Возможное и действительное. Она противопоставляется возможности или соотносится с ней, т.е. с тем, что существует лишь в качестве зародыша чего-то иного. Можно сказать, что действительность - это реализованная возможность

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

Кафедра ____________________________________________

(название кафедры, на которую передаётся работа)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №____________

По дисциплине______________ Философия_______________________

(название дисциплины по учебному плану)

_____________________________________________________________

На тему «Соотношение материального и идеального (духовного) как фундаментальная проблема философии и возможные пути ее решения»

Вариант________

_____________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Преподаватель:___________________

________________________________

Екатеринбург 2010 г.

Соотношение материального и идеального (духовного) как фундаментальная проблема философии и возможные пути ее решения Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная область знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете, зависит решение всех других философских проблем, является вопрос об отношении материального и духовного (идеального), формулируемый традиционно как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Оговоримся сразу, что понятия «бытие», «природа», «материя», «материальное» в данном контексте употребляются как синонимы, равно как и понятия «дух», «мышление», «сознание», «духовное» (идеальное). Данный вопрос имеет глубокие жизненные основания. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: явления материальные , т.е. существующие вне и независимо от сознания, и явления духовные , т.е. идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия является системой знаний о мире как целом, постольку и возникает необходимость выяснить, прежде всего, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, дух и природа, составляющие это единое целое.Вопрос об отношении мышления к бытию получил название основного вопроса философии. Термин «основной вопрос философии» ввел Ф. Энгельс в 1886 г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Сегодня отношение к данному вопросу неоднозначно. Диапазон мнений колеблется от попыток лишить этот вопрос ореола универсальности до полного его отрицания, как лишенного познавательного смысла и значения. Но ясно и другое. Невозможно игнорировать противоположность материального и идеального. Очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Уже Платон отмечал тех, кто за первичное брал идею, и тех, кто за первичное принимал мир вещей. Исследование соотношения бытия и сознания, материального и идеального является условием, без которого человек не сможет выработать свое отношение к миру, не сможет ориентироваться в нем.Более четко этот вопрос сформулировал Ф. Шеллинг. Он говорил о соотношении объективного, действительного мира, который находится «по ту сторону сознания» и «идеального мира», находящегося «по эту сторону сознания» 11 Мир философии. Ч.I. С.51; Ч.II. С.31-33. . Бертран Рассел также писал: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астрономам, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А может быть, он является и тем, и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслужить высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы... - дело философии» Таранов П.С. Многоликая философия: В 2 т. Донецк: Сталкер, 1998. Т.1. С.100. . Таким образом, проблема «материя и дух» пронизывает всю историю философской мысли как одна из важнейших. Она продолжает сохранять свою актуальность и как одна из загадок мира, и как одно из существенных оснований для упорядочения философских школ, учений, взглядов.Вопрос о соотношении материального и духовного (идеального) многоаспектен. В реальной жизни он высвечивается различными гранями, выступает в разных формулировках и постановках и его нельзя сводить только к тривиальному «что первично?». Так, уже на уровне мифологического мировоззрения он выступал как вопрос о соотношении души и тела. Позднее возникают вопросы об отношении мысли к предмету мысли, общественного сознания и общественного бытия, умственного и физического труда. Это также вопросы об отношении реальности и идеала, отношении между тем, что есть, и тем, чего хотят люди. Одним из важнейших аспектов основного вопроса философии является вопрос о соотношении исторической необходимости и свободы человека. Рассмотрение всех вышеназванных вопросов и осуществляется через призму категорий «материя» и «сознание», «материальное» и «идеальное», «дух» и «природа».Основной вопрос философии включает в себя два аспекта, две стороны рассмотрения: онтологическую и гносеологическую . Первая заключается в постановке и решении проблемы, что первично: материя или сознание. По существу, это вопрос о природе, сущности мира, о том, материален он или идеален, сознание ли зависит от окружающего мира, производно от него или сам мир производен от сознания? Существуют различные варианты решения данного вопроса. Так, древнегреческий философ Гераклит (ок. 544-483 до н.э.) утверждал, что «этот мир... не сотворил никто из богов или людей, но всегда был, есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере» Цит. по.: История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. С.81. . Другой древнегреческий мыслитель Платон, напротив, считал, что есть два мира: первичный, потусторонний мир, который он называл миром идей, и мир вторичный, производный от первого - мир вещей. По мнению Платона, материальный мир, мир вещей - это лишь тени, искаженное отражение мира идей. Русский мыслитель XVIII в. Андрей Михайлович Брянцев полагал, что великие и вечные во вселенной законы установлены всемогущим повелителем природы Русская философия второй половины XVIII в.: Хрестоматия. Свердловск, Изд-во Урал. ун-та, 1990. С.205. .В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии философы разделились на 2 направления: материалистов, считавших основным началом природу, материю, и идеалистов, утверждавших, что дух существовал прежде природы, и признававших в конечном счете сотворение мира Согласно источникам, сами термины «материализм» и «идеализм» были введены немецким философом Г. Лейбницем (1646-1716 гг.) в начале XVIII в. Образцом (родоначальником) идеализма для него был Платон, а в наибольшей мереярким выразителем первой (наивной) формы материализма - Демокрит. Позднее эти два направления в философии получили названия «линия Платона» и «линия Демокрита». //Кириленко Г. Г. , Шевцов Е. В. Философия. М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО Изд-во ЭКСМО, 2003. С. 31. .Взгляд, согласно которому за основу мира признается одно, единое начало, получил название «монизм» (от греч. monos - единый). Как видно из приведенного выше, монизм может быть либо материалистическим, либо идеалистическим. Но в истории философии существовал и дуалистический взгляд на мир (от лат. dualis - двойственный). Дуализм - мировоззрение, которое признает не одно, а сразу два начала - полностью автономных и равноправных, существующих одновременно, независимо друг от друга - материю и дух, которые развиваются самостоятельно по своим специфическим законам (Р. Декарт, 1596-1650 гг.). И все-таки дуализм не составлял какой-либо особой, самостоятельной линии в философии. Философы-дуалисты в конечном счете примыкали либо к идеализму, либо к материализму.Материализм прошел ряд ступеней в своем развитии. Исторически первая форма материализма - материализм древних греков. Эту форму обычно называют наивным, стихийным материализмом. Он был результатом непосредственного созерцания мира и не мог еще опираться на науку, поскольку она только начинала зарождаться и сама еще находилась в лоне философии. Особенностью этого материализма было то, что он сочетался с элементами стихийной диалектики (Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и др.). Вторая историческая форма материализма - механистический, метафизический материализм XVII-1-й половины XIX вв. Это типичный созерцательный материализм. Он назывался механистическим, поскольку все многообразие явлений мира объяснял лишь законами механического движения, а метафизическим - поскольку мир, природу, материю рассматривал в сущности как неизменные, вне связи и исторического развития (Ф. Бэкон (1561-1626), Т. Гоббс (1588-1679), А.