Причины манипуляций в межличностном общении. Манипуляции в общении (1) - Реферат. Как это происходит

Семья является уникальным социально-правовым институтом. Именно в семье закладываются основы социализации личности; обладая семейно-правовым статусом, лицо вправе рассчитывать на защиту со стороны государства.

Стратегической, рассчитанной на перспективу целью деятельности социального государства, всей системы социальной защиты населения является реальное снижение процента бедности и улучшение качества жизни в тех группах населения, которые в силу своего физического состояния и по другим объективным причинам не могут самостоятельно решать проблемы личного или семейного жизнеобеспечения.

Достижение этой цели строится по двум главным направлениям.

Первое - повышение реальных доходов населения за счет организации предоставления мер социальной поддержки - выплаты субсидий, пособий, компенсаций, предоставление установленных законом льгот и т.д.

Второе - развитие и совершенствование системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семей с детьми.

Одним из условий успешного функционирования семьи и воспитания ребенка, снижения социальной напряженности в обществе является развитие сферы социальной поддержки и социального обслуживания семьи и детей.

В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них.

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

В настоящее время основными направлениями государственной семейной политики являются: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

Государственная семейная политика исходит из положений о том, что: семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека; семья играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; следует учитывать потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мерах государственной семейной политики в современных условиях.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семь.

Безусловно в своей работе уполномоченные органы руководствуются прежде всего положениями Семейного Кодекса РФ.

В осуществлении семейной политики немаловажную роль играют органы местного самоуправления, которые в своей деятельности руководствуются Семейным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и другими федеральными законами (в части положений о материальном обеспечении, мерах социальной защиты и иных правовых и социальных гарантиях, Постановлениями Правительства и утвержденными ими Положениями.

Нельзя не отметить социальную работу в семье, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей и состоящую из совокупности разъяснительных, общественных, репрессивных, иных мер, предпринимаемых в отношении несовершеннолетнего и лиц, обязанных его воспитывать и содержать, проводимых с целью недопущения совершения правонарушений и антиобщественных действий. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (прокуроры и подчиненные им лица, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения и социальные работники и др.) в данном случае руководствуются в первую очередь ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В целом нужно сказать, что правовой основой социальной работы в семье является законодательство и принимаемы в соответствии с ним различные акты, решения, постановления уполномоченных в этой сфере органов.

ФЗ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей предусматривает меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

  • 1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
  • 2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  • 3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года. Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является сертификат.

Лица, указанные в законе, лично или их законные представители вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) по форме согласно приложению со всеми необходимыми документами. Далее вопрос о выдаче сертификата решает Пенсионный фонд РФ. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Президент РФ Б.Ельцин в своем указе № 431 от 1992г. постановил:

Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга:

  • а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;
  • б) установить для многодетных семей:
    • - скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
    • - бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
    • - бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
    • - прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
    • - бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
    • - бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств (указанные выплаты подпадают под действие п.1 ст.217 НК РФ и не подлежат налогообложению);
    • - один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
  • в) оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • г) обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков;
  • д) содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
  • е) при разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей, возможность их работы на условиях применения гибких форм труда (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работ и т.д.); обеспечивать организацию их обучения и переобучения с учетом потребностей экономики региона.

При этом Минфин и Минсоцзащиты РФ в своем письме от 29.06.1992г. № 1-2359-18 разъясняют: дополнительные затраты, возникающие при реализации мероприятий, указанных в подпункте "б" пункта 1, финансирование которых в настоящее время не учитывается при формировании бюджетов национально - государственных и административно территориальных образований, производятся:

  • - за счет средств территориальных фондов социальной поддержки населения - на бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха и выставок;
  • - за счет средств местных бюджетов - скидки на плату за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

Что мешает молодой семье, женщине, принять решение о рождении ребенка? Это низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение, что греха таить, просто в том, сможет ли она его прокормить.

Женщина при планировании ребенка вынуждена выбирать: либо родить, но лишиться работы, либо отказаться от рождения ребенка. Это очень тяжелый выбор. Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Из перечисленных мер все важно, но без материального обеспечения ничего не сработает. Что мы можем и должны сделать уже сегодня? Президент РФ, не можем с ним не согласиться, считает необходимым кардинальным образом увеличить размер пособий по уходу за ребенком.

Другая проблема - это своевременное возращение женщины к нормальной трудовой деятельности. Для этого Президент предлагает ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание.

В отношении вопроса с жильем для молодой семьи нужно отметить следующий положительный момент. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (утвержденная Правительством РФ) предусматривает оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета. В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы Правительство РФ утвердило правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) освобождены от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" гражданам, не обеспеченным жильем, государство призвано оказывать помощь, развивая строительство государственного и муниципального жилья, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства или приобретения жилья.

Таким образом, предоставление молодым семьям денежных средств в виде субсидий в размерах, установленных вышеназванными Приказом Минобразования России и Постановлением Госстроя России, следует рассматривать как компенсационные выплаты, не облагаемые налогом на доходы физических лиц.

По вопросу предоставления жилья интересно отметить статистику, приведенную на региональном уровне в нашем субъекте. Согласно Закону Пермского края от 07.12.2006г. № 33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». Ежегодно проводимые социологические исследования показывают, что для молодых жителей Прикамья жилищная проблема является первостепенной. По информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики в Пермском крае около 73 тысяч молодых семей, в которых оба супруга моложе 30 лет. При исследовании проблемы установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Прикамья - менее 30%, улучшить жилищные условия стремятся более 70% семей, что составляет около 51 тысячи молодых семей.

Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь, предусмотренная нашей краевой программой, в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Указанная выше подпрограмма призвана укрепить созданную в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" систему государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья.

В подпрограмме определены приоритетные (в порядке значимости) категории для участия:

  • - это молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года;
  • - многодетные молодые семьи, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий;
  • - молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 19 сентября 2005 года;
  • - молодые семьи, относящиеся к приоритетной категории, установленной представительным органом муниципального района (городского округа) в соответствии с программой социально-экономического развития, принятой органом местного самоуправления;
  • - молодые семьи, имеющие одного и(или) более детей, признанные в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия из средств краевого и (или) местного бюджета в размере 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в порядке, определяемом соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и(или) органом местного самоуправления. Настоящая выплата производится в случае рождения (усыновления) ребенка в период действия свидетельства.

В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство). Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии.

Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, составляет 6 месяцев. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в Подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.

Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.

Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.

Президент России Владимир Путин в своем указе о мерах социальной поддержки многодетных семей постановил Правительству Российской Федерации проводить регулярные обследования уровня жизни и доходов малообеспеченных групп населения, включая малообеспеченные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки. С этой целью Правительство в 2001 году одобрило подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года направленную на осуществление адресной социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей.

Учащимся общеобразовательных школ меры социальной поддержки могут быть оказаны в части бесплатного проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус и автобус городских линий, кроме такси), обеспечения формой по нормам, установленным администрацией муниципального образования, субъекта. Одной из мер поддержки являются дотации на питание школьников из малообеспеченных семей. Эффективная экономика, налоговые поступления в бюджет дают возможность увеличивать такие дотации и, следовательно, обеспечивать большее количество детей бесплатными школьными обедами. Для студентов предусмотрена социальная стипендия.

В соответствии с законом Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 в перечень полномочий органов местного самоуправления, переданных государством, передана социальная поддержка неработающих беременных женщин из малообеспеченных семей путем выплаты единовременного социального пособия.

