Влияние наследственности и среды на развитие ребёнка. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма. Теории о влиянии среды и наследственности

Важнейшим вопросом психологических концепций развития является вопрос о роли биологи­ческого и социального, наследственного и приобретенного в психическом развитии человека. Этот вопрос обсуждается в различных теоре­тических концепциях.

При рассмотрении за­кономерностей развития ребенка, необходимо выяснить, чем это развитие опре­деляется, какую роль в развитии ребенка играют наследственные задатки, какое влияние на развитие оказывает социальная среда.

На эти вопросы представители различных научных направ­лений дают различные ответы.

Многие ученые считали, что развитие ребенка цели­ком определяется его наследственностью. Этот подход получил название социогенетической концепции. В соответствии с ней, все наиболее существенные качества человеческой личности заложены уже в зародышевых клетках родителей (в генах). Таким образом, характерные свойства человека биологически предопределены. Конеч­но, не предполагается, что сложнейшие психические функции зак­лючены в генах как готовые качества. Имеются в виду только их задатки; развитие личности понимается как саморас­крытие, саморазвертывание этих задатков. Среда может способ­ствовать этому саморазвитию или задерживать его, но внести сколько-нибудь существенные качественные изменения она не может.

В соответствии с этой концепцией, интересы, характер, способности ребенка развиваются и формируются по таким же законам, как развивает­ся яйцо. Развитие цыпленка в яйце есть органический процесс, подчи­ненный чисто биологическим законам. Развитие личности в этом понимании является также процессом чисто биологического со­зревания.

Однозначное признание этой точки зрения вряд ли возможно. Ребенок является существом, живущим в социальной среде; он неразрывно связан с этой средой, в частности с семьей, детским садом, школой, другими социальными институтами. Несомненно, что наследственностью заложены не­которые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении. В различных социальных условиях эти задатки могут развиваться в большей или меньшей степени. В то же время одни и те же наследственные задатки, например у двух однояйцевых близ­нецов, в разных условиях обучения и воспитания могут разви­ваться в разных направлениях и дать в конечном итоге разные качества.

Другой подход к этому вопросу преувеличивает влияние социальной среды. Этот подход получил название социогенетический концепции. Заключается она в следующем. Социальная среда в этом по­нимании является доминирующим фактором психического развития. Ребенок при рождении является как бы чистой доской. Что будет написано на этой доске, целиком зависит от среды. Все психические качества, за исключением тех, с которыми ребенок появля­ется на свет, рассматриваются как приобретенные, как прямой результат среды и воспитания; наследственные задатки совершенно не учитываются. Сам процесс развития рассматривается как процесс пассивного приспособления к окружающей среде. Ребенок рассматривается как простая копия, слепок со среды. Активность ребенка, его сознание, его меняющееся отношение к среде не учитываются. Какова среда, таков и ребенок, при одинаковой среде и дети все должны быть одинаковыми - так кратко можно сформу­лировать эту точку зрения.

Эта точка зрения кажется оптимистической, так как она открывает широкий простор влияниям среды и воспитания. Кажется, что “на заказ” можно создавать желаемый тип ребен­ка, не встречая препятствий ни со стороны наследственных задат­ков, ни со стороны возрастных возможностей.

По существу же такая постановка вопроса приводит к пессимистическим положениям. Ребенок, в сущности, оказывается пассивным результатом действия внешних сил.

Мы рассмотрели две противоположные концепции, объясняющие значение среды и наследственности, социальных и биологических влияний в развитии ребенка.

Вместо этих двух крайних точек зрения немецкий ученый В.Штерн предложил промежуточную. Он рассматривал наследственное и приобретенное в разви­тии ребенка как две силы, два фактора, противостоящие друг другу. Душевное развитие Штерн рассматривает “как результат конвер­генции, схождения, скрещивания”, т. е. механического сцепления.

Однако, среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое неразрывно связаны. Нельзя представлять себе влияния среды как внешние наслоения, из-под которых можно вышелушить внутрен­нее, неизменное биологическое ядро. Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно из­меняются и преобразуются в процессе социального развития.Но и приобретенные качества строятся на определенной биологической ос­нове, без которой невозможно было бы развитие. Биологи­ческое в его первоначальном виде перестает существовать, оно подвержено социальному изменению, и выделить его “в чи­стом виде” не представляется возможным. Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими наслоениями. Среда направляет развитие, но одна и та же среда по-раз­ному влияет, в зависимости от того, как ребенок ее воспринимает, осоз­нает, как он научился действовать в этой среде на предшествую­щих стадиях своего развития и что он представляет собой в физи­ческом отношении. Семейное воспитание и школьное обучение являются решающими факторами влияния среды на развитие ребенка.

Труды Л.С.Выготского, П. П. Блонского, М.Я.Басо­ва, М.М.Рубинштейна, Г. А. Фортунатова реализовали принцип развития пси­хики и личности в последующие годы.

Великий русский физиолог И. М. Сеченов подчеркивал, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Между организмом и внешней средой постоянно происходит обмен веществ. Из внешней среды организм получает кислород и питательные вещества. За счет этих веществ строятся новые клетки, функционируют органы и совершается работа, например мышечная. Одновременно с этим во внешнюю среду выделяются вредные продукты распада, избыток веществ и тепла. Поэтому все особенности жизнедеятельности любого организма следует рассматривать только в единстве со средой.

