Почему взрослым полезно становиться детьми, а детям взрослыми. Сценарий праздника «Неразлучные друзья-взрослые и дети


Сценарий проведения праздничной программы «Взрослые и дети»

Цели: - формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека ;

Сплочение коллектива детей и родителей;

Развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и школы;

Воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью

Ход классного часа

Песня на мотив «Ветер с моря дул»

Ветер с моря шёл, ветер с моря шёл

Праздник к вам пришёл, праздник к вам пришёл.

И сказать не грех, и сказать не грех:

Он собрал нас всех, он собрал нас всех!

Этот день семьи, этот день семьи

Будем отмечать, будем отмечать

И родителей 2р

будем поздравлять,2р.

Мы сейчас споём 2р

Поздравление2р

Мы всех любим вас 2р

Без сомнения 2р.

Мы желаем всем 2р

Вам терпения 2р

Ведь мы часть семьи,2р

Продолжение 2р

Времена пройдут 2р

Годы пролетят 2р-

Сохраним же мы2р

Ваш любимый взгляд 2р

Будем вас любить 2р

И благодарить2р

За тепло души за тепло души

К детям доброты 2р.

Ведущий 1 : Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова – «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда – то о ней не слыхала земля, но…

Еве сказала перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я»!

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева тихо ответила: «Я»!

« Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева тихо ответила: «Я»!

« Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приголубит? Украсит жилье?»

«Я, я – снова вторила Ева, - я, я…».

С этой поры и родилась семья!

Уч. Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы и смех,

Взлёт и паденье, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце на веки останется в нём.

Ведущий 1 . Я поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.

Ведущий2 . Почитать родителей – значит: в детстве – их слушать, в молодости – с ними советоваться , в зрелом возрасте – о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Ученик

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Ученик

Там, где дружная семья,

От счастья кружится голова!

Там, где дружная семья,

Лица светятся улыбкой

Словно звездочки горят!

Там, где дружная семья,

Спорятся отлично все дела!

Там, где дружная семья,

Удач тропинка пролегла!

Ученик

Волшебный символ жизни – семья,

В нем капелька Отчизны, в нем – я,

В нем мама, папа, братик, сестра,

В нем маленьких квадратик двора.

В нем – солнце, и березка, и дом,

В нем все тепло смеется кругом.

Семь нот волшебных песни, семь фраз.

Чтоб солнца свет чудесный в нем не гас,

Смеялись громко дети земли,

Продолжить род священный могли.

Ученик

И в этот праздник счастья всех нас

Мы поздравляем прямо сейчас,

Пусть крепкой будет наша семья –

Иначе жить на свете нельзя!

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье.

Семья для всех – основа всех начал.

Ученик

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Песня Моя семья + презентация (фотографии семей)

Вед ущий 2 . Как хорошо что мы собрали вместе с вами. У вас несомненно много неотложных дел и забот, но забудьте о них на некоторое время и постарайтесь отдохнуть вместе с нами. Ведь главное в семье – это хорошая погода в доме, а школе – наш общий дом.

Песня «Погода в доме»


  1. Моя семья – как греет душу слово
Папа, мама, брат сестра и я

И строгость, и заботливость отца.

Припев: Главней всего – погода в доме

Любовь и дружба искорка тепла

Моя семья, а всё что кроме

И счастье дать тебе и мне!


  1. Спасибо, мамочка, за нежность,
Твою святую доброту!

Любви вселенскую безбрежность,

Терпенье, такт и доброту!


  1. Ты дорога мне, ты – бесценна!
Поймешь, поможешь и простишь!

Твоя улыбка- драгоценна

Ты, улыбнувшись, исцелишь.


  1. Знай, мама, ты необходима!
Нужна мне каждый миг и час!

Ты – обожаема, любима,

Потом, недавно и сейчас.


  1. Пусть слабость женская вернётся,
пусть с хрупких плеч исчезнет груз.

Любовь к ней снова прикоснется,

Неся для мамы жизни вкус.


  1. Поможем маме быть красивой,
Веселой, доброй, молодой!

Довольной жизнью и счастливой,

Беспечной, искренней, родной!

Ведущий 2: Исполняется сценка «Три мамы»

Песня на мотив «Школьная пора»+ презентация (фотографии мам)

1. Мама всегда с нами рядом,

И помощник, и друг

Каждому жизнь подарила,

Дверь в этот мир отворила

Сколько сегодня прекрасных мам вокруг

Мы желаем вам только мира и счастья

И пускай весенняя нынче пора

Радости, внимания, любви и добра

2. Нежные мамины руки.

Мудрый взгляд добрых глаз.

Сделали если ошибку,

Мамы любимой улыбка,

Нас ободрит и поможет в трудный час.

Припев: тот же

Ведущий-2. А рядом с мамами неизменно присутствуют дорогие папы!

Рабочие руки, отцовские руки!

Они никогда не страдают от скуки!

Им в день выходной не бывает покоя,

Знакомо им тяжкое или большое,

Рабочие руки, в мозолях, бугристые,

Рабочие и... ослепительно чистые,

Все делают так хорошо и умело,

Как в поговорке:" В них спорится дело "

Хоть мама его никогда не попросит,

Картошку с базара лишь папа приносит,

Он тяжести ей поднимать запрещает,

А я виноват, - значит, мне попадает!

И если накажет, но только для виду,

Но в сердце своем не таю я обиду.

Песня на мотив «Замечательный сосед»+ презентация (фотографии пап)

1. Много разных пап свете,

Но один прекрасней всех,

Их, конечно, любят дети,

А мы любим больше всех!

Папа входит - и с порога

Всем «Приветик!» говорит,

У него весёлый вид!

Припев: Па-па,

Это всё наш папа,

Наш любимый папа,

Наш хороший папа, па-па-па-па!

2. Папа плавает, ныряет,

Тащит гирю, как медведь,

Может и котлеты жарить,

Стоит только захотеть.

Папа наш - не только папа,

Он фотограф и певец,

Футболист, рыбак, водитель,

Вот так папа-молодец!

Ведущий 1 . Ребята!
Смотрите! У нас сегодня гости –
Почетные, важные самые!
Это бабушки, мамины мамы!
Это бабушки, папины мамы!

Ведущий 2. Они мудрые, смелые и умелые, нежные и строгие, ласковые и требовательные. За их плечами огромный опыт, который помогает и их детям, и их внукам.

Ведущий 1. Милые бабушки! Сегодня вам – слова любви, признательности и поздравлений!

Ученик. Бабушка!
Ты, как волшебница из сказки,
Нам даришь вновь любовь и ласку,
Поможешь делом и советом,
Накормишь вкусненько при этом.
И совершенно не уместны
Все разговоры про года.
Ведь будешь ты – давно известно!-
Душой моложе всех всегда!

(Исполняется песня “Бабушка” из репертуара группы “Любэ”)

Бывает что в жизни не балует,

Бывает сплошной переплет,

И только лишь добрая бабушка,

И только лишь добрая бабушка,

И только лишь добрая бабушка,

Утешит тебя и поймет.

Мы все для нее дети малые,

Примчишься сквозь ветер и дождь,

Ладони ее исхудалые

К губам осторожно прижмешь.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, баба Полина.

Бабушка, бабушка,

Я люблю тебя.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, Лена, Марина.

Бабушка, бабушка,

Я люблю тебя.

Расскажешь про тайны укромные,

Дворовых баталий бои.

Мы все для нее внуки родные,

Мы все для нее внуки родные,

Мы все для нее внуки родные,

За каждого сердце болит.

Для каждого слово хорошее

Найдет за вечерним чайком,

И скромный гостинец положит нам

В дорожную сумку тайком.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, баба Полина.

Бабушка, бабушка,

Я люблю тебя.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, Лена, Марина.

Бабушка, бабушка,

Глаза - в мире ласковей нет.