На региональном уровне определяются размеры и виды оказания социальной помощи, устанавливаются дополнительные условия для получения нуждающимися гражданами социальной помощи исходя из: учета трудового потенциала, учета имущественного потенциала гражданина (домохозяйства).

В рамках целевой программы проводятся также благотворительные городские акции в поддержку малоимущих семей, организуются сборы вещей от населения и раздача их нуждающимся семьям, благотворительные обеды, раздача продуктовых наборов, благотворительные концерты и спектакли, спортивные мероприятия.

  • - Порядок предоставления адресной социальной помощи утверждается постановлением главы муниципального района.
  • - Для решения поставленных задач в районе создается межведомственная комиссия по оказанию адресной социальной помощи населению, которая является распорядителем бюджетных средств.

Координирует и контролирует реализацию мероприятий Программы первый заместитель главы муниципального района.

  • - Орган, уполномоченный исполнять Программу:
    • а) принимает документы и заявления на оказание соц. помощи от населения;
    • б) взаимодействует с другими исполнителями Программы;
    • в) несет ответственность за рациональное и целевое использование выделенных бюджетных средств;
    • г) информирует о ходе реализации Программы в разрезе постатейного использования средств;
    • д)представляет отчет об исполнении Программы в Земское Собрание Ординского муниципального района, управление финансов администрации Ординского муниципального района в сроки, установленные для предоставления отчета об исполнении районного бюджета за соответствующий год.

Мероприятия оказания адресной помощи включают денежные суммы для: приобретения одежды, продуктов питания детям, ремонт ветхого жилья, 50% - ная компенсация затрат на получение высшего образования, дорогостоящего лечения (операций, консультаций, обследований) в 100% размере детей и 50% размере взрослым.

Понятие государственной семейной политики утвердилось в качестве признанной научной категории. Семейная политика призвана решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, создания условий, необходимых для реализации семьей своих функций. Являясь составной частью социальной политики, семейная политика обеспечивает деятельность системы социальных институтов в интересах семьи.

Семья как объект государственной семейной политики является, с одной стороны, социальным институтом, с другой - малой социальной группой. Как социальный институт, будучи подсистемой общества, семья связана с общественными потребностями, которые, в свою очередь, определяют ее функции.

Основные функции семьи:

  • - репродуктивная;
  • - хозяйственно-экономическая;
  • - воспитательная;
  • - досуговая;
  • - жизнеохранительная;
  • - сексуальная.

Существует острая необходимость согласования, координации мер в поддержку семьи, разработки законодательной базы и нормативных правовых актов государственной семейной политики Российской Федерации, соответствующей требованиям современности и задачам обеспечения социального развития страны.

В Конституции РФ провозглашено: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (ст. 38); "Каждому гарантируется социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом" (ст. 39).

К базовым конституционным законам, закрепляющим нрава семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс PФ) (Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Семейный кодекс РФ подтвердил добровольность брака, единобрачие, равенство прав супругов в семье. Определены условия и порядок вступления в брак и его прекращения, личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи и другими родственниками, порядок п формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Важнейшим направлением семейной политики является экономическая поддержка семьи. Россия переживает начальные этапы перехода к рынку, которые отличаются противоречивым сочетанием прогрессивной эволюции с регрессом, развития с деградацией. Положение одних слоев и классов, составляющих общество, улучшается, а других - ухудшается. Одни социальные группы развиваются, усиливаются, укрепляют свое влияние, другие - слабеют, деградируют. Сегодня Россия относится к странам с наиболее высоким уровнем экономического неравенства. Широкое распространение бедности - основной индикатор социально-экономического неблагополучия населения, следовательно, - положения многих семей. Уровень социальной уязвимости растет в условиях затянувшегося институционного и экономического кризиса. Социально ущемленные семьи утратили экономическую безопасность.

Как отметил в своей книге "Капитализм и Россия. Выпадение из будущего?" Ю. М. Лужков: "На наших глазах развернулся и продолжает развиваться, если использовать марксистскую терминологию, системный кризис капитализма как общественной формации".

В этой работе определены приоритетные оперативные задачи: перезапустить российскую экономику и сформировать стратегию выхода из кризиса, закладывающую реальную и достаточную экономическую базу для реализации последующих модернизационных задач, формирования инновационной экономики и инновационного общества.

В рамках семейной политики необходима разработка дифференцированных мер государственной поддержки, связанных со спецификой экономического положения и составом семей. Следует предусмотреть специальные меры поддержки бедных семей, развивать адресную материальную помощь нуждающимся семьям.

Актуальной задачей семейной политики является реформирование системы налогообложения и введение фиксированной доли налогов для использования ее на программы поддержки семей, налоговых льгот для предприятий и организаций, участвующих в мероприятиях семейной политики, в частности:

  • - безвозмездная реализация товаров малоимущим;
  • - продажа товаров но низким ценам;
  • - экономическая взаимопомощь и семейная кооперация по месту жительства;
  • - создание обществ взаимного кредитования;
  • - увеличение размеров ежемесячного пособия на детей, прежде всего одиноким матерям;
  • - установление дополнительных пособий многодетным матерям при рождении очередного ребенка.

Необходимо развитие информационного и консультативного обеспечения семей при выборе формы экономического поведения, соответствующего условиям рыночной экономики.

Долгосрочной проблемой является улучшение жилищных условий семей. Реализация целей жилищной политики основано па поддержке социально уязвимых семей, в первую очередь многодетных, неполных, имеющих в своем составе инвалидов, семей переселенцев при строительстве и приобретении жилья, улучшении жилищных условий. Решение острой жилищной проблемы в стране требует:

  • - совершенствования проектирования жилья с учетом состава и потребностей семей;
  • - модернизации системы коммунального обслуживания;
  • - активизации рынка жилья;
  • - развития системы льготного кредитования семей при покупке и строительстве жилья;
  • - совершенствования системы пособий и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

С развитием рыночных отношений произошли реальные изменения в жилищном состоянии семей. Возник рынок жилья. В результате приватизации многие семьи стали собственниками жилья. За последние десятилетия кардинальным образом решили сноп жилищные проблемы средние и богатые слои. Жилищные условия бедных слоев улучшаются очень медленно.

Потребность в жилье - первейшая потребность человека, носящая одновременно и материальный, и социальный характер. По данным социологических исследований, молодые люди обоего пола среди первоочередных потребностей на первое место поставили улучшение жилищных условий, па второе - текущие материальные нужды.

Большинство российских семей на сегодня имеют отдельную квартиру или живут в отдельном доме. Но при этом размер занимаемой жилплощади на одного члена семьи по мировым стандартам остается низким.

В наиболее развитых странах мира семейная политика в XXI в. стала ориентироваться на показатель "качество жизни". Следует выделять несколько блоков индикаторов "качества жизни".

Первый блок характеризует здоровье населения, демографическую ситуацию, продолжительность жизни. Основная цель семейной политики, связанной с первым блоком, - сохранение здоровья и жизни членов семьи, повышение оздоровительного потенциала семьи. В связи с этим необходима реализация целевых программ, направленных на охрану здоровья семьи, пропаганду здорового образа жизни, осуществление профилактических, просветительских мер.

Семейная политика призвана обеспечить создание условий для жизнедеятельности тех членов семьи, которые страдают тяжелыми хроническими заболеваниями, предоставление им необходимого медицинского оборудования, жилья, налоговых и других льгот. Общей задачей семейной политики является создание условий медико-социальной реабилитации членов семьи.

