Презентация на тему "Игорь Северянин. Очерк жизни и творчества". Презентация, доклад игорь северянин Презентация на тему северянин в июле

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента.

5 слайд

Хозяин усадьбы "Суда" дядя поэта М.П. Лотарев с женой Е.Н. Лотаревой в саду усадьбы. Фото 1910 г Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных

6 слайд

7 слайд

Игорь принимал живое участие во всех устраиваемых обитателями усадьбы увеселениях” в “грибных походах”, любительских спектаклях, в домашних вечерах (файфоклоках, как он их шутливо называл)…

8 слайд

Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов и рассылал их по редакциям. 20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант.

9 слайд

И.Северянин дебютировал в 1905 г. и до 1912 г. издал более 30 брошюр-сборников. Поэта сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки.

10 слайд

В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи".

11 слайд

Игорь Северянин «впечатления скуки не производит, он странен, часто нелеп, порой вульгарен, но самостоятелен». В. Брюсов

12 слайд

В 1911 г. Северянин создал группу эгофутуристов. Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», т.е. «Я» поэта, отсюда самовозвеличивание, раздражавшее многих

13 слайд

Северянин выдвинул программу изобретённого им направления. Душа – единственная истина. Самоутверждение личности. Поиски нового без отвергания старого. Осмысленные неологизмы. Смелые образы, эпитеты. Борьба со стереотипами. Разнообразие мира.

14 слайд

Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

15 слайд

В «Автопредисловии» к сборнику «Громокипящий кубок» И.Северянин признавался: «…я, очень строго по-своему, отношусь к своим стихам и печатаю только те поэзы, которые мною не уничтожены, т.е. жизненны. Работаю над стихом много, руководствуясь только интуицией…»

16 слайд

В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов «Громокипящий кубок», с предисловием Ф.Сологуба. В первой части сборника, «Сирень моей весны», детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, «Мороженое из сирени», была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений.

17 слайд

Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части «Громокипящего кубка». В третьей части, «За струнной изгородью лиры», поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии.

18 слайд

19 слайд

Северянин пытался обновить поэтический язык, вводя в него неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами. Неологизмы встречаются в стихотворениях Северянина на каждом шагу: «быстро-темпный», «олунённый», «разузорены», «огимнив».

20 слайд

Кроме неологизмов поэт использует непривычные словосочетания: «вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «пора популярить изыски», «водопадное сердце» и др.

21 слайд

Восемь лет эту местность я знаю. Уходил, приходил, - но всегда В этой местности бьёт ледяная Неисчерпываемая вода. Полноструйный родник, полнозвучный, Мой родной, мой природный родник, Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!) Неотбрасываемо я приник. И светло мне глаза оросили Слёзы гордого счастья, и я Восклицаю: ты – символ России, Изнедривающая струя! 1914. Июль

22 слайд

Особой популярностью пользовались «поэзоконцерты», где Северянин нараспев читал свои «поэмы», рассчитанные, скорее, на слушателя, чем на читателя: «Кто не слушал меня, тот меня не постиг». Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал свысока, встряхивая нависающими на лоб чёрными, подвитыми кудряшками.

23 слайд

Игорь Северянин Эгополонез Живи, Живое! Под солнца бубны Смелее, люди, в свой полонез! Как плодоносны: как златотрубны Снопы ржаные моих поэз! В них водопадит Любовь и Нега, И Наслажденье, и Красота! Все жертвы мира во имя Эго! Живи, Живое! – поют уста. Во всей вселенной нас только двое, И эти двое – всегда одно: Я и Желанье! Живи, Живое! – Тебе бессмертье предрешено!

24 слайд

Он стал одним из поэтических кумиров, а в 1918 г. в Политехническом музее на поэтическом вечере был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта. По этому поводу он написал: «Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!»

25 слайд

Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орхидеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!

26 слайд

Чем так привлекал поэт своих читателей-современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты.

