С чем сравнивают ветки черемухи. Беседа о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха». Обсудите с другом стихотворения Саши Чёрного. О чём они: о животных или о людях? Что объединяет произведения

Перечитай первые четыре строчки стихотворения. Каким ты представил себе воробья? Помогли ли тебе в этом выразительные слова (эпитеты) серый, юркий и сравнение точно мышка? Как ты понимаешь словосочетание глазки - бисер?

Я представляю воробья крошечной серой птичкой, быстрой и неуловимой, как мышка.

Эпитеты мне конечно же помогли.

Ведь именно они передают внешний вид и «характер» воробья, говорят о его шустрости, ловкости и увертливости.

Словосочетание «глазки бисер» дает мне представление маленьких и ярких, как чистое стеклышко, глазок.

Они сверкают и сияют, как драгоценные камушки на солнце.

Саша Чёрный. Слон

Попробуй самостоятельно сочинить весёлую историю про слона. Запиши её план.

Веселая история про слона "Там, где хобот, там перед!" для 3 класса.

Эта история случилась с одним очень рассеянным слоном Пашей и научила его быть внимательным.

Как-то утром слон Пашка просыпается и как обычно не причесываясь и не смотря в зеркало решил выйти погулять на улицу.

Вышел слон, идет по улице и что-то неудобно ему идти - лапы ему мешают.

Странно - подумал слон Пашка - никогда со мной такого не было, чтобы мне лапы мешали, но шел дальше.

Дошел он до речки и захотел попить водички. Сунул хобот в речку, а водичка в хобот не набирается.

Странно - опять подумал слон Пашка - никогда со мной такого не было, чтобы вода в хобот не набиралась...

Как же я теперь пить буду? - испугался слон Пашка.

Пашка привет! Ты чего это задом наперед ходишь?

И хвост в реку суешь?

Это у тебя игра какая-то?

Давай и я в нее поиграю!!!

Ого! - подумал слон Пашка - это что я с утра не заметил, что на реку пошел задом наперед? -

Вот это да!!! Совсем я рассеянный стал.

Повернулся слон Пашка передом к речке, опустил хобот, попил воды и решил, что он больше никогда не будет таким рассеянным, и всегда утром будет умываться и смотреть в зеркало, чтобы опять не перепутать зад с передом.

План веселой истории про слона Пашку:

1) Рассеянный слон Пашка.

2) Вода в хобот не набирается и лапы мешают идти.

3) Замечание крокодила Митьки.

4) Слон Пашка берется за ум.

Обсудите с другом стихотворения Саши Чёрного. О чём они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?

Творчество Саши Черного рассказывает о взаимоотношениях животных и людей.

Во всех стихотворениях присутствует легкий и непринужденный юмор, а также призыв поэта к людям о любви и заботе о братьях наших меньших.

Найди сборник стихов Саши Чёрного в алфавитном каталоге библиотеки. Посмотри оглавление. Прочитай не сколько произведений. Какое стихотворение тебе понравилось? Запиши своё мнение о нём.

В библиотеке я нашел сборник Саши Черного «Детский остров».

Меня заинтересовало стихотворение "Как девочка нашла своего мишку"

Мне оно симпатично своей легкой ироничностью и непринужденностью.

Монолог девочки со своим мишкой не может не вызывают улыбку.

Хоть это и не настоящий мишка, а всего лишь игрушка, автор показывает любовь девочки к нему, ее детские переживания.

Это очень мило и забавно.

Найди информацию о творчестве Саши Чёрного. Посмотри в энциклопедии или Интернете. Напиши несколько строк.

Несколько строк о творчестве поэта Саши Черного для 3 класса.

В детстве поэта звали Александр Гликберг, а Саша Черный - это его творческий псевдоним.

Саша родом из Одессы, когда он подрос его мама и папа хотели отправить на учебу в белоцерковскую гимназию, но он наоборот отказался.

Будущий поэт сбежал из дома и занимался попрошайничеством на улице, чтобы не идти учится.

Один известный житомирский чиновник заметил мальчика и взял его к себе.

Этот чиновник очень любил поэзию и мальчик также впитал в себя его любовь.

Со временем Саша стал писать стихи.

Когда Саша вырос, чиновник устроил его служить в житомирскую таможню.

