Развитие дополнительного профессионального образования как приоритетная задача государства в эпоху инновационной экономики. Тенденции развития концепции непрерывного образования в России в начале XXI в Психолого-педагогическая подготовка преподавателя выс

  • Кузнецова Ольга Васильевна , кандидат наук, доцент
  • Южный федеральный университет
  • ПЕДАГОГИКА
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
  • ИНТЕГРАЦИЯ
  • НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ВЕБИНАР
  • СЕТЕВОЙ
  • ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
  • ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИЯ
  • ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ОБРАЗОВАНИЕ
  • УЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ
  • ПЕРМАНЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В данной статье рассматриваются тенденции развития непрерывного образования в России в начале XXI в., в том числе педагогического, обозначаются существующие на сегодняшний день проблемы, намечаются возможные пути их решения. Непрерывное образование предусматривает компенсацию нехватки знаний, навыков, умений у работающих специалистов, предъявляет новые требования к педагогам - регулярного пересмотра содержания образования, создания все новых адаптивно-компенсаторных программ для работающих специалистов и студентов.

  • Инновационные пути развития современного высшего образования в России
  • К вопросу профессионально-личностного развития педагога
  • Конвергенция опций образовательного контента в цифровом пространстве
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

Упорядочение многообразия образовательных структур, существующих сегодня, основных и дополнительных, альтернативных, обязательных и факультативных, государственных и частных, традиционных форм обучения и инновационных, формальных и неформальных, обеспечение их взаимодействия, взаимосвязи, сотрудничества на всех уровнях, работа по выявлению оптимальных технологий обучения в свете идей непрерывного образования способствуют их интеграции в единую систему, предотвращающую разрозненность образовательных структур и упущение создававшихся поколениями исследователей базовых программ и стандартов обучения.

Модернизация образования отнюдь не отрицает включение в единые пакеты знаний традиционных, проверенных временем технологий обучения, формируя на их основе те прогностические модели, которые обозначаются как наиболее перспективные на сегодняшний день.

Одним из примеров может служить стремительное развитие дистанционной формы образования, обладающей рядом преимуществ для учащихся, как-то: экономичностью, возможностью получать образование удаленно, возможностью выбора графика обучения и отсутствие необходимости посещать занятия по установленному и утвержденному расписанию, как при очной форме образования. Следующие современные формы обучения являются по сути модернизированными версиями традиционных:

  • организация и проведение вебинаров (он-лайн-семинаров),
  • организация и проведение открытых лекций ведущих специалистов по различным направлениям,
  • проведение чат-занятий,
  • организация и проведение телеконференций, интернет-конференций,
  • обеспечение коммуникации учащихся и преподавателей по e-mail,
  • обепечение коммуникации учащихся и преподавателей по Skype,
  • форумы.

Например, как альтернатива семинарам предлагаются вебинары, привлекающие большое количество посетителей, предполагающие многократное увеличение целевых аудиториий.

Занятия по Skype и прочие вышеперечисленные формы организации занятий могут служить дополнением к обычным.

На платформах традиционной очной формы образования и дистанционной и возникла определяемая как наиболее перспективная на сегодняшний день прогностическая модель обучения - очная, но предполагающая и проведение дистанционных занятий, например, в формате вебинаров, открытых лекций, чат-занятий, предусматривающих интерактивность, телеконференций, занятий по Skype в режиме реального времени, - например, в случае невозможности выезда преподавателей и учащихся к обычному месту проведения занятий из-за погодных условий или при необходимости проведения дополнительных консультаций. Также сегодня совершенствуются технологии дистанционного присутствия. Разнообразие технических средств, обеспечивающих пополнение вариантов организации и проведения занятий поддерживается запросами современного общества. Предоставление равных возможностей каждому обеспечивается концепцией непрерывного образования.

Непрерывное обновление и пополнение знаний, умений, навыков определяется сегодня не только как верный показатель профессионального развития специалиста. Целью непрерывного образования утверждается прежде всего становление и развитие личности. Непрерывное образование сегодня служит:

    механизмом сохранения и воспроизводства культурного потенциала современного общества;

    механизмом сохранения и воспроизводства профессионального потенциала современного общества;

    одним из определяющих факторов развития производства;

    активатором ускорения научно-технического прогресса;

    одним из регуляторов глобального и локального социально-экономического развития (обладая мощными адаптивно-компенсаторными резервами).

Непрерывное образование определяется как один из способов сохранения мирового культурного наследия, взаимосвязи, взаимодействия, взаимообогащения различных национальных культур, укрепления и развития международного сотрудничества в области культуры и образования, успешной кросс-культурной коммуникации, развития толерантности в социуме, обозначению единых общечеловеческих ценностей.

Для профессионалов непрерывное образование сегодня служит своего рода механизмом установления коммуникации на различных уровнях, способствует эффективности взаимодейсвия и сотрудничества учащихся, преподавателей, центров трудоустройства и работодателей, вектором в транснациональном образовании и координирующим параметром решения локальных и глобальных вызовов.

