Теория деятельности в советской психологии. Деятельность и сознание. 17. Зарождение теории деятельности в отечественной психологии

ВВЕДЕНИЕ

1. Взгляды на деятельность в школах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна

2. Субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский)

3. Деятельностный подход в зарубежной психологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Словарь подает следующие определения понятия «теории деятельности»:

1. Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном - реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать "внутреннюю" психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания "внешней" практической.

2. Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым - реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий.

Время создания "теории деятельности" - 1920-1930 гг. Разрабатывалась двумя учеными параллельно и независимо друг от друга. Рубинштейн и Леонтьев опираются на труды Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего, но имеются и отличительные моменты.

Теория деятельности, сформулированная А.Н. Леонтьевым в начале 70-х годов 20 века, привлекла внимание всего сообщества отечественных психологов, как новое “видение” проблемы деятельности с позиций психологической науки. В то же время, она вызвала множество разнообразных точек зрения на возможность и перспективы ее применения в практике.

По мнению отечественных ученых, принцип единства сознания и деятельности предполагает включение сознания в контекст жизненных связей человека с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам. Таким образом, был предложен новый продуктивный метод психологического познания, получивший название «единство воздействия и изучения».

Психология открывает свои тайны не в созерцании феноменов, открытых прямому внутреннему или внешнему наблюдению, а в процессе преобразованию исследуемых объектов посредством практических действий (включая и практику исследовательского труда).


1. ВЗГЛЯДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО и С.Л. РУБИНШТЕЙНА

Выдающийся психолог и философ С.Л. Рубинштейн (1889 - 1960) наиболее известен как автор оригинальной субъектно-деятельностной концепции, обобщенной им в конце жизни в качестве новаторской философской антропологии. Начальный этап в создании этой концепции отражен в его рукописях и статьях 1916 - 1922 гг. Различные другие варианты психологической теории деятельности разработали также М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, А.А. Смирнов, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и многие другие психологи. Психологический тезис психологической теории деятельности формируется: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности».Формируясь в деятельности, психика и сознание, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство, но не тождество. Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения: сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается. Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: так, по нему сознание не просто проявляется как отдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним. Определение деятельности по Рубинштейну: это совокупность действий, например, на достижение целей. По Леонтьеву: это совокупность действий, объединенных определенным мотивом.

По Рубинштейну деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее «внутренние» закономерности. Внешние причины действуют через внутренние условия. Деятельность следует отличать от поведения. Успешность деятельности зависит от трех условий: знаний, умений, мотивации.

В психологической теории деятельности все ментальные процессы, включая личность, имеют объектно-деятельностную природу. Его защитники использовали экспериментальные методы для изучения сенсорных, перцептуальных, исполнительных, связанных с памятью, когнитивных и аффективных действий. Действие, и в понятии и по сущности, является не только объектом исследования, но и единицей анализа ментальных процессов. Фокус направлялся на действие, а не на значение. Действие как единица анализа появляется в исследованиях ощущения, перцепции, интеллекта и эмоций Запорожца; в исследовании памяти П. Зинченко; в исследовании воли К. Гуревича; и в анализе формирования концептов и мышления Петра Гальперина. Оно также использовалось Василием Давыдовым в его анализе формирования обобщений. В психологической теории деятельности было показано, что мотив является объектом, и что необходимость (после столкновения с объектом) также становится объектно-ориентированной. В результате сложился подход, который в некотором отношении противоположен подходам Выготского. Психологическая теория деятельности, по мнению некоторых из американских культурных психологов, упрощает духовный мир людей, сводя его к объектно-ориентированной деятельности и представляя его тем самым, механистическим, не учитывает его духовное измерение. В трехуровневой схеме, которую Леонтьев использовал для описания деятельности (деятельность-мотив, действие-цель, действие-условие), не было прямого указания на место значения, чувства, посредников, сознания, личности и т. д.

В сочинениях Выготского конструкт посредничества - особенно семиотическое посредничетва - играет центральную теоретическую роль, постепенно приобретая все большее значение в последние годы его жизни и деятельности. За год перед своей смертью он писал, что “центральным пунктом нашей психологии является факт посредничества”..

В качестве основных принципов теории деятельности могут быть выделены принципы предметности, активности, неадаптивной природы человеческой деятельности, анализа деятельности «по единицам», интериоризации и экстериоризации, опосредования, а также принципы зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и историзма.

В книге «Деятельность. Сознание. Личность» Леонтьева А.Н., развивая взгляды и идеи Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, прежде всего подчеркивает неделимый, молярный характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества». В обществе человек попадает не просто под внешние условия, к которым он подстраивает свою деятельность, сами общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, таким образом общество создает деятельность образующих его индивидов. Первично деятельностью управляет сам предмет (предметный мир), а вторично его образ, как субъективный продукт деятельности, который несет в себе предметное содержание. Сознательный образ понимается при этом как идеальная мера, овеществляемая в деятельности; оно, человеческое сознание, существенно участвует в движении деятельности. Так, Леонтьев считал «исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях» (4; 173). Наряду с «сознанием-образом» вводится понятие «сознания-деятельности», а в целом сознание определяется как внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности. Акцентируется внимание на том, что действия - не особые «отдельности» в составе деятельности; человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Один и тот же процесс выступает как деятельность в своем отношении к мотиву, как действие или цепь действий в своем подчинении цели. Таким образом, действие не компонент и не единица деятельности: это именно ее «образующая», ее момент.

Согласно Леонтьеву, деятельность – это форма активности. Активность же в свою очередь побуждается потребностью, т.е. состоянием нужды в нормальных условиях функционирования.

Подводя итог вышесказанному, теория деятельности Леонтьева, также как и работы Выготского, и Рубинштейна, безусловно, привлекают к себе значительное внимание представителей культурной психологии и социокультурного подхода. Возможно, они сыграют свою роль также в этнопсихологии.

2. СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский)

Социально-психологические представления о личности с позиции субъектно-деятельностного подхода содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна. Как указывает К.А Абульханова, единым логическим основанием, основной идеей, основным направлением внутренних связей его философской и психологической концепции является идея субъекта.

Высказав кардинальное положение о включении человека в состав бытия, Рубинштейн считает субъектность наиглавнейшим механизмом этой включенности. Взаимоотношения человека с миром осуществляются в разных формах - познавательной, деятельностной и отношенческой. В последней заключается отношение человека к другому человеку. Все эти формы отношений, составляющих сущность субъекта, складываются в деятельности: «Субъект и в своем познании, и в своем действии, и в своем отношении к другому субъекту уничтожает (каждый раз специфическим способом) внешность, внеположность объекта и другого субъекта, преодолевает его обособленность, обнаруживает (познанием), преобразует (действием), усиливает своим отношением к нему сущность другого человека» (1; 21). Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностным принципом. Деятельность выступает как один из типов активности субъекта, как способ его отношения к действительности. Активность субъекта выражается, по мнению Рубинштейна, в формах самодетерминации, самопричинения, самодеятельности. В этих формах отражается сущностная характеристика субъекта.