Саша работал, но постоянно писал стихи и через какое-то время его заметили и стихи его стали печать.

Так Саша Гликберг стал поэтом Сашей Черным и уехал с Житомира в Санкт-Петербург.

После Санкт Петербурга поэт поехал учится в Германию, потом вернулся и пять уехал заграницу.

Саша Черный много путешествовал по миру. В 1929 года поселился по Франции, но прожил недолго.

Когда ему было 52 года у его соседей загорелся дом, он принял участие в тушении пожара, но сам заболел после этого случая и умер.

Похоронен на территории государства Франции.

Творчество Саши Черного:

Дневник резонёра»

«Чепуха»

Всем нищим духом»

«Невольная дань»,

«Сатиры»

«Тук-Тук»,

«Живая азбука»

«Несерьёзные рассказы"

Повесть «Чудесное лето»

«Сон профессора Патрашкина»

«Дневник фокса Микки»

«Кошачья санатория»

«Румяная книжка»

А. Блок. Ветхая избушка

Перечитай стихотворение. Какую картину ты представил?

Я представил, как бабушка смотрит из окна на своих веселых внуков, которые забавно играют со снегом.

Конец стихотворение дает представление такой картины:бабушка с внуками пьют за столом чай, смотрят в окно, а там уж наступает весна, ярко светит солнце и тает снег.

А. Блок Сны

О каких сказках идёт речь в стихотворении? Вспомни и запиши их названия.

В стихотворении говорится о сказках А.С. Пушкина.

Упоминается «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Именно ее рассказывает няня.

Отсюда взят и образ царевны, которая спит в кровати из хрусталя.

Образ богатырей можно сопоставить, как с уже упомянутой сказкой, так и со «Сказкой о царе Салтане».

Образ заморской царицы Блок заимствовал у сказки «О золотом петушке».

А. Блок. Ворона

Какой ты представляешь ворону? Запиши.

Читая стихотворение «Ворона» я представляю черную и любопытную ворону.

Она с интересом наблюдает за изменениями в природе и радуется, что наконец-то потеплело.

С. Есенин. Черёмуха

Какая картина возникает в твоём воображении, когда ты читаешь строки «И ветки золотистые, что кудри, завила»? Понравились ли тебе сравнения? Почему?

Когда я прочитал строки этого прекрасного произведения, в моем воображении возникла картина великолепного дерева, что усыпано соцветиями золотистого цвета.

Я сразу представил майское солнце, которое освещает черемуху.

Ведь именно в мае оно расцветает.

Сравнение ветвь с кудрями мне очень понравилось.

Оно оригинальное и хорошо передает трепетное отношения автора к цветущему дереву.

Придумай, с чем ещё можно сравнить ветки черёмухи. Сравнения запиши.

Я думаю, что ветки черемухи можно отождествить с виноградной лозой, воздушными облаками, кружевом, нарядом невесты, ожерельем.

Урок литературного чтения

3 класс

Образ черемухи в стихотворении С. Есенина «Черемуха»

Цель:

Показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.

Задачи:

Развивать критическое мышление учащихся:

б) образный язык стихотворной речи;

в) эмоции, чувства детей.

Воспитывать:

а) любовь к Родине, через стихотворение поэта, воспевающего красоту русской природы;

б) самооценку у учащихся и умение выслушивать мнение товарищей.

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно вновь вас видеть на уроке литературного чтения.

Введение в тему урока.

1)Загадка о черемухе.

Ребята, предлагаю вам литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Прочитайте текст на экране. Отгадайте загадку.

Будто снежный шар бела

По весне она цвела

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Докажите, что это черемуха.

(Выслушиваю ответы детей, их доказательства)

Верно.

Слайд. Рисунок на доску.

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Черемуха» замечательного поэта.

Чей портрет вы видите? Слайд.

С.А. Есенина.

Рисунок на доску.

Какие стихи Есенина вы уже читали?

(«Белая береза», «Поет зима аукает», «С добрым утром»)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока:образ черемухи в стихотворении С. Есенина «Черемуха». Открыть тему на доске.

Сядьте поудобнее и послушайте стихотворение.

(слайд черемухи , на фоне слайда чтение стихотворения наизусть учителем)

Анализ стихотворения.

