Устройство дорожек и площадок конструкции материалы содержание. Строим садовые дорожки и площадки на даче своими руками. Материалы для устройства садовой дорожки

В таких местах, как парки, сады, скверы и просто участки около собственных домов устройство дорожек и площадок является обязательным элементом как декора, так и комфорта. Современная садово-парковая классификация предусматривает наличие нескольких классов парковых дорожек в зависимости от их назначения. При этом каждый класс имеет свои особенности устройства.

На сегодняшний день существует и универсальная технология, позволяющая в общем виде благоустраивать дорожки и площадки любого класса.

Подготовка к укладке

Для начала необходимо определиться с размером дорожки или площадки. Это поможет точно определить, сколько необходимо будет укладочного материала. После чего выравниваем участок, на котором непосредственно будет площадка или дорожка. Сделать это можно с помощью обыкновенного катка, но если грунт совсем плохой – с помощью бульдозера. Затем определяемся с материалом: самым дешевым и быстрым вариантом будет выбор тротуарной плитки. А так как плитка тоже бывает разная, отдайте предпочтение плитке из натурального камня. Ее срок службы для парковых площадок самый продолжительный, тем более такая плитка нескользкая в дождевую погоду и в морозные дни. Теперь подготовьте основу для кладки.

Оптимальный вариант – песок и щебень мелкой фракции. Больше ничего для основы не нужно, если грунт, где будет площадка, нормальный. Однако при проседающем или слишком глинистом грунте лучше всего поверх основы залить поверхность бетонной стяжкой. Это даст возможность в будущем держаться плиткам более надежно и не смещаться.

Вернуться к оглавлению

Разметка территории

Переходите к разметке. Для начала на ватмане начертите план участка с точным указанием всех размеров и четким расположением парковых дорожек и площадок относительно других объектов. После завершения сделайте на участке пометки согласно плану. Здесь вам на помощь придет строительная рулетка, веревка и маленькие колышки. Желательно колышки втыкать в землю как можно устойчивее, так как за 1 день вы никак не закончите работу, а погода может со временем поменяться и разрушить все пометки. После окончания разметки пройдитесь несколько раз по дорожке или площадке, чтобы окончательно убедиться в ее удобстве. Если все вас устраивает, тогда переходите к следующему этапу – подготовке основания. А если вам не совсем комфортно, то пересмотрите план еще раз и по возможности откорректируйте его.

Вернуться к оглавлению

Работа с профилем

Теперь необходимо сделать профиль под площадку. Здесь самым важным моментом является правильный расчет глубины. Идеальная глубина профиля должна составлять 28 см плюс высота плитки. В такой глубине учтены уже песок, щебень и стяжка. Этого расчета будет вполне достаточно, если площадка или дорожка устраивается уже в освоенном парке или саду с готовыми газонами. Когда газон и клумбы только предполагается обустраивать, то профильная глубина составит: 28 см плюс высота плитки и минус толщина газонного дерна.

Обычно толщина дерна составляет примерно 15 см, поэтому глубина профиля будет составлять 13 см + высота укладочной плитки. Учитывайте и то, что при устройстве профиля в процессе выкапывания будет достаточно много грунта, который большинство предпочитают вывозить за пределы участка. Гораздо рациональнее будет его использовать в своих целях: засыпать ямки, сделать клумбу или альпийскую горку, или же использовать в качестве грунта для комнатных растений, если вырытая земля достаточно плодородна. К тому же это позволить вам сэкономить на услугах трактора.

Вернуться к оглавлению

Устройство основания

Виды укладки садовых дорожек. Для различных садовых дорожек может быть различное основание.

При устройстве основания парковых дорожек вы для себя должны четко решить: ограничиться песком и гравием или сделать дополнительно стяжку из бетона. Для этого лучше немного больше потратиться и нанять опытного геодезиста, чтобы он посоветовал вам, как поступить лучше. Но если у вас достаточно средств и времени в запасе, то лучше сделайте дополнительно стяжку: это обеспечит долголетие объекта и защитит дорожку от возможного проседания почвы. Прокладывание основного слоя Итак, приступаем к работе с основанием. Технология работы над основанием заключается в том, что на ровную и сухую (или слегка влажную) землю равномерным слоем укладывается мелкофракционный щебень. Высота основания из щебня должна составлять примерно 15 см.

Поверх щебня засыпается слой сухого песка (10 см). Очень важно, чтобы песок был именно сухой, так как в мокром виде он несколько меняет свою фактуру и не ложится идеально ровно на щебень. Еще лучший вариант, когда между щебнем и песком вы проложите специальное текстильное волокно. Приготовление стяжки На следующий день, когда эти 2 слоя слегка улягутся и уплотнятся друг к другу, засыпьте поверхность тонким слоем сухой стяжки. Или же, как оптимальный вариант, замесите в виде обыкновенного раствора цементную стяжку и нанесите ее около 3 см высотой на песок. Делать это нужно очень аккуратно, используя уровень и натянутую нить, так как образовавшиеся перекосы исправить будет очень тяжело, когда стяжка высохнет. Минимум 2 суток ждите высыхания стяжки.

В первую очередь устройство садовых дорожек должно включать в себя план с нанесением на него всех имеющихся строений. Они чертятся на плане в масштабе. Также план должен содержать расположение существующих на участке деревьев. Продумайте стилистическое направление сада: внешний вид дорожек и материалы, из которых они выполнены, должны гармонировать с общей концепцией. Определитесь с проходимостью участка и на основании этого выбирайте ширину дорожек. к площадке для барбекю, плавательному бассейну или площадки для детей должны быть такой ширины, чтобы на них свободно проходили два человека. Ширина этих дорожек колеблется в пределах 100 – 130 см. Дорожка же, ведущая к беседке, находящейся в уединенном месте сада, будет шириной 50-70 см. После определения параметров дорожек (ширина, длина, конфигурация) приступайте к выбору материала для мощения.