Среда - это вся совокупность окружающих человека условий. Эти условия складываются из факторов:

Неорганической природы (свет, температура и т. д.),

Факторов органической природы (разнообразные воздействия, оказываемые на человека другими живыми существами)

Социальных факторов. Вся совокупность последних может быть объединена понятием "социальная среда": влияние матери, семьи, яслей, детского сада, учебного заведения и так далее.

На организм влияют различные природные факторы: колебания температуры воздуха, влажности, уровня солнечной радиации, дожди, снегопады, штормы, ураганы, пожары, землетрясения. При незначительных изменениях условий существования организм перестраивает свои функции. Происходит приспособление к новым условиям. Например, при повышении температуры воздуха усиливается дыхание, работа сердца, увеличивается потоотделение. Организм, получая больше тепла из окружающей среды, больше и отдает его. При этом сохраняется относительное постоянство температуры тела.

Человек благодаря созданным условиям жизни (регулярным источникам тепла, воды, энергии, жилью, различным приборам, сберегающим труд, одежде, лекарствам, транспорту) неизмеримо больше, чем другие живые организмы, может приспособиться к неблагоприятным факторам природной среды и создать средства защиты от них. Все эти условия создавались целенаправленной деятельностью всего человеческого общества в течение многих тысячелетий.

Благодаря этому человек сумел приспособиться к существованию во всех географических зонах Земли: на Крайнем Севере и в пустынях, на земле и под водой, в долинах и высокогорных районах, под землей и в космосе. Колебания температур воздуха, при которых человек может существовать, не испытывая особых неудобств, достигают 120° (от -(-50оС до -70°С). При этом человек не только выживает, но и эффективно трудится в необычных для него природных условиях.

Будучи частью природы, ее живого мира, человек взаимодействует с ней. Получая из недр земли нефть и газ, руды и строительные материалы, человек использует их как предмет своего труда.

Для жизни человека необходимы также продукты растительного и животного происхождения. Таким образом, человек является потребителем по отношению к природной среде. В то же время, осуществляя мелиорацию земель, сооружая плотины на пути разрушительных потоков, создавая искусственные моря, человек преобразует природу.

Взаимоотношение человека и природы - наиболее волнующая проблема современного общества. Это и понятно: природа - среда обитания человека. От нее зависит не только состояние здоровья населения Земли в настоящее время, но и будущее человечества. Взаимоотношения человека с природой должны строиться на таких принципах, как разумное природопользование и улучшение природной среды.

Природные ресурсы должны использоваться экономно, и взаимодействие природы и человека должно быть не стихийным, а строго контролируемым процессом. Человек несет ответственность за сохранность природной среды, за целесообразность осуществляемых в ней изменений.

В нашей стране охрана природы - общенародное дело, определяемое законом. Природоохранительные мероприятия разрабатываются и осуществляются на строго научной основе. Сохранение чистоты воздуха, водных ресурсов, почвы, растительного и животного мира - залог физического и нравственного здоровья многих поколений людей.

Человек растет и развивается под контролем двух программ: биологической и социальной.

Биологическая программа определяет строение и физиологические особенности человеческого организма. Она сформировалась в процессе длительной эволюции. Материальным носителем биологической программы являются хромосомы, которые передаются человеку от его родителей. Наследственность представляет собой способность родительских организмов передавать потомству все свои признаки и свойства, формирование которых происходит в определенных условиях внешней среды.

Социальная (лат. социалис. - общественный) программа развития - это формирование личности человека под влиянием окружающих его условий и людей. Социальную сущность человека составляют такие качества, как мораль, совесть, долг, патриотизм, образование, культура и т. п. Социальная программа подготовлена всем общественно-историческим развитием человеческого общества и не передается по наследству. Каждый человек в течение жизни осваивает ее постепенно, находясь среди подобных себе, т. е. в обществе людей. Каждое старшее поколение участвует в формировании личности людей младшего поколения. В процессе этого формируется и внутренняя позиция человека, его отношение к воздействию внешних условий. Решающую роль в формировании человеческой личности играет участие в общественно полезном труде. Задача всякого прогрессивного общества - воспитание здорового человека, творческой, духовно богатой, гармонично развитой личности. Формирование такой личности - процесс длительный и сложный.

В настоящее время рассмотрение всех существовавших и существующих теорий, касающихся роли наследственных и средовых факторов развития, можно свести к двум концепциям:

1. Первая концепция признает ведущим фактором развития детей и подростков ту наследственную программу, которую они получили от родителей. Факторам же окружающей среды отводится несущественная роль, или же их влияние отрицается совсем.

Свое начало эта концепция берет от Платона, который считал, что все люди - братья, но бог от рождения одним примешал золото, отчего они драгоценны, а другим, земледельцам и мастеровым, - железо и медь. Поэтому первые способны быть начальниками, другие - им подчиняться.

Преувеличение роли наследственных факторов в развитии человека в наши дни обусловлено значительными успехами генетики в изучении общих биологических закономерностей и молекулярных механизмов передачи наследственных признаков. Зачастую научные данные, полученные генетиками, стали трактоваться слишком широко, а часто и ошибочно. Нередко в литературе можно встретить высказывание о наследственной обусловленности всех интеллектуальных особенностей ребенка. Так, например, один из американских психологов А. Иенсен считает, что умственные способности человека на 80% контролируются генами и только на 20% - факторами среды.

Большинство генетиков не разделяют подобных убеждений (Н.Г. Дубинин, В.Н. Столетов, Ш. Ауэрбах и др.). Даже такой факт, как количество генов, получаемых от родителей ребенком, не позволяет делать категорических выводов о наследственной обусловленности человеческой психики. По мнению генетиков, их количество составляет около 20000. Эта цифра совсем не велика по сравнению с числом всех физических признаков организма человека. Поэтому гены не в состоянии проконтролировать в деталях даже биологическое созревание человека, не говоря уже о контроле над его психикой.