Уолтер Бакли и концепция морфогенеза

Генеалогию современной теории деятельности можно просле­дить вплоть до 1967 г. и работы Уолтера Бакли «Социология и теория современных систем». Исходя из традиций структурного функционализма и общей теории систем, Уолтер Бакли хотел пересмотреть их, использовав взгляды представителей других тео­ретических направлений: теории обмена, символического взаи­модействия, теории игр, моделей коллективного поведения. Ос­новой для такой интеграции служила все та же системная модель. По мнению Бакли, она пригодна «для синтеза моделей взаимо­действия в последовательную концептуальную схему - базовую теорию социокультурного процесса» (62; 81). Структурно-функ­циональную модель саморегулирующейся, гомеостатической (или, как он называет ее, «морфостатической») системы, пронизанной отрицательными, компенсаторными обратными связями, Бакли дополнил моделью «морфогенетической системы» с положитель­ными, усиливающими обратными связями, в которых структуры постоянно строятся и трансформируются. «Модель предполагает работающую систему взаимодействующих компонентов с внут­ренним источником напряжения, - систему, полностью вовле­ченную в непрестанную деятельность с различным внешним и внутренним окружением, так что последнее имеет тенденцию выборочно оказываться «нанесенным на карту» структуры» (62; 128). Бакли определил центральное, стратегическое понятие так: «Морфогенез относится к тем процессам, которые имеют склон­ность вырабатывать либо изменять данную форму, структуру или состояние системы» (62; 58). Акцент на активную, конструктив­ную сторону социального функционирования явился значитель­ным прорывом в теоретических взглядах, пусть даже Бакли все еще оставался в ловушке отдельных предпосылок той системы, которую он сам намеренно отрицал, а именно организмической

и механистической моделей. Его морфогенетическая система «воз­никает», «становится встроенной», «генерирует, вырабатывает и переструктурирует себя». Во всем этом просматривается некото­рый автоматизм, а также жесткое качество самой системы. Дея­тельность еще не полностью освобождена из системной клетки.

Амитай Этциони и активное общество

Спустя год, Амитай Этциони выдвинул оригинальную теорию «активного общества» (118), названную позднее «теорией само­направленности» (59). Ключевым здесь является понятие «моби­лизация», или «социальная активизация».

«Теория социальной направленности отличается от других теорий современ­ной социальной науки тем, что рассматривает мобилизационные силы коллек­тивов и обществ в качестве основного источника их собственных преобразова­ний и трансформаций их отношений с другими социальными единицами. Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тенденцию изменять свою соб­ственную структуру и границы, а также структуру той более высокой единицы, членом которой она является» (118; 393).

Человеческое общество - это «макроскопическое и непре­рывное социальное движение», включенное в «интенсивное и постоянное самопреобразование» (118; viii). Конечный двигатель обнаруживается в «самозапускаемой преобразовательности» (118; 121) и «творческой респонсивности», т. е. способности творчески отзываться на воздействия (118; 504); местом средоточия этой способности являются коллективы, группы и социальные орга­низации; механизм идентифицируется с коллективным действи­ем, причем в основном в рамках политического процесса.

Теория социальной направленности задается вопросом: как данный деятель направляет процесс и изменяет структуру или границы социального целого?.. Теория социальной направленности кроме того ставит вопрос о том, как моде­лировалась данная структура, как она поддерживалась, как она может быть изменена, где расположены источники движущих сил, кто концентрирует зна­ние и кто способен к исполнению (118; 78).

Хотя Этциони также выводил свои идеи из теории систем или кибернетики, ему удалось избежать автоматизма - он нашел ис­тинных субъектов действия социальной самотрансформации в различных типах коллективов. «Охота» за ускользающим дейст­вием стала гораздо более конкретной.

Алан Турен, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг: вклад французов

Во второй половине 70-х годов свой вклад в теорию действия внесли французы. «Начался быстрый разрыв с материалистичес­ким воззрением на общество, весьма типичным для французской версии структурализма» (75; 197). Наверное, самым видным пред­ставителем этого направления является Алан Турен. С того вре­мени, как он вывел образ «самопроизводящегося общества» (422; 1977), его основная работа приобрела ощутимый критический оттенок. Она была направлена и против теории развития, и про­тив структурализма, которые «подчиняют чувство коллективного действия неизбежным законам или требованиям исторической реальности» (425; 81). Следовательно, они выводят субъект из социологической перспективы, рассматривают его как простую эманацию системы.

«Эволюционистская, или историческая, концепция апеллирует к сравнитель­ной истории или даже к философии истории. Она стремится показать, что общества следуют друг за другом по пути прогресса, рациональности и укреп­ления национального государства. Она не относится к изучению самих соци­альных деятелей: достаточно анализировать их действия, являющиеся выраже­нием либо положительных тенденций, либо внутренних противоречий данной системы» (425; 91).

«Возвращение деятеля» необходимо (424); «мы должны вер­нуть идею о том, что люди сами делают свою историю» (425; 88). Это возможно лишь в том случае, если рассматривать общество в качестве непрерывного, находящегося в постоянном движении продукта человеческих усилий: «общество есть не что иное, как нестабильный и, вероятнее всего, несогласованный результат со­циальных отношений и социальных конфликтов» (425; 85).

Общество и история создаются благодаря коллективным дей­ствиям, главными носителями которых, по Турену, являются соци­альные движения (425). Они трактуются как формы коллективной мобилизации, непосредственно разрушающие культурные основа­ния общества. «Социальное движение - решающий агент исто­рии, поскольку историческая реальность формируется посредст­вом конфликтов, а также требований, выдвигаемых социальными Движениями и придающих специфическую социальную форму куль­турным ориентациям» (425; 87). Отрицание эволюционизма и при­писывание социальным движениям роли основных мобилиза­ционных сил Турен связывал с возникновением «постиндустриаль­ного общества», в котором существенно увеличились «способнос-

ти к самодеятельности» и расширился диапазон возможностей и вариантов выбора. Таким образом, «эти общества являются про­дуктом своих собственных действий, а не частью процесса истори­ческой эволюции» (425; 84). Способность общества мобилизовать, преобразовывать себя, создавать структуры - уже подмеченная предыдущими авторами - Турен выявил гораздо более конкретно и соотнес ее с определенными историческими фазами.

Два других французских социолога, Мишель Крозье и Эрхард Фридберг, раскрыли взаимозависимость деятелей и систем (85). Подобно Турену, они начали с отрицания «законов истории». С их точки зрения, неправомерно рассматривать формы организа­ции людей как полностью обусловленные внешним контекстом - социальным окружением.

Социальные изменения, считают они, - это непрерывная структурализация и переструктурализация той арены, на которой люди выполняют те или иные действия, стремясь найти решения встающих перед ними проблем и задач.

