Транспорт кровеносная система российского хозяйства. Транспорт. Транспорт - «кровеносная система экономики. Жизнь дороги в условиях фронта

Разделы: География

Класс: 10

География – удивительная комплексная наука, соединяющая в себе основы многих естественнонаучных, экономических и социальных дисциплин. Школьная география является прекрасным инструментом реализации образовательных, воспитательных, и, что самое, на мой взгляд, главное – развивающих задач.

Принципы построения любого урока географии – строгая научность, фундаментальные знания, составляющие основу мировоззрения (без излишней детализации, перегрузки фактами) и вместе с тем практическая направленность, связь с повседневной реальной жизнью. При подготовке урока стараюсь совместить географическую, культурную, историческую, экономическую и экологическую, а порой и философскую составляющие науки. На данном уроке важно показать значение транспорта в мировой истории, современной экономике и экологии средствами учебного географического материала.

Основные образовательные задачи:

  1. Сформировать у школьников представление о мировой транспортной системе, современных изменениях ее структуры.
  2. Познакомить с особенностями развития транспорта в различных странах и регионах мира.
  3. Осознать значение транспорта для экономики, социального развития и экологии.

Урок построен как слайд-шоу. В нём совмещены уроки вводного повторения и презентации темы. Он состоит из 4-х этапов:

  1. Организационно-мотивационный.
  2. Актуализация полученных в курсе географии 9 класса знаний по теме “Транспорт”.
  3. Изучение нового материала с поэтапной проверкой понимания изученного.
  4. Закрепление знаний и применение изученного материала (в виде групповой работы). Рефлексия. Коррекция.
  5. Подведение итогов учебного занятия.

На организационно-мотивационном этапе тему и предмет изучения дети формулируют самостоятельно. Работа на этом этапе проводится в форме беседы.

Этап изучения нового материала с поэтапной проверкой понимания изученного занимает большую часть урока. Изучение нового материала организовано в форме:

  1. Индивидуальной работы с картой, статистическими материалами.
  2. Фронтальной беседы с опорой на слайды.

Важным моментом урока является этап закрепления и применения изученного, во время которого учащиеся за несколько минут совместно решают практические задачи, предлагают меры по решению экологических и других проблем, создаваемых транспортом, представляют свой предложения. Дети показывают умение работать в группе, распределять роли (юрист, экономист, социолог, инженер, представитель городской администрации).

В воспитательном плане наиболее сильная часть этого этапа – обсуждение последствий деятельности транспорта и выработка рекомендаций для их уменьшения.

В течение всего времени учащиеся могут заполнять инструктивную карточку, где к концу урока будет собрана самая необходимая информация по теме (структурная схема, определения, круговые диаграммы, практические задачи и их решение, предлагаемые меры воздействия, итоги в виде текста с заполненными пропусками). Это и важный элемент работы (особенно для детей с кинестетическими особенностями памяти), и конспект темы у каждого на руках по завершении урока.

В качестве основного средства обучения на уроке используется компьютер, мультимедиапроектор и экран, которые дают возможность иначе, чем в учебниках и других пособиях структуировать материал содержания исходя из поставленных учителем целей и особенностей учащихся. Визуальный материал отчасти взят как из конструктора из уже существующих по всем параллелям электронных учебников, а отчасти сканирован самостоятельно и оформлен как Power Point презентация. В случае необходимости статистический материал (использовано пособие В.П.Максаковского “Географическая картина мира”) может быть обновлён из Интернета и других источников.

План-конспект урока “Кровеносная система экономики”
(ФОПД – слайд-шоу)