Н. Радищев (1749-1802), М.В. Ломоносов (1711-1765) и др.). Третья форма материализма - материализм русских мыслителей-демократов - В.Г. Белинского, А.Н. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др. Их материализм представлял переходную форму между метафизическим материализмом и материализмом диалектическим. Он уже сознательно был связан с элементами диалектического метода.Наконец, четвертая историческая форма материализма - это диалектический материализм. Основу его составляет не только признание материальности мира, но и рассмотрение всех явлений природы, общества, мышления как взаимосвязанных, находящихся в процессе непрерывного движения, изменения и исторического развития (К. Маркс, Ф. Энгельс).Идеализм полагает, что первично духовное (сознание), а природа, бытие, материя так или иначе порождены сознанием. Существуют две разновидности идеализма: объективный и субъективный . Объективный идеализм полагает, что объективно, независимо от сознания человека существует некое духовное начало - мировой дух, мировой разум, мировая идея (или мир идей), а природа, бытие, материя, человек есть лишь порождение этого духовного начала. Наиболее крупными представителями объективного идеализма в истории философии были Платон (427 - 347 гг. до н.э.) и Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.). Ныне это персонализм, неотомизм и т.д. Идеализм в своей объективной форме зародился еще до нашей эры, и долгое время (вплоть до XVII в.) развивалась именно эта форма идеализма. Почему? Дело в том, что человек не сразу стал концентрировать внимание на себе самом; перед человеком, только вступающим на путь своего развития, вставали вопросы осмысления, прежде всего, внешнего для него мира. С чем это было связано? Живя в мире и будучи полностью зависимым от него, человек должен был узнать как можно больше о природе, которая его окружала, о строении мироздания. Необходимо было выяснить, почему мир, в котором живет человек, так устроен, откуда он взялся. Следовательно, человек пока не концентрировал свое внимание на самом себе как личности, субъекте, способном что-либо менять в этом мире, быть в какой-то мере свободным по отношению к нему. Все внимание было направлено на объект, на попытки объяснить этот объект. Это было обусловлено сильной зависимостью каждого отдельного человека от природы, от совместной деятельности, невозможностью в достаточной степени проявить свою индивидуальность. Поэтому и объяснение мира «разыскивалось» вне человека (субъекта). Таким образом, абсолютизировался момент объективной необходимости обстоятельств и причин, их порождающих. Как видим, объективный идеализм тесно смыкается с теологией (учение о божественном начале), но не тождествен ей.Другой разновидностью идеализма является субъективный идеализм. Термин «субъективный» означает «зависимый от сознания субъекта, существующий лишь в сознании субъекта». Для субъективного идеализма характерна абсолютизация роли сознания субъекта. Каковы его «земные» основы? Дело в том, что начиная с эпохи Возрождения, в период зарождения капиталистических производственных отношений проявляется пристальное внимание к внутреннему миру человека, к субъективному «Я». С чем это связано? Во-первых , достаточно высокий для того времени уровень развития материального производства, накопленный человечеством опыт освоения природы, а также значительные научные достижения и в целом развитие духовной культуры привели к тому, что человек из полностью зависимого от внешнего объекта (природы, общественной ситуации, религии и т.п.) постепенно превращается в субъекта, в определенной степени господствующего над объектом. Человек начинает чувствовать себя более свободным, в чем-то определяющим внешние обстоятельства. Естественно, встает задача изучения своих собственных, человеческих, субъективных способностей, определения человеческого «Я». Во-вторых , зарождение и развитие частного капиталистического предпринимательства требовало научного осмысления роли личности в общественной жизни в целом и в процессе производства, прежде всего. Следовательно, внимание к изучению субъективной активности в познании и в утверждении активной роли субъекта в практической жизни было объективно обусловлено зарождением капиталистического способа производства.Чтобы более наглядно представить точку зрения субъективного идеализма, попытаемся ответить на вопрос: как для каждого из нас представлен окружающий мир, как и где он существует? Он существует для нас только через наши собственные ощущения и только в нашем сознании. Лиши нас ощущений и сознания, и мир для нас перестанет существовать: мы никак не сможем его почувствовать и осмыслить. Причем каждый из нас представляет мир по-своему, индивидуально, каждое субъективное сознание уникально. Получается, что вне нашего сознания материальный мир для нас не существует. Иными словами, субъективный идеализм отождествляет вещи, объекты с ощущениями субъекта. Основной тезис субъективного идеализма: «предмет, вещь - совокупность ощущений субъекта». Упрощенно логику рассуждений субъективного идеалиста можно представить следующим образом: на вопрос «Что такое яблоко?» можно ответить так: «Яблоко - это круглое, сладкое, твердое, красное» и т.д. А что такое «красное», «твердое», «сладкое», «круглое»? Это ощущения субъекта. Следовательно, вещи (предметы) - это совокупность ощущений субъекта. Если последовательно проводить эту идею, то можно прийти к солипсизму (от лат. solus - единственный, ipse - сам), т.е. к выводу о том, что существует только человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и другие люди, существуют лишь в сознании субъекта. Таким образом, гносеологическим основанием субъективного идеализма является абсолютизация ощущения как источника познания. Наиболее крупными представителями субъективного идеализма в истории философии являются английский философ Д. Беркли (1685-1753), английский философ, историк, психолог Д. Юм (1711-1776) и немецкий философ И. Фихте (1762-1814). Сегодня субъективный идеализм представлен такими течениями, как экзистенциализм, неопозитивизм и др. Современный субъективный идеализм ставит проблему специфически: через ориентацию на ценности и смысл жизни каждого конкретного человека. Для человека объективный, вне сознания существующий мир не имеет никакого смысла. Важно другое: что есть внутри меня, что я внутренне, субъективно переживаю? Моя жизнь уникальна и неповторима, у меня собственное представление о смысле жизни, об идеалах и ценностях. Объект во мне, а не вне меня, он от меня зависит. Мое «Я» первично, определяющее, остальное бессмысленно. Проникнуть во внутренний мир другого человека нет никакой возможности. Мое «Я» «приговорено вариться» внутри себя, меня не интересуют какие-то объективные законы материального мира сами по себе. Такая форма мировоззрения, призывающая обратиться внутрь себя, своего субъективного «Я» и закрыть глаза на то, что делается вне его (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.), характерна для той системы общественных отношений, из которой человек устранен как личность, где понятие свободы вывернуто наизнанку.Все сказанное выше приводит нас к мысли о том, что идеализм (как объективный, так и субъективный) имеет определенные гносеологические (теоретико-познавательные) корни. Они - в самом процессе познания, в его сложности и противоречивости. Уже в процессе познания существует возможность отрыва ощущений, понятий человека от реальных вещей, отлета фантазии от объективной реальности. Эта возможность становится действительностью в результате одностороннего, преувеличенного развития, раздувания одной из сторон, черточек, граней познания в абсолют, оторванный от природы, от материи и обожествленный. Объективный идеализм абсолютизирует роль понятий, абстрактного мышления, что и приводит к выводу о первичности идей, понятий и вообще идеального по отношению к материи, природе, бытию. Субъективный идеализм абсолютизирует роль ощущений, восприятий, одинаково противопоставляя их всему остальному миру.