Подвижные игры как средство развития коммуникативных способностей ребенка. Игра как средство развития коммуникативных навыков у младших

Тема данной работы «Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что игру традиционно связывают с детством.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Теоретические основы детской игры исследовали ведущие педагоги и психологи: Сухомлинский В.А., Крупская Н.К. ,Макаренко А. С., Выготский Л. С. , Запорожец А. В., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б. и многие другие.

В связи с этим целью данной работы: Теоретическое рассмотрение игры как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования : Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотрение литературы по проблеме исследования;

2. Выявить особенности и сущность детской игры;

3. Рассмотреть классификацию детских игр;

4. Выделить значение игры в формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

Методы исследования: В работе использованы материалы методических пособий, педагогической и психологической литературы.


Глава 1. Сущность и своеобразие игры как деятельности ребенка

1.1.Сущность и понятие игр

В условиях современных стандартов педагогам необходимо знать траекторию развития каждого ребенка. Игра-это неотъемлемая часть развития детей.

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Детская игра имеет многовековую историю. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащения внутреннего содержания».

Крупская Н. К. считала игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников - способ познания окружающего».

Горький А. М. писал: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Эти высказывания подтверждаются данными физиологии.

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра - осмысленная деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы».

А.С.Макаренко писал: « Игра имеет важное значение в жизни ребенка…Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»

Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Сеченов И. М. говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека - безотчетном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обычно обращается к взрослым, а также в играх. К игре ребенка побуждает и склонность к подражанию.

Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В игре учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов.

Значение использования игр в детском возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.

В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровня психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает себя замещение (в место людей – кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность.

Игра – это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными. Н.К.Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

1.2.Классификация игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

Основу классификации игр заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. Также он раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Купской Н.К. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими» или «сюжетно-ролевыми».

Творческие игры различаются по:

¾ организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);

¾ по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок, строительные).

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические.

Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.

Сегодня мы поговорим о том, что существует много классификаций игр, так как время от времени возникала и возникает потребность в их систематизации с целью наиболее адекватного использования в воспитании и обучении детей.

Большинство классификаций опирается на содержание и воспитательную или развивающую направленность детских игр, специфику использования игрушек, особенности поведения играющих и т.п. Есть классификации, основанные на выделении психических процессов, преимущественно реализуемых в игре. Неоднократно выдвигались классификационные принципы, определяемые этнической принадлежности играющих, древностью игр и их направленностью на воспитание тех или иных черт личности. В основу классификации игр иногда предлагается положить их внутреннее строение. Распространены также классификации, связанные с особенностями материала игрового поля или места, где играют.

Изучение отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме детских игр, показывает, что их многообразие требует пристального внимания к ним, в том числе и с точки зрения их классификации.

Вместе с тем в последние десятилетия в некоторых программах из всего многообразия игр были выбраны лишь сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и иногда еще и музыкальные, что свидетельствует о недооценке игры как традиционного средства воспитания детей и как формы организации их жизни.

У многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. В результате – игры недостаточно используются в педагогическом процессе. Итог весьма печален: в образовательном пространстве игра все больше вытесняется занятиями.

Предлагаемая классификация игр, не отрицая рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве основы классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. По этому признаку все игры разбиваются на 3 класса: игры, возникающие по инициативе ребенка; игры по инициативе взрослого; народные игры.

I. Игры, возникающие по инициативе ребенка.

Игры-экспериментирования генетически, т.е по происхождению - самые древние. Они восходят к нашим далеким предкам - обезьянам. Игры эти важны тем, что развивают познавательную активность, инициативу ребенка. Такие игры свойственны детям от первого года жизни до 10 лет.

Сюжетные самодеятельные игры - это игры, в которые дети играют сами, по своему выбору и своей инициативе. Роль взрослого в данной игре - не направлять развитие сюжета, не помогать в распределении ролей, не мешать развитию игровой инициативы ребенка. Но и оставаться в стороне взрослый не может.

Виды сюжетных самодеятельных игр:

1. Сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок отображает то, что увидел в реальной жизни: игра в полицейских, в «Макдональдс» и т.д.

2. Сюжетно-ролевые игры - они происходят даже при малом количестве игрушек-заместителей, здесь важен обмен репликами. При этом и сюжет, и распределение ролей - инициатива ребенка.