Конспект урока № слайдов
Учитель не называет с первой же минуты тему урока, а учащиеся, видя на первом слайде заголовок “Вечная проблема человечества”, проявляют заинтересованность, о чем пойдет речь на уроке. 1
На слайде – политическая карта мира с вопросом “Что это?” Учитель с помощью несложных описаний подводит учащихся к самостоятельной формулировке темы урока. Например: “Эта сфера деятельности человечества (отрасль экономики) имеет многовековую историю, но значительно видоизменилась в XX веке и продолжает совершенствоваться. При ее описании можно пользоваться категориями “пространство” и “время”, она позволяет многое экономить и одновременно приводит к большим расходам, мы пользуемся продукцией этой отрасли ежедневно и от того, как она работает зависит для нас очень многое, в том числе порой жизнь и здоровье. То есть проблема эта и решается и усложняется одновременно”. Если догадаться сразу не удается, можно упростить формулировки и сказать, что это помогало при географических открытиях, освоении пространств планеты, а сейчас благодаря совершенным его видам делает нашу Землю маленькой и доступной. 2
На следующем слайде появляется наконец заглавие “Транспорт” и несколько иллюстраций наиболее старых его видов – гужевого и парусных судов. На этом этапе можно актуализировать знания о географах и путешественниках. 3
На слайде – незаполненная схема классификации транспорта, а учащиеся называют основные его виды, группируя их в три колонки. 4
Проверить правильность воспроизведения полученных еще в 9 классе знаний о классификации видов транспорта можно по заполненной уже схеме. Транспорт – сухопутный (автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, электронный), водный (речной, морской), воздушный. 5
На слайде с заголовком “Транспортная система” три изображения – самолет в небе, железнодорожное полотно и общий вид аэропорта и при этом нет никаких пояснений, а учащиеся формулируют понятие, исходя из зрительных образов. “Транспортная система-это совокупность транспортных средств, транспортных путей и транспортных предприятий”. 6
На слайде с картинкой, изображающей автомагистраль и с вопросом “Что такое транспорт?” определение транспорта не появится до тех пор, пока ученики не сформулируют его самостоятельно.

“ТРАНСПОРТ - ведущая отрасль материального производства и инфраструктуры, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров в пространстве, обеспечивает географическое разделение труда”.

7
“Географические различия в мировой транспортной системе”. Анализ учащимися карты из школьного атласа. Карта продублирована на слайде. Обсуждение. Выводы. * 8
“Влияние НТР на развитие транспорта” Несколько изображений (сверхзвуковой авиалайнер, огромный пассажирский круизный корабль “Freedom Ship” длиной в 1,2 км и суда на воздушной подушке и магнитной подвеске) позволяют ученикам самим сообразить, что эти изменения – увеличение скорости, грузоподъемности и появление принципиально новых современных видов транспорта. 13
“Как измерить работу транспорта”
  • ГРУЗООБОРОТ - экономический показатель работы транспорта, измеряемый в тонно-километрах (т-км), и представляет собой произведение количества груза (т) на расстояние перевозки (км).
  • На пассажирском транспорте применяются соответствующие показатели - ПАССАЖИРООБОРОТ, измеряемый в первом случаев пассажиро-километрах (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки), во втором - в числе пассажиров за какой-либо период.

Работу с воспроизведением этих уже знакомых учащимся из курса 9 класса экономических показателей можно проводить по разному в зависимости от наличия времени.

14
“Доля различных видов транспорта в мировом грузообороте и пассажирообороте”. Круговые диаграммы мирового грузооборота и пассажирооборота можно дать проанализировать с подробным объяснением, а можно дать составить самостоятельно по статистическим данным.

Грузооборот: морской – 61%, железнодорожный – 14%, трубопроводный – 12%, автомобильный – 10%, внутренний водный – 3%.

Пассажирооборот: воздушный – 80%, железнодорожный – 10%, автомобильный – 9%, речной и морской – 1%.

15, 16
Далее оценивая работу транспорта, учитываем одновременно несколько показателей, таких как скорость, единичная грузоподъемность, грузооборот, пассажирооборот и зависимость от погоды. Виды транспорта с минимальными и максимальными показателями заносим в таблицу и на экране и в инструктивных карточках учащихся.** 17, 24
Следующий этап урока – групповая форма работы. На основании уже имеющихся знаний о видах транспорта, их достоинствах и недостатках учащиеся решают очень близкие к реальной жизни практические задания.

Выполните задания по группам: (например)

– Большую массу груза (50 т цитрусовых из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора.

– Пассажиры (семья из 4 человек – 2 взрослых и 2 детей) собираются из Москвы в Петербург. Какой наиболее удобный вид транспорта вы выберете – воздушный или железнодорожный, потому что своего автомобиля у них нет. Объясните свой выбор.

При наличии времени можно дать задание для продвинутых групп – придумать аналогичные задачи для другого класса.

25
“Транспорт и экология”. Визуальный ряд – загрязнение транспортом водного, воздушного бассейна, пробки на дорогах, велосипеды в городе и др. Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, говорят о важности проблемы. 26
Чтобы учащиеся почувствовали себя уверенными в освоении данной темы, а также для формирования гражданской и нравственной жизненной позиции (немаловажная воспитательная задача), дадим им возможность реально поучаствовать в практической жизни и в решении актуальной проблемы.

