Правовое регулирование охраны лесов кратко. Правовые меры охраны лесов. Глава ΙΙ. Правовое регулирование мер по охране лесов

Общие положения

Охрану и защиту лесов ст.1 ЛК рассматривает в качестве основного принципа лесного законодательства. Этот принцип отражен в Кодексе в контексте главных идей, пронизывающих содержание почти всех его норм.

В понятие «охрана лесов» включаются меры по охране лесов от пожаров, загрязнения, в том числе радиоактивного, и от иных вредных воздействий.

Подход к определению понятия «охрана лесов» в новом и ранее действовавшем лесном законодательстве различен. Согласно ЛК 1997 года леса подлежали охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса.

Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.

В отличие от Лесного кодекса 1997 года, Лесной кодекс 2006 года не рассматривает охрану лесов от незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих лесам, в качестве элементов системы мер по охране лесов. Дело в том, что ч.1 ст.19 ЛК 2006г. возлагает на арендаторов лесных участков в определенных случаях обязанность проведения мероприятий по охране лесов. В частности, такие меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, как:

противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (ч.3 ст.53 ЛК).

Санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) также осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов (ч.2 ст.55 ЛК).

Контроль за соблюдением требований лесного законодательства, т.е. обязанность осуществления государственного лесного контроля и надзора, ч.1 ст.96 ЛК возлагает на соответствующие органы государственной власти.

Арендатор не вправе предпринимать никакие меры по охране лесов, кроме тех, обязанность выполнения которых Кодексом прямо на него возложена (ч.1 ст.51).

Охрана лесов от лесонарушений - это исключительная прерогатива органов власти.

В ст.81 ЛК определены полномочия органов государственной власти РФ по установлению порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ; особенностей охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов; формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления; порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора); определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

Важную роль в охране лесов играет выполнение лесопользователями установленных для них законом обязанностей.

Требования законодательства об охране окружающей природной среды, предусматривающие необходимость обеспечения производственных объектов очистными сооружениями и устройствами, служат предотвращению вредного воздействия на леса сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов и отходов.

В случае, если предприятия и организации проводят работы, отрицательно влияющие на состояние или воспроизводство лесов, не обеспечивают охрану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запрещены впредь до устранения причин этих действий.

Основополагающее значение для рационального использования и охраны лесов имеет распределение их по группам и установление свойственного каждой из них режима рубок и правил охраны.

В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользования, которые должны осуществляться с соблюдением принципов непрерывного, неистощительного и рационального лесопользования, требований по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных и защитных функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства, а также научно обоснованных норм лесопользования.

Это предполагает установление и соблюдение правил заготовки древесины и осуществления других пользований, борьбу с незаконным пользованием и нарушением его порядка, защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней.

Заготовка древесины производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ и должна осуществляться согласно научно обоснованной норме рубки леса, которая предполагает, что объем рубок леса и заготовки древесины, используемой для нужд экономики и населения, устанавливается с учетом ежегодного прироста леса. Этот объем определяется путем утверждения государственными органами управления лесным хозяйством расчетной лесосеки для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство и заготовку древесины, а также по административно-территориальным единицам или зонам лесопользования (ст. 62 ЛК РФ). Превышение установленного объема заготовки древесины запрещается законом.

Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечивается и путем проведения работ по воспроизводству лесов. Они осуществляются на площадях, ранее бывших покрытыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Обязанности по лесовоспроизводству и лесоразведению возложены как на организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), так и на самих лесопользователей (ст. 89, 90 ЛК РФ).

Охрана лесов от пожаров и обеспечение пожарной безопасности в лесах

Сохраняя традиции ЛК РФ 1997 года, законодатель определил основы регулирования отношений, связанных с охраной лесов от пожаров и обеспечением пожарной безопасности в лесах (ст. 52, 53).

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности", который регулирует также отношения в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Кроме того, обязательные к исполнению требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 09.09.1993 г. N 886*(36); Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 313*(37). За нарушение правил пожарной безопасности законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 8.32 КоАП РФ, ст. 261 УК РФ).

Охрана лесов от пожаров предполагает осуществление комплекса мероприятий по предупреждению, обнаружению, ограничению распространения и тушению пожаров в лесах. Важнейшее задачей охраны лесов от пожаров является выполнение системных мер по предупреждению возникновения лесных пожаров, ограничению их распространения и созданию условий для обеспечения успешной борьбы с ними. С этой целью основные меры пожарной безопасности в лесах теперь указаны непосредственно в тексте Кодекса (ч. 1 ст. 53)*(38). ЛК РФ 1997 г. такого перечня не содержал.