Молитвой ее беззаветною,

Молитвой ее беззаветною,

Молитвой ее беззаветною,

Я с детства храним и согрет.

Глядит на меня, улыбается,

И ходики тихо: тик - так.

Отрана моя, здравствуй, бабушка,

Прости если что - то не так.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, баба Полина.

Бабушка, бабушка,

Я люблю тебя.

Бабушка Зоя, бабушка Нина,

Бабушка Таня, Лена, Марина.

Бабушка, бабушка,

Я люблю тебя.

Я люблю тебя,

Я люблю тебя.

Ведущий 2. Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не надобен и клад, коли в семье лад.

Сценка

«Мир в семье всего дороже».

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно было, да Курочка – невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный на совет

Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Дед. Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр купим современный?

Бабка. Что ты, Дед?! Побойся Бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор

Иль возьмем телегу мыла,

Чтобы в доме чисто было.

Внучка. Может, купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

И житейский шумный спор.

То не се, да то не так.

Дед. Ты балда!

Свет такого не видал!

Только Курочка молчит,

Около стола стоит.

Курочка. Ну никак не ожидала

Стать причиною скандала.

Чтобы это прекратить,

И, крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила,

Вдребезги его разбила!

Плачет Внучка, плачет бабка…

Внучка и Бабка . Что наделала ты, Ряба?

Вывернул с дырой карманы.

Дед. Не ту денег, ну и что же?!

Мир в семье всего дороже.

Ведущий 2: Семья вместе – так и душа на месте. Мы не случайно назвали сегодняшнюю встречу с вами «Взрослые и дети», потому что взрослые и дети любят друг друга, а если бы не было детей, то не было бы и взрослых.

Исполняется пес ня «Взрослые и дети» .

Ехать замечательно

На плечах, на папиных.

Доставать макушкою

До сигнала: "Стоп".

Папы, даже важные,

Все одноэтажные,

А вот так с Серёжею

Папа-небоскрёб.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья

Есть на белом свете.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья -

Взрослые и дети.

До чего же вкусная

Булка с абрикосами.

Постовой не сердится,

Транспорт подождёт.

Вот идет по улице

Мама двухсерийная,

И вторую серию

За руку ведёт.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья

Есть на белом свете.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья -

Взрослые и дети.

Дети могут по морю

Плавать капитанами,

Докторскими каплями

Насморки лечить.

Управлять послушными

Башенными кранами,

Этому лишь только их

Надо научить.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья

Есть на белом свете.

Неразлучные друзья,

Неразлучные друзья -

Взрослые и дети.

Взрослые и дети.

Взрослые и дети.

Ученик

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

Здесь ждут тебя всегда с любовью

Отец, и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Ведущий 1 : Очень важно, чтобы в доме поселилось счастье.

Исполняется песня «Мы желаем счастья вам»

В мире где кружится снег шальной,
Где моря грозят крутой волной,
Где подолгу добрую
Ждем порой мы весть

Чтобы было легче в трудный час,
Очень нужно каждому из нас,
Очень нужно каждому
Знать, что счастье есть.




В мире где ветрам покоя нет ,
Где бывает облачным рассвет,
Где в дороге дальней
Нам часто снится дом.

Нужно и в грозу и снегопад,
Чтобы чей-то очень добрый взгляд,
Чей-то очень добрый взгляд
Согревал теплом.

Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,
Как солнце по утрам пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким
Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.
Мы желаем счастья вам
Мы желаем счастья вам
Мы желаем счастья вам

ДЕТИ ОСЫПАЮТ РОДИТЕЛЕЙ ЗВЁЗДОЧКАМИ

света лаптий
Сценарий праздника «Неразлучные друзья-взрослые и дети»

Сценарий праздника

«Неразлучные друзья – взрослые

и дети »

(спортивный праздник

с родителями подготовительной группы)

Разработала :

воспитатель первой квалифицированной категории

Лаптий Светлана Анатольевна

МБДОУ Д/с №23

Станица Петровская

Цель : Установление доверительных и партнерских отношений с родителями. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Показать ценность семейных отношений, значимость дружной семьи, сплотить детей и родителей.

Задачи :

Образовательные :

Формировать потребность в здоровом образе жизни у детей и родителей;

Создать участникам, болельщикам и гостям хорошее настроение, высокий эмоциональный подъем;

Доставить детям и взрослым радость от взаимодействия друг с другом в двигательно – игровой деятельности;

Актуализация навыков выразительного чтения;

Отрабатывание синхронности исполнения движений в танцах.

Развивающие :

Развивать физические качества : силу, быстроту, выносливость, ловкость, сноровку;

Развивать умение действовать сообща;

Развивать артистические и музыкальные способности у детей.

Воспитательные :

Воспитывать умение быть организованным, поддерживать дружеские отношения со сверстниками и взрослыми;

Воспитывать чувство гордости за свою семью;

создать доброжелательную эмоциональную атмосферу между детьми и родителями.

Оборудование : музыкальный центр; 2детских ведерка, 2 удочки, рыбки на магнитах; гимнастические палки, 2 ведра; скакалки; мячи; косынки; игрушки.

Примерно за 2 недели до начала праздника , семейным парам предлагается придумать название своей команды, девиз, приготовить эмблему, единую форму. Для создания характеристики семьи накануне праздника задавались вопросы папе, маме и их детям : о чем мечтает, что любит больше всего, любимое блюдо, хочет стать Президентом и т. д.)

Под спортивный марш дети заходят в зал , делают перестроения и садятся на стульчики.

Ведущая. Добро пожаловать, гости дорогие!

Веселья вам да радости желаем.

Давно мы вас ждем – поджидаем,

Праздник без вас не начинаем .

Приветствует садик веселых гостей,

От теплых улыбок в нашем зале светлей.

Оставили папы сегодня работу.

И мамы забыли большие заботы,

Обули кроссовки, и взяв малышей,

Пришли на праздник сегодня скорей .

И с гордостью каждый сможет сказать,

Что ближе семьи никого не сыскать!

Любителям спорта наше - ура!

Сегодня мы вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за те дружные семьи, которые рискнули принять участие в конкурсах. Чтоб страна была сильна, надо… чтоб дружна была семья! Вы со мной согласны? Да!

Игра со зрителями «Дождь»

Когда я скажу :

- «Упала одна капля» - вы хлопаете в ладоши один раз;

- «Упало две капли» - два раза;

- «Упало три капли» - три раза;

- «Пошёл дождь» - просто хлопаете в ладоши

- «Дождь усиливается, усиливается, пошёл сильный ливень» - сильные хлопки.

Ну, что, попробуем?

Ведущая. Вот такими бурными аплодисментами и встречайте наших участников.

(Под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать» в зал входят семейные команды.)

Ведущая. На нашем празднике мы рады приветствовать дружные спортивные семьи. Поприветствуем их! (Характеристика каждой семьи)

Семья Ижболдиных :

Папа Миша – в настоящее время работает не только на пользу государства, но и работает у себя на огороде, набирается опыта по выращиванию овощей и фруктов, поэтому мечтает разбогатеть и сделать так, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Считает, что сделал в жизни хорошее – так как построил дом. Своей семье хочет показать весь мир. Любит машины, увлекается гонками, в частности – «Формулой 1» , смотрит ее по телевизору. К спорту относится 50 на 50. О том, какие качества жены нравятся - говорит, да все.

Мама Анастасия – по жизни веселая, активная, любознательная, имеет диплом музыканта оркестра, но так как симфонический оркестр далеко от нас, решила стать дизайнером ногтей и работать пошла в парикмахерскую, потому что любимое увлечение у мамы Насти – наводить красоту людям. А вот больше всего любит мама Настя - это лениться, ведь иногда хочется ничего не делать. О своем муже Михаиле Анастасия отзывается хорошо, говорит, что он ответственный и любящий. А вот мечтает Настя, как и все мы, женщины, о богатстве.