Выше мы подчеркнули, что основной вопрос философии имеет две стороны. Вторая, гносеологическая, сторона основного вопроса философии формулируется так: «Познаваем ли мир?». Иначе, это вопрос о том, как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру, может ли человек в своих понятиях, суждениях, представлениях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Материализм всегда стоял на позициях познаваемости мира. Подавляющее большинство философов-идеалистов также утвердительно отвечает на этот вопрос. Правда, следует оговориться: утверждения идеалистов и материалистов относительно возможности познания звучат по форме одинаково, но вкладывается в них различное содержание. Дело в том, что решение второй стороны основного вопроса философии неразрывно связано с решением первой его стороны, т.е. зависит от того, что признается первичным, иными словами, от уяснения того, о познании какого мира идет речь. Материализм говорит о познании объективного, материального мира, а сами знания рассматривает как идеальные образы этого мира. Субъективный идеализм сводит процесс познания лишь к описанию собственных ощущений. С точки зрения объективного идеализма, например, Гегеля, - человек познает не объективный, материальный мир сам по себе, а воплощенное в нем «инобытие» Абсолютного духа.Вместе с тем есть философы, которые в принципе отрицают возможность познания мира. Такие философы называются агностиками (от греч. а - не, gnosis - знание). Агностицизму в древнегреческой философии предшествовал скептицизм (Диоген, Секст Эмпирик) (от греч. skeptomai - сомневаюсь). Скептики выражали сомнение в возможности достижения достоверного знания о мире. Наиболее крупными, можно сказать классическими, представителями агностицизма в истории философии были английский философ, историк, психолог Д. Юм и немецкий философ И. Кант (1724-1804). Юм - субъективный идеалист, следовательно, для него мир - «совокупность моих ощущений». На вопрос же о том, что стоит за нашими ощущениями, т.е. чем они вызываются, Юм отвечал, что мы не знаем и знать не можем. Кант в отличие от Юма утвердительно отвечал на вопрос о существовании объективной реальности. Кант признавал, что вещи существуют объективно, вне нас, независимо от нас. Но считал их «вещами в себе», так как «о том, каковы они сами по себе, - писал Кант, - мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» 11 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т.4. Ч.1. С.105. . Кант доказывал, что между «вещью в себе» и «явлением» (тем, как она нам является) существует непреодолимая пропасть, которую человеческий разум не в состоянии преодолеть. Отличие агностицизма Канта от агностицизма Юма позволяет говорить о двух оттенках, разновидностях агностицизма: юмовского и кантовского. Таким образом, в решении вопроса о познаваемости мира можно выделить следующие основные позиции: скептицизм и агностицизм. гносеологический оптимизм. Проблеме познания будет посвящена отдельная лекция. Подчеркнем лишь, что попытка решить вопрос о возможности познания мира, изолируясь от человеческой практики, - это бесплодная попытка. Только в практике человек может доказать истинность и мощь своего мышления. Следует также различать два аспекта проблемы познаваемости мира: 1) способен ли человек познавать мир, т.е. способно ли человеческое сознание правильно отражать мир? и 2) возможно ли достижение полного, исчерпывающего знания о мире? Ясно, что ответы на эти вопросы будут существенно отличаться.Другой важнейшей философской проблемой является проблема метода в философии. Проблема метода в философии - это, по существу, вопрос о том, в каком состоянии находится мир. Находится ли он в движении, изменении, развитии или в нем господствуют устойчивость и неизменность? Имеет место ли в мире взаимная связь и обусловленность явлений или они совершенно изолированы друг от друга? Сам термин «метод» происходит от лат. metode, что в переводе означает «путь к чему-либо». Начало этот термин берет от Сократа. Он возник позже термина «философия». Метод - способ, путь, средство, совокупность правил, требований, принципов, ориентирующих человека в его познавательной и практической деятельности (сформулированных на основе знания закономерностей исследуемой области действительности). Есть методы частные, общие (например, идеализация, формализация, аксиоматический метод, метод математической гипотезы, индуктивный метод), и всеобщие . К всеобщим относятся философские методы: «диалектика» и «метафизика» . Несколько слов об истории и значении этих терминов. Диалектикой в древности называли умение вести беседу, умение установить истину в процессе столкновения мнений. В XVIII-XIX вв. немецкие философы понимали под диалектикой развитие мыслей через противоречия, которые имеются в самих мыслях. Маркс и Энгельс понимали под диалектикой определенный способ подхода к анализу действительности, который характеризуется рассмотрением вещей, явлений, процессов мира в их движении, развитии, изменении, всеобщей связи и взаимной обусловленности. Источник же движения диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих всем явлениям и процессам.Термин «метафизика» в переводе с греческого означал буквально «после физики» и вплоть до начала XIX в. употреблялся как синоним философии. Начиная с Гегеля под метафизикой стали понимать метод, противоположный диалектике. Для метафизики характерно одностороннее рассмотрение явлений, вне их связи с другими явлениями, без учета различных сторон и подходов к изучению объекта. Метафизику не интересуют происходящие с объектом изменения, она рассматривает вещь, в сущности, как неизменную, не может проанализировать объективных причин ее возникновения, развития и исчезновения. При этом сам метафизический метод претерпел определенную эволюцию. Со 2-й половины XIX в. с идеей развития были согласны уже все. Но на первый план выдвинулось не просто признание развития, а конкретное содержание развития. Дело в том, что метафизика в отличие от диалектики отрицает внутренние противоречия в явлениях и процессах и конечную причину развития видит, как правило, в потусторонней силе или «первотолчке». Сегодня метафизика как метод в «чистом» виде не существует. Можно говорить лишь о различных проявлениях метафизического способа мышления, таких как схоластика, софистика, эклектика, формализм, догматизм Философия. Тематический словарь: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005. С. 71,75,76. . Реальная практика убеждает в том, что именно диалектический метод является аналогом действительности, а потому более верно ориентирует познавательную и практическую деятельность человека.Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. Философские методы носят универсальный характер. Но они прилагаются к специальным областям знаний не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к специфическому материалу соответствующей науки. Важно вместе с тем отметить, что деление философов на материалистов и идеалистов не совпадает с делением их на метафизиков и диалектиков. Так, немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) был крупным представителем материализма. Но его материализм носил метафизический характер. Основатель же диалектики - Гегель - классический представитель объективного идеализма.Многообразие философских школ и направлений не означает, что между ними нет ничего общего. Все они по-своему стремятся решить одни и те же проблемы бытия и познания. В каждом из направлений так или иначе отражается та или иная сторона материальной и духовной деятельности человека, его отношение как к самому внешнему миру, так и к его познанию. Поэтому было бы неверно представлять историю философии лишь как историю борьбы различных философских школ и направлений. Это была также история их взаимовлияния и взаимообогащения. По замечанию одного из видных представителей русской философии 2-й половины XIX и 1-й трети XX вв. профессора философии Санкт-Петербургского университета А.И. Введенского, «...чуткость к чужим учениям - наилучший залог успешного развития философии. Это общий закон развития философии» Введенский А.И. Судьбы философии в России. М., 1898. С.4. .