Объекты растительного мира (деревья, кустарники, лианы и другие растения), занесенные в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Федерации, подлежат особой охране. Содержание такой охраны в общем виде определено в ст. 59 Кодекса. В качестве мер по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения лесных растений Кодекс предусматривает запрет на осуществление соответствующих видов деятельности и установление ограничений их осуществления.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации"*(41) Красная книга Российской Федерации - официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга Российской Федерации содержит также необходимые меры по охране и восстановлению указанных объектов животного и растительного мира.

Перечень (список) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержден приказом МПР РФ от 25.10.2005 г. N 289 "Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2005 г.)"*(42).

Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственной лес­ной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Стоит заметить, что она проводится наземными и авиационными методами.

Экологические требования и меры, входящие в содержание правовой ох­раны лесов, адресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хо­зяйство, лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учрежде­ниям, деятельность кᴏᴛᴏᴩых оказывает влияние на состояние лесов.

К числу важнейших организационно-правовых мер, осуществляемых с целью охраны и защиты лесов, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся учет и ведение лесного кадастра, мониторинг лесов, разработка и осуществление государственных федераль­ных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и лесопромышлен­ного комплекса страны, а также государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов*.

* См. Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее тер­риториальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный Постанов­лением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 544.

Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по учету лесного фонда, организа­ции рационального и целевого его использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и пра­вил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству тер­ритории лесного фонда. Стоит заметить, что они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса*.

* Стоит сказать - положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постанов­лением Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173.

В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществления деятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциала лесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охра­ны и защиты лесов организована специальная служба - государственная лес­ная охрана. Стоит заметить, что она наделена полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений на территории лесного фонда, имеет право налагать админи­стративные штрафы на должностных лиц и граждан, предъявлять иски о воз­мещении причиненного лесному хозяйству ущерба, направлять материалы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие государственные органы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности**.

** Стоит сказать - положение о государственной лесной охране РФ, утвержденное Постановлением Пра­вительства РФ от 27 июля 1998 № 850.

Не стоит забывать, что важную роль в охране лесов играет выполнение лесопользователями ус­тановленных для них законом обязанностей, входящих в содержание права лесопользования, рассмотренного выше.

Что касается граждан и юридических лиц, деятельность кᴏᴛᴏᴩых может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, то на них возложена законом обязанность проводить согласованные с органами уп­равления лесным хозяйством и органами власти субъектов РФ технологиче­ские, санитарные и иные мероприятия по охране и защите лесов.

Требования законодательства об охране окружающей природной среды, предусматривающие необходимость обеспечения производственных объек­тов очистными сооружениями и устройствами, служат предотвращению вредного воздействия на леса сточных вод, химических веществ, промыш­ленных и коммунально-бытовых выбросов и отходов.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводст­во лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим территориальным органом управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных иско­паемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, произво­дятся на основании разрешения лесхоза. Способы, кᴏᴛᴏᴩые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесно­го фонда, воспроизводство лесов.

В случае, если предприятия и организации проводят работы, отрицатель­но влияющие на состояние или воспроизводство лесов, не обеспечивают ох­рану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запре­щены впредь до устранения причин данных действий.

Основополагающее значение для рационального использования и охра­ны лесов имеет распределение их по группам и установление ϲʙᴏйственного каждой из них режима рубок и правил охраны.

Законодательство предусматривает приоритет особо охраняемых лесов первой группы - лесов заповедников, охранных зон, особо ценных лесных массивов, запретных лесных.полос и других, правовой режим кᴏᴛᴏᴩых ха­рактеризуется тем, что они в первую очередь могут быть использованы по основному назначению, отвечающему их защитным и санитарным функциям. В данных лесах запрещены рубки деревьев, за исключением санитарных рубок и рубок ухода за лесом, устанавливается повышенная ответственность за нарушение правил их использования и охраны(ст. 114 ЛК РФ)

В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользо­вания, кᴏᴛᴏᴩые должны осуществляться с соблюдением принципов непре­рывного, неистощительного и рационального лесопользования, требований по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных и защитных функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства, а также науч­но обоснованных норм лесопользования.

Это предполагает установление и соблюдение правил заготовки древесины и осуществления других пользований, борьбу с незаконным пользованием и нарушением его порядка, защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней.