3. Режиссерские игры - это сюжетно-ролевые игры с фигурками (может быть, с рисованием), когда ребенок продумывает поступки, саму судьбу своих героев. Когда у маленького мальчика, играющего с солдатиками, спросили: «А ты сам - их полководец?», он ответил: «Нет, я их судьба!»

4. Театрализованные игры - когда ребенок берет атрибуты костюмов и «актерничает», изображая взрослых, сверстников и т.д.

II. Игры по инициативе взрослого.

Обучающие игры

Сюжетно-дидактические (по определенной тематике): они знакомят детей с трудом взрослых, учат уважать труд, расширяют кругозор ребенка (наши сюжетные уголки). Характер игры - репродуктивный, а не творческий: ребенок повторяет действия взрослого.

Учебные (предметные) дидактические игры - игры на занятиях по РЭМП, развитию речи, обучению грамоте.

Досуговые игры передают ребенку всю палитру культуры народа. Они проводятся во время праздничное, досуговое.

Интеллектуальные - шашки, шахматы.

Игры-забавы - кулуарные игры, с одним-двумя детьми, тихие игры с забавными игрушками (движущимися, плавающими).

Игры-развлечния - шумные, могут быть командные, эстафетные.

Театральные игры - постановочные, с куклами, спектакли.

Празднично-карнавальные игры - игры народов мира, шествия, колядования. Это игры на праздниках, утренниках.

Компьютерные игры - педагогические, научно обоснованные (не низкопробные «стрелялки», «догонялки», «убивалки»). Такими играми обеспечивает ассоциация «Компьютер и детство».

III. Народные игры - традиционные игры, идущие от мировой инициативы этноса. Игра как традиционная культура изучается давно. В ней выделяются:

Обрядовые - они имеют огромное значение для социального развития дошкольников, постижения ими культуры своего народа:

Семейные - отражают реалии семейной жизни.

Сезонные - связанные с временами года.

Культовые - связанные с религиозными культами.

Тренинговые:

Интеллектуальные - архангелгородская деревянная игрушка-головоломка.

Сенсо-моторные - курочки, клюющие зернышки; игра в камешки и в косточки, игра в бабки.

Адаптивные - на адаптацию к природной среде, к среде людей: «Колечко», «Белый камень».

Досуговые

Игрища - в них участвуют люди разных возрастов. Они ценны тем, что помогают ребенку в установлении своей социальной роли, приближают ребенка ко взрослым и показывают перспективу развития.

Тихие игры - перебирание ниток, пуговиц (перед сном).

Возрастная адресованность различных видов игр опирается на представление о непрерывности игры в жизни ребенка. Следует подчеркнуть, что некоторые игры характерны для определенного возраста, а некоторые – практически для всех возрастных групп (их содержание, естественно меняется).

Глава 2.Значение игры в формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

2.1.Значение игры в развитие коммуникативных навыков старшего дошкольника

О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.

Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение.

Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.

Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается.

Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе.

Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Также в старшем дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Активизировать коммуникативные навыки нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.

Именно благодаря им у ребёнка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпоритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка.

2.2.Игра, как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

В качестве основных средств и приемов на занятии в различной последовательности используются:

¾ коммуникативные игры,

¾ разыгрывание и решение «трудных ситуаций»,

¾ ритмические и интонационные игры со словом,

¾ обыгрывание эмоционального состояния

¾ подвижные игры и т.д.

Приведем пример занятия «Цветные карандаши»,для развития коммуникативных навыков.

Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки.

Ход занятия

I «Вхождение» (Дети входят в зал под песню «Добрые волшебники»)

Педагог: «Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся в Школу цветных карандашей. Сразу хочу предупредить Вас, что Школа находится далеко, поэтому идти нам придётся долго. Вполне возможно, что на пути нам встретится немало препятствий, преодолеть которые можно будет только в том случае, если у Вас будет хорошее настроение (улыбнулись) и если вы будете помогать и заботится друг о друге. Вы готовы выполнить эти условия? Тогда в путь-дорогу!»

Дети друг за другом идут по цветным дорожкам (звучит спокойная музыка)

¾ Идём по мягкой шелковистой траве. Правда, приятно идти? А как приятно пахнет травой! Вдохнули полной грудью.

¾ А вот и первое препятствие – болото. Перейдём его, перепрыгивая с одной кочки на другую. Не торопитесь, а то можете провалиться.

