Краткая история танкограда. Танкоград – Челябинск

В глубоком тылу на Урале

Броню и железо, свинец и литье

Везут по дорогам, рожденным войною.

Страна моя, мать моя, сердце мое,

Я слышу дыханье твое за спиною.

Заботу, привет согревающий твой

В письме и посылке моей фронтовой,

В челябинском танке, в уральском снаряде.

Железная дружба, святая война

Народы страны воедино сплотила,

И Родина наша, как крепость, сильна

Великим содружеством фронта и тыла.

М. Матусовский

Великая Отечественная война все дальше уходит в глубь истории. В жизнь вошли новые поколения людей. О событиях 65-летней давности они узнают по рассказам старших, из книг и кинофильмов. О том героическом и трагическом времени, о вкладе южноуральцев в Великую победу есть что рассказать.

«Урал – опорный край державы, её добытчик и кузнец». Эти слова из поэмы Александра Твардовского «За далью – даль», определившие место нашего края в делах страны, стали крылатыми. В Великую Отечественную войну Урал был арсеналом действующей армии, кузницей её кадров. Челябинск яркое тому подтверждение.

Танкоград – признанное название города за его вклад в Победу, ведь здесь действовало мощное производство танков.В годы войны Урал выпускал две трети всех танков. Каждый второй танковый двигатель и каждый пятый танк были из Челябинска. Каждый третий снаряд и броня каждого второго танка были сделаны из магнитогорской стали.

Вспоминает Василий Васильевич Гусев, во время войны рабочий Кировского завода: «Трудились мы, всё позабыв, кроме работы. Поспишь, как убитый, пять-шесть часов, поешь в столовой - и в цех, к станку. А после работы, уже в темноте, идешь в цех сборки: сколько сегодня? И радостно, если за ворота завода шли сверхплановые танки. И не можешь, несмотря на смертельную усталость, уснуть, если недодали нынче боевых машин».

Из письма сталевара Андрея Каминского брату-артиллеристу, август 1942 года: «Дорогой Ваня! Фронт требует металла. Много металла. И мы, магнитогорцы, даем его во все возрастающих размерах. В этом месяце я, например, за двадцать фронтовых вахт сварил 372 тонны стали, выйдет 18 тысяч снарядов для твоих пушек. Расходуй, Ваня, не жалей. Мы еще сварим».

1943 год рабочие Танкограда

В октябре 1943 года на вооружение Красной Армии поступил тяжелый танк ИС, созданный конструкторским бюро под руководством Ж.Я. Котина и Н.Л. Духова.Танк ИС был настоящая стальная крепость. Вскоре после Корсунь-шевченковской битвы, где ИС проходил испытание на поле боя, фашистское командование издало секретный приказ, в котором предписывало войскам: «избегать встречных боев с танком ИС и стрелять по нему только из засад и укрытий...»

Министру гитлеровской пропаганды Геббельсу пришлось признать в январе 1943 г.: «...Кажется каким-то чудом, что из обширных степей появлялись все новые массы людей и техники, как будто какой-то великий волшебник лепил из уральской глины большевистских людей и технику в любом количестве».

Идея создания Уральского добровольческого танкового корпуса взволнованно обсуждалась во всех городах и селах. Было решено: Урал сформирует корпус добровольцев и снарядит его всем необходимым - от одежды до вооружения, причем сделает это сверх государственного плана.

Вспоминает Н.С. Патоличев: «Челябинской области требовалось отобрать 2900 человек, а заявлений добровольцев поступило 50 тысяч. Из 50 тысяч отобрать самых достойных, кажется, нетрудно. Но так ли это? На каждое место претендовало около двух десятков человек - таким неукротимым было желание идти на фронт, навстречу жестоким испытаниям» .

Из заявления рабочего Уральского автомобильного завода Ивана Ткаченко: «Прошу зачислить меня в Уральский танковый корпус. Я комсомолец. С малых лет находился в детском доме, так как отца и матери у меня нет. Родина моя - это весь Советский Союз. Отцом и матерью является партия. Я должен встать на защиту своего Отечества и крепко мстить гитлеровским варварам».

Из письма танкистов о подвиге челябинца Александра Марченко: «...Во время уличного боя в городе Львове Александр Марченко вышел из люка танка с красным флагом в руках. Кругом рвались снаряды, свистели пули, но Марченко непоколебимо нес победный красный флаг танкистов-челябинцев. Он нес его на самое высокое здание города - на ратушу, и не просто нес, а каждый шаг брал с боем, истребив на своем пути до 10 гитлеровцев. Отважный танкист Александр Марченко погиб на лестнице ратуши, но не выпустил из своих рук красного флага».

Историческая справка: в 27 приказах Верховного Главнокомандующего выражена благодарность уральцам за отличные боевые действия и участие в решающих сражениях. 22 тысячами орденов и медалей отметило правительство воинские подвиги южноуральцев.

Спустя двадцать лет после Победы в 1965 году танк ИС-3, как символ трудовой доблести танкоградцев, был поднят в Челябинске на пьедестал. «Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом» – эти слова отлиты на чугунной плите памятника.

Среди названий славных и наград,

Которыми особенно гордятся,

Есть огненное слово: Танкоград,

Есть боевое званье: танкоградцы!

Е.Ховив


Сегодня весь Челябинск впервые отмечает новый праздник – День героев Танкограда. 75 лет назад, в Челябинске, Челябинский тракторный завод и три эвакуированных завода – Ленинградский Кировский, Харьковский дизель-моторный и Московский «Красный пролетарий» были объединены в один завод, который 6 октября 1941 г. получил имя «Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске», названный в народе Танкоградом. Массовое производство танков было освоено всего за 33 дня. По общим подсчетам каждая пятая машина, выпущенная для фронта, была сделана в Танкограде! О том, как это происходило, рассказывает заведующая краеведческим отделом Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина Елена Истомина.

Танкоград – это имя малоизвестно для трех поколений молодежи. И едва ли они смогут соотнести его с Челябинском. А в суровые годы Великой Отечественной войны оно было близко его жителям. Именно челябинцы внесли в историю Великой Отечественной войны гордое имя «Танкоград».

Танкоград – город, которого не было на карте нашей Родины. Такое неофициальное имя Челябинск получил в годы Великой Отечественной войны. День за днем в Танкограде нелегкой ценой ковали Победу. Именно здесь создавали самые мощные танки и боевые снаряды, а сам город стал символом единства фронта и тыла, единства народа, вставшего против фашистских захватчиков.

История Танкограда складывается из истории людей, которые внесли весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне, простых бойцов и тружеников тыла, мужчин, женщин и подростков… Подвиг танкоградцев – это пример истинного патриотизма, мужества, трудолюбия и самопожертвования.

События Великой Отечественной войны остались в далеком прошлом, и многих героев, погибших на фронтах, уже не вернуть. Год от года все меньше остается среди нас живых фронтовиков и тружеников тыла. Однако память об их подвиге продолжает жить.

Сегодня в Челябинске впервые отмечают День героев Танкограда. Напомним, что в августе с законодательной инициативой учредить новую памятную дату в адрес Законодательного Собрания Челябинской области вышли депутаты городской Думы. На заседании областного парламента проект закона был принят сразу в трех чтениях.

Депутаты городской Думы поддержали инициативу общественных организаций. Совет ветеранов войны, труды, вооруженных сил и правоохранительных органов обратился к городским парламентариям с просьбой поддержать инициативу членов клуба «Танкоград» и ветеранов «ЧТЗ-Уралтрак» об учреждении памятной даты «День героев Танкограда» и принять соответствующий закон.

Наиболее подходящей с исторической точки зрения для учреждения нового праздника является день 6 октября. 75 лет тому назад, осенью 1941 года, на базе Челябинского тракторного завода благодаря трем эвакуированным заводам Кировскому из Ленинграда, дизель-моторному из Харькова и «Красному пролетарию» из Москвы возникло предприятие по производству танков. В связи с этим 6 октября 1941 г. приказом народного комиссара танковой промышленности СССР Челябинский тракторный завод имени Сталина был переименован в «Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске», названный в народе Танкоградом.

В предвоенные годы никто не думал, что «линия фронта» пройдет и через Урал. Челябинский Кировский завод был флагманом отечественного танкостроения в годы войны. Это был единственный завод по выпуску тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок.

Уже с 1 июля 1941 года цехи и участки Челябинского тракторного завода, занятые изготовлением деталей для КВ, перешли на работу в две смены по 11 часов. Все очередные и дополнительные отпуска были отменены. Если с начала года до 1 июля 1941 года удельный вес военной продукции в производственной программе ЧТЗ составлял только 13,1 процента, то с 1 июля до 1 октября он вырос уже до 42,8 процента, а с октября 1941 года поднялся до 92,7 процента. Заводу предстояло осваивать крупносерийное производство танков и танковых двигателей.