Предназначение садовых дорожек зависит от нагрузок, которые будут производить воздействие на покрытие.

Вернуться к оглавлению

Подбор материала для дорожек

Можно выполнять из самых разнообразных материалов: мелкой гальки, гравия, искусственного или натурального камня, клинкерной плитки, дерева. Естественно, что плитки из камня на искусственной основе, дерева или гравия стоят намного дешевле, чем из натурального камня. Но не следует подходить к выбору материала для исходя только из его цены.

Предназначение дорожек зависит от нагрузок, которые будут производить воздействие на покрытие. В случае, когда садовые дорожки предназначены только для пешеходного движения, для устройства их может послужить любой материал – щебень или же бетонная тротуарная плитка. Если же на поверхность будет воздействовать вес больше, чем одного человека (к примеру, автомобильные дорожки), то наилучшим решением будет устройство таких асфальта или брусчатки.

Подбирая материал для дорожек, необходимо обращать особое внимание на прочность и толщину материала.

Подбирая материал для дорожек, необходимо обращать особое внимание на прочность и толщину материала. Например, дорожа из бетона должна отвечать следующим требованиям:

  • пешеходные дорожки должны быть выполнены слоем бетона толщиной не менее 50 мм;
  • дорожки, по которым будет происходить передвижение, например, ручных тачек, должны быть толщиной бетона не менее 7,5-8,0 см.

Вернуться к оглавлению

Подбор технологии устройства дорожек

Технология устройства садовых дорожек делится на четыре типа:

  • мягкие;
  • жесткие;
  • специальные;
  • комбинированные.

Мягкие дорожки - дорожки, которые имеют покрытие из гравия, отсева, щебня, а также древесной коры.

Мягкие дорожки – дорожки, которые имеют покрытие из гравия, отсева, щебня, а также древесной коры.

Жесткие дорожки – дорожки, устройство которых выполняется из отдельных элементов, например из тротуарной плитки, монолитного бетона или камня.

Специальные – дорожки, имеющие покрытие из бетона декоративного типа.

Комбинированные – дорожки, устройство которых включают в себя тротуарную плитку и сыпучие материалы.

Вернуться к оглавлению

Преимущества и недостатки различных материалов для устройства садовых дорожек

Натуральный камень (мрамор, гранит, базальт, песчаник, известняк).

Преимущества:

  • долговечность натурального камня (более 250 лет);
  • разнообразие форм и фактур, позволяющее применение в огромных садах и на участках небольшой площади.

Недостатки:

  • стоимость в сравнении с другими материалами;
  • небезопасность передвижения.

Примечание: для устройства садовых дорожек такого типа специалисты советуют использовать электроподогрев.

Искусственный материал (тротуарная плитка, асфальт, бутовый камень, покрытия из бетона).

Преимущества:

Недостатки:

  • низкое качество изготовления таких материалов значительно уменьшает срок службы;
  • при межсезонном движении грунтов возможно растрескивание поверхности покрытия (асфальтное покрытие, монолитный бетон);
  • тротуарная плитка может дать осадку, что сделает дорожку неудобной для передвижения и потребует ее ремонта.

Сыпучие материалы (гравий, щебень, отсев, галька, песок).

Преимущества:

  • низкая цена;
  • малая трудоемкость при установке;
  • не требуется создание уклона.

Недостатки:

  • трудность уборки;
  • необходимость .

Прежде всего следует хорошо продумать дизайн своего сада. Если сад исполнен в японском или китайском стиле, без плитки из натуральных материалов вам не обойтись. Такие сады часто имеют и поэтому большого количества материала из натурального камня вам не понадобится.

Если же вы отдаете предпочтение стилю французских аптекарских садов или английскому стилю, то мощение дорожек тротуарной плиткой на искусственной основе будет наиболее правильным решением.

При подборе материала, из которого будет производиться устройство дорожек для сада, следует задумываться не только о цене материала, но и о затратах на работы подготовительного периода и работы по непосредственной укладке.

Грунт - основание для дорожек и в зависимости от характеристик почвы определяются все дальнейшие работы по устройству.

Вернуться к оглавлению

Планирование территории

Технология планирования включает в себя два этапа: разметку территории участка и земляные работы. Для разметки участка необходимо вынести реперы (отметки), которые определят контуры садовых дорожек, ям для посадки деревьев, площадок и рельеф территории. Реперы выставляются согласно проекту. Все отметки должны быть привязаны к границам участка, постройкам и деревьям. В качестве реперов можно использовать колышки из дерева или небольшие куски арматуры. В зависимости от отметок разбивается рельеф участка. Разбивку такого плана можно выполнить при помощи теодолита или нивелира. После разметки всего участка следует нанести контуры площадок и дорожек. Для этого вдоль контуров посыпается песок. Увидев реальные формы дорожек, их легко откорректировать. Далее следуют земляные работы или «землянка».

Вернуться к оглавлению

Выполнение земляных работ

В первую очередь следует выявить уровень грунтовых вод и грунтовый состав. Грунт – основание для дорожек и в зависимости от характеристик почвы определяются все дальнейшие работы по устройству.

Наиболее оптимальным основанием принято считать песчаные грунты, которые состоят из песка средней и крупной фракции. Грунты такого плана бывают вблизи рек и на намывных участках. Для устройства потребуется лишь снять небольшой слой песка, не забывая учитывать то, что дорожка должна располагаться на 2-3 сантиметра выше уровня земли.

Все остальные грунты требуют выполнения так называемого «корыта» для создания добротного основания. Выемка грунта должна производиться на глубину 150 – 300 мм с последующей укладкой в нее инертных материалов в следующем порядке: гравий, щебень, песок.

Каждый слой необходимо утрамбовывать и тщательно выравнивать.

