Что берут на кладбище на 40 дней. Поминовение усопших (панихида, сорокоуст)

В православии дата 40 дней после смерти человека считается очень важной, как и 9 дней. Согласно установленным христианским канонам именно в этот день душа умершего человека на том свете получает окончательное решение о том, куда она теперь перейдет. Но считается, если душа покойного не может ничего изменить или исправить, то в этом помочь ей смогут родные и близкие.

Сегодня мы расскажем, что происходит на 40 день согласно верованиям с душой и что должны в этот день делать родные – как проводить поминки, что готовить и говорить и делать, когда поминают усопшего.

Значение даты 40 дней после смерти человека

Если верить православным традициям, наиболее значимы для родных покойного такие даты, как третий, 9 и 40 день после смерти, и они должны провести их согласно всем поминальным канонам. При этом 40 день наиболее значимый, поскольку, как уже говорилось в самом начале, это тот срок, когда душа человека окончательно отдаляется от земной жизни в вечность.

С религиозной точки зрения 40 дней – это дата более значимая, нежели даже физическая смерть человека. А сейчас давайте выясним, что происходит с душой покойного до и после 40-дневных поминок.

В течение нашей земной жизни душа человека состоит в единении с телом, но в момент смерти душа его покидает. Но душа забирает от жизни многие привычки, страсти, деяния и все остальное, включая как негативное, так и положительное. После смерти душа получает или наказание или награду в зависимости от того, как была прожита жизнь.

После смерти душа проходит серьезное испытание, поскольку она обязана преодолеть ряд препятствий и отчитаться перед Богом за все содеянное. Помните следующее:

  • нужно понимать, что до 40 дня душа покойного будет продолжать находиться в месте своего обитания , поскольку она будет находиться в некоем замешательстве, поскольку она еще не знает, как жить без физической оболочки;
  • примерно на 3-4 день душа медленно начнет привыкать к новому физическому состоянию и перестанет его бояться, она отвяжется от тела и способна совершать так называемые прогулки;
  • стоит знать, что родные и близкие покойника до 40 дней не должны заказывать истерики и горько страдать за ним , поскольку его дух все слышит и испытывает в связи с этим сильные мучения. Лучшее, что могут близкие сделать сразу после смерти – это прочесть Священное Писание.

Теперь рассмотрим, что же происходит с душой после сорока дней. После этой даты душа получает возможность в последний раз вернуться на землю, чтобы побывать в наиболее важных для себя местах. Очень многие люди, потерявшие родных, часто рассказывают истории, что именно в этот день они приходят к ним во снах или видениях, чтобы окончательно попрощаться.

Кроме того, многие люди, которые до этого срока присутствовали, что усопшие родные где-то рядом, признавались, что после 40 дней их присутствие перестало ощущаться, они уже не слышали их шаги, запахи или вздохи.

Что же происходит с душой: она направляется к Богу, чтобы предстать перед его судом . Но, согласно верованиям, судит ее не сам Бог, а человек будет самостоятельно отвечать за содеянное в жизни. Считается, что после пребывания души перед образом Всевышнего, она получает два пути – воссоединиться с его светом или отправиться в бездну.

То или иное решение о перемещение души принимается не от силы воли, а от того, насколько был духовным человек и того, какова была его жизнь.

Если верить церковным канонам, в течение сорока дней душа ожидает, какое решение будет принято о ее дальнейшей судьбе, однако, этот суд не будет последним. Ведь затем она будет ожидать следующего, окончательного Страшного суда. На нем судьбы многих людей будут очень сильно меняться.

Поминки 40 дней: порядок проведения

Многие часто запутываются в вопросе, как правильно отсчитывать после смерти человека 40 дней . Так, берется календарная дата смерти человека, именно ее и считают первым днем с момента смерти, даже если она наступила вечером. Соответственно, что 9 или 40-1 день смерти будет считаться девятым и сороковым с учетом самого дня смерти.