Коллективная деятельность подобного рода характеризуется свойственным ей творчеством, поскольку существует механизм «коллективного обучения», благодаря которому индивидуальные открытия и новации внедряются в социальную практику и встра­иваются в систему. В результате не только меняются черты пос­ледней, но и трансформируется сам механизм преобразований. Не существует необходимых, неизбежных или «естественных» изменений, все они - продукт человеческой изобретательности, творчества и поиска. Осознание этого факта позволяет провоз­гласить «организационную свободу», т. е. реальную возможность противостоять структурным условиям. Авторы ввели понятие «обу­чающее общество», подразумевая под ним один из фундамен­тальных механизмов социальной самотрансформации - коллек­тивное обучение. В этом заключается их главный вклад в разви­тие теории деятельности.

Энтони Гиддвнс и идея структурации

Участие в дискуссии британцев выразилось прежде всего в разработанной Энтони Гидденсом «теории структурации»* (147; 148; 149). Он отмежевался от всех теорий, типичных для «орто-

* Э. Гидденс использует понятие «структурация» (structuration), которое, в отличие от известного термина «структурирование», означает «самоструктурирова­ние». (Ред.)

доксального консенсуса», предполагающего материализацию со­циальных целостностей и социальный детерминизм деятелей (рас­сматривая их как «структурных и культурных болванов»). Соче­тая подобную критику функционализма и структурализма с вдох­новением, почерпнутым из различных отраслей «понимающей, или интерпретативной, социологии», Гидденс дошел до отрица­ния понятия самой структуры. Делая ударение на постоянно ме­няющейся природе социальной реальности, чей истинный онто­логический субстрат лежит в действиях и взаимодействиях субъ­ектов - людей, он предложил преобразовать статическое поня­тие «структура» в динамическую категорию «структурация», оз­начающую описание коллективного поведения людей. «Наша жизнь проходит в трансформации» (147; 3), а ее основное содер­жание есть постоянное производство и воспроизводство общест­ва. Таким образом, «изучать структурирование социальной сис­темы означает изучать те пути, которыми эта система - в рамках применения общих правил и ресурсов и в контексте непреднаме­ренных результатов - производится и воспроизводится во взаи­модействии» (147; 6). «Структурные свойства систем являются одновременно и средством, и результатом практики, в процессе которой формируются данные системы» (147; 69). Это - теорема «двойственной, или дуальной, структуры».

Конечным двигателем «структурирования» являются люди - деятели (или «агенты»), множество индивидов в их повседневном поведении. При этом «все социальные деятели знают очень мно­го об условиях и последствиях того, что они делают в своей по­вседневной жизни» (149; 281). Скрупулезный анализ «практичес­кого» и «дискурсивного» сознания выходит далеко за пределы ранней «интерпретативной социологии», но не ведет к односто­ронней абсолютизации. Некоторые условия признаются непозна­ваемыми, а некоторые следствия - непреднамеренными. Отсю­да вытекает, что если даже рассматривать историю как непре­рывный продукт деятельности, как созданную из «событий, дви­гателем которых является индивид» (149; 9), то это вовсе не озна­чает, что продукт совпадает с намерениями: «Человеческая исто­рия создается целенаправленной деятельностью, но не является преднамеренным проектом, она постоянно срывает попытки со­знательно вести ее в определенном направлении» (149; 27).

Другой характерной чертой людей-агентов является их мате­риальная (телесная, биологическая) конституция и, следователь­но, неизбежная подчиненность времени и пространству. «Телес­ность человека накладывает строгие ограничения на его способ­ность к передвижению и восприятию» (149; 111). Эта весьма про-

стая констатация оказывается невероятно сложной, и социологи редко отваживаются принять ее.

Благодаря Гидденсу, деятельность окончательно признается как воплощение индивидуальных человеческих существ. Теперь никто уже не подвергает сомнению тот факт, что человеческое общество формирует не какая-то тенденция системы или ориентированные на изменения коллективы, классы, движения, а повседневное по­ведение обычных людей, часто далеких от каких-либо реформист­ских намерений. Несомненно, по богатству и глубине детального анализа индивидуальных деятелей Гидденс идет гораздо дальше любого другого автора в разгадке тайны деятельности.

Том Берне и группа из Уппсалы: теория систем правил *

Другая часть уравнения «деятельность - структура» выведена Томом Р. Бернсом и Еленой Флэм в «теории систем правил» (70). Хотя авторы и заявляют, что преследуют цель «навести мосты между уровнями структур и деятелей» (70; 9), тем не менее они сосредоточивают внимание не на деятелях, которые формируют, а на структурах, которые формируются. Последние они рассмат­ривают в нормативных терминах как комплексные сети правил. «Человеческая деятельность - при всем ее необычайном разно­образии и при всей оригинальности - организуется и управляет­ся в основном социально определенными правилами, а также системами правил» (70; viii). Поскольку авторы работают в Упп-сале (Швеция), невольно возникает вопрос: не есть ли это бессо­знательный отголосок или сознательное продолжение важного направления шведской социологии, известного под названием «школы Уппсалы», а именно нормативной онтологии социально­го мира, разработанной Торгни Сегерштедтом (352). «Каждый вид взаимодействия и кооперации должен предполагать некоторые общие нормы. Лишь имея общие нормы и общезначимые симво­лы, мы можем предсказывать» (352; 12).

Основным направлением упомянутой теории является слож­ный анализ социальных правил, которые составляют «глубинные

* Теорию Т. Бернса П. Штомпка называет «Rule-systems theory», т. е. букваль­но теорией систем-правил. Из дальнейшего изложения видно, что Берне различает систему правил и систему режимов применения этих правил как целостности. Со­ответственно смыслу в тексте настоящего перевода встречается и выражение «соци­альные правила систем». В любой данной системе есть множество систем правил, относящихся к разным сферам деятельности (экономике, управлению и т. д.). (Ред.)

структуры человеческой истории» (70; ix). Они делятся на три типа «модулей»: система правил, режим правил и грамматику. Системы правил включают в себя правила, «зависящие от кон­текста и обладающие временной спецификой, - правила, при­меняемые для структурирования и регулирования социальных вза­имодействий, выполнения определенной деятельности, специфи­ческих заданий или взаимодействия в социально обусловленных формах» (70; 13). Режимы правил поддерживаются социальными санкциями, сетями власти и контроля и, следовательно, приоб­ретают объективный, внешний характер в человеческом воспри­ятии. Они близки к тому, что обычно называется инструкциями (в нормативном смысле этой общей категории). На индивидуаль­ном уровне системы обращаются в «грамматику социальных дей­ствий», используемую для структурирования и регулирования вза­имодействий друг с другом в определенных ситуациях или сферах деятельности (70; 14).

Столь сложная и многомерная нормативная сеть рассматри­вается не как данность, в традиционном дюркгеймовском смыс­ле, а как продукт человеческой деятельности. «Социальные сис­темы правил являются человеческими конструкциями» (70; 30). «Люди постоянно формируют и изменяют социальные системы правил» (70; 206) тремя способами: создавая, интерпретируя и применяя их. Вся эта деятельность является областью социаль­ных конфликтов и борьбы, специфической «политикой» форми­рования правил. Возникая в человеческих действиях, правила систем, в свою очередь, влияют на них. В полном соответствии с Гидденсом, авторы говорят о «дуализме отношений». С одной стороны, социальные правила систем организуют и регулируют такие социальные взаимодействия, как обмен или политическое соревнование, определяют, кто допускается к участию, какие вза­имодействия считаются законными, где и как они могут выпол­няться, и т.д. С другой стороны, процессы взаимодействий слу­жат основой для формирования и изменения систем правил, рав­но как и для их интерпретации и применения (70; 10-11).