Список использованной литературы

1. Мир философии. Ч.I. С.51; Ч.II. С.31-33.

2. Таранов П.С. Многоликая философия: В 2 т. Донецк: Сталкер, 1998. Т.1. С.100.

3. Цит. по.: История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. С.81.

4. Русская философия второй половины XVIII в.: Хрестоматия. Свердловск, Изд-во Урал. ун-та, 1990. С.205.

5. Кириленко Г. Г. , Шевцов Е. В. Философия. М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО Изд-во ЭКСМО, 2007. С. 31.

6. 1 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. Т.4. Ч.1. С.105.

7. Философия. Тематический словарь: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005. С. 71,75,76.

8. Введенский А.И. Судьбы философии в России. М., 1898. С.4.

Понятие возможности и действительности. Для выявления сущности объектов действительности в равной степени важно как исследование их настоящего, наличного состояния, так и изучение процесса их становления, генезиса. Постигнув же сущность, человек обретает способность заглянуть в будущее, предвидеть его, ибо

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 55.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 145.

общей чертой процессов изменения и развития, связанной с их непрерывностью, является обусловленность настоящего прошлым, будущего - настоящим. Диалектика взаимосвязи прошлого, настоящего, того, что появится в будущем при соответствующих условиях, отражается в категориях «действительность» и «возможность».

Категория возможности отражает тот этап становления явления, когда оно существует лишь в виде предпосылок или в качестве тенденции, присущей определенной действительности. Поэтому возможность следует определить как совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, становления новой действительности. В противоположность возможному как тому, что может быть, но чего еще нет, действительность есть ставшее, то есть осуществившаяся возможность и основа существования новых возможностей.

Поскольку любой процесс изменения и развития связан с превращением возможного в действительное, порождением этой новой действительностью новых возможностей и так далее, взаимосвязь возможного с действительным представляет собой общий закон изменения и развития в сфере объективного мира и познания.

Проблема возможности и действительности в истории философии. Вопрос о возможном и действительном привлекал внимание мыслителей еще в глубокой древности. Первую систематическую разработку его мы находим у Аристотеля. Он рассматривал возможное и действительное в качестве всеобщих сторон реального бытия и познания, как связанные моменты становления. Однако в ряде случаев Аристотель проявлял непоследовательность, допускал отрыв возможного от действительного. Так, в учении о материи"Как возможности, способной стать действительностью лишь через оформление, в котором осуществляется некая цель, мы находим пример метафизического противопоставления возможности и действительности, следствием которого явилась уступка идеализму в виде учения о «форме форм»- боге, «перводвигателе» мира и высшей цели всего существующего.

Антидиалектическую тенденцию аристотелевской философии абсолютизировала и сознательно поставила на службу идеализму и теологии средневековая схоластика. В учении Фомы Аквинского материя представлялась как неопределенная, бесформенная, пассивная возможность, которой придает действительное бытие лишь божественная идея - форма. Форма выступает активным началом, источником движения и его целью, разумной причиной осуществления возможного.


Субъективно-идеалистическую трактовку проблемы возможного и действительного дал Кант. Он отрицал объективное содержание этих категорий, утверждал, что «различение возможных и действи-

тельных вещей есть такое различение, которое имеет силу только субъективно для человеческого рассудка...» ". Возможным Кант считал то, мысль о чем не содержит противоречия. Такой субъективистский подход к возможному и действительному был подвергнут резкой критике Гегелем, развившим в рамках объективного идеализма диалектическое учение об этих категориях. Закономерности взаимосвязи возможного и действительного, гениально угаданные Гегелем, получили подлинно научное обоснование в философии марксизма, где впервые возможность и действительность были представлены в качестве категорий, отражающих соответствующие всеобщие и существенные моменты диалектического по своему характеру изменения и развития объективного мира и его познания.

Взаимосвязь возможности и действительности. Будучи противоположностями, возможное и действительное находятся в диалектическом единстве: они исключают друг друга по своим наиболее существенным характеристикам, но порознь не существуют. Возникая в недрах действительного и представляя будущее в настоящем, возможность тем самым уже обнаруживает всю относительность своей противоположности действительному. Через эту относительность реализуется непрерывность процессов изменения. Однако непрерывность тесно связана с моментами прерывности, включает их в себя: ведь реализуются далеко не все возникающие в недрах действительного возможности. Больше того, осуществление одних из них способно прерывать существование других.

Возможное и действительное, будучи взаимосвязанными ступенями всякого изменения, неотделимы друг от друга. Развитие любого явления начинается с вызревания предпосылок его возникновения, то есть с существования в виде возможности, которая способна осуществиться лишь при наличии определенных условий. Схематически это можно представить как движение от возможности, возникающей в недрах некоторой действительности, к новой действительности с присущими ей новыми возможностями.

Учет качественного своеобразия состояний, отражаемых рассматриваемыми категориями, имеет большое теоретическое и практическое значение. Лишь глубокое изучение действительности позволяет человеку вскрыть присущие ей возможности, оценить их перспективность и опереться на эти знания в своей практической деятельности. Действительность содержит в себе огромное множество возможностей, однако реализоваться способны далеко не все. Для реализации каждой из них требуются соответствующие условия, которые могут и не сложиться. В социальных процессах реализация тех или иных возможностей неотделима от практической деятель-

1 Кант И. Соч. В 6-ти т. М., 1966, т. 5, с. 430.

ности людей, которая успешна лишь в том случае, если она строится с учетом присущих действительности возможностей, объективных тенденций ее изменения. Цели, средства и способы этой деятельности в конечном счете также связаны с соответствующими объективными обстоятельствами. Вместе с тем сама практическая деятельность как процесс превращения цели (возможность) э результат, продукт деятельности (действительность) есть единство возможного и действительного. Естественно, что степень свободы и результативности указанной деятельности не безмерна. Она также регламентируется объективными закономерностями.

Таким образом, понимание диалектики возможного и действительного имеет большое практическое значение, ибо помогает выявлять возможности и сознательно бороться за осуществление тех, которые обеспечивают социальный прогресс.

Виды возможностей. Анализ действительности обнаруживает многообразие ее сторон и тенденций, множество объективно присущих ей возможностей. И эти различные возможности играют далеко не одинаковую роль в функционировании и развитии материальных образований, существующей действительности. Реализация одних возможностей обусловливает переход материального образования (вещи) из одного качественного состояния в другое в рамках той же самой сущности, реализация других предполагает изменение сущности материального образования, переход его в другое материальное образование. В процессе осуществления одних возможностей материальная система переходит от низшего к высшему, при осуществлении других - от высшего к низшему. Одни возможности касаются изменения качества, другие - изменения количества вещи. Одни возможности связаны с необходимым в вещи, другие - со случайным. Для осуществления одних возможностей условия могут создаваться в настоящее время, для осуществления других - лишь в далеком будущем. Неодинакова и связь между возможностями. Существование одних возможностей исключает существование других, имеются такие возможности, которые взаимополагают друг друга, и такие, которые переходят друг в друга, меняются местами и т. д.

Как известно, целенаправленное изменение природной и социальной действительности в процессе практической деятельности людей представляет собой осуществление определенных возможностей путем создания соответствующих условий. Если это так, ориентация людей в этой деятельности, выбор наиболее эффективного пути достижения того или иного практического результата существенным образом зависят от знания особенностей различных видов возможностей. Поэтому мы несколько подробнее остановимся на их классификации.

В качестве основы классификации возможностей, выделения их

видов мы возьмем всеобщие формы бытия, с которыми они так или иначе связаны. Так, все возможности можно разделить на две труп-пы в зависимости от того, чем они обусловливаются: необходимыми свойствами и связями или случайными. Возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта, называются реальными; возможности же, обусловленные случайными свойствами и связями,- формальными. Реальные возможности при соответствующих условиях осуществляются неизбежно, формальные - могут осуществиться, а могут и не осуществиться, поскольку природа случайности такова, что она порождается внешними факторами, стечением обстоятельств, в связи с чем может проявиться, а может и не проявиться.