Собственно термин непрерывное образование полностью или отчасти синонимичен таким как: «продолжающееся образование» (continuing education), «образование через всю жизнь», (lifelong education), «учение в течение всей жизни», (lifelong studying), «перманентное образование» (permanent education) и др.

Относительно синонимично термину «непрерывное образование» и понятие «возобновляемого» образования, предполагающее формат неформального обучения.

Возобновляемое образование относится больше к системе институтов и разнообразных курсов повышения квалификации работающих специалистов, которым необходимо регулярное пополнение и обновление пакета знаний и профессиональных компетенций.

Возобновляемое образование имеет скорее прикладной характер; непрерывное же - гуманистический. Целью возобновляемое образование ставит скорее предоставление работающим специалистам определенного набора необходимого профессионального инструментария; непрерывное образование своей целью называет обеспечение максимального развития способностей человека .

Система непрерывного образования предполагает помимо вариативности форм обучения многообразие типов образовательных учреждений, педагогических технологий, форм управления, мониторинга, контроля и координирования задач.

Трудно переоценить роль преподавателя в системе образования в целом. Преподавателю сегодня приходится решать ряд задач, неразрывно связанных с концепцией непрерывности обучения, в том числе:

    осуществлять регулярный пересмотр содержания образовательных программ, приводить их в полное соответствие с новейшими, непрерывно пополняющимися и изменяющимися требованиями современного рынка труда, предъявляемыми к будущим выпускникам учебного заведения - своим ученикам;

    непрерывно повышать собственный уровень компьютерной грамотности, своевременно изучать необходимые для работы программы и технические новинки;

    работать на опережение, отслеживая направления развития требований к подготовке специалистов на современном рынке труда;

    предусматривать и угадывать направления развития требований к подготовке специалистов на современном рынке труда.

Осуществление регулярного пересмотра содержания образовательных программ, приведение их в соответствие с новейшими, непрерывно пополняющимися и изменяющимися требованиями современного рынка труда, предъявляемыми к будущим выпускникам учебного заведения - своим ученикам является одной из сложнейших задач адаптивно-компенсаторной направленности, которые приходится решать преподавателю сегодня. Регулярно изменяющиеся требования к содержанию программ обучения предполагают доработку, переработку либо создание с чистого листа учебно-методических комплексов, включающих рабочие программы, тематические планы, поурочные планы, тесты, контрольные работы, лабораторные работы, равно как и все необходимые для обеспечения учебного процесса учебно-методические пособия, рабочие тетради, справочные издания, учебники и т. д.

В среднем либо высшем учебном заведении будущий преподаватель получает фундаментальное образование, которое служит платформой всей его дальнейшей профессионально-педагогической деятельности. Однако процесс приобретения необходимых профессиональных компетенций не может считаться завершенным с получением диплома в системе формального образования. Адаптивно-компенсаторная направленность непрерывного образования, в том числе педагогического, предполагает определение механизмов мониторинга развития современного общества, разработку контрольно-оценочных параметров и порядок реализации адаптивных программ обучения с использованием всех возможностей существующих на сегодняшний день средств коммуникации.

Профессиональное развитие необходимо для педагога, возможно, в большей степени, чем для представителя любой другой области, поскольку именно преподаватель, как уже указывалось, является своего рода транслятором знания, призван моделировать стандарты непрерывного профессионального и общекультурного развития, предугадывать изменения как требований к профессиональной компетентности будущих специалистов, так и требований к их общекультурной подготовке.

Преподавателю сегодня необходимо уметь проводить непрерывный мониторинг рынка труда с целью выявления и опережения запросов работодателей и отражению их в программах обучения, например, своевременной корректировке курсов и направлений подготовки будущих кадров в рамках магистратуры.

Общекультурная подготовка сегодня предполагает, помимо традиционных составляющих, и процесс гуманитаризации образования, призванный служить взаимообогащению, непрерывному и эффективному взаимодействию различных направлений и программ подготовки будущих кадров, интегрировать эти программы, утверждая принципы единообразия и универсальности общекультурных модулей для отечественных структур образования всех уровней.

Для специалиста любой области знания необходимо непрерывно пополнять базис теоретической подготовки и практики новыми, актуальными на сегодняшний день единицами, именно преподаватель призван разрабатывать адаптивные программы и технологии обучения на всех уровнях и пополнять ранее существовавшие, принимая во внимание запросы общества, будь то программы раннего развития ребенка или программы подготовки магистров.

Понимание преподавателем необходимости прежде всего непрерывного развития, его готовность постоянно обновлять, пополнять, совершенствовать свои знания, работать на перспективу, разрабатывать образовательные программы и стандарты образования, в определенной степени управлять ситуацией на сегодняшнего рынке труда, равно как и его способности эффективно координировать деятельность учащихся, организовывать учебный процесс с использованием современных технических средств и видов коммуникации зачастую во многом определяет и успешность применения знаний его учениками, служит предпосылкой укрепления и развития их мотивации, заинтересованности в изучении обязательных дисциплин, что способствует определению целевой аудитории, например, учащихся, выбирающих ту или иную специальность.

