Земля - роль почвы в природе и жизни человека. Занятие в старшей группе ДОУ «Знакомство с почвой Слои почвы для детей

Расскажите детям о почве. Опыты и эксперименты Почва. Рассказ детям Земля-матушка родит. Кто не слышал этого утверждения? Но земля оправдывает свою значимость, главным образом, верхним своим слоем, в котором развиваются подземные части (корни) растений и который называется почвой, или растительным слоем. Как образуется почва? Уточним ещё раз, что такое почва. Под почвой понимается поверхностный слой земли, обладающий таким качеством, как плодородие, то есть способностью производить урожай. Когда-то давно почвы не было. Земля представляла собой скопище горнокаменистых пород. Миллионы лет атмосферные осадки, солнце, ветер и водные толщи, разрушали породы. В таких условиях ничего живое, казалось бы, не смогло выжить. Но микроорганизмы выжили. Началось формирование почвы. Ученые утверждают, что первопричиной формирования почв стала деятельность микробов, существование которых проистекало в условиях разрушающихся горных пород. Из чего формировалась почва? Горнокаменистые породы разрушались, появлялся рыхлый слой, состоящий из обломков камней, песка, глины. Нетребовательные к составу почвы лишайники заполоняли пространства (селились на этих почвах). Впоследствии под воздействием бактерий (микроорганизмов) начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли селиться растения. Что такое чернозем? На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья падают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого, как мы говорим, земля становится жирнее, и на ней всё растёт лучше. Новый, образовавшийся слой земли – самый плодородный. Он состоит из перегнивших листьев, разрушенных трухлявых деревьев, старой травы, то есть из чернозема, перемешанного с глиной, песком, другими землями. На чистом песке, или чистой глине растения быстро хиреют. А на благодатном черноземе растительность чувствует себя хорошо. Каков состав почвы? В состав почвы входят: остатки растений, глина, песок, воздух, перегной, живые организмы (микробы), ил, вода. Изменяется ли со временем состав почвы? Почва имеет общие свойства с живой природой. В ней постоянно происходят процессы. С тех пор, как её заселили живые существа, идёт постоянный процесс образования и обновления почвы. В связи с постоянными происходящими изменениями, для определения состава почвы проводят измерения один раз в несколько лет. Что такое плодородие почвы? Плодородие почвы – это способность обеспечивать растения водой и питанием. Какие бывают почвы? Черноземные, песчаные, глинистые, торфяно-болотные, пойменные, серые лесные и другие. Дистанционный курс "Экологическое образование как средство реализации ФГОС ДО"

Орг. момент.

Повторение.

Д/и «Знаем, знаем»

Введение.

О каком жителе дома природы пойдет сегодня речь вы узнаете, прослушав сказку – загадку «Чудесная кладовая»:

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая существует и на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?»

Ребята, вы уже догадались, о чем идет речь?

После ответов детей, на фланелеграфе появляются иллюстрации почв.

Давайте проверим, правы ли мы? И поможет нам в этом гость, который пришел на занятие. Встречайте.

Кто это?

Как вы думаете, почему именно крот пришел к нам?

Это не простой крот, а ученый.

Крот: Здравствуйте, меня зовут Умняшка, и принес я вам письмо с правильным ответом.

Ребята, неужели мы с вами ошиблись и неправильно разгадали сказку – загадку?

Умняшка: молодцы!

Что мы подразумеваем под словом Земля?

После ответов детей, воспитатель вешает табличку.

А что такое почва, где находится, из чего состоит, как образовалась мы сегодня и попытаемся узнать.

Изучение нового материала:

1. Что такое почва.

У.: Я вам помогу разобраться, но для этого необходимо вспомнить, как устроена наша планета Земля. Что у нее внутри.

Где же находится почва?

- Какой вывод можем сделать?

Почва – верхний слой земной коры.

Ребята, вспомните, какой самый главный секрет почвы? Чем она отличается от камней?

Что мы с вами узнали о почве?

После ответов детей, на доске появляется соответствующая табличка.

У.: плодородие – главное свойство почвы. Толщина почвы может быть от 2 – 3 см до 150 – 200 см

Воспитатель демонстрирует соответствующие полоски.

2. Физ. минутка

П/и «Выращиваем дерево».

3. Свойства почвы.

Ребята, давайте внимательно рассмотрим почву. Что мы можем о ней сказать?