Так, «люди своими действиями преобразуют условия этих дей­ствий» (70; 3). Ключ к такому «дуализму» можно обнаружить в историческом измерении человеческой реальности: «Системы, которым следуют люди в наши дни, вырабатывались в течение Длительного времени. Благодаря взаимодействию социальные груп­пы и сообщества поддерживают и распространяют системы пра­вил на будущее» (70; 29). Берне и Флэм добавляют к теории дея­тельности богатый анализ нормативных структур, который под­крепляют детальным разбором эмпирических случаев, наиболее

характерных для современного общества. К ним относятся эко­номические рынки, бюрократия и технологические комплексы.

Маргарет Арчер и теория морфогенеза

Еще один британский участник дискуссии, Маргарет С. Ар­чер, включилась в споры о деятельности в 1982 г. несколько де­структивным образом, резко критикуя «теорию структурации» Гид-денса (19). Но вскоре она перешла к конструктивной стадии своей работы, предложив собственную версию - «теорию морфогене­за»; кульминацией этой стадии стала работа «.Культура и деятель­ ность» (1988). Основное достоинство морфогенетической перспек­тивы заключается в осознании того, что «уникальной чертой, от­личающей социальные системы от органических или механичес­ких систем, является их способность подвергаться радикальному переструктурированию» (21; xxii), чем они в конечном счете обя­заны человеку (19; 59).

Центральное понятие морфогенеза относится «к сложному взаимовлиянию структур и действий, которое происходит в дан­ной форме, структуре или при данном состоянии системы» (19; xxii). При изучении подобных взаимовлияний необходимо руко­водствоваться принципом «аналитической», а не «концептуаль­ной дуальности». Согласно первому, в ходе анализа действия и структуры разделяются, поскольку «эмерджентные* свойства со­циокультурных систем предполагают прерывность между началь­ным взаимодействием и их конечным продуктом» (19; 61). В про­тивоположность этому, принцип дуальности чреват потерей «цент­ральной конфляции» - элизии (соединения) двух элементов, ут­рачивающих автономию друг от друга или независимость от одного из них или обоих сразу»** (21; xxii).

* Эмерджентный - букв.", возникающий самопроизвольно. В социологичес­ком смысле «эмерджентный» означает «отвечающий на данную ситуацию, или ак­тивно реагирующий на воздействия (изнутри системы или извне) в каждый данный момент». Эмерджентные свойства - это способность социокультурных систем быть активными, реагирующими на события данного момента. (Ред.)

** Здесь М. Арчер использует термин «конфляция» (conflation), заимствован­ный из лингвистики и означающий образование нового слова из двух автономных корней (например, «взаимодействие» есть соединение «взаимный» и «действие». Соединение этих слов и обозначается лингвистическим термином (elision) «эли­зия»). В данном случае имеется в виду следующее. Принцип концептуальной ду­альности структуры агента, в отличие от принципа гносеологической дуальности, не позволяет, с точки зрения М. Арчер, рассматривать процесс совмещения струк­туры и агента в нечто целое при сохранении их автономности друг от друга и даже от этого новообразования. (Ред.)

В пользу аналитической дуальности можно выдвинуть два ар­гумента. Один - методологический. Представление о действии и структуре как о составляющих друг друга элементах препятствует «изучению их взаимной игры» и, следовательно, не позволяет обнаружить «их взаимовлияние» (21; 13-14). Другой, более яв­ный, аргумент имеет онтологический характер: в данном случае действие и структура в самом деле различны, поскольку «струк­турное обусловливание», «социальное взаимодействие» и после­дующая «разработка структуры» происходят в различные вре­менные моменты (19; 61). «Структура логически питается дейст­виями, которые ее трансформируют; и «разработка структуры» логически отстает по времени от этих действий» (19; 72). Что касается культуры, то ее будущее формируется в настоящем из наследия прошлого благодаря текущим инновациям» (21; xxiv). Так принцип дуальности подводит ко второму предположению, типичному для теории морфогенеза, а именно о циклической при­роде взаимоизменений действия-структуры.

В последней работе Арчер выдвигает еще один тезис: «Дея­тельность не только способствует структурным и культурным из­менениям, но и сама изменяется в ходе этого процесса» (22; 2). Данный тезис открывает новые возможности для исследования «морфогенеза деятельности». В таком контексте проявляются и важ­нейшие черты деятельности - способность к размышлению, целе­направленность, стремление к продвижению и новациям, сопря­женные с возможностью реализации человеческой «способности к познанию» или всезнанию (22; 5). Два типа субъектов - «корпора-тивые агенты» и «первичные агенты» - тоже обладают различны­ми характеристиками с точки зрения их морфогенеза. Таким обра­зом, к теории морфогенеза добавляется третий принцип. Арчер называет его «двойным морфогенезом» и описывает как процесс, «в котором формирование и структуры, и деятельности является результатом их взаимодействия. Структура есть совместно выра­батываемый результат взаимодействия: деятельность формирует­ся и изменяет структуру в процессе собственного изменения» (22; 33). Наверное, наиболее важным положением теории Арчер яв­ляется привязка диалектики к историческому времени.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

План

1. Общие положения «теории деятельности» в отечественной психологии

2. Определение деятельности и её основных характеристик

3. Структура деятельности

4. Умения и навыки как компоненты деятельности человека

5. Классификация видов деятельности. Виды деятельности

1. Общие положения «теории деятельности» в отечественной психологии

Взгляды на деятельность и её составляющие в отечественной психологии рассматривались в теории деятельности, основные положения которой наиболее полно изложены в труде Алексея Николаевича Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

Главное состояло в том, что авторы теории Деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма - теорию К. Маркса, тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание.

Основные положения теории деятельности:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе; оно находит свое выражение в деятельности субъекта;

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека;

3. Деятельность - это активный, целенаправленный процесс;

4. Действия человека предметны; они реализуют социально-производственные и культурные цели;

5. Таким образом, деятельность - активность человека направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением потребностей и интересов человека, или же на выполнение требований к нему со стороны общества и государства

2. Определение деятельности и её основных характеристик

Деятельность - специфический вид активности человека , направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира и самого себя (Атлас по психологии М. В. Гамезо, И. А. Домашенко)

Однако, деятельность и активность нетождественные понятия

Активность - деятельное (динамичное) состояние живых организмов, как условие их существования в мире, например, инстинктивное поведение.