Предложите меры по решению экологических проблем (групповая работа)

  • для государственной Думы (юридические)
  • для конструкторского бюро (технические)
  • для правительства города Москвы (организация городского хозяйства)
27
Итоги подводят учитель и учащиеся совместно (возможно использование спроецированного на экране текста с пропусками)

Транспорт. Углубление научно-технического прогресса внесло свои коррективы и в разделение труда между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных изменений на транспорте в конце XX в. можно свести к следующему:

1) произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых шоссейных дорог (в том числе в слаборазвитых странах), нефте– и газопроводов, железных магистралей;

2) еще более упрочилось первое место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет “автомобилизации” стран “новой индустриализации”, Китая, Индии, стран СНГ и др.;

3) повышенной динамикой отличалось развитие трубопроводного транспорта, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европы, России и странах СНГ (отчасти это обстоятельство не дает оснований говорить о продолжающемся упрочении позиций морского транспорта в мировом грузообороте). Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн. км, причем лидируют здесь США, а последующие места занимают Россия и Канада);

4) возросла роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, “новые индустриальные” страны.

28
* Примечание . Рассмотрение и анализ карты полезно дополнить статистическими материалами о длине и густоте железных и автомобильных дорог, количественных характеристиках разных видов транспорта, тоннаже морского флота, крупнейших портов и др. При недостатке данной статистики в школьном учебнике можно воспользоваться пособием В.П.Максаковского “Географическая картина мира” и отразить ее на слайдах. 9, 10, 11, 12, 13 (эти слайды в случае нехватки времени можно скрыть)
** Примечание . При наличии времени можно предложить учащимся охарактеризовать (фронтальная работа) каждый из видов транспорта по отдельности по следующему плану:

– скорость
– грузоподъемность
– зависимость от погодных и климатических условий
– себестоимость
– экологичность
– маневренность
– универсальность к перевозке грузов.

18, 19, 20, 21, 22, 23 (эти слайды в случае нехватки времени можно скрыть)

















Как совершенствуется транспорт сегодня?


Как измерить работу транспорта? ГРУЗООБОРОТ экономический показатель работы транспорта, измеряемый в тонно- километрах (т-км), и представляет собой произведение количества груза (т) на расстояние перевозки (км). На пассажирском транспорте применяются соответствующие показатели ПАССАЖИРООБОРОТ, измеряемый в первом случаев пассажиро-километрах (произведение числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки), во втором в числе пассажиров за какой-либо период.




















Оцениваем работу транспорта, подводим итоги скорость грузоподъемность (единичная) грузооборот пассажирооборот зависимость от погоды и сезонность min min max max км/ч реч. и мор. авиа. тавто.мор. т/км труб. пасс/км авто. зависит от погоды труб. реч. и мор.


Выполните задания по группам: Большую массу груза (50 т цитрусовых из Абхазии) необходимо быстро и с минимальными потерями довезти до Москвы. При этом стоимость груза не должна сильно увеличиться. Какой вид транспорта вы выбираете (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)? Дайте обоснование своего выбора. Пассажиры (семья из 4 человек – 2 взрослых и 2 детей) собираются из Москвы в Петербург. Какой наиболее удобный вид транспорта вы выберете – воздушный или железнодорожный, потому что своего автомобиля у них нет. Объясните свой выбор.


Итоги Транспорт. Углубление научно-технического прогресса внесло свои коррективы и в разделение труда между различными видами транспорта. Суть основных внутриотраслевых и территориальных изменений на транспорте в конце XX в. можно свести к следующему: 1) произошло существенное удлинение транспортной системы мира (без морских трасс) за счет сооружения новых шоссейных дорог (в том числе в слаборазвитых странах), нефте- и газопроводов, железнодорожных магистралей; 2) еще более упрочилось первое место автомобильного транспорта в мировом пассажирообороте, главным образом за счет «автомобилизации» стран «новой индустриализации», Китая, Индии, стран СНГ и др.; 3) повышенной динамикой отличалось развитие трубопроводного транспорта, особенно в нефтегазодобывающих странах Ближнего Востока, Западной Европы, России и странах СНГ (отчасти это обстоятельство не дает оснований говорить о продолжающемся упрочении позиций морского транспорта в мировом грузообороте). Общая длина трубопроводов в мире уже превысила 1,5 млн. км, причем лидируют здесь США, а последующие места занимают Россия и Канада); 4) возросла роль в мировом грузообороте таких стран, как Китай, Индия, «новые индустриальные» страны.