Обеспечение высокого качества адаптивных курсов по различным направлениям, создание современных учебно-методических пособий и комплексов, отвечающих требованиям современного общества и вызовам сегодняшнего рынка труда, способных выполнять компенсаторную роль, заложенную в идее непрерывности обучения, организация учебного процесса с применением современных технических средств обучения и видов коммуникации, существующих на сегодняшний день, разнообразие форм приобретения знаний учащимися, успешное усвоение ими модулей курсов, определение единых стандартов обучения, разработка учебно-методических пособий и учебно-методических комплексов составляют далеко не полный перечень вопросов из области сегодняшних задач преподавателя.

Непрерывное повышение собственного уровня компьютерной грамотности, своевременное изучение необходимых для работы программ и технических новинок для многих преподавателей довольно сложная задача, если преподаватель решает вопросы такого порядка самостоятельно. Оптимальным выбором для учебных заведений решения указанного вопроса может являться как включение специальных курсов изучения в программы педагогического образования, в том числе возобновляемого, в рамках курсов повышения квалификации, так и организация занятий для преподавателей в формате регулярных лекций и практикумов в течение учебного года, обязательных к посещению.

Работать на опережение, отслеживая направления развития требований к подготовке специалистов на современном рынке труда не совершенно то же, что предусматривать и угадывать направления развития требований к подготовке специалистов на современном рынке труда. Второе сложнее; однако при благоприятном развитии событий способно привлечь большое количество учащихся.

Обеспечение и поддержание уровня жизни людей в современном обществе по определению связаны как с реализацией их непрерывно растущих потребностей, так и с необходимостью постоянного пересмотра содержания учебно-методических комплексов и программ адаптивно-компенсаторной направленности по различным специальностям в соответствии с меняющимися требованиями сегодняшнего рынка труда. Одной из важнейших задач преподавателя при этом, как указывалось выше, является работа на опережение, включающая и мониторинг непрерывных колебаний рынка труда, и обеспечение учащихся оптимальным комплектом учебных материалов по той или иной специальности, включающим инноватику содержания, возможности управления учебным процессом, обеспечивающим трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества, равно как и генерацию новшеств, предусматривающим и поиск путей решения возможных проблем внедрения нововведений.

Необходимым является также соблюдение баланса теоретической и практической подготовки будущих педагогов, акцентирующего внимание преподавателя в том числе на адаптивно-компенсаторной роли непрерывного образования. Ожидаемые действия преподавателя как транслятора знания состоят прежде всего в оказании помощи учащимся в приобретении профессиональных компетенций согласно программе изучаемой дисциплины, указании направлений и возможных путей применения и пополнения фундаментальных знаний, помощи в овладении всеми нюансами и подготовке учеников к дальнейшему самостоятельному непрерывному обновлению знаний и умений, что составляет суть профессиональной успешности специалиста, ключевым вопросом профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. О реализации государственной политики в сфере образования в 2013/14 учебном году. //http:минобрнауки.рф. - 2014.
  2. http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2093
Непрерывность образования является на современном этапе развития экономики и общества серьезной проблемой. Поиск ее решения объективно необходим, так как наблюдается прогрессивный рост социально - экономического развития, и это оказывает влияние как личность в целом. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий.
Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью непрерывного образования является личностное развитие человека в течение всей жизни, увеличение возможности его адаптации, как в обществе, так и в трудовой деятельности. Непрерывное образование помогает развить способности и возможности человека. По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет около 80% используемых сегодня технологий устареет, при этом четыре пятых работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад. Поэтому требование непрерывного обновления знаний, умений и навыков становится необходимостью, определяющей новую парадигму образования: «не на всю жизнь, а через всю жизнь»
Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний и компетенций, но и уметь учиться. А это значит искать и находить необходимую информацию для решения возникающих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания. Способность к постоянному обучению становиться важнейшим достоинством, которое определяет конкурентоспособность человека на рынке труда. Сейчас наша экономика испытывает потребность в квалифицированных кадрах. Если эта потребность не будет удовлетворяться, то в скором времени нехватка квалифицированных сотрудников отразится на экономическом росте России. Масштабный рост и введение многоуровневой системы высшего профессионального образования ставит как первоначальную задачу развитие системы непрерывного образования, поскольку требуются «доведение» подготовленных специалистов до уровня профессиональной квалификации, необходимого работодателям. Можно сказать, что у современного российского образования две крайности - установка на академичность и на развитие компетентностей. Необходимо достижение компромисса между ними с нахождением баланса этих подходов в реальной практике непрерывного образования. В России не создана целостная и гибкая система непрерывного профессионального образования, которая бы быстро реагировала на изменение потребностей населения в образовании, в результате чего эффективно решала бы задачи социально-экономического, политического, нравственно-воспитательного характера в интересах личности, государства и общества. Обеспечение доступности качественных услуг образования, переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех является одной из основных задач создания инновационной социально-ориентированной экономики. Необходимо модернизировать и формировать новые экономические механизмы на всех уровнях системы непрерывного образования. В результате, это обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию и инвестиционную привлекательность. Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. Непрерывное образование России должно быть ориентировано на видение будущего страны как инновационного общества, поощрение создания в образовании большого числа полезных нововведений (инноваций). Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и пр. Итак, рассмотрим систему непрерывного образования в России.

