Моральный выбор человека добро и зло примеры. Свободный выбор между добром и злом. История о выборе между добром и злом что выберешь

Урок обществознания в 9 классе

Тема : Моральный выбор: добро и зло

Цели: Раскрыть смысл основных моральных по­ нятий - добра и зла; объяснить понятие морального выбора; разъяснить необходимость осознания ответ­ ственности за свой выбор, свои поступки; уяснить необходимость преодоления зла в себе. Продолжить работу по сравнению норм морали и права (Между­ народное гуманитарное право), по изучению норм МГП об отношении к раненым и больным; объяс­ нить необходимость терпимого, гуманного поведе­ ния людей в ситуациях вооруженного конфликта; совершенствование навыков сопоставительного ана­ лиза научного и художественного текста; вызвать сильный эмоциональный отклик на нравственную проблему (проблема выбора).

Оборудование

1. Текст извлечения из Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. (о раненых и больных).

2. Текст художественного произведения (В. Закруткин «Матерь человеческая» // УМ К «Вокруг тебя - мир». 6-й класс, с. 63).

3. Лист с подготовленными эпиграфами к уроку.

4. Подготовленный лист с определением понятия «зло».

5. Толковый словарь русского языка Ожегова.

Подготовка детей (опережающее задание к уроку)

1. Подготовить цифровой и фактологический ма­териал, рассказывающий о проявлениях добра и зла.

2. Составить синквейн «Добро».

План урока

    Вводный этап

    Погружение в тему через использование приёма «телетайп» (учащиеся зачитывают по очереди подготовленные дома факты из СМИ).

    Отработка понятия «добро», используя домашнее задание – синквейном – и толковый словарь Ожегова; понятие «зло» - по словарю и через беседу с учащимися.

    Постановка проблемного вопроса: «Как сделать мир добрее?»

    Основной этап

    Закрепление знания норм Международного гуманитарного права, знакомство с новыми статьями (беседа по тексту – раздаточный материал1).

    Работа с текстом отрывка из повести В. Закрутина «Матерь человечес-кая». Разъяснить сущность морального выбора человека, причины и последствия этого выбора.

    Приём «Перекрёсток»: сравнить статьи Женевской конвенции и действия героини повести Марии (работа с текстом).

    Работа с эпиграфом (раздаточный материал 2), запись ключевых слов.

    Индивидуальные задания: составить словарики урока.

    Итог урока

Ответ на проблемный вопрос.

ХОД УРОКА

На доске . Алгоритм, заполняется в течение урока

Моральный выбор:

добро и зло


Синквейн

Определение


Твори добро

По велению души

Не позволяй

Сиюминутного суда

Постой

Остынь

Поверь

Оружье сильных – доброта.

I . Вводный этап

Урок начинается с чтения несколькими учащимися под­готовленных цитат из СМИ с фактами, которые иллюст­рируют понятия добра и зла.

Примерные тексты

1. В результате аварий, катастроф и стихийных бедствий в России ежегодно гибнет в среднем 105 тыс. человек.

2. В XX в. произошло две мировые войны, че­ловеческие потери в которых составили до 72 млн человек.

3. Россия в XX в, участвовала в 13 вооружен­ных конфликтах, общие потери в которых соста­вили около 30 млн человек.

4. 27 сентября 2003 г. на Алтае произошло 12-балльное землетрясение. Материальный ущерб составил около 1 млрд рублей. В республику Ал­тай срочно была послана помощь из Абакана, Бар­наула, Красноярска и ряда других городов Сиби­ри. 50 млн рублей было выделено правительством, 30 млн рублей собрано для фонда помощи.

Учитель. Что вы почувствовали, услышав эти циф­ры и факты?

О чем говорят эти факты?

Каждый день на протяжении всей жизни мы встре­чаемся с проявлениями добра и зла. И ежедневно нам приходится выбирать между добром и злом. Тема этого урока так и называется: «Моральный вы­бор: добро и зло». Дома вы обду­мывали понятие «добро» и состав­ляли синквейн.

1. Познакомьте нас с вашим творчеством. (Выслушиваются 4-5 учащихся, выполненные синквейны на альбомных листах, вывешиваются на доску .)