2. Вторая концепция, противоположная первой, видит основные движущие силы развития в средовых факторах. Наследственную программу развития эта концепция определяет в ряд второстепенных.

Эта позиция была впервые выдвинута Аристотелем, а затем поддержана рядом ученых XVII-XVIII веков. Согласно этим взглядам, ребенок ничего не наследует от родителей и появляется на свет с чистой душой, как восковая дощечка и воспитатель по своему желанию может написать на ней что угодно. Иначе говоря, опыт является тем основным фактором, от которого зависит все развитие ребенка.

Нетрудно заметить, насколько крайние трактовки дают обе рассматриваемые теории развития ребенка. Если первая концепция о генетической обусловленности всех физических и психических возможностей человека разоружает педагога перед трудностями, которые он встречает в процессе обучения и воспитания ребенка, и делает его пассивным наблюдателем за развитием детей и подростков, то концепция о фатальной роли среды в развитии закрывает возможности создания таких методов педагогического воздействия, которые были бы адекватны биологическим особенностям ребенка. Такой подход к обучению и воспитанию не позволяет организовать своевременную педагогическую коррекцию тех нарушений в развитии детей и подростков, которые обусловлены биологическими причинами.

В настоящее время не вызывает сомнения, что "генный портрет" человека (генотип) определяет в значительной степени многие его внешние свойства (фенотип). Проявление генного влияния может осуществляться на различных этапах онтогенеза, но большинство фенотипических признаков определяется еще до рождения. Наконец и само проявление генов (мутации) не бывает фатальным, а зависит от факторов внешней среды. Например, наследственное заболевание фенилкетонурия не развивается, если ребенок, содержащий в генотипе гены, вызывающие это заболевание сразу же после рождения переводится на специальную диету.

Таким образом, генетика располагает убедительными фактами, доказывающими существование как строго обусловленных наследованных признаков (например, группы крови, черты лица, пигментация волосяного покрова и многие другие), так и признаков, определяемых в большой степени влиянием внешней среды (например, рост и масса тела, сила и ловкость и другие).

Следует также учитывать, что между генами и внешними признаками не существует прямой связи: развитие одного признака может зависеть от влияния множества генов, а один ген может оказывать влияние на развитие многих признаков. Картина еще более усложняется постоянной коррекцией со стороны внешней среды.

Следовательно, наследственность и среда как факторы развития всегда тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены .

Рассмотрим в этой связи роль наследственности и среды в развитии некоторых физических признаков человека в процессе его развития.

Сложность изучения роли среды и наследственности в развитии детей и подростков определяется выбором методов исследования. Проведение экспериментов на растениях состоит в выделении двух групп организмов, идентичных по генотипу, и помещении этих групп в различные условия существования (светлое и темное помещение). В результате подобных опытов можно сделать вывод, что образование зеленого хлорофилла растений зависит не только от наследственности, но и от факторов внешней среды, в частности, света.

Поэтому наблюдения на людях проводят с помощью близнецового метода, используя группы идентичных или гомозиготных близнецов, имеющих не только поразительное внешнее сходство, но и почти одинаковые генные "портреты". (Рождение идентичных и неидентичных близнецов явление нередкое, в среднем из 100 беременностей одна завершается рождением более чем одного ребенка.). С помощью близнецового метода было установлено важное значение среды в развитии многих морфологических свойств организма.

Еще большее значение имеет среда для развития психических способностей человека. Свойства памяти, сила произвольного внимания, мыслительная деятельность, черты характера и многие другие человеческие качества определяются не только природными задатками, но и формой, и способом деятельности ребенка, условиями той социальной среды, в которой он развивается.

Не вызывает сомнения, что мозг новорожденного является незрелым в морфологическом и функциональном отношениях. Есть основания полагать, что 80-90% нервных клеток, составляющих высшие нервные структуры головного мозга человека созревают только после его рождения. Естественно возникает вопрос: является ли дальнейшее усложнение психической деятельности ребенка результатом развития жесткой генетической программы развития или в этом процессе важную роль играет обучение и воспитание. Если верно последнее, то формирование высшей нервной деятельности ребенка представляет собой лабильный, то есть высоко подвижный процесс, и, следовательно, возможна его рациональная коррекция со стороны родителей и педагогов.

Убедительным примером тому являются наблюдения французских ученых. В конце 30-х годов прошлого столетия французская этнографическая экспедиция обнаружила в дебрях Амазонки племя, находившееся по уровню развития в каменном веке. Поскольку основным продуктом питания у них являлся мед, племя назвали "медовой цивилизацией". Перед отъездом во Францию члены экспедиции взяли с собой маленькую девочку. По приезду в Париж она была отдана на воспитание одинокой женщине. Закончив гимназию первой по списку, эта девочка затем окончила университет и стала доктором этнографии, профессором. Известно ее имя - Мария Ивон.