Для уменьшения толщины и увеличения качества подстилающего слоя сегодня используются георешетки и геотекстиль.

Самый верхний слой в «корыте» делается из песка и служит в качестве основания для покрытия дорожки. Глубина выемки прямо пропорциональна уровню грунтовых вод и степени проницаемости влаги. Самая большая глубина выемки грунта на заболоченных и торфяных участках. Если не использовать мощный подложный слой на таких грунтах, то через несколько лет дорожка просядет.

Для уменьшения толщины и увеличения качества подстилающего слоя сегодня используются георешетки и геотекстиль. Георешетка – конструкция из инертного полиэфирного волокна. Георешетка помогает образовать прочный ячеистый каркас. Все полости решетки заполняются щебнем, гравием и песком. Между песком и гравийным слоем можно подложить геотекстиль. Он препятствует прорастанию растений между стыками плит дорожки и вымыванию материала кладки. Геотекстиль тоже устанавливают и на дне корыта. В таких случаях он выполняет роль армирования.

Укладку покрытия из искусственного и натурального камня (штучные материалы) можно производить на сухой раствор из цемента и гравия, на слой раствора из цемента или пролитый песок. В первом случае плитка из камня укладывается непосредственно на слой гравия без прослойки из песка. При кладке плиты уплотняются при помощи молотка с головкой из резины или дерева.

Настил из дерева необходимо укладывать на брусья (лаги). Это делается для того, чтобы избежать соприкасания досок настила с поверхностью земли.

Бордюры придают дорожке не только эстетически законченный вид, но и несут функциональные нагрузки - препятствуют расползанию плит мощения и вымыванию материала кладки в грунт.

Для стекания талой и дождевой воды дорожки должны иметь уклоны. Уклон по обеим сторонам обычно выполняют на ровных участках, а односторонний уклон – на рельефных участках. Уклон делается в направлении понижения уровня рельефа.

Законченный вид дорожке придают бордюры. Они придают дорожке не только эстетически законченный вид, но и несут функциональные нагрузки – препятствуют расползанию плит мощения и вымыванию материала кладки в грунт. Наиболее популярными считаются бордюры из пластика, устанавливаемые после укладки плит. Установка пластиковых бордюров не требует выемки грунта. Их устанавливают, используя специальные крепления якорного типа.

Лучше всего совместить земляные работы с прокладкой дренажных канавок, ливневой системы, системы освещения и полива. Такой подход к делу сэкономит ваше время и деньги. Правильное размещение дренажных решеток и ливнеприемников поможет рассчитать уклоны дорожек так, чтобы вода с их поверхности попадала сразу систему дренажа, а не застаивалась на вымощенных площадках или газоне. В «корыте» для будущих дорожек можно проложить электрические кабеля и трубопровод системы полива. Прокладывать кабеля необходимо в специальных шлангах гофрированного типа (пластиковые или металлические). Дорожки на грунтовых склонах, проходящие по краю террасы с ярко представленным рельефом, необходимо дополнительно укреплять. Для таких целей прекрасно подойдут георешетки, о которых уже упоминалось выше.

С сайта www.есоsystеmа.ru

Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Глава 3. Технология обустройства троп*

В.В. Комов, Я.И. Орестов

3.1 Дорожки, лестницы и площадки

Общие требования

Выбор материала и ширины дорожки зависит от функциональных и природных особенностей маршрута. Наиболее целесообразно использовать для дорожного строительства местные материалы.

В практике благоустройства парков и лесопарков приняты стандартные величины ширины дорожек, кратные 0,75 м. Ширина в 75 см предназначена для прохода одного человека, а при ширине 1,5 м по тропе могут комфортно передвигаться два человека. При строительстве экотроп к ширине дорожек можно подходить менее строго.

«Обустройство тропы начинается с того, что Вам придется опуститься на колени и исследовать почву. Внимательно посмотрите, с каким грунтом имеете дело, из чего состоит почва, что с ней может произойти во время дождя. Определите, откуда поступает вода на тропу и куда она стекает. Вашей основной заботой должно стать регулирование скорости и направления потока воды».
Марк Эдвардс, координатор маршрутов Департамента природных ресурсов штата Айова

Эффективность функционирования экологических троп и маршрутов в существенной мере зависит от технического состояния дорожного полотна. Одной из основных проблем является дренирование дорожки. Оно осуществляется за счет подсыпки в ее основание щебня, песка или других материалов с хорошей водопропускной способностью, а также за счет придания поперечного и продольного уклона верхнему покрытию тропы.

На поверхности неправильно сформированного покрытия тропы вода застаивается. Посетители парка обходят увлажненные участки, в результате чего возникают обходные тропинки.

Тропы, проходящие по склону, могут превратиться в канавы, по которым будет стекать вода. Если уклон более 7–10%, то для предотвращения эрозии почвы необходимо сооружение ступеней, площадок и заграждений для водного потока.

Уклон тропы обычно выражают в процентах: уклон в 1 процент соответствует понижению/повышению величиной в 1 сантиметр в расчете на каждый метр дорожного полотна.

Иногда вместо процентов употребляют другую единицу – промилле, которая равна одной десятой процента.

Уклон поверхности до 5% является оптимальным для подъема посетителей (5% соответствует набору высоты в 1,5 м на 30 м пути).

Рекомендуемые продольные уклоны составляют от 0,5 до 8%, в от дельных случаях уклоны могут достигать 20%. При больших уклонах участки подъема должны чередоваться с горизонтальными площадками, причем существуют определенные рекомендации по чередованию горизонтальных участков и участков с различным уклоном, выполняя которые можно сделать подъем комфортным.

На следующей схеме изображен участок с чередованием наклонных и горизонтальных участков.