Развитие социальной инфраструктуры для организации семейного отдыха является существенной частью семейной политики.

В целом семейная политика призвана культивировать здоровый образ жизни, вырабатывать эффективные механизмы охраны здоровья членов семьи.

Второй блок отражает состояние базовых условий жизни: достаток, жилище, питание, условия труда и занятости.

В соответствии с величиной прожиточного уровня выделяются слои разного уровня материального достатка:

  • - бедные - с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума;
  • - низкообеспеченные - с доходами и потреблением ниже прожиточного минимума;
  • - средние - с доходами и потреблением выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка;
  • - богатые и состоятельные - с доходами выше бюджета высокого достатка.

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум - официальный норматив, введенный в экономическую политику Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Этот закон устанавливает стоимостную оценку так называемой "потребительской корзины", соответствующую величине прожиточного минимума.

Разработанные Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ) экспертные оценки определяют минимальный потребительский бюджет в денежном выражении как два прожиточных минимума, а бюджет высокого достатка -как шесть-семь прожиточных минимумов.

В соответствии с величиной потребительского бюджета выделяются четыре уровня жизни населения:

  • - достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;
  • - нормальный уровень - рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающим человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
  • - бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы,
  • - нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнедеятельность человека.

Бедность и нищета - не абстрактные понятия, это острая социально-политическая проблема. Бедные с трудом сводят концы с концами. Лишения вынуждают их самим вести дополнительное производство продуктов питания и одежды, широко применять свой труд в домашнем хозяйстве. Социологи и экономисты отмечают широкую натурализацию доходов и предельную интенсификацию труда. Вместе с тем качественные изменения в потребительском поведении более высоких доходных слоев направлены на получение образования, рост квалификации, поддержание здоровья, качественный отдых, облегчение домашнего труда, увеличение вложений в воспитание и развитие детей, улучшение жилищных условий, покупку дорогостоящей техники и бытового оборудования. Дифференциация по доходам населения России к началу XXI в. приведена в табл. 16.1.

Таблица 16.1. Дифференциация по доходам населения России к началу XXI в.

По уровню жизни населения благополучные страны обгоняют Россию в диапазоне 15-20 раз. Наша страна находится в группе "ниже среднего уровня", за нами идут Сальвадор, Перу, Доминиканская Республика.

Вырабатывая семейную политику, необходимо учитывать, что высокие риски бедности связаны с неполными семьями, безработными, инвалидами, одинокими стариками, мигрантами. Семьи с детьми являются самой крупной группой по численности с доходами ниже величины прожиточного минимума.

Отличительная особенность нынешнего этапа развития нашей страны состоит в том, что на фоне социальной бедности, связанной с уязвимыми семьями, усиливается экономическая бедность, когда работоспособные семейные люди не могут обеспечить себе приемлемый уровень благосостояния из-за безработицы или низкой заработной платы. В стране произошел небывалый рост интенсификации труда, связанный с массовой вторичной занятостью и повышением активности домохозяйств по самообеспечению. Доходы от вторичной занятости и личного подсобного хозяйства в определенной мере смягчают социальную и экономическую бедность.

Широкое распространение бедности - основной индикатор социально-экономического неблагополучия общества. Люди с доходами ниже прожиточного минимума составляют около половины жителей большинства регионов страны. Установился высокий уровень концентрации денежных доходов элитных групп, составляющих не более 5% населения.

Снижение экономического неравенства, бедности и низкообеспеченности населения представляют собой важнейшую задачу российского государства и общества в целом.

Характеристика базовых условий жизни семьи была бы неполной, если не обратить внимания на поддержку хозяйственно-производственной деятельности семьи, семейной экономики и семейного предпринимательства. Семейная политика связана с разработкой и реализацией государственных и региональных экономических программ поддержки семейного предпринимательства. Так, например, в предложенной специалистами Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания модели региональной программы семейной политики, перечислены следующие цели:

  • - введение льгот при проведении приватизации, наделении землей, приобретении оборудования для малого семейного предпринимательства;
  • - разработка региональных программ поддержки семейного предпринимательства;
  • - создание системы профессионального обучения членов семей, возглавляющих семейное производство;
  • - организация межсемейной производственной кооперации;
  • - создание муниципальных фондов нежилых помещений для организации семейных производств; предоставление им льгот по аренде, при снабжении электроэнергией, топливом, оборудованием;
  • - установление порядка налогообложения семейных производств.

Большое значение имеет разработка в упомянутой программе по созданию благоприятных условий для сочетания семейных и профессиональных функций. Этот раздел программы чрезвычайно актуален, поскольку касается жизнедеятельности каждой семьи. Авторы программы предлагают новые концептуальные подходы при выработке мер, направленных на решение крайне противоречивой социальной проблемы сочетания профессиональных и семейных ролей. Основная идея новой модели заключается в совершенствовании форм занятости для членов семьи:

  • - организация нестандартных режимов работы;
  • - неполный рабочий день;
  • - сокращение рабочей недели;
  • - гибкий график;
  • - надомный труд;
  • - дифференциация продолжительности отпусков;
  • - особые льготы в сфере труда для родителей несовершеннолетних детей, для семей, где необходим уход за инвалидами, больными.

В нашей стране взрослый работающий член семьи проводит в квартире 53% суточного времени. Объем домашнего труда составляет 30-40 часов в неделю. Домашним трудом, как и во всем мире, в основном занимаются женщины".

Максимальная нагрузка падает на молодых работающих женщин с малолетними детьми. У них совокупная трудовая нагрузка достигает 103 часов в неделю.

Социологическим фактом для нашей страны является стойкая ориентация семьи на домашние, традиционные формы обслуживания.

В условиях массового привлечения женщин к общественному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супругами и высокая удовлетворенность браком.

Современные процессы, происходящие в семье, показывают, что тенденция к индивидуализации семейного быта не ослабевает, а усиливается. Занятие домашним хозяйством будет эволюционизировать в сторону большей рационализации, технической оснащенности. Ведение домашнего хозяйства в цивилизованных формах позволит обеспечить индивидуальные основы быта, сохранить неповторимость очага, его уникальность. При благоприятных условиях некоторые виды домашнего труда будут развиваться, давая простор творческой деятельности: например, садоводчество, огородничество, различные виды рукоделия, столярничество, домашнее моделирование и т.д.

Объективная необходимость ведения домашнего хозяйства сегодня и в будущем связана с удовлетворением усложняющихся индивидуальных потребностей семьи.

Общественной задачей является создание условий для гармоничного сочетания общественных и семейных ролей. В связи с этим необходимы интенсивное развитие сферы бытового обслуживания и более быстрая перестройка внутрисемейного разделения труда в сторону его кооперации между супругами, родителями и детьми.

Домашний труд создает ценности общественного значения. Наносит немалый вред семье и обществу позиция, обесценивающая роль хозяйки и хозяина в доме. Ведение домашнего хозяйства требует умения, навыков, смекалки, предполагает настоящее творчество. Веками сложившаяся культура домашнего хозяйства была ориентирована на неработающую женщину. Надо вооружить семью повой культурой домоводства. Распределение доходов, питание, уборка, стирка, эстетическое убранство, уход за детьми, этика отношений между членами семьи в бытовой сфере - все требует переосмысления, приспособления к новым условиям жизни миллионов семей.

Если признать, что организация домашнего хозяйства -важная семейная функция жены и матери, необходимо задуматься обо всех доступных на сегодня формах гибкого нормирования труда женщин в общественной сфере. Целесообразно предоставить работающей семейной женщине особый режим труда, создающий условия для рационального сочетания ее профессиональной и семейной ролей.