Самым главным, по мнению авторов, является повышение качества образования и содержания образования, затем создание и применение новых наукоемких технологий в образовании. Сюда входят такие технологии, которые помогают обеспечивать быстрое распростран бмена образовательными ресурсами. Граждане могут получать образование на месте своего проживания или работы. Должны быть созданы новые технологии в образовании: дистанционное обучение, кейсы, компьютерные симуляторы, тренажерные комплексы, деловые игры, проектные методы обучения и др., которые повысят эффективность образования. Необходимо интегрировать образовательные учреждения различного уровня. На сегодняшний день должна быть создана возможность для устойчивых связей между производителями и потребителями образовательных услуг. Наряду с традиционными формами непрерывного образования (повышение квалификации, обучение и переподготовка работающих граждан, бизнес-образование, обучение безработных граждан) должны получить развитие прикладные магистерские программы, а также обучение инвалидов, женщин по целевым программам, мигрантов, граждан, уволенных с военной службы. Должны разрабатываться законы, нормативные акты в сфере образования, где будет определяться государственная политика, стратегия в области образования. В совокупности вся вышеперечисленная деятельность в сфере непрерывного образования является воплощением в жизнь инн ению проблем реформирования образования. Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы: основная задача непрерывного образования - это развитие инновационного мышления. Нужно научиться решать существующие проблемы общества, человека, экономики. Новое возникающее непрерывное образование должно дать возможность человеку нового времени усилить свой ресурс саморазвития в любом возрасте.
Список литературы:

Об образовании: закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1. URL: http:// www. consultant.ru.

Российская газета. URL: http:// www. rg.ru. О проекте концепции непрерывного образования: справка Минобрнауки России от 22 февраля 2011 г. Федеральная ия образования на 2011-2015 гг. в РФ. URL: http:// www. consultant.ru.

Е. Ф. Маджар, Е. В. Свиридова, Т. И. Макова Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург

23 апреля 2014 г. в Серпухове в рамках работы cетевой экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» «Интегрированная система непрерывного образования как основа воспроизводства кадров для устойчивого инновационного развития» при поддержке Министерства образования Московской области, ФГАУ «ФИРО» состоялась IV Всероссийская научно-практическая конференция «Современное непрерывное образование и инновационное развитие».

Основные организаторы конференции - организации-члены сетевой экспериментальной площадки: МОУ «Институт инженерной физики», СПА г. Серпухова «Комитет по образованию», филиал Военной академии РВСН им. Петра Великого в г. Серпухове, серпуховский филиал Университета машиностроения (МАМИ), УЦ «Интеграция» МАИ, НОУ ВПО «Институт информационных технологий и управления», МОУ «Гимназия № 1», ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж», ГБОУ СПО «Московский областной гуманитарный колледж», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов «Центр образования», МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 47 «Радуга».

Всероссийская научно-практическая конференция «Современное непрерывное образование и инновационное развитие» проводится в Серпухове уже в четвертый раз. С каждым годом увеличивается количество участников конференции, расширяется тематика докладов и статей. В конференции приняли участие руководители, педагоги, воспитатели дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования, руководители предприятий, региональных и государственных органов управления образованием. Всего более 300 человек из более чем 15 городов России: Москвы, Тамбова, Дубны, Дмитрова, Серпухова, Пущина, Протвина, Чехова, Королева, Серпуховского района и других. Представлено около 300 докладов и статей, из которых составлен сборник трудов участников конференции.

На пленарном заседании участников конференции приветствовал Президент – Председатель Правления МОУ «ИИФ» Заслуженный деятель науки РФ, д-р техн. наук, профессор А.Н. Царьков. Он поздравил всех с началом работы конференции и отметил, что «с каждым годом растет количество участников конференции. Конференция – это прекрасная возможность для обмена опытом, обсуждения проблем современного непрерывного образования для представителей образовательных учреждений всех уровней образования, работодателей, специалистов и руководителей органов управления образованием, научных работников и аспирантов ».