У.: Я вам подскажу, посмотрите на мои карточки – подсказки.

Легко ли проходит палочка в почву?

Какая она?

После ответов детей появляется соответствующая табличка.

Какой вывод можем сделать?

4. Состав почвы.

У.: ребята, а вы экспериментировать любите? Я вам предлагаю побыть маленькими исследователями! Готовы?

Возьмите лупы, небольшое количество почвы. Рассмотрите почву под лупой и попробуйте предположить из чего состоит почва? Какого она цвета? Имеет ли она определенный запах?

1) Опыт №1.

У.: А теперь я вам предлагаю взять небольшой кусочек почвы и опустить его в воду.

Что вы видите?

Откуда в воде появились пузырьки?

У.: Верно, какой вывод можно сделать?

2) Опыт №2.

Положите комочек почвы на бумагу, прижмите ее плотно к листу.

Что вы видите? Что получилось?

О чем «говорит» нам это пятно?

У.: я вам предлагаю пройти к экспериментальному столу и нагреть немного почвы.

Ребята, что мы должны увидеть, если при нагревании мы над почвой будем держать стеклышко?

Воспитатель проводит опыт, и дети убеждаются в правильности своих предположений.

Ребята, какой вывод можем сделать?

После вывода на фланелеграфе появляется соответствующая табличка.

Итак, мы с вами определили, что в почве есть вода и воздух.

3) Опыт №3.

Воспитатель продолжает нагревать почву.

Что вы видите, чувствуете?

Как вы думаете, почему появился неприятный запах и дым? Знаком ли вам этот запах? Из чего состоит почва?

При затруднении или неправильном ответе, педагог предлагает поджечь высушенный лист дерева.

Похожи ли запахи?

О чем это говорит?

Вы совершенно правы. В почве находятся остатки умерших растений и животных, которые образуют перегной.

На фланелеграфе появляется соответствующая табличка.

Итак, из чего состоит почва?

У.: перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы зависит от перегноя. Чем его больше, тем плодороднее почва.

4). Опыт №4.

У.: это еще не все составные части почвы. Давайте посмотрим, что еще входит в состав почвы. Для этого мы прокалим почву до серого цвета.

Во время проведения опыта воспитатель комментирует:

Такой цвет образуется после сгорания перегноя. А теперь давайте оставшуюся почву поместим в стакан с водой и перемешаем.

Что мы видим?

На дне стакана осел песок, а сверху слой глины.

Какой вывод можем сделать?

После выводов, дети вешают на фланелеграф соответствующую табличку.

Итак, мы сегодня узнали, что почва состоит из….

Ребята, как вы думаете, какие компоненты жизненно необходимы для жизни растений?

У.: есть еще один важный компонент. Хотите узнать какой? Поможете мне? Помните, как мы в самом начале занятия опускали в воду кусочек почвы?

Она уже хорошо настоялась, поэтому мы можем взять капельку воды и нагреть эту капельку.

Ребята, что произойдет с водой?

Что останется на ложке?

5) Опыт №5.

Воспитатель нагревает воду. После испарения дети наблюдают белый налет.

Что у нас осталось?

При затруднении воспитатель сам называет компонент.

Какой вывод можем сделать?

Давайте вспомним, что сегодня узнали.

Заключение:

1. Закрепление. Самостоятельная работа.

Какое ключевое слово у нас получилось?

Что делает почву более плодородной?

- Давайте попробуем посадить баклажаны в разные виды почв: в плодородную, песчаную и глинистую и посмотрим прорастут ли наши баклажаны.

Какие условия необходимы для жизни растений, животных и человека?

На доске появляется табличка:

«Одним из главных условий обитания растений, животных и человека является наличие в этих местах почвы».

На следующем занятии мы с вами узнаем, как образовалась почва, какие виды почв бывают и зачем необходимо охранять почву.

У.: ребята, мне очень понравилось у вас и хочу снова к вам придти и рассказать все, что знаю о почвах. До скорых встреч.

Итог.

Ребята, как вы считаете, хорошо ли вы сегодня занимались? Если да, то в тетрадях нарисуйте улыбающееся солнышко, а если вы считаете, что могли заниматься лучше, то нарисуйте спокойное солнышко.

Окончание занятия.

Цель: ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений; при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага), как происходит её загрязнение.

Оборудование: микроскоп, баночки с водой, плодородная почва, мешочек, белые листы бумаги, жестяная банка, спиртовка, шапочки червяка, дерева.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям подарок от , предлагает угадать, что в нём спрятано.