Третий блок, определяющий показатели "качества жизни", оценивает духовное и нравственное состояние общества.

Семейная политика должна чутко реагировать на уровень духовности общества и разрабатывать специальные программы, способствующие развитию культурной инфраструктуры, подготавливать инновационные проекты, связанные с культурой семейных отношений.

Важным индикатором духовности является уровень поведенческой культуры, набор этических и нравственных ценностей семьи. Критерием уровня семейной культуры служат принятые в обществе мировоззренческие ценности гуманистической направленности.

Качественные параметры жизнедеятельности семьи связаны с потреблением. В современную эпоху производство ориентировано на массовое изготовление и потребление товаров. Наблюдается иррациональная избыточность производства товаров потребления. Не спрос формирует предложение, а предложение - спрос. Вещи производятся в количествах, превышающих существующую в них потребность на потребительском рынке, автоматически исчезает ценность вещи в ее действительной полезности и целесообразности.

Известные западные социологи Д. Рисман и Г. Маркузе заметили, что гиперизбыточность потребления касается не только капиталистического хозяйствования, по и общества в целом. Это относится как к производству материальных, так и духовных благ. Потребительское пресыщение вызывает утрату остроты восприятия, безразличие, интеллектуальную и эмоциональную анемию. Инверсия любознательности, целеустремленности во всеядность, равнодушие означает прямую деградацию социального характера.

Пресыщенность чрезвычайно опасна для общества, так как начинают стираться грани между возвышенным пониманием и низкопробным, исчезают табуированные запретные объекты культуры. Идет поиск экзотического, неизведанного, сверхзамысловатого, веками запрещенного. Все становится потребительским товаром. Происходит дегенерация культуры. Девиантные и экстремистские образцы материализуются в товарной форме. Беспрепятственный доступ к любой информации под маской "свободы слова" развращает общественное сознание. Сегодня налицо усталость общества от иллюзии новизны и разнообразия. Все эти постмодернистские тенденции в духовной сфере напрямую касаются культуры семейных отношений. При разработке программных целей и задач семейной политики необходимо учитывать проблемы интеллектуальной и нравственной деградации, характерные для кризисного постсоветского социального пространства.

Кроме индикаторов "качества жизни" выступает мировой стандарт "индекс человеческого развития", который устанавливает следующие показатели:

  • - продолжительность рабочего дня;
  • - продолжительность отпуска;
  • - удобный путь до места работы;
  • - экологическая безопасность;
  • - защита от преступности;

благоприятные климатические условия проживания;

Культурно-развлекательные возможности.

Для успешной семейной политики следует учитывать личные потребности членов семьи, которые подразделяются на физиологические, духовные и социальные.

Физиологические потребности являются определяющими, базовыми, так как они выражают потребности человека как биологического существа. Это потребности в пище, жилище, одежде, отдыхе, сне, двигательной активности, а также репродуктивные и сексуальные.

Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе - это обеспечение социальных нрав, ролей и статусов. Условия удовлетворения этих потребностей зависят от общего уровня культуры в обществе, экологической безопасности, социальной стабильности, уровня и качества жизни, величины свободного времени.

Рассматривая структуру потребностей, нельзя не заострить внимание на различиях между рациональными, разумными потребностями и иррациональными, вредными. От характера потребностей индивида в значительной мере зависит качество его жизни. Рациональные потребности отвечают здоровому образу жизни и гармоническому развитию личности. Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, носят разрушительный характер.

Современная эпоха конца XX и начала XXI в. определяется как завершение индустриальной цивилизации и начало научно-индустриальной цивилизационной стадии. Происходит всемирный постиндустриальный поворот. Исторические перемены в России являются проявлением всемирного стадиального цивилизационного сдвига. В научно-индустриальном обществе решительно меняется структура производства и труда. В материальном производстве все большую роль начинают играть автоматические и аппаратурные технологии. Опережающее значение начинает иметь развитие информационного, конструкторского научного обеспечения и широкой компьютеризации. Экологическая безопасность превращается в первейшее условие существования людей. Резко меняется набор потребительских ценностей. В общественном сознании усиливаются установки на рост образованности, индивидуального разнообразия, свободы выбора и независимости личности.

Важнейшей задачей социальной политики сегодня является забота о снижении уровня социальной конфликтности, обеспечении приемлемого уровня жизни большинства населения. Для достижения социальной стабильности необходима интеграция совместных усилий всех социальных слоев. Согласие, солидарность, социальное партнерство, толерантность являются универсальными средствами успешного развития социальной системы.

  • 5. Социальная работа как область научного знания. Предмет, принципы, понятийный аппарат теории ср
  • 6. Философские аспекты теории ср
  • 7. Многосубъектность ср
  • 8. Специалист по ср как субъект профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика специалиста по ср
  • 9. Проблема профессиональных рисков в ср
  • 10. Профессионально – этические основы ср
  • 11. Прогнозирование, проектирование и моделирование в ср
  • 12. Нормативно-правовые основы ср
  • 13. Понятие эффективности в ср. Критерии эффективности
  • 14. Модели теоретического обоснования ср: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексные
  • 15. Психосоциальная работа как теоретическая модель и практика
  • 16. Задачи и принципы организации управления в системе ср. Структура, функции и методы управления
  • 17. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно-правовые формы
  • 18. Социальная политика рф: ее цели и основные направления. Взаимосвязь социальной политики и ср
  • 19. Развитие системы социальных служб в субъектах рф
  • 20. Роль общественных организаций в развитии профессиональной ср
  • 21. Технологии ср. Понятие, цель, функции и структура технологического процесса
  • 22. Методы индивидуальной, групповой и общинной ср
  • 23. Понятие социальной реабилитации. Организация деятельности реабилитационных центров
  • 24. Методы исследований в ср
  • 25. Биографический метод в практике профессиональной социальной работы
  • 26.Девиантное и делинквентное поведение, как проблема социальной работы. Особенности социальной работы с девиантами и делинквентами
  • 27. Наркомания и токсикомания как формы проявления девиантного поведения
  • 28. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения
  • 29. Проституция как форма проявления девиантного поведения
  • 30. Инвалидность: Социальная защита и реализация прав инвалидов
  • 31. Пенсионное обеспечение населения в рф
  • 32. Социальное обслуживание населения в рф
  • 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
  • 33. Теория и практика соц. Страхования в России
  • 34. Молодежь как объект социальной работы. Технологии социальной работы с молодежью
  • 35. Семья как объект социальной работы. Технологии социальной работы с семьей
  • 36. Семейная политика в Российской Федерации: сущность и основные направления
  • 37. Социально-правовая защита детства. Социальная работа с детьми и подростками
  • 38. Гендерный подход в практике социальной работы
  • 39. Социальное положение женщин в России. Социальная поддержка женщин в условиях реформ
  • 40. Технологии ср по охране материнства и детства
  • 41. Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами
  • 42. Проблемы занятости населения в современной России. Практика социальной работы с безработными
  • 43. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях
  • 44. Бедность и нищета как социальные явления. Социальная защита малообеспеченных слоев населения
  • 45. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями
  • 46. Основы социальной медицины
  • 47. Содержание и методика социально-медицинской работы
  • 48. Сиротство как одна из актуальных проблем современности: причины, последствия, динамика
  • 49. Одиночество как социальная проблема
  • 50. Организационно-административная работа в системе социальных служб, учреждений и организаций
  • 36. Семейная политика в Российской Федерации: сущность и основные направления

    Семейная политика РФ- деятельность государства и других субъектов этой политики, направленная ни укрепление семьи и обеспечение нормальной реализации ее специфических функций. Нацелена она на создание условий, необходимых для достижения семейного благополучия и повышения качества жизни семьи. Государство признает социальные права семьи и необходимость их законодательного закрепления. Гарантом социальной зашиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации.

