Моральный выбор человека добро и зло примеры. Свободный выбор между добром и злом. История о выборе между добром и злом что выберешь
Урок обществознания в 9 классе
Тема : Моральный выбор: добро и зло
Цели: Раскрыть смысл основных моральных по нятий - добра и зла; объяснить понятие морального выбора; разъяснить необходимость осознания ответ ственности за свой выбор, свои поступки; уяснить необходимость преодоления зла в себе. Продолжить работу по сравнению норм морали и права (Между народное гуманитарное право), по изучению норм МГП об отношении к раненым и больным; объяс нить необходимость терпимого, гуманного поведе ния людей в ситуациях вооруженного конфликта; совершенствование навыков сопоставительного ана лиза научного и художественного текста; вызвать сильный эмоциональный отклик на нравственную проблему (проблема выбора).
Оборудование
1. Текст извлечения из Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. (о раненых и больных).
2. Текст художественного произведения (В. Закруткин «Матерь человеческая» // УМ К «Вокруг тебя - мир». 6-й класс, с. 63).
3. Лист с подготовленными эпиграфами к уроку.
4. Подготовленный лист с определением понятия «зло».
5. Толковый словарь русского языка Ожегова.
Подготовка детей (опережающее задание к уроку)
1. Подготовить цифровой и фактологический материал, рассказывающий о проявлениях добра и зла.
2. Составить синквейн «Добро».
План урока
Вводный этап
Погружение в тему через использование приёма «телетайп» (учащиеся зачитывают по очереди подготовленные дома факты из СМИ).
Отработка понятия «добро», используя домашнее задание – синквейном – и толковый словарь Ожегова; понятие «зло» - по словарю и через беседу с учащимися.
Постановка проблемного вопроса: «Как сделать мир добрее?»
Основной этап
Закрепление знания норм Международного гуманитарного права, знакомство с новыми статьями (беседа по тексту – раздаточный материал1).
Работа с текстом отрывка из повести В. Закрутина «Матерь человечес-кая». Разъяснить сущность морального выбора человека, причины и последствия этого выбора.
Приём «Перекрёсток»: сравнить статьи Женевской конвенции и действия героини повести Марии (работа с текстом).
Работа с эпиграфом (раздаточный материал 2), запись ключевых слов.
Индивидуальные задания: составить словарики урока.
Итог урока
Ответ на проблемный вопрос.
ХОД УРОКА
На доске . Алгоритм, заполняется в течение урока
Моральный выбор:
добро и зло
Синквейн
Определение
Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружье сильных – доброта.
I . Вводный этап
Урок начинается с чтения несколькими учащимися подготовленных цитат из СМИ с фактами, которые иллюстрируют понятия добра и зла.
Примерные тексты
1. В результате аварий, катастроф и стихийных бедствий в России ежегодно гибнет в среднем 105 тыс. человек.
2. В XX в. произошло две мировые войны, человеческие потери в которых составили до 72 млн человек.
3. Россия в XX в, участвовала в 13 вооруженных конфликтах, общие потери в которых составили около 30 млн человек.
4. 27 сентября 2003 г. на Алтае произошло 12-балльное землетрясение. Материальный ущерб составил около 1 млрд рублей. В республику Алтай срочно была послана помощь из Абакана, Барнаула, Красноярска и ряда других городов Сибири. 50 млн рублей было выделено правительством, 30 млн рублей собрано для фонда помощи.
Учитель. Что вы почувствовали, услышав эти цифры и факты?
О чем говорят эти факты?
Каждый день на протяжении всей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла. И ежедневно нам приходится выбирать между добром и злом. Тема этого урока так и называется: «Моральный выбор: добро и зло». Дома вы обдумывали понятие «добро» и составляли синквейн.
1. Познакомьте нас с вашим творчеством. (Выслушиваются 4-5 учащихся, выполненные синквейны на альбомных листах, вывешиваются на доску .)
2. Одновременно с данной работой двум парам учащихся дается задание найти в словаре Ожегова определения понятий «добро» и «зло». (Под синквейном записывается оп ределение понятия «добро»).
СИНКВЕЙН
Добро.
Справедливое, позитивное.
Хранить, творить, помогать.
Добро должно победить зло.
Свет души.
Добро - все полезное, хорошее, положительное.
Учитель. Да, добро - это прекрасно, но в мире есть еще и зло.
Как объясняет это понятие словарь?
запись на доске
Зло - все отрицательное, противоположное добру.
Учитель. Что может являться источником зла?
Ученики. Человек и природа.
Учитель. Каким может быть зло?
Ученики. Моральное, физическое.
Учитель . Какое зло более страшно для человека - моральное или физическое?