На сороковые сутки после смерти душа вновь возвращается в родной дом и находится там примерно сутки, а после окончания поминок она уходит уже навсегда. Среди верующих людей считается, что если не провести поминки в этот день по всем канонам, то душа покойника будет вечно мучиться. Именно поэтому очень важно провести эту дату правильно.

Порядок проведения поминок следующий:

  • помните, что первое, что следует сделать, то это молиться . Молиться следует не только во время поминок, но и в предыдущие дни. Благодаря этому, вы облегчите участь своего близкого человека, тем самым уговорив Высшие силы изменить решение относительно его души в лучшую сторону и проявить милосердие;
  • чтобы спасти душу усопшего, при нужно заодно отказаться от определенного своего греха. Так, если вы даже иногда употребляете алкоголь или курите, то для спасения души следует на какое-то время отказаться от своего вредного пристрастия. Если вы не курите и не пьете, то для собственной пользы, молитвы и для утешения души покойного хотя бы откажитесь на несколько дней от просмотра телевизора или интернета;
  • очень важным моментом является и то, как именно будут проведены поминки. Все те, кто соберутся за поминальным столом, должны быть православными христианами. Ведь если человек в Бога не верит, то его присутствие не будет помощью для души покойного;
  • нельзя воспринимать поминки на 40 дней в качестве повода для встречи со старыми друзьями или родственниками, ведь это не простое застолье;
  • православная церковь категорически запрещает при проведении поминок веселиться, пить алкоголь или петь песни. Вы должны отдавать в этом себе отчет.

На эту поминальную дату рекомендуется приготовить и подать на стол такие блюда:

  • кутью (обязательно);
  • блины сдобные;
  • бутерброды с рыбой, например, со шпротами;
  • салаты на основе овощей;
  • салат из свеклы с чесноком;
  • винегрет с селедкой или оливье;
  • котлеты, запеченные с грибами и сыром;
  • перец фаршированный;
  • студень из рыбы;
  • голубцы постные из овощей с грибами;
  • запеченная рыба с овощами под майонезом;
  • пироги с начинкой из рыбы, капустой, рисом и грибами, картошкой или яблоками.
  • хлебный квас;
  • лимонад;
  • сбитень;
  • морс;
  • кисель малиновый, сливовый, смородиновый, вишневый, яблочный, овсяный или клюквенный.

Милостыня для людей на поминках в 40 дней

Согласно православным христианским традициям, когда наступает эта дата после момента смерти человека, его вещи обязательно нужно перебрать и раздать тем, кто в этом нуждается , а также попросить, чтобы эти люди помолились за душу покойного.

Данный ритуал считается добрым делом, которое обязательно учитывается во время решения о том, где будет жить душа после смерти. Поэтому лучше сделайте именно так, особенно когда осталось много вещей.

Родственники могут оставить после покойного только те вещи, которые представляют наибольшую ценность как память о нем. Часть вещей можно отдать близким родным и друзьям. Остальное отнесите в храм, но выбрасывать вещи категорически запрещено .

Что говорить на поминках в 40 дней?

Достаточно часто во время ритуала поминают не только умершего человека, но и всех покойных родных, самого же покойника представляют так, будто он сидит за столом вместе со всеми.

Поминальную речь обязательно говорят стоя, не забывайте почтить память покойного минутой молчания. Можно выбрать ведущего поминок из числа близких друзей семьи. Он обязан контролировать свои эмоции, несмотря на эмоциональную тяжесть обстановки. Задача ведущего будет заключаться в том, что он по очереди будет давать слово родным покойника в зависимости от того, насколько они были близки с ним:

  • супругу или супруге;
  • детям или родителям;
  • близким родственникам или друзьям семьи.

Ведущий обязан заблаговременно подготовить несколько фраз для разрядки обстановки и отвлечений гостей, когда у кого-то во время произнесения речи пойдут слезы.