Рис. 3.1. Продольные уклоны пешеходных дорожек
1 – Горизонтальные участки, 2 – Наклонные элементы с уклоном 1-1, 1-2…, A – стартовая точка пути

Продольные уклоны на участках подъема следует увеличивать по степенно, одновременно согласовывая их длину с величиной уклона (см. таблицу):

Продольный уклон, % (i) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Длина участка, м 1130 840 630 480 370 280 220 170 130 105 88 67 53 43

Применение таблицы можно пояснить на следующем примере: если у нас есть возвышенность, на вершину которой надо проложить дорожку, то целесообразно от подножия первый подъем устраивать как можно более пологим – предположим, что это участок с уклоном 3% (3 см подъема на 1 м тропы). Протяженность такого участка не должна превышать 630 м (см. таблицу). Трассировать дорогу следует так, чтобы после подъема шел горизонтальный участок. Обычно для этого маршрут прокладывают серпантином или спиралью вокруг холма.

Следующий подъем можно сделать более крутым – предположим, с уклоном 9%, протяженностью не более 130 м и так далее, до вершины, с последовательным увеличением крутизны участков и уменьшением их протяженности.

Такое сочетание уклонов и горизонтальных участков позволяет чередовать физические усилия и отдых и соответствует естественному распределению высот рельефа.

Устройство лестниц

Уклоны более 20% оборудуются лестницами с перилами. Лестницы могут быть деревянными, грунтовыми, металлическими или с применением природного камня. Наиболее долговечны, но и дороги в производстве – металлические конструкции. Ступени и площадки, сваренные из арматурного прута с интервалом 15–25 мм, меньше обледеневают и не снижают инсоляции (интенсивности солнечного света, попадающего на поверхность) под лестницей. Кроме того, металлические опоры более тонкие, что меньше повреждает корни растений при установке.

Удобная лестница рассчитывается следующим образом:
значение 2h+S , где h – высота ступенек в см, а S – ширина ступеньки в см (проступь) , должно лежать в интервале от 60 до 67 .
К примеру, если высота ступеньки у вас 13 см, то ширина ступеньки может быть от 34 см (60 – 13 х 2) до 41 см (67 – 13 х 2).

Горизонтальная часть ступеньки называется проступью, а вертикальная (фронтальная) – подступенком.

Рис. 3.2. Устройство деревянной лестницы

Простой и экономный вид лестниц – насыпные. Для них требуется подготовка наклонного основания в грунте или наращивание основания из засыпки. Наклон в грунте должен иметь дренирующий слой толщиной 50–80 мм из засыпки. Для засыпки используют шлак, песок, гравий, щебень, доломит.

Заранее скрепленные с боковинами подступенки укладывают в наклонную выемку между двумя уровнями участка, а затем засыпают шлак или песок до верхнего обреза доски подступенка и утрамбовывают. Возможность прогиба доски предотвращают с помощью колышков, которые лучше всего вбить с внутренней (засыпаемой) стороны доски. Доску в этом случае прибивают к колышкам. Расположение колышков в засыпке придает конструкции более совершенный и законченный вид (рис. 3.3). Доски в этом варианте являются постоянным элементом конструкции лестницы.

Рис. 3.3. Устройство насыпной лестницы
1 – тетива; 4 – колышки; 2 – подступенок; 5 – дренажный слой 3 – засыпка;

В качестве материала для укрепления подступенков может использоваться природный камень, поперечно положенные или вертикально вкопанные бревна. При необходимости укрепляются и боковые борта ступеней.

Бетонные ступеньки легко сделать на наклонной поверхности в деревянной опалубке из боковин и подпорных досок. Подпорные доски устанавливаются вертикально или с небольшим наклоном. Они формируют поверхность подступенка. Опалубка после затвердевания бетона удаляется. Для опалубки можно использовать листовое железо.

Устройство дорожек и площадок

Вкусная начинка «дорожного пирога»

Так же как обычный пирожок состоит из теста и начинки, так и дорога имеет несколько слоев. Верхний, – «румяная корочка пирога» – это асфальт или плитка или щебень, тот слой, по которому идут наши ноги. Под ним находится «начинка» – мы ее не видим, но именно она делает дорогу сухой и прочной. Термин «дорожный пирог» прочно вошел в язык строителей.

А кто изобрел «дорожный пирог»? Римские легионы завоевывали древний мир не только силой оружия, но и дорогами, которые сохранились спустя два тысячелетия. И не удивительно – иногда слой «начинки» дорожного «пирога» достигал 5 метров!

Полотно дорожки должно быть максимально ровным и пологим на всем протяжении, не иметь ям и выступающих кочек, корней и других препятствий. В целях предотвращения образования луж, уровень тропы должен быть приподнят над уровнем земли и иметь в поперечном сечении слегка выпуклую (3–5%) форму при двускатном поперечном профиле или наклон в сторону сброса стока с тем же уклоном.

Для предотвращения повреждения прилегающей к тропе почвы и растительности рекомендуется вдоль полотна посеять так называемый «спортивный газон» – смесь трав, устойчивых к вытаптыванию. При необходимости можно высадить вдоль полотна невысокую живую изгородь. Особенно это необходимо в местах пересечения тропы с нежелательными стихийно сформировавшимися тропинками.

Рис. 3.4. Устройство лестницы с бетонированными ступенями
1 – боковины опалубки; 4 – подпор для ступени с навесом; 2 – подпорные доски; 5 – основание подушки 3 – упоры (бруски);

Полотно из гравийно-песчаной смеси

Если тропа идет по земляным, песчаным и другим «мягким» грунтам, ее покрытие целесообразно делать из песчано-гравийной смеси (ПГС). Для устройства такого полотна формируется траншея глубиной 25–30 см, в ширину будущей тропы. При необходимости, ее борта могут быть надсыпаны, что позволит сделать дно максимально пологим, без резких перепадов и ступеней. На дно насыпается слой песка толщиной 7–10 см. Песок увлажняется и трамбуется. Варианты устройства таких дорожек представлены на рис. 3.5, 3.6.