С приветственным словом выступила Первый заместитель главы города Серпухова - начальник управления здравоохранения Е.Ю. Огнева: «Организация и проведение конференции является значительным шагом в развитии научно-методической деятельности, способствует обмену мнениями между молодыми и опытными исследователями, поддерживает связь науки и практики. 15 экспериментальных площадок в дошкольных учреждениях и 7 инновационных площадок в школах города успешно работают над проблемой непрерывного образования и инновационного развития. Благодаря профессиональному мастерству педагогов и представителей науки на конференции представлен разнообразный опыт в инновационной деятельности».

Со словами приветствия и поздравления к собравшимся в зале педагогам и ученым обратился благочинный Серпуховского округа Московской епархии протоиерей Владимир Андреев. А.Н. Царьков подарил отцу Владимиру историко-православный очерк, посвященный истории строительства храмов на Серпуховской земле. Он был подготовлен сотрудниками Института к годовщине открытия на территории Института инженерной физики часовни преподобного Алексия, человека Божия, во славу Божию, в процветание науки, образования и воинского братства.

Благодарственными письмами были награждены руководители образовательных и научных учреждений, принявших активное участие в организации конференции.

С пленарными докладами выступили ведущие ученые, занимающиеся проблемами образования и подготовки кадров. Среди них:заместитель руководителя председателя аппарата Комитета по науке и наукоемким технологиям Госдумы РФ, Почетный работник науки и техники РФ, д-р экон. наук, профессор, А.В. Тодосийчук;главный научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО», д-р пед. наук, профессор А.Т. Глазунов; зав. кафедрой начального образования ГБОУ ВПО МО "Академия социального управления», канд. пед. наук, профессор Р.Ш. Мошнина; зав. лабораторией дидактики истории Института содержания и методов обучения РАО, д-р пед. наук, Л.Н. Алексашкина, зам. председателя СПА г. Серпухова «Комитет по образованию», канд. пед. наук, доцент Т.В. Литвинова; протоиерей, благочинный Серпуховского округа Московской епархии РПЦ Владимир Андреев; директор ГКУ МО «Серпуховский центр занятости населения» О.В. Хижко.

В заключение пленарного заседания прошел небольшой концерт, подготовленный курсантами и сотрудниками серпуховского филиала Военной академии РВСН им. Петра Великого.

Затем работа конференции продолжилась в двенадцати секциях, посвященных теории и практике непрерывного образования, социальным, психологическим, правовым аспектам, инновациям в образовании, специальному и инклюзивному образованию, здоровьесберегающим технологиям.

В рамках работы конференции состоялся круглый стол «Интегрированная система непрерывного образования: подготовка кадров для инновационной экономики». Ведущими были главный научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «ФИРО», д-р пед. наук, профессор А.Т. Глазунов и руководитель проекта «Открытый отбор кадров на управленческие позиции в государственные органы власти федерального и регионального уровней, подведомственные организации» А.В. Преображенская. На круглом столе обсуждались пути наиболее тесного сотрудничества образовательных учреждений с предприятиями-работодателями с целью наиболее эффективной подготовки кадров для инновационного развития страны и повышения уровня квалификации и востребованности молодых специалистов.

На подведении итогов конференции был сделан вывод, что основная цель конференции - организация не только внутриуровневых, но и межуровневых диалогов и обмена опытом специалистов по основным вопросам и проблемам непрерывного образования и инновационного развития - достигнута. Было принято решение следующую V Всероссийскую научно-практическую конференцию «Современное непрерывное образование и инновационное развитие» провести в Серпухове 23 апреля 2015 года.

Благодарим всех организаторов и участников конференции! Желаем новых идей, достижений, плодотворной и интересной работы!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ОРИЕНТИРЫ

ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Материалы научно-практической конференции

Екатеринбург

Обращение к участникам научно-практической конференции
«Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития»......................................... 8

Реализация принципа непрерывного образования в УрГПУ................................. 9

Концептуально-педагогические подходы к развитию системы непрерывного профессионального образования Свердловской области ............................................................ 12

, Университетское образование в США:
плюсы и минусы............................................................................................................................... 16

Секция 1. «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Методология формирования кластеров развития образования.................... 20

К вопросу о современных приоритетах развития непрерывного педагогического образования....................................................................................................................................... 24

Поведение: норма и отклонения. Историко-логический анализ понятий...... 27

Формирование учебно-познавательной компетентности обучающихся..... 30


Новое ремесленное образование: второе пришествие.......................................... 33

Интерактивные методические приемы как одно из средств формирования правовой компетентности обучающихся........................................................................................................ 37

Развитие субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса............................................................................................................................................. 41

Акмеологический подход к развитию профессионального мастерства
ремесленника как субъекта непрерывного образования.............................................................. 46

Научно-методическое обеспечение развития профессионального
потенциала педагога........................................................................................................................ 48

Методология интеграции непрерывного образования:

культурологический аспект............................................................................................................. 53

Культурологический аспект инновационного ресурса

развития системы образования....................................................................................................... 57

, Вопросы непрерывного образования в Парламентской Ассамблее Совета Европы.................................................................................................................................. 60