Заготовка древесины производится в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ и должна осуществляться согласно научно обоснованной норме рубки леса, кᴏᴛᴏᴩая предполагает, что объем рубок леса и заготовки древесины, используемой для нужд экономики и населения, уста­навливается с учетом ежегодного прироста леса. Этот объем определяется пу­тем утверждения государственными органами управления лесным хозяйством расчетной лесосеки для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство и заготовку древесины, а также по административно-территориальным едини­цам или зонам лесопользования (ст. 62 ЛК РФ) Превышение установленного объема заготовки древесины запрещается законом.

Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечива­ется и путем проведения работ по воспроизводству лесов. Стоит заметить, что они осуществля­ются на площадях, ранее бывших покрытыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Обязанно­сти по лесовоспроизводству и лесоразведению возложены как на организа­ции, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), так и на самих лесопользователей (ст. 89, 90 ЛК РФ)

Важно заметить, что одно из наиболее важных направлений в обеспечении охраны и защиты лесов - борьба с лесными пожарами.

В связи с данным законодательством установлены специальные правила по­жарной безопасности в лесах*. Стоит заметить, что они запрещают совершение в лесу действий, создающих реальную угрозу возникновения и распространения пожаров, а также регламентируют проведение лесных противопожарных мероприятий для организаций, производящих работы в лесах или вблизи лесных массивов.

* См. Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1993 № 886.

Правила пожарной безопасности обязательны для всех юридических лиц и граждан. Так, гражданам не разрешается бросать в лесу горящие окурки, разводить костры в местах с подсохшей травой, в торфяниках, под кронами деревьев и т. д. В случае обнаружения лесного пожара крайне важно немед­ленно принять меры по его тушению, а при невозможности потушить пожар ϲʙᴏими силами сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местного органа власти.

Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки.

Государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в не­го лесах осуществляется государственной лесной охраной. Стоит сказать, для защиты лесов от пожаров может использоваться авиационная охрана, осуществляемая спе­циализированными организациями Федеральной службы лесного хозяйства России.

Помимо пожарной безопасности органы лесного хозяйства и лесопользователи обязаны обеспечивать защиту лесов от вредителей и болезней, что достигается путем систематического слежения за состоянием лесов, ϲʙᴏевре­менного выявления очагов вредителей и болезней, их локализацией и лик­видацией. Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней регла­ментируются специальными санитарными правилами (ст. 98 ЛК РФ)

Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушения порядка лесопользования, вредителей, болезней, загрязнения, повреждения, других, причиняющих им вред, действий.

Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Согласно статье 1 Лесного Кодекса РФ обеспечение охраны и защиты лесов является одним из принципов лесного законодательства и, следовательно, служит основой лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.

В юридической литературе при рассмотрении вопросов правовой охраны лесов отмечается их многофункциональное значение.

«В экологическом отношении лес является комплексом экологических систем, объединяющих в одно целое растительный и животный мир, земельные и водные ресурсы. Он выполняет климаторегулирующие, средозащитные, почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, служит источником пополнения атмосферы кислородными запасами, фильтрует отходы производства и очищает воздух, является средой обитания зверей и птиц, насекомых и других животных. Экономическая функция леса проявляется в том, что он выступает источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения. Велико культурно-эстетическое, научно-познавательное, рекреационное и оздоровительное значение леса в жизни человека».

Вследствие этого правовая охрана лесов в настоящее время рассматривается в лесном праве как система мероприятий, направленных на сохранение лесов от ослабления, повреждения, уничтожения и иных подобных негативных последствий. При этом не имеет значения, обусловлено ли это неблагоприятными природными явлениями или деятельностью человека.

По сложившейся многолетней практике причинами негативного воздействия на леса называют лесные пожары, распространение вредных организмов, загрязнение, незаконные рубки и т. д.

В широком смысле понятие «охрана лесов» в лесном законодательстве давно не употребляется. Воспроизводство лесов и лесоразведение, организация рационального использования лесов, подразделение лесов по целевому назначению, ответственность за нарушения лесного законодательства и иные институты лесного права, призванные, в том числе обеспечить сохранение лесов, в нормативных правовых актах не принято называть охраной лесов.

Общие положения охраны и защиты лесов содержатся в главе 3 Лесного Кодекса РФ. При этом по каждому виду охраны и защиты лесов указываются перечни осуществляемых мероприятий. При применении норм ЛК РФ об охране лесов нельзя забывать, что сохранение лесов не ограничивается проведением предусмотренных данной главой мероприятий.

В связи с этим уместно обратить внимание на то, как понятие «охрана лесов» рассматривается с точки зрения юридической науки лесного права: «В широком смысле слова охрана лесов охватывает весь процесс их использования на началах «рубка - восстановление» с учетом защитных свойств лесонасаждений или, иначе говоря, совпадает с процессом рационального использования. Под охраной лесов в собственном смысле слова обычно подразумевают их защиту от стихийных явлений и от неправомерного воздействия на леса человека путем осуществления самовольного пользования».