    Семейная политика формируется как самостоятельное направление социальной политики и системы целенаправленной деятельности, предусматривающая свою стратегию, программы, организацию, кадры, финансовое, другое обеспечение.

    Социальный институт семьи включается в систему государственной деятельности в качестве целостного объекта.

    Цель и главные принципы ГСП направлены на приоритет общечеловеческих ценностей, построение соц.-правового государства на демократических основах как это установлено в КРФ.

    Основными принципами семейной политики являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.

    1. Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами.

    2. Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами.

    3. Принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства.

    4. Принцип единства целей федеральной и региональной семейной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории - части одного и того же государства.

    5. Принцип социального участия. В настоящее время, как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни: 1) семьи как малой группы; 2) разного рода социальных и территориальных общностей и объединений; 3) государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных).

    Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные приоритеты социальной защиты семьи со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:

    Расширение возможностей семьи для решения жизненно необходимых задач;

    Установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

    Содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

    Развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

    Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог – педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

    Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

      сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;

      предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

      содействие в открытии предприятий семейного типа;

      профессиональная ориентация детей и подростков;

      выплата пособий по временной не занятости;

      консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;

      оказание помощи в кадровом обеспечении;

      социально – психологическая работа с клиентами.

    Диапазон принятых в современном мире подходов к семейной политике достаточно широк: от отказа от всякой политики до сведения ее к одной из функций, исполняемых семьей. В этом отношении выделяется несколько основных групп государств.

    К первой группе можно отнести страны, сформулировавшие свою политику в отношении семьи и принявшие широкий подход, ориентированный в целом на достижение благополучия семей.

    Во второй группе - страны, акцентирующие в своей политике внимание на отдельных аспектах жизнедеятельности семьи.

    Третью группу составляют страны, вообще не определившие своей политики в отношении семьи. При этом можно выделить такие основные виды мотивации: политика стимулирования уровня рождаемости (совпадает с политикой в области народонаселения); политика, направленная на социальную защиту семей с детьми; "нейтральная" политика, ориентированная на поддержку всех типов семей.

    Государственная семейная политика - составная часть социальной политики, направленная на институт семьи с целью укрепления, развития и защиты ее прав и интересов, обеспечения правового регулирования ее отношений с государством.

    Основной объект государственной семейной политики - семья, предмет - совокупность специфических проблем семьи. Они отличаются от общих социальных проблем, характеризующих все население страны, и связаны с системой здравоохранения, образования, культуры, занятости. Семейную политику часто отождествляют с демографической и общесоциальной политикой.

    В современных условиях актуальными направлениями государственной семейной политики являются правовое обеспечение семейной политики; экономическая поддержка семей; создание условий для сочетания семейных и производственных функций; обеспечение здоровья семьи; социальное обслуживание семьи; государственная поддержка семей, оказавшихся в особо сложных обстоятельствах; содействие деятельности негосударственных субъектов семейной политики; региональная семейная политика.

    Комплексная программа семейной и демографической политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи, чтобы максимально смягчить их последствия. Большинство развитых стран имеют национальные системы денежных пособий и разных льгот для семей с детьми. Действующая система пособий в России недостаточно эффективна, поскольку в качестве базы для пособий используется не прожиточный минимум, а минимальная заработная плата. Доля этих пособий не превышает 5-10% затрат семьи на ребенка, а несвоевременная выплата и вовсе снижает их значимость.

    В настоящее время семейная политика проводится во многих странах мира. В некоторых странах Европы выделяются равные социальные льготы всем семьям, в других - только самым бедным. Среди стран Европы семейная политика Франции стала своеобразным эталоном, где поощряется рождение третьего и четвертого ребенка. Ниже приводится перечень мероприятий в сфере поддержки семьи, проведенных правительством Франции в последние годы.

    1. Ежемесячные пособия на детей - выплачиваются, начиная со второго ребенка, а при рождении третьего оно достигает максимальной величины.

    2. Введение гарантированного минимального уровня дохода семьи.

    3. Дотации получают семьи с минимальным уровнем дохода, и преимущество отдается семьям с тремя детьми.

    4. Определенные преимущества в зависимости от числа детей в семье при уплате подоходного налога.

    5. Предоставление единовременных пособий до и после рождения ребенка: достигают значительной суммы на третьего ребенка.


    6. Размер декретного отпуска установлен в 16 недель, при рождении третьего ребенка время отпуска увеличен в 1,5 раза - до 26 недель.

    7. Матерям-одиночкам, воспитывающим детей, предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка.

    8. Семьям на обзаведение хозяйством выдаются ссуды. При рождении каждого ребенка часть ссуды погашается. При рождении четвертого ребенка погашается 90 % ссуды.

    9. Предусмотрена существенная ежегодная компенсация расходов семьи на обучение детей.

    11. Матери, имеющие трех детей, автоматически становятся застрахованными в системе государственного пенсионного обеспечения.

    12. Создание всеохватывающей системы внесемейного воспитания, предусматривающей относительно недорогое пребывание ребенка в частных или государственных дошкольных и школьных учреждениях в течение всего дня.

    Проведение таких мероприятий в свое время позволило Франции остановить процесс депопуляции в стране. Суммарный коэффициент рождаемости в 2000 г. стал равен 1,89, а всеохватывающая система внесемейного воспитания с гарантированным, качественным уходом за детьми в течение всего дня, начиная с детского сада и кончая выпускными классами, позволяет 79% женщинам в возрасте от 25 до 49 лет, и, что самое удивительное, - 45% матерям, имеющим троих детей, работать.

    УДК 373.167.1

    Д. В. Шевыркин

    СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

    В статье дан анализ реального состояния семьи, брака и демографии в России, отмечены позитивные тенденции в изменении ситуации вследствие проведения активной социальной политики государства, и даны рекомендации по дальнейшему укреплению института семьи и улучшению демографической ситуации в стране.

    Семья - это основополагающий институт в структуре общества и государства. На жизнедеятельности семьи самым непосредственным образом сказываются все реформы и изменения в жизни страны, т.к. их результаты оказывают большое влияние на уровень жизни семьи, на ее стабильность. Изменения, происходящие на протяжении последних 20 лет, затронули основы общественного устройства России и самые глубокие пласты повседневной жизни людей, их ценности, обыденные представления, нормы поведения и жизненные стратегии. В социальной науке эти изменения, пронизывающие все сферы российского общества, получили название трансформационного процесса. Трансформации охватили все сферы социальной жизни, вызвали глубокие изменения всех социальных институтов. Трансформация семьи -тоже одна из сторон этого процесса.