1. Введение ……………………………………………………………..стр. 2
2. Сухопутный транспорт…………………………………………….стр. 5
а) Мировой автомобильный транспорт………………………….....стр. 6
б) Мировой железнодорожный транспорт…………………………стр. 8
в) Трубопроводный транспорт……………………………………...стр. 11
4. Морской транспорт………………………………………………..стр. 12
а) Морские порты мира……………………………………………...стр. 15
5. Внутреннийводный транспорт………………………………….стр. 17
6. Воздушный транспорт…………………………………………….стр. 17
7. Транспорт и окружающая среда…………………………………стр. 18
8. Исторический пример роли транспорта в дни ВОВ………….стр. 20
9. Заключение…………………………………………………………стр. 22
10. Приложение……………………………………………………….стр. 24
11. Список, используемой литературы............................................стр. 30Введение

Миллионы километров железных дорог, автострад, газо- и нефтепроводов причудливым узором покрыли лик старушки- Земли. Но если сетка морщин на человеческом лице - знак заката жизни, то переплетение транспортных магистралей на лике планеты - свидетельство расцвета цивилизации.
Транспорт- это кровеносная система в сложном организме мировогохозяйства. Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами, в которых происходит обмен грузов между ними. Он составляет материальную основу внутригосударственного и международного разделения труда. Особо важное значение в развитии транспорта имеет для стран, обладающих большими размерами территории. Обширность территории связано с высокимизатратами на транспортное строительство. Транспорт – одна из важнейших отраслей экономики; являясь материальной основой территориального разделения труда, он «цементирует» мировое хозяйство; уровень и характер развития транспорта отдельных стран зависит от множества факторов; уровня развития производительных сил, размеров территории и др.
Транспорт является важным связующим звеном вэкономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация положения в экономике, ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса.
Научно – техническая революция коснулась основных видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного, трубопроводного (см.приложение на стр. 24. Таблица 1). Резко увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. В результате этого мир, опоясанный многочисленными транспортными артериями, «сжался», стал доступнее.
НТР оказала большое влияние на «разделение труда» между отдельными видами транспорта. В мировом пассажирообороте внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту,в мировом грузообороте – морскому. Однако между отдельными регионами и странами в этом отношении различия могут быть весьма большими.
Поэтому принято выделять также региональные транспортные системы. Так, региональную транспортную систему со своими характерными чертами представляет собой транспортная система Северной Америки. То же можно сказать и о транспортных системах зарубежной Европы,стран СНГ, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Латинской Америки, Австралии и др.
Транспорт различных стран и регионов мира имеет свои особенности, что связано с размерами и освоенность территории, уровнем развития экономики, степенью включенности международное разделение труда. Так, многим небольшим по площади странам развивать внутренний авиатранспорт не выгодно, поскольку их территорию всчитанные часы можно пересечь на автомобиле. Это нельзя сказать о США, территорию которых с Запада на Восток грузовик преодолевает лишь за 3,5 суток. Еще более протяженны транспортные маршруты в России: поезд Москва – Владивосток пересекает страну за 7 суток. Транспорт промышленно развитых стран имеет сложную структуру и представлен, как правило, всеми видами транспорта....

«Промышленность и транспорт» - Имеются пограничные переходы для автомобильного транспорта. Автомобильный транспорт. Развита рыбная промышленность. Развита сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием. Промышленность. Воздушный и городской транспорт. Также важна роль пассажирских перевозок, как внутрирегиональных, так и внешних. Менее крупные в Рыбачьем и Светлом.

«Транспорт России 9 класс» - Делаем анализ диаграмм: Наиболее густая транспортная сеть сформирована в России … а) на западе б) на севере в) на востоке. Первое место в России по грузообороту занимает ….. транспорт. а) железнодорожный б) трубопроводный в) автомобильный. 9 класс Дырова Л.Б. СОШ № 1 г.Тимашевск 2011 год. Транспортный комплекс России.