Исходя из таких представлений о правовой охране лесов, некоторые ученые в области лесного права предлагали различать следующие три вида мероприятий:

  • · защиту лесов от насекомых-вредителей, болезней и других явлений стихийного порядка;
  • · охрану лесов от пожаров, происходящих как в результате стихийных явлений, так и, главным образом, из-за неправомерных действий (бездействия) человека;
  • · охрану лесов от неправомерных действий человека.

Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Лесным Кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

  • - противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
  • - создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
  • - мониторинг пожарной опасности;
  • - разработка планов тушения лесных пожаров;
  • - тушение лесных пожаров;
  • - иные меры пожарной безопасности в лесах.

Защита лесов от вредных организмов относится к карантинным объектам. Она осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000г. № 99-ФЗ «О карантине растений».

Для обеспечения санитарной безопасности в лесах проводятся:

  • - лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);
  • - лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;
  • - санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения, иного негативного воздействия);
  • - авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
  • - установление санитарных требований к использованию лесов.

Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.

В целях охраны и защиты лесов проводится сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (лесопатологический мониторинг).

Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов, может запрещается осуществление деятельности, негативное воздействие которой приведет или может привести к сокращению таких видов и (или) ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления такой деятельности.

Таким образом, правовая охрана и защита лесов является залогом их сохранения.

  • 8. Экологическое законодательство.
  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 59. Правовая охрана лесов.

    Предусмотренная лесным законодательством система мер, направлен­ных на организацию рационального использования и воспроизводство ле­сов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожа­ров, вредителей и болезней, образует понятие правовой охраны лесов.

    Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственной лес­ной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Она проводится наземными и авиационными методами.

    Экологические требования и меры, входящие в содержание правовой ох­раны лесов, адресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хо­зяйство, лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учрежде­ниям, деятельность которых оказывает влияние на состояние лесов.

    К числу важнейших организационно-правовых мер, осуществляемых с целью охраны и защиты лесов, относятся учет и ведение лесного кадастра, мониторинг лесов, разработка и осуществление государственных федераль­ных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и лесопромышлен­ного комплекса страны, а также государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов * .

    Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по учету лесного фонда, организа­ции рационального и целевого его использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и пра­вил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству тер­ритории лесного фонда. Они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса * .

    В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществления деятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциала лесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охра­ны и защиты лесов организована специальная служба - государственная лес­ная охрана. Она наделена полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений на территории лесного фонда, имеет право налагать админи­стративные штрафы на должностных лиц и граждан, предъявлять иски о воз­мещении причиненного лесному хозяйству ущерба, направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности ** .

    Важную роль в охране лесов играет выполнение лесопользователями ус­тановленных для них законом обязанностей, входящих в содержание права лесопользования, рассмотренного выше.

    Что касается граждан и юридических лиц, деятельность которых может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, то на них возложена законом обязанность проводить согласованные с органами уп­равления лесным хозяйством и органами власти субъектов РФ технологиче­ские, санитарные и иные мероприятия по охране и защите лесов.

    Требования законодательства об охране окружающей природной среды, предусматривающие необходимость обеспечения производственных объек­тов очистными сооружениями и устройствами, служат предотвращению вредного воздействия на леса сточных вод, химических веществ, промыш­ленных и коммунально-бытовых выбросов и отходов.

    Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводст­во лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.

    Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных иско­паемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, произво­дятся на основании разрешения лесхоза. Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесно­го фонда, воспроизводство лесов.

    В случае, если предприятия и организации проводят работы, отрицатель­но влияющие на состояние или воспроизводство лесов, не обеспечивают ох­рану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запре­щены впредь до устранения причин этих действий.

    Основополагающее значение для рационального использования и охра­ны лесов имеет распределение их по группам и установление свойственного каждой из них режима рубок и правил охраны.

    Законодательство предусматривает приоритет особо охраняемых лесов первой группы - лесов заповедников, охранных зон, особо ценных лесных массивов, запретных лесных.полос и других, правовой режим которых ха­рактеризуется тем, что они в первую очередь используются по основному назначению, отвечающему их защитным и санитарным функциям. В этих лесах запрещены рубки деревьев, за исключением санитарных рубок и рубок ухода за лесом, устанавливается повышенная ответственность за нарушение правил их использования и охраны(ст. 114 ЛК РФ).

    В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользо­вания, которые должны осуществляться с соблюдением принципов непре­рывного, неистощительного и рационального лесопользования, требований по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных и защитных функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства, а также науч­но обоснованных норм лесопользования.