Положение на фронтах ухудшалось. В сентябре – октябре 1941 года в Челябинск началась эвакуация двух огромных предприятий Кировского завода из Ленинграда и Харьковского дизель-моторного завода № 75 с Украины.

Эвакуация оборудования заводов на Южный Урал

Ни в отечественной, ни в мировой практике не было прецедентов, когда такие заводы-гиганты с их многотысячными коллективами в считанные дни «снимали с фундамента», грузили в эшелоны, и через короткое время практически с колес запускали производство за много тысяч километров, в другом конце огромной страны.

Харьковский моторный завод № 75 успели эвакуировать под бомбежками фашистской авиации всего за неделю до того, как в город вошли немецкие танки. В еще более сложной обстановке велась эвакуация Кировского завода. В октябре-ноябре 1941 года все места на самолетах, уходящих из окруженного гитлеровцами Ленинграда на Большую землю, отдавались рабочим и специалистам Кировского, которых затем по железной дороге в срочном порядке направляли в Челябинск. Свыше 15 тысяч работников завода и членов их семей были переправлены на Урал. Основной состав ведущих танковых цехов созданных на ЧТЗ был укомплектован рабочими и специалистами Кировского завода.

В середине ноября 1941 года специальным постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО), на заводе было прекращено производство тракторов, артиллерийских тягачей, снарядов, мин и авиабомб. Отныне все цехи, тысячи людей, оборудование должны были переключиться только на выпуск тяжелых танков. Рождался легендарный Танкоград.

В течение 1941 года выпуск тяжелых танков КВ увеличился в 5,5 раза. Это было достигнуто за счет роста среднемесячной выработки на одного рабочего, поскольку даже после прибытия в Челябинск специалистов из Ленинграда и Харькова, рабочих рук катастрофически не хватало.

Сборка танков КВ

К январю 1942 года на завод прибыли 29 850 человек. 8 тысяч из них были размещены в городе, 17 тысяч – в заводских домах, 3800 человек на эвакопунктах в ФЗУ, заводском клубе и школе № 52 (ныне № 48).

Прибытие на завод эвакуированных

По плану на I квартал 1942 года, в цехах завода должно было трудиться около 40 тысяч человек, а реально их насчитывалось всего 27 321. Чтобы восполнить кадровый дефицит, на завод привлекались женщины и дети-подростки. Условия жизни были неимоверно тяжелыми. Но все бытовые проблемы в те дни отходили на второй план. Главной заботой всех, кто трудился на заводе, были танки. Фронту были необходимы танки. И нужен был танк, обладающий не только прочной броней, мощным вооружением, но и отличной маневренностью, высокой скоростью и проходимостью. Именно таким был танк .

В 1942 году в Челябинск эвакуируется одни из крупнейших заводов страны – Сталинградский тракторный, который уже в военное время освоил выпуск танков «Т-34».

4 июля 1942 года Кировскому заводу в Челябинске было поручено чрезвычайно срочное задание: одновременно с выпуском тяжелых танков КВ организовать массовое производство средних танков Т-34. Производственные мощности завода не расширились. На том же оборудовании, в тех же цехах предстояло делать две совершенно разные боевые машины. С августа 1942 года ежемесячный выпуск КВ был определен в 150 штук, а производство Т-34 должно было постоянно расти: 100 штук в августе, 300 – в сентябре, а в октябре уже 350. Завод как бы делился на два независимых производства. Здесь должны были появиться самостоятельные цехи для выпуска тяжелых машин и отдельно для средних танков, а в некоторых цехах предстояло организовать смешанное производство.

Заводу предстояла крупнейшая реконструкция. Создавался новый механический цех, чтобы обеспечивать тяжелые и средние танки деталями и узлами ходовой части. На месте бывшего главного конвейера сборки тракторов организовали цех сборки средних танков – цех СБ-34. От мелкосерийной технологии, все еще сохранившейся на отдельных участках, следовало перейти к технологии массового производства.

В считанные дни нужно было установить 1200 дополнительных станков и около 700 переместить из цеха в цех. Предстояло спроектировать и изготовить несколько тысяч наименований штампов, моделей, приспособлений, инструментов, обучить тысячи людей работе над новой машиной. Уже 22 июля 1942 года конструкторы выдали рабочие чертежи деталей «тридцатьчетверки», а через четыре дня каждый цех получил конкретные задания по номенклатуре деталей, которые он должен производить…

И перед войной, и все годы войны шло состязание конструкторских умов противоборствующих сторон. Германия трижды меняла конструкцию своих танков. Чем это закончилось, можно судить по высказыванию знатока военной техники немецкого генерала Эриха Шнейдера: «Танк «Т-34» произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76-миллиметровой пушкой, снаряды, которой пробивали броню немецких танков с 1,5-2 тысяч метров, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 метров, да и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую или кормовую части танка «Т-34».

Вот эту-то машину и предстояло выпускать в те дни, когда враг рвался к Волге, где вскорости начнется величайшая битва Второй Мировой войны – Сталинградская.

В середине июля 1942 года на завод приехали нарком танковой промышленности И. М. Зальцман и секретарь Челябинского обкома партии Н. С. Патоличев. Труженики завода узнали о поставленной перед заводом задачей, которая не имеет себе равных. Танк «КВ» остается в производстве. Но судьбу фронта, судьбу Родины решает танк . История не знает таких примеров, чтобы в течение одного месяца весь завод перестроился на новую машину. Считается, что это технически невозможно. Но это было нужно для Победы, и танкоградцы это сделали.

Всего за 33 дня в Танкограде было организовано производство легендарной «тридцатьчетверки», появление которой явилось, как признавал Гитлер в письме к Муссолини, «одним из самых неприятных сюрпризов». 22 августа 1942 года с конвейера сошел первый танк «Т-34».

На конвейере – танки Т-34

Танкисты любовно называли танк «Т-34» «ласточкой». Более 350 «тридцатьчетверок» установлены на постаментах там, где они прошли с боями. И в уральских городах они тоже есть – в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и в Челябинске. Очень хорошо сказал один из создателей «тридцатьчетверок» Николай Алексеевич Кучеренко: «Это не только монументы ратной славы. «Т-34» не просто сплав из самой крепкой брони, но и сплав творческой мысли конструкторов, самоотверженного труда танкостроителей».

Осенью 1942 года Кировский завод получил задание вместе с Мотовилихинским танковым заводом в Пермской области создать мощную «самоходку», способную успешно противостоять новой бронетанковой технике немцев. Кировцы справились с этим заданием. Было решено на шасси тяжелого танка КВ установить 152-миллиметровую гаубицу артиллерийского конструктора Ф.Ф. Петрова. Эту пушку выпускал Мотовилихинский завод.

Установка орудия на тяжелую самоходную артиллерийскую установку

1 марта 1943 года из Танкограда вышла первая партия СУ-152, а 5 июля самоходка уже участвовала в боях. У советских воинов она получила образное название «уральский зверобой», 40-килограммовые снаряды этой самоходки буквально срывали башни «тигров» и «пантер».

Самоходная установка ИСУ-152

В середине 1943 года, в период наступательных действий Советской Армии, фронту потребовалась новая тяжелая боевая машина – танк прорыва. И такой машиной стал тяжелый танк ИС («Иосиф Сталин»). В середине сентября 1943 года Государственный Комитет Обороны ставит перед заводом задачу: не снижая достигнутого объема сборки боевых машин, наладить производство совершенно новых тяжелых танков ИС.

В этих машинах, разработанных в КБ Танкограда, гармонично сочетались броня, скорость и вооружение. ИСы были почти на 10 тонн легче немецких тяжелых танков, имея при этом более толстую броню и более мощную пушку, обладали лучшей проходимостью, маневренностью и приспособленностью к полевому ремонту.

Кировский завод освоил его производство за 50 тяжелых, напряженных дней и ночей. Без остановки производства на заводе провели реконструкцию многих цехов, организовав новые участки и линии. Более 600 инженеров и техников вели разработку технологии новой машины, люди практически не покидали рабочих мест. В ночь на 31 октября 1943 года завод досрочно начал серийное производство этих танков массой до 50 тонн.

В августе 1944 года на ЧТЗ впервые в мире был пущен конвейер по сборке тяжелых танков! Кировцам впервые в мировой практике удалось организовать массовое производство танков ИС на поточных линиях, а сборку – на конвейере.

Боевое испытание танк ИС проходил в Корсунь-Шевченковской битве. Немецкое радио назвало этот танк «чудом большевиков».