Факторы среды могут и негативно сказаться на морфофункциональных и психологических характеристиках развивающегося ребенка (пример - одичавшие дети). Один из древнейших и наиболее документированных случаев одичания мальчика, названного ребенком-волком из Гессе, произошел в XIV веке. Местные жители стали замечать, что в лесах около городка обитает призрачное существо, которое всякий раз, когда людям случалось натолкнуться на него, быстро скрывалось. Реальное доказательство его существования было получено лишь в 1344 году, когда это существо было поймано. Оно оказалось мальчиком, который совсем одичал, передвигался на четвереньках, как волк, и не владел речью. Установили, что ребенок, которому было примерно восемь лет, провел в диком состоянии половину своей жизни. Согласно свидетельству, мальчик жил с волками, которые приняли его в стаю и защищали как собственного волчонка. Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам пришлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо. Членораздельно говорить он не умел, мог лишь ворчать и издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую пищу. Данный факт является далеко не единственным, и убедительно показывает, что среда для человека является мощным фактором развития.

Таким образом, многочисленные данные генетики, физиологии, психофизиологии, педагогики позволяют сделать следующее заключение. Наследственность определяет лишь потенциальные пределы физического и психического развития детей и подростков, степень же развития физических и психических особенностей ребенка зависит от факторов внешней среды. Человек, родившийся даже с самыми благоприятными задатками, но живущий в среде, препятствующей развитию его способностей, превращается в посредственность, поэтому основная нагрузка на развитие интеллектуальных возможностей ребенка приходится на воспитательный процесс и на людей, его осуществляющих: родителей и воспитателей.

Наследственность -- свойство живого организма хранить генетическую информацию и передавать ее от одного поколения к другому.

Явление наследственности лежит в основе воспроизведения форм жизни по поколениям, что принципиально отличает живое от неживого. Наследственным аппаратом любой клетки являются молекулы ДНК. Они образуют в ядре клетки специфические структуры - хромосомы. Их число и форма строго постоянны для каждого вида животных и растительных организмов.

Каждая пара хромосом специфична и имеет свой порядковый номер. ДНК хромосом содержит в закодированном виде всю наследственную информацию (программу развития будущего организма). Участок молекулы ДНК, в котором закодирована программа развития того или иного признака называется геном. Каждая молекула ДНК содержит сотни генов, их совокупность называется генотипом.

Знание законов наследственности позволяет понять механизмы передачи наследственной информации от родителей детям, закономерности формирования наследственно обусловленных признаков и роль генов в процессах жизнедеятельности организма. Уменьшение генетического груза наследственных аномалий будет способствовать сохранению наследственной природы человека.

Различают хромосомную и внехромосомную наследственность. Хромосомная наследственность связана с распределением носителей наследственности (генов) в хромосомах. Передача признаков потомству прослеживается при наследовании таких наследственных признаков, которые в потомстве расщепляются по моногенному типу наследования в соответствии с законами Менделя. Законы Менделя являются эмпирическими правилами наследования, и они устанавливают численные соотношения отдельных признаков и их сочетаний, которые проявляются в гибридном потомстве при половом размножении.

Внехромосомная наследственность заключается в наследовании признаков, которые контролируются факторами, локализованными в митохондриях. Наследственная информация распределяется между дочерними клетками случайно, поэтому четкого менделевского расщепления в этих случаях не наблюдается. Все системы внехромосомной наследственности взаимодействуют с хромосомными генами или их продуктами.

Углубленное изучение наследственности началось в XIX веке, а значительный прогресс в этой области был достигнут лишь в XX веке. После открытия Менделем (G. Mendel) в 1865 г. основных законов наследственности стало несомненным, что она определяется материальными факторами, позже получившими название генов. Однако еще в 1750 г. Мопертюи (P. L. М.Maupertuis) и в 1814 г. Адамс (J. Adams) описали некоторые особенности наследования отдельных признаков у человека. В 1875 г. Гальтон (F. Galton) предложил близнецовый метод для разграничения роли наследственности и среды в развитии признаков у человека. Он обосновал генеалогический метод анализа и разработал ряд статистических методов, из которых особенно ценен метод вычисления коэффициента корреляции.

В становлении представлений о природе наследственности большое значение имело создание Т. Морганом (Th. Morgan) и его школой хромосомной теории наследственности, было выявлено, что ген представляет собой материальную структуру в хромосомах ядра клетки.

Наследственная информация, заключенная в генах каждой особи, является итогом исторического развития данного вида и материальной основой будущей эволюции. Наследственность обеспечивает хранение и реализацию информации, в соответствии с которой осуществляются жизнь клетки, развитие особи и ее жизнедеятельность. (Приложение 1.)

Реализация наследственной информации, записанной с помощью генетического кода - чередования нуклеотидов в ДНК зиготы, происходит в результате непрерывных взаимовлияний ядра и цитоплазмы, межклеточных взаимодействий и гормональной регуляции активности генов.

Ребенок получает от родителей по наследству: внешние признаки (форма отдельных частей тела, цвет глаз, тип конституции и др.), группу крови, свойства нервной системы, определенные задатки (мыслительную способность одаренность, память и т. д.), наследственные болезни.

В ходе развития генотип постоянно взаимодействует со средой. Совокупность всех свойств и признаков особи, сформировавшаяся в результате взаимодействия генотипа с окружающей средой, получила название фенотипа. Некоторые наследственные признаки, например цвет глаз или группа крови, не зависят от условий среды.

В то же время на развитие некоторых количественных признаков, таких как рост и вес тела, факторы окружающей среды оказывают большое влияние. Проявление эффектов генов, обусловливающих, например, тучность, во многом зависит от питания, поэтому при помощи соответствующей диеты можно в определенной степени бороться с наследственно обусловленной полнотой.