27 слайд

Эстония 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев, родился 4 (16) мая 1887 г., умер 20 декабря 1941 г) Родители Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952). В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. В детстве Первые стихи Закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". В 1896 году отец Игоря – Василий Петрович Лотарев, поручик 1-го железнодорожного батальона, привез сына в Нелазскую волость Череповецкого уезда Новгородской губернии, где были земельные владения его брата Михаила Петровича Лотарева и его сестры Елизаветы Петровны Журовой. По совету брата, Василий Петрович определил сына в Череповецкое реальное училище. На выходные дни и каникулы Игорь приезжал в усадьбу Е.П.Журовой Сойвола, которая находилась на берегу Суды неподалеку от речки Сойволы.Близ деревни Владимировка, в двух верстах от Сойволы, в 1899 г. М.П.Лотарев начал строительство усадьбы. Вид на усадьбу Владимировку со стороны реки Суда (1910 г.) Хозяин усадьбы "Суда" М.П. Лотарев с женой Е.Н. Лотаревой в саду усадьбы. Фото 1910 г О Суда! Голубая Суда,Ты, внучка Волги! дочь Шексны!Как я хочу к тебе отсюдаВ твои одебренные сны!.. На берегу реки Суда Лида и Володя Лотаревы.Фото 1910 г Усадьба "Суда". Веранда малого дома. Фото 1902 г. Усадьба дяди Большой усадебный дом был двухэтажным, бревенчатым (позднее его обшили тесом), на каменном фундаменте. Близ дома был разбит парк, в котором росли жасмин, барбарис, сирень, акация, спирея, шиповник, черемуха, липы и красовались цветочные клумбы. Место для нее было выбрано живописное: в окружении лесов, на высоком берегу, омываемом водами двух рек – Суды и впадающей в нее Кемзы «…моя муза» Игорь принимал живое участие во всех устраиваемых обитателями усадьбы увеселениях” в “грибных походах”, любительских спектаклях, в домашних вечерах (файфоклоках, как он их шутливо называл)… Дядина усадьба стала для Игоря-Северянина родной и желанной: здесь он черпал впечатления для своего поэтического творчества, здесь – в кругу добрых и милых родственников – находил отдохновение от забот и шумной столичной жизни. Он говорил о здешних местах: “У поэта должны быть народные корни, питающие его вдохновение. Здесь мне является моя муза”. Первые сборники Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов и рассылал их по редакциям. 20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси. Я, гений Игорь - Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! Эгофутуризм Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894-1958), вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма. Война Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души. Эстония 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах. Фелисса В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой. Эмиграция В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств" Последние сборники Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. В 1931 году вышел сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди. Смерть А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю". Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне от сердечного приступа, в присутствии младшей сестры Веры Коренди (эстонизированная фамилия, собственно Коренова), его последней сожительницы. и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки: Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! Могила поэта в Таллине В 2002 году в Череповце вышла книга В. Минина "Усадьба "Сойвола" Шексна моя, и Ягорба, и Суда,Где просияла первая любовь,Где стать поэтом, в силу самосуда,Взбурленная мне предрешила кровь Судьба усадьбы 20 декабря 1993 года стараниями администрации Череповецкого района и сотрудников Череповецкого музейного объединения в санатории была открыта выставка, посвященная И.-Северянину.24 января 1994 года дом М.П.Лотарева в деревне Владимировка Череповецкого района был принят под государственную охрану и отнесен к категории памятников республиканского (общероссийского) значения.В 1996 году усадьбу М.П.Лотарева передали Череповецкому музейному объединению для организации в ней литературного музея. Музей поэта в Череповце (с 1996 г.) Реальное училище Памятная доска И. Северянину Над презентацией работали:Гнусов АлексейЛитомина ВалерияЧебыкина ТатьянаЛовыгина ТатьянаМуравьев АндрейБеляев Константин

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев, родился 4 (16) мая 1887 г., умер 20 декабря 1941 г) Родители

  • Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952). В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине.
В детстве Первые стихи
  • Закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика".
  • В 1896 году отец Игоря – Василий Петрович Лотарев, поручик 1-го железнодорожного батальона, привез сына в Нелазскую волость Череповецкого уезда Новгородской губернии, где были земельные владения его брата Михаила Петровича Лотарева и его сестры Елизаветы Петровны Журовой. По совету брата, Василий Петрович определил сына в Череповецкое реальное училище. На выходные дни и каникулы Игорь приезжал в усадьбу Е.П.Журовой Сойвола, которая находилась на берегу Суды неподалеку от речки Сойволы. Близ деревни Владимировка, в двух верстах от Сойволы, в 1899 г. М.П.Лотарев начал строительство усадьбы.
Вид на усадьбу Владимировку со стороны реки Суда (1910 г.) Хозяин усадьбы "Суда" М.П. Лотарев с женой Е.Н. Лотаревой в саду усадьбы. Фото 1910 г На берегу реки Суда Лида и Володя Лотаревы.Фото 1910 г
  • О Суда! Голубая Суда, Ты, внучка Волги! дочь Шексны! Как я хочу к тебе отсюда В твои одебренные сны!..
Усадьба "Суда". Веранда малого дома. Фото 1902 г. Усадьба дяди
  • Большой усадебный дом был двухэтажным, бревенчатым (позднее его обшили тесом), на каменном фундаменте. Близ дома был разбит парк, в котором росли жасмин, барбарис, сирень, акация, спирея, шиповник, черемуха, липы и красовались цветочные клумбы.
  • Место для нее было выбрано живописное: в окружении лесов, на высоком берегу, омываемом водами двух рек – Суды и впадающей в нее Кемзы
«…моя муза»
  • Игорь принимал живое участие во всех устраиваемых обитателями усадьбы увеселениях” в “грибных походах”, любительских спектаклях, в домашних вечерах (файфоклоках, как он их шутливо называл)… Дядина усадьба стала для Игоря-Северянина родной и желанной: здесь он черпал впечатления для своего поэтического творчества, здесь – в кругу добрых и милых родственников – находил отдохновение от забот и шумной столичной жизни. Он говорил о здешних местах: “У поэта должны быть народные корни, питающие его вдохновение. Здесь мне является моя муза”.
Первые сборники
  • Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов и рассылал их по редакциям. 20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.
  • Я, гений Игорь - Северянин,
  • Своей победой упоен:
  • Я повсеградно оэкранен!
  • Я повсесердно утвержден!
Эгофутуризм
  • Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894-1958), вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.
Война
  • Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.
Эстония
  • 27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский. Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.
Фелисса
  • В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.
Эмиграция
  • В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"
Последние сборники
  • Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. В 1931 году вышел сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распостранять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди.
Смерть
  • А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю". Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне от сердечного приступа, в присутствии младшей сестры Веры Коренди (эстонизированная фамилия, собственно Коренова), его последней сожительницы. и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:
  • Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!
Могила поэта в Таллине В 2002 году в Череповце вышла книга В. Минина "Усадьба "Сойвола"
  • Шексна моя, и Ягорба, и Суда, Где просияла первая любовь, Где стать поэтом, в силу самосуда, Взбурленная мне предрешила кровь
Судьба усадьбы
  • 20 декабря 1993 года стараниями администрации Череповецкого района и сотрудников Череповецкого музейного объединения в санатории была открыта выставка, посвященная И.-Северянину. 24 января 1994 года дом М.П.Лотарева в деревне Владимировка Череповецкого района был принят под государственную охрану и отнесен к категории памятников республиканского (общероссийского) значения. В 1996 году усадьбу М.П.Лотарева передали Череповецкому музейному объединению для организации в ней литературного музея.
Музей поэта в Череповце (с 1996 г.) Реальное училище Памятная доска И. Северянину

Слайд 2

Серебряный век

Выражение «серебряный век» русского искусства применительно к концу XIX – началу XX столетия, и возникло оно как обозначение крупнейшего этапа в его развитии после пушкинского «золотого века».