Тимофей – в свободное время любит играть в компьютер, а иногда еще помогает маме мыть посуду. Любимое блюдо, что готовит мама – каша манная, а папино блюдо любимое покруче – это салат из капусты, макарон и огурцов, и еще много чего там есть. Как и все дети – сладкоежка , на вопрос

пауком, потому что «нравится им быть» . А вот президентом стать не хочет, потому что со слов Тимоши «это очень сложно и дом высокий у него, а я боюсь высоты» . На вопрос : «какие твои родители» - ответил : рабочие, когда я балуюсь – злые, а если слушаюсь, то добрые и качают мне игры.

Семья Мищенко :

Папа Ваня – любит спорт с детства, поэтому и работает в спортивной школе тренером по футболу; мечтает, чтобы сын стал профессиональным футболистом. Кроме игры в футбол любимое занятие – рыбалка. Считает, что в жизни сделал много хорошего : заимел семью, детей, спас мужчину от гибели. Для своей семьи готов сделать все, что угодно. О своей жене отзывается очень хорошо и говорит, что все в ней устраивает.

Мама Наташа – работает продавцом в магазине «Юлия» , хотя дипломированный агроном-плодоовощевод, решила диплом применять только у себя дома на своем огороде. По жизни добрая, жизнерадостная и очень веселая , так как любит петь, отдыхать на природе, а рыбалку просто обожает; плетение из бисера и рисование считает своим увлечением. Мечта у Натальи очень актуальна в данное время : она мечтает, чтобы не было войны. О своем муже Наталья говорит так : все, какие есть эпитеты и сравнения – это он, наш папа, он у нас – Золото.

Владик – хочет стать, конечно же, тренером по футболу, потому что нравится футбол и папа часто берет на тренировки. В свободное время играет в компьютер и с игрушками. Любимое блюдо, что готовит мама – пюре, а папа готовит вкусный омлет, который обожает. Любит шоколадки, cъел бы и больше 10, делиться, если надо, то будет. Родители у меня веселые, сказал Владик, но иногда ругают нас с сестрой. А вот президентом стать не хочет, потому что скучно просто сидеть и командовать народом.

Вот такие у нас семьи. И неважно, кто победит в этом состязании, главное, чтобы мы почувствовали атмосферу праздника . Пусть девизом нашей сегодняшней встречи станут простые слова : «!»

Все участники дают клятву.

Ведущая. Мы, участники соревнований, торжественно клянёмся :

Участвовать в этих соревнованиях, соблюдая правила, по которым они проходят, уважая заведомо слабого соперника…

Все семьи : Клянёмся!

Бежать только в указанном направлении – шаг вправо, шаг влево считается попыткой к бегству.

Все семьи : Клянёмся!

Соблюдать олимпийский девиз,Быстрее, выше, сильнее!”, что значит : быстрее ветра не бежать, выше крыши не прыгать, сильнее соперника судью не бить.

Все семьи : Клянёмся!

Громче болельщиков не кричать, кроссовками в них не кидать.

Все семьи : Клянёмся!

Соревноваться в истинно спортивном духе во славу спорта и во имя чести своей команды.

Все семьи : Клянёмся!

Ведущая. Сегодня для жюри будет нелегкая работа, но я думаю, что члены жюри будут справедливо оценивать все конкурсы. В жюри я приглашаю : заведующего Ирину Львовну, старшую медсестру Наталию Александровну, воспитателя средней группы Людмилу Николаевну.

Ведущая. Родители такой народ,

На занятость спешат сослаться,

А всем ведь надо спортом заниматься.

Но чтобы ставить всем рекорды

И о болезнях забывать –

Над взрослыми в вопросах спорта

Решили дети шефство взять .

Ребенок. Праздник наш сегодня не простой –

Будем веселиться всей семьей.

Ловкость и таланты вам покажем,

Мамы, папы выступают даже.

Надо нам сдержать свое волнение,

Чтоб отличным было выступление

Пусть команда победит любая –

Дружба наша крепкая такая.

Ребенок. Мамы, папы дорогие!

Знаем, что забот у вас не счесть,

Но сегодня вам докажем,

Что не зря у вас мы есть.

Ваши дочки и сыночки

Очень любят пап и мам.

Пусть от нашей дружбы крепкой

Станет легче в жизни вам!

Ведущая. Состязание, ребятки,

Мы начнем сейчас с зарядки!

Для чего нужна зарядка?

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать

И весь день не уставать!

Дети , к зарядке готовы?

Дети : Готовы!

«Зарядка» под музыку.

Дети читают стихи :

1. Приглашаем всех сейчас.

Праздник спорта и здоровья

Начинается у нас!

Наши мамы, наши папы

На старте вместе с нами!

2. Пусть праздник звезды зажигает ,

Пусть в нашем саду все узнают,

Какие звездные команды

У нас сегодня выступают!

3. Все хотят соревноваться

Пошутить и посмеяться

Силу, ловкость показать,

И сноровку доказать!

4. Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды,

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно.

5. Так хочется, чтоб чаще были вместе

родители и дети-

Тогда всем будет лучше жить на белом свете.

6. Хоть и не слушаем вас иногда, дорогие родители,

Мы вас любим всегда, и хотим всегда без сомнения

Видеть вас в хорошем настроении.

7. Как много собралось в этом зале и родителей и детей.

Целый год ребята ждали важных почётных гостей.

Ведущая. Сегодня наш праздник пройдет в 2 тура . Итак, мы начинаем 1 тур – спортивный, где участвовать будут взрослые и дети – наши команды :

Команда Ижболдиных команда Мищенко (Произносят название команды, девиз)

1.«Разминка» - так называется первая эстафета, во время которой всем членам команды предстоит по очереди добежать до модуля, на котором находятся эмблемы «мама» , «папа» , «я» , надеть соответствующую эмблему, обежать модуль и вернуться на линию старта.

2. «Бег с эстафетной палочкой»

Команды выстраиваются в колонну по одному. По сигналу ребёнок с эстафетной палочкой бежит до стойки, оббегает её и возвращается. Передает эстафету маме, мама – папе.

3. Конкурс «Уборка» (конкурс для мам) .

По залу рассыпается,мусор” (кубики, теннисные шарики, мячики, по сигналу мамы надевают халаты, завязывают на голове косынки, берут в руки совки и веники и собирают,мусор” в ведро. Побеждает мама, собравшая большее количество предметов.

Ведущая. А у нас музыкальная пауза.

4. Конкурс «Рыбки»

Ведущая. К праздничному столу каждому члену команды нужно наловить рыбу удочкой, принести ее в свое ведро и удочку передать следующему члену команды. Чья команда справится первой. Какая семья самая ловкая.

5. «Морской волк»

Ведущая. Настоящий мореплаватель за свою долгую службу не раз попробовал, какая на вкус морская вода. Вам же мы предлагаем стакан

вкусного сока и три соломинки. Чья команда быстрее выпьет сок из своего стакана через соломинки, тот и победит в этом конкурсе. Но пить нужно сразу всем членам команды.

6. «Лягушка путешественница» . Команде дается шест (гимнастическая палка) . Ребенок цепляется на шесте, родители, берутся за концы шеста, и

таким образом, преодолев дистанцию возвращаясь на место. Команда, которая прибежала быстрее получает бал.

Ведущая. А пока команды отдыхают, Полина Мороз прочтет шуточное стихотворение о спортивной семье.

Спорт в нашей жизни значит немало.

С детства твердила об этом мне мама.

В нашей семье мы со спортом дружны.

Нам состязания очень нужны.

Вышел папа на ковер.

Он, конечно, не боксер.

Но когда ударил правой,

Зал взорвался криком : "Браво!"

Папа, что ты натворил!

Ты жюри все завалил!

Бабушка взялась за гири.

Репортаж в прямом эфире.

Пусть завидует Ван Дамм!