Материальные носители наследственности содержат информацию не только о нормальных, но и о патологических признаках. Так, различного рода мутации - генетический груз, накапливаемый в генофонде человека, являются причиной возникновения большого числа наследственных аномалий, от которых страдают сотни миллионов людей нашей планеты. Мутации в половых клетках могут быть связаны с изменением числа хромосом (увеличением или уменьшением) или с изменением их генного состава, поэтому различают хромосомные и генные болезни.

К генным болезням относятся врожденная глухота, некоторые формы шизофрении, альбинизм, дальтонизм, гемофилия и другие. Для гемофилии характерно то, что болеют ею только мужчины, хотя ген этого заболевания связан с женской половой хромосомой. Вторая половая хромосома в этой паре у женщин содержит «здоровый» ген, который доминирует над «больным» геном, а у мужчин оказывается только «больной» ген.

К числу хромосомных болезней относятся болезнь Дауна (умственная отсталость, связанная с появлением третьей лишней хромосомы в 21 паре), волчья пасть, шестипалость, аномалии глазного яблока (связаны с трисомией в 13-15 парах). Часто лишняя хромосома наблюдается у детей пожилых родителей.

Болезни с доминантным типом наследования или сцепленные с полом обнаруживаются сравнительно легко. Труднее установить значение наследственности в развитии таких широко распространенных полигенных болезней с наследственным предрасположением, как гипертоническая болезнь, атеросклероз, язвенная болезнь, шизофрения, бронхиальная астма и др. Частота возникновения и тяжесть течения этих болезней зависят от конкретного сочетания факторов окружающей среды и наследственного предрасположения.

Раннее патогенное влияние на плод не является неизбежным, так как в процессе последующего развития может произойти компенсация нарушений. Зародыши отличаются не только высокой чувствительностью к повреждающим воздействиям, но и весьма большой способностью к восстановлению нормального развития после возникших нарушений.

К факторам, нарушающим нормальный ход зародышевого развития, могут быть отнесены следующие:

  • 1) местные патологические процессы в слизистой оболочке матки,
  • 2) недостаток снабжения зародыша кислородом и питательными веществами,
  • 3) поступление в кровь плода тех или иных вредных для него веществ (лекарственные препараты, алкоголь, никотин, наркотические препараты и др.).

Голод или недостаток в пище матери витаминов, белков приводят к гибели зародыша или к аномалии его развития. Одним из отрицательных факторов воздействия на развитие организма является ионизирующее облучение. Наибольшей чувствительностью к лучевому воздействию обладают клетки нервной системы и кроветворных органов эмбриона. Лучистая энергия ведет к повреждению хромосомного набора половой клетки.

Большую опасность для плода представляют инфекционные заболевания матери. Вирусные заболевания, такие как корь, краснуха, оспа, грипп, гепатит, свинка оказывают негативное влияние на развивающийся плод преимущественно в первые месяцы беременности, дизентерия, туберкулез, сифилис, токсоплазмоз - в основном во вторую и последнюю треть беременности.

Факторы, нарушающие нормальное развитие, воздействуют не только через организм матери, но через отцовский организм.

Для нормального развития любой клетки, в том числе сперматозоидов, требуются благоприятные условия. Неблагоприятные факторы внешней среды (ионизирующее излучение, изотопы в почве, строительных материалах, химические раздражители, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, неполноценное питание) могут нарушить нормальное развитие половых клеток и вызвать аномалии развития в организме зародыша.

В настоящее время известны более 2000 наследственных болезней, из каждых 100 новорожденных 4-7 детей имеют генетические дефекты. В последние годы большое значение приобретают медико-генетические консультации, где врачи-генетики проводят точный научный расчет возможности проявления того или иного наследственного заболевания.

Таким образом, исходным условием развития человека являются наследственные факторы, заложенные в генах.

О значении наследственных задатков говорят факты раннего проявления особой одаренности у детей, например, музыкального дара, когда о музыкальном воспитании не могло быть речи. Например, Моцарт, будучи четырехлетним ребенком, написал свое первое, очень сложное произведение. Известны исторические факты родовых генных богатств, когда, например, музыкальная или писательская одаренность проявлялась в течение многих поколений. В родословной Иоганна-Себастьяна Баха насчитывалось 58 музыкантов.

Каждый ребенок имеет свою генетическую основу, генетические задатки, но их реализация в значительной степени зависит от условий среды, то есть от условий жизни ребенка, воспитания и обучения. Поэтому задача родителей и педагогов заключается в своевременном выявлении природных способностей ребенка и создании условий для их дальнейшего развития. Наиболее полно они развиваются в благоприятных условиях внешней среды. Нормальные социально-гигиенические условия жизни, систематические занятия с ребенком, физические упражнения способствуют нормальному физическому и психическому развитию детей. Ребенок должен чувствовать любовь со стороны самых близких людей, для него одинаково вредны как чрезмерное внимание, так и «заброшенность». При отсутствии заботы дети растут ослабленными, часто болеют, отстают в умственном развитии.

Воспитание и обучение в значительной мере обусловливают те изменения, которые претерпевает человек с момента рождения и до наступления зрелости, его мировоззрение, взгляды, мораль, поступки и все поведение в целом.

Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.

Наследственностью принято называть передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность ʼʼзаписатьʼʼ определœенную информацию.

Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определœенного признака, принято называть геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Комбинации этих признаков бывают самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет ʼʼгенный портретʼʼ человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.

Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом делœе он может иметь весьма скромные задатки. По этой причине очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, должна быть, унаследовал от дедов, а не от родителœей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всœегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

1. Наследование интеллектуальных качеств .