2. Одновременно с данной работой двум парам учащихся дается задание найти в словаре Ожегова определения понятий «добро» и «зло». (Под синквейном записывается оп­ ределение понятия «добро»).

СИНКВЕЙН

Добро.

Справедливое, позитивное.

Хранить, творить, помогать.

Добро должно победить зло.

Свет души.

Добро - все полезное, хорошее, положительное.

Учитель. Да, добро - это пре­красно, но в мире есть еще и зло.

Как объясняет это понятие словарь?

запись на доске

Зло - все отрицательное, противоположное добру.

Учитель. Что может являться источником зла?

Ученики. Человек и природа.

Учитель. Каким может быть зло?

Ученики. Моральное, физиче­ское.

Учитель . Какое зло более страшно для человека - мораль­ное или физическое?

Выслушиваются ответы учеников. Домашнее задание: синквейн «Зло» (для желающих).

    1. Основной этап

Учитель. Я познакомлю вас с древней китайской притчей.

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы на­ставить на путь истины.

- Умеешь ли ты лгать? - спро­сил мудрец.

- Конечно, нет! - ответил юноша.

А воровать?

Нет.

А убивать?

Нет...

- Так иди, - воскликнул учи­тель, - и познай все это. А, по­знав, не делай!»

Подумайте над смыслом прит­чи и прокомментируйте ее.

Ученики . Конечно же, учитель не призывал юношу лгать, воро­вать и убивать, но ощутить, что это присутствует в жизни.

Добро и зло переплетены в на­шей жизни, они не существуют друг без друга.

Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

Учитель. Как вы считаете, что важнее - бороться со злом или совершать добрые дела? Как сде­лать мир добрее?

В обычной жизни человек мо­жет показывать себя с выгодной стороны, лицемерить, скрыть пло­хое отношение к человеку под мас­кой доброты. Но есть такие кри­тические ситуации, когда это не­возможно и человек должен делать свой выбор.

Такой критической ситуацией является война. Она не щадит ни тех, кто воюет, ни тех, кто нахо­дится в стороне от военных дей­ствий.

Существуют ли нормы права, регулирующие отношения между людьми во время вооруженных конфликтов?

Как называется эта отрасль права?

Ученики. Международное гума­нитарное право.

Учитель. Кого защищает МГП?

Ученики. Тех, кто непосред­ственно не участвует в военных действиях: раненых, больных, де­тей, стариков и женщин...

Учитель. Чьих интересов каса­ются данные главы?

Ученики. Раненых и больных.

Учитель. В каких случаях сторо­ны обязаны защищать больных и раненых?

Ученики. При всех обстоятель­ствах...

Учитель. Какое обращение с ранеными и больными запрещает МГП?

Какое обращение к умершим предписывает МГП?

Как должны пресекаться зло­употребления и нарушения норм МГП?

Почему стороны должны при­держиваться норм МГП?

Выслушиваются ответы учеников.

Учитель (подытоживает отве­ты учеников). Сама ситуация во­оруженного конфликта способ­ствует противоправному поведе­нию его участников, война сти­мулирует насилие, оно становит­ся привычным: война обесцени­вает нравственные ценности. Ча­сто человеком руководят страх, ненависть, страдания близких, желание отомстить за погибших товарищей. И в этот момент на первый план выходят нормы мо­рали, т.е. правила, рекомендую­щие человеку, как ему поступить в том или ином случае. Но пра­вил много, и человек должен по­стоянно обдумывать и выбирать то или иное решение.

Кто же контролирует наш вы­бор?

Ученики. Есть такой невиди­мый, но могущественный и стро­гий контролер - наша совесть.

Учитель . Во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей - одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище оста­ется одна Мария, мужа и сына которой повесили.

Однако новое испытание жда­ло Марию, вернувшуюся в со­жженную деревню...

Учащиеся читают отрывок из повести В. Закруткина «Матерь че­ловеческая».

Вопросы и задание по тексту:

* Какое историческое событие описывает автор?

* Найдите описание немцев в тексте.

* Почему описания немцев-карателей и Вернера Брахта - разные?

* Какие чувства испытывала Мария, увидев раненого нем­ца в погребе? Какое решение она принимает?

* Почему Мария запомнила каждую из 9 ступенек, ведущих в погреб?