Смыслы образования в XXI веке: эволюция или инфляция?..................... 63

Проектный метод как средство воспитания социально ориентированной ..................... 65

Анализ методик оценки деятельности учителя (операционный подход).... 68

Проблема диагностики одаренности в образовательном процессе с организационно-педагогической точки зрения.......................................................................................................... 70

Секция 2. «ИННОВАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Оптимизация обучения химии в учебно-консультационном пункте следственного изолятора с помощью технологий опорных конспектов и УДЕ................................................. 75

Создание образовательной среды в дошкольном учреждении на основе организационных инноваций......................................................................................................................................... 76

, Социальное партнерство образовательных учреждений
с учреждениями МЧС как одно из условий эффективного развития школы............................ 81

Возможности использования блочно-модульной технологии в социальном становлении личности............................................................................................................................................ 85


современного педагога как элемент развития профессионального потенциала и важное направление информатизации образования......................................................................................................... 90

, Новая форма организации научно-методической работы – сетевое педагогическое сообщество ЗМОУ СОШ № 4 «Виртуальная методическая лаборатория».... 93

Создание модели непрерывного образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей № 10»............................................................................................................. 96

Роль инновационной деятельности в процессе профессионально-творческого саморазвитие педагога................................................................................................................

Социальная поддержка как инструмент гармонизации современного образовательного пространства................................................................................................................................

Условия для формирования профессионально значимых умений
студентов строительных специальностей при изучении геометрии.....................................

Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива .

ГИС-технологии как инновационный ресурс развития системы
непрерывного географического образования..........................................................................

Личностно-деятельностный подход к организации образования
как условие повышения эффективности образовательной деятельности учителя..............

Инновационная система воспитания как основа подготовки личности к самореализации в условиях непрерывного образования........................................................................................

Инновационные методики преподавания как ведущий принцип системы непрерывного образования: модель процесса дифференцированного обучения с учетом когнитивных стилей учащихся.......................................................................................................................................................

Личностно адаптированная система непрерывного повышения профессионально-педагогической компетентности в сельской средней школе .................................................

Непрерывное образование в условиях инновационного развития высшей школы 141

Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональных компетенций магистров по направлению подготовки «Профессиональное обучение»............................

, Формирование у старшеклассников позиции активного субъекта учения.......................................................................................................................................................

, Непрерывное профессиональное образование учащихся
с ОВЗ.............................................................................................................................................


Система внутрикорпоративного обучения как средство обеспечения
готовности педагога к реализации компетентностной модели образования.......................

Секция 3. «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Современные ориентиры социального становления личности....................

Непрерывное самообразование учителя английского языка .......................

Мотивация образования и самообразования как один из социокультурных аспектов непрерывного образования........................................................................................................

Формирование навыков интеллектуального труда на уроках истории и обществознания.......................................................................................................................................................

Социальная потребность в непрерывном образовании............................

Элективный курс как возможность выхода в образовательное пространство жизненных смыслов и созидательной деятельности....................................................................................

Современные ориентиры социального становления личности в обучении русскому языку .......................................................................................................................................................

К вопросу о современных ориентирах социального становления
личности.......................................................................................................................................

Креативность, как условие социального становления личности в условиях школьного образования..................................................................................................................................

Средства и формы социализации старшеклассников в условиях профильной школы.......................................................................................................................................................

Формирование и развитие информационно-коммуникативной грамотности педагога как одной из составляющих профессиональной компетентности................................................

Трансформация ценностей как основа социокультурного развития цивилизаций в современном мире.......................................................................................................................

, Андрагогическая модель повышения квалификации
педагогов в МО город Алапаевск..............................................................................................

Модель развития стилевой компетентности учителя искусства и мировой художественной культуры в системе повышения квалификации......................................................................

Организация развития непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности.................................................................................................................................

Мотивационный компонент урока в начальной школе...............................

Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования.......................................................................................................................................................

, Образование – процесс социального становления
личности.......................................................................................................................................

Пути развития информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования...............................................................................................

, Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении.........................................................................................

, Проектная деятельность обучающихся, попавших в сложные жизненные условия..........................................................................................................................................

, Развитие непрерывного образования в условиях общеобразовательной школы............................................................................................................................................

Роль педагогического мастерства и творчества учителя в развитии личности ученика.......................................................................................................................................................

, Социализация будущего специалиста в образовательной среде 243

Нравственные ориентиры и риски социального становления личности, отраженные в современных учебниках по обществознанию..........................................................................

К вопросу о соотношении понятия «духовно-нравственное воспитание» и некоторых нравственных категорий............................................................................................................

Проектное обучение как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.......................................................................................................................................................

, Из опыта работы с педагогами: от проблем к решениям.....

К вопросу об итогах и перспективах повышения квалификации педагогов
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».................................................

Формирование адекватного поведения детей-инвалидов в условиях школы и семьи.......................................................................................................................................................

Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива.

Методическое сопровождение педагогов в межаттестационный период............................