    О. М. Здравомыслова характеризует отличительные черты этого времени как цивилизационный шок, растерянность и апатию, овладевшие большинством населения, что разрушительно сказалось на социальном институте семьи и социализации молодого поколения . Негативные изменения отразились на физическом и психическом здоровье населения. Так, В. И. Добреньков отмечает, что «свыше 70 % населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса» . По мнению ученого, острейший социально-экономический и духовный кризис привел страну к демографическому кризису, к кризису российской семьи. Такой вывод можно подтвердить объективными данными. На 1 января 2006 г. население Российской Федерации составило 142,7 млн человек, сократившись с 1993 г. на 4 %, или на 5,8 млн человек. В случае сохранения такой тенденции постоянное население страны к 2050 г. убудет на 20 млн и составит 121,2 млн жителей. Прогноз ООН еще более негативный. Для простого воспроизводства населения необходим среднестатистический показатель 2,15 рождений на одну женщину, в 2006 г. в России он составлял 1,3. При этом до недавнего времени лишь 7 % российских семей воспитывали по три ребенка и более, 28 % - по два, а 65 % - по одному . Участники Всероссийской конференции по демографии также отметили сужение репродуктивного периода женщин, что напрямую влияет на здоровье потомства наряду с ухудшающейся экологией, стрессами и т.д. В стране на протяжении последних десятилетий неуклонно снижается продолжительность жизни населения, в 1992 г. впервые было зарегистрировано превышение смертности над рождаемостью, а в демографии появилось понятие «русский крест», «когда на графике кривая уменьшающейся рождаемости перекрещивается с кривой увеличивающейся смертности», и эти кривые продолжают расходиться . Сложившаяся в стране ситуация потребовала самых экстренных мер

    по укреплению семьи, следствием чего должен стать рост рождаемости и повышение качества жизни всего населения.

    Следует отметить, что позитивные изменения в государственной политике сегодня приводят и к улучшению состояния российской семьи, но время больших успехов еще не пришло. Социально-экономический кризис 90-х гг. XX в. привел к резкому расслоению населения и формированию стратегии выживания для подавляющего большинства семей, а последствия проводимой тогда социальной политики будут еще продолжительное время сказываться на жизни всего российского общества. При формировании эффективной социальной, в том числе и семейной, политики важно учитывать последствия реформ 1990-х гг., а также социальный опыт населения, приобретенный в советский период.

    Еще недавно исследователи отмечали, что семья и семейные отношения в России находятся в глубоком кризисе. Этот кризис, по мнению ученых, был в значительной мере подготовлен и ускорен целенаправленными действиями государства, а точнее, государственной политикой в отношении семьи по переориентации личности с семьи на государство, т.к. власть практически не предпринимала мер по преодолению кризиса семьи. В предвыборных программах политических партий и блоков в 2003 г. вопросы семейной и демографической проблематики занимали незначительное место .

    Говоря о кризисе семьи и репродуктивного поведения, известный социолог, исследователь семьи А. И. Антонов замечает, что «ситуация не улучшится без радикального изменения положения института семьи среди других институтов, без преобразования ориентации всей системы ценностей в обществе с индивида на семью». В 2006 г. ученый верно заметил: мнение о том, что «нынешние демографические проблемы порождены только трудностями современного переходного периода и что по мере преодоления этих препятствий они решатся... быстро и легко, не соответствует истине и говорит о безразличии к динамике населения» .

    В доказательство его слов приведем данные, полученные нами в ходе социологического исследования весной-летом 2008 г. В числе других респондентам были заданы следующие вопросы: «Сколько детей было у Ваших родителей?», «Сколько детей вы хотели бы иметь?», «Сколько детей вы уже имеете?».

    Анализ результатов исследования (N = 100) показал, что в родительских семьях респондентов было даже по семь и восемь детей (речь идет преимущественно о пятидесятилетних), а сегодня, несмотря на то что участники опроса говорят о желании иметь трех (19 респондентов) и четырех (4 респондента) детей, реально их имеют намного меньше (рис. 1).

    Л 00 □ 4 1 1 9

    О 10 20 30 40 50 60 70

    Рис. 1 Количество детей в семьях респондентов ^ = 100)

    Полученные данные подтверждают мнение А. И. Антонова о кризисе семьи и репродуктивного поведения в России.

    Следует понимать, что улучшение условий жизни населения не приведет к автоматическому увеличению рождаемости. Даже для повышения рождаемости до уровня простого воспроизводства населения, «при котором население стабилизируется, как говорят на нулевом росте», необходимо проводить эффективную семейную и демографическую политику, направленную на поощрение семей с тремя и более детьми. Для простого воспроизводства населения по данным на 2006 г. было необходимо, чтобы 35 % семей имели трое детей, 14 % семей - четверо детей, а 2 % были бы многодетными. Для расширенного воспроизводства населения «необходимо на этапах активизации демографической политики в два раза увеличить долю семей с 4 детьми, в 7-10 раз - с 5 детьми и более» .

    За последнее время ситуация значительно изменилась в лучшую сторону: сегодня государство уделяет семейной политике все больше внимания и средств, ведь семья оказывает определяющее влияние на развитие и становление человеческой личности, «на качество межличностных отношений» . При этом семья должна быть мощным социальным институтом, призванным эффективно выполнять экзистенциальные функции «по рождению, содержанию и социализации» новых поколений.

    Формируя эффективную семейную политику, власть должна учитывать реальную ситуацию на местах и в масштабах всей страны. Именно социологи призваны помочь государству и обществу, т.к. их работа позволит не только проводить мониторинг ситуации, но и своевременно выявлять «узкие» места в осуществлении социальной политики в целом. Сегодня во многих регионах отмечается трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи и детей, увеличивается доля однодетных и бездетных семей, а также неполных семей как результат разводов, овдовения и внебрачных рождений. Рисунок 2 наглядно отражает ситуацию с институтом брака в России.

    0 1 2 3 4 5 6 7 8

    2002 2003 2004 2005 2006

    В На 1000 человек населения разводов 5,9 5,5 4,4 4,2 4,5

    Ш На 1000 человек населения браков 7,1 7,6 6,8 7,5 7,8

    Рис. 2 Соотношение числа заключенных браков и числа разводов в Российской Федерации

    Приблизительно такая же картина по соотношению браков и разводов в Пензенской области (рис. 3).

    ,| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1:: и 1- 1-1 т

    4І2. . Г.... ТІ "" Г! 7, 5

    11 1 1 1 1 1 1 11 і. ..

    [- 1 " [" 1 " 1 " [ 1 II" [" 1"

    ШШ яштк,1 |_ 16,

    гг: і: і: і:: і: і: і: 11: і: і: і:: і: і: і::: <

    ї Г"[ 1" 1 ""І "Г ГТІ -Т Ґ"І "Т VI "

    2002 2003 2004 2005 2006 2007

    т Количество разводов 6,2 5,3 4,1 3,7 4,2 4,7

    Ш Количество браков 6,8 7 6,4 6,9 7,5 8,6

    Рис. 3 Соотношение числа заключенных браков и числа разводов в Пензенской области

    Несмотря на наметившуюся тенденцию к улучшению ситуации, число разводов все еще составляет более половины от числа заключенных браков.

    При этом чаще всего распадаются семьи с несовершеннолетними детьми. Р. М. Ярмиева, анализируя ситуацию в Татарстане, относительно благополучном в социально-экономическом отношении регионе, говорит, что на фоне устойчивой тенденции увеличения числа малых семей существует тенденция «сокращения суммарного коэффициента рождаемости, то есть числа детей, рожденных одной матерью (в 1981 г. - 2,1; в 2002 г. - 1,4; в 2003 г. -1,35 ребенка), наблюдается рост количества детей, рожденных вне брака». Так, в 2003 г. численность детей, рожденных вне брака, составила 9874, что на 34,6 % больше, чем в 1997 г. .