* Какой выбор встал перед Марией?

* Что остановило Марию? Почему?

* О чем нам говорит название произведения?

Учитель. «Девять ступенек при­ближали Марию к моральному падению, но они же возвысили ее». Подтвердите строками из текста.

Проведите параллели между текстом Конвенции9раздаточный материал 1) и текстом про­изведения В. Закруткина (работа по тексту).

Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро»

(раздаточный ма­териал 2).

Учитель. Почему это стихотво­рение можно назвать эпиграфом к данному уроку?

Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.

Твори добро

По велению души

Не позволяй

Сиюминутного суда

Постой

Остынь

Поверь

Оружье сильных – доброта.

Учитель. Домашнее задание: на листе эпиграфов есть еще выска­зывания. Выберите то, которое вам больше понравилось, и объясните его в мини-сочинении.

III. Итог урока

Учитель. Когда-то в древности люди придумали вот такой знак

- знак гармонии и борьбы про­тивоположностей.

Объясните его с точки зрения нашей темы.( Правильный ответ: Чем больше в че­ловеке зла, тем меньше добра и наоборот).

Учитель . Как же сделать мир добрее?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. Если добро и зло есть порождения внутреннего, духов­ного мира человека, значит, борь­ба со злом, преодоление зла и утверждение добра могут происхо­дить только путем внутренних уси­лий. Он останется «нравственно мертвым», пока сам внутренне не воспротивится злу, не попытается преодолеть его в себе.

Рефлексия учащиеся заполняют «лист ответа»

Я узнал

Я понял Я удивлён

Приложение 1


Приложение 3

Женевская Конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (извлечение)

Глава II. Раненые и больные

Статья 12. Личный состав вооруженных сил и другие участники военных действий, в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.

(...) Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения.

Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности оказания медицинской помощи. (...)

Статья 15. Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. (...)

Статья 17. (...) Кроме того, стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать. (...)

Глава IV. Личный состав

Статья 24. Санитарный личный состав (...), а также священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.

Глава IX. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Статья 49. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (...).

Статья 50. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Приложение 4


Приложение 2


Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

13.Моральный выбор

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. В истории этики имеются различные точки зрения относительно морального выбора. Первая точка зрения была сформулирована Аристотелем, который рассматривал проблему выбора как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий. Согласно Аристотелю, моральный выбор сознателен, противоположен влечению, отличен от желаний, направлен на то, что зависит от человека. Согласно второй позиции, собственно моральный выбор – тот, который имеет лишь высшую цель. По И. Канту, моральный выбор – это соответствие долгу. По Г. Гегелю, способность к выбору есть наиболее общая характеристика человека как субъекта воления и выражение его свободы. Ж.-П. Сартр определяет выбор как исключительно экзистенциональное самоопределение человека в отношении себя и человечества.

Возможность выбора является сущностью свободы, он выполним при наличии альтернатив и доступности вариантов. Но не следует отождествлять выбор со свободой воли.

Условия, необходимые для свободного морального выбора:

– отсутствие внешнего принуждения и запретов;

– присутствие сознательности и рефлексии, понимание возможных вариантов выбора;

– действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного выбора;

– наличие ориентиров (ценностей и идеалов) свободной воли, а также средств, при помощи которых возможно выполнить задуманное, и способов деятельности.

Большое значение в осуществлении морального выбора играет субъективный фактор. Человеку приходится решать, не противоречат ли какие-то притягательные для его ценности каким-то не вполне осознаваемым интересам сохранения и развития собственной личности.

Свободно совершаемый поступок должен включать следующие элементы:

– исходные эмоционально-нравственные ориентиры, которые могут закладываться в процессе воспитания;

– знание объекта деятельности и объективных условий, определение человеком своего отношения к объекту;

– определение конкретной цели;

– выбор средств достижения цели;

– предвидение возможных последствий поступка;

– реализацию намерений.

Осуществляя моральный выбор, человек сталкивается с противоречиями (антиномиями) морали, что проявляется в виде морального конфликта. Конфликт обнаруживается при выборе того или иного типа поведения. С одной стороны, мораль заинтересовывает человека внешним признанием, одобрением и пр. С другой стороны, человек способен поступать вопреки обстоятельствам, общественному мнению, своим привычкам, вопреки любой причине, т. е. совершенно свободно. В данном выборе прослеживается автономия личности (свободная причинность).