Примером реальной возможности может служить возможность электронов и позитронов при взаимодействии превратиться в фотоны, поскольку это основано на законах их взаимодействия и при соответствующих условиях необходимо осуществляется; возможность ведения планового хозяйства в социалистическом обществе, связанная с господством общественной собственности на средства производства, необходимо присущим социализму. В качестве примера формальной возможности можно привести возможность рабочего в буржуазном обществе стать капиталистом, поскольку ее реализация связана со случайностью, с исключительно благоприятным стечением обстоятельств. Необходимые свойства и связи, законы, составляющие природу капиталистического общества, с неизбежностью препятствуют превращению рабочих в капиталистов, в собственников средств производства.

Различение реальных и формальных возможностей имеет большое значение для практической деятельности: в постановке целей, разработке программ, во всех своих действиях человек должен исходить из реальных возможностей. Формальные возможности не могут быть основой планомерной деятельности.

Возможности реализуются лишь при наличии соответствующих условий. И в зависимости от того, как они связаны с этими условиями, они делятся на конкретные и абстрактные возможности. Первые - это такие возможности, для осуществления которых в настоящее время могут сложиться соответствующие условия; вторые - это возможности, для осуществления которых в настоящее время нет соответствующих условий, они могут появиться в случае достижения материальным образованием необходимой стадии развития. Например, возможность экономических кризисов в условиях капиталистического общества является конкретной. Для ее осуществления могут сложиться и периодически складываются соответствующие условия. Возможность же экономических кризисов в простом товарном производстве является абстрактной, ибо здесь еще нет необходимых условий для экономического кризиса, чтобы они

появились, простое товарное производство должно превратиться в капиталистическое, а последнее должно достигнуть известной зрелости.

Если посмотреть на формальные возможности через призму абстрактных и конкретных возможностей, нетрудно заметить, что первые окажутся абстрактными, поскольку реальные условия для их осуществления, как правило, отсутствуют. Если же в силу стечения обстоятельств сложились соответствующие условия для реализации той или иной формальной возможности, она превращается в реальную возможность, поскольку в этих сложившихся условиях она осуществляется с необходимостью, основывается на необходимой связи причины со следствием.

Различие возможностей конкретных и абстрактных имеет важное значение на практике. Дело в том, что абстрактныевозможности основываются на необходимых свойствах и связях, обусловлены законами функционирования и развития материального образования. Поэтому их часто пытаются использовать для разработки конкретных планов деятельности, конкретных программ преобразования действительности, не задумываясь над тем, что для реализации этих возможностей, а следовательно, и для реализации этих планов отсутствуют условия.

При разработке текущих планов развития народного хозяйства, определении путей решения назревших практических задач следует опираться на конкретные возможности, для осуществления которых имеются реальные условия. На современном этапе развития нашей страны такого рода возможностями, например, могут служить: возможность перехода народного хозяйства на преимущественно интенсивный путь развития; возможность значительно увеличить выпуск конечной продукции из уже имеющихся ресурсов; возможность тесной интеграции науки с производством и др. Что же касается абстрактных возможностей, то их следует учитывать при определении перспектив развития общества, тех или иных областей социальной и природной действительности.

В связи с такими всеобщими формами бытия, как сущность и явление, все возможности делятся на сущностные и функциональные. Сущностными являются такие возможности, осуществление которых сопровождается изменением сущности вещи, а функциональными те, реализация которых вызывает изменение тех или иных свойств вещи, ее состояний в рамках той же самой сущности. Например, возможность электронов и позитронов при их взаимодействии превращаться в фотоны представляет собой сущностную возможность. Ее реализация обусловливает изменение сущности вступивших во взаимодействие элементарных частиц. Возможность электрона, входящего в тот или иной атом, перейти из одного стационарного состояния в другое, излучив определенное количество

энергии, является функциональной, она обусловливает изменение его состояния с сохранением сущности.

Различение возможностей сущностных и функциональных имеет большое значение на практике, когда в процессе воздействия на природную и социальную действительность с целью ее преобразования в определенном направлении предполагается изменение или сохранение сущности соответствующих материальных образований, тех или иных их свойств и состояний.

Учитывая, что в результате реализации одних возможностей материальное образование переходит от низшего к высшему, в результате реализации других - от высшего к низшему, в результате реализации третьих - из одного в другое в рамках той же самой ступени развития материальных форм, мы можем все возможности разделить на прогрессивные, регрессивные и вариантные. Прогрессивными называются возможности, осуществление которых вызывает изменение материального образования от низшего к высшему; регрессивными - возможности, обусловливающие изменения системы от высшего к низшему; вариантными - возможности перехода одной конкретной реальности в другую в рамках одной и той же стадии развития. Прогрессивной возможностью, например, будет возможность перехода капиталистического общества в социалистическое; регрессивной - возможность установления в ходе реакционного переворота в государстве национальной демократии военной диктатуры, выражающей интересы наиболее реакционной части буржуазии; вариантной - приход к власти одной буржуазной партии вместо другой, потерпевшей поражение на выборах.

Знание особенностей прогрессивных, регрессивных и вариантных возможностей позволяет людям лучше сориентироваться в определении путей решения тех или иных практических задач, правильно оценить политику, проводимую теми или иными партиями, государствами.

В зависимости от того, качественная или количественная определенность вещи или какого-либо ее свойства изменяется вследствие осуществления той или иной возможности, различаются возможности качественные и количественные. Первая - это возможность, осуществление которой приводит к изменению качества вещи; вторая - возможность, обусловливающая изменения той или иной количественной характеристики.

Например, качественной будет возможность превращения в процессе развития одного вида растений в другие, количественной - возможность увеличения числа особей того или иного вида путем их размножения. Выделение и учет этих видов возможностей в процессе практической деятельности людей, связанной с достижением и качественных и количественных результатов, играют важную роль.

Рассмотрение возможностей через призму отношений противоречия и соответствия позволяет выделить такие виды их как исключающие и сосуществующие. Исключающей называется возможность, с реализацией которой другая возможность исчезает, становится невозможной; сосуществующей - возможность, превращение которой в действительность не ликвидирует другой возможности.

Деление возможностей на сосуществующие и исключающие помогает людям лучше ориентироваться в процессе их практической деятельности, определить пути и формы преобразования тех или иных сторон, явлений природной и социальной действительности.

Материя имеет бесчисленное множество возможностей, указывающих на ее неисчерпаемый характер и безграничность развития.