Понятие деятельности следует также отличать и от понятия поведение

психология экстериоризация индукция

Таким образом, рассмотрение отличий деятельности от животной активности и поведения позволяет нам определить основные характеристики деятельности человека:

1. Деятельность носит общественно-исторический характер;

2. Сознательный характер;

3. Продуктивный характер;

4. Творческий характер

3. Структура деятельности

(Студентам раздаются схемы: Структура деятельности по А. Н. Леонтьеву, Компоненты действия и его основные функции)

С точки зрения теории деятельности деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев или уровней:

1) Макро уровень - уровень особенных деятельностей (особых видов деятельности: общение, игра, учение, труд)

2) Уровень действий (предметные, поступки, физические, умственные)

3) Уровень операций

4) Уровень психофизиологических функций (сенсорная, мнемическая, моторная функция)

Рассмотрим данные уровни начиная с уровня действий.

Действие -- относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Характеристика действий:

1) первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели

2) вторая особенность действия -- это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием

3) третья особенность -- через понятие «действие» утверждается принцип активности

4) четвертая особенность -- действия могут быть внешние, привлеченные и внутренние умственные.

При этом действие предметно, даже если это умственное действие, оно всё равно имеет свой представляемый результат.

Виды действий :

1. по основным функциям:

а) моторные;

б) центральные;

в) сенсорные

2. По направленности:

А) п редметные действия -- это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира (например, человек молотком ударяет по гвоздю и изменяет его свойства). Они складываются из определенных движений. Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. Д.

Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.

Б) поступки - действия направленные на других людей;

В) физические - действия направленные на внешние действия с предметами, например, манипуляция с шариком

Г) у мственные действия -- разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.

Умственная деятельность человека часто делится на:

перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

имажитивную (от image -- образ), т. Е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты (см. схема структура деятельности)

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной).

Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные, в конечном счете, вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Экстериоризация -- переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами. Интериоризация -- процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

Следующий уровень структуры деятельности -- операции.

Операция - способ выполнения действия. Например, такое действие как вычитание может быть реализовано несколькими операциями, такими как, в уме или письменно. Действие вдевание нитки в иголку может быть реализована женским и мужским способами: женский - нитка продевается в ушко, мужской - ушко надвигается на нитку (пример из учебника Гиппенрейтер «Введение в психологию»)

Каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.

К ним относятся ряд способностей организм, таких как, способность к ощущению - сенсорная функция, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий - мнемическая функция, моторная или двигательная способность - моторная функции. Врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение 1-х месяцев жизни и составляю уровень психофизиологических функций.

Отличие психофизиологических функций в том, что они достаются субъекту от природы, он ничего не должен «делать», чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию. Они образуют предпосылки и средства деятельности.

Итак, с чего начинается наша деятельность? (см. схема структура деятельности)

Зарождение деятельности происходит благодаря наличию потребностей и мотивов.

Потребность - состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

У человека помимо биологических потребностей (в еде, пище и т.д.) есть ещё специфически человеческие потребности:

· Потребность в контактах с себе подобными (в общении);

· Потребность во внешних впечатлениях, познавательная потребность

Опредмечивание потребности приводит к рождению мотива. Побудителем к деятельности выступает мотив.

Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. Однако, есть ведущий мотив, который определяет эту деятельность, которой занимается человек и мотивы -стимулы, которые являются дополнительными стимулами к действию. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. После того как у человека возникает мотив, у него появляется цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

По мере развития деятельности образуются новые мотивы, и это способствует тому, что срабатывает механизм сдвига мотива на цель. Цель, ранее побуждаемая к её осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом.

Например, ученик занимается предметом, т.к. любит общаться с учителем. Но со временем его интерес углубился и уже не ради учителя, а ради самого предмета, ученик занимается им и выбирает его в качестве будущей специальности. Превращение цели в мотив происходит только, если накоплены положительные эмоции.

4. Умения и навыки как компоненты деятельности человека

Механизм планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи -- ILK. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян, У. Эшби и др. В их исследованиях показано, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа -- своеобразной нейропсихологической модели. Обратная связь обеспечивает корректировку действий по ходу его выполнения. Этот механизм, как указывал П.К. Анохин, назван акцептором действия.

П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с чем, данный автор выделяет различные структурные элементы деятельности -- умения, навыки, привычки.

Умения -- это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навык -- это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. С физиологической стороны навык означает образование в коре больных полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом.

Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:

двигательные навыки складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе;

умственные навыки складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой и т. Д.

Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде, учении, вносят в деятельность каждого человека определенный ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации (см. схему условия и основные этапы формирования навыка).

Навыки образуются в результате упражнений, т. Е. целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы.

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Показатели сформированности навыка:

1. Действие осуществляется как единый акт. Отсутствуют лишние действия, быстрый темп и высокое качество исполнения;

2. Изменение сенсорного контроля. Если умение контролируется зрением, то навык - кинестетикой (движением) Предложить небольшой иллюстративный опыт: закрыть глаза и на следующей строчке в тетрад и написать своё имя и фамилию;

3. Изменяются приёмы контроля. Если в начале овладения действием человек контролирует правильность выполнения действий, их последовательность, то при сформированности навыка контроль направлен на окружающую обстановку.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным - индукция (перенос), так и отрицательным (интерференция) . Сущность индукции - переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка.

Интерференция навыков -- ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать свое внимание на каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения.

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.

Во всех случаях необходимо осознать схему действия и место в нем каждой операции.

К условиям, обеспечивающим успешное формирование навыков, относится число упражнений, их темп и распределение во времени. Важное значение в сознательном овладении навыками и умениями имеет знание результатов.

Привычки - третий компонент деятельности, непродуктивный. Привычки -- это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

Пути формирования привычек: через подражание; в результате многократного повторения действия; через сознательные целенаправленные усилия, например путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.

В отличие от умений и навыков привычки негибкий элемент деятельности, часто неразумный, который выполняется человеком чисто механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

5. Классификация видов деятельности. Основные виды деятельности

В подходе к классификации видов деятельности Р. С. Немов видит 2 пути:

1. Описание видов деятельности в соответствии с потребностями человека и основными параметрами (сила, количество, качество);

2. Обобщение и выделение основных видов деятельности, свойственных всем людям, в которые неизбежно включен каждый человек в процессе своего индивидуального развития (конспект Немова Р. С. Кн 1 с. 129 - 133)

Приложение

Виды деятельности

Структура деятельности

Компоненты действия

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Идея построения новой психологии на принципах диалектического материализма по мнению отечественного психолога Л.С. Выготского. Естественность предмета психологии. Причины интереса Л.С. Выготского к философии Гегеля. Временные характеристики саморазвития.

    реферат , добавлен 08.03.2015

    История возникновения психологии мышления. Понятие мышления и его виды в современной психологии. Психологические теории мышления в западной и отечественной психологии. Природа человеческого мышления, его понимание и объяснение в различных теориях.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Психология учебной деятельности как научное понятие. Ее общая структура: потребность - задача - мотивы - действия - операции. Основные положения теории учебной деятельности, разрабатываемые в отечественной психологии на базе культурно-исторической теории.