Выслушиваются ответы учеников. Домашнее задание: синквейн «Зло» (для желающих).
Основной этап
Учитель. Я познакомлю вас с древней китайской притчей.
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно, нет! - ответил юноша.
А воровать?
Нет.
А убивать?
Нет...
- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А, познав, не делай!»
Подумайте над смыслом притчи и прокомментируйте ее.
Ученики . Конечно же, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но ощутить, что это присутствует в жизни.
Добро и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
Учитель. Как вы считаете, что важнее - бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?
В обычной жизни человек может показывать себя с выгодной стороны, лицемерить, скрыть плохое отношение к человеку под маской доброты. Но есть такие критические ситуации, когда это невозможно и человек должен делать свой выбор.
Такой критической ситуацией является война. Она не щадит ни тех, кто воюет, ни тех, кто находится в стороне от военных действий.
Существуют ли нормы права, регулирующие отношения между людьми во время вооруженных конфликтов?
Как называется эта отрасль права?
Ученики. Международное гуманитарное право.
Учитель. Кого защищает МГП?
Ученики. Тех, кто непосредственно не участвует в военных действиях: раненых, больных, детей, стариков и женщин...
Учитель. Чьих интересов касаются данные главы?
Ученики. Раненых и больных.
Учитель. В каких случаях стороны обязаны защищать больных и раненых?
Ученики. При всех обстоятельствах...
Учитель. Какое обращение с ранеными и больными запрещает МГП?
Какое обращение к умершим предписывает МГП?
Как должны пресекаться злоупотребления и нарушения норм МГП?
Почему стороны должны придерживаться норм МГП?
Выслушиваются ответы учеников.
Учитель (подытоживает ответы учеников). Сама ситуация вооруженного конфликта способствует противоправному поведению его участников, война стимулирует насилие, оно становится привычным: война обесценивает нравственные ценности. Часто человеком руководят страх, ненависть, страдания близких, желание отомстить за погибших товарищей. И в этот момент на первый план выходят нормы морали, т.е. правила, рекомендующие человеку, как ему поступить в том или ином случае. Но правил много, и человек должен постоянно обдумывать и выбирать то или иное решение.
Кто же контролирует наш выбор?
Ученики. Есть такой невидимый, но могущественный и строгий контролер - наша совесть.
Учитель . Во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей - одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна Мария, мужа и сына которой повесили.
Однако новое испытание ждало Марию, вернувшуюся в сожженную деревню...
Учащиеся читают отрывок из повести В. Закруткина «Матерь человеческая».
Вопросы и задание по тексту:
* Какое историческое событие описывает автор?
* Найдите описание немцев в тексте.
* Почему описания немцев-карателей и Вернера Брахта - разные?
* Какие чувства испытывала Мария, увидев раненого немца в погребе? Какое решение она принимает?
* Почему Мария запомнила каждую из 9 ступенек, ведущих в погреб?
* Какой выбор встал перед Марией?
* Что остановило Марию? Почему?
* О чем нам говорит название произведения?
Учитель. «Девять ступенек приближали Марию к моральному падению, но они же возвысили ее». Подтвердите строками из текста.
Проведите параллели между текстом Конвенции9раздаточный материал 1) и текстом произведения В. Закруткина (работа по тексту).
Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро»
(раздаточный материал 2).
Учитель. Почему это стихотворение можно назвать эпиграфом к данному уроку?
Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.
Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружье сильных – доброта.
Учитель. Домашнее задание: на листе эпиграфов есть еще высказывания. Выберите то, которое вам больше понравилось, и объясните его в мини-сочинении.
III. Итог урока
Учитель. Когда-то в древности люди придумали вот такой знак
- знак гармонии и борьбы противоположностей.
Объясните его с точки зрения нашей темы.( Правильный ответ: Чем больше в человеке зла, тем меньше добра и наоборот).
Учитель . Как же сделать мир добрее?
Ученики высказывают свое мнение.
Учитель. Если добро и зло есть порождения внутреннего, духовного мира человека, значит, борьба со злом, преодоление зла и утверждение добра могут происходить только путем внутренних усилий. Он останется «нравственно мертвым», пока сам внутренне не воспротивится злу, не попытается преодолеть его в себе.
Рефлексия учащиеся заполняют «лист ответа»
Я узнал
Я понял Я удивлён
Приложение 1
Приложение 3
Женевская Конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (извлечение)
Глава II. Раненые и больные
Статья 12. Личный состав вооруженных сил и другие участники военных действий, в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.
(...) Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения.
Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности оказания медицинской помощи. (...)
Статья 15. Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. (...)
Статья 17. (...) Кроме того, стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать. (...)
Глава IV. Личный состав
Статья 24. Санитарный личный состав (...), а также священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.