На песок до уровня земли укладывается и трамбуется слой крупного – 40–70 мм – гравия или щебня. Этот слой является основной дренирую щей системой тропы. От степени трамбовки этого слоя будет зависеть устойчивость и долговечность будущей тропы. Над уровнем грунта формируются бортики высотой 5–7 см (из земли, дерна, досок и т.п.), пространство между ними заполняется ПГС. Эта смесь состоит из песка (до 30% объема), мелкого гравия или гальки размером 10–20 мм и связующего компонента – порошковой глины (15–30% объема) или цемента (до 10%). Этот слой также трамбуется, окончательно формируя поверхность дороги. Перепад высоты между краем обортовочной доски и естественным грунтом заравнивается укладкой дерна или просто подсыпкой грунта. При необходимости с одной из сторон, на которую идет поверхностный сток, можно сделать попутный дренаж: укрепить бортик бревном, бордюрным камнем и т.п. водоупорными мате риалами, устанавливая через 30–50 м под дорожным полотном перепускные трубы диаметром 100–150 мм, чтобы вода не размывала тропу.

Рис. 3.6. Покрытие ПГС: с бортовым камнем (вверху), со скрытой обортовкой (внизу). Поперечный разрез

Сооружение гатей и лежневок

… Была и есть в России еще одна стихия, неизвестная на Западе – бездорожье.

Даже при наличии камня и щебня нешуточное дело – проложить сотни и тысячи верст мощеных дорог. А камня в России как раз и не было под руками, нечем было отсыпать «постель», чтобы не утонул гранитный булыжник примитивного булыжного шоссе в раскисшей глине. Да и сбор этих булыжников по полям (такая повинность возлагалась кое-где на крестьян и в дореволюционное, и в советское время) не давал нужного количества материала. Поэтому в России была такая непростая типология дорог: были мощеные шоссе, а были и грунтовые, но благоустроенные почтовые тракты, были извилистые, набитые крестьянскими телегами проселки, и были чуть намеченные, заросшие травой полевые дороги.

Были выработаны на Руси оригинальные способы мощения дорог – гати, лежневки и торцовые мостовые. Сырые участки гатились связками прутьев и жердями, а на совсем уже непроезжих болотах ложились лежневки: укладывались вдоль трассы в два ряда толстые бревна, на них клались одно к другому, слегка врубаясь, поперечные бревна, составлявшие полотно дороги, а сверху вновь клались два ряда бревен по краям, скрепляя лежневку. На таких «дорогах», и по сейчас укладывающихся кое-где от лесосек, вылетали спицы из тележных колес, расходились ободы, ломались оси и дрожины и едва держалась в теле душа ездока. В городах же центральные улицы мостились деревянными торцами – чурбаками, обрезками бревен, иногда обтесывавшимися на шесть граней, а чаще остававшимися в кругляке. На песчаную постель (хорошо, если был поблизости песок) плотно, один к другому, ставились просмоленные торцы, заливались сверху смолой и посыпались песком. В первые месяцы такая мостовая была до вольно гладкой, хотя и слегка погромыхивали на ней тележные колеса, а через год одни торцы оседали, другие перекашивались, третьи начинали выгнивать и выбивались железными шинами колес, так что, съезжая с «благоустроенной» улицы в переулок, где не было уже торцов, вздыхал седок с облегчением от всей души. А еще через год нужно было снова мостить улицу. Автору этой книги, выросшему в маленьком северном городке, пришлось поездить и по торцовой мостовой на главной улице, и по гатям и лежневкам в сырых вятских лесах, и впечатления от этих поездок, от того, как стучали зубы и бились кости об облучок телеги, до сих пор свежи в памяти...

(А.В. Беловинский «Изба и хоромы. Из истории русской повседневности» http://www.booksite.ru/fulltext/izb/aih/oro/my/index.htm)

Когда тропа идет по влажным заболоченным местам, целесообразно сооружение гатей и лежневок. Гатью раньше называли настил из веток, древесных остатков, на слегка утрамбованном торфяном грунте, а лежневкой – дорогу по болоту, основанием которой служили продольные или поперечные бревна.

Фото 3.1.

В определении этих терминов у разных авторов есть расхождения, но можно согласиться с тем, что и тот, и другой тип дороги представляет собой приподнятый над землей настил, – а это дает нам возможность не только комфортно пройти по участку с избыточным увлажнением, но и помочь защитить от повреждений корни деревьев, сохранить интересные виды мхов и лишайников и другие объекты напочвенного покрова.

Лежащие на грунте настилы целесообразно делать из деревянных плах толщиной не менее 40 мм или полубревен. Возможно использование вместо поперечных бревен старых покрышек от колес. Они долговечны, хорошо держатся на болотной поверхности и, при достаточной ширине настила, могут быть целиком под ним скрыты. С точки зрения экологии они достаточно безопасны в силу большой химической инертности материала.

Рис. 3.7. Одна из возможных конструкций настила

Очень красиво выглядят настилы, приподнятые над почвой на столбах (деревянных или асбоцементных с заливкой раствором). Как правило, они довольно долговечны.

Ширину гатей и лежневок целесообразно делать около 1 м. Укладка настила должна быть поперечной, из плотно прилегающих досок, с не большими щелями (до 1 см) между ними для стока воды.

Фото 3.2. Настил с применением асбоцементных столбов

Пошаговые дорожки

Пошаговые дорожки выглядят как отдельные плоские камни или плитки, расположенные на расстоянии шага друг от друга. Они идеально вписываются в естественное природное окружение и достаточно долговечны при условии правильной технологии и хорошего качества плитняка.

К преимуществам таких дорожек следует отнести то, что они совершенно не препятствуют поверхностному стоку, так как основание под них можно делать не сплошное, а по контуру каждой плитки. К недостаткам следует отнести малую пропускную способность: идти по такой дорожке приходится друг за другом. В то же время такие дорожки вполне можно использовать для сходов с основной трассы экологического маршрута к отдельным достопримечательностям.