Танк ИС-2

ИС действительно был лучшим тяжелым танком второй мировой войны. А лучшей боевой машиной этого типа был танк ИС-3, названный «Победа». Автором проекта этой машины был челябинский конструктор Михаил Федорович Балжи. Как раз танк этого типа и установлен на Комсомольской площади Челябинска.

Немецкое командование запрещало своим танкистам вступать с нашими ИСами в открытый бой. Уральские танки выиграли в поединке с танками фашистской Германии благодаря смелой мысли конструкторов, самоотверженному труду рабочих, инженерному мастерству технологов Танкограда. Их героическими усилиями завод в кратчайшие сроки достиг невиданных темпов производства боевых машин.

Эшелоны с войсками и боевой техникой отправляются на фронт

В годы Великой Отечетвенной войны Кировский завод дал Родине помимо плановых сотни сверхплановых танков для различных танковых колонн и бригад, таких как «Челябинский комсомол», «Челябинские колхозники», «Ленинград», «Молодая гвардия», «Победа» и другие.

Стахановская бригада М. Романовского ведет сборку танка для танковой бригады им. Челябинского комсомола

Основную часть военного времени директором Кировского завода в Челябинске был Исаак Моисеевич Зальцман (1905-1988).

Борьбу за рост тактико-технических качеств танковой техники вели талантливые коллективы конструкторов, возглавляемые Жозефом Яковлевичем Котиным, Николаем Леонидовичем Духовым, Иваном Яковлевичем Трашутиным. Разработкой и внедрением новой (прежде всего поточной) технологии занимались такие технологи, как А.И. Глазунов. С.И. Самородов, А.Ю. Божко, С.А. Раевский, Б.Н. Шмуглин. Г.Я. Григоров, Я.Е. Гольштейн, Н.В. Малмыга, А.Е. Зисман и многие другие. Главным технологом Кировского завода в годы войны был Семен Абрамович Хаит. Главным инженером - Сергей Нестерович Махонин. Инженерно-техническая интеллигенция и рядовые рабочие в течение войны подали 17322 рационализаторских предложения, 9136 из них были внедрены в производство.

За годы войны в Челябинске было выпущено тринадцать моделей танков и самоходных артиллерийских установок. Всего было изготовлено 18 000 боевых машин, 48 500 танковых двигателей, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17,5 миллиона заготовок боеприпасов, выполнено множество других оборонных заказов.

Во всех значительных сражениях Великой Отечественной войны участвовали челябинские танки – в битве под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и под Ленинградом, освобождали Украину, Белоруссию, Молдавию, Прибалтику, принесли свободу народам Польши и Венгрии, Болгарии и Чехословакии, дошли до Бранденбургских ворот в Берлине, участвовали в освобождении Праги.

Основной технической базой постоянного роста выпуска бронетанковой техники был перевод ее производства на массовопоточные методы.

Однако решающим фактором в достижениях Кировского завода был человеческий фактор – сами люди, рядовые труженики. В годы войны на заводе работало около 45 тысяч человек, 40% из них составляли женщины, 43% – молодежь. Все они представляли 55 национальностей. Работая в тяжелейших условиях, эти люди – и инженерно-технический персонал, и рядовые труженики демонстрировали невиданные примеры творческой инициативы и трудового героизма. Кировский завод был родиной многих патриотических починов.

Большую роль в увеличении выпуска военной продукции Танкоградом сыграло движение комсомольско-молодежных фронтовых бригад. Это движение зародилось осенью 1941 года и проходило под девизом «В труде, как в бою!». В цехах с фронтовыми бригадами можно было увидеть плакат со словами «Станок – оружие, участок – поле боя!» На Кировском заводе наибольшую известность получила фронтовая бригада Анны Пашниной. Это была первая женская комсомольско-молодежная бригада. Звание фронтовой бригады присваивалось коллективу за высокое перевыполнение заданий. 22 человека бригады Пашниной работали за 50 квалифицированных рабочих, индивидуально обслуживая по 2-3 станка. Не меньшую славу и показатели в работе имела фронтовая бригада Василия Гусева, она повысила выработку до 435%. Прославились своими показателями в труде и фронтовые бригады Шуры Садиковой, Василия Цаплинского, Ивана Шевченко, Николая Ганжи, Ярослава Вольфа, Валентины Топориидевой, Марии Ильиных и других. К концу войны на Кировском было 1800 фронтовых бригад.

Бригада Почетного бригадира Владимира Ляшко за работой

В апреле 1942 года по почину наладчика цеха нормалей Григория Ехлакова на Кировском за воде началось движение «тысячников» за ежедневное «десятикратное перевыполнение нормы. Это инициативу подхватили сотни лучших рабочих: слесари Дмитрий Панин, Николай Степовой, Александр Сало, токари Иван Павлов, Степан Окунев, Мария Кузикова, Клавдия Папарина, Матрена Стародубцева, кузнец Иван Гридин, сборщик моторов Харитон Двоскин, строгальщик Григорий Черепанов и многие другие.

В октябре 1942 года фронтовая бригада слесаря Александра Саламатого стала на «Сталинградскую вахту» и приняла решение «не уходить из цеха, пока не выполнено задание». Однажды эта бригада в составе Саламатова, Григория Ремизова и Марии Шаминой восемь суток не уходила домой, но задание выполнила в срок. Так родилось на заводе движение «саламатовцев», патриотов и мастеров своего дела. 1. Павленко, В. Д. Танкоград / В. Д. Павленко, Г. К. Павленко // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область, 2015. – Челябинск, 2014. – С. 100-107. – Режим доступа:

2. Загребин, С. И. «Катюша», «Ласточка» имена боевые... / С. И. Загребин // Мы этой памяти верны... / С. И. Загребин. – Челябинск, 1995. – С. 6-19.

3. Самсонов, В. Ф. Спасибо вам, герои Танкограда! / В. Ф. Самсонов // Память о подвиге и славе: по мемор. местам Челябинска / В. Ф. Самсонов. – Челябинск, 2005. – С. 124-132.

Полную историческую картину о героическом труде работников Танкограда и подвигах ушедших на фронт челябинцев показывает сайт танкоградпобеда.рф . Напоминаем, что сайт был создан в рамках празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне Централизованной библиотечной системой города Челябинска совместно с ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Посетители сайта могут воспользоваться виртуальной картой Челябинска, на которой представлено более 200 памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной. Увидеть историю событий глазами жителей Челябинска помогут разделы «Хроника событий» и «Все о Танкограде», где собраны документы, фотографии, тексты музыкальных произведений о танкоградцах и другое. Вместе с тем, на сайте проекта представлена «Живая Книга памяти», где размещены десятки биографий, дневников, воспоминаний и писем челябинских тружеников тыла, фронтовиков и их родственников.

Главная особенность сайта танкоградпобеда.рф в том, что на нем впервые комплексно показан вклад Челябинска в Победу в Великой Отечественной войне.

Сайт развивается за счет пополнения разделов информацией. На сайте размещены материалы, предоставленные муниципальными библиотеками, образовательными учреждениями, музеями, краеведами. Библиотеки МКУК ЦБС г. Челябинска приглашают к участию в проекте всех желающих и принимают: воспоминания, биографии ветеранов и тружеников тыла; фотографии; письма; статьи; рефераты; рисунки и т. д.

Е. Евстигнеев, главный архивист ГУ ОГАЧО

Г. Кибиткина, зав. сектором выставочной работы ГУ ОГАЧО

«Когда на Запад эшелоны,
На край пылающей земли,
Ту мощь брони незачехлённой
Стволов и гусениц везли, –
Тогда, бывало, поголовно
Весь фронт огромный повторял
Со вздохом нежности сыновней
Два слова – Батюшка Урал»

А. Твардовский

В годы Великой Отечественной войны Урал был становым хребтом обороны. Сотни предприятий эвакуированы сюда из западных районов страны. Здесь концентрируются невиданные по масштабам промышленные мощности, выпускающие продукцию для фронта. Оборонная индустрия становится главной в экономике страны, все остальные отрасли работают на её нужды.

Перевод народного хозяйства на военные рельсы был завершен к середине 1942 года. Оборонная промышленность Урала резко увеличила выпуск вооружения, боеприпасов и снаряжения. Челябинский завод им. Колющенко стал выпускать прославленные «Катюши». В Магнитке и Златоусте освоили выплавку броневой и десятков других специальных марок стали. В этом им самоотверженно помогали челябинские металлурги и ученые. Скоростными методами строились трубопрокатный, кузнечнопрессовый, автоматно-механический, металлургический и другие заводы. Энергосистема Челябинской области стала ведущей в главке «Уралэнерго».