    В 2006 г., по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, количество детей, родившихся на 1 тыс. человек населения, составило 10,4, умерших - 15,2. В том же году количество детей, умерших в возрасте до одного года на 1 тыс. родившихся живыми, составило 10,2. Ежегодно, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, по причине невынашиваемой беременности погибает до 170 тыс. детей. Лишь 28 % новорожденных можно считать здоровыми, остальные появляются на свет больными или входят в группу риска . В России на 100 новорожденных приходится 150 абортов, а недавно их было свыше 200 .

    В 2006 г. в неполных семьях, по данным Федеральной службы судебных приставов РФ, проживали более 10 млн детей. В январе-апреле 2007 г. добровольно выплатили алименты лишь около 340 тыс. должников (из общего количества в 12 млн). Количество ежегодно поступающих по делам об алиментах заявлений достигает 2 млн .

    В январе 2007 г., по данным Минздрава РФ, количество детей-сирот достигло порядка 750 тыс., из которых в интернатах воспитывалось порядка

    200 тыс. Количество детей, ежегодно остающихся без попечения родителей, составляет около 90 тыс., а детей, устраиваемых на воспитание в семьи, -около 75 тыс. .

    По данным статистики, 2-2,5 тыс. детей ежегодно погибают от домашнего насилия, около 2 млн несовершеннолетних граждан (в возрасте до 14 лет) избивают родители, 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, около 2 тыс. детей и подростков ежегодно сводят счеты с жизнью. Кроме того, более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, а 30-40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в российской семье. В России продолжает расти число беспризорников. По мнению специалистов, оно составляет 3-4 млн человек .

    Приведенные выше данные напрямую свидетельствуют о кризисе российской семьи. Кроме того, в России долгое время сокращалось не только фактическое, но и желаемое число детей. Наше исследование показывает, что эта тенденция сохраняется. Остается актуальной проблема трудоустройства родителей, воспитывающих детей, т.к. работодатели предпочитают бездетных специалистов. Не решена проблема доступности жилья для молодых семей, а доход в таких семьях часто ниже прожиточного минимума. В стране сложилась ситуация, когда семьи с детьми живут заведомо хуже в материальном отношении, чем семьи без детей.

    В ходе предпринятого исследования было опрошено 100 респондентов репродуктивного возраста, в том числе 33 мужчины и 67 женщин. Был задан вопрос: «Что Вас останавливает от рождения детей?» (табл. 1).

    Таблица 1

    Основные причины отказа от рождения детей (Ы = 100)

    Что Вас останавливает от рождения детей? % к опрошенным

    1. Плохие жилищные условия 23

    2. Недостаток денежных средств 59

    3. Боязнь потерять хорошую работу 6

    4. Возможность прекращения карьерного роста 5

    5. Физические трудности и эмоциональные переживания, связанные с воспитанием детей 20

    6. Неуверенность в партнере 17

    7. Ничего 2

    Примечание: Количество ответов больше 100 %, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

    Сегодня семейный аспект учитывается при реализации финансовой политики. Государство призвано обеспечить реальную безопасность семьи, ее благополучие, создать условия для выполнения социально значимых функций. Именно семья, которая в состоянии обеспечить не только свое выживание, но и плодотворное развитие, может стать мощным фактором развития всего общества, поэтому семейная политика должна быть направлена на повышение жизненного потенциала российской семьи. Именно благополучие семьи является наглядным результатом социальных преобразований. На наш взгляд, семейная политика должна быть направлена на решение следующих задач:

    Создание условий для выполнения репродуктивной, экономической, социокультурной и жизнеохранительной функции, оказание помощи в адаптации семьи к социально-экономическим переменам;

    Повышение культуры брачно-семейных отношений и семейных ценностей для укрепления института семьи и улучшения демографической ситуации, воспитание родительской ответственности и доброжелательного отношения к старшему поколению;

    Обеспечение социальной безопасности семьи, в том числе путем экспертизы всех законопроектов и программ с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи, создание системы комплексной поддержки семей, прежде всего молодых, обеспечение гарантии защищенности семьям, находящимся в социально опасном положении, борьба с беспризорностью.

    Наши респонденты, желающие иметь еще детей, ждут помощи от государства, и не всегда речь идет только о деньгах (табл. 2).

    Таблица 2

    Необходимые условия для улучшения демографической ситуации

    В чем Вы ждете помощи от государства? % к опрошенным

    1. Увеличение количества и повышение качества дошкольных учреждений 44

    2. Улучшение школьного образования 40

    3. Увеличение материальной поддержки семей с детьми 65

    4. Улучшение жилищных условий 40

    5. Улучшение организации отдыха детей 27

    Реализация успешной семейной политики - важная задача государства и общества. Решить ее помогает внедрение национальных проектов, заявленных Президентом России в 2005 г. Действительно, реализация проекта, проводимого по улучшению организации первичного медицинского звена в здравоохранении и обеспечению доступности высоких медицинских технологий для всего населения страны, принципиально важны. Сегодня это выражается в появлении хорошо оснащенных фельдшерско-акушерских пунктов в селах и деревнях, улучшении оснащенности родильных домов, в стране проводится большая работа по созданию перинатальных центров, что поможет резко снизить смертность новорожденных. Следует отметить: речь идет о сети таких центров, что обеспечит своевременную и эффективную помощь всем нуждающимся детям, поможет не только значительно снизить детскую смертность, но и улучшить качество здоровья будущих поколений, т.к. многие болезни можно предотвратить, оказав помощь детям в первые часы и дни их жизни. Внедрение в жизнь родовых сертификатов с 1 января 2006 г. привело к реальной конкуренции родильных домов, способствовало не только улучшению медицинского оборудования, но и психологического климата в этих учреждениях, изменило отношение к самим роженицам.

    Повышение качества и доступности российского образования тоже необходимы. Известно, что в 1990-е гг. государство не контролировало всеобщее образование, и посещение ребенком школы было личным делом его самого и его родителей. По данным Ростата, на 1 октября 2004 г. более 12 тыс. детей школьного возраста вообще нигде не учились . Еще недавно

    без всякой системы закрывались сельские школы, многих детей помещали в интернаты, условия в которых оставляли желать лучшего, а некоторые дети и вовсе не посещали школу по причине ее отсутствия. Сегодня процесс реорганизации обучения в сельской местности осуществляется более ответственно, а укрупнение школ и повышение качества образования сочетается с эффективным использованием школьных автобусов. Это позволяет детям жить дома, получать родительскую заботу и лучше адаптироваться в среду своего проживания, помогая своим семьям. Кроме того, организация горячего питания (для многих категорий детей бесплатного) служит укреплению здоровья школьников. Меняется к лучшему и положение в городе: строятся новые школы, проводится ремонт школьных зданий и спортивных залов, вновь открываются бассейны. В школах уделяется внимание укреплению здоровья детей, вновь оснащаются медицинские кабинеты, появляются процедурные кабинеты, усиливается контроль за здоровьем детей и педагогов. В микрорайонах появляются физкультурно-оздоровительные комплексы. В системе образования реально взят курс и на укрепление семьи. Возобновилось проведения совместных мероприятий со старшими родственниками детей (родителями, бабушками и дедушками), создаются советы отцов, советы дедушек, бабушек. Успешно эта работа проводится, например, в Пензенской области, где уже можно видеть ее результаты. Проведение государством конкурсов «Учитель года» и «Школа года» позволяет не только улучшить материальное положение учительства и оснащенность школ, но и поднимает авторитет образования и учителя в глазах российского общества. Государство опять уделяет большое внимание организации отдыха и оздоровления детей, особенно в летний каникулярный период. Школьники ездят в загородные лагеря, в которых помимо усиленного питания и развивающих программ получают и хорошие бытовые условия. Пришкольные лагеря позволяют не только занять детей, но и улучшить их здоровье, благодаря хорошему питанию и витаминизации. Это реальная адресная помощь семье с детьми со стороны государства.

