Всё самое интересное в одном журнале. Самое масштабное морское сражение XIX века Морские сражения 19 века

Предпосылки сражения сложились задолго до прихода Наполеона к власти - между Францией и Великобританией шла непрерывная борьба. На протяжении всего XVIII века страны соперничали друг с другом за первенство в Европе, что стало причиной целого ряда кровопролитных сражений, вошедших в историю под названием «Второй Столетней войны». После падения французской монархии борьба достигла своего пика: Великобритания стала для Бонапарта главным препятствием на пути к подчинению Европы. Чтобы избавиться от опаснейшего врага, в чьем арсенале был самый могущественный военно-морской флот того времени, Наполеон принял решение атаковать с суши. Его огромная армия, во много раз превосходившая войска любых стран, без особого труда могла разбить незначительные силы Британии.

Был подготовлен 150-тысячный десант, который должен был высадиться на Британских островах и дать разгромное сухопутное сражение англичанам. Однако для его выполнения существовало серьезное препятствие: чтобы попасть в Соединенное Королевство, французам нужно было преодолеть Ла-Манш, непрестанно охранявшийся британскими кораблями. Попытки вице-адмирала Вильнева отвести внимание англичан от пролива не только не принесли нужных результатов, но и привели французов к блокаде в гавани Кадиса. Здесь флот соединился с испанскими войсками и задержался на два месяца. Наполеон был недоволен пассивностью Вильнева и назначил ему замену в лице вице-адмирала Розилли. Оскорбившись, Вильнев решил выйти из Кадиса, что, в конечном счете, и привело французов к поражению.

21 октября французская эскадра была замечена и атакована английскими кораблями у мыса Трафальгар через несколько часов после выхода из порта. Союзные войска численно превосходили британцев, но победить им не удалось. Во многом это произошло благодаря очередному промаху Вильнева: вопреки указаниям своих адмиралов, он выстроил флот в одну дугообразную линию. Это позволило двум колоннам британских кораблей параллельно напасть на испанцев и французов, разделить их и начать громить по частям. Разрозненные действия союзников не позволили дать отпор слаженной работе английских капитанов и к исходу дня сражение было проиграно.

Британскими силами командовал вице-адмирал Нельсон, который к моменту битвы уже больше двух лет преследовал Вильнева. Узнав о блокаде французского флота, Нельсон лично вызвался командовать английскими войсками. По одной из версий, перед началом боя он приказал дать матросам сигнал: «Нельсон верит, что каждый исполнит свой долг», который, из-за отсутствия нужных сигнальных кодов, был заменен на «Англия ждет, что каждый исполнит свой долг». Впоследствии эта фраза стала боевым девизом британцев.

Вице-адмирал надел парадный мундир со всеми орденами, оформил завещание и занял место на флагманском мостике линейного корабля Victory рядом с капитаном Томасом Харди. На просьбы перейти в более безопасное место, Нельсон ответил отказом: он считал, что вид стоящего на палубе командира воодушевит моряков. Сверкающие награды Нельсона привлекли внимание французских стрелков - вице-адмирал получил смертельное ранение. Тем не менее, он до последнего не сдавал командования эскадрой и требовал у Харди постоянного отчета о ходе битвы. Нельсон умер, услышав слова капитана: «Милорд, этот день за вами».

Смелость проявляли не только британские командиры. Новаторский план чуть было не обернулся для англичан поражением из-за героизма французского капитана Жана-Жака Этьена Лукаса, атаковавшего на своем корабле Redoutable (Грозный) флагман Нельсона. Французский корабль оказался в самом невыгодном месте строя - в центре на который были направлены обе линии английского построения. Но благодаря решению капитана Лукаса идти на абордаж, французы проникли на борт «Виктории», где развязался кровопролитный бой. Неизвестно, как бы закончилось это сражение для британцев, не приди к ним на помощь еще один корабль. Общими усилиями двух экипажей англичанам удалось вывести из строя практически всю команду Лукаса, убив и ранив более пятисот матросов. Redoutable был сильно поврежден и стал уходить под воду, но не сдавался и до последнего продолжал борьбу. Сам капитан получил тяжелые ранения и был взят в плен, однако в Англии его приняли с большим почтением. После освобождения из плена капитан был повышен до коммандера и принял из рук Наполеона Орден почетного легиона.