Нужней всего фронту были танки. В обороне они – главное средство для нанесения контрударов по противнику, в наступлении – залог развития успеха. Танковые армии и корпуса становятся мощной ударной силой, которая решает исход войны.

За считанные месяцы 1941 года в Челябинске создается новый оборонно-промышленный центр – мощный комбинат по производству танков. Уже потом, после войны, его, а вместе с ним и город, назовут Танкоградом. Он был создан на базе Челябинского тракторного завода, который принял эвакуированные заводы из Ленинграда, Харькова, отдельные цеха и производства из Москвы, оборудование и специалистов Сталинградского тракторного завода. Отдавая дань славным революционным традициям Кировского (до революции Путиловского) завода, новый завод решили назвать Челябинским Кировским. В сжатые сроки на предприятиях Танкограда была создана единая технологическая цепочка, налажен крупносерийный выпуск танков. Позднее в состав созданного производственного комплекса вошли свердловский завод «Уралмаш», который поставлял бронекорпуса и башни, Магнитогорский металлургический комбинат, ковавший броневую сталь, Челябинский завод электрооборудования.

В июле 1942 года на заводском митинге в связи с заданием ГКО срочно организовать массовое производство танков Т-34 директор Кировского завода, «король танков», как называли его наши союзники, И.М. Зальцман сказал: «… считается, что технически это невозможно… но Родине это нужно, и кировцы должны это сделать». И невозможное произошло. Производство было налажено за 33 дня! А эти слова для рабочих Кировского завода стали не только «крылатым» выражением, но основой и смыслом их жизни до самой Победы.

Танкоград прославила плеяда выдающихся имен. Среди них Н.С. Патоличев, И.М. Зальцман, Ж.Я. Котин, С.Н. Махонин, Н.Л. Духов, М.Ф. Балжи, И.Я. Трашутин. Это были «генералы» Танкограда. Первый секретарь Челябинского обкома и горкома ВКП(б) Николай Семёнович Патоличев занимает в этом ряду особое место. Он имел высочайший авторитет у южноуральцев. Все, кто работал с ним в то время запомнили его спокойный стиль работы, вдумчивость и углублённый анализ обстановки при решении сложных задач. Современники неизменно отмечали его внимание к людям, всестороннюю заботу об их быте. Неординарные организаторские способности сочетались в Патоличеве с редким даром душевности. После войны он занимал высокие партийные должности, 27 лет был министром внешней торговли. Н.С. Патоличев единственный в стране был награждён 11 орденами Ленина.

В годы войны уральская промышленность давала фронту 40% всей оборонной продукции, в том числе 60% средних и 100% тяжелых танков. В те суровые военные годы Танкоград все силы направлял на то, чтобы страна смогла выстоять, одержать Победу, а после войны восстановить разрушенное войной хозяйство и стать сверхдержавой.

Наркоматы

Народные комиссариаты СССР, после войны преобразованные в министерства, являлись центральными органами управления отдельными сферами деятельности советского государства или отдельными отраслями народного хозяйства. В середине октября 1941 года, когда гитлеровские войска рвались к столице, над Москвой нависла реальная угроза стать прифронтовым городом. В этих условиях Государственный Комитет Обороны принял решение о перемещении наркоматов вглубь страны. «Запасной столицей» тогда был выбран Куйбышев (ныне Самара), куда должны были «переехать» органы Наркомата обороны и Наркомвоенмора, часть отелов ЦК ВКП(б), иностранные дипломатические миссии. Несколько профильных наркоматов решено было отправить на Урал, поближе к производственной базе.

В соответствии с решением ГКО уже до конца октября Челябинск должен был принять наркоматы танковой промышленности, боеприпасов, электростанций, среднего машиностроения, а также часть аппарата наркомата строительства. Перед руководством города встала задача: в кратчайшие сроки обеспечить прибывающие наркоматы помещениями, транспортом, бесперебойной связью. Срыв сроков означал потерю управления народным хозяйством, что в условиях войны грозило катастрофой. В режиме жесточайшей нехватки ресурсов, и прежде всего времени, условия для работы органов управления были созданы. Наркомат танковой промышленности разместили в здании универмага «Детский мир», наркомат боеприпасов – в полукруглом здании на площади Революции, наркомат строительства – также на площади Революции, в здании управления железной дороги. Два наркомата «поселили» в учебных заведениях: наркомат электростанций – в энерготехникуме, наркомат среднего машиностроения – в школе № 23 по улице Кирова.

Таким образом, с осени 1941 года 5 промышленных наркоматов осуществляли руководство народным хозяйством страны из Челябинска. Кроме того, в город были эвакуированы промышленный и строительный банки. С самого начала войны Челябинск становится крупнейшим центром оборонной промышленности Урала, где не только производится военная продукция, но и принимаются важнейшие для обороны решения.

Возглавляли наркоматы яркие, одарённые, легендарные люди. Нарком танковой промышленности – Вячеслав Александрович Малышев. В 39-м, когда ему было всего 36 лет, он стал наркомом тяжёлого машиностроения СССР. А через два года – новая задача: организовать в стране производство главного оружия второй мировой – танков. История знает, что Малышев с задачей справился блестяще. Позже, занимая высокие посты, «танковый генерал» не разрывал связь с Челябинском, работал в области ракетно-ядерных технологий.

Нарком боеприпасов – Борис Львович Ванников. Самый старший из наркомов, в сентябре 42-го ему исполнилось 45 лет. Под его руководством в 1943 году выпуск боеприпасов в стране утроился, и действующая армия до конца войны не испытывала недостатка в снарядах. По многим техническим характеристикам они превосходили аналогичные боеприпасы немецкой армии. После войны Борис Львович вместе с Курчатовым стоял во главе атомного проекта. Неоднократно бывал в Челябинске, курируя строительство химкомбината «Маяк». За особые заслуги по созданию советского ядерного щита первым в стране получил третью звезду Героя Социалистического труда.

Наркомом строительства был Семён Захарович Гинзбург. Его ведомство в годы войны ввёло в действие 3,5 тысяч крупных промышленных предприятий, восстановило 7,5 тысяч заводов на освобождённых от немцев территориях.

Наркомат электростанций с 1940 года возглавлял Андрей Иванович Летков. Именно ему выпала нелёгкая доля отдавать приказы об уничтожении электростанций на западе страны. Они не должны были достаться немцам. Так 18 августа был взорван Днепрогэс – гордость советской энергетики. Наркому Леткову не суждено было дожить до победы. В 38 лет не выдержало сердце. В январе 1942 года приказом И. В. Сталина главой наркомата электростанций назначен Дмитрий Георгиевич Жимерин. На плечи 35-летнего руководителя отрасли легла тяжелая ноша ввода в строй эвакуированных объектов и скорейшего наращивания энергетических мощностей. В центре внимания был Урал – оплот оборонной промышленности страны.

Челябинск помнит своих Наркомов Победы. От них, молодых, война требовала в человеческом понимании невозможного. Оборонные предприятия, размещённые далеко от линии фронта, стали их личным фронтом. И время решало всё. Здесь не было места бумажной волоките и бюрократии. Их заменяла самостоятельность, компетентность и умение организовать работу. Причём так, что нам сегодня кажутся фантастическими сроки и показатели! Кировский завод в Челябинске за 33 дня поставил на конвейер танк Т-34, за 25 дней – самоходку СУ-152, за 56 дней – танк ИС-2! Строительство промышленного гиганта – Челябинского металлургического завода, начато весной 1942 года. Всего через два года, весной 44-го, заводские домны выдали первый чугун! Правительство признало возведение ЧМЗ лучшей стройкой страны.

Работа основных промышленных наркоматов в Челябинске во время войны сделала город центром металлургической и оборонной индустрии, определив его будущее на долгие годы. Именно тогда были подготовлены условия для создания на Южном Урале базы атомной и ракетно-ядерной промышленности страны.

Танки

В самом начале войны первенец советских пятилеток Челябинский тракторный завод стал настоящей промышленной империей. Судьбы 45 тысяч людей оказались неразрывно связаны с заводом. Здесь сосредоточилось целое созвездие конструкторских талантов. Невиданными ни отечественному, ни зарубежному машиностроению темпами закладывались основы массово-поточного, конвейерного производства тяжёлых и средних танков. По его масштабам, быстроте внедрения всего самого передового Танкоград был ведущим в отрасли. Вся его мощь была нацелена на то, чтобы ковать танковый меч. Думали об одном, жили одним – больше танков.