В структуру внутренней мотивации входят:

– элементы сознания, которые сами по себе не относятся к среде морального сознания, это прежде всего потребности и интересы;

– положительные и отрицательные нравственные чувства (стыд, совесть, любовь), являющиеся прямым побудителем добрых поступков; зловредные поступки (ненависть, зависть и пр.), побуждающие к аморальным действиям;

– морально-ценностные представления, установки и убеждения (моральные принципы, истинные ценности и т. д.);

– исторические нормы (моральные, правовые).

Главная > Документ

Добро и зло – основные понятия этики

Моральный выбор

План ответа:

    Этика – теория морали.

    Понятие добра и зла.

    Моральный выбор человека.

    Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

Этика выясняет :

    место морали в системе других общественных отношений;

    анализирует ее природу и внутреннюю структуру;

    изучает происхождение и историческое развитие нравственности;

    теоретически обосновывает ту или иную ее систему;

    анализирует ее основные принципы и нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

    Добро и зло:

    положительное, т.е. благо;

    отрицательное, предосудительное;

в поступках и мотивах людей, в явлениях общественной жизни.

2 точки зрения на причины возникновения добра и зла:

    эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека ------доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания;

злое – то, что порождало несчастья и страдания.

    вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них:

    добро – веление бога;

    зло – дьявола.

Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа.

Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества.

Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.

Это – безнравственное, антигуманное, недоброе.

Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство, доносительство …

Виды зла:

    физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);

    моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение;

    социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);

    метафизическое зло - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.

Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.

Важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

Оценивая какое-либо явление, действие, поступок мы выражаем свою моральную оценку по-разному:

    хвалим, соглашаемся, одобряем;

    порицаем, критикуем, не одобряем.

Оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и, прежде всего, самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.

  1. Тема Этика как наука

    Документ

    Этика – древняя наука, которая возникает в период становления рабовладельческого строя. Основателем этики в Европе считается древнегреческий мыслитель Аристотель.

  2. Оcновы религиозных культур и светской этики (2)

    Урок

    Ты живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет,

  3. И. Я. Яковлева Н. И. Алексеева Основы этики: учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие

    В учебно-методическом пособии представлены тематические планы, изложены тезисы основного содержания темы, даны контрольные вопросы и задания, а также предложен дидактический материал по этике.

  4. Вопрос Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)

    Документ

    Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная

  5. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» Гиагинского района

    Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» Гиагинского района станицы Гиагинской Республики Адыгея раскрывает изменения,

Взрослым: неосознанное влечение ко злу лежит в склонностях человека, с которыми он приходит в физическую жизнь. Эти негативные неконтроли­руемые реакции, следующие за раздражением чувств и окрашивающие все впечатления, лежат в области закона воздаяния. Лишь на подконт­рольных воле этапах желание–мысль–слово–дей­ствие возможно сознательное вмешательство че­ловека и торможение им следствий своих отри­цательных побуждений. Стоит обнадежить, что склонности временны, их магнетизм видоизменя­ется или разряжается в течение человеческой жиз­ни под давлением обстоятельств и противодей­ствием жизненной среды. Не будучи переплавлен­ными в «горниле» жизни, склонности обязатель­но вновь «всплывают» и расцветают на опреде­ленных этапах жизни.

°† Борьба добра и зла в человеке постоянна.

Каждый человек сам свободно выбирает между добром и злом и каждую минуту в своей жизни движется и приближается либо к добру-красоте-свету, либо к злу-безобразию-тьме. Этот выбор де­лается внутри человека и поэтому он сам отве­чает за свое решение. Человек постоянно находит­ся перед выбором между добром и злом.

°† Если зло и безобразие привлекательны или безразличны для человека, то он находится на нисходящем этапе своего развития.



°† Проявления зла Безобразны, и творящий зло человек от­вергается людьми и обществом, находится в состоянии душевного одиночества и дискомфорта.

°† Зло проще творить, чем добро; ломать не строить.