    реферат , добавлен 21.02.2011

    Взгляды на деятельность в школах Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Принципы теории деятельности: предметность, активность, интериоризация, экстериоризация, опосредования. Субъектно-деятельностный подход (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Обзор основных этапов формирования отечественной психологии в трудах Божовича Л.И., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и Узнадзе Д.Н. Рассмотрение теории личности с позиций категориального анализа психологии. Изучение онтологической модели личности.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2011

    Уровни познания и категории психологии. Структура методологического знания. Положения принципа детерминизма. Определение и основные характеристики процесса развития в психологии. Какова роль проблемы соотношения целостного и частного в психологии.

    контрольная работа , добавлен 25.05.2015

    Применение физиологических методов в инженерной психологии. Характеристики физиологических процессов человека. Основные положения теории саморегуляции. Самоконтроль в деятельности оператора. Психофизиологические аспекты проблемы надежности оператора.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2010

    Сравнительная характеристика современной психологии и "старой" философии. Анализ деятельности психологических школ на рубеже XIX-XX вв. Сущность и особенности теории бихевиористов. История возникновения, принципы и задачи гуманистической психологии.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Проблема человека и личности в отечественной психологии. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности. Исследование учения австрийского врача-психиатра З. Фрейда, индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К.Г. Юнга.

    реферат , добавлен 29.06.2010

    Понятие, строение, виды и функции человеческой деятельности, ее связь с психическими процессами. Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Операционно-технические аспекты деятельности.

создана в советской психологии. Значительный вклад в нее внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и многие другие. Основа ее - представления о строении деятельности (-> деятельность: строение), хотя они не исчерпывают теорию полностью.

Одно из существенных отличий теории деятельности от предшествующих концепций - признание неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.

Основные исходные положения, принципы теории деятельности таковы:

1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе, оно должно быть выведено в деятельность субъекта ("размыкание" круга сознания);

2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания: при рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и доведения);

3) деятельность - активный, целенаправленный процесс (принцип активности);

4) действия предметны, они реализуют социальные цели (принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности деятельности).

Разработка теории деятельности началась с анализа деятельности внешней, но затем обратилась к деятельности внутренней. В отношении этих очень важных форм активности выдвигаются два основных тезиса. ; 1. Деятельность внутренняя имеет принципиально то же строение, что и внешняя, и отличается лишь формой протекания. Это значит, что деятельность внутренняя тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет свой операциональный состав. Разница - лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат.

2. Деятельность внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Так что для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется; особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс проходит намного быстрее.

Через понятие деятельности внутренней теория деятельности в значительной мере приблизилась к описанию своими средствами потока сознания - правда, это понятие не охватывает всего содержания потока сознания. Для полного охвата нужно сделать вслед за теорией деятельности еще один шаг - в направлении таких традиционных объектов психологии, как отдельные процессы психические или функции - восприятие, внимание, память и пр. Развитие психологии в рамках подхода деятельностного позволило описать эти понятия в рамках теории деятельности и ее средствами.

Так, для описания восприятия необходимо ввести понятие действия перцептивного, а предварительно следует выяснить, существуют ли цели перцептивные. Они, бесспорно, существуют и появляются, например, в задаче различения двух сходных раздражителей - вкусов, запахов, звуковых тонов и пр. Для решения всех подобных задач и производятся действия перцептивные, кои могут характеризоваться как действия различения, обнаружения, измерения, опознания и пр. Представления о строении деятельности применимы и к анализу всех остальных процессов психических. Теория позволяет по-новому взглянуть на эти классические объекты психологии - они осмысляются как особые формы деятельности.

Теория деятельности

Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование.

Специфика. Опирается на критику бихевиоризма за отказ признавать за человеком ответственность за свое поведение и возможность выбирать между разными формами реагирования. В противоположность этому постулируется, что поведение человека произвольно, целеориентировано и сознательно. Считается, что человек есть активное существо, которое ведет себя целенаправленно и намеренно, которое выбирает из альтернатив, выбирает собственные цели и может на что-то решиться, происходящие на этой основе действия - основательны и рациональны. В силу того, что базой этого подхода выступает операционализм, то критика заключается в отказе в возможности операционально описать экзистенциальные и трансцендентальные компоненты человеческого поведения, а также составляющие бессознательного.

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(А.Н.Леонтьев)

Т. д., рассматривающая личн. в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева.

Предмет рассмотрения в Т. д. - целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, истор., онтогенетич. и функциональном аспектах.

Генетически исходной явл. внеш., предметная, чувственно-практич. деятельность, от которой производны все виды внутр. психической деятельности индивид, сознания. Обе эти формы имеют общественно-истор. происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности явл. предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла.

Действие в Т. д. внутренне связано с личностным смыслом. Психол. слияние в единое действие отд. частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структ. место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции - это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое.

В Т. д. введено понятие "мотива-цели", т. е. осознанного мотива, выступающего в роли "общей цели" и "зоны целей", выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием.

Вместе с рождением действия этой, гл. "единицы" деятельности чел., возникает и основная, обществ, по своей природе "единица" человеч. психики - смысл для чел. того, на что направлена его активность. Генезис, развитие и функционирование сознания производны от того или иного уровня развития форм и функций деятельности. Вместе с изменением строения деятельности чел. меняется и внутр. строение его сознания.

Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают "сдвиг мотива на цель" и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания. Далее предполагается переход к внутр. психическим процессам, появляются внутр. действия, а впоследствии - формирующиеся по общему закону сдвига мотивов внутр. деятельность и внутр. операции. Идеальная по своей форме деятельность принципиально не отделена от внеш., практической, и обе они суть осмысленные и смыслообразующие процессы. Гл. процессами деятельности выступают интериоризация ее формы, приводящая к субъект, образу действительности, и экстеориоризация ее внутр. формы как опредмечивание образа, как его переход в объективна идеальное свойство предмета.

Смысл явл. центр, понятием, при помощи которого объясняется ситуативное развитие мотивации и дается психол. интерпретация процессов смыслообразования и регуляции деятельности.

Личность в Т. д. - это внутр. момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психол. новообразование, которое формируется в жизн. отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Личн. впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личн. он становится лишь в качестве субъекта обществ, отношений.

Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-истор. и онтогенетич. развития чел. Обществ, отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархич. отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личн. Последняя рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность.

Становление личн. - это становление личност. смыслов. Психологию личн. венчает проблема самосознания, поскольку главное - это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность - это то, что чел. создает из себя, утверждая свою человеч. жизнь. В Т. д. предлагается использовать следующие основания при создании типологии личн.: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

На каждой возрастной ступени развития личности в Т. д. более представлен какой-либо определ. вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личн. Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.

На основе Т. д. разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личн., детской и возрастной психологии, патопсихологии личн. и др.

2.4. Психологическая теория деятельности

Основные понятия и принципы . Психологическая теория деятельности была создана в советской психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет. Она всесторонне раскрыта в работах отечественных психологов – Л.С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и многих др. Психологическая теория деятельности начала разрабатываться в 1920 – начале 1930-х гг. К этому времени психология сознания уже отошла на второй план и в расцвете находились новые зарубежные теории – бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и ряд других. Таким образом, советские психологи уже могли учесть позитивные стороны и недостатки каждой из этих теорий.