Итоги Трафальгарского сражения были поразительны: союзные войска потеряли в нем 18 кораблей и 15 тысяч человек убитыми, раненными и взятыми в плен. Британцы вывели из строя практически весь франко-испанский флот, не лишившись при этом ни одного корабля. Великобритания осталась непобежденной, а Бонапарт сменил курс своих завоеваний в сторону Австрии и России.

Вице-адмирал Вильнев избежал смерти в день битвы, но по возвращении на родину он вскоре погиб при загадочных обстоятельствах. Официально говорилось о самоубийстве, но 6 ножевых ран на его теле породили версию о возможной мести со стороны Бонапарта.

Состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года Гангутское сражение стало первой победой созданного Петром I регулярного русского флота.

Изобилующая шхерами Балтика требовала наличия наряду с парусными эскадрами мощных гребных сил. К кампании 1714 года русским удалось создать сильнейший галерный флот из 99 полугалер и скампавей, перед которым царь поставил задачу прорваться к Аландским островам, чтобы содействовать наступлению приморского фланга сухопутных сил.

Противодействуя этим планам, шведский флот преградил выход русским из Финского залива у полуострова Гангут. Гребные суда противника защищали прибрежный фарватер, а расположившийся мористее парусный флот прикрывал их с фланга.

Чтобы избежать атаки сильных шведских сил «в лоб», Пётр I решил построить в самой узкой части полуострова Гангут «переволоку» (деревянный настил), предназначенную для переброски галер сухим путём в тыл противнику. Этот манёвр вынудил шведов разделить свои силы, а наступивший штиль лишил манёвренности их парусные корабли.

Воспользовавшись ситуацией, русский авангард обошёл шведов, оставаясь недосягаемым для их огня, и атаковал отряд под командованием контр-адмирала Нильса Эреншёльда, взяв корабли противника на абордаж.

Победа у полуострова Гангут обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах, что позволило эффективно поддерживать действующие в Финляндии сухопутные войска. С тех пор шведы перестали чувствовать себя хозяевами Балтийского моря. Успех обеспечило умение создать превосходство в силах на главном направлении. Против шведского флагмана - прама «Элефант» - сосредоточили 11 галер.

Взятие на абордаж прама «Элефант»

В сентябре 1714 года победители торжественно прошли в Петербурге под Триумфальной аркой, на которой был изображён сидевший на спине у слона орёл. Аллегория пояснялась надписью: «Орёл мух не ловит». В настоящее время годовщина сражения у полуострова Гангут (9 августа) празднуется в России как День воинской славы.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

После начала в 1768 году очередной русско-турецкой войны, чтобы отвлечь внимание противника от Черноморского театра, Россия направила свои корабли в Средиземное море. Это был первый в российской истории групповой переход кораблей из одного моря в другое. 23 июня (4 июля) 1770 года две русские эскадры (девять линейных кораблей, три фрегата, бомбардирский корабль и 17–19 вспомогательных судов) под общим командованием Алексея Орлова обнаружили турецкий флот (16 линейных кораблей, шесть фрегатов, шесть шебек, 13 галер и 32 малых судна) на рейде Чесменской бухты.

На следующий день между противниками завязалась артиллерийская дуэль, в ходе которой линейный корабль «Святой Евстафий» попытался взять на абордаж турецкий корабль «Реал-Мустафа». Однако на него упала горящая мачта турецкого корабля. Огонь добрался до крюйт-камеры, и «Евстафий» взорвался, а через 10 минут взлетел на воздух и «Реал-Мустафа». После этого турецкие силы отступили в глубь Чесменской бухты под прикрытие береговых батарей.

Русское командование решило в ночь на 26 июня уничтожить турецкий флот с помощью брандеров, в которые спешно переоборудовали четыре судна. Линейным кораблям надлежало обстреливать скученные в бухте корабли противника, а фрегатам - подавить береговые батареи. Вскоре после попадания зажигательного снаряда загорелся один из турецких кораблей. Неприятельский огонь ослаб, что позволило предпринять атаку брандерами. Одному из них удалось поджечь турецкий 84-пушечный корабль, который вскоре взорвался. Горящие обломки разлетелись по бухте, вызвав пожары на других кораблях. К утру турецкая эскадра прекратила своё существование.

Победы удалось достичь за счёт умелой концентрации сил на главном направлении, смелому решению атаковать находящийся под защитой береговых батарей турецкий флот и использованию его скученного расположения в бухте.

Фёдор Ушаков

19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи. В 1878 году Турция предъявила ультиматум с требованием восстановления вассалитета Крымского ханства и Грузии и, получив отказ, вновь объявила России войну.