Сто пятнадцать килограмм

Поднимает без усилий.

Не сыскать ей равных в мире.

Вышел дедушка вперед -

Расступился весь народ.

Старикам у нас дорога.

Старикам у нас почет!

Дед разбег покруче взял -

Перепрыгнул через зал.

Все, кто это наблюдали,

Прямо с мест повыпадали.

Тут и маму запустили.

Наша мама в вольном стиле

На скакалке скачет ловко.

Вот что значит тренировка!

Доскакала бы до ста.

Не устаю повторять я упрямо,

То, что с пеленок внушала мне мама.

Будете спортом всерьез заниматься,

Нечего будет в жизни бояться.

Ведущая. Ну, что ж, конкурсы продолжаются и сейчас конкурс для капитанов.

7. «Кто быстрей вытащит скакалку из-под стула» . Капитаны бегают вокруг двух стульев, под которыми лежат скакалки. По окончании музыки надо сесть на стул и вытащить скакалку. Кто первый.

8. «Передай мяч» . Участвуют дети и взрослые .

Дети стоят в колонне друг за другом, ноги широко расставлены. Необходимо прокатить мяч между ног, последний игрок ловит мяч, бежит, встаёт впереди колонны и передает мяч снова. И так до куба, на котором стоит флажок.

9. «Семейная эстафета» . По сигналу папа бежит к кубу надевает кепку, возвращается бегом к маме, передает эстафету. Мама, бежит, повязывает косынку, возвращается. Мама и папа делают «стульчик» из рук, куда садится ребенок, и все вместе бегут к кубу. Ребенок берет игрушку - свисток и возвращаются на линию «старт» , где ребенок подает сигнал свистком, они закончили эстафету.

Ведущая. Кто же станет победителем в наших соревнованиях, мы узнаем чуть позже.

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели :

Великое чудо - семья!

Храните ее, ведь нет в жизни важнее цели.

Ведущая. Итак, наш спортивный праздник завершен ,

А в жюри итог еще не подведен.

Не ошибиться им желаем,

А мы пока немного потанцуем!

Танец : ___

Ведущая. Прошу наши спортивные семьи пока пройти и занять места в зале, а мы переходим ко 2 туру нашего праздника . Жюри у нас остается в том же составе, работаем так же, по пятибалльной системе. Да, работы у него много сегодня. Ну, что ж, продолжаем.

Ведущая. Совсем недавно мы с вами выбирали Мисс детского сада. Девочки готовили красивые наряды, шляпки, читали стихи, пели и танцевали. А сегодня на сцену выйдут шесть настоящих парней, которые будут бороться за звание «Мистер детского сада» .

Сегодня моей помощницей будет Сирота Даша, и мы вместе с ней проведем несколько конкурсов для мальчиков, чтобы узнать, кто же из них станет Мини-Мистер детского сада!

Даша С. Итак, встречайте наших конкурсантов : Афанасьев Ваня, Мищенко Владик, Шелуха Семен, Сирота Виталик, Мкртумян Марат, Карташов Данил.

Ведущая. Первый конкурс - «Визитная карточка» .

Каждый участник немного расскажет о себе. (Мальчики поочередно выходят и рассказывают о себе : чем любят заниматься, о чем мечтают, где живут, любимые игры и т. д.)

Даша С. А сейчас у нас танцевальный конкурс – танец «Рок-н-ролл» , где помогать мальчикам - конкурсантам будут девочки.

Ведущая. Следующий конкурс - поэтический, он называется : «Я люблю Россию» .Мальчики прочтут стихи о Родине, о Кубани, которые искали и выбирали всей семьей.

Ведущая. Домашнее задание для мальчиков было следующее – изготовить вместе с папами кормушки для птиц. Просим жюри осмотреть работы и оценить их в баллах.

Даша С. Какие молодцы папы и мальчики, оказываются они у нас умельцы.

Ведущая. Да, Дашенька, и папы и наши мальчики большие молодцы. Аплодисменты им! Теперь мы обязательно повесим эти замечательные скворечники в нашем детском саду. И надеемся, что в них заселятся скоро птички. Вот и закончилась наша конкурсная программа. Все наши мальчики показали себя настоящими джентльменами, а кто из них достоин почетного звания «Мистер детского сада» , мы скоро узнаем.

Даша С. А пока жюри подсчитывает окончательные результаты, я предлагаю вам посмотреть танец наших детей.

Ведущая. Прошу семейные команды построиться. Наступил волнительный момент, пришла пора узнать семью-победительницу праздничного спортивного соревнования под названьем «Неразлучные друзья – взрослые и дети » .

Слово предоставляется председателю жюри. (Награждение грамотами, подарками и призами)

Ведущая. Вот и подошел к концу наш спортивный праздник .

Пусть вам семейные старты запомнятся,

Пусть все невзгоды пройдут стороной,

Пусть все желания ваши исполнятся,

А физкультура станет родной!

Даша С. А теперь наше жюри объявит результаты конкурса «Мистер детского сада» и мы с вами узнаем победителя. (Награждение мальчиков) .

Даша С. Провели мы состязанья

И желаем на прощанье

Всем здоровье укреплять,

Мышцы крепче накачать.

Телевизор не смотреть,

Больше с гирями потеть.

На диване не лежать,

На скакалочке скакать.

Всем сегодня пожелаем

Не стареть и не болеть,

Больше спортом заниматься,

Чувство юмора иметь.

Ведущая. И вот итоги подвели,

Какие не были б они,

Пускай спортивные дороги

Здоровьем наполняют дни.

Пусть юность, дружба, спорт и мир

Всегда шагают с нами рядом.

Кого мир спорта закружил,

Тот смотрит дружелюбным взглядом.

Сегодня стали мы сильнее.

Сегодня стали мы дружнее.

Сегодня проигравших нет,

Есть просто лучшие из лучших.

Пусть в каждом сердце дружбы свет,

Зажжет поступков добрых лучик.

Ведущая. Принимайте от вокальной группы «Горошинки» в подарок эту песню___ .

(Играет веселая музыка, команды и дети уходят )

Сценарий концертной программы «Взрослые и дети»

Детство- время золотое

И волшебные мечты.

Детство- это мы с тобою,

Детство- это я и ты! (на вступление)

1. «Детство-это я и ты» (без объявления «Эксклюзив»)

-Привет ребята!

-Здравствуйте дорогие взрослые!

-Первый день цветного лета

Вместе нас собрал, друзья.

-Праздник детства!

-Песен!

-Света!

Праздник мира и добра!

-Целый год мы ждали этой встречи в концертной программе «Взрослые и дети»! Друзья, сегодня 1 июня, в день Защиты детей здесь, в зале собрались мальчишки и девчонки, и те, кто еще недавно были мальчиками и девочками.

-А теперь уже мамы и папы!

-Или даже бабушки и дедушки!

-А все потому, что детство никогда не кончается!

-Добро пожаловать в наш мир, в котором круглый год улыбки, песни, танцы, игры!

-Наслаждайтесь! На этой сцене говорит талант, красота, мастерство, искусство!

(без объявления «Эксклюзив» танцевальный блок- «Мультяшки», «Цыплята»,

_ Шарики-лошарики» 2-4)

-Фантан аплодисментов нашим замечательным артистам!«

Нынче зал наш собрал и тех людей,

Чья работа добра и сердечна,

- Кто за будущее в ответе, -

Педагоги, наставники, тренеры,

- Те, чей труд - одарённые дети,

Чья работа – талантов горение!

Для поздравления и награждения наших педагогов и самых талантливых мальчишек и девчонок на сцену приглашается Заведующий отдела образования Администрации Константиновского района Елена Юрьевна Дьякова.