Но главное состояло в том, что авторы теории деятельности взяли на вооружение философию диалектического материализма – теорию К. Маркса, и прежде всего ее главный для психологии тезис о том, что не сознание человека определяет его бытие и деятельность, а наоборот, бытие и деятельность определяют сознание. Этот общий философский тезис нашел в теории деятельности конкретно-психологическую разработку.

Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева, в частности в его последней книге «Деятельность. Сознание. Личность». Мы будем придерживаться в основном его варианта этой теории.

Представления о строении, или макроструктуре, деятельности хотя и не исчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз:

Уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности) (подробно об этом см. с. 79);

Уровень действий;

Уровень операций;

Уровень психофизиологических функций.

Операционально -технические аспекты деятельности . Действие – основная единица анализа деятельности. По определению действие – это процесс, направленный на реализацию цели деятельности. Таким образом, в определение действия входит еще одно понятие, которое необходимо определить, – цель.

Что же такое цель? Это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Отметим, что здесь имеется в виду сознательный образ результата: последний удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет смысла: цель всегда сознательна. Можно ли что-то делать, не представляя себе конечного результата? Конечно, можно. Например, бесцельно бродя по улицам, человек может оказаться в незнакомой части города. Он не отдает себе отчета в том, как и куда попал, а это означает, что в его представлении не было конечного пункта движения, т. е. цели. Однако бесцельная активность человека скорее артефакт его жизнедеятельности, чем типичное ее явление.

Характеризуя понятие «действие», можно выделить следующие четыре момента.

1. Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а раскрывается в действии.

2. Действие – это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, рассматривая в качестве объекта изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

Итак, первые два момента состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа – действии.

3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Эти два принципа различаются тем, где в соответствии с каждым из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект). Для Дж. Уотсона главным было понятие реакции. Реакция (от лат. re… – против + actio – действие) – это ответное действие. Активное, инициирующее начало здесь принадлежит стимулу. Уотсон считал, что через систему реакций можно описать все поведение человека, однако факты свидетельствовали о том, что многие поведенческие акты, или действия, невозможно объяснить исходя лишь из анализа внешних условий (стимулов). Для человека слишком типичны действия, которые подчиняются не логике внешних воздействий, а логике его внутренней цели. Это не столько реакции на внешние стимулы, сколько акции, направленные на достижение цели с учетом внешних условий. Здесь уместно вспомнить слова К. Маркса о том, что для человека цель как закон определяет способ и характер его действий. Итак, через понятие действия, предполагающее активное начало в субъекте (в форме цели), психологическая теория деятельности утверждает принцип активности.

4. Понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир. Представляемый результат (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др.

Таким образом, понятие действия дает возможность подойти с научным анализом к жизни человека именно со стороны ее человеческой специфики. Такую возможность не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденной, из которого исходил Дж. Уотсон. Человек через призму системы

Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо.

В понятии действия отражены основные исходные положения, или принципы, теории деятельности, суть которых состоит в следующем:

1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания);

2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения);

3) деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности);

4) действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Следующим, нижележащим уровнем по отношению к действию являются операции. Операцией называется способ выполнения действия. Несколько простых примеров помогут проиллюстрировать это понятие.

1. Перемножить два двузначных числа можно и в уме, и письменно, решая пример «в столбик». Это два разных способа выполнения одного и того же арифметического действия, или две разные операции.

2. «Женский» способ вдевания нитки в иголку состоит в том, что нитка вдвигается в ушко иголки, мужчины же ушко надвигают на нитку. Эта тоже разные операции, в данном случае двигательные.

3. Чтобы найти определенное место в книге, обычно пользуются закладкой. Но, если закладка выпала, приходится прибегнуть к другому способу отыскания нужного абзаца: либо попытаться вспомнить номер страницы, либо, перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т. п. Налицо опять несколько разных способов достижения одной и той же цели.

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операции. Характер выполняемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

Говоря о психологической характеристике операций, следует отметить, что главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или не осознаются совсем. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за их протеканием. По существу уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Характеристики последних – это одновременно и характеристики операции.

Итак, согласно теории деятельности:

1) операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие – из действий путем их автоматизации;

2) операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания и легко могут стать актуально сознаваемыми;

3) всякое сложное действие состоит из действий и операций.

Последний, самый низкий уровень в структуре деятельности составляют психофизиологические функции. Говоря о том, что субъект осуществляет деятельность, нельзя забывать, что этот субъект одновременно представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом и т. п.

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относится ряд способностей организма человека: способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др.

Соответственно говорят о сенсорной, мнемической и моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна, однако, несмотря на это, последние выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера. Они достаются субъекту деятельности от природы; он ничего не должен делать, чтобы их иметь, и находит их в себе готовыми к использованию.

Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности. Можно сказать, что психофизиологические функции являются органическим фундаментом процессов деятельности. Без опоры на них невозможно было бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

Заканчивая характеристику трех основных уровней в структуре деятельности – действий, операций и психофизиологических функций, отметим, что с этими уровнями связано обсуждение преимущественно операционально-технических аспектов деятельности.

Мотивационно-личностные аспекты деятельности. Потребность – это исходная форма активности живых организмов. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности, связанные с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Именно эти состояния объективной нужды организма в чем-то лежащем вне его составляют необходимое условие его нормального функционирования и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п. Когда речь заходит о потребностях, с которыми человек рождается (и не только человек, но и высшие животные), то к этому списку элементарных биологических потребностей нужно добавить по крайней мере еще две: социальную потребность (потребность в контактах) с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность во внешних впечатлениях (познавательную потребность).

Предмет потребности часто определяется как мотив. Не следует понимать определение мотива как предмета потребности слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать. Предмет может быть идеальным, например нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т. п.

Множество, или «гнездо», действий, которые собираются вокруг одного предмета, – типичный признак мотива. Согласно еще одному определению мотив – это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, производит много разных действий. Эта совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее – особенной деятельностью или особенным видом деятельности.

В качестве примеров особенных видов деятельности обычно приводят игровую, учебную, трудовую деятельность. Слово «деятельность» закрепилось за этими формами активности даже в обыденной речи. Однако то же понятие можно применить к массе других активностей человека, например к заботе о воспитании ребенка, увлечению спортом или решению крупной научной проблемы.

Уровень деятельностей четко отделяется от уровня действий, поскольку один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Однако одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.

Действия конкретного субъекта обычно побуждаются сразу несколькими мотивами. Полимотивированность человеческих действий – типичное явление. Например, человек может хорошо работать ради высокого качества результата, но попутно удовлетворяет и другие свои мотивы – социального признания, материального вознаграждения и др. По своей роли, или функции, не все мотивы, «сходящиеся» на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим, второстепенные – мотивами-стимулами: они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.

Переходя к проблеме соотношения мотивов и сознания, отметим, что мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить на два класса: осознаваемые и неосознаваемые. Примерами осознаваемых мотивов могут служить значимые жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. Класс неосознаваемых мотивов существенно больше, и до достижения человеком определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.