Слайд 3

Акмеизм

От греческого слова «акме» – высшая степень чего-либо, цветущая сила. Акмеисты ставили своей задачей возвратить слову изначальный, простой смысл, освободить его от символистических толкований.

Слайд 4

У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще». С. Городецкий

Слайд 5

Футуризм

От латинского «футурум» – будущее». «Только мы – лицо нашего времени, – заявляли футуристы. – Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих, и прочих с парохода современности».

Слайд 6

«Я так люблю поэзию русского серебряного века. В области передачи нежного и драгоценного в человеческой любви, влюбленности, в отношении пластики и изящества, соединенных с чудной лаконичностью, и, наконец, что касается выражения особого…сверхчуткого, сверхвнимательного и одновременно явно художественного ощущения природы – ночи, весны, лета, усадьбы в старинном парке, прелести любимой женщины, обаяния молодости, юности, смеха, грусти, разрыв – тоски, упоения и т.д. – во всем этом есть что-то постоянно отроческое, начальное и изначальное». Марк Щеглов

Слайд 7

Игорь Северянин – «король поэтов» Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеграднооэкранен! Я повсесердно утвержден! ……………………………. Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол! «Эпилог» («Громокипящий кубок. Поэзы»)

Слайд 8

Не думаю, чтоб надобно было доказывать, что Игорь Северянин – истинный поэт. Это чувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет «Громокипящий кубок». В. Брюсов

Слайд 9

Время требует мифов…

Среди множества мифов XX века живёт и миф о поэте Игоре Северянине. О том, что он якобы ввёл в свою поэзию интонации самовосхваления и самолюбия, названной “северянинщиной”.

Слайд 11

Игорь Лотарев родился 4(16) мая 1887 года в Петербурге.

Родился я, как все, случайно… Был на Гороховой наш дом. «Роса оранжевого часа»

Слайд 12

В “Северном триолете” поэт передаёт всю свою любовь к Северу.

Что Эрик Ингрид подарил? Себя, свою любовь и Север. Что помечталось королеве, Всё Эрик Ингрид подарил. И часто в рубке, у перил Над морем, чей-то голос девий Я слышу: «он ей подарил Себя, любовь свою и Север».

Слайд 13

Цель творчества – познание души

Обратив внимание на внешнее – стилистические новации, - мы почти забыли об эмоциональном и духовном начале его поэзии – познании души. «Душа – единственная истина! Самоутверждение личности! Поиски нового без отвергания старого!»– провозглашает молодой поэт.

Слайд 14

Осмысленные неологизмы

Неологизмы И. Северянина позволяют ему с замечательной остротой выразить главное содержание его поэзии: чувство современности. Помимо того, что они часто передают понятия совершенно новые по существу. “Озерзамок” “Перекочкать”“Онездешниться” “Ядоцвет” “Алогубы”“Грезофарс”“Поэза” “Миррэлия” (светлое царство) “Окалошить” “Златополдень”“Вуалит негой феордов сага”

Слайд 15

В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал:

«Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз». В его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные - на грани пародии и пошлости - формы:

Слайд 16

“Самогимн”

Мой стих серебряно-брильянтовый Живителен, как кислород. “О гениальный! О талантливый!” – Мне возгремит хвалу народ. И станет пить ликёр гранатовый За мой ликующий восход... … Я – я! Значенье эготворчества – Плод искушённой Красоты!

Слайд 17

Расцвет творчества

Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громокипящий кубок». «Громокипящий кубок» – сборник, который пользовался шумным успехом и составил ему славу салонного поэта, воспевающего «красивости» и «изыски» великосветской и богемной жизни. За два года «Громокипящий кубок» выдержал семь изданий.