Региональные особенности развития профессионализма учителей в контексте генезиса системы среднего образования ..................................................................................................

, Социализация человека в образовательной среде: направления деятельности современной школы.....................................................................

Стили мышления преподавателя и студента как фактор формирования интеллектуально-педагогической компетентности будущего учителя...............................................................

, Индивидуализация как условие удовлетворения образовательных запросов и познавательных интересов обучающихся.............................................................................

Обеспечение условий непрерывного образования педагогов, как условие повышения качества образования школьников............................................................................................

Психологические условия развития социальной вариативности
личности в образовании.............................................................................................................

, Изменение закона об интеллектуальной собственности как необходимое условие социализации креативных преподавателей и студентов вузов

, Особенности социализации человека в российской высшей школе..............................................................................................................................

Формирование мотивации к обучению через инновационный проект «Организация профильного обучения на старшей ступени»..........................................................................

Четырёхуровневая, интегрированная система образования, с использованием самостоятельного активного метода обучения, как здоровьесберегающая технология......

Формирование компетентно развитой личности как цель непрерывного профессионального образования...............................................................................................

Социальное проектирование как инструмент формирования компетенций и компетентностей работников региональной системы образования...................................

Формирование самооценки младших школьников в условиях безотметочного обучения.......................................................................................................................................................

Музейная педагогика как современная педагогическая технология в становлении личности дошкольников в образовательном учреждении компенсирующего вида............

Самостоятельная работа как резерв повышения качества подготовки студентов 330

Активные и интерактивные формы работы студентов с медиатекстами. 332

Социализация человека через урок истории: эволюция представлений о направленности личности.......................................................................................................................................

Гуманистическая пропедевтика как фактор обеспечения непрерывности естественнонаучного образования в школе: антропологический подход............................

Изменения социокультурной среды, как условие развития мотивации учащихся к самообразованию.........................................................................................................................

Повышение профессионального уровня педагогов через различные формы непрерывного образования на примере деятельности городской Ассоциации учителей немецкого языка . 346

К вопросу о реализации субъективного фактора в процессе формирования ключевых компетенций................................................................................................................................

Контрольно-оценочная деятельность как инструмент индивидуализации педагогического мониторинга в ходе анализа результатов образования...........................................................

Формирование субъектных свойств личности младшего школьника........

Проведение конференции, посвященной вопросам непрерывного образования, инициировано Институтом развития образования в третий раз. По своему формату она принципиально отличается от предыдущих. Первоначально в обсуждении актуальных вопросов теории и практики непрерывного образования участвовали педагогические работники учреждений общего и дополнительного профессионального образования Свердловской области, постепенно география участников расширилась и конференция получила статус Всероссийской. Особенностью этого года является партнерское участие Уральского отделения Российской академии образования и ведущих вузов Уральского региона.

Изменились и целевые ориентиры содержания конференции:

– от определения границ и проблем непрерывного образования – к анализу опыта и качества реализации непрерывного образования;

– от определения социальных предпосылок развития непрерывного образования – к анализу его социальных результатов;

– от анализа условий развития профессионализма на индивидуальном уровне к обсуждению вопросов формирования инфраструктуры, системных условий и механизмов взаимодействия между уровнями образования.

В соответствии с этими целевыми ориентирами определены направления работы и тематика секционных заседаний.

Не случайным является и уточнение тематики конференции: «ориентиры инновационного развития». В условиях принципиально нового устройства общества, интенсивного информационного потока, развития науки и технологий должны меняться инфраструктура, тип организации учебного процесса, образовательные технологии, методы обучения, система оценки полученного образования.

Непрерывное образование актуально для всех категорий граждан, для различных категорий специалистов. Но все же приоритетной в рамках нашей конференции остается тематика непрерывного педагогического образования, поскольку в современных условиях профессия учителя, преподавателя меняет свое изначальное содержание. Учителя призваны становиться тьюторами (консультантами, наставниками и посредниками), а их основная задача – помочь учащимся самим определять траекторию собственного образования и осознать личную ответственность за это.

Но главным, что радикально изменило представление о профессионализме учителя, стало лишение его статуса единственного источника знаний. Информационная революция существенно разоружила учителя, навязывая ему роль фасилитатора создания и обретения знаний и компетентностей вместо прежней функции транслятора уникального знания. С одной стороны, он должен все время искать самое современное знание в своей области, а с другой – понимать ограниченность этих попыток и направлять учеников на самостоятельный поиск этих знаний.

В этих условиях кардинально должна меняться и роль системы повышения квалификации. Ее основной задачей становится создание условий для саморазвития педагогов.

Безусловно, в сфере повышения квалификации педагогов происходят перемены. Все больше образовательных программ создаются не как стандартные пакеты, одинаковые для всех, а ориентированные на конкретных пользователей. Но необходимо еще очень много усилий, чтобы обеспечить профессиональное развитие каждого педагога, и Институту развития образования не под силу в одиночку решить эту задачу. Именно поэтому мы стараемся расширять число партнерских организаций, с которыми вместе будем обеспечивать непрерывное профессиональное развитие работников образования.