Работа по осознанию собственных мотивов чрезвычайно важна, но и одновременно очень трудна. Она требует не только большого интеллектуального и жизненного опыта, но и большого мужества. По сути, это специальная деятельность, которая имеет свой мотив – мотив самопознания и нравственного самоусовершенствования.

Неосознаваемые мотивы, как и сознаваемые, проявляются в сознании, но в особых формах. Таких форм по крайней мере две: эмоции и личностные смыслы.

Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это «что-то» затрагивает его мотивы.

В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно – отрицательные.

Эмоции – очень важный показатель, служащий ключом к разгадке человеческих мотивов (если последние не осознаются). Нужно только подметить, по какому поводу возникло переживание и какого оно было свойства. Бывает, например, что человек, совершивший альтруистический поступок, испытывает чувство неудовлетворенности. Ему недостаточно того, что он помог другому, поскольку его поступок еще не получил ожидаемого признания со стороны окружающих и это его разочаровало. Именно чувство разочарования подсказывает истинный и, по-видимому, главный мотив, которым он руководствовался.

Другая форма проявления мотивов в сознании – личностный смысл. Это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Здесь важно подчеркнуть, что в смыслообразующей функции выступает лишь ведущий мотив. Второстепенные мотивы (мотивы-стимулы) играют роль дополнительных побудителей, они порождают только эмоции, но не смыслы.

Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на переходных процессах, когда нейтральный до определенного момента объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный. Например, скучные географические сведения становятся важными и значимыми, если вы планируете поход и выбираете для него маршрут. Дисциплина в группе начинает гораздо больше волновать вас, если вы назначаетесь старостой.

Связь мотивов и личности . Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Если сравнить мотивационную сферу человека со зданием, то у разных людей это здание будет иметь разную форму. В одних случаях оно будет подобно пирамиде с одной вершиной – одним ведущим мотивом, в других случаях вершин (т. е. смыслообразующих мотивов) может быть несколько. Все здание может покоиться на небольшом основании – узкоэгоистическом мотиве – или опираться на широкий фундамент общественно значимых мотивов, которые включают в круг жизнедеятельности человека судьбы многих людей и различные события. В зависимости от силы ведущего мотива здание может быть высоким и низким и т. д. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности.

Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются человеком в полной мере. Они проясняются в ситуациях конфликта мотивов. Не так уж редко жизнь сталкивает разные мотивы, требуя от человека сделать выбор в пользу одного из них: материальная выгода или интересы дела, самосохранение или честь.

Развитие мотивов . При анализе деятельности единственный путь – от потребности к мотиву, а затем – к цели и действию [П – М-Ц – Д (потребность – мотив – цель – деятельность)]. В реальной же деятельности постоянно происходит обратный процесс: в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности [Д – М-П (деятельность – мотив – потребность)]. Иначе и не может быть: например, ребенок рождается с ограниченным кругом потребностей, в основном биологических.

В теории деятельности намечен один механизм образования мотивов, который получил название «механизм сдвига мотива на цель» (другой вариант – «механизм превращения цели в мотив»). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом.

Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти только при накоплении положительных эмоций: хорошо известно, что одними наказаниями и принуждением любовь или интерес к делу привить невозможно. Предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень сильном желании. Он должен пройти длительный период аккумуляции положительных эмоций. Последние выступают в роли своеобразных мостиков, которые связывают данный предмет с системой существующих мотивов до тех пор, пока новый мотив не войдет в эту систему на правах одного из них. Примером может послужить такая ситуация. Ученик начинает охотно заниматься каким-нибудь предметом потому, что ему доставляет удовольствие общение с любимым учителем. Но со временем оказывается, что интерес к данному предмету углубился, и теперь школьник продолжает заниматься им уже ради него самого и, может быть, даже выбирает его в качестве своей будущей специальности.

Внутренняя деятельность . Разработка теории деятельности началась с анализа внешней, практической деятельности человека. Но затем авторы теории обратились к внутренней деятельности.

Что же такое внутренняя деятельность? Представим себе содержание той внутренней работы, которая называется умственной и которой человек занимается постоянно. Эта работа далеко не всегда представляет собой собственно мыслительный процесс, т. е. решение интеллектуальных или научных задач – часто во время таких размышлений человек воспроизводит (как бы проигрывает) в уме предстоящие действия.

Функция этих действий состоит в том, что внутренние действия подготавливают действия внешние. Они экономизируют усилия человека, давая ему возможность, во-первых, точно и быстро выбрать нужное действие, а во-вторых, избежать грубых, а иногда и роковых ошибок.

В отношении этих чрезвычайно важных форм активности теория деятельности выдвигает два основных тезиса.

1. Подобная активность – это деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания. Иными словами, внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т. е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат.

2. Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации, под которой понимается перенос соответствующих действий в умственный план. Очевидно, что для успешного произведения какого-то действия «в уме» нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур и восприняты их реальные следствия.

Столь же очевидно, что при интериоризации внешняя деятельность, не меняя своего принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельные действия или операции сокращаются, и некоторые из них выпадают вовсе; весь процесс протекает намного быстрее.

Могут ли психические процессы и функции быть описаны понятиями и средствами теории деятельности? Можно ли усмотреть и в них структурные особенности деятельности? Оказывается, можно! Советская психология на протяжении нескольких десятилетий занималась разработкой именно деятельностного подхода к названным процессам.

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

Из книги Психологические типы автора Юнг Карл Густав

3. Психологическая теория типов [Лекция, прочитанная на Конгрессе швейцарских психиатров (Цюрих, 1928) и опубликованная как «Psychologische Typologies («Психологическая типология») в «Seelenprobleme der Gegenwart» (Z?rich, 1931). При подготовке настоящей работы был использован (с изменениями) русский

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

11. Психологическая характеристика типов нервной деятельности Методом условного рефлекса И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Новая психологическая теория и новая точка зрения Эта книга представляет мужчин и мужскую психологию в новом, неожиданном свете. Прослеживая различные сюжеты в мифологии и теологии, я обнаружила в патриархальной культуре явную враждебность по отношению к сыновьям.

Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

2.2. Психологическая система деятельности и стресс Информационный стресс человека-оператора является категорией, характеризующей его деятельность в экстремальных условиях. Но это состояние человека и порождается этой деятельностью. Стресс рассматривается как

Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

§ 6. Употребление орудия как психологическая предпосылка трудовой деятельности Есть, однако, в высшей степени важные черты, которые позволяют отграничить поведение обезьяны от поведения человека и представить в верном свете, как шла линия развития человеческого

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

32. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ И ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение, труд.Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практические результаты,

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Глава 8. Психологическая характеристика профессиональной помогающей деятельности В цивилизованных обществах, отличающихся высокой степенью разделения труда, существуют независимо от характерных особенностей, способов и средств службы, специально направленные на

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

Глава 7 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-СЛЕДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В настоящей главе будут рассмотрены психологические особенности оперативно-розыскной и следственной деятельности, связанные с раскрытием преступлений, с установлением виновных и

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

2.3. Деятельность. Структура деятельности. Виды деятельности Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Мотивы и цели

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.