Для погружения в хаос достаточно инертности и бездействия, а строить добро, обуздывая хаос в себе, намного труднее. Поиском легких, необременительных путей человек проигрывает, так как лишь преодолением зла и хаоса человек доказыва­ет и утверждает жизнеспособность своей души и получает право на дальнейшие этапы развития.

°† От выбора добра или зла зависит дальнейшая жизнь души.

°† В сильном человеке добро либо зло прогрессирует.

При этом плохой человек становится все злее. По­чему? Человек, по причине активного творчества от переизбытка жизненных сил, делая зло, оказы­вается неприятным, нелюбимым и никому не нуж­ным, многие люди отвечают ему злом, а от этого он сердится еще больше и становится еще хуже и злее. С добрым человеком, чья доброта нравится людям, все наоборот. Его любят, ему помогают, получая от других много хорошего, человек ра­дуется, добреет и делается еще лучше.

Дополнительно: борьбой со злом человек должен подтвердить способность обуздывать инертность и хаос в себе и окружающем, чтобы стать созна­тельным и полноправным строителем на более высоких ступенях эволюции. Человек, не восполь­зовавшийся дарованным ему разумом и волей для освобождения от животного рефлексивного нача­ла, не преодолевший сил обособления и эгоизма, не избавившийся от преобладания низших и раз­рушительных качеств, идет к своему вырождению и как инородный элемент не допускается к сози­данию во Всеобщей Любви и Единстве...

Белыш и Черныш

Родились во дворе у мамы-собаки два щенка. Увидев их, дети стали думать, как бы их назвать. У одного щенка была бе­лая мордочка, и ему дали кличку Белыш, а второго назвали Чернышом, потому что у него вся шерсть, кроме белого кончика хвоста, а была совершенно черной.

Белышу нравилось играть с детьми. Он ласкался, за всеми бегал, а если его брали на руки, то мог даже лизнуть лицо. Всей детворе нравилось с ним возиться. Его принимали в свои игры, гладили, сле­дили, чтобы он не выбегал на дорогу, и каждый старался вынести из дому что-ни­будь вкусное и угостить его. Некоторые дети даже не доедали дома свои котле­ты и сосиски, чтобы осталось Белышу.

А Чернышу больше нравилось рычать и тявкать на людей. Играть с ним было неинтересно, потому что он все время, рыча, вырывался из рук и даже слегка цапнуть мог, если его начинали гладить. Из-за этого Черныша совсем перестали гладить и ласкать, а некоторые дети ста­рались даже позлить и подразнить его.

Через полгода Белыш и Черныш вы­росли. Белыш стал очень добрым псом, каждого человека он считал своим дру­гом. И даже, видя во дворе незнакомого человека, он подбегал к нему, начинал ра­достно вилять хвостом, высовывал язык и по–доброму смотрел человеку в глаза.

А Черныш за это время только еще злее стал. Во дворе он на всех подряд лаял, рычал, к себе не подпускал, а всех чужих людей своими врагами считал и старался к ним сзади подбежать и за ногу укусить.

Когда однажды Черныш покусал одну незнакомую женщину, кто-то из взрослых вызвал службу по отлову собак. Приеха­ли незнакомые люди на машине во двор, а Черныш тут как тут. Лаем заливается, на чужаков бросается и каждого укусить норовит. Растянули люди большую сеть, поймали Черныша, посадили в клетку и увезли куда-то. С тех пор о Черныше ник­то ничего не слышал, да и совсем не тос­ковали о нем дети, своими злыми выход­ками и громким лаем он успел всем здо­рово надоесть.

А Белыш до сих пор играет с детьми, всюду бегает за ними. Он, став любим­цем всего двора, остался таким же лас­ковым, общительным и дружелюбным.

[? ] – Кто виноват в том, что Черныш вырос злым? (Он сам, потому что выбрал вместо добра зло).

– Почему у Черныша жизнь закончилась так плохо? (Зло возвращается злом).

– Человек сам выбирает зло или его заставляют это делать другие?

Дорога добра и дорога зла

Однажды путешествующий человек остановился на развилке двух путей. Ле­вая дорога спускалась куда-то вниз, а правая дорога вела все время вверх. Не знал человек, что одна дорога называлась дорогой зла и приводила всех людей к смерти, а другая дорога вела к жизни и называлась дорогой добра.