- Образцовая студия танца и театр моды «Эксклюзив», руководитель Широкая Элина Александровна

- Детский хореографический коллектив «Сюрприз» ,руководитель Грызункова Тамара Анатольевна

- Вокальный ансамбль первоклашек Детской школы искусств. руководитель Болдырева Вероника Игоревна

- Вокальный ансамбль «Акварель», руководитель Колесникова Людмила Александровна

- Вокальный ансамбль «Лучики солнца» », руководитель Сундукова Ольга Васильевна

-Детское объединение «Художественное слово»

Аликулова Маргарита

Бруцкая Эльвира

Трушкина Елена

-Здоровье нации – есть, безусловно, спорт! (награждение)

-Фантан аплодисментов нашим замечательным педагогам и их воспитанникам!

- Сколько в зале мам, пап и сестренок,

-Даже брат мой на праздник пришел.

Вспомнил песни, как пел для девчонок,

С пацанами гонял как в футбол!

-Взрослые! Если грустите,

Грустно сейчас на душе –

-Детство в аптеке спросите:

В капельках или в драже.

-Пару цветных витаминок,

Капелек с сахаром пятъ –

-И босиком без ботинок

Прямо по лужам гулять.

-В ваших глазах отразится

Небо такой синевы...

-И на крылатых качелях

Будто помчитеся вы ….(«Крылатые качели» без объявления).

5.«Вальс»( без объявления)

6. «Лето (без объявления)

7.«Чеботуха» (без объявления)

Губы я накрасила,

Брови и ресницы.

Мама, как увидела,

Сразу стала злиться.

- Посмотрись-ка в зеркало,

На кого похожа!..

- Мамочка, мне хочется

Быть красивой тоже!.

8.«Мои детские желания» (без объявления)

9. «Матаня» (без объявления)

- О чем мечтают дети?

-У нас мечта одна:

-Пусть будет на планете

Мир – добрый как весна!

10.«Лучики солнца» (без объявления)

«Взрослые и дети»(минус для слов)

Дорогие друзья!

Этот праздник мы посвятили всем взрослым!

И всем детям!

Мы хотим, чтоб у всех девочек и мальчиков были родители.

А у родителей были дети.

Чтоб на нашей планете был мир!

И ярко светило солнышко!

И если очень захотеть,то все мечты сбываются!

И у наших детей будет самое лучшее на свете детство, ведь они это заслуживают!

Организаторы праздника благодарят за участие в концерте:

Образцовую студию танца и театра моды «Эксклюзив», руководитель Широкая Элина Александровна

Детский хореографический коллектив «Сюрприз, руководитель Грызункова Тамара Анатольевна

Вокальный ансамбль первоклашек Детской школы искусств, Юлию Николаевну и Софию Парамоновых, руководитель Болдырева Вероника Игоревна

Вокальный ансамбль «Акварель», народный хор ветеранов войны и труда, руководитель Колесникова Людмила Александровна

Вокальный ансамбль «Лучики солнца» », руководитель Сундукова Ольга Васильевна

Каждый из нас время от времени сталкивается с определенными трудностями отношениях. Мы виним партнера, себя, обстоятельства, работу и все что угодно еще. Однако мало кто задумывается, что многие проблемы и неудачи в личной жизни имеют корни в нашем детстве. Откуда берутся проблемы в отношениях, и действительно ли виноваты обстоятельства, попробуем разобраться.

Жизненные сценарии

Психологи утверждают, что жизнь человека, включая его отношения с близкими людьми, часто строится по определенным сценариям, которые формируются с раннего детства, в период от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к событиям и принимает их за истину в своей дальнейшей жизни.

1. Победитель.

Такой человек в глазах окружающих часто выглядит обыкновенным «везунчиком». Всё в его жизни складывается наилучшим образом, у него есть здоровая привязанность в отношениях, стабильность и энергичность. Безусловно, такие люди иногда сталкиваются с трудностями и даже поражениями, но жизненный сценарий такого человека построен таким образом, что он, подобно неваляшке, каждый раз поднимается и продолжает путь к победе.

Почему: В детстве такой ребенок получал достаточно внимания, а главное, одобрения со стороны взрослых. Родители часто хвалили его и поощряли к самореализации. При этом необязательно, что это избалованный ребенок. Восприятие реальности со стороны победителя строится на осознанном и адекватном отношении к происходящему. Иначе говоря, за проступок ребенок наказывался, за качественно выполненное дело — поощрялся.

2. Непобедитель.

Сценарии отношений часто бывают похожими между собой. Непобедителя от победителя отделяет один шаг. Такой человек выглядит успешным, но для достижения стопроцентного результата ему постоянно чего-то не хватает.

К данной категории можно отнести большую часть населения земного шара. Практически не существует людей, которые с детства не мечтают о чем-то, не строят планов. Но в отличие от победителей, редко кому из них удается увидеть исполнение своей мечты в полной мере. Например, мальчик всю жизнь мечтал стать пилотом международных авиалиний, но в итоге работает диспетчером в аэропорту.

Почему : Таким детям родители часто говорили: «Умей довольствоваться малым», «Не выделяйся из толпы», «Тебе не обязательно играть главную роль в спектакле» и т.д., и затем такие линии поведения прослеживаются в жизни, как повторяющиеся сценарии. То есть человек следует заложенной с детства истине: заниматься своим делом, но не выходить за рамки.

3. Неуспешный.

Для таких людей все сценарии отношений сводятся к одному: вечный проигрыш. Даже если неуспешному и удается достичь успеха в какой-либо сфере, он считает это нелепой случайностью, и готовится к худшему, принижая свои заслуги. Неуспешные люди вполне способны занимать высокие должности, но их проблема — внутреннее несоответствие с занимаемой успешной позицией в силу убеждения, что он этого не достоин.

Почему: Большая часть неуспешных людей были лишены в детстве родительской поддержки, выросли в неблагополучных семьях, часто сравнивали себя с окружающими и чувствовали себя хуже, отсюда сформировалась низкая самооценка, с которой бороться приходится на протяжении всей жизни.

Как можно видеть из подобных исследований, все повторяющиеся сценарии связаны с заложенными в детстве истинами и привязанностями к родителям.

Типы привязанности и сценарии отношений

Взрослых людей формируется в детстве в виде создания жизненного сценария, который впоследствии распространяется на всю нашу последующую жизнь. В зависимости от эмоций, заботы и внимания, которые получает ребенок от родителей, изменяется его отношение к партнерам: он либо строит успешные личные отношения, либо подсознательно старается избежать близости.

1. Безопасность и спокойствие в отношениях

Основной страх, с которым все мы сталкивались в детстве — боязнь одиночества. Когда родители рядом, ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. И если он получает достаточную эмоциональную поддержку от родителей, то момент их отсутствия переживает спокойно, и радуется, когда они возвращаются.

2. Тревожные отношения

Это второй тип привязанности, который идет из детства. Когда маме приходилось уходить по делам и хотя бы ненадолго оставить ребенка одного, на подсознательном уровне он воспринимал это, как отвержение. Между ребенком и родителями не было постоянного контакта, и в эмоциональном плане это могло выражаться в чувстве тревожности, плаче, и даже истерике.

В итоге : У такого человека часто вырабатывается тревожный комплекс, сопровождающийся упреками: «Ты меня не любишь», «Я для тебя пустое место» и т.д. Причина кроется в отсутствии подтверждений родительской любви в детском возрасте, перекочевавшая во взрослую жизнь в виде того же страха быть ненужным.

3. Отстраненные отношения

Этот тип привязанности можно обозначить и как стремление избежать близости. Это полная противоположность двух предыдущих типов. В детстве с родителями имеет минимальную эмоциональную связь. Уход матери воспринимает спокойно, равно как и возвращение.

В итоге : На первый взгляд, такой тип личности может казаться спокойным и уравновешенным, но это далеко не так. Страх быть отверженным скрыт очень глубоко, и кажущееся равнодушие ко всем и вся является лишь защитной реакцией. Такой ребенок, став взрослым выбирает вообще не строить отношений, чтобы не оказаться раненным. Он избегает любой близости и глубоких эмоциональных связей.