Фото 3.3.

Для пошаговых дорожек чаще всего используется плитка, называемая «плашкой», толщиной около 30 мм, и размером примерно 40х40 см.

Располагаться плитки должны на расстоянии 60–65 см (между центрами плиток). Плитку сначала раскладывают на грунте и пробуют пройти по намеченной дорожке. Неудачно расположенные плитки можно тут же поправить и после этого наметить наиболее удобные контуры будущего дорожного пирога. Чаще всего при этом можно обойтись без устройства опалубки.

Очень декоративно и естественно смотрятся и лесенки из плашки. При этом каждая следующая плитка поднимается относительно предыдущей на высоту 12–14 см. Как правило, при этом приходится для формирования ступенек использовать временную опалубку.

Укладка плашки прямо на грунт допустима только в условиях песчаной или супесчаной почвы, с предварительным увлажнением и трамбовкой грунта там, где нагрузка на дорожку будет незначительной.

Рис. 3.8. Технология устройства пошаговых дорожек

Торцовые дорожки и площадки

В лесных условиях торцовая дорожка, на первый взгляд, кажется наиболее очевидным вариантом. И красиво, и материал под рукой. На самом деле торцовая дорожка – один из самых сложных вариантов дорожного полотна. Действительно, торец – цилиндрический отрезок ствола высотой 10–30 см – фактически представляет собой кусок древесины, у которого снизу и сверху открыты все проводящие сосуды. Понятно, что загнивание и разрушение древесины идут довольно быстро.

Лишь две породы могут в таких условиях без основательной обработки сохранять прочность: дуб и лиственница. Фирмы, которые занимаются устройством торцовых покрытий, дают долгосрочные гарантии только для таких пород. Сосновые спилы, даже хорошо обработанные, служат на торцовых дорожках до 3–5 лет. А стоимость торцового покрытия из лиственницы может составлять до 50 евро за 1 м 2 . Устройство торцового покрытия трудоемко и может сравниться с устройством дорожки из брусчатки. При этом возникает проблема внешнего вида покрытия, так как торцы легко затираются грязью и практически не отчищаются.

Кроме того, по мере эксплуатации торцы, как правило, расшатываются и дорожка становится менее проходимой, чем просто грунтовая.

Поэтому прибегать к торцовым покрытиям следует с большой осторожностью. Желательно устраивать их только в сухих местах и ограничивать по площади, не забывая о том, что данный вид работ требует значительных трудозатрат.

«Корыто» под торцовую дорожку роют с тем расчетом, чтобы низ торцов лежал на песчаном основании толщиной 15–20 см. Обычная высота спилов от 10 до 30 см. «Корыто» заполняется крупнозернистым песком с послойной трамбовкой. Торцы укладывают на утрамбованное основание и подгоняют друг к другу, а промежутки между ними заполняют более мелкими спилами. При этом крайние торцы обязательно должны опираться на обортовку (края «корыта», даже притрамбованные, должны быть дополнительно укреплены доской или другим материалом). Затем промежутки между спилами просыпаются песком и дополнительно трамбуются.

Рис. 3.9. Примерная конструкция торцового покрытия

На участках тропы, проходящих по траверсам склонов, необходимо предусмотреть сооружение террас. Желательно, чтобы полотно лежало на естественном основании, при этом терраса врезается в склон на ширину будущей тропы. Дорожное покрытие на террасах должно быть твердым – деревянным или каменным. Боковые стенки террасы из сыпучего материала укрепляются подпорной стенкой из камня, дерева или посадкой легкоукореняющихся растений. Перила целесообразно прокладывать в две нитки: на высоте 75–80 см для взрослых, и 45–50 см – для детей.

Для соблюдения допустимых уклонов тропу целесообразно прокладывать по принципу серпантина.

* Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой ". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники" , любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.

Изначально мощение своими руками как дорожек так и площадок на участке представляется делом трудным, и как кажется доставит много хлопот даже опытному мастеру. Но как говорится, стоит только начать а там уж “природа подскажет”. В любом случае никто не знает лучше Вас самих Ваших желаний и устремлений – и как, собственно, вы хотите чтобы выглядел Ваш двор или участок в целом. Поэтому доверять это дело строительной бригаде, на наш взгляд, не стоит – ведь и дорожки и площадки можно легко сделать и самому если твердо представлять и настроится на конечный результат.

Для начала конечно стоит поговорить о выборе материала для устройства дорожек и площадок. А для тех кто твердо настроился сэкономить на дорогостоящих материалах рекомендуем прочитать запись .

Выбор материала для дорожек и площадок

Покрытия из камня долговечны и элегантны. Для мощения используют резаные или колотые плиты, брусчатку или гальку (булыжник).

Наиболее долговечны гранит, базальт, сиенит и серпентинит. Они не впитывают влагу, прочны, устойчивы к истиранию и морозу. Сильнее впитывают влагу более мягкие песчаники и известняки. Их сложнее содержать в чистоте, но они часто применяются в ландшафтном дизайне.

Бетонные покрытия менее долговечны и менее привлекательны, зато относительно дешевы. В продаже есть бетонные элементы (плиты, тротуарная плитка, ФЭМы) разного размера, цвета, формы. ФЭМы могут имитировать каменные плиты или старую мостовую. Внимания заслуживают элементы с лицевой поверхностью, покрытой крошкой, например базальтом или гранитом. Для устройства твердого покрытия дорожек достаточно использовать элементы толщиной 4 см.

Если покрытие предназначено для не слишком интенсивного автомобильного движения, их толщина должна быть как минимум 6, а лучше – 10 см.