Дети наследуют не готовые способности к определœенному виду деятельности, а только задатки - потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются исходя из обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт какой-либо деятельности человека). Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителœей к детям. Вместе с тем педагоги всœего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.

2. Наследование специальных качеств.

Специальными называются задатки к определœенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, в случае если человеку предоставляются необходимые условия.

3. Наследование моральных качеств.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что всœе психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного - ``чистый лист""). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.
Размещено на реф.рф
ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, - это является доказательством неизменности человеческой природы.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

При этом развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды исходя из их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:

· неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);

· органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);

· социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).

К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).

Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Большое значение играет социальный фактор.
Размещено на реф.рф
Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителœей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посœещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Вместе с тем, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелœета͵ как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелœет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.

Педагоги всœего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует - есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всœего, среду социальную и домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних - значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.

Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма." 2017, 2018.

Анатомия вопросы..

№1.Понятие здоровья, его критерии. Группы здоровья детей. Значение изучения анатомии и физиологии.

Понятие здоровья

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

· Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

· Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

· Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя "душе лениться". Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце. И его мощность подсчитать. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4).

Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Группа здоровья Описание
1 Здоровые или редко болеющие. Отклонения, которые не влияют на общее состояние или не требуют коррекции. Возможны незначительные отклонения нервно-психического развития. Практически здоровые (на момент осмотра), нет функциональных отклонений, анатомических дефектов
2 Общая задержка физического развития (без патологий). Частота заболеваний - более 4 раз в год. Восстановление после тяжелой или среднетяжелой болезни занимает более 3 недель. Отклонения, существенно влияющие на жизнедеятельность (близорукость, плоскостопие, анемия). Недоношенность. Низкая/избыточная масса тела Риск возникновения патологий или перехода какого-либо заболевания в хроническую форму. Послеоперационное состояние (с сохранностью функций). Низкий гемоглобин
3 Одно хроническое заболевание не тяжелого течения; в стадии ремиссии. Возможно частичное ограничение обучения, физической активности
4 Несколько хронических заболеваний, одно или более протекает в острой форме. Изменение затронутых органов или систем. Врожденный порок, препятствующий полноценному обучению или труду. Необходима поддерживающая терапия
5 Инвалидность. Хотя бы одно серьезное хроническое заболевание, физический недостаток, нарушение нормальных жизненных функций. Посещение детских и подростковых учреждений общего профиля исключено

Физиология. изучает также закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой, их поведение в различных условиях. Анато́мия челове́ка (- разрезание) - раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия человека - одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с такими отделившимися от неё дисциплинами, как антропология и физиология человека, а также сравнительной анатомией, эволюционным учением и генетикой. Выделение анатомии человека из сферы анатомии живых организмов обусловлено не только наличием у человека характерных анатомических признаков, но и формированием у человека мышления, сознания и членораздельной речи.

Анатомия «нормального» (здорового) тела человека традиционно рассматривается по системам органов - нормальная (систематическая) анатомия человека. Помимо этого, на базе анатомии человека с учётом накопленного хирургического опыта была создана такая дисциплина, как топографическая анатомия, позволяющая оперирующим хирургам изучать строение тела по областям, рассматривая взаимоотношения органов друг с другом, со скелетом и др. Развивается функциональная анатомия, рассматривающая строение человека с точки зрения его функций (например, строение кровеносных сосудов с позиций гемодинамики, механизм перестройки кости с учётом функций воздействующих на неё мышц и т. д.) .

Достижения медицины способствовали выделению отдельной дисциплины, изучающей морфологические изменения систем и органов человека при заболеваниях - патологической анатомии.

С развитием рентгенологии была создана принципиально новая анатомическая дисциплина - рентгеноанатомия, предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов. Внешнюю форму тела человека и его пропорции изучает пластическая анатомия.

№2. Клеточное строение организма человека

Органические вещества клетки

Название веществ Из каких эле­ментов состоят Функции веществ
Углеводы Основные источники энергии для осуществления всех жиз­ненных процессов.
Жиры Углерод, водо­род, кислород. Входят в состав всех клеточных мембран, служат запасным ис­точником энергии в организме.
Белки Углерод, водород, ки­слород, азот, сера, фосфор. 1. Главный строительный материал клетки; 2. ускоряют течение химических реакций в организме; 3. запасной источник энергии для организма.
Нуклеиновые кислоты Углерод, водо­род, кисло­род, азот, фосфор. ДНК - определяет состав бел­ков клетки и передачу наслед­ственных признаков и свойств следующим поколениям; РНК - образование характерных для данной клетки белков.

Строение клетки

Части клетки Их значение
Цитоплазма Внутренняя среда клетки.
Ядро Контролирующий центр клегки. Осуществляет кле­точную активность и содержит наследственный мате­риал клетки.
Плазматическая мембрана Регулирует состав клеточного содержимого, осущест­вляет обмен веществ между клеткой и внешней сре­дой.
Ядерная мембрана Отграничивает ядро от цитоплазмы.
Ядрышко Находится внутри ядра, принимает участие в синтезе белков.
Рибосомы Осуществляют сингез белка
Митохондрии В них находятся,ферменты, при помощи которых пи­тательные вещества расщепляются, а энергия запаса­ется в виде особого вещества - АТФ.
Клеточный центр Участвует в делении клетки.