Глава VIII ПОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Соотносительные филос. , характеризующие два основных этапа в изменении и развитии предметов, явлений, окружающего мира в целом. Действительность (Д.) есть такое предмета или мира, которое реально, актуально существует в данный времени. Возможность (В.) - то состояние предмета или мира, которое в данный момент не существует реально, но может осуществиться в будущем. В. есть будущая Д. Процесс изменения предметов и явлений можно представить как превращения В. в Д., как актуализацию потенциального состояния мира. Напр., у молодого человека, поступившего в вуз, есть В. окончить его и получить диплом; Д. в данный момент является его состояние в качестве первокурсника, получение диплома - лишь В., которая станет Д. через несколько лет успешной учебы.
Категории В. и Д. взаимосвязаны не только потому, что В. - это будущая Д., но и вследствие того, что В. уже существует в Д. - именно как В., т.е. в самой Д. сейчас существуют и действуют , которые в будущем приведут к актуализации ныне лишь потенциального состояния. В. есть Д., настоящее содержит в себе зародыш будущего. Однако в Д. существуют предпосылки реализации не одной, а многих В. Если бы в Д. существовала лишь одна В., мира было бы фатально предопределено, в нем не было бы места случайности и свободной деятельности человека. Д. одна, но В. ее последующего изменения - много.
Принято различать формальные (абстрактные) и реальные (конкретные) В. Формально возможно все то, что не противоречит законам логики и законам природы, т.е. все то, что не является невозможным. Напр., не может одновременно быть горбоносым и курносым - такая В. исключается законами логики; у него не может отрасти третья нога - такая В. исключается законами биологии; однако он может сделать пластическую операцию носа - формально такая В. у него существует. Реальная В. отличается тем, что для ее осуществления в Д. имеются какие-то условия и предпосылки. У человека есть формальная В. генералом, но для того, чтобы эта В. стала сколько-нибудь реальной, нужно, как , быть военнослужащим. Для сравнительной оценки реальных В. иногда используют вероятности и говорят, что одна В. более (менее) вероятна, чем другая, если в Д. имеется больше (меньше) факторов, благоприятных для реализации данной В. по сравнению с . Стопроцентная означает в этом случае необходимость: В. обязательно будет реализована; нулевая вероятность В. эквивалентна невозможности.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

соотносит. филос. категории, характеризующие две осн. ступени в становлении и развитии предмета или явления. Возможность - объективная становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность - объективно существующий как результат реализации некрой возможности, в широком смысле - совокупность всех реализованных возможностей. Различают абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Абстрактная характеризует отсутствие принципиальных препятствий для становления предмета («все возможно, что не противоречит себе») , однако для её осуществления нет всех необходимых условий. Реальная возможность обладает для своей реализации всеми необходимыми условиями: скрытая в действительности, она при определ. условиях становится но-вой действительностью. Изменение совокупности условий определяет переход абстрактной возможности в реальную, а последняя превращается в . Так, абстрактная возможность кризиса порождается с появлением элементарной метаморфозы товара Т - Д - Т, но только в условиях развитого капиталистического производства эта возможность становится реальной и реализуется в действительности. Численная возможности выражается посредством понятия вероятности.

Филос. осмысление В. и д. началось в др.-греч. философии. Элейская и мегарская школы выдвинули положение, согласно которому только о действительном (мыслимом как всеобъемлющее ) можно говорить как о возможном. Аристотель раскрыл В. и д. с движением и развитием, толкуя последние как переход от возможности к действительности (см. Акт и ) . Согласно ему, действительность с т. зр. сущности предшествует возможности, поэтому развитие выступает в форме смены одной действительности другой. Свою диалектику В. и д. Аристотель связывал с учением об абс. пассивности материи и активности формы, считая, что придаёт пассивным возможностям превращаться в действительность. Аристотелевская В. и д. господствовала в ср.-век. философии. В 17-18 вв. представители механистич. материализма (Т. Гоббс, Ж. П. Ламарк, П. Гольбах) абсолютизировали в категории действительности аспект жёсткой детерминированности и пришли к отрицанию объективного значения возможности, отождествив её со случайностью (см. Необходимость и ) . В «Теодицее» Лейбница положение о всеобщей необходимости, исключающей различные возможности, получило ре-лиг.идеалистич. истолкование в виде тезиса о существующем мире как единственно возможном и, следовательно, наилучшем. Вместе с тем Лейбниц выдвинул идеи о градации степеней возможности и реализации наиболее вероятных возможностей в результате «конкуренции» между вариантами мира, получившие развитие в совр. философии и логике (Дж. Рассел, Я.Хинститутикка, С. Крипке) . Кант считал В. и д. априорными категориями модальности, определяющими (наряду с необходимостью) формы соответствия с условиями опыта: возможность соответствует формальным условиям опыта, т. е. тождественна непротиворечивости, действительность отвечает материальным условиям, - всеобщим условиям опыта. Подвергнув критике субъективистское В. и д., основанное на их абс. противопоставлении, Гегель рассматривал возможность как момент действительности и определял последнюю как единство внутреннего и внешнего, сущности и явления. Однако он мистифицировал , содержание категорий В. и д., придав им моментов в развёртывании абс. идеи.

Диалектико-материалистич. учение о В. и д. как осн. моментах движения и развития материи разработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Образцом диалектич. анализа процессов превращения возможности в действительность в обществе является «Капитал» Маркса, в природе - «Диалектика природы» Энгельса. Переход возможности в действительность постоянно совершается в неорганич. природе (напр., развитие Солнечной системы из протопланетного облака, химич. реакции в определ.-условиях и т. д.) и органич. природе (напр., многоклеточности как возможности, существующей первоначально абстрактно, в виде физиологич. функций одноклеточных, затем - в виде реальной возможности у колонии организмов, и, наконец, в виде действительности - у многоклеточных организмов) . В познават. деятельности человека как возможность содержится уже в элементарном чувств. восприятии, но своей действительности достигает в науке и др. развитых формах отражения. Процесс перерастания возможности в действительность может иметь простого изменения (преим. в неорганич. природе) , стихийного развития (в органич. мире) , сознат. деятельности (в обществе, напр. в ходе активной сознат. борьбы за переход к высшей обществ.-экономич. формации, к коммунизму) . Переход возможности в действительность открывает путь для возможностей следующего, более высокого уровня. Так, в условиях капитализма возникает возможность победы социалистич. революции, её осуществление создаёт возможность построения социализма, что, в свою очередь, делает реальной возможность перехода к коммунизму. Когда в обществ. жизни возникают различные возможности, то люди как сознательные активные существа производят тех из них, которые в наибольшей степени отвечают потребностям, интересам, ценностным установкам индивидов, социальных групп, и действуют соответственно этому выбору, превращая возможность в действительность.

В формальной логике понятия В. и д. лежат в основе теории модальности, восходящей к Аристотелю, которому принадлежит суждений на проблематические (суждения возможности) , ассерторические (суждения действительности) и аподиктические (суждения необходимости) . Подобное сохраняет своё значение и в совр. логике. Суждения возможности (типа «возможно, завтра пойдет дождь») и действительности (типа « пасмурно») могут быть единичными, частными или общими; суждения возможности по форме всегда утвердительны; суждения действительности могут быть как утвердительными, так и отрицательными.

Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3; его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Диалектика приррды, там же, т. 20; Л е-н и н В. И., Крах II Интернационала, ПСС , т. 26, с. 212-19; его же, Филос. тетради, там же, т. 29, с. 140-42, 321-22, 329-30; Проблема В. ид., М.- Л., 1964 ; Арутюнов В. X., О категориях В. и д. и их значении для совр. естествознания, К., 1967 ; Целищев В. В., Филос. проблемы семантики возможных миров, Новосиб. , 1977 ; Маковка H. M., Проблема выбора в диалектике В. и д., Ростовн/Д., 1978.

Б. А. Старостин.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ВОЗМО́ЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

(cкачиваний: 93)

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Философия»

Введение.............................................................................................. 3

Причина и следствие........................................................................... 5

Необходимость и случайность........................................................... 6

Возможность и действительность....................................................... 7

Заключение.......................................................................................... 9

Список использованной литературы................................................. 10

Введение

Категории диалектики - это такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики.