Русские войска осадили турецкую крепость Очаков, а из Севастополя вышла эскадра под командованием контр-адмирала Марко Войновича, чтобы воспрепятствовать оказанию турецким флотом помощи осаждённым. 3 (14) июля противники обнаружили друг друга в районе острова Фидониси. Турецкая эскадра более чем вдвое превосходила севастопольскую, и Марко Войнович не имел желания сражаться, в то время как уверенный в своей победе Гассан-паша , придерживаясь классической линейной тактики, стал подходить на дистанцию артиллерийского залпа. Однако командовавший русским авангардом бригадир Фёдор Ушаков приказал своим концевым фрегатам прибавить парусов и взять противника в два огня. Манёвр фрегатов поставил турок в исключительно трудное положение. Они также прибавили парусов, но это привело к тому, что их строй сильно растянулся, и корабли утратили возможность поддерживать друг друга огнём.

В самом начале боя Фёдор Ушаков отрезал два турецких судна, сосредоточив против них огонь линейного корабля «Святой Павел» и двух фрегатов. Сражение развернулось уже по всей линии. Не выдержав огня русских, шедшие впереди турецкие корабли один за другим начали выходить из боя. Вскоре под сосредоточенный огонь попал и флагманский корабль Гассан-паши. Это и решило исход сражения. Вслед за флагманом турецкие корабли стали покидать строй и, пользуясь преимуществом в скорости, отходить к румелийским берегам.

В сражении при Фидониси впервые раскрылся флотоводческий талант Фёдора Ушакова, отлично реализовавшего принципы сосредоточения огня и взаимной поддержки. Вскоре Григорий Потёмкин отстранил Марко Войновича, а севастопольскую эскадру передал получившему чин контр-адмирала Фёдору Ушакову.

Памятник Ушакову на мысе Калиакрия

К кампании 1791 года турки подготовились весьма основательно. Флот под командованием капудан-паши Гуссейна состоял из 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и множества мелких судов. Помощником капудан-паши назначили отличавшегося храбростью и предприимчивостью алжирского пашу Саита-Али . Турки вполне обоснованно считали, что при таком численном перевесе и во главе со столь знаменитыми адмиралами они смогут разгромить русских. Саит-Али даже пообещал доставить в Стамбул закованного в цепи Ушак-пашу (Фёдора Ушакова) и возить его по городу в клетке.

31 июля (11 августа) 1791 года турецкий флот стоял на якоре у мыса Калиакрия. В честь праздника Рамазан часть команд была отпущена на берег. Неожиданно на горизонте показалась эскадра Фёдора Ушакова в составе шести линейных кораблей, 12 фрегатов, двух бомбардирских кораблей и 17 мелких судов. Прославленный флотоводец принял смелое решение атаковать противника со стороны берега. Появление русского флота застало турок врасплох. Спешно обрубив якорные канаты, они стали в беспорядке отходить мористее. Саит-Али с двумя кораблями предпринял попытку взять в два огня авангард Фёдора Ушакова, но тот, разгадав манёвр, на флагманском корабле «Рождество Христово» обогнал голову своей эскадры и атаковал корабль Саита-Али, завязав бой на самой близкой дистанции. Затем Ушаков умело зашёл с кормы и дал по турецкому кораблю продольный залп, сбив бизань-мачту.

В течение часа сопротивление противника было сломлено, и турки обратились в бегство. Большая часть разгромленного турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережьям, лишь алжирская эскадра достигла Константинополя, при этом флагманский корабль Саита-Али начал тонуть. Русский флот господствовал на Чёрном море. Жителей турецкой столицы охватил страх. Все ждали появления Ушак-паши у стен Константинополя. В этой ситуации султан был вынужден заключить с Россией мир.

Укрепления острова Корфу

В 1796–1797 годах французская армия под командованием молодого и талантливого военачальника Наполеона Бонапарта заняла Северную Италию и принадлежавшие Венецианской республике Ионические острова. Русский император Павел I присоединился к антифранцузской коалиции. В Петербурге возник план направить в Средиземное море эскадру под командованием Фёдора Ушакова. На этот раз прославленному флотоводцу пришлось действовать в союзе со своими бывшими противниками - турками. Высадка Наполеона в Египте заставила султана обратиться за помощью к России и открыть проливы для русских кораблей.