Когда в октябре 1941 года пал Харьков, единственным в стране производителем танка Т-34, созданного М.И. Кошкиным перед самой войной, остался Сталинградский тракторный завод. Летом 1942 года немцы рвутся к Волге. 16 июля Государственный Комитет Обороны принимает решение наладить производство средних танков Т-34 на Кировском заводе в Челябинске. Мировой опыт показывал, что на освоение серийного выпуска машин понадобится четыре-пять месяцев. Но фронт ждать не мог. И уже в августе 42-го с конвейера завода сошли первые «тридцатьчетвёрки». В 1942 году их было выпущено 1055, в следующем – более трёх с половиной тысяч. Однако в 44-м производство средних танков было сокращено, а затем прекращено вовсе. Основным поставщиком Т-34 до конца войны оставался нижнетагильский завод № 183. Главной же продукцией челябинцев была тяжёлая техника.

Челябинский Кировский завод был монополистом по производству тяжёлых танков. В начале войны это были танки КВ («Клим Ворошилов»). До 1943 года их было выпущено более 3,5 тысяч. После глубокой модернизации их сменила новая серия – ИС («Иосиф Сталин»). Конструкторы, руководствуясь идеей универсального танка, стремились приблизить его по массе к среднему, а по защите – к тяжёлому. И это им удалось. Созданный в 1943 году танк ИС-2 при массе в 46 т был гораздо сильнее защищён, чем такая же по весу «Пантера», превосходил по этому параметру 55-тонный «Тигр I» и лишь немного уступал 68-тонному «Тигру II», однако был гораздо маневреннее своего тяжелого противника. В сочетании с мощной 122-мм пушкой, пробивавшей броню практически всех танков вермахта, ИС-2 был грозным оружием. Всего за годы войны Челябинский Кировский завод выпустил более 7 тысяч тяжёлых танков.

23 октября 1942 года завод получает новое задание. Фронту нужны самоходные артиллерийские установи. ГКО требует наладить их выпуск в самые сжатые сроки. Основой для САУ должны стать серийно выпускавшиеся средний танк Т-34 и тяжёлый КВ-1С. В январе 1943 года был собран первый образец СУ-152 на базе танка КВ-1С. Вооружённая мощной 152-мм гаубицей-пушкой самоходка по своему боевому предназначению в равной степени являлась как тяжёлым истребителем танков, так и тяжёлым штурмовым орудием. Появление СУ-152 на Курской дуге стало полной неожиданностью для гитлеровцев. Почти 50-килограммовые снаряды проламывали броню и «тигров» и «пантер». За это наши бойцы дали самоходкам меткое название – «Зверобой». В декабре 1943 года СУ-152 были заменены в производстве равноценной по вооружению и лучше бронированной ИСУ-152, созданной на базе танка ИС-1. Челябинский Кировский завод отправил на фронт около 5 тысяч самоходных артустановок.

Всего же к окончанию второй мировой в сентябре 1945 года на заводе произведено 18 тысяч танков и САУ, 48,5 тысяч танковых моторов, разработано и запущено в серийное производство 13 типов боевых машин и 6 видов танковых двигателей. Трудовой подвиг Танкограда в годы войны отмечен солдатским орденом Красной Звезды (1944 г.) и полководческим орденом Кутузова 1 степени.

Имя Танкограда было неразрывно связано с именем его «главного генерала» – Исаака Моисеевича Зальцмана. Именно Зальцман возглавлял Кировский завод в 1941-м, 1943-1949 годах. В 1942-1943 был наркомом танковой промышленности. С его помощью был налажен выпуск танка Т-34 на нижнетагильском и свердловском заводах. О Зальцмане в годы войны и в послевоенный период немало писала наша и зарубежная пресса. О нём ходило и ходит множество легенд. Это был человек многогранного характера, особого стиля поведения и руководства. Человек, словно созданный для работы в экстремальных условиях военного времени. Он мог спать 4 часа в сутки, и этого ему хватало. Изобретал множество способов, иногда не вполне законных, чтобы облегчить быт своих рабочих. Так он организовал мастерскую по производству валенок, обул треть работающих на заводе и этим спас здоровье и жизнь тысячам танкоградцев. Был щедр для тех, кто работал не покладая рук, но и, как отмечали многие, излишне суров с непосредственными подчинёнными. Была в нём какая-то дерзость, отвага, стремление брать на свои плечи самое невозможное, и в тоже время – доброта. Он очень любил театр, преклонялся перед искусством. Мариэтта Шагинян писала о Зальцмане: «Бархатный орешек с металлом внутри». Его боялись. Его боготворили. Его имя гремело. Зальцман навечно останется в истории Челябинска как танкоградец №1.

Разработка и испытание танков

Танкоград – вершина мировой технологической мысли и конструкторского мастерства в производстве боевых машин. Её покорители – советские учёные, конструкторы, организаторы производства, весь многотысячный коллектив Челябинского Кировского завода, который собрала вместе общая беда – война с фашизмом. Венец творения этих мастеров – самый мощный советский танк времён войны, Танк Победы ИС-3. Многие города освобождённой Европы поставили памятник нашему танку, подняв его на пьедестал как символ победы над гитлеризмом.

Всё началось в октябре 1941 года, когда на Челябинский тракторный завод прибыли родственные предприятия из Харькова, Ленинграда, Москвы. Существовавшее тогда на ЧТЗ СКБ-3 приняло на свои площади эвакуированное из Ленинграда вместе с Кировским заводом конструкторское бюро СКБ-2. Конструкторы объединённого бюро занялись подготовкой опытных образцов танков к серийному производству. В октябре 42-го им удалось в самые короткие сроки поставить на поток средний танк Т-34. Однако, не он, а тяжёлые машины были главной продукцией Танкограда. Их разработку вели на опытном заводе, который поначалу входил в состав Кировского. В 1942 году он стал самостоятельным. Его возглавил Ж.Я. Котин. Главным конструктором СКБ был назначен Н.Л. Духов.

Под их руководством два дополняющих друг друга коллектива талантливых и самоотверженных конструкторов, инженеров-технологов, рабочих решали главную задачу, поставленную Государственным Комитетом Обороны – создавать для фронта тяжёлые танки и самоходки. Челябинск решал эту задачу в одиночку. Другие танковые заводы страны выпускали лёгкие и средние машины. Директор Челябинского Кировского завода И.М. Зальцман вспоминал: «Вся деятельность Танкограда определялась творческой продукцией конструкторов. Коллектив завода хорошо знал, что производство начинается с чертежей.… На воплощение их замыслов направлял свои усилия многотысячный коллектив…»

Во время войны в Челябинске были созданы тяжёлые танки КВ-1С («Клим Ворошилов» скоростной), КВ-7, КВ-8 (огнемётный), КВ-9 (47-тонный с гаубицей 122 мм), КВ-13 (облегчённый, в серийное производство не пошёл), КВ-85 (с 85-мм пушкой Д-5). Им на смену пришли ИС-1 («Иосиф Сталин»), ИС-2, ИС-3. Последний был запущен в серийное производство в мае 45-го, однако несколько машин успели принять участие в боях за Берлин, за что танк и получил гордое имя Танка Победы. К концу войны это была самая совершенная из тяжёлых машин по форме и степени защиты.

На базе тяжёлых танков Танкоград наладил производство самоходных артиллерийских установок: СУ-152 («Зверобой»), ИСУ-122, ИСУ-152.

Это оружие, рождённое Танкоградом, появилось благодаря конструкторам «от бога» Ж.Я. Котину, Н.Л. Духову, М.Ф. Балжи, С.А. Быбину, Л.С. Троянову, А.К. Малинину, Л.Е. Сычёву, С.В. Федоренко, П.П. Исакову. Военное время и в тылу быстро рождало новых героев.

Котин и Духов прекрасно понимали, что разработать конструкцию боевой машины – это полдела. Надо вдохнуть в неё жизнь. Поэтому на опытном заводе № 100 и в СКБ-2 Кировского завода были созданы бюро испытаний. Испытателями выступали руководители конструкторских групп, водители-механики, инженеры, слесари-сборщики. Кстати, в бюро испытаний опытного завода работала единственная женщина-испытатель А.И. Киселёва. Была она красивая, весёлая и боевая. Котин в шутку ей говорил: «Ну, Антонина, придётся тебя послать на фронт, чтобы ты первой на нашем танке проехала по Берлину».

Боевые машины тщательно проверялись в лабораториях и на стендах. Но лучшая проверка – испытание в полевых условиях. Для них выбирали самые сложные трассы. В районе деревни Синеглазово была заболоченная, резкопересечённая местность с подъёмами и крутыми спусками, близ Челябинска – много разбитых просёлочных дорог, в окрестностях Сыростана – горные дороги.