Керамика. Для мощения используют специальный клинкерный кирпич. Он долговечен – обладает низким водопоглощением, устойчив к истиранию, ударам, воздействию атмосферных факторов, не меняет цвет. Клинкер для мостовых, как правило, имеет толщину 4,5 см (покрытие для пешеходов) и 5,3 см (покрытие для автомобилен). Для покрытий, эксплуатируемых с небольшими нагрузками, подходит менее плотный и более пористый строительный кирпич. Он сильнее поглощает влагу и быстрее разрушается, но при этом придает ландшафту специфический «антикварный» характер.

Покрытия из щебня выглядят естественно, удачно сочетаются с растениями и элементами садовой архитектуры. Подходят не только для дорожек и площадок, но и для подъездов к дому и гаражу. Условием их износостойкости является использование камней с острыми и неправильными краями (гравий, щебень, галька), которые хорошо заклиниваются. В процессе укладки покрытия очень важно тщательно утрамбовать все его слои. Но даже выполненное наилучшим образом гравийное покрытие разрушается быстрее по сравнению с другими и требует постоянного ухода – удаления сорняков, заполнения углублений в верхнем слое (подсыпки и тщательного уплотнения гравия). Деревянные покрытия выглядят благородно, прекрасно сочетаются с растениями и разными отделочными материалами. Из деревянных элементов выполняют террасы, дорожки и площадки в саду. Элементы нельзя укладывать плотно друг к другу – под воздействием влаги они набухают и могут быть вытолкнуты вверх. Недостатком покрытия является то, что намокшая древесина становится скользкой (предотвратить скольжение может рифленая поверхность).

Элементы должны быть обработаны защитным средством (лучше всего – под давлением). Иначе они могут разрушиться за несколько сезонов. Наиболее долговечны покрытия из дуба и экзотических пород древесины,например тика. Они тверды и устойчивы к воздействию атмосферных факторов, не требуют импрегнации. Обработать их можно лишь для того, чтобы со временем они не потеряли цвет.

Грунтовое покрытие особенно подходит для садов в натуральном стиле. Его наиболее просто сделать своими руками. Качественное грунтовое покрытие должно содержать 30% глины и 70% песка. Если грунт песчаный, в него добавляют сушеную молотую глину (ее можно купить на кирпичном заводе); если глинистый – добавляют песок. Компоненты нужно смешать с грунтом на глубину до 15 см и утрамбовать. В песчано-глинистом грунте форму дорожки вырезают заступом или мини-грейдером, а поверхность утрамбовывают. Поперечное сечение дороги должно иметь форму дуги с уклоном 1-2% от центра к краям. Поверхность можно облагородить тонким уплотненным слоем песка или молотого камня. Грунтовые дорожки менее долговечны по сравнению с дорожками из других материалов и требуют частого ухода.

Как устроить покрытие дорожек и площадок?

  • Определяем границу покрытия.
  • Снимаем верхний плодородный слой почвы и переносим на место. в котором она будет использована надлежащим образом (например, на клумбы и рабатки).
  • Выкапываем котлован. Основание выравниваем и утрамбовываем.
  • Укладываем бордюры. Они необходимы, если мы своими руками устраиваем грунтовое, гравийное или состоящее из небольших элементов (брусчатки, кирпича, колотого камня) покрытие; либо если предусмотрена большая нагрузка на поверхность. Можно использовать готовые бордюры, тротуарные плиты, клинкерный кирпич, каменные, деревянные элементы или ленту (из оцинкованной стали или пластика).
  • Каждый слой основания под покрытие должен быть тщательно утрамбован. Для того чтобы его укрепить, можно поверх каждого слоя щебня разложить 2-3 см смеси цемента с песком (1:12) и полить водой. Таким образом, будут заполнены пустоты между камнями.

Гравийная пешеходная дорожка (рисунок 1 сверху) Заезд для автомобилей, выполненный из щебня ( рисунок 1 – снизу)

  1. бордюр из оцинкованной стали (ленты) либо из пластика
  2. песок, щебень и глина в соотношении 1:1:1 или сухая молотая глина
  3. бетон класса В15
  4. каменный или бетонный бордюр
  5. отсев
  6. щебень или галька фракции 5-16 мм
  7. щебень или гравий фракции 30-40 мм

Пешеходная дорожка, вымощенная из небольших элементов (рисунок 2 сверху) Вымощенный заезд для автомобилей (рисунок 2 – снизу)

  1. брусчатка, кирпич, деревянные элементы мощения, колотый камень
  2. песок или цементно-песчаная подсыпка 1:12
  3. щебень или гравий фракции 30-40 мм
  4. бордюр
  5. песок или цементно-песчаная подсыпка
  6. щебень или гравий фракции 5-16 мм
  7. бетон класса В15
  8. щебень или гравий фракции 30-40 мм

Размеры даны в сантиметрах на обоих рисунках

Как тип грунта влияет на устройство покрытия?

Метод устройства покрытия зависит от его предназначения, а также от вида грунта. На проницаемых грунтах, сквозь которые вода просачивается быстро, нет необходимости укладывать под дорожку дренирующий слой. На непроницаемых грунтах обязательно следует выполнить дренаж. Под покрытия, предназначенные для пешеходов, достаточно 10-20 см гравия или щебня крупной фракции. Более нагруженное покрытие, по которому будут ездить автомобили, должно иметь основание, состоящее из гравийного дренажного слоя (приблизительно 10 см) и несущего слоя из щебня или гравия (10-20 см).