¾ Наконец, вышли на тропинку. Какая она узкая, идём осторожно. Ой, смотрите, медведь разлёгся! Пойдём на носочках, останавливаясь и знаками показывая друг другу: «Тише! (шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх). Дойдя до медведя, осторожно его перешагнём, плавно поднимая сначала руки, а потом ноги.

Вот мы и пришли прямо к Школе цветных карандашей! Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали этот нелёгкий путь! Но я вижу, вы немного устали и хотите отдохнуть. Давайте немного полежим на лесной полянке с закрытыми глазами!

Упражнение «Волшебный сон» (Звучит релаксационная музыка)

«Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают…

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают

Шея не напряжена и расслаблена…

Дышится легко, ровно, глубоко….

Пауза. . .

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали

Хорошо нам отдыхать, но проа уже вставать.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Детей встречает Весёлый карандаш (педагог перевоплощается с помощью атрибутов)

Карандаш: «Дорогие ребята! Я буду подходить к каждому из вас, а вы сами выберете способ, как вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками, локотками, ладошками, кулачками, коленками, носиками и т. д.

Ребята, в Школе Цветных карандашей вы будете рисовать не настоящие, а воображаемые рисунки. Сейчас, я взмахну своим карандашом и превращу Вас в цветные карандаши (карандаш дотрагивается до каждого ребёнка, способствуя его чудесному «превращению» – помогает надеть шапочки и накидки.

Карандаш: «Ребята, а как вы думаете, что можно нарисовать красным карандашом?

(дети предлагают разные варианты рисунков). А я предлагаю Вам нарисовать красным карандашом красные цветы. Какие красные цветы вы знаете? (гвоздика, роза, мак, тюльпан, астра, герань)

Покажем нашим гостям как расцветают цветы на солнечной полянке. Представьте себя маленькими ростками цветов. Выберете, кто каким цветком будет. А теперь, прислушиваясь к тому, что я буду говорить, покажите как растёт и как медленно распускается ваш цветок.

Этюд «Цветы на поляне»

Карандаш: «Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).

Карандаш подходит к любому ребёнку и спрашивает: «Вот цветочек красный. Нежный и прекрасный.

Какой ты цветок? Где ты растёшь? Как себя чувствуешь?

II. Карандаш: «Ребята, а что можно нарисовать оранжевым карандашом? (ответы детей)

Угадайте, а что нарисовал я? Какое животное?

Послушайте сказку о приключениях лисички в лесу и попробуйте мимикой лица, движениями рук и всего тела изобразить те эмоциональные состояния, которые испытала в этот день лисичка в лесу.

Жила-была лисичка. Однажды, в день своего рождения, она решила устроить себе праздник и прогуляться по лесу. Лисичка шла не спеша, радуясь каждому кустику, каждому цветочку, зверюшке, встречаемому ей на пути. Но вдруг неожиданно пошёл сильный дождь, засверкали молнии, загремел гром. Лисичка испугалась и спряталась за пенёк (изобразите испуг) Но вот дождь прошёл, и лисичка увидела на полянке вот такой гриб. Лисичка так сильно удивилась такому чуду природы (изобразите удивление), что не заметила коварного и злого волка, который, решив испортить лисичке настроение, прыгнул на гриб и сломал его. Лисичка поначалу рассердилась на волка (изобразите), а потом ей стало грустно, что никто теперь не сможет увидеть такую красоту.

Села лисичка под кустик и заплакала (изобразите грустную лисичку)

Ребята, а как можно снова развеселить лисичку? Попробуйте каждый по очереди подойти к ней и со словами «уж ты лисонька-лиса, всему свету ты краса!», своим способом развеселить её. (погладить по голове, пощекотать, станцевать, подарить подарок и т. д.)

III. Карандаш: «А что можно нарисовать жёлтым карандашом? (ответы детей).

Я слышал, как Лена предложила нарисовать солнышко. А все вместе мы нарисуем много солнышек. Поиграем в игру «Я - солнышко, ты – солнышко», для этого нужно разделиться на пары и, обращаясь друг к другу, говорить такие слова:

Я – солнышко, ты – солнышко! (ребёнок показывает на себя, затем на партнёра)

У меня – нос, у тебя – нос!