Поминать на 40 дней очень важно как для родных усопшего, так и для успокоения его души. И очень важно все делать правильно согласно установленным канонам и православным традициям.

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

1:502 1:511

Издавна существуют традиции, которые определяют, что можно и нельзя делать в течение года после смерти близкого человека. Некоторые уже устарели, а некоторые обычаи живут и в наши дни. Об этом нужно знать...

1:889 1:898

■ В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

■ На 9-й день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол. За первый поминальный стол семья умершего не садилась.

Теперь же наоборот: за стол садилась семья и еще девять человек (трое, кто омывал покойника, трое, кто делал гроб, трое, кто яму копал).В современных условиях количество приглашенных может варьироваться, потому что существуют различные государственные службы, которые оказывают необходимые ритуальные услуги: в морге покойника переодевают, гроб можно купить в магазине ритуальных принадлежностей, могила также может быть приготовлена заранее. Следовательно, приглашенных может быть 3 — 6 — 9, а может не быть никого.

■ На 40-й день после смерти человека устраивают третий поминальный стол — «саракавiцы», на котором присутствует семья умершего, родственники, близкие, друзья, коллеги по работе. В церкви заказываю Сорокоуст — сорок литургий.

■ Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом», тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

■ После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное». Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь».
■ В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

■ Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

■ Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета — синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

■ После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

■ На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

■ На протяжении этого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.

■ Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

■ Посещайте кладбище до 12 часов дня.

■ Дни особого поминовения усопших в течение года:

Мясопустная суббота — суббота на девятой неделе перед Пасхой;

Вселенская Родительская суббота — суббота на второй неделе Великого поста;

Вселенская Родительская суббота — суббота на третьей неделе Великого поста;

Вселенская Родительская суббота — суббота на четвертой неделе Великого поста;

Радуница — вторник на второй неделе после Пасхи;

Троицкая суббота — суббота на седьмой неделе после Пасхи;

Дмитриевская суббота — суббота на третьей неделе после Покровов (14.10).

■ Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») — 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1—3 дня раньше.

■ В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище — проведать могилу.

■ Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

■ Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

■ После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

■ Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

■ Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

■ Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

■ На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

■ Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты

Согласно православным традициям, на сороковой день решается судьба души человека. И именно мы, живые люди, своими действиями можем добиться лучшей участи для умершего. О том, что необходимо делать и как провести этот день, расскажем в этой статье.

40 дней со дня смерти - очень важная и ответственная дата, ведь именно в этот день, по православным канонам, душе умершего выносится вердикт относительно ее дальнейшего местонахождения. И если сама душа уже не в силах что-либо изменить и исправить ради лучшей участи, то сделать это могут родственники усопшего. Мы расскажем вам о том, что делать после 40 дней, а также о том, каким образом живые могут спасти душу покойного.

Первое, и самое важное, что необходимо делать не только конкретно в этот день, но и во все предыдущие, - молиться. Молитва является наиболее простым и верным способом уговорить высшие силы быть милосердными и изменить вердикт в лучшую сторону. Молитва 40 дня может быть как домашней, так и церковной. Если вы молитесь дома, можете прочесть кафизмы из псалтиря, в церкви же заказывается сорокоуст. За всех, помимо самоубийц, батюшка и прихожане будут молиться вместе с вами. Также за людей, которые самостоятельно приняли решение уйти из жизни, нельзя подавать заупокойные записки. Однако и в этом случае могут быть исключения. Если вы получили благословение от священника, то вы имеете полное право просить службу за близкого. Если же вам не удалось получить такого разрешения, помните о том, что никто не может запретить вам самостоятельно молиться о душе покойного. Полезно также будет исповедаться самому и привести к исповеди своих близких.

Вместе с молитвой во имя спасения души усопшего вы можете принести в жертву свой отказ от какого-либо греха хотя бы на некоторое время. К примеру, вы можете отказаться от сигарет или алкоголя - это также принесет пользу душе вашего близкого. Даже простой отказ от просмотра телевизора в пользу молитвы станет большим утешением и радостью для покойного.