4. Дезорганизованная привязанность

Такой тип привязанности, пожалуй, наиболее сложен. Если в предыдущих случаях всё более-менее понятно, то здесь человек зачастую сам не знает, чего от себя ожидать. В детстве он то слепо требует материнской любви, то резко отталкивает ее. Это объясняется одновременной потребностью в близких отношениях и страхом быть отвергнутым.

В итоге : С одной стороны, такому человеку хочется с головой броситься в отношения, посвятить себя любимому человеку и самому быть любимым. С другой стороны, он постоянно чего-то боится и сохраняет дистанцию, оставляя для себя пути отступления. Самый сложный тип людей, потому что сами не могут определить свои желания и не способны контролировать эмоции. Все сигналы, которые он подает партнеру, с большой долей вероятности будут истолкованы неверно, так как верного истолкования просто нет.

Что делать с повторяющимися сценариями в отношениях

Если вы осознали, что за вами постоянно идет из детства шлейф неудач, обид и переживаний, это не повод разочароваться в попытках все изменить. Осознав причину неудач в отношениях, вы можете приступить к изменению тех жизненных сценариев, которые идут из детства и мешают вашим отношениям. И поскольку это глубокая и серьезная проблема, начните , который сможет трансформировать ваше отношение к себе, к жизни и близким людям и избавит вас от страхов.

Каким бы сложным ни было наше детство, важно не зацикливаться на прошлом и не выносить из него травмирующие нас события. Так мы только расходуем свою жизненную энергию, которую могли бы потратить на созидание, а не на разрушение желаемого будущего.

Слова взрослого человека могут оказать влияние на жизнь человека подрастающего, задать ему некоторый жизненный сценарий. Не только слова родителей, но и обращения, внушения посторонних людей, которые стали значимыми для ребенка на определенном этапе жизни в силу сложившихся обстоятельств, могут повлиять на выработку им определенной стратегии в жизни.

Что такое жизненные сценарии?

Сценарий… Что означает это слово? Слово «сценарий» произошло от итальянского scenario , от лат. scaena – сцена. Это изложение сюжетной схемы, по которой разворачивается действие в театре импровизационного типа. Сценарий определяет основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги и т.п. Непосредственный текст импровизационного представления создается самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом жестко не фиксируется, а варьируется в зависимости от реакций и отклика зрителей.

Можно сказать, что мы живем по сценариям, в которых определен порядок поведения, но определен не жестко, мы реагируем на изменяющиеся условия, реакции других людей. Можем ли мы сами писать эти сценарии или бессознательно следуем чьим-то авторитетным словам, выполняем программу, написанную для нас значимыми людьми?

На наше поведение могут оказать большое влияние слова близких людей, особенно родителей.

На наше поведение могут оказать большое влияние слова близких людей, особенно родителей. Но важно отметить, что не любые слова становятся сценарными предписаниями, а те, которые сказаны в ситуации особого эмоционального напряжения, когда ребенок особенно чувствителен и внушаем. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» мы встречаемся с родительским предписанием, наставлением, которое и становится жизненным сценарием героя: При расставании (юного Павлуши Чичикова с отцом. Ред.) слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта вещь надежнее всего на свете… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном… и с тех пор его больше не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

В повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке» описывается история молодого человека, поступки которого во многом были определены словами сотрудницы детской библиотеки: Помимо скверного характера было еще кое-что, некоторое неудобство, оставленное ему светлой страдалицей Серафимой Ильиничной. А именно: подслеповатый, упорный ее взгляд, и тихое: «Петечка, надо быть честным мальчиком». Дворовым был, не присмотренным, сыном телефонистки, что вечно в две смены, а придет домой – валится как подкошенная, и главная мечта жизни – отоспаться. Детская память легкая, многое затушевывается – жидкий чай в закутке библиотеки, твердый пряник с размоченным в чашке уголком, выбранные ею книжки, настойчиво и тихо формировавшие его ум, рассказы о лагерях, где она провела семнадцать лет, – многое забылось. Но вот это – «Надо быть честным мальчиком, Петечка» – въелось родимым пятном. Таскал с собой повсюду, как узелок с бедным скарбом, стеснялся и прятал: «Петечка, надо быть честным мальчиком». Просто до банальности. Но несколько раз это останавливало на том краю, с которого другие ступали.

Будучи взрослыми уважаемыми людьми – родителями, учителями, руководителями, – мы можем неосознанно прописывать сценарии жизни нашим любимым и не очень любимым подопечным, повторяя им определенные высказывания-послания: «Ну что тебе, больше всех надо?», «Плохо тебе придется с таким характером!», «Ты еще не дорос обсуждать эти проблемы», «Опять у тебя ничего не получилось!».

И вот уже один ребенок перестает стремиться вперед, а другой всегда готов к худшему, а третий может всю жизнь считать себя не доросшим до чего-то. Так как круг взрослых постоянно время расширяется, то ребенок слышит разные послания в свой адрес, иногда противоречивые. Какой сценарий он выберет, что западет ему в душу, чьи слова окажут решающее значение? Будут ли это слова родителя или постороннего, но близкого по духу человека?

Конечно, первые предписания дети получают в семье, но затем они подвергаются воздействию со стороны других значимых людей, и прежде всего учителей, поэтому очень важно выяснить суть вопроса, озадачиться своей ролью в жизни подрастающих людей. Я как-то раз услышала, как завуч по воспитательной работе говорила назидательным тоном провинившемуся подростку: «Я могу сказать, что из тебя выйдет в жизни: сначала тебя поставят на учет в детскую комнату милиции, потом ты начнешь пить, а потом попадешь в тюрьму». Чем не страшный сценарий жизни? Надеюсь, что данный сценарий не сбылся, во-первых, потому что отношения между подростком и завучем больше располагали к развитию контрсценария, вопреки словам данного человека; во-вторых, этот подросток отличался самостоятельностью мышления, внушению поддавался плохо.

В любом случае нашей детской внушаемости противостоит наша самоопределяющаяся личность. Это в какой-то степени помогает нам снимать с себя ответственность в отношении выбранных сценариев жизни людьми, на которых мы оказывали влияние. В.Леви в своей книге «Нестандартный ребенок» обращает внимание на это противостояние внушения со стороны других и самости человека: Внушаемость – ворота души: открытость другому, способность верить. Столь очевидная и беспредельная детская внушаемость сохраняется и у взрослого, но претерпевает сложные изменения, переходит на новые уровни. И врачебное внушение, и гипноз возможны лишь потому, что в каждом всю жизнь продолжает жить, страдать и надеяться внушаемое дитя. Но внушаемостью человек только начинается. В нас заложено и изначальное ее отрицание – САМОСТЬ, природная самобытность. Развиваясь вместе с нами, внушаемость делается все более избирательной, начинает сама себя сдерживать, опровергать, начинает осознаваться и – если только развитие не останавливается – переходит в управляемую САМОвнушаемость. Только так возникает существо мыслящее и способное к самоусовершенствованию – существо творческое – человек духовный».

Вот небольшой отрывок из повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», который очень наглядно показывает возможность десятилетнего ребенка противостоять обидным словам, не впитывать их, не делать своим сценарием жизни. В детстве бабушка постоянно говорила мне, что я – идиот, больной, клинический кретин, хуже всех, что ничего у меня не получится, и будь я проклят… При этом сам я всегда знал, что я – самый умный, самый здоровый и дайте мне только шанс, я всем это покажу. Вокруг была словно защитная скорлупа, которую не пробивали никакие нападки. Я мог плакать от обиды, потом садился где-нибудь в углу, и внутренний голос тихо говорил: старик, расслабься, ты не кретин, не больной и вовсе не хуже всех… все наоборот!