Слайд 18

Мечтательность

Отождествляется “поэт с открытой душой” и его лирический герой Создаётся новый образ – мечтателя, постоянно обманывающегося и разочаровывающегося в мире. Я чувствовал, поле опять изумрудно, И лютики в поле цветут… …Но это же гадость! Тогда я взял глобус И, в грёзах, поехал в Китай. Май 1912

Слайд 19

Лирика

Это – лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует. Это – истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. …Колыхается туман – Как мечты моей обман, Как минувшего роман… Декабрь 1908

Слайд 20

Ирония

Это – ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Ирония Северянина направлена не против лиц, а против явлений. Против фальши, бездушия, озлобления и невежества. Бесчисленные ландо, экипажи. Кабриолеты, встречающиеся в его произведениях, - признаки “весеннего удушья”.

Слайд 21

“Жизнь человека одного – дороже и прекрасней мира”.

Он упрямо и настойчиво повторяет мысль о превосходстве человека над миром. Это звучит как продолжение слов Ф. Достоевского о том, что счастье невозможно построить на слёзах и на крови.

Слайд 22

“Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!”

В феврале 1918 года в Москве на поэтическом вечере он был избран “королём поэтов”, опередив Маяковского и Бальмонта. Я так велик и так уверен В себе, настолько убеждён, Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительный поклон. (“Рескрипт короля”)

Слайд 23

Отзывы критиков

А. Блок В. Брюсов В. Адамс

Слайд 24

Отзыв А. Блока

“Я преуменьшал его, хотя он и нравился мне временами очень. Это – настоящий, свежий, детский талант. Храни его бог”. “Я теперь понял Северянина. Это – капитан Лебядкин.” И прибавил: “Ведь стихи капитана Лебядкина очень хорошие”.

Слайд 25

Отклик В. Брюсова

“Это – художник, которому открылись тайны стиха и который сознательно стремится усовершенствовать свой инструмент, «свою лиру», говоря по-старинному”. “…Не всегда легко различить, где у И. Северянина лирика, где ирония. Не всегда ясно, иронически ли изображает поэт людскую пошлость, или увы! сам впадает в мучительную пошлость”.

Слайд 26

Воспоминания друга

“Мы знаем его как самовлюблённого лирика, не разбирающегося в общественных проблемах, сумевшего вложить в свои субъективные “поэзы”большую напевность и лёгкость”. (Один из друзей поэта, в его последние годы жизни, эстонский исследователь В Адамс).

Слайд 27

Ответ критикам

На упрёки в пошлости сам Игорь- Северянин ответил в 1918 году в стихотворении “Двусмысленная слава”: Неразрешимые дилеммы Я разрешал, презрев молву. Мои двусмысленные темы – Двусмысленны по существу.

Слайд 28

«Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!».

Весь поэтический мир И. Северянина изначально двойствен. Поэт как бы взвешивает на весах добро и зло: “И в зле – добро, и в добром – злоба”.

Слайд 29

Расставание с Родиной

Каждое лето он проводил в Эстонии, в Эст-Тойлу. Но в 1920 году образование Эстонии, как самостоятельной республики, отрезало поэта от Родины. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой ФелиссойКруут. Моё одиночество полно безнадёжности, Не может быть выхода душе из него… (“Утомлённый душой”)

Слайд 30

Качнуло небо гневом грома,Метнулась молния - и градВ воде запрыгал у парома,Как серебристый виноград. Вспорхнула искорка мгновенья,Когда июль дохнул зимой -Для новых дум, для вдохновенья,Для невозможности самой… И поднял я бокал высоко,-Блеснули мысли для наград…Я пил вино, и в грезах сокаВ моем бокале таял град. «Град» ДАРЮ Дорину-Николаеву

Слайд 31

«Качнуло небо гневом грома, метнулась молния», - так начинается это произведение, настраивающее читателя на лирический лад. Однако уже в первой строчке возникает некое напряжение, подразумевающее последующее развитие событий. И действительно, вслед за дождем грянул град, который автор сравнивает с прозрачным виноградом. Северянин очень тонко подмечает, что в этот момент «июль дохнул зимой», заставив его на мгновение поверить в невозможное. И этого удивительного мига хватило, чтобы вдохновить поэта на новые строки, придать стихам глубину, звучание и совершенно иную окраску. «Я пил вино, и в грезах сока в моем бокале таял град», - отмечает Северянин, искренне восхищаясь тем что стал очевидцем такого восхитительного природного явления. Анализ