«Транспорт мира 10 класс» - Урок географии в 10-ом классе. Влияние НТР на мировую транспортную систему. Транспортная подсистема экономически развитых стран отличается особенно большими размерами. Конец 90-х гг. 61%. автор: Карезина Нина Валентиновна. Длина и густота железных дорог по странам мира. В 1833 г. появилась первая железная дорога во Франции, в 1835 г. - в Германии и Бельгии.

«География транспорта» - Подразделяется на автомобильный железнодорожный и трубопроводный. География транспорта. Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда. Сухопутный Водный Воздушный. Сухопутный транспорт. Сеть регулярных авиалиний опоясывает весь земной шар, протягиваясь на 11,5 млн. км. Водный транспорт. Презентация по географии.

«Транспорт в России» - Наша страна имеет густую речную сеть. Отдыхающие здравниц Кавказа сокращают путь, преодолевая крутые спуски и подъемы. По проводам со скоростью молнии летит электрический ток. Многие реки судоходны. Продолжается электрификация железных дорог. Канатные дороги. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса России.

«Трубопроводный транспорт» - Выполнил ученик 9Б класса Гуршев Олег. Восточная Сибирь – Тихий океан. Трубопроводный транспорт. Нефтепровод. Постройка и установка газопровода. Газопровод в разные времена года.

Всего в теме 13 презентаций

1. Выявите преимущества каждого вида транспорта.

Авиационный и электронный транс-порт — самые быстрые; морской и трубо-проводный имеют самую низкую себесто-имость. У речного транспорта достаточно низкая себестоимость, кроме того, для не-го не надо прокладывать специальных пу-тей, поэтому он имеет очень важное значе-ние в Сибири и на Дальнем Востоке, где транспортная сеть пока очень плохо развита. Автомобильный транспорт наибо-лее маневренный, поэтому имеет макси-мальный пассажирооборот. Железнодо-рожный транспорт обеспечивает около 10% грузооборота.

Железнодорожный транспорт, не выделяясь среди других видов транспорта, отличается лучшей комбинацией заданных и таблице параметров: большой скоростью, надежностью, ритмичностью, мало зависит от погодных условий. Он способен перевозить все виды грузов быстро с относительно низкой себестоимостью.

У морского транспорта, кроме низкой себестоимости (вдвое ниже, чем у желез-нодорожного, и в 20 раз ниже, чем у автомобильного), важно подчеркнуть еще один момент — огромную протяженность морских границ. В России они составляют более 44 тыс. км, что в три раза больше, чем сухопутных. На его долю приходится более 90% грузооборота в международном сообщении. Кроме того, у морского транс-порта самая большая единичная грузо-подъемность и неограниченная пропуск-ная способность морских путей.

2. Какие грузы (массовые виды, громоздкие, цен-ные, скоропортящиеся, срочные) какими видами транспорта предпочтительно перевозить?

Массовые и громоздкие грузы на боль-шие расстояния выгодно перевозить же-лезнодорожным транспортом. Ценные, скоропортящиеся и срочные — автомо-бильным и авиационным.

3. Как вы объясните употребляемое образное выражение, что транспорт — это «кровеносная сис-тема» хозяйства страны?

Как кровеносные сосуды доставляют к каждой клеточке организма кислород и питательные вещества, так и транспорт — по путям сообщения (дорогам, трубопро-водам, авиационным коридорам) достав-ляет в разные уголки страны продукты питания, товары первой необходимости и другие грузы. Это особенно важно при современном крупномасштабном разделении труда. Сейчас практически не оста-лось районов, ведущих натуральное хо-зяйство, поэтому сбои транспортной сис-темы аналогичны перерывам в подаче крови в организме.

В управлении страной ведущую роль сейчас приобрел электронный транспорт.

4. Что нового привнес в развитие транспортных средств XX в.? Какие виды транспорта играли ве-дущую роль в разные периоды экономического развития страны?

Фактически в XX в. картина транспор-та кардинально изменилась. Еще в XIX в. основную роль играл гужевой, морской и речной транспорт, железнодорожный только начал появляться.

Первый паровой локомотив появился в Англии в 1801 г., а первая железнодорож-ная линия между Стоктоном и Дарлингто-ном была построена в 1820-х гг.

В России первый паровоз был изготовлен Е. А. и М. Е. Черепановыми на заводе в Нижнем Тагиле (1832-1834). Паровоз развивал скорость до 15 км/ч и работал на шахте как вывозной локомотив. В 1912 г. на Луганском заводе был построен паровоз серии «Э» мощностью 1000 лошади-ных сил и максимальной скоростью 50 км/ч для грузовых перевозок. Этот паровоз для своего времени был лучшим в мире по экономному расходованию топли-ва и простоте обслуживания.