Основные категории диалектики - материя, сознание, движение, время, пространство, качество и количество, противоречие, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма и др. - являются универсальными, предельно общими, и применимы поэтому ко всем без исключения явлениям действительности.

Категории диалектики, будучи отражением реального мира в сознании человека, имеют объективный характер , т.е. не являются плодом выдумки, фантазии человека, а отражают то, что существует в природе и обществе, независимо от воли и сознания людей. Они являются не ‘пособием’ человека, а выражением всеобщих закономерностей природы и общества. Объект всех категорий один - реальный мир. Различные философские категории позволяют увидеть его каждый раз с новой стороны, представляют собой своеобразные его ‘срезы’. Каждая категория имеет свое специфическое содержание соответственно тому, какие аспекты, моменты объективной реальности и познания (в их всеобщих характеристиках) выражаются в ней.

Вместе с тем категории субъективны в том смысле, что представляют собой ступени выделения человека из природы, т.е. ступени познания мира. Категории диалектики, с одной стороны, характеризуют всеобщие свойства реальных предметов, а с другой - являются логическими формами, в которых фиксируется знание о данных предметах. Поэтому субъективный характер категорий выражается также в том, что они являются абстракциями, отвлечениями от объективной действительности и представляют собой сокращения бесконечной массы частностей внешнего мира и деятельности.

Поскольку в окружающем нас мире все явления взаимодействуют, изменяются, развиваются, то и категории диалектики неразрывно связаны между собой, представляют целостную динамическую, систему. В этой системе они расположены не произвольно, а находятся в отношении субординации, выведены одна из другой путем восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному в процессе диалектического отражения развивающейся действительности. В процессе все более полного и глубокого отражения последней происходит как обогащение содержания давно известных категорий (качество, движение, противоречие и др.), так и возникновение новых понятий (система, структура, элемент и др.), которые будучи доведенными до определенной философской «кондиции» могут быть включены в содержание диалектики.

Следовательно, категории материалистической диалектики как Логики и теории познания в их развивающейся системе имеют: во-первых, онтологическое значение, поскольку являются отражением в ходе практики связей и отношений объективной действительности в ее целостности и развитии, выражают ее всеобщие закономерности; во-вторых, гносеологическое значение, поскольку выступают этапами процесса познания, дают самую общую картину этого процесса; в-третьих, логическое значение, поскольку являются формами мышления; в-четвертых, методологическое значение, поскольку представляют собой способ движения мысли от незнания к знанию, от менее глубокого знания к более глубокому; в-пятых, мировоззренческое значение, поскольку в них выражена определенная система взглядов на мир, которая дает диалектико-материалистическое понимание происходящих в нем событий и соответствующим образом ориентирует людей в их жизни; в-шестых, «практически-действенное» значение, поскольку, взятые в их системе, категории диалектики есть всеобщие регулятивы не только познания, но и изменения мира.

Причина и следствие

Одним из важных типов всеобщей связи является причинно-следственная связь. В ней причина - то, что вызывает следствие, следствие - результат действия причины. Но как правильно понимать причину? Причиной явлений правильно считать не какой-либо отдельный фактор, а в конечном счете взаимодействие сил, тел, процессов или внутренних элементов, сторон процессов и систем. Взаимодействие оказывается главным источником возникновения, изменения, исчезновения явлений, т.е. рождение следствия, а следствие есть результат указанного взаимодействия. При этом важнейшим видом взаимодействия выступает противоречие - источник изменений.

Причинно-следственная связь характеризуется некоторыми чертами. Она объективна - существует в самой действительности независимо от сознания. Она всеобща - любое событие, или явление, всегда имеет свою причину, беспричинных явлений не бывает. Она носит необходимый характер - определенная причина всегда при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие. Причина отличается от условий, т.е. совокупности внешних причин (внешних взаимодействий). Она активный, действующий фактор, вызывающий событие. Условия сами следствия вызвать не могут, хотя нужны для наступления события, способствуют ему.

Среди внешних причин может существовать такая причина, которая непосредственно влияет на главную причину и ускоряет процесс появления следствия. Эту внешнюю причину называют поводом . Например, поводом ссоры людей в трамвае может служить случайный толчок одним другого. Хотя истинная причина ссоры - плохая работа транспорта и вызванная этим напряженное состояние людей. Повод можно искусственно создать. Наиболее сложный характер имеет причинная детерминация в обществе, где связь явлений и процессов усиливается деятельностью людей, их интересами, мотивами, целями, идеалами, волей, эмоциями. Но связи между причинами и следствиями могут носить не только необходимый, жестко обусловленный, но случайный характер.

Познанию вероятностных причинно-следственных связей помогают диалектические категории: необходимость и случайность, возможность и действительность . По вопросу о причинности постоянно происходила и происходит борьба между основными философскими направлениями. Материалисты отстаивают принцип детерминизма, утверждающего всеобщий и объективный характер причинности. Субъективные идеалисты стоят на противоположной точке зрения, на позициях индетерминизма, отрицающего всеобщность и объективность причинности (Юм, Кант, Мах). Объективные идеалисты (Гегель) как будто бы не отрицают причинность, но причины у них - идеальные, сверхъестественные, божественные явления. Но вся общественно-историческая практика, данные науки подтверждают принцип детерминизма, его материалистические основания.

Необходимость и случайность

Для глубокого раскрытия содержания этих категорий следует рассматривать их в единстве и взаимосвязи. Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними причинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Случайность , существующая вместе с необходимостью, есть явление объективное. Она вытекает из внешних связей, а поэтому может быть или не быть. Случайность связана с единичным, тогда как необходимость связана с общим.

Как и все явления, случайные явления имеют свои причины. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного сознания. Для правильного понимания случайности важно уяснить ее относительность. Абсолютной, то есть случайной во всех отношениях, случайности нет. Какое-то явление может быть случайным лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другом отношении это же явление необходимо. Для развития науки случайно, какой ученый, где и при каких обстоятельствах сделал то или иное открытие. Но жизнь и деятельность ученого, сделавшего открытие, обычно показывают, что он пришел к нему не случайно, оно оказывается необходимым результатом его воспитания, интересов, целеустремленной работы. Да и общая тенденция развития данной науки определяет эту необходимость. Часто случайность возникает при пересечении двух или нескольких необходимых цепей причинных связей. В приведенном примере случайность возникла в точке соприкосновения двух или более линий связи, каждая из которых необходима.

Таким образом, случайность есть внешнее по отношению к данному процессу явление, возможное, но обязательное для него, хотя оно имеет причину, связано с сущностью других процессов и необходимо в них. Рассмотрев связи и взаимопереходы необходимости и случайности, следует уяснить положение о том, что случайность есть дополнение и форма проявления необходимости, означающее, что чистой необходимости без случайностей ни в природе, ни в обществе не бывает. Необходимость не только сопровождается и дополняется случайностями, но и проявляется через них.

Возможность и действительность.

Случайность и необходимость относительны: необходимое в одних условиях может предстать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения следует каждый раз тщательно учитывать конкретные условия. В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с соотношением возможного и действительного, с превращением возможности в действительность.