Какое настроение почувствовали? Поделитесь своими мыслями.

Прочитайте сейчас текст, после чтения уточним значение некоторых слов.

(медвяная роса- ароматная, с запахом меда; Слайд

проталины- место, где стаял снег и открылась земля; Слайд

под кручею- крутой спуск, обрыв, крутое место; Слайд

зелень пряная- с острым ароматным запахом; Слайд

волна гремучая- шумная издающая громкие звуки) Слайд

- Вы помните, какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

А как мы с вами можем передать эти чувства на уроке литературного чтения?

(Можем научиться выразительно читать)

Давайте, постараемся прислушаться к каждому слову автора и посмотрим, как же ему удалось создать такой образ. Слайд

Прочитайте первые 2 строфы.

(образ черёмухи)

(Черёмуха душистая, ветки золотистые)

Почему золотистые?

(Блестят в лучах солнца)

(с кудрями)

(спросить 2 учащихся)

А почему Есенин говорит «сияет в серебре»?

Там «ветви золотистые», а здесь «зелень в серебре»? Почему?

(утром)

С кем можно сравнить черемуху?

Постараемся передать при чтении образ красивой черемухи, очень похожей на молодую невинную девушку.

(спросить 2 человек)

Прочитайте 3 четверостишье.

Какой образ появляется?

(Образ ручейка)

Как вы представляете этот ручеёк?

(Он очень маленький быстрый, чистый)

С кем можно сравнить ручеек?

Как прочитаем эти строки?

(спросить 2 человек)

Прочитайте строки до конца.

(Чтобы ещё раз показать как красива, величава и горда черемуха.)

Как вы думаете, о чем поёт ручей, о чем слова в его песне?

(О любви, о красоте)

Прочитайте, передав это чувство.

(спросить 2 человек)

О чем это стихотворение?

(о черемухе и ручье)

(о красоте родной природы)

Ребята, давайте еще раз выразительно прочитаем стихотворение, постараемся передать чувства, эмоции, которое вызвало у вас это стихотворение.

Рефлексия.

А сейчас, давайте тоже на некоторое время станем поэта. Предлагаю вам сочинить синквейн. Слайд

Правила написания синквейна вы видите на экране.

первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - предложение, показывающее отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Поработаем группами по рядам. Вам будут предложены опорные слова, выберите те, которые будут близки вашей группе. Объединитесь в группы.

Музыка.

Дети, над каким стихотворением мы сегодня с вами работали?

Какова же основная тематика стихов Есенина?

Слайд

Домашнее задание.

Самооценка.

помощь при написании синквейна

1 строка- черёмуха

2 строка - яркая, чудесная, пышная, красивая, ароматная, молодая, цветущая, душистая

3 строка - украшает, освежает, раскинулась, царствует, слепит, ласкает, волнует, будоражит, радует

4 строка - Заставляет волноваться. Благоухает всё вокруг. От её запаха кружится голова. Заставляет моё сердце трепетать.

5 строка - весна, красота, волшебница, красавица, чудо, царица, праздник

Воспитатель с детьми наблюдают за цветущей черемухой или рассматривают веточки.

Воспитатель (загадывает детям загадку)

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела.

Нежный запах источ&па,

А когда пора настала -

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха.)

Сегодня мы будем рассматривать цветущую черемуху. Про нее сложено много стихов, песен. Послушайте:

Черемуха душистая С весною расцвела, И ветки золотистые, Что кудри, завила… Черемуха душистая, Развесившись, стоит, И зелень золотистая На солнышке горит.

С. Есенин

Посмотрите, какие удивительные превращения произошли в жизни черемухи. Она покрылась листвой, зацвела. А цветы у нее очень душистые, ароматные, так и хочется вдохнуть этот аромат. Я наклоню к вам ветки, а вы понюхайте.

Воспитатель наклоняет ветку черемухи, чтобы дети почувствовали аромат цветов.

Сейчас мы рассмотрим цветы черемухи и узнаем, почему в стихотворении говорится, что ветки у черемухи золотистые.

Посмотрите, цветы у черемухи белые, а в середине - желтые тычинки, как маленькие желтые свечки. Это они

придают цветкам золотистый цвет. У черемухи много-много меленьких цветочков, но отдельно ли расположены они?