Испытание новой техники сводилось к движению танков по определённому маршруту и на заданном режиме, к контролю за поведением узлов и агрегатов, анализу дефектов. Всё фиксировалось в специальных дневниках. Часто возникали нештатные ситуации, и никакими инструкциями их было невозможно предусмотреть. Некоторые источники утверждают, что при испытаниях первой пушки на опытном образце танка КВ-1, чуть не погиб присутствовавший при этом маршал К.Е.Ворошилов.

Нередко участниками испытаний были сами генералы – Ж.Я. Котин, Н.Л. Духов, И.М. Зальцман. Они садились за рычаги и водили танк азартно, иногда просто бешено! Их можно было увидеть что-то исправляющими на месте водителя в танке или под брюхом машины. В замасленных телогрейках, с перепачканными в мазуте лицами и руками и счастливыми мальчишескими улыбками они смотрят на нас со старых фотографий.

Моторы

Дизель В-2 – самый распространённый в мире. Его разработали конструкторы Харьковского дизельного завода в 30-е годы, и завод был единственным серийным производителем этого двигателя. Харьковчане создавали его новые модификации для гусеничного тягача «Ворошиловец» и легкого танка Т-50, а также для военных катеров и авиации. Но война смешала все планы. В октябре 41-го, собрав всё до последнего гвоздя, завод на 26-ти железнодорожных эшелонах был эвакуирован в далекий Челябинск.

Харьковские моторостроители, объединившись с коллегами ЧТЗ, сохранили свою структуру цехов, технологию и основные кадры. Моторное производство возглавил Я.И. Невяжский. Уже в ноябре 1941 г. из деталей и узлов, вывезенных из Харькова, были собраны первые 25 двигателей В2-34, а с середины декабря моторное производство Кировского завода полностью перешло на выпуск В-2 из деталей собственного изготовления.

С дизель-моторным заводом № 75 из Харькова прибыло СКБ-75. Оно стало основным конструкторским бюро СССР по дизелям типа В-2. Универсальный дизель нужно было дорабатывать, «приспосабливать» для новых типов тяжёлых танков и САУ, которые разрабатывал и выпускал Челябинский Кировский завод. Для танков КВ и самоходок СУ-152 конструкторы-мотористы создали двигатель В-2К мощностью 600 л.с., разработали двигатель В-2-ИС для танков ИС-2 и артустановок ИСУ-122 и ИСУ-152. В конце войны поставили на поток двигатель повышенной надежности В11-ИС3, который устанавливался на тяжелые танки ИС-3. Танкоград в годы войны был головным предприятием по производству дизельных моторов В-2 и их модификаций.

Работы в СКБ-75 велись с большим напряжением и огромной ответственностью. Ведь дефект, поломка двигателя на поле боя – это смерь экипажа и танка. В СКБ-75 отлично это понимали и оперативно вносили изменения в конструкцию двигателя по замечаниям, полученным с фронта.

Генеральным конструктором моторного производства был Иван Яковлевич Трашутин. В заводском народе его любили и называли Иван Большой и Иван-Дизель – за рост и преданность своему детищу – дизелю В-2. После войны И.Я. Трашутин остался в Челябинске, на заводе, который стал для него родным. Он проработал главным конструктором по моторостроению на ЧТЗ 40 лет, был дважды награждён золотой звездой Героя Социалистического труда. Ещё при жизни ему был установлен памятник (скульптор Л. Головницкий) в парке близ Комсомольской площади Челябинска. Интересно, что бронзовый бюст установили не на родине героя в Донецкой области, как полагалось дважды Героям в советское время, а в далеком от Украины Челябинске, в городе, где Иван Трашутин создавал сердца тяжелых танков и с которым своим сердцем остался до конца жизни.

Немецкие конструкторы так и не смогли разгадать секрет дизелей Ивана, а отдел № 2 Кировского завода, который занимался производством моторов, разработал и поставил на поток 6 видов танковых двигателей. Танкоград дал фронту 48,5 тыс. танковых моторов.

После войны было создано более 100 модификаций дизеля В-2 для танков и тракторов.

Эвакуированные предприятия

Отдалённость от фронта, наличие природных и промышленных ресурсов, развитая сеть дорог предопределили перемещение в самом начале войны значительной части промышленных предприятий из западных районов страны на Южный Урал.

Масштабная эвакуация промышленности и людских ресурсов, какой ещё не знала история, продлилась с осени 1941 года по осень 1942-го. Нереально короткие сроки перемещения и ввода в действие эвакуированных заводов диктовались критическим положением дел на фронте и жёстко контролировались Государственным Комитетом обороны во главе с И.В. Сталиным, а на месте – обкомами и горкомами ВКП(б).

В годы войны Челябинск разместил у себя 67 предприятий тяжёлой промышленности. Это были и целые заводы, и отдельные производства. С крупными предприятиями были эвакуированы НИИ вместе с опытной базой. Кроме промышленных «тяжеловесов» в город прибыли более десятка предприятий других отраслей народного хозяйства: текстильная фабрика им. Ногина, папиросно-табачная фабрика «Дукат» и другие.

Часть предприятий была размещена на уже построенных в годы индустриализации челябинских заводах, часть – на производственных площадях заводов, которые только строились. Приходилось освобождать и приспосабливать под промышленные нужды другие здания, а также склады и прочие объекты. Так, например, патронное производство разместили в помещениях педагогического и сельскохозяйственного институтов и даже в Челябинской тюрьме. Причём, ВУЗы продолжали учебный процесс, и тюрьма также действовала. А вот московский завод «Калибр» «поселился» в здании театра оперы и балета и на месте сцены «открыл» свой гальванический цех. Открытие же театра, которое горожане ждали к 7 ноября, было отложено на долгие 15 лет.

Эвакуированные предприятия сливались с местными производствами. Создавались новые гиганты индустрии. Так был создан крупнейший комбинат по выпуску танков – Челябинский Кировский завод (директор И.М. Зальцман). Он стал почти синонимом танкопрома, а Челябинск впоследствии получил ещё одно имя – Танкоград.

Другое мощное оборонное предприятие было создано на базе завода им. Колющенко. Построенный ещё до революции, он принял московский завод «Компрессор», херсонский завод им. Г.И.Петровского и цеха завода им. М.В. Фрунзе из Сум. Перед новым производством (главный конструктор – С.М. Тарасов) ГКО поставил важнейшую для обороны задачу: через месяц наладить выпуск нового оружия – реактивных гвардейских миномётов, прозванных на фронте «катюшами». И «катюши» были собраны! В декабре 1941-го из ворот завода вышли первые реактивные установки.

На освобождённых площадях дрожжевого завода и завода безалкогольных напитков, расположенных на берегу р. Миасс, разместился эвакуированный из Ленинграда завод № 4 с собственным НИИ. Вскоре новый завод оргстекла (директор З.Д. Шульман) начал выпуск уникальной прозрачной авиаброни, которая спасла жизнь сотням советских лётчиков. Секрет челябинских стекловаров так и не был раскрыт немцами.

Построенный в 1936 году завод им. Серго Орджоникидзе (директор З.Т. Забалуев) принял производства, прибывшие с Украины, из Москвы и Ленинграда, и вскоре был разделён на два завода: № 78 – производство боеприпасов и № 200 – изготовление корпусов, башен танков и электрооборудования к ним.

На строящемся заводе № 254 (директор С.М. Беленький) разместили пороховые производства из-под Москвы и с Украины. В кратчайшие сроки здесь наладили выпуск осветительных ракет, светящихся авиабомб, капсюлей-воспламенителей для автоматов. Завод стал монополистом в производстве трассирующих средств.

Челябинский ферросплавный завод (директор Н.М. Деханов) принял аналогичный завод из Запорожья. Отныне и до конца войны производство ценнейшего сырья для выплавки качественных сталей сосредоточилось в Челябинске. Чтобы обеспечить потребности металлургов в ферросплавах, новому коллективу надо было увеличить их выпуск в два раза. Этот огненный рубеж был успешно преодолён.

Напряжённые, как правило, круглосуточные работы по размещению прибывающих с запада заводов осложнялись острой нехваткой самой необходимой техники. Её заменяли собой люди. Часто станки и оснастку доставляли до места монтирования на специальных волокушах. В 40-градусные морозы оборудование на лямках тянули женщины и подростки. Станки запускались под открытым небом. Даже опасное пороховое производство начали без крыши над головой. Одновременно возводили стены будущих цехов, чаще – временные пристрои.

Вместе с оборудованием эвакуированных заводов в Челябинск прибыло около 50 тысяч специалистов со своими семьями. Город, который ещё совсем недавно был далёкой глубинкой, всего за год-полтора стал одним из крупнейших центров советской индустрии, подкреплённой мощным потенциалом высококвалифицированных кадров. Новым трудовым коллективам предстояло в течение всей войны вести напряжённую борьбу за первенство в оборонной промышленности, чтобы дать фронту как можно больше танков, моторов, «катюш», боеприпасов.