Надеюсь, что современные стратегии и модели профессионального развития педагогов будут одним из главных предметов обсуждения. А резолюция, принятая по итогам конференции, определит ориентиры непрерывного педагогического образования.

,

д. п.н., профессор, ректор УрГПУ,

г. Екатеринбург

Реализация принципа непрерывного образования в УрГПУ

Уральский государственный педагогический университет – родоначальник высшего профессионального педагогического образования на Урале, отметивший в прошлом году свое 80-летие.

Одна из приоритетных задач деятельности нашего университета – формирование многоступенчатой системы непрерывного образования, направленной на удовлетворение изменяющихся образовательных потребностей граждан и общества, развитие отраслевого рынка труда.

Университет стремится к созданию необходимых условий для становления культурной, образованной и деятельной личности, для гарантированного получения каждым выпускником профессии в целях обретения уверенности в постоянно изменяющемся мире и достижения успеха в жизни на основе эффективной реализации основных полученных профессиональных и социальных компетенции. Вместе с тем мы отчетливо понимание, что современное образование – это образование в продолжение всей жизни.

Миссия Уральского государственного педагогического университета, как совокупность долговременных целей, вытекающих из объективной оценки собственного потенциала, заключается в следующем:

· в стремлении обеспечить доступ граждан к знаниям, накопленным человечеством, и внести собственный вклад в развитие лучших российских и мировых традиций в образовании, науке, культуре, социальной сфере ;

· в содействии подготовке мыслящих людей с широким кругозором, глубокими знаниями и профессиональной компетенцией, способными стать интеллектуальным потенциалом системы образования и других профессиональных систем России;

· в развитии УрГПУ как регионального центра непрерывного образования, науки и культуры: довузовского, вузовского, послевузовского, дополнительного профессионального образования по широкому спектру педагогических, социальных и гуманитарных специальностей;

· во влиянии на образовательное, научное, духовное и социально-экономическое развитие Уральского региона; в формировании интегративного евразийского образовательного и научного пространства;

· в развитии фундаментальной и прикладной науки как основы качества образования и источников новых знаний и технологий для решения образовательных, научных, социальных и экономических проблем современного общества;

· в предоставлении материальных, образовательных, научных, информационных и организационно-управленческих ресурсов для развития интеллектуального потенциала и стимулирования творческой активности преподавателей и научных сотрудников, докторантов, аспирантов и студентов;

· в переходе университета на уровень развития, характеризующийся реализацией интеллектуального потенциала и качества научной, образовательной, культурной и воспитательной деятельности через инновационную деятельность;

· в создании институциональной модели развития университета, объединяющей философию бизнеса и образования, науки и культуры; в формировании развивающейся профессионально-предпринимательской научно-образовательной организации;

· в развитии материальной базы университета на основе современных механизмов привлечения финансовых средств; в повышении эффективности использования ресурсов, с целью создания условий для ведения деятельности, отвечающих лучшему российскому и международному уровню;

· в формировании и развитии у субъектов образования корпоративной культуры через осознание их роли и предназначения в едином научно-образовательном пространстве Уральского региона и России;

· в активизации позиционирования бренда УрГПУ как высокопрофессиональной научно-образовательной организации.

1) программой подготовки к поступлению в вуз, рассчитанной на 2 года и предполагающей профориентационную работу среди выпускников средних общеобразовательных школ Екатеринбурга и Свердловской области;

2) 71 программой высшего профессионального образования с присвоением квалификации «Специалист», степеней «Бакалавр» и «Магистр», а также программами среднего профессионального образования;

3) 46 программами послевузовского образования с присвоением ученой степени «Кандидат наук» и 4 программами с присвоением ученой степени «Доктор наук», для обеспечения которых в УрГПУ создано 7 диссертационных советов;

4) программами профессиональной переподготовки и повышения квалификации по всем основным профессиональным образовательным программам вуза, а также программами дополнительного образования с присвоением дополнительной квалификации по программам «Менеджмент в образовании», «Менеджер по развитию персонала», «Менеджер по маркетингу», «Преподаватель высшей школы».

Уральский государственный педагогический университет в течение последних лет ведет интенсивную работу по координации научной деятельности педагогических вузов Уральского региона. Ученые вуза оказывают научно-методическую помощь образовательным учреждениям общего и профессионального образования. Научно-исследовательская и инновационная деятельность эффективно осуществляется в рамках научных школ и направлений в области психолого-педагогических, гуманитарных, социальных и естественных наук. В структуре Института менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров создано Отделение непрерывного образования, которое является координационным центром системы дополнительного профессионального образования. Отделение непрерывного образования инициирует и участвует в проектах по созданию и развитию профессиональных сообществ и разработке и реализации совместных программ с Управлением образования Администрации г. Екатеринбурга.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.