Да, ребенок может противостоять настойчивым бессознательным предписаниям (бабушка зла не хотела, просто так воспитывала), но не каждый обладает такой эмоциональной и личностной устойчивостью, не у каждого рядом есть мудрые родители, такие, как Елена Санаева и Ролан Быков.

Жизненные позиции

А теперь важно подробно рассмотреть психологические механизмы возникновения сценариев жизни.

Что же такое важное закладывается в нас в детстве и программирует нашу судьбу? Ответ дает транзактный анализ (transaction – сделка, соглашение) – наука о человеческом поведении. Основателем этого научного направления является американский психиатр Эрик Берн.

Первые предписания дети получают в семье.

Э.Берн выдвинул интересную идею, связанную с возникновением у человека жизненных сценариев. По Э.Берну, уже в раннем детстве человек имеет представление о себе и об окружающих его людях. Варианты оценки самого себя и других людей получили название жизненные позиции .

Я плохой, ты хороший

Это самая распространенная позиция, потому что каждый ребенок под влиянием критики, запретов и наказаний со стороны родителей проходит стадию самосознания: «У меня что-то не в порядке. Я плохой». А о всемогущих родителях думает: «У них все в порядке. Они хорошие». Ребенок становится неуверенным в себе и, хотя в целом он доброжелателен, очень самокритичным. В школе эта позиция может поддерживаться, если ребенок часто испытывает чувство стыда и вины за собственную неуспешность. А достаточно часто эти чувства и еще чувство тревоги развиваются в школе как суррогат учебной мотивации. Становясь взрослым, этот человек стремится к любви и признанию, зависим от поддержки и одобрения окружающих. У него нет чувства собственной значимости: что бы он ни делал хорошего, все равно считает себя плохим.

Я плохой, ты плохой

Выход из первой позиции в позицию «Я плохой, но и ты тоже» формируется при спартанском воспитании (или отсутствии родителей), когда мало ласки и «поглаживаний» родителей. Впоследствии человек отвергает все знаки внимания, даже исходящие от чистого сердца, часто замкнут, не любит ни себя ни других, никому не доверяет. С ним сложно общаться, так как он видит в других только плохое. Если демонстрировать ему свои достоинства, злится и мстит за это унижение. Общение с таким учеником является сложным: слишком много недоверия надо преодолеть учителю, слишком сложно бывает уделить достаточно времени и сил этому ребенку, чтобы выявить, а главное поддерживать изо дня в день позитивные особенности его личности.

Важно осознавать, что такие люди склонны к уходу в другую реальность (религия, виртуальность) и к самоуничтожению: алкоголь, наркотики, конфликты, обжорство, самоубийства.

Я хороший, ты плохой

Если родители, которые поначалу воспринимались как благополучные, в течение долгого времени обращаются с ребенком грубо и жестоко, то он переключается на эту позицию, ища любви и признания, старается во всем быть первым, чтобы показать свое превосходство. Плохо, если при этом ребенок имеет средние способности. Тогда самоутверждаться он будет путем унижения окружающих: оценивать, осуждать, поучать, наставлять, задавать много унижающих вопросов. Этот человек смотрит на жизнь через черные очки, ему всегда плохо, он считает, что все вокруг виноваты, кроме него. А если так – то можно поступать с другими плохо. Часто проявляет свое превосходство через конфликты. Личность с такой жизненной позицией психологически неблагополучна.

Я хороший, ты хороший

Эта позиция принимается зрелой личностью на сознательном уровне, часто это происходит в подростковом возрасте, когда человек способен осознать и оценить свои поступки, поступки других людей. Однако данная позиция может развиваться и с детства, если ребенок растет в позитивной обстановке, родители показывают ему, что он хороший, и сами демонстрируют свою хорошесть. Такой человек уверен в себе, доброжелателен, спокоен, самокритичен, воспитан в любви, без оценок, обзываний и ярлыков. Его не унижали, а поощряли за хорошее поведение, подбадривали, поддерживали. Он привык не поддаваться эмоциям, а думать, анализировать, оценивать вероятность, просчитывать варианты. Он уважает себя и других людей, в общении занимает партнерскую позицию.

Нашей детской внушаемости противостоит наша самоопределяющаяся личность.

Таким образом, в процессе влияния значимых взрослых, социальных воздействий со стороны общества и своего собственного выбора мы чаще или реже находимся в определенной жизненной позиции (я хороший+, ты плохой–; я плохой–, ты хороший+; я плохой–, ты плохой–; я хороший+, ты хороший+).

Наши жизненные позиции, конечно, нельзя назвать незыблемыми, неизменными, в процессе своей жизнедеятельности мы переходим из одной позиции в другую. Попробуйте вспомнить, в каких ситуациях, при общении с какими людьми вы ощущаете себя в каждой из этих жизненных позиций.

Хотя мы постоянно перемещаемся по квадратам Участка, но у каждого из нас есть любимый квадрат, в котором мы проводим большую часть времени. Эта позиция оказывает наиболее сильное влияние на наш жизненный сценарий.

Психологические роли

Следующим важным моментом в определении нашего сценария жизни являются психологические роли , которые мы играем в общении с другими людьми, Э. Берн назвал это тремя состояниями нашей личности: Родитель, Взрослый, Дитя . Во многом именно наши жизненные позиции определяют наши психологические роли. Эти состояния сосуществуют в каждом из нас одновременно, но проявляются только по очереди одно за другим в зависимости от того, с кем мы общаемся, какова ситуация взаимодействия.

В состоянии Родитель мы поучаем, оцениваем других, произнося слова: «ты должен», «так не делай», «это хорошо, а это плохо», но также и жалеем, опекаем, помогаем. То есть состояние Родитель может быть критическим и опекающим . Но в любом случае в этой роли мы общаемся со своим собеседником как с нижестоящим и нуждающимся в нашей заботе или контроле, отводим ему роль Дитя.

В состоянии Взрослый мы уверены в себе, спокойны; анализируем ситуацию, контролируем свои эмоции, выстраиваем равноправное взаимодействие с другими, уважая их точку зрения. В состоянии Взрослый мы уточняем информацию, спрашиваем, сообщаем о чем-то, используем слова: «по-моему», «я так считаю, а вы как думаете?».

В состоянии Дитя мы проявляем свои эмоции, в этом состоянии мы отдыхаем в дружественной компании, или покорно соглашаемся с требованиями начальства, или возмущаемся по поводу этих требований, как бунтующие дети. В этом состоянии мы усваиваем новую информацию, а также поддаемся внушению (вспомним отрывок из книги В.Леви).

Можно сделать небольшой тест и определить тенденцию преобладания состояния личности: Родитель, Взрослый, Дитя.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, я умею их подавлять.

3. Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях.

5. Меня нелегко провести, обмануть.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем, наставником.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я человек увлекающийся.

17. Мой основной критерий оценки другого человека – объективность.

18. Мои взгляды постоянны, устойчивы.

19. Бывает, я не уступаю в споре просто потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

ОБРАБОТКА: подсчитайте сумму баллов по следующим трем группам номеров.

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д – «ДИТЯ»)

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В – «ВЗРОСЛЫЙ»)

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р – «РОДИТЕЛЬ»)

Расположите символы состояний (Д, Р, В) в порядке убывания суммы баллов.

Если у вас получилась формула ВДР, значит, вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру эмоциональны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать сохранять эти качества.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики, так как назидания сочетаются с импульсивностью и непосредственностью, а логика и рассуждения, основанные на информации, уходят на последнее место.

Д во главе формулы – приемлемый вариант для человека науки, искусства. Но детская непосредственность хороша до определенных пределов.

Итак, с помощью этого небольшого теста мы можем обратить внимание, какая тенденция из состояний личности нам присуща. Сильная позиция Родителя (большой отрыв по баллам от других показателей) в поведении учителя может помешать его ученикам становиться взрослыми людьми, так как учитель в процессе общения отводит им роль Дитя, связанную с несамостоятельностью, потребностью в контроле и опеке. В состоянии Родитель критический мы можем своими нравоучительными установками задавать жизненные сценарии внушаемым детям, чья зрелая позиция Взрослого недостаточно сильна.