Дети отвечают.

Правильно, они сидят вместе. Это называется кисть. Маленькие цветочки собраны у черемухи в кисть. Кистей много, поэты их сравнивают с кудрями, а ветки выглядят золотистыми от солнечного света и желтизны тычинок-свечек. А что значит «черемуха душистая»?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Душистая - значит ароматная, пахучая, благоухающая, имеющая приятный запах.

Детям предлагается еще раз полюбоваться цветущей черемухой, понюхать ее цветы. Можно еще раз прочитать стихотворение.

Стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникаю живые образы растений, природы, животных.

В стихотворении «Черёмуха» поэту удаётся не просто изобразить растение, окружающую природу, как это мог бы сделать художник. Сергей Есенин использует все богатые средства языка. Поэт отлично понимает, что только словом можно рассказать обо всём: заставить читателей увидеть черёмуху, услышать звук струящейся воды, почувствовать тонкий аромат, ощутить прикосновение горячей зелени и бегущей волны ручья.

Стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1915-м году, в том же году произведение опубликовали в журнале «Мирок». Мартовский номер познакомил читателей, поклонников творчества поэта с его новым стихотворением о природе.

Окружающий мир передан здесь во всех оттенках, в красках и звуках, запахах, в движении. Произведение относят к «деревенскому» направлению. У Сергея Есенина достаточно много стихотворений, которые рассказывают читателям именно о природе, животных, неуловимой жизни чудесного многогранного окружающего мира, который чаще всего мы просто не замечаем.

Сюжет, композиция, рифма

В стихотворении «Черёмуха» поэт делится собственными впечатлениями о природе. Однако образ лирического героя здесь не выписан. Стоит отметить, что в подобных стихотворениях, представляющих скорее лирические монологи Есенина о природе, животных, окружающем мире, чаще всего нет лирического героя. На нём автор не делает акцент, поскольку мы, читая такие произведения, должны сами ощутить себя частью окружающего мира. Читатель переносится в конкретное пространство: здесь бежит ручей, пахнет черёмуха, нагревается на солнце зелень, скатывается по коре роса. Сергей Есенин создаёт настолько яркую, многогранную картину, что добивается настоящего эффекта присутствия.

Сюжета как такового в произведении нет, однако поэт с логической последовательностью рассказывает о природе, использует рефрены . Очень оригинальное решение, характерное для творчества поэта, – олицетворение растений, природных объектов. Если внимательно прочесть стихотворение, можно смело сказать, что здесь Есенин раскрыл нам тайну зарождающейся любви прекрасной цветущей черёмухи и энергичного ручья, который вкрадчиво поёт ей песни, подобные серенадам.

Композиция произведения линейная, есть и элемент кольцевого построения, рефрен первой строчки. Написано произведение двустопным ямбом . Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Стихотворение не разделено на строфы, хотя условно его можно поделить на пять строф по четыре строчки. Всего в произведении двадцать строчек средней длины.

Художественные средства в стихотворении «Черёмуха»

В небольшом стихотворении богатый калейдоскоп художественных средств, которые мастерски использует Сергей Есенин. В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая ), сравнение (ветки, что кудри ), олицетворение (черёмуха завила ). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.

В следующих четырёх строках Есенин рисует картину окружающего мира. В нём, точно в прекрасной раме, сияет черёмуха. Здесь используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре ), сравнение (в серебре – в росе ), олицетворение (сползает , будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней). Ощущается природу, пряный запах зелени.

Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Всё происходит около дерева, черёмуха остаётся главной героиней, хотя о ней прямо и не говорится. Зелень была под черёмухой, ручей бежит рядом с ней. В этих строках видно проталинку, траву и корни дерева, между которыми струится ручей. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет , красочное прилагательное.

В следующих строках автор возвращается к главной героине стихотворения и вновь повторяет первую строку. Черёмуха стоит «развесившись» , золотистая зелень горит, нагревается на солнышке. Завершается стихотворение описанием ручья, который обдаёт волной ветки черёмухи, поёт ей песни. Здесь мы видим экспрессивные определения (волной гремучею, вкрадчиво ), олицетворение (ручей поёт песенки ).

Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина


Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.