Слайд 32

«Двусмысленная слава»

Моя двусмысленная славаДвусмысленна не потому,Что я превознесён неправо, -Не по таланту своему, - А потому, что явный вызовУсловностям - в моих стихахИ ряд изысканных сюрпризовВ капризничающих словах. Во мне выискивали пошлость,Из виду упустив одно:Ведь кто живописует площадь,Тот пишет кистью площадной. Бранили за смешенье стилей,Хотя в смешенье-то и стиль!Чем, чем меня не угостили!Каких мне не дали «pastilles»! Неразрешимые дилеммыЯ разрешал, презрев молву.Мои двусмысленные темы -Двусмысленны по существу. Пускай критический каноникМеня не тянет в свой закон, -Ведь я лирический ироник:Ирония - вот мой канон.

Слайд 33

Анализ

«Во мне выискивали пошлость», - отмечает Игорь Северянин, подчеркивая при этом, что общается с читателями на их языке, привычном и доступном. Кроме этого, поэт дает отповедь всем тем, кто обвиняет его в смешении стилей, так как именно это и является «изюминкой» его стихов. «Мои двусмысленные темы – двусмысленны по существу», - заявляет поэт. При этом он с легкостью отвергает все законы стихосложения. Так как относится к собственному творчеству без напыщенности и трепета. «Ирония – вот мой канон», - подчеркивает автор, намекая на то, что его стихи можно трактовать как пощечину общественному мнению.

Слайд 34

«Не завидуй другу»

Не завидуй другу, если друг богаче,Если он красивей, если он умней.Пусть его достатки, пусть его удачиУ твоих сандалий не сотрут ремней… Двигайся бодрее по своей дороге,Улыбайся шире от его удач:Может быть, блаженство - на твоем пороге,А его, быть может, ждут нужда и плач. Плачь его слезою! Смейся шумным смехом!Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек!Не препятствуй другу ликовать успехом:Это - преступленье! Это - сверхпорок!

Слайд 35

Анализ

Он призывает не только самого себя, но и окружающих уверенно идти по выбранному пути и не оглядываться на чужие достижения, которые вызывают зависть. Сострадание – совсем не то чувство, которое, как считает поэт, нужно испытывать по отношению к другу. Ведь для него гораздо важнее, чтобы близкие люди не выражали свое сочувствие в тяжелые минуты, а умели радоваться, когда человек находится на вершине славы и благополучия. Поэтому Северянин подчеркивает: «Не препятствуй другу ликовать успехом: это - преступленье! Это - сверхпорок!». В понимании автора, зависть способна разрушить самую крепкую дружбу, и виновнику подобного нет прощения.

Слайд 36

Смерть

В 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю". Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне от сердечного приступа Похоронен там на Александро-Невском кладбище.

Слайд 37

На памятнике помещены его строки:

Слайд 38

Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жизнь и творчество Игоря Северянина.

Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! От Баязета к Порт-Артуру Черту упорную провел. Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол!

Родился 4 мая (16 н.с.) 1887 г. в Петербурге в семье отставного штабс-капитана - культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную ("одного Собинова я слышал не менее сорока раз"). С девяти лет мальчик писал стихи.

Лотарёв Игорь Васильевич. Юношеские годы провел в усадьбе " Сойволе " недалеко от Череповца, Новгородской губернии, где окончил четыре класса реального училища. Затем уехал с отцом в Порт Дальний. Север пробудил в душе будущего поэта вдохновение (отсюда его псевдоним - Северянин).

«Эгофутуризм» В начале 1910 г поэт вместе с Олимповым К. организовали литературную группу, которая как своеобразное течение в р.поэзии просуществовал всего несколько месяцев. «Петербургский глашатай» – орган эгофутуризма вышел 4 номерами с марта 1912

Футуризм (будущее). Ветви. Кубофутуризм. В нём заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры, что на первых порах связывало с ним молодого Маяковского. В.Хлебников, братья Бурлюки, В.Каменский Эгофутуризм. Творчество Игоря Северянина.