Эвакуированные предприятия стали устойчивым фундаментом для дальнейшего развития Челябинска как индустриального центра страны.

63-я танковая бригада

Одна из наиболее ярких страниц истории Челябинска в военное время – создание танковой бригады, входившей в состав Уральского добровольческого танкового корпуса. По свидетельству очевидцев, идея создания корпуса принадлежит выдающемуся партийному и государственному деятелю первому секретарю Челябинского обкома и горкома ВКП(б) Николаю Семёновичу Патоличеву. Инициативу челябинцев горячо поддержали пермяки и свердловчане, и корпус решили создавать побригадно: по одной бригаде от каждой области.

Формирование челябинской танковой бригады началось в феврале 1943 года. После победы под Сталинградом, «опорный край державы» сделал фронту уникальный подарок. Государство не затратило на формирование корпуса ни одной копейки. Всё, что было для этого необходимо – от пуговиц на обмундировании до танков – было приобретено на личные сбережения челябинцев или сделано трудящимися сверх плана. В годы войны – это был поистине массовый подвиг тружеников тыла, предел человеческих сил и возможностей. Всего 3 месяца понадобилось для создания бригады. Челябинцы построили 60 боевых машин. От желающих «бить фашистскую гадину из своих танков» поступило 50 тысяч заявлений. И только 2900 самых достойных добровольцев стали бойцами бригады.

9 мая 1943 года в центре Челябинска состоялся митинг. Провожать земляков пришли почти 50 тысяч человек. Н.С. Патоличев зачитал Наказ южноуральцев бойцам бригады: «…Сделайте так, чтобы Уральский добровольческий танковый корпус ещё больше прославил Урал, прославил Родину. Даём вам слово крепкое, как гранит наших гор, что мы, оставшиеся здесь, будем достойны ваших боевых дел на фронте. Ещё ярче вспыхнет слава нашего края, наших дел…» Бойцы дали клятву оправдать высокое доверие Родины.

Никто из собравшихся в тот погожий майский день на площади у челябинского почтамта ещё не мог знать, что впереди у 63-й танковой бригады (так она стала именоваться с сентября 1943 года) 3800 километров военных дорог. Впереди – беспощадная битва на Курской дуге, Орловско-Брянская операция, освобождение Украины, Польши, Германии, Чехословакии. Ещё никто не знал тогда, 9 мая сорок третьего, что ровно через два года кончится кровавая война, и этот день, который станет Днём Победы, челябинские танкисты встретят в освобождённой ими Праге. И конечно никто не знал в тот день, что ещё через 30 лет, 9 мая 1975 года, на этом месте, где сейчас проходит митинг, будет воздвигнут памятник. «Добровольцам-танкистам» ­– так назовёт его автор, челябинский скульптор Лев Головницкий, во славу всем им – бойцам, вернувшимся с Победой или геройски павшим в боях, и труженикам тыла, что свершили свой подвиг здесь, в Челябинске.

Наши танкисты не только самоотверженно сражались с врагом, но и в перерывах между боями умели отдыхать. Мало кому известно, что Уральский добровольческий танковый корпус имел свой джаз-оркестр. В 1944 году он приезжал с концертами в Челябинск, на родной завод. «Горячими овациями, импровизированными митингами заканчиваются концерты-встречи гвардейцев-танкистов с земляками-уральцами – рабочими Кировского завода», – сообщали газеты.

У челябинских танкистов были и свои фронтовые традиции. Принимая во фронтовую семью вновь прибывшего бойца, прошедшему испытания выдавали чёрный златоустовский нож. К ножу придумали гимн, который исполняли перед боем. В гимне есть такие слова:

«Мы напишем Седому Уралу:

«Будь уверен в сынах своих,

Нам не зря подарили кинжалы,

Чтоб фашисты боялись их»

Более двух тысяч бойцов 63-й танковой бригады были награждены орденами и медалями. 7 человек удостоены звания Героя Советского Союза: М.Д. Потапов, Ф.П. Сурков, П.И. Цыганов, И.Е. Романченко, В.И. Кружалов, П.П. Кулешов. Командир бригады М.Г. Фомичёв получил звание Героя дважды.

Победа

Архивные документы сохранили сведения о том, что ещё 3 мая 1945 года рано утром на Челябинском Кировском заводе состоялся общезаводской митинг. Рабочие приветствовали победу Красной армии над фашистами и брали обязательства выполнить годовой план к концу мая. Эта новость молниеносно облетела все заводы, организации, школы. Митинги начались повсюду. В этот день в Тракторозаводском районе их прошло 82. Число участников – около 48 тысяч, выступающих – больше 300.

Весь город со дня на день ожидал официального сообщения. В учреждениях, боясь пропустить важную весть, люди дежурили ночью, толпы горожан собирались у громкоговорителей на улицах. И, наконец, 9 мая в 4 часа 15 минут утра диктор Левитан объявил по радио о безоговорочной капитуляции Германии. Утром все руководители заводов собрались в обкоме партии. Вот как об этом вспоминал Н.С. Патоличев, первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б): «Вихрем врывается И.М. Зальцман. Сияющий, радостный, порывисто обнимает каждого из нас, что-то громко кричит и… плачет. Все ждут, что я скажу. Сколько раз выступал… и вдруг не могу сказать ни слова. Наконец, с большим трудом, вытирая слезы, я поздравил всех с победой, поблагодарил своих боевых товарищей за самоотверженность и героизм, за стойкость и преданность Родине. Сказал, что мы с честью и достоинством несли свою долю ответственности в годы войны. Эта ответственность объединила нас».

Победа, за которую жители тылового Челябинска сражались 1418 дней, пришла в каждый дом. Во 2-й половине дня впервые за 4 года войны челябинцы вышли на демонстрацию. В центре города на ул. Кирова и Коммуны собралось 250 тысяч человек. Празднование продолжалось несколько дней. 13 мая объявили днем народных гуляний. Город спешно украсили, привели в порядок сады и парки. Повсюду играли оркестры, люди танцевали и смотрели кинофильмы всю ночь напролет. Праздник закончился большим и красочным фейерверком. Указом Президиума Верховного Совета СССР было установлено, что 9 мая является днем всенародного торжества – праздником Победы и является нерабочим днем. Однако в 1948 году этот указ был отменен, и праздничный день, сохранив свое значение, стал обычным рабочим днем. Спустя почти 2 десятилетия Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев вернул стране праздник. 20-летие Победы впервые после 1945 года стали широко отмечать на государственном уровне. В тот год на Комсомольской площади Челябинска был установлен памятник Танку Победы ИС-3 – символу героического труда танкоградцев в годы войны. На пьедестале надпись: «Уральцы, вам, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом». К 30-летию Победы были открыты памятники «Добровольцам-танкистам» у главпочтамта, «Катюша» у ДК завода им. Колющенко, «Память» на Лесном кладбище. К 40-летию – был заново воссоздан мемориал «Вечный огонь» по ул. Коммуны. С 1965 года в юбилейные Дни Победы на пл. Революции проводятся военные парады. В последнее время они стали ежегодными.

В рамках празднования 9 мая в городе проходят многочисленные торжественные мероприятия: концерты, выставки, спортивные состязания, встречи с ветеранами – участниками войны и тружениками тыла. К Вечному огню и воинским могилам возлагаются цветы, честь погибшим бойцам отдают почётные караулы.

К 65-летию Победы в Челябинске прошла всенародная акция «Помни меня». Каждый житель города мог принести фотографии своих близких – участников войны. Таких фотографий оказалось более 60 тысяч. В праздничные майские дни все они составили стену Памяти на аллее Героев по ул. Коммуны.

Статьи подготовлены на основе архивных документов ГУ ОГАЧО. Публикуется впервые.

"Среди названий славных и наград

Которыми особенно гордятся.

Есть огненное слово: Танкоград,

Есть боевое званье: танкоградцы!" Е.Ховив

Фото Танкоград. Легендарная Т-34

Во время войны Челябинск имел второе название - . В 2013 свой 80-летний юбилей отметил самый известный челябинский завод, можно сказать бренд Челябинска - ЧТЗ. Челябинский тракторный, а во время войны танковый.

Во время войны именно здесь в Челябинске, а не в Москве, был создан и работал Народный комиссариат танковой промышленности. Это единственный случай. Этот наркомат располагался в здании, где сейчас находится "Детский мир" в центре города. Первым министром был Вячеслав Александрович Малышев. Еще несколько наркоматов было эвакуировано из Москвы.