Игра «Да-Нет».

Воспитатель (В.). Этот ценный подарок - мешочек волшебной земли со своей тропинки. Эта волшебная земля называется почвой - самым верхним слоем земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.

Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.) А хотите узнать, как образовалась почва?

Рассказ воспитателя.

Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер же приносил с собой , самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло тысячи лет, но, к сожалению, разрушить это очень легко. Кому нужна почва? (Ответы детей.) Кто живёт в почве? (Ответы детей.) Кто почву делает питательной?

В. Куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья и даже превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких учёных и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.

Опыт № 1.

Показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

В. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Опыт № 2.

Показать, что в почве есть воздух. Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные - воздухом.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Опыт № 3.

Показать, что если вытаптывать почву, то ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их станет меньше.

Опыт № 4.

При сжимании комочка земли показать, как из него «уходит» воздух.

Опыт № 5.

Показать, что в почве есть влага.

В жестяную банку насыпать почву, поставить на спиртовку для прокаливания. Над почвой подержать пластинку стекла. Что на ней появилось?

Марина Судовская
Занятие с детьми старшей группы по теме: «Удивительная почва»

Цели :

Продолжать знакомить детей с почвой , ее компонентами, которые входят в ее состав, используя опыты-эксперименты.

Закреплять умения выделять свойства почвы , выяснять, что в почве есть для жизни живых организмов.

Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, мыслительную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать доказательную речь (умение анализировать, обобщать, делать вывод) .

Воспитывать познавательный интерес детей к природе.

Предварительная работа :

Игры детей с песком, лепка из глины.

Труд на огороде, в цветнике.

Уход за растениями в уголке природы.

Чтение :

Н. Сладкова "Земля солнечного огня"".

Н. Рыжова "Почва - живая земля ".

Материал :

Комочки сухой почвы .

Емкости с песком, глиной, черноземом, водой. Семена фасоли.

Белый лист бумаги, палочки, лупы.

Свечка, стеклышко, сковорода.

Таблица "Почва ".

Активизация словаря : почва , чернозем.

Литература :

1. М. Костюченко "Экспериментируем". - Ж-л «Дошкольное воспитание» 2006, № 8. с. 27.

2. «Дети экспериментируют» . - Ж-л «Дошкольное воспитание» 2004, № 8, с. 29;

2007, №6, с. 13.

3. «Опыты с почвой » . - Ж-л «Дошкольное воспитание» . 1998, № 4, с. 57.

4. «Знакомство с подземным царством» . - Ж-л «Дошкольное воспитание» , 1997, № 7, с. 23.

5. «Опыты с песком и глиной» . - Ж-л «Обруч» , 1998, № 2, с. 18.

Ход занятия

В. - Отгадайте загадку :

Меня бьют, колотят, ворочают, режут - Я все терплю и всем добром плачу.

Д. - Это - земля.

В. - Сегодня на занятии мы будем говорить о почве .

В. - Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?

Д. - Земля кормит и поит растения.

Д. - Земля нас кормит.

В. - Как она нас кормит?

Ответы детей.

В. - А как нас земля радует?

Д. - Земля нас радует цветами, зеленой травой.

В. - Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой . Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной . В другом месте больше глины.

В. -Как называется такая почва ? Д. - Почва называется глинистая.

В. - Почву богатую перегноем называют чернозем. Что такое перегной? Почему почву называют чернозем ?

В. - Посмотрим на картинку "Строение почвы ".

В. - Какого цвета верхний слой земли?

Д. - Верхний слой земли темного (черного) цвета.

В. - Это плодородный слой земли. Как он называется? (чернозем)

В. - Какого цвета следующий слой земли?

Д. - Желтого.

В. - Как вы думаете, что это? Д. - Это - песок.

В. - Каким цветом изображена вода?

Д. - Вода изображена голубым цветом.

В. - Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?

Д. - Глина изображена оранжевым цветом.

В. - На таблице еще изображены подземные жители.

В. - Кто живет в земле?

Д. - В земле живут черви, кроты, жуки.

В. - Мы с вами сейчас побудем жителями подземной страны.

Физкультминутка.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб растеньям на земле

Лучше всем рослось.

Под землею крот живет

Роет ямки, ищет ход.