Изобретенные в XIX в. виды связи по-лучили в XX в. большое развитие и новые формы. Хотя основы телеграфной связи были заложены в 1832-1844 гг. работа-ми П. Л. Шиллинга, Б. С. Якоби (Россия), С. Морзе, массовым этот вид связи стал только в середине XX в. Кроме того, были изобретены новые его виды — факси-мильная и электронная связь. В послед-ние годы удивительный прогресс достиг-нут в беспроводных средствах связи. Изо-бретенный в 1876 г. профессором физио-логии речи А. Беллом телефон сейчас стал необходим каждому человеку и посред-ством спутниковой связи позволяет мо-ментально соединять людей в противопо-ложных концах планеты.

В начале XX в. в Германии в городе Вуппертале была построена первая моно-рельсовая дорога с электрической тягой, которая показала, что ее эксплуатация об-ходится дешевле трамвая на 20%.

Сейчас во многих странах имеются ко-роткие участки монорельсового транспор-та.

5. Используя карту «Транспорт России», выясни-те, чем отличается рисунок транспортной сети за-падных и восточных регионов страны, северных районов Европейской России и остальной ее терри-тории .

В целом на территории России преоблада-ет широтное направление сухопутного транспорта и меридиональное — речного. Для крупных городов европейской части страны характерна радиальная структу-ра. Между 50 и 60° с. ш. европейской час-ти сеть дорог настолько густа, что напо-минает плотную решетку. На севере и вос-токе страны — это отдельные лучи, и только в южной части Сибири выделяют-ся субширотные Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали.

6. Используя физические карты, сравните условия плавания в морях Северного Ледовитого и Тихого океанов.

На физической карте России обратите внимание на бело-синюю зубчатую ли-нию — это зимняя граница распростране-ния плавучих льдов. Акватории, располо-женные севернее этой линии, в зимнее время скованы льдом, и чем дальше к северу от этой линии, тем продолжительнее период ледостава. Средняя продолжительность ледостава — 7-8 месяцев. Из российских морей Северного Ледовитого и Тихого океанов только юго-западная часть Баренцевого моря (из-за влияния Северо-Атлантического течения) в тече-ние всего года свободна ото льда. Ледо-став — главный осложняющий навига-цию фактор. Однако на Дальнем Востоке морской транспорт имеет исключительно важное значение, как для перевозки гру-зов, так и пассажиров, как для междуна-родных, так и для каботажных перевозок. Доля каботажных перевозок здесь дости-гает 85%.

7. Назовите крупные морские порты страны и по-кажите их на карте. Какие из них имеют наибольшее значение для внешних экономических связей? Материал с сайта

Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет 60,5 тыс. км. На первом месте по грузо-обороту находятся порты Дальневосточно-го бассейна — Владивосток, Находка, Восточный. Они снабжают северо-восток страны промышленными и продовольст-венными товарами, а также осуществля-ют внешнеэкономические связи со страна-ми Азии и Австралией. Главные грузы — каменный уголь, лес, нефть, морепродук-ты, соль.

На втором месте — Балтийский бассейн с портами Выборг, Санкт-Петербург, Ка-лининград, который обеспечивает связь со странами Европы и Америки. Для это-го бассейна характерен большой объем пассажироперевозок. В грузообороте пре-обладают металлы, технические грузы (включая машины и агрегаты), строитель-ные материалы.

Северный бассейн имеет большое значе-ние для освоения районов Крайнего Севе-ра. Крупнейший порт — единственный незамерзающий на Северном Ледовитом океане — Мурманск, через который про-ходят апатиты, руды цветных и черных металлов, рыба, уголь, строительные ма-териалы. Архангельск специализируется на погрузке леса и лесоматериалов.

Через порты Черноморско-Азовского бассейна в основном ведется экспорт неф-ти (Новороссийск, Туапсе).

Каспийский бассейн используется для внутренних перевозок хлеба, леса, металлов, поваренной соли, рыбы, хлопка, строительных материалов (основные порты — Астрахань, Махачкала).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • транспорт сочинение
  • используя физические карты сравните условия
  • сочинение транспорта
  • транспорт-это кровеносная система хозяйства страны
  • что нового привнес в развитие транспортных средств


Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.