    Требует безотлагательного решения в масштабах всей страны и жилищная проблема, назревшая уже давно. Сегодня государство, наряду с массовым строительством, впервые обратило внимание на состояние жилья россиян, началось переселение людей из ветхого жилья, планируется ремонт домов, которые за десятки лет ни разу не ремонтировались. Работа по реализации национального проекта «Жилье» предстоит большая, а результатом его реализации будет реальное улучшение жизни российской семьи и всего населения страны.

    Следствием модернизация агропромышленного комплекса России стало и укрепление сельской семьи.

    Для повышения эффективности результатов от реализации национальных проектов необходимо еще более ответственно проводить общественную экспертизу и осуществлять контроль над их реализацией. Общество должно активнее влиять на законодательную деятельность государства по созданию максимально комфортных условий для жизнедеятельности и стабильности российской семьи.

    Сегодня государственная власть уделяет значительное внимание молодым семьям. В мае 2007 г. Министерством образования и науки была утверждена «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи», раскрывающая необходимость особого внимания государства к молодым семьям. Эта политика важна по ряду причин:

    Молодые семьи составляют значительную часть российских семей. К 2006 г. в России насчитывалось более 6 млн молодых семей (около 20 млн граждан). Это значительная часть населения, во многом призванная обеспечить развитие страны в целом. Старение населения и неблагоприятные демографические тенденции «заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним молодым семьям повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений»;

    Выделение молодых семей в отдельную категорию позволяет изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, более эффективно решать проблемы жизнедеятельности молодой семьи;

    Семьи, как правило, создаются россиянами в молодые годы (ориентировочно средний возраст вступления в брак - 22,2 года для женщин и 24,4 года для мужчин, 70 % заключаемых браков - первые). Именно в этом возрасте продолжают формироваться мировоззренческие позиции и ценностные ориентации молодежи, в том числе «ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни»;

    Статистические данные показывают, что «молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше и наиболее чревата для семьи, детей, самого института семьи)»;

    Деторождение, само будущее нации в основном связано с молодой семьей (3/4 общего числа детей появляется у родителей моложе 30 лет);

    Молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в поддержке государства и старших родственников, т.к. часто «не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития».

    Необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, «опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки» .

    Сегодня молодые семьи получают помощь государства в приобретении жилья. Это и ипотека, и бесплатное выделение жилья, и погашение кредита на жилье с рождением детей. В ноябре 2007 г. возраст супругов в «молодой семье» увеличен до 35 лет, что позволит государству оказывать эффективную помощь в создании условий и улучшении жизни большему числу семей.

    Для повышения стабильности российской семьи, улучшения качества ее жизни в рамках реализации национальных проектов и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., необходимо, на наш взгляд, принять ряд мер в масштабах государства:

    1. Содействовать обеспечению экономического потенциала семьи, для чего при реализации семейной политики направлять средства бюджетов всех уровней на реальное повышение экономического потенциала семей, не обладающих достаточными средствами для саморазвития. Помочь в формировании семейной занятости, трудоустройстве и переобучении родителей.

    2. Содействовать улучшению жилищных условий семей с детьми и молодых семей.

    3. Обеспечить строгое соблюдение Семейного кодекса и всех соответствующих законов субъектами социальной жизни, улучшение защиты прав детей, расширение форм общественного воздействия на выполнение семьей социальных функций.

    4. Усилить содействие семье, состоящей в браке, со стороны государства и общества. Активно пропагандировать семейные ценности. Морально и материально поощрять семьи, долгое время прожившие в браке, успешно воспитавшие несколько детей и т.д.

    5. Активно проводить работу по включению детей, находящихся на государственном попечении, в семейные отношения с целью их успешной социализации (создание замещающих семей).

    6. Направить усилия общества и СМИ на успешную реализацию семейной политики и преодоление демографического кризиса.

    Следует понимать, что предпринимаемые государством и обществом меры не дадут полной отдачи, если в стране не изменится идейно-духовный и социопсихологический фактор россиян, какой был отмечен в 1943 г.; после Сталинградской битвы, и в 1985 г., во время перестройки. В эти периоды отмечен значительный рост рождаемости и снижение смертности. Рост рождаемости в 2000 г., к сожалению, был недолог . Сегодня налицо рост рождаемости в Российской Федерации. Надеемся, что ситуация в вопросе демографии и благополучии семьи будет только улучшаться. Дети опять должны стать высшей ценностью для граждан России, а быть хорошими родителями должно быть не менее престижным, чем сделать профессиональную карьеру.

    По мере реализации семейной и демографической политики все яснее видны огромные проблемы, которые предстоит преодолеть государству и обществу, двигаясь в этом направлении. Необходимо осознать неизбежные трудности и проводить семейную политику еще ответственнее и эффективнее.

    Список литературы

    1. Здравомыслова, О. М. Гендерные аспекты современных российских трансформаций: проблемы методологии исследования: автореферат дис. ... д-ра фи-лос. наук / О. М. Здравомыслова. - М., 2008.

    2. Добреньков, В. И. Россия в условиях глобализации / В. И. Добреньков // Социология. - 2005. - № 1. - С. 170-181.

    3. Руденко, Б. Исчезающая Россия. Заметки со Всероссийской конференции по демографии / Б. Руденко // Наука и жизнь. - 2007. - № 1. - С. 38-43.

    4. Малахова, В. В. Семейная политика в программных документах политических партий и блоков (Социологический анализ предвыборной кампании в Государственную Думу 2003 г.) / В. В. Малахова // Вестник Московского университета. - 2006. - № 1. - С. 161-179. - (Серия 18. Социология и политология).

    5. Антонов, А. И. Кризис семьи и репродуктивного поведения в России как проявление мировой тенденции / А. И. Антонов // Глобализация и социальные изменения в современной России: доклады Всероссийского социологического конгресса (г. Москва, 3-5 октября 2006 г.). - М. : Альфа-М, 2007.

    6. Антонов, А. И. Семья в России ХХ1 века / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. - М. : Грааль, 2000.

    7. Россия в цифрах. 2007. Краткий статистический сборник / Росстат. - М., 2007.

    8. Управление ЗАГС Пензенской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zags.sura.ru/info.html

    9. Пензенская область. Основные показатели развития с 1991 по 2006 год: Статистический ежегодник. Официальное издание. - Пенза, 2007.

    10. Ярмиева, Р. М. Роль семьи в формировании и развитии языка / Р. М. Ярмиева // Социс. - 2008. - № 1. - С. 65-68.

    11. Статика и социология. Семья и дети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.semya2008.ru/stats/

    12. Октябрьский, П. Я. Россия сегодня: проблемы демографии / П. Я. Октябрьский // Вопросы статистики. - 2007. - № 4. - С. 44-47.

    13. Ярская- Смирнова, Е. Р. Домашнее насилие над детьми. Стратегии объяснения и противодействия / Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов, Е. П. Антонова // Социс. - 2008. - № 1. - С. 57-64.

    14. «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи», утверждена Минобрнауки России 8 мая 2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/work/vosp/dok/3697/



    Похожие статьи

    © 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.