Чтоб земля дышала

Пищу нам давала.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

В. - Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок - три мешочка волшебной земли. Мы поближе познакомимся с землей - матушкой.

Ребята, у каждого из вас на белых листах комочки земли (чернозем, песок, глина) . Вы хотите узнать, что спрятано в каждом комочке?

В. - Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит комочек, который темнее.

В. - Какого она цвета?

Д. - Земля черная.

В. - Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.

В. - Скажите, что вы увидели?

Д. - В комочке есть трещинки.

В. - Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?

Д. - Корешки, травинки, палочки, сухие листья, камешки и т. д.

Опыт № 1. В земле есть воздух.

В. - В Подземном царстве обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Как вы думаете, есть ли в земле воздух? Выразите свое мнение с тов : да - красный, нет - синий. Давайте проверим. Возьмите в руки комочек он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

В. - Что вы наблюдаете?

Д. - Из комочка побежали маленькие пузырьки.

Д. - Это воздух поднимается из воды.

В. - Где же был воздух?

Д. - Воздух был в комочке земли.

В. - Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

В. - Ребята, сделайте вывод : что мы установили при проведении опыта.

Д. - В земле есть воздух.

В. - Обозначьте магнитом результат опыта. Многие ребята оказались правы, молодцы.

Опыт № 2. Есть ли в земле вода?

В. - Итак, мы убедились, что в земле есть воздух. А как вы думаете, есть ли в земле вода?

Выразите свое мнение с помощью магнитов.

В. - Предлагаю ваше мнение проверить с помощью опыта.

В. - В чистую сухую сковородку я положила комочек? Сейчас я зажгу свечку, и буду держать сковородку с землей на огне.

В. - Что происходит?

Д. - Она согревается.

В. - Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко. Через некоторое время показываю стеклышко детям.

В. - Что произошло со стеклышком?

Д. - Стеклышко запотело.

В. - Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке?

Д. - Это вода.

В. - Сделайте вывод - есть вода в земле или нет?

Д. - Вода в земле есть.

В. - Изменяется ли цвет земли после дождя?

Д. - Изменяется.

В. - Каким становится цвет?

Д. - Темным, черным.

В. - Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели? (чернозем) . Почему он нужен растениям? (в земле есть разные частички и вода, - это питательные вещества для растения, в земле есть воздух, чтобы растение дышало). Правильно, это мы увидели при проведении опытов.

А теперь отдохнем. Физкультминутка.

В. - Исполним хоровод "Земелюшка - чернозем".

В. - Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит более светлая земля. Возьмите лупу и внимательно рассмотрите, из чего она состоит.

Д. - Из очень мелких зернышек-песчинок.

В. - Какие песчинки?

Д. - Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (белые, желтые - в зависимости от разновидности песка) .

В. - Похожи ли песчинки друг на друга? Чем похожи или чем отличаются?

В. - Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

Д. - Лежат отдельно.

В. - Пересыпьте землю в стаканчик. Легко ли она сыплется? О чем говорят «сыпучий» ? (о песке) . Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели?

В. - Рассмотрите третий комочек. Видны ли отдельные частички?

В, - Можно ли сказать, что частички прилипают друг к другу?

Д. - Можно.

В, - Возьмите в руки комочек. Что с ним можно делать?

Д. - Лепить, похож на пластилин.

В. - Это - глина. Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели.

Практическая деятельность детей.

В. - Ребята, подойдите к столам (по три человека) . На каждом три стаканчика с разной землей. Что в стаканчиках?

Д. - В одном стаканчике - песок, в другом - глина, в третьем - чернозем.

В. - Вам нужно посадить фасоль в стаканчики. Как вы это будете делать? Аня, расскажи, как ты будешь сажать фасоль?

Д. - Я сделаю луночку с помощью палочки, положу фасоль в землю, закопаю, а потом полью.

В. - Приступайте к работе. Молодцы, все справились, полили фасоль. А кто из вас был внимательным и заметил, как проходит вода через песок, глину, чернозем.

В. - Где быстрее впиталась вода?

Д. - Песок сразу намок (хорошо пропускает воду, чернозем пропустил воду не сразу (хуже, чем песок, а глина совсем не пропустила воду.

В. - Значит, песок пропускает воду лучше. А почему? Кто может объяснить? Ответы детей.

В. - Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички чернозема и глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.

В. - Теперь мы поставим стаканчики на окно и будем ухаживать за посадками. Что будем делать? (поливать, рыхлить) . А как будет расти фасоль в разной земле, мы с вами будем наблюдать и делать зарисовки. Я думаю, что результат будет разный.

В. - Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Вспомните их.

Дети называют :

Поле труд любит.

Кто не сеет, тот не жнет.

Земелька черная, а хлеб белый родит.

Землю пахать не в бабки играть.

Земля любит навоз, а лошадь овес.

Земля не родит - никто не наградит.

В. - Да, ребята, а еще народ говорит «земля-матушка» , сравнивая с мамой - самым дорогим для каждого человеком.

Итог занятия . Вам понравилось сегодня заниматься? Что нового вы узнали на занятии ? О чем бы вы рассказали своим родителям?

Алевтина Пермякова
Занятие по экологии на тему «Почва».

Занятие по экологии

«Путешествие в подземном царстве»

Цель : Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой .

Задачи :

Образовательная : Обобщить и закрепить знания детей о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений , рассказать отличительных признаках перегноя, песка, глины.

Развивающие : развивать творческие способности, речь, мышление умению проведения опытов. Активизировать словарный запас детей.

Воспитательная : воспитывать доброе отношение к планете. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. Закреплять представление о том, что на земле все взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.

Предварительная работа : Рассматривания демонстрационных картинок с изображением (дождевых червей, кротов, землеройки) . Чтение литературы, просмотр DVD дисков, просмотр энциклопедий, дидактические игры.

Ход занятия .

В гости приходит Всезнайка. Здравствуйте, меня зовут, Всезнайка я побывал, в подземном царстве, принес оттуда много интересного. Хотите, быть моими помощниками знакомится, с детьми раздает, значки с именами детей. Пойдемте со мной в лабораторию. Я хочу вас познакомить с подземным царством.

Обратите внимание на емкость с почвой . Что такое почва ?

Всезнайка : Почва – это верхний слой земли, т. е. земной поверхности. Главное свойство почвы – ее плодородие . Чем больше в ней перегноя, образующегося из остатков погибших растений и животных (насекомых) тем она плодороднее. Перечислите, а кто живет в подземном царстве? (показ иллюстраций дождевых червей, кротов, землероек)

Ответы детей :

Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу ?

Ответы детей : Да они рыхлят почву .

Всезнайка : Правильно. Благодаря этому в почву поступает воздух и вода. Давайте проверим : бросаем в банку с водой комок почвы . Что увидели? (Пузырьки воздуха.)

Всезнайка : Из чего состоит почва ?

Ответы детей :

В состав почвы входят : перегной, песок, глина, вода, воздух. Именно перегной предает почве черный цвет .

(Показ макета со слоями состава почвы .)

Всезнайка : Ребята давайте потрогаем на ощупь глину, песок, перегной

Ответ : детей : глина - твердая, плотная песок - сыпучий перегной - рыхлый

Практическая деятельность детей : воспроизвести макет слоев почвы

Всезнайка : В какой почве лучше расти растениям?

Ответы детей : (рыхлой мягкой)

Всезнайка : В плотной почве не хватает воздуха , воды чтобы в ней росли растения.

Всезнайка : А есть ли вода в почве ? Давайте проведем, еще один опыт нагреем, рыхлую почву на огне , образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что это значит? Вода испаряется из почвы , когда греет солнце.

Всезнайка : Ребята, мы с вами проводили опыты устали, Я вас приглашаю прогуляться на полянку.

Физминутка :

Всезнайка : Ой, ребята, сколько мусора надо убрать полянку от него.

Помните! Юный эколог тот , кто любит природу, оказывает ей помощь, относится очень бережно, охранять от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!

(Собрать мусор)

Худ слово : Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит

Когда цветет душистый луг

И дует свежий ветер

Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.

Возможна ли жизнь на Земле без почвы ?

Ответы детей : Нет

Всезнайка : Как почва нас кормит ?

Ответы детей :

Дидактическая игра «Узнай объект неживой природы»

Педагог перечисляет основные качества, дети определяют, какому объекту неживой природы они подходят :

Дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце)

Представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух)

Без вкуса и запаха, бесцветная, прозрачная, обладает текучестью, может быть в трех состояниях - газообразном, твердом, жидком (вода)

Плодородная; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва )

Всезнайка : Ребята мы знаем все качества почвы (перечисления) . Давайте устроим огород на подоконнике.

Посадим бобы в приготовленные банки и будем наблюдать за их ростом.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.