Еще одна важная традиция на 40 дней - проведение поминок . За поминальным обедом должны находиться верующие люди, так как те, кто не верят в Бога, не смогут одним только своим присутствием помочь душе человека. Отмечать 40 дней необходимо постной и простой едой, без кулинарных изысков, особенно, когда поминки попадают на время поста. Если же в это время постов нет, постарайтесь также не тратить крупную сумму на ублажение гостей. Умейте расставлять приоритеты: деньги, которые вы собираетесь потратить на дорогие блюда, лучше отдать нуждающимся (нищим, инвалидам, сиротам). Этим вы принесете душе умершего гораздо больше пользы. Основным блюдом должна быть кутья, которая символизирует перерождение души. Каждый из присутствующих должен съесть ее хотя бы одну ложечку, после чего может приступать к другим яствам.

Не воспринимайте поминальные 40 дней как возможность собраться с друзьями и родными. Помните о том, что это не светское мероприятие или застолье. Веселье, песни и алкоголь, конечно, запрещены церковью, но и вы сами должны понимать, что поминание умершего никак не может сочетаться с шутками и смехом. Внимательно следите и за ходом беседы. Нередко случается такое, что во время поминок собираются люди, которые давно не виделись друг с другом. И когда разговоры о покойном плавно переходят в разговоры об обыденных делах, насущных проблемах или, что еще хуже, о том, что и кому достанется в наследство от умершего, поминки следует завершать.

Обязательно посетите кладбище на 40 дней. С собой возьмите свечу и цветы. Самыми популярными цветами для умерших являются гвоздики, тюльпаны и орхидеи, однако на могилу к близкому вы также можете приносить ирисы, фиалки, калы и розы. Для ушедшего из жизни принято приносить четное количество цветов, чему есть простое объяснение. Дело в том, что четные числа являются символом жизни и смерти, то есть начала и конца, а вот нечетные обозначают продолжение и движение. Возлагая цветы на 40 дней на надгробный памятник , вы выказываете уважение умершему, демонстрируете вашу большую любовь к нему, а также подчеркиваете важность потери.

Все 40 дней по усопшему необходимо соблюдать траур. Он подразумевает под собой особое поведение и одежду. Вещи, которые мы носим, помогают создать нам определенное настроение и даже побуждают к молитвам. Поэтому все эти дни постарайтесь носить простую, строгую и закрытую одежду без вычурностей.

В подготовке и проведении сорокового дня, в первую очередь важно подумать об усопшем и его душе, а детали меню, количество цветов и другие подобные вещи - это дело второстепенное.

Остались вопросы? Задайте их на нашем форуме.

Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала

Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени поверить и придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон.

Для того, чтобы помочь душе усопшего легко покинуть материальный мир, нужно не просто знать рекомендации, но и понимать их глубинный смысл. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. Поэтому мы составили подробную статью с описанием правил, что можно и нельзя делать.

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни.

На 3 день после смерти (в этот же день проводят и похороны) собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки. За этот поминальный стол семья умершего не садится

— В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

На 9 день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол, почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба.

На 40 день после смерти человека устраивают третий поминальный стол, приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах. В церкви заказываю Сорокоуст - сорок литургий.

— Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом» , тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

— После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное» . Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь» .

— В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

— Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

— Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета - синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

— После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

— На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

— Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») - 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1-3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище - проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

— Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

— После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

— Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

— Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

— Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

— На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Посещение кладбища в течение года

На протяжении первого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

  • Мясопустная суббота - суббота на девятой неделе перед Пасхой.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на второй неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на третьей неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на четвертой неделе Великого поста.
  • Радуница - вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Троицкая суббота - суббота на седьмой неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - суббота на третьей неделе после .

Как правильно одеться на годовщину смерти?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

Можно ли делать ремонт после похорон?

По приметам, не относящимся к православию, ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней. А на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам. С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.