Первые 6 лет своего существования ЧТЗ выпускал тракторы С-60, скопированные с американского образца. Они работали на каком-то особом топливе похожем на авиационный керосин. Двигатель был не дизельный. Это было дорого. В 1936 году перешли на выпуск тракторов С-65 уже на дизельной тяге. Буква "С" означала "Сталинец". Эта модель и стала в дальнейшем базой для выпуска военной продукции. Сначала это были артиллеристские тягачи С-2. До танков очередь дошла в конце 1940 года. Первым был опытный танк КВ-1. Их собрали за первые полгода всего лишь 25 машин.

Фото Музей военной техники

С началом войны все изменилось. Завод на 100% работал на оборону. В то время в СССР танки производили два завода: Кировский в Ленинграде и В Харькове. они оба оказались сразу же в зоне удара немецкой авиации. Кировский эвакуируют в Челябинск, а Харьковский на Уралвагонзавод в Нижний Тагил.

Кроме двух уральских заводов делали легкие танки в Горьком на автозаводе. Немного танков выпускали в Свердловске и Омске. Но ЧТЗ был главным танковым заводом страны. Сначала выпускали только тяжелые танки, а с августа 1942 года с конвеера пошли знаменитые "тридцатьчетверки". Этот танк признан одним из лучших в мире.

Фото Танкоград. Памятник уральским танкистам в Челябинске

С сентября 1943 года начали выпуск тяжелых танкв ИС (Иосф Сталин). История этих танков началась с приказа Главного комитета обороны СССР в феврале 1943 года. А причина - появление на Восточном фронте новейших немецких "Тигров". Тогда у Советской Армии не оказалось машин, способных бороться с тяжелой броней и мощным вооружением этих фашистких танков.

Главным методом войны для наших войск к тому времени стало наступление и прорыв. Для взламывания хорошо укрепленной обороны противника и постоянной поддержки наступления необходимо было создать эффективный танк с хорошей броневой защитой, мощным вооружением, и высокими маневренными характеристиками. И Танкоград дал фронту сначала ИС-1, а затем ИС-2. Этот танк - собственная разработка ЧТЗ. Основой для разработки послужил КВ-13. У ИС была 120-миллиметровая пушка. Это убойная сила для любого танка.

Фото Танкоград. Танк ИС-3 (Иосиф Сталин) последняя модель этой серии

По мощи танк ИС-2 не имел себе равных в годы Второй мировой войны. Немцы панически боялись этих ИС, их танкам даже запрещалось вступать с ними в открытый бой. Летом 1943 года после тяжелой Курской битвы Советское командование приняло решение что надо изменить конструкцию башни и корпуса. У новой модели ИС-3 башня более обтекаемой формы чем у его старших братьев. Носовая часть несколько выдавалась вперед и танкисты прозвали ее "щучий нос". Механик мог легко выбраться из танка и попасть в него так как люк стал удобнее. Но ИС-3 не успел проявить себя в боях. Он выпустился с конвеера уже в 1945-м. 7 сентября 1945 года эти танки приняли участие в берлинском параде. Стояли на вооружении до 90-х годов. Этот танк ИС-3 стал в Челябинске символом самоотверженного труда рабочих Танкограда, которые в годы войны делали все для фронта, все для Победы.

Фото Танкоград, Т-54

А всего в военное время было разработано и выпущено 13 разных моделей тактов и самоходок.

Малышева в шутку называли "Князем танкоградским". Это прозвище чрезвычайно нравилось Сталину, он Малышева очевидно ценил. За 1944 год советская промышленность выпустила уже 29000 танков, немецкая - 18300. Позле победы В.А.Малышев занимал разные высокие должности, можно сказать, что он сгорел на работе. Его не стало в 1957, ему было лишь 55 лет.

Фото Танкоград. Самоходная установка СУ-100

ЧТЗ всегда делал мощные гусеничные трактора. Они могли работать в экстремальных условиях. Были два ярких эпизода в 1936 году. В феврале того года на советском Памире произошла катастрофа. Из-за схода лавин Алайская долина и весь Памирский тракт оказались погребены под 12-метровым слоем снега. На ликвидацию ЧП были брошены силы армии и направлены специалисты с ЧТЗ. Военные расстреливали снежный массив, а дорогу освобождали челябинские бульдозеры.

Фото

Второй случай произошел в Якутии. Северные районы снабжались через морской путь по Ледовитому океану. Зима 1936-37 годов была очень ранняя и не дойдя 400 километров до Якутска, в устье реки Алдан вмерзли в лед три корабля. И город Якутск для которого предназначались грузы, прежде всего топливо и продовольствие, фактически оказался под угрозой холодной и голодной смерти. Были выделены 7 только что сошедших с конвеера "Сталинцев", была набрана команда из добровольцев-механиков, и они отправились из Челябинска в Якутию.

Фото Танкоград. Музей военной техники

До станции Невер (сейчас Забайкалье) они доехали по железной дороге, дальше своим ходом 1500 км. до Якутска. Они шли по руслам рек, кое-где прорубались через тайгу, участок в 600 км, где ни разу еще не проходила никакая техника. От Якутска еще 400 км до застрявших судов. Груз был перемещен в огромные сани, которые и тянули челябинские трактора. Якутск был спасен. У тех тракторов, надо сказать, не было кабины, и трактористы прошли этот нелегкий путь под открытым небом. Это в октябре-ноябре в Якутии. Это подвиг! "Снежный поход" таково было название этого мероприятия. Конструкторы проверили трактора в экстремальных условиях, получили неоценимый опыт. Не знаю, пришла ли им в голову после этого идея создать хоть какую-никакую кабину?

Фото с сайта 74.ru Антарктида

Была у челябинских тракторов и Антарктическая страница. В 1944 году, видя, что война уже идет к концу, челябинские конструкторы приступили к разработке нового мирного трактора С-80 (уже с кабиной!). Он станет главной рабочей лошадкой в восстановлении страны после войны. Но самая яркая страница в его биографии - это Антарктида. Опыт эксплуатации этого трактора уже был в Арктике. 30 ноября 1955 года из Ленинграда выходит дизельэлектроход "Обь". 5 января 1956 года он приходит к побережью Южного материка. Начинается первая советская антарктическая экспедиция. Причала там на побережье не было. Грузы выгружались рядом с кораблем на специально подготовленные грузовые сани. В трюме "Оби" было три С-80. Они и доставляли оборудование до станции. Они блестяще справились со своей задачей. Заводились на любом морозе, проходили через любые торосы. С этой выгрузкой связана первая, увы, трагедия. 21 января 1956 года при начале транспортировки очередных саней у одного из С-80 провернулись гусеницы и он вспорол лед собой. Трактор и сани наклонились и застыли в этом положении. Один водитель выскочил и тут в дело вмешался другой водитель Иван Хмара. Он рискнул, дал газ и в секунду провалился в воду. А дверка у него была закрыта. Всего 20 лет было парню. Он стал первым советским полярником, погибшем в Антарктиде. Всего за 60 лет освоения ледяного континента погибли более 60 советских и российских граждан. Недалеко от станции "Мирный" есть даже небольшое кладбище русских полярников. Ивану Хмаре установлен памятник. Челябинские тягачи вытянули этот первый антарктический поход и 13 февраля 1956 года была основана первая советская станция "Мирный". Она до сих пор является "столицей" русской Антарктиды. Именно отсюда ведется управление всеми нашими полярными станциями.

Фото Танкоград. Музей военной техники

В чем же секрет столь успешной работы челябинских тракторов в суровых, экстремальных условиях? В наших двигателях, которые отлично пашут при минус 70 и на высоте до 5000 метров. Правда они, выиграв в силе, потеряли в скорости. С 1957 года по наше время в Антарктиде используется целое семейство специальных вездеходов, которые изготавливались на Харьковском заводе транспортного машиностроения. Но сердце у этих харьковских вездеходов челябинское. Харьковчане даже и не пытались создать свой двигатель.

Фото Танкоград. Музей военной техники. Прадед этого мальчика Миши был танкистом и погиб за Родину в 1944 году.

Танков в Челябинске много, старые военные машины на ходу, они постоянно участвуют в параде 9 мая, да и так установлено много, только в саду Победы в Тракторозаводском районе, где расположен музей военной техники под открытым небом, их наверное десятка два. Любимое место у всех детей, у девчонок не меньше чем у мальчишек. А в августе 2014 года наконец-то установили памятник - точную копию того первого трактора "Сталинец" на перекрестке Университетской набережной и улицы академика Королева. На "морду" трактору прицепили эмблему ХК "Трактор".

Фото с 74.ru (наверное)



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.