Для устройства площадок и дорожек нужно знать что:

  • Ширина удобной дорожки -н е менее 0,8 м; заезда – 3,0 м.
  • Правильно выполненная дорога должна иметь гладкую поверхность с поперечным и продольным уклонами (2-5%), облегчающими сток дождевой воды.
  • Покрытие дорожек, находящихся рядом с клумбами, должно быть несколько приподнято над ними; благодаря этому на дорожку не будет ссыпаться земля.
  • Мощение, граничащее с газоном, лучше уложить вровень с его поверхностью. Это облегчит кошение.
  • Песчаник – не самый твердый камень, но он популярен из-за своего «теплого» вида, относительно невысокой цены и простоты обработки
  • Дорожку из гранитных плит не стоит ограничивать бордюром. Элементы неправильной формы в ландшафте смотрятся естественно
  • Узенькая гравийная тропинка не контрастирует с растениями, а как бы приглашает на прогулку. Среди травы она почти незаметна
  • Дорожка, выложенная тротуарной плиткой серого цвета, не бросается в глаза и служит отличным фоном для ранений

Казалось бы, чтобы соорудить такие ландшафтные элементы, как дорожки и площадки, много ума не надо. Проложить дорожки – это не дом построить.

Однако если вы хотите, чтобы они прослужили вам не один год, надо учесть все нюансы в сооружении подобных элементов.

Иначе все ваши силы и время могут быть потрачены впустую.

Какими должны быть дорожки и площадки

Основные требования, предъявляемые к этим ландшафтным элементам:

Естественность и гармоничность;

Прочность и долговечность;

Простота в уходе.

Дорожки и площадки должны выглядеть естественно, т.е. сочетаться с и стилем дома.

Чтобы сделать их прочными и долговечными, следует большое внимание уделить выбору материала для мощения.

Ну и на простоту в уходе также влияют свойства материала.

Виды и назначения

Можно выделить 3 вида дорожек:

Прогулочные;

Вспомогательные;

Транспортные.

Для начала вам нужно решить, какую задачу будет выполнять каждая конкретная дорожка. Будет ли по ней проезжать автомобиль, или она будет предназначена для прогулок по саду.

От назначения зависит, каким способом будет устроено основание (подстилающий слой), тип покрытия, а также ширина и высота.

Параметры дорожек и площадок

На каждый параметр влияет несколько факторов. Например, ширина конкретной дорожки (а также площадки) будет зависеть от того, какую функцию вы ей определите.

Ширина

На прогулочной тропинке должны свободно умещаться два человека, т.е. ширина должна составлять 1-1,5 м. Это касается и тропы, которая ведёт к дому.

Тропинка второстепенного значения (вспомогательная) может быть шириной 80-100 см. Например, тропа, соединяющая дом и гараж, подсобное помещение, или дом и зону отдыха. А для вспомогательных тропинок в огороде между грядками достаточно ширины 50-60 см.

Ширина транспортных и подъездных дорог, в первую очередь, зависит от величины транспорта, который будет по ним проезжать. Она может варьироваться от 2 до 3,5 м.

Размеры транспортных площадок также зависят от размера самого транспорта и его количества. Для одного автомобиля отводят место примерно в 2,5х4,5 м.

Высота

Что касается высоты, имеется в виду высота относительно уровня газона, то здесь может быть 2 варианта: выше уровня газона или ниже. Расчёт делается на то, что вода, выпадающая с осадками должна куда-то стекать.

Если вы собираетесь устроить сток воды по дорожкам, то их необходимо соорудить ниже уровня газона. При этом на участке должны быть строго соблюдены проектные высоты и других покрытий, чтобы исключить перекрывание стока.

Дорожки выше уровня газона можно устраивать только в том случае, если участок хорошо дренирован. Так как их сооружают с небольшим поперечным уклоном, вся вода будет стекать на прилегающий газон. И чтобы вода на нём не застаивалась, почва должна быть влагоёмкой.

Уклон

Вся дорожно-тропиночная сеть в саду должна проектироваться с небольшим уклоном, чтобы избежать образования луж во время осадков или таяния снега.

При этом уклон вдоль тропинки может составлять 2-5%, а поперёк – всего 1-2%. Кроме того, направление уклона может быть разным: от центральной оси в стороны или от одной кромки до другой.

Направление зависит от многих факторов, например, ровная ли на участке поверхность или она имеет общий уклон. К тому же, чтобы вода не накапливалась в какой-то одной точке сада, весь участок необходимо планировать с «разуклонкой». Таким образом, линия уклона дорожек зависит ещё и от этой планировки.

Типы покрытия

Сегодня современные материалы позволяют сделать дорожки и площадки не только долговечными, но и красивыми, а в некоторых случаях даже особо декоративными.

В зависимости от вида материала различают 3 типа покрытия:

Твёрдое;

Комбинированное.

Бордюры

Не для всех дорожек и площадок необходимы бордюры. Как правило, бордюрами укрепляют края мягких и комбинированных покрытий. А для твёрдых покрытий укрепление краёв необязательно.

Для бордюра используют тот же материал или гармонирующий с ним по цвету и структуре. Хорошо смотрятся как низкие, так и высокие бордюры.

Закладываются бордюры в канавку, расположенную немного ниже уровня дорожки, дно которой засыпают песком, а затем бетоном. Закладку производят до начала мощения.

И напоследок несколько советов

Чтобы дорожка не зарастала сорняками, под отсыпку или под «корыто» следует постелить плёнку. Разумеется, в зазоры между плитами (при пошаговом мощении) сорняки могут пробиться. Поэтому в качестве профилактики зазоры засаживают мхом, газонной травой, почвопокровными растениями, мшанкой, или обрабатывают препаратом Раундап.

Если вы собираетесь покупать дорогой материал для покрытия, то лучше доверьте устройство дорожек и площадок профессионалам, или хотя бы почитайте специализированную литературу. В технологии мощения есть свои секреты, например, как правильно создать фундамент (корыто) под мощение. И даже если вы решили сделать простую тропинку из деревянных спилов, основание под неё всё равно понадобится.

Если для мощения будет выбран хороший, прочный материал и при устройстве дорожек будут соблюдены все тонкости технологии, то срок их эксплуатации без ремонта составит около 15-20 лет.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.