У меня – гладкие, у тебя – гладкие! (щёки)

У меня – сладкие, у тебя – сладкие! (рот)

Я твой друг, ты мой друг! (дети показывают и потом обнимают друг друга)

IV. Карандаш: А что можно нарисовать зелёным карандашом? (ответы детей) Отгадайте загадку, и вы узнаете, что ещё может нарисовать зелёный карандаш.

Загадка: «Ни окон, ни дверей, полна горница людей» (огурец)

Проводится речевая игра «Огуречик»

«Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик

Приходи на тот конечик

Там мышка живёт

Тебя в гости очень ждёт. .

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой и решил никуда не ходить.

VI. Карандаш: «Ребята, что можно нарисовать синим карандашом? « (Ответы детей).

Карандаш предлагает нарисовать волшебный клубочек.

Коммуникативная игра «Клубочек».

Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание.

Карандаш высказывает надежду, что желание детей обязательно сбудется.

VII. Карандаш: «Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом? « (ответы детей)

Проводится музыкальная игра «Колокольчик».

На первую часть музыки танцует ребенок с колокольчиком, (в центре круга), все хлопают. На вторую часть музыки дети придумывают свои движения, а ребенок выбирает лучшее исполнение и с поклоном отдает колокольчик тому, чье движение ему понравилось.

Карандаш: « Молодцы, ребята, вы настоящие художники! Еще никто не смог так изобразить различные предметы, так как смогли сделать это вы. А знаете, на что вы похожи, если вас поставить рядом? (На радугу).

Молодцы! Покажите, какие вы сегодня были веселые, ловкие, смелые. Погладьте себя по головке, обнимите друг друга. Дети прощаются и уходят.

Заключение

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития. Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.)

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир.

Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки.

Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.

Список литературы

1. Агаева Е. Л. и др. "Чего на свете не бывает?". М.: Просвещение, 1991 г.

2. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000 г. - №7. – М. – С.16 – 19.

3. Амонашвили Ш. А. "В школу с шести лет"- М.: Просвещение, 1981 г.

4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. Просвещение 1997.

5. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.

6. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. -№5. - М.. - С.24 – 26.

7. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. – Знание, 1989. - 256 с.

8. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – М. - С.58 – 61.

9. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981 г.

10. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение. 1991 г.

11. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983 г.

12. Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М. Просвещение, 1987.

13. Волкова Н. П. Педагогика. К. центр Академия. 2001 г.

14. Доронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 1981 г.

15. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. – М. - С.14 – 24.

16. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – М. – С.2 – 7.

17. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. – М. - С.124 – 126.

18. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1998 г.

Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – М. – С.2 – 7.


Ховрина Г. Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе // Школьный психолог. – 2005. - №21. – М. – С. 41 - 44.


Лэндрэт Г.Л. игровая терапия: искусство отношений. М.: международная педагогическая академия. 1994. С. 18.


« Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»

Составила музыкальный руководитель

Шилоносова Т.В.

МАДОУ « Ц. р. р. д/с № 355» «Чулпан» г. Перми

“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений - одна из важных

задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”

В.А.Сухомлинский

Актуальность проблемы.

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того,чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Для социального развития детей, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

Цель коммуникативных игр:

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Значение коммуникативных игр:

Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Музыка тесно связана с моторно – мышечными и интонационно –речевыми ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкально- игровая деятельность может быть педагогически направлена на развитие социальных качеств детей. Педагог может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

Музыкальные коммуникативные игры – это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.

Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок, а также игры, основанные на методах и приемах Карла Орфа

(Орф – педагогика). К коммуникативным играм относится практически весь детский фольклор(потешки, песенки, прибаутки, пестушки, переклички). Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности.(«Ладушки», «Ай, гугу, не кружись на лугу», «Сорока – белобока» и др.)

Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:

Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения(«Гномы и великаны», « Пылесос и пылинки», «Дружок ремешок» и др.)

Игры-зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения(«Море волнуется», «Зеркало», «Не сердись, а улыбнись», «Позы», «Снежинки, летайте» и др.)

Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки(подвижные игры – «Цепи кованые», «Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – « Комарики», « Баня –Бабаня», массаж «Мы капусту рубим..» и многие др.)

Ритмо – интонационные игры с именами. Эти игры являются своеобразным и тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание всех: представленный им образ тут же копируется всеми. Эти игры позволяют детям не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе (различные игры-приветствия, «Знакомство», «Каравай», «Кто у нас хороший» и др.)