Одной из задач, поставленных перед объединённой русско-турецкой эскадрой, являлось освобождение Ионических островов. Вскоре французские гарнизоны выбили с Цериго, Занте, Кефалонии и Санта-Мавры, хотя противник продолжал удерживать наиболее сильно укреплённый остров - Корфу. Французское командование пребывало в уверенности, что русские моряки не только не смогут взять крепость штурмом, но и окажутся неспособными вести длительную осаду.

Сначала Фёдор Ушаков решил взять штурмом прикрывавший Корфу с морского направления скалистый остров Видо. 18 февраля (1 марта) 1799 года русские корабли начали массированный обстрел, под прикрытием которого высадили десант. Десанту с помощью искусных фланговых ударов удалось с ходу захватить береговые батареи, а к 14 часам десантные силы уже полностью контролировали Видо.

Теперь путь к Корфу был открыт. Установленные на захваченном острове Видо русские батареи открыли огонь по самому Корфу, а десант принялся штурмовать передовые укрепления острова. Это деморализовало французское командование, и на следующий день они прислали на корабль Фёдора Ушакова парламентёров для обсуждения условий капитуляции. В плен сдался 2931 человек, включая четырёх генералов. Трофеями русских стали линейный корабль «Леандр», фрегат «Брюне», бомбардирское судно, две галеры, четыре полугалеры и несколько других кораблей, 114 мортир, 21 гаубица, 500 пушек и 5500 ружей. Победу удалось одержать благодаря правильному выбору Фёдором Ушаковым направления главного удара, созданию на этом участке превосходства в силах над противником, а также смелым и решительным действиям десанта.

Узнав об очередной блистательной победе Фёдора Ушакова, великий Александр Суворов писал: «Зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!».

На освобождённых Ионических островах под временным протекторатом России была создана греческая Республика Семи Островов, которая в течение нескольких лет служила опорной базой для русского флота на Средиземном море.

Андрей ЧАПЛЫГИН

21 октября 1805 года произошло Трафальгарское сражение, в ходе которого британский флот одержал верх над франко-испанскими морскими силами. Морские сражения - это одни из самых интересных эпизодов в войнах между разными странами мира. Многие из морских боев решали исход войны, а также доказывали статус победителя как великой морской державы. Сегодня мы решили сделать подборку из пяти морских сражений, закончившихся полным разгромом противника.

День Трафальгарского сражения в Британи отмечается как день празднования победы Королевского флота под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона над объединенным флотом Франции и Испании. Трафальгарское сражение произошло 21 октября 1805 года. Флот 47-летнего Нельсона дал решительный отпор французско-испанскому флоту, не допустив вторжения Франции в Британию. Сам лорд Нельсон сложил в сражении свою голову.

Трафальгарское сражение

Одно из самых великих морских сражений в мировой истории. Трафальгарское сражение произошло между британскими и франко-испанскими морскими силами 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис. Эта морская битва исторически была решающей между объединенным флотом Франции и Испании и Великобритании. Самое поразительное, что Франция и Испания потеряли в Трафальгарском сражении двадцать два корабля, а Великобритания - ни одного. Однако англичане потеряли командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона. На вражеской стороне сражались французский адмирал Пьер Вильнёв, командующий всем объединенным флотом, и испанский адмирал Федерико Гравина, который руководил испанскими силами. Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции, она стала главным морским противостоянием XIX века и величайшим морским сражением в истории. Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.

Гравелинское сражение

Это грандиозное морское сражение произошло 27 июля 1588 года между британским и испанским флотами к северу от Гравелина. Закончилось Гравелинское ссражение полным разгромом испанской Великой Армады, которую многие считали непобедимой. Сама Великая Армада состояла из 130 кораблей, основную часть которых составляли галеоны. Всё сражение и исход боя определили действия вице-адмирала Дрейка, адмирала Хокинса. Когда сражение подходило к победному концу, британцы не остановились - они ещё целых два дня преследовали Армаду.

Цусимское сражение

Ещё одна колоссальная морская битва произошла 14-15 мая 1905 в Русско-японской войне, ей дали название - Цусимское морское сражение, так как битва произошла в Японском море, в районе острова Цусима. В этой битве российская 2-я эскадра флота Тихого океана под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Хэйхатиро Того. Цусимское сражение - это было последняя битва в войне, в которой полностью разгромили русскую эскадру - практически все корабли были потоплены, часть успела капитулироваться, но только четыре корабля дошли до русских портов. В самом начале битвы японские корабли имели куда большее преимущество, чем русские, во-первых, по мощности артиллерийского огня, также по скорострельности орудий, а ещё в броне и скорости. Цусимское сражение повлияло на исход Русско-японской войны и вынужденное подписание Россией мирного договора.