Не следует считать, что наша позиция Родителя несет только отрицательный заряд неравноправного общения, назидания и излишней опеки. Позитивным в Родительском состоянии является передача опыта, оптимальных моделей поведения, моральных убеждений. Все три состояния (Р, В, Д) значимы и важны в нашей жизни, они делают наше поведение более гибким. Но именно актуализация состояния Взрослого у учителя в процессе его общения с учениками способствует их взрослению, укреплению их позиции Взрослого.

Итак, ребенок получает от родителя, а затем и от других значимых лиц послания, на основании которых формирует представление о себе и о жизни, вырабатываются жизненные позиции и состояния личности. Наиболее часто проявляющиеся жизненные позиции и состояния личности так или иначе влияют на разворачивающиеся сценарии нашей жизни.

Типы жизненных сценариев

Э.Берном выделено несколько типов жизненного сценария .

Победители

Победители достигают поставленной цели в намеченное время. В жизни им многое удается осуществить. Разумеется, и у Победителей бывают неудачи и трудности, но даже поражения становятся у них фундаментом будущих побед. При этом Победители живут в ладу с собой и окружающими людьми. Они любят жизнь и умеют наслаждаться ею. Победители, как правило, открыты для общения, искренни и способны свободно выражать свои чувства. Большинство из них были желанными детьми и имели любящих родителей, которые не слишком ограничивали их свободу, позволяя развиваться и познавать новое. В детстве маленькие Победители часто слышали: «Ты хороший (умный, красивый)», «Я люблю тебя», «У тебя получится». Родители дали им самое драгоценное наследство: разрешение вовремя вырасти и быть счастливыми и успешными.

Важным моментом в определении нашего сценария жизни являются психологические роли.

Да, именно люди с позицией «я хороший, ты хороший» чаще разыгрывают сценарий Победителя и способствуют активизации такого сценария у близких к ним детей.

Учителя со сценарием Победителя развивают в своих учениках уверенность и радость открытия, так как сам он открыт для жизни, принимает ее, радуется своей деятельности, внося в нее творчество и жизнелюбие. Ученики таким учителем любуются, стремятся ему подражать.

Непобедители

Основная масса населения относится именно к этой группе, изо дня в день они немного выигрывают и несильно проигрывают, частично достигают своих целей. Например, ребенок, в детстве мечтавший стать открывателем законов биологии, преподает биологию в школе. (Заметим, если этот самый ребенок с детства хотел стать учителем в школе, он является Победителем; дело здесь не в уровне притязаний, а в соотношении желаемого и реального.) Непобедители умеют быстро утешаться. Они далеко не всегда ощущают себя счастливыми, любимыми и успешными, но и в их жизни бывают светлые, радостные минуты. «Ты как все», «У людей и этого нет», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», – повторяли им родители, когда Непобедители были маленькими.

Сценарий Непобедителя часто связан с позицией «я плохой, ты хороший», позицией во многом депрессивной, с чувством собственной малозначимости. Сам того не сознавая, человек будет избирать неприятные чувства и поведенческие проявления, «подтверждающие», что свое место в мире он определил верно.

Детская позиция «я хороший, ты плохой» также может приводить к развитию сценария Непобедителя, хотя на первый взгляд это может показаться странным, ведь человек всегда стремится быть лучше других. Но, пытаясь возвыситься над другими людьми, он будет проживать свой сценарий главным образом из оборонительной позиции. При этом окружающие, скорее всего, будут воспринимать такого человека как подавляющего. Желание быть всегда первым может приводить к нарушению отношений с окружающими, которые не хотят быть приниженными. И тогда сценарий Победителя превращается в сценарий Побежденного.

Побежденные

В жизни это вечные аутсайдеры. Даже при самых благоприятных внешних обстоятельствах они зачастую ухитряются проиграть, заболеть, остаться без работы, спиться и т.д. При этом неудачи воспринимаются ими не как досадная случайность, а как нечто неизбежно-привычное. Даже если Неудачник добивается успеха, этот успех не делает его счастливым. «Ты все равно никуда не годишься», – звучит в его голове родительский голос. Мучительный душевный разлад, тоска, проблемы в отношениях с людьми – частые спутники Неудачников. В детстве их слишком мало любили. Плохо, когда ребенка необоснованно бранят, но еще хуже, когда его самого и его интересы игнорируют. «Ты тупица», «Ничего не можешь сделать как следует», «И зачем я тебя родила?» – говорят ему родители, порой, совершенно не задумываясь о последствиях сказанного. Бывает, что родитель-Неудачник передает сыну или дочери свой собственный сценарий: «Женская доля горька», «Ты будешь таким же несчастным, как твой отец».

К сожалению, очень часто люди (родители, учителя) со сценариями Побежденных бессознательно влияют на развитие аналогичного сценария у их подопечных.

Л.С. Выготский в 1926 году в своей книге «Педагогическая психология», обращая внимание на значимость личности учителя в деле развития и воспитания детей и на существующую проблему прихода в учительство людей состоявшихся (со сценарием Победителя), писал, что, к сожалению, часто школа является той пристанью, «в которую жизнь отводит поломанные корабли».

Сценарий Побежденного может быть связан как с позицией «я плохой, ты хороший», но чаще это проявление позиции «я плохой, ты плохой», блокирующее развитие способностей человека, его оптимальное взаимодействие с другими людьми.

Надо отметить, что и сам Э.Берн считал данную классификацию относительной. В целом, большинство людей живут по сценариям, представляющим смесь побед, поражений и беспроигрышного варианта.

Как изменить жизненный сценарий

И наши жизненные позиции, и наши излюбленные состояния личности, или психологические роли (Р, В, Д), и наши жизненные сценарии могут изменяться. Как правило, это происходит в результате инсайта (внезапного непосредственно-интуитивного осознания своего сценария), курса психотерапии или какого-то сильного жизненного потрясения. Но, не дожидаясь жизненных потрясений, при сложностях в прохождении личной психотерапии каждый взрослый разумный человек может при желании заниматься самоанализом своей жизни, относиться очень осознанно к тому, что происходит, не закрывать глаза на конфликтные ситуации и собственные негативные эмоции. Рост осознавания своей жизни поможет освободиться от негативных сценарных предписаний, от образа жертвы, понять, что и наши родители и учителя тоже страдали от эмоциональных травм, поэтому не могли удовлетворить наши потребности в заботе и доверии.

Мы можем изменяться, сознательно прорабатывая наши детские переживания и коллекционируя свои жизненные победы, приближаясь к позиции «я хороший, ты хороший» и состоянию Взрослого. Тем самым мы будем предопределять развертывание сценария Победителя и оказывать благотворное влияние на окружающих нас детей.

Именно потому, что сценарий жизни имеет динамично меняющееся содержание, он доступен сознательной корректировке. Но изменить свой сценарий может только носитель этого сценария.

А в завершение хочу обратиться к стихотворению неизвестного автора, цитируемому психологом Джеймсом Холлисом:

1.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я падаю в нее.
Я потерялся… Я беспомощен.
Я здесь ни при чем.
Чтобы вылезти, уйдет уйма времени.

2.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я притворяюсь, что ее не вижу.
Я снова падаю в нее.
Я не могу поверить, что оказался
в том же самом месте.
Но я здесь ни при чем.
Опять, чтобы вылезти, уйдет уйма времени.

3.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я прекрасно ее вижу.
Я снова в нее падаю… это привычка… но
Мои глаза открыты.
Я знаю, где нахожусь. Это моя проблема.
Немедленно вылезаю.

4.
Я иду по улице.
На тротуаре глубокая яма.
Я ее обхожу.

5.
Я иду по другой улице.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.