И он стал спускаться вниз под горку. Очень легкой и ровной оказалась дорога в самом начале. Одно только было пло­хо: чем ниже дорога спускалась, тем дальше становилось солнце и тем тем­нее и страшнее становилось вокруг. Че­рез несколько дней по сторонам от до­роги стали появляться зловещие тени и откуда-то все время дуло неприятным холодом. Настроение человека стало со­всем безрадостным и угрюмым, но воз­вращаться назад ему не хотелось. Ведь это было бы трудно: все время идти вверх. И он решил продолжать свой путь до конца, чтобы посмотреть, куда же при­ведет эта дорога. Он часто спотыкался и падал, и от этого все больше сердился на все вокруг и становился злым. В конце концов стало так темно, что человек стал совсем плохо видеть дорогу. Теперь он шел медленно и перед тем, как сделать шаг, осторожно трогал ногою землю впе­реди себя. И вдруг его нога почувствова­ла пустоту. Впереди не было ничего твер­дого, на что можно было бы опереться ногой. Человек присел, нащупал рукой позади себя камень и швырнул его впе­ред, но удара об землю не послышалось. Он бросил еще один камень, побольше, но опять тишина. Казалось, что камень летел и летел в какую-то бесконечную черную бездну. Только теперь с ужасом понял человек, что стоит на самом краю какой-то бездонной и бесконечной про­пасти. Испугался он, повернулся и тороп­ливо пошел обратно. Трудно было идти вверх, но человек теперь знал, что дру­гого пути у него нет. Потихоньку начина­ло светлеть, а дорогу уже можно было опять хорошо разглядеть.

– Сколько же неосторожных людей выбрало легкий путь и погибло, свалив­шись в эту бездну, – возвращаясь, думал человек. – Как же мне повезло, что я вовремя остановился и не сделал после­днего шага в своей жизни.

Через много дней человек подошел к тому месту, откуда он начинал путь вниз. Теперь он, уже не раздумывая и не оста­навливаясь, продолжил свой путь по до­роге, ведущей вверх.

Чем выше поднимался человек, тем ярче становилось солнце. На солнце ис­крились струи водопадов, радостно ще­бетали птицы, а такого богатого разно­образия цветов человек нигде никогда не видел. Казалось, все вокруг стремилось к солнцу и радовалось его теплым лучам. Да, дорога вверх была труднее и взби­раться по ней было тяжело, но окружаю­щая неповторимая красота помогала че­ловеку отвлечься от трудностей и не ду­мать о них. С каждым днем вокруг стано­вилось все прекраснее и даже небо и об­лака стали менять свои обычные цвета на изумительные радужные оттенки. От окружающей красоты сердце человека все больше наполнялось радостью и сча­стьем и он становился лучше и добрее.

– Как было бы хорошо, если бы этот путь не кончался бы никогда! – громко и радостно воскликнул человек.

– Никогда, никогда, никогда, – отве­тило ему эхо.

– Неужели не кончится никогда? – громко переспросил человек.

– Не кончится никогда, не кончится никогда, не кончится никогда, – повто­рило ему эхо.

[? ] – Почему человек сначала выбрал дорогу зла? (Она была проще и легче).

– Почему человек сначала не хотел идти вверх, а потом все–таки пошел? (Понял, куда приводит дорога зла).

– Можно ли идти все время тяжелой дорогой добра вверх, если знать что впереди будет все красивее и кра­сивее?

– Что лучше: легкий путь зла или тяжелый путь добра?

Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.

Выбор как часть человеческой жизни

Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.

Выбор моральный - это что такое

Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный - это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.

Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.

Ответственность морального выбора

Моральный выбор - это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.

Если учитывать тот факт, что моральный выбор - это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.

Нравственная составляющая индивида

Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.

Моральное сознание индивида

Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.

Объекты морального выбора

Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:

  • индивид;
  • отдельная группа людей;
  • социальная структура;
  • многочисленная прослойка общества или класс.

В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.

Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.

Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.

Свобода морального выбора

Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.

Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.

Условия морального выбора

Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:

1. Диапазон возможностей.

Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.

2. Социальные условия.

Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.

3. Понимание необходимости выбора

Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.

При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.

Моральный конфликт

Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.

Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.