Синопское сражение

Синопское сражение - это великий морской бой в истории мировых морских сражений. Русский Черноморский флот, под командованием адмирала Нахимова, сражался против турецкой эскадры, полностью разгромил противника. Само сражение произошло 18 ноября 1853 года. Сражение было масштабным, но очень быстрым - турецкий флот был разгромлен в течение нескольких часов. Потери турок составили свыше трёх тысяч человек, а раненый Осман-паша и другие пленники были взяты в плен. Победой в Синопском сражении русский флот завоевал господство на Чёрном море, но эта победа стоила России дорого, так как разгром турецкого флота стал поводом для Великобритании и Франции для вступления в войну на стороне Османской империи.

Остались в прошлом, ведь сейчас армии с успехом осваивают даже не воздушную, а уже космическую стихию. Однако современникам они должны были казаться вселенскими, да и по нынешним меркам представить подобные столкновения очень сложно – почти невероятно!

1

Крупнейшее морское сражение произошло в новейшей истории – в октябре 1944 года. Флот союзников, который составили силы третьего и седьмого флотов США и корабли флота Австралии включал 211 крупных военных кораблей, которые сопровождали 1,5 тыс. самолетов. С японской стороны участвовали 57 боевых кораблей и несколько сот самолетов. Конечно, у последних не было никакого шанса.

2


Второе по величине сражение, произошло хоть и не в море, но зато это крупнейшее из когда-либо происходивших столкновений кораблей по количеству задействованных участников. Более 850 000 человек (правительственные войска и мятежники) сошлись на зеркале крупнейшего пресного озера Китая, чтобы решить свой спор силой. Произошло это в августе 1363 года.

3


Сражением при Гуанчжоу закончилось противостояние между монгольской династией Юань и династией Сонг в 1279 году. Со стороны первых сражались 100 боевых кораблей, а второй флот был в 10 раз больше. Как ни парадоксально, победили монголы, разбив флот Сонг наголову.

4


Сражение римлян с карфагенянами у берегов Сицилии состоялось в 256 году до н.э. Как же случилось так, что оно вошло в десятку самых крупных морских сражений? Очень просто, в боях уже тогда участвовали огромные морские силы – более 680 кораблей и с той, и с другой стороны. Потеряв около трети войск, карфагеняне отступили.

5


Битва за власть над Китаем произошла в 208 году н.э. Она имела решающее значение для всей страны, так как послужила толчком к раздроблению ее территории на две части – южную и северную. Современники разошлись в подсчете участников сражения: от 270 до 850 тысяч людей, поэтому – только пятое место.

6


Битва при Саламине произошла между греческим и персидским флотом в ходе Греко-Персидских войн. Со стороны греков участвовали 371 корабля (преимущественно триремы и пентеконторы), а вот персы не были так аккуратны в подсчете. Количество их кораблей ориентировочно оценивается в 300-600. Сражение случилось в 480 году до н.э., и, если вам интересно, победили греки.

7


Одно из крупнейших сражений Гражданской войны Римской империи, которое знаменито тем, что в нем принимал участие египетский флот, возглавляемый Клеопатрой. Она, как известно, сбежала, предрешив исход битвы, хотя сила была на стороне ее союзников: до 360 кораблей против 260 кораблей императора Октавиана. Случилось это в сентябре 31 года до н.э.

8


В этом морском сражении 1571 года христианский мир столкнулся с Оттоманской империей. Объединенный флот Святой Лиги состоял из 212 кораблей, оттоманы воевали 272 судами. Несмотря на численный перевес, турки потеряли 70% своего флота и до трети убитыми.

9


Ютландское сражение в 1916 году стало самым крупным и кровопролитным морским столкновением, произошедшим в ходе Первой мировой войны. Германский флот насчитывал 99 кораблей, тогда как флот Великобритании – 151, включая один авианосец. Несмотря на двойные потери кораблей и персонала, британский флот выиграл сражение, так как немецкие корабли не смогли прорвать блокаду.

10


Это одно из крупнейших сражений, произошедших между авианосцами, произошло в Филиппинском море в июне 1944 года. Всего 15 авианосцев США и 9 авианосцев Японии, а также 170 кораблей и 1,7 тыс. самолетов с той и другой стороны сошлись в схватке, в результате которой японский флот потерпел оглушительное поражение.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.