Черты поэтики футуризма: Неуёмное словотворчество. Обилие иноязычных слов. Эгоцентризм. Манерность. Вычурность. Отрицание культуры прошлого.

Первым поэтом, приветствовавшим появление Северянина в поэзии, был Фофанов (1907), вторым - Брюсов (1911). С 1905 по 1912 Северянин выпустил 35 поэтических сборников (в основном в провинциальных изданиях). «Зарницы мысли» 1908г. «Интуитивные краски» 1009г «Колье принцессы» 1910г. «Электрические стихи» 1911 « Эпиталама» 1911 г. «Ручьи в лилиях. Поэзы » 11 г « Качалка Грезерки » 1912 г.

Настоящая слава пришла к нему после выхода в свет сборника " Громкокипящий кубок"(1913). В том же году стал давать собственные поэзоконцерты, совершил первое турне по России вместе с Сологубом.

«Король поэтов». В феврале 191 8 году в Москве на вечере в Политехническом музее был избран "Королем поэтов", он опережает самого В.Маяковского.

Затем последовали другие сборники стихов Северянина - " Златолира " (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и др., много раз переиздававшиеся. Вечера поэта проходили с огромным успехом, чему способствовал его исполнительский дар. Б. Пастернак вспоминал: "...на эстраде до революции соперником Маяковского был Игорь Северянин..."

После Октября. Северянин оказался в эмиграции благодаря стечению обстоятельств. Он всю жизнь старался быть вне политики. Связи семьи Лотаревых с эстонским краем были давние: здесь учился отец поэта, его братья. Впервые Северянин посетил эти места (поселок Тойла) в 1912, затем часто отдыхал там в летние месяцы. В 1918 перевез туда больную мать.Оккупация немцами Эстонии (в марте 1918), образование самостоятельной республики (1920) отрезали его от России. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой - поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут.

Мария Васильевна Волнянская. (Домбровская). Певица, гражданская жена Игоря-Северянина с 1915 по 1920 годы. Волнянской практически полностью посвящен сборник "Тост безответный" и большое количество стихов в сборнике " Миррэлия ".

Находясь в эмиграции, продолжал писать. Выпустил сборники стихов " Вервена "20г, "Менестрель" 21г, роман в стихах "Падучая стремнина»22г, «Соловей» 23г, «Классические розы»31г и др. Издал антологию эстонской классической поэзии. Правительство Эстонии помогло Северянину, назначив субсидию. Последние годы ему жилось тяжело, одиноко.

В Эстонии. Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.

В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиссой Круут. С Ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

Присоединение в 1940 Эстонии к Советскому Союзу пробудило в нем надежды на издание своих стихов, возможность поездки по стране. Болезнь помешала осуществлению не только этих планов, но даже отъезду из Эстонии, когда началась война.

22 декабря 1941 Северянин умер в оккупированном фашистами Таллинне Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

Литературный музей И.Северянина.

Спасибо за внимание. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Береговская СОШ» Газизова Г.К. 2009-2010 уч.год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд "Дон-жуанский список Игоря Северянина"

Презентация предназначена для урока литературы по биографии и творчеству Игоря Северянина. Данный ресурс можно использовать и во внеурочной деятельности....

Литературно-музыкальная композиция «…Гений Игорь – Северянин…»Участники – ученики 11 класса

1. Знакомство с жизнь и твочреством поэта2. Развитие навыков монологической речи учащихся, умение выразительно декламировать стихотворения И. Северянина3. Привлечение слушателей и участников композици...

Эгофутуризм Игоря Северянина - поэтический портрет

Методическая разработка урока по творчеству И.Северянина, где дается поэтический портрет художника слова. Цуль урока - вызвать интерес обучающихся к поэзии серебряного века. На уроке организуется рабо...



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.