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе.(« Сладкий апельсин», «Здравствуй, милый друг», «Раз, два, три» и др.)

Использовать коммуникативные игры можно в самых разных формах работы не только с детьми, но и родителями – в НОД, на праздниках, развлечениях. Поскольку коммуникативные игры являются доступными и в то же время привлекательными, вызывающими яркие, положительные эмоции, их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющих различную патологию развития.

Заключение:

Коммуникативные игры позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создать эмоционально- положительный микроклимат в группе.

Использование коммуникативных игр способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.

Приложение.

Игра «Сороконожка»

Бежали сороконожки,

Бежали они по дорожке.

Слишком много ножек

У этих сороконожек.

Несколько детей встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего . По команде начинают двигаться вперед, стараясь не разорвать «цепь»

Игра « Все мы рады »( ранний возраст)

Все на ножки становитесь

И в кружочек соберитесь.

Вместе ручками помашем,

Вместе мы споем и спляшем.

Все мы Кате очень рады (при повторении – другое имя)

Нам похлопать Кате надо.

Нас без Кати было мало

Кати очень не хватало.

Игра « Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки! вытягивают руки вперед, ладошки кверху

Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! пружинки

Топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки! гладят щечки

Плюх-плюх-плюх. похлопывают по надутым щекам

Здравствуйте, губки! качают головой

Чмок –чмок-чмок.

Здравствуйте, зубки! качают головой

Щелк-щелк-щелк.

Здравствуй, мой носик! гладят ладошкой

Бип-бип-бип . нажимают указ пальцем

Здравствуйте, гости! протягивают руки

Привет! машут рукой

Игра «Здравствуй»

Дети стоят в кругу и передают мяч, пропевая имя каждого ребенка , например «Здравствуй, Сережа»

Игра«Бабушка Маланья».Дети становятся в круг, мама в центре круга. Она предлагает ребятам поиграть в веселую игру – хоровод. При этом предупреждает, что хоровод дети будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый в центре начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

1. У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей, семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говориться в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т.д.

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делали вот так.

Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Движения должны быть правильными. Педагог показывает примеры: погрозить шутливо пальцем, помахать рукой, поклониться, заложить руки за спину.

Игра «А кто у нас самый умный». Поставьте малышей напротив друг друга. Обхватить ручку одного ребенка в запястье, погладьте ею нежно сверстника по головке, ручкам, ножкам. Пойте при этом песню о хороших качествах этого сверстника, называйте его по имени:

1. А кто у нас умный,

Кто у нас разумный?

Ваня у нас умный,

Он у нас разумный!

2. Кто у нас красивый,

Кто у нас пригожий?

Сашенька красивый,

Он у нас пригожий.

Повторите игру, только теперь предоставьте возможность другому ребенку прикасаться к сверстнику. Предлагайте малышам выполнять действия самостоятельно: «Где дружочек? Где Саша? Погладь Сашу по головке. Вот молодец! И Саша погладит Ваню.» Играйте, пока сохраняется интерес детей к друг другу. Помните: игра не должна доставлять малышам неприятных ощущений, ориентируйтесь на настроение и реакции детей.

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных компетенций.

Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникативная деятельность предполагает:

1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разными видами деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.

У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Театральная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Воспитательные возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

1. Знакомство с окружающим миром.

2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).

6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

8. Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.

9. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.

Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение.

Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Яркость, зрелищность и иносказательность, присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Дошкольники учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Через ролевые высказывания, драматическую разработку сюжетов литературных произведений ребёнок – дошкольник усваивает смысл и активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением, овладевает различными способами выражения мыслей, характера, образа героев спектакля.

Участвуя в театрализованной игровой деятельности дети познают мир, становятся участниками событий из жизни мира природы и людей. Все театрализованные игры строятся на материале сказок и играя, дети учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами

Принципы развития коммуникативных способностей, которые формируются в театрализованной деятельности:

1. Принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).

2. Разнообразие тематики и методов работы.

3. Максимальная активность детей.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого).

5. Компетентность педагога.

6. Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).

7. Принцип игровой подачи материала.

Виды мотиваций в театрализованной игре:

  • Социальный (создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребёнка на ошибку).
  • Содержательный (формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми).
  • Прагматической (усиление внимания детей к данному виду деятельности развитие познавательного интереса).