Причинно - следственные отношения, реализующие принцип причинности, возникают тогда, когда явление - причина порождает случайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления.

В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как правило, и необходимые, и случайные причинно - следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность воплощает в себе разнородные возможности, содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств.

Заключение

Подробно рассмотрев структуру диалектики, ее регулятивный характер и основные функции, можно сказать, что она представляет собой не хаотический набор отдельных своих сторон и моментов, не искусственную схему, а целостную органическую систему. Диалектика есть не закрытая, а открытая совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.

Основные законы диалектики раскрывают механизм развития, его причины и направленность. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Закон отрицания отрицания характеризует цикличность развития. Таким образом, основные законы диалектики раскрывают ее целенаправленную, логическую направленность. Однако, существуя вне зависимости от человеческого разума, законов диалектики может быть намного больше. Так же, как и количество категорий, число основных законов диалектики не может быть ограничено. Развивается мир, начинают действовать новые законы, которые вскрывает наука, более или менее точно их отражая.

Диалектика как философское учение о движении, показывает мир в постоянном развитии и изменении. И думается, в наши дни диалектика снова должна стать популярной хотя бы потому, что многие перестали относиться к миру как к чему-то постоянно развивающемуся.

Список использованной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М.: АСТ, 1991.
  2. Вальянов М.В. Основы философии. - М.: Дело и Сервис, 1999. - 544 с.
  3. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. - М.: Мысль, 1973.
  4. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. - М.: АСТ, 1994.
  5. Философия: Учебник /под ред. проф. В.Н.Лавриненко. - 2-ое изд., испр. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - 520 с.

Действительность – это уже реализованная возможность.

Для субъекта исторического развития каждое изменение, каждый шаг вперед связан с каким-то выбором. Этот выбор приводит к реализации одной из возможностей за счет других, которые на данный момент остаются нереализованными. Самые большие потери любого человека – это нереализованные возможности.

Будем различать:

а)вероятные (реальные) возможности; б)маловероятные (формальные) возможности; в)невероятные (нереальные) возможности.

Многое зависит от социально-исторических и прочих условий: возможное в одних условиях невозможно в других. Велика роль воли и целенаправленной деятельности людей, опирающихся на объективные законы развития.

Возможное и действительное в реальной жизни отличается от возможного и действительного в искусстве. Искусство может превратить в художественно действительное то, что возможно только в воображении – «Нос» Гоголя, Командор Пушкина.

Подавляющее большинство советских историков исповедовало подход, который можно назвать «безальтернативным»: всё, что совершалось после октябрьской революции 1917 г. якобы происходило единственно возможным образом (к тому же, как обычно считалось, наилучшим).

Интересно было бы рассмотреть возможные альтернативы развития тех или иных событий в жизни нашей страны.

«…что было бы, если бы Соединенные Штаты признали СССР не в 1933, а в 1921 году, когда Ленин начал политику нэпа и широкой демократизации? Что было бы, если бы западные страны вместо экономической блокады откликнулись на ленинский призыв о развитии торговли, международной кооперации, создании концессий с зарубежным капиталом? Что было бы, если бы нам уже тогда удалось достичь соглашения с Англией, Францией, США о совместной борьбе против возрождения германского милитаризма? По какому пути пошла бы европейская да и вся мировая история? Конечно, сейчас эти вопросы звучат риторически, но не следует забывать, что вся история отношений между странами Запада и СССР соткана из упущенных возможностей…» (Ф.Бурлацкий. Запад: исторический выбор. ЛГ, 4.11.87)

Фатализм – это абсолютизация однозначной предопределенности. В своем дневнике Кафка вопрошал: - Почему чукчи не покидают свой ужасный край? Ведь везде они жили бы лучше по сравнению с их нынешней жизнью и нынешними желаниями. И отвечал так: - Но они не могут этого сделать. Да, всё, что возможно, происходит, однако возможно только то, что происходит» (Tagebücher, S.531) Цит. по предисловию Б.Сучкова к «Избр.» Кафки.

Другая крайность: нет ничего невозможного. Во время бурных молодежных волнений 60-х - 70-х годов в моде был такой слоган, провозглашенный «новыми левыми»: «Будьте реалистами – требуйте невозможного!»

«Даже то, что быть не может / Очень даже может быть»

И невозможное возможно, / Дорога дальняя легка,

Когда мелькнёт в пыли дорожной / Мгновенный взор из-под платка…

Блок А. Соч. в 2-х т. Т.1, с.297

Когда видишь, что происходит вокруг, иногда думаешь: - Может, Гегель не прав? Может, всё действительное неразумно, а всё неразумное действительно?

Древние греки: всё возможное реализуется. Бесконечное многообразие миров и Вселенных.

ХХI век – это век все-Возможных Миров. См. газетную вырезку.

Контрольные вопросы: используя понятия «невозможность», «формальная возможность», «реальная возможность», «действительное в реальной жизни», «действительное в искусстве», оцените следующие варианты: скорость, превышающая 300 тыс. км/сек; полет на Марс; клонирование животного; клонирование человека; вечный двигатель; жизнь до 150 лет; сообщество, в котором не воруют; выигрыш в общенациональной лотереи самого главного приза.

Добавление

Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть эволюция.

Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия.

Аристотель толковал Ц как «то, ради чего» нечто существует.


Ответ на этот вопрос подразумевает выработку целеполагания.

После этого – значит, вследствие этого.

Изб Библ асп МГУ

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания. - М., 1999. С. 402

Любая необходимость закономерна, любая закономерность необходима. Понятие закономерность чаще используют в науках, а необходимость – в философии.

Функциональные (от слова функция ) связи не столь существенны, как причинно-следственные, и характеризуют некое сходство между изучаемыми процессами. Однако, дальнейшее углубленное изучение функциональных связей довольно часто (но далеко не всегда) обнаруживает сложную причинно-следственную связь, стоящую за ними.

Асмус. «Платон», с.133.

Люди религиозные могут считать случайность либо «злым умыслом» дьявола, либо добрым замыслом Бога (правда, чаще всего, Бога считают гарантом необходимости ). Анатоль Франс говорил о случае, что так выглядит псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться…

Люди науки могут связывать случайности с независимыми от потустороннего мира характеристиками бытия.

Фейнман Р. и др. Фейнмановские лекции по физике, т.4, с.59, 61-62.

И, тем не менее, в научной литературе описано несколько десятков таких взращенных зверями детей, чье последующее развитие так и не позволило им преодолеть уровень дикости.

Случайность, которая чревата благотворными последствиями, в обыденной жизни зачастую называют "счастливым случаем". В древности его олицетворял полубожок Кайрос, изображения которого напоминали довольно мускулистого мужчину с крыльями на ногах. Волосы на его голове росли только спереди: если подобный "счастливый случай" проносился мимо человека, сзади ухватиться за него было уже невозможно. Поэтому к встрече со "счастливым случаем" следовало готовиться заранее, чтобы никак не пропустить…

Пушкин А. С. Собр. соч. В 10-ти томах. Т. 3. М., 1975. С. 374.

Таковым является выигрыш в общенациональной лотереи самого главного приза.

Полет людей к Марсу совершенно невероятен в античную эпоху, маловероятен в середине ХХ века и вполне реален в наступившем веке. То же самое можно сказать о клонировании человека.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.