материалу. Концентрация вещей китайского происхождения в наиболее богатых курганах заставляет предполагать общественное значение гуннских шаньюев, которые удерживали в своих руках основную массу не только подарков, но и дани.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.