2.краткая характеристика основных групп тканей

Ткань - исторически сложившаяся структура клеток и внеклеточного живого вещества, обладающая определенными морфофункциональными свойствами, присущими только данному виду ткани.
Органическое морфофункциональное единство организма достигается только при взаимодействии всех тканей.
В организме различают четыре типа тканей: 1) эпителиальную, 2) соединительную, 3) мышечную и 4) нервную.
Эпителиальная (пограничная) ткань . К эпителиальной ткани относятся эпителиальные клетки, выстилающие поверхность тела, слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма, а также формирующие железы внешней и внутренней секреции. Эпителий, выстилающий слизистую оболочку, располагается на базальной мембране, а внутренней поверхностью непосредственно обращен к внешней среде. Его питание совершается путем диффузии веществ и кислорода из кровеносных сосудов через базальную мембрану. По форме клеток (рис. 7)
различают эпителий плоский (кожа), кубический (капсула клубочка почки), цилиндрический (кишечник), по числу слоев - однослойный и многослойный. Если все эпителиальные клетки достигают базальной мембраны, это однослойный эпителий, а если с базальной мембраной связаны только клетки одного ряда, а другие свободны,- это многослойный. Однослойный эпителий может быть однорядным и многорядным, что зависит от уровня расположения ядер. Иногда одноядерный или многоядерный эпителий имеет мерцательные реснички, обращенные во внешнюю среду.

Соединительная ткань . Весьма разнообразна по строению, но все разновидности соединительной ткани развиваются из мезенхимы (средний зародышевый листок). К соединительной ткани относятся кровь и кроветворная ткань, лимфатическая ткань, костная ткань, хрящевая ткань, волокнистая соединительная ткань. Вот почему, учитывая разнообразие строения разновидностей соединительной ткани, их называют тканями внутренней среды.

Мышечная ткань . К мышечным тканям относятся поперечнополосатые, гладкие мышечные волокна и сердечная мышца, (рис 15, 16). За счет мышц происходят сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов, перемещение частей тела. Поперечнополосатые мышцы сокращаются по желанию человека. Гладкие мышцы и сердечная мышца входят в состав внутренних органов, не подчиняются воле человека и иннервируются вегетативной частью нервной системы.
Нервная ткань . Состоит из нервных клеток (нейронов) и нейроглии (рис. 17, 18). Нервные клетки имеют различную форму. Нервная клетка снабжена древовидными отростками - дендритами, передающими раздражения от рецепторов к телу клетки, и длинным отростком - аксоном, который заканчивается на эффекторной клетке. Иногда аксон не покрыт миелиновой оболочкой.
Нейроглия относится к нервной ткани и, окружая нейроциты (нейроны), представляет опорную ткань в нервной системе.
Все ткани обладают определенными качествами, закрепленными в филогенезе. Тем не менее возможна частичная перестройка ткани при изменении условий существования.

№3 Внутриутробный период развития организма.

Во внутриутробном развитии человека условно выделяют три периода:

1. Период имплантации длится от момента оплодотворения до 2 недель. Для этого периода характерно быстрое планомерное дробление оплодотворенной яйцеклетки, продвижение ее по маточной трубе к полости матки; имплантация (прикрепление зародыша и внедрение в слизистую оболочку матки) на 6–7-й день после оплодотворения и дальнейшее формирование плодных оболочек, создающих необходимые условия для развития зародыша. Они обеспечивают питание (трофобласт), создают жидкую среду обитания и механическую защиту (жидкость плодного пузыря).

2. Эмбриональный период длится с 3-й по 10–12-ю недели беременности. В этот период образуются зачатки всех важнейших органов и систем будущего малыша, происходит формирование туловища, головы, конечностей. Идет развитие плаценты - важнейший орган беременности, разделяющий два кровотока (матери и плода) и обеспечивающий обмен веществ между матерью и плодом, защиту его от инфекционных и других вредных факторов, от иммунной системы матери. В конце этого периода эмбрион становится плодом, имеющим похожую на ребенка конфигурацию.

3. Плодный период начинается с 3-го месяца беременности и заканчивается рождением ребенка. Питание и обмен веществ плода осуществляется через плаценту. Происходит быстрый рост плода, формирование тканей, развитие органов и систем из их зачатков, формирование и становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнь плода в утробе матери и ребенка после рождения.

После 28-й недели беременности у плода начинает формироваться запас ценных веществ, необходимых в первое время после рождения - соли кальция, железа, меди, витамин В12 и др. Происходит созревание сурфактанта, обеспечивающего нормальную функцию легких. На внутриутробное развитие воздействуют различные факторы окружающей среды. Наиболее значимое влияние они оказывают на органы, которые в момент воздействия наиболее интенсивно развиваются.

Возрастная периодизация.

Возрастная периодизация - периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастнойстратификации.

Проблема периодизации[править | править вики-текст]

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития(условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывалИ. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета - это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются некогорые различия.

Третья система отсчета - это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Периодизация Выготского

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому :

· кризис новорожденности (до 2 мес.)

· младенческий возраст (до 1 года)

· кризис 1 года

· раннее детство (1-3 года)

· кризис 3 лет

· дошкольный возраст (3-7 лет)

· кризис 7 лет

· школьный возраст (7-13 лет)

· кризис 13 лет

· пубертатный возраст (13-17 лет)

· кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

· Раннее детство

· Младенчество (0-1 год)

· Ранний возраст (1-3 года)

· Детство

· Дошкольный возраст (3-7 лет)

· Младший школьный возраст (7-11/12 лет)

· Отрочество

· Подростковый возраст (11/12-15 лет)

· Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии .

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:

· Младенчество (от рождения до 1 года)

· Раннее детство (1 - 3 лет)

· Игровой возраст, дошкольный (4 - 6-7 лет)

· Школьный возраст (7-8 - 12 лет)

· Юность (13 - 19 лет)

· Молодость (19-35 лет) - начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста

· Взрослость (35-60 лет) - период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками

· Старость (от 60 лет) - период, когда основная работа жизни закончилась

Рост и развитие детского организма.

Рост и развитие, дифференцировка тканей и органов, формо­образование. Рост - это увеличение размеров развивающегося организма в результате размножения клеток тела, увеличения их объема и возрастания массы живого вещества. Общий рост харак­теризуется увеличением длины тела, что зависит от роста и разви­тия скелета. Он является одним из главнейших показателей здо­ровья и физического развития детей.

Одновременно с ростом совершается физическое развитие - происходит усложнение строе­ния, или морфологическая дифференцировка тканей и органов и их систем, изменяется форма органов и всего организма, совершен­ствуются и усложняются функции и поведение. Рост и развитие организма связаны взаимной закономерной зависимостью. В про­цессе роста и развития накапливаются количественные изменения, приводящие к появлению новых качеств.
Единство физического и психического развития детей. Все выдающиеся педагоги отмечали, что знание анатомии и физиоло­гии очень важно в воспитании и обучении детей. Только на основе знаний анатомических, физиологических и психологических осо­бенностей, свойственных каждому возрасту, возможно воспитание чувств, отвлеченного мышления, сознания, познавательной и воле­вой деятельности. Только при точном знании строения и функций организма детей каждого возраста возможны научно обоснованная охрана здоровья детей, рациональная организация их обучения и воспитания и совершенствование физического развития.
Физическое и психическое развитие детей взаимосвязаны; это положение выдвинул известный педагог и анатом П. Ф. Лесгафт. Совершенствование физических способностей и развития, обучение двигательным умениям и навыкам, ознакомление с основами лич­ной и общественной гигиены, формирование волевых, нравствен­ных и эстетических качеств невозможно без знания возрастных особенностей психического развития; физическое воспитание про­изводится посредством воздействия на психику детей и в свою оче­редь отражается на развитии психики.
Физическое развитие обусловливает психическое, что особенно отчетливо обнаруживается при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, проявляющемся и в слабоумии. Де­тей, с рождения лишенных больших полушарий головного мозга, невозможно обучить речи и ходьбе, у них отсутствуют нормальные ощущения и мышление. После удаления половых желез и при недостаточной функции щитовидной железы наблюдается умственная отсталость.
Умственная работоспособность возрастает после уроков физи­ческого воспитания, кратковременных дозированных физических упражнений па общеобразовательных уроках и перед приготовле­нием домашних заданий.
Роль речи в физическом и психическом раз­витии детей. Для физического и психического развития детей большое значение имеет речевая функция, которая оказывает ве­дущее влияние на развитие чувств, мыслей и воли школьника и на его физическое воспитание. С возрастом роль речи в формирова­нии личности школьника и его сознания, а также в его обучении труду и физическим упражнениям увеличивается.
Речь является орудием формирования и выражения мыслей, посредством речи производится обучение и воспитание детей. С возрастом у детей увеличивается способность отражения объек­тивной действительности в понятиях, отвлечениях и обобщениях, в законах природы и общества.
В младшем школьном возрасте преобладает конкретное, на­глядно-образное и практически-действенное мышление. Конкрет­ные образы и действия развивают у младших школьников конкретную память, которая в свою очередь оказывает большое влияние на их мышление.
В среднем школьном возрасте начинает постепенно преобла­дать словесное, отвлеченное, абстрактное мышление, которое ста­новится ведущим у старших школьников. В этом возрасте пре­обладает словесная, смысловая память.
Дети обучаются письменной речи посредством устной. Совер­шенствование письменной речи приводит к еще большему разви­тию устной речи и процесса мышления.
В процессе развития способности к обобщениям, к отвлеченному мышлению происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному целенаправленному вниманию. Произвольное и непроизвольное внимание воспитывается: и тренируется в процессе психической и физической деятельности детей.
Речь и мышление развиваются одновременно в процессе обще­ния с окружающими людьми посредством речи, во время игры, физических упражнений и трудовой деятельности детей. Речь оказывает влияние на психическое развитие детей.
Возрастная физиология взаимосвязана с возрастной психоло­гией, которая изучает закономерности возникновения, развития и проявлений психики детей. Ее предмет - изучение содержания психики, т. е. того, что именно и как отражает человек в окружаю­щем его мире. Психика - результат рефлекторной, или отража­тельной, деятельности головного мозга людей. Физиология изучает только физиологические механизмы работы головного мозга. Осо­бенно важно изучение функций трудовой деятельности организма человека и его речи, которые являются физиологической основой психики.

Наследственность и среда, их влияние на развитие организма

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.

Участок молекулы ДНК, хранящий информацию определенного признака, называется геном. Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. У человека в ядрах соматических клеток содержится 46 хромосом, а в ядрах половых – 23. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Комбинации этих признаков могут быть самые разные. Данная комбинация унаследованных признаков и определяет «генный портрет» человека – его генотип. Совокупность свойств организма, приобретенных в процессе жизни, определяет фенотипический портрет человека – его фенотип. Таким образом, каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Однако развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды в зависимости от их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы: неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.), органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами) и социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.). К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана (1847) и Аллена (1877).

Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Кроме того, большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению.

Таким образом, только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста

№4. Обзорное строение и функции пищеварительной системы.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.