Необходимо создать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «мини-музей», «театральная сцена», «в стране театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр.

Театральные центры представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: книги, театральные маски и отдельные элементы костюмов, наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, театр ложек, пальчиковый театр, театр кукол с «живой рукой», театр петрушек, эстрадный театр, театр-драматизации, театр на блюдечках, театр на зонтике, театр на воздушном шаре, театр на ладошках, театр картинок (фланелеграф), атрибуты и декорации (макет дерева, домик, цветы и так далее).

Принципы организации театральной среды:

1. Принцип дистанции (общение взрослого с ребёнком «глаза в глаза».

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

3. Принцип стабильности-динамичности.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (дети занимаются одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу).

5. Принцип эмоциогенности (индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка).

6. Принцип эстетической организации (сочетание привычного и нового).

7. Принцип половых и возрастных различий (эталоны мужественности и женственности).

Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня.

Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную, творческую активность всех детей.

Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Литература

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008.

2. Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» № 3, 2010.

3. Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.

4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.

5. Кислинская Т. А. Игры-сказки для ладошек из тридесятого царства – солнечного государства. М.: Генезис, 2009.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД № 142 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ВАХИТОВСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ

Доклад на тему:

« Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей»

Выполнила:

воспитатель средней группы

Субботина Е.В.

г.Казань

Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей.

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка.

В детском саду встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети. Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально-коммуникативному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и в совместной деятельности с другими людьми. Социально-коммуникативное развитие детей по настоящему может осуществляться лишь в контакте со взрослыми. Особое значение для развития личности ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем и эмоционально-психологический климат той группы, в которой находится ребенок. Если ребёнка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты и становится способным к личностному росту.

Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ребята, испытывают серьёзные трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый». Дети не умеют общаться друг с другом, испытывают трудности в усвоении нравственных норм, отмечается повышенная конфликтность в общении детей друг с другом, проявление безразличия к проблемам сверстников, нежелание уступить или договориться. Общение, и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей, формирует коммуникативные умения и взаимоотношения.

Поэтому в ДОУ большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.
В связи с этим можно определить цель: формирование коммуникативных умений и взаимоотношений у детей через игру.
Для достижения цели поставлены
задачи:

1. Научить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.
2. Развивать язык жестов, мимики, словарный состав.

3. Развивать навыки игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.

4.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства.

Для достижения положительных результатов по данному направлению в работе используются следующие методы и приемы:

    Словесные (рассказ, беседа, составление рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений).

    Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, разыгрывание театрализованных сценок).

    Практические (упражнения, творческая деятельность, самостоятельное разыгрывание ситуаций, театрализация с участием детей).

    Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно - ролевые, здоровьесберегающие игры, пальчиковые игры, подвижные игры).

Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей существенное место занимает игра. Игра - ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И задача педагога – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, ребенок проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагировании, с другой формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его социально-коммуникативный опыт.

Считается, что сюжетно-ролевая игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников. В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.

Таким образом, организуя сюжетно-ролевую игру, педагог вовлекает детей в прямое общение. Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Больница», «Школа»- это игры с более содержательным сюжетом или несколькими сюжетами.

Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переноситься ими в дальнейшую реальную жизнь.

Также можно использовать т еатрализованную игру (обыгрывание сценок). Театрализованная игра также является средством развития общения детей дошкольного возраста. Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами. После просмотра сценки, с ребятами проводится беседа, ребята отвечают на вопросы, обсуждают поступки героев, нравственные стороны увиденного, анализируют ситуацию.

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи. При этом,интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo - peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание).

В настоящее время активно изучается, разрабатывается и используется такая форма воспитания, как досуг (развлечения, праздники, викторины). Тематика игр и викторин разнообразна. Занимательные задания во время праздника или развлечения дети могут выполнять парами, по командам, проявляя сотрудничество, сплочённость, умение договариваться, слушать товарища. В играх создаётся атмосфера, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости детей, поддержке детьми друг друга, взаимовыручке.

Широкое использование методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.

В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;

Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства;

Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:

Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

Коммуникативную: освоение диалектики общения;

Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность..

В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок может развить не только речевые умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Таким образом роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.

Вторая группа игр - игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры - правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка - радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым

устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.

Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.