    Это предполагает установление и соблюдение правил заготовки древесины и осуществления других пользований, борьбу с незаконным пользованием и нарушением его порядка, защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней.

    Заготовка древесины производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ и должна осуществляться согласно научно обоснованной норме рубки леса, которая предполагает, что объем рубок леса и заготовки древесины, используемой для нужд экономики и населения, уста­навливается с учетом ежегодного прироста леса. Этот объем определяется пу­тем утверждения государственными органами управления лесным хозяйством расчетной лесосеки для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство и заготовку древесины, а также по административно-территориальным едини­цам или зонам лесопользования (ст. 62 ЛК РФ). Превышение установленного объема заготовки древесины запрещается законом.

    Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечива­ется и путем проведения работ по воспроизводству лесов. Они осуществля­ются на площадях, ранее бывших покрытыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Обязанно­сти по лесовоспроизводству и лесоразведению возложены как на организа­ции, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), так и на самих лесопользователей (ст. 89, 90 ЛК РФ).

    Одно из наиболее важных направлений в обеспечении охраны и защиты лесов - борьба с лесными пожарами.

    В связи с этим законодательством установлены специальные правила по­жарной безопасности в лесах * . Они запрещают совершение в лесу действий, создающих реальную угрозу возникновения и распространения пожаров, а также регламентируют проведение лесных противопожарных мероприятий для организаций, производящих работы в лесах или вблизи лесных массивов.

    Правила пожарной безопасности обязательны для всех юридических лиц и граждан. Так, гражданам не разрешается бросать в лесу горящие окурки, разводить костры в местах с подсохшей травой, в торфяниках, под кронами деревьев и т. д. В случае обнаружения лесного пожара необходимо немед­ленно принять меры по его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местного органа власти.

    Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки.

    Государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в не­го лесах осуществляется государственной лесной охраной. Для защиты лесов от пожаров может использоваться авиационная охрана, осуществляемая спе­циализированными организациями Федеральной службы лесного хозяйства России.

    Помимо пожарной безопасности органы лесного хозяйства и лесопользователи обязаны обеспечивать защиту лесов от вредителей и болезней, что достигается путем систематического слежения за состоянием лесов, своевре­менного выявления очагов вредителей и болезней, их локализацией и лик­видацией. Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней регла­ментируются специальными санитарными правилами (ст. 98 ЛК РФ).

    "

    Одним из определяющих принципов правового регулирования использования и охраны лесов является обеспечение оптимального уровня состояния лесов, их наиболее рациональное комбинированное использование в неразрывной связи с охраной и защитой лесов, сохранением и умножением их полезных функций. Эти общие требования действуют в отношении всех лесов.

    Все лесопользователи, осуществляя соответствующие виды лесопользования, обязаны не допускать возникновения эрозии почв, отрицательного воздействия этих пользований на состояние и воспроизводство лесов, водоемов, других природных богатств, соблюдать пожарную безопасность. Общее правило охраны и защиты лесов сформулировано в лесном законодательстве: все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.

    Охрана и защита лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей и включает комплекс организационных, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий.

    Правительство РФ, органы исполнительной власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации обеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществление мероприятий по охране и защите лесов. Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается в лесах гос. значения на лесохозяйственные предприятия органов лесного хозяйства, иные предприятия, организации и учреждения, на которые возложено ведение лесного хозяйства, а также на соответствующие министерства, гос. комитеты и ведомства и органы МСУ (их администрации). Охрану и защиту лесов осуществляют гос. лесная охрана РФ, лесная охрана министерств, гос. комитетов и ведомств, в систему которых входят предприятия, ведущие лесное хозяйство; лесная охрана бывших колхозов и совхозов и других сельхоз предприятий.



    52. Правовые меры обеспечения пожарной безопасности в лесах. (гл.3 ЛК РФ).

    Леса подлежат охране от пожаров. Охрана и защита лесов осуществляются органами гос. власти, органами МСУ в пределах их полномочий. Невыполнение гражданами, юр. лицами, осущ-щими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком.

    Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах .

    Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

    1) предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров;

    2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами;

    3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров устанавливающие:

    а) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров;

    б) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

    в) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;

    г) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;

    д) иные мероприятия;

    4) иные меры пожарной безопасности в лесах .

    Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

    Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством РФ.

    Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Тушение лесного пожара включает в себя:

    1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

    2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

    3) локализацию лесного пожара;

    4) ликвидацию лесного пожара;

    5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

    6) предотвращение возобновления лесного пожара.



    Похожие статьи

    © 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.