Глава IX. Пресечение злоупотреблений и нарушений
Статья 49. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (...).
Статья 50. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.
Приложение 4
Приложение 2
Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу.
Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.
13.Моральный выбор
Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. В истории этики имеются различные точки зрения относительно морального выбора. Первая точка зрения была сформулирована Аристотелем, который рассматривал проблему выбора как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий. Согласно Аристотелю, моральный выбор сознателен, противоположен влечению, отличен от желаний, направлен на то, что зависит от человека. Согласно второй позиции, собственно моральный выбор – тот, который имеет лишь высшую цель. По И. Канту, моральный выбор – это соответствие долгу. По Г. Гегелю, способность к выбору есть наиболее общая характеристика человека как субъекта воления и выражение его свободы. Ж.-П. Сартр определяет выбор как исключительно экзистенциональное самоопределение человека в отношении себя и человечества.
Возможность выбора является сущностью свободы, он выполним при наличии альтернатив и доступности вариантов. Но не следует отождествлять выбор со свободой воли.
Условия, необходимые для свободного морального выбора:
– отсутствие внешнего принуждения и запретов;
– присутствие сознательности и рефлексии, понимание возможных вариантов выбора;
– действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного выбора;
– наличие ориентиров (ценностей и идеалов) свободной воли, а также средств, при помощи которых возможно выполнить задуманное, и способов деятельности.
Большое значение в осуществлении морального выбора играет субъективный фактор. Человеку приходится решать, не противоречат ли какие-то притягательные для его ценности каким-то не вполне осознаваемым интересам сохранения и развития собственной личности.
Свободно совершаемый поступок должен включать следующие элементы:
– исходные эмоционально-нравственные ориентиры, которые могут закладываться в процессе воспитания;
– знание объекта деятельности и объективных условий, определение человеком своего отношения к объекту;
– определение конкретной цели;
– выбор средств достижения цели;
– предвидение возможных последствий поступка;
– реализацию намерений.
Осуществляя моральный выбор, человек сталкивается с противоречиями (антиномиями) морали, что проявляется в виде морального конфликта. Конфликт обнаруживается при выборе того или иного типа поведения. С одной стороны, мораль заинтересовывает человека внешним признанием, одобрением и пр. С другой стороны, человек способен поступать вопреки обстоятельствам, общественному мнению, своим привычкам, вопреки любой причине, т. е. совершенно свободно. В данном выборе прослеживается автономия личности (свободная причинность).
В структуру внутренней мотивации входят:
– элементы сознания, которые сами по себе не относятся к среде морального сознания, это прежде всего потребности и интересы;
– положительные и отрицательные нравственные чувства (стыд, совесть, любовь), являющиеся прямым побудителем добрых поступков; зловредные поступки (ненависть, зависть и пр.), побуждающие к аморальным действиям;
– морально-ценностные представления, установки и убеждения (моральные принципы, истинные ценности и т. д.);
– исторические нормы (моральные, правовые).
Главная > ДокументДобро и зло – основные понятия этики
Моральный выбор
План ответа:
Этика – теория морали.
Понятие добра и зла.
Моральный выбор человека.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.
Этика выясняет :
место морали в системе других общественных отношений;
анализирует ее природу и внутреннюю структуру;
изучает происхождение и историческое развитие нравственности;
теоретически обосновывает ту или иную ее систему;
анализирует ее основные принципы и нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.
Добро и зло:
положительное, т.е. благо;
отрицательное, предосудительное;
в поступках и мотивах людей, в явлениях общественной жизни.
2 точки зрения на причины возникновения добра и зла:
эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека ------доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания;
злое – то, что порождало несчастья и страдания.
вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них:
добро – веление бога;
зло – дьявола.
Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа.
Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества.
Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.
Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.
Это – безнравственное, антигуманное, недоброе.
Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду.
Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство, доносительство …
Виды зла:
физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);
моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение;
социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);
метафизическое зло - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.
Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.
Важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.
Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.
Оценивая какое-либо явление, действие, поступок мы выражаем свою моральную оценку по-разному:
хвалим, соглашаемся, одобряем;
порицаем, критикуем, не одобряем.
Оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и, прежде всего, самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.
Тема Этика как наука
ДокументЭтика – древняя наука, которая возникает в период становления рабовладельческого строя. Основателем этики в Европе считается древнегреческий мыслитель Аристотель.
Оcновы религиозных культур и светской этики (2)
УрокТы живёшь в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или коротко Россия. Произнеси это слово вслух и ты почувствуешь в его звучании свет,
И. Я. Яковлева Н. И. Алексеева Основы этики: учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособиеВ учебно-методическом пособии представлены тематические планы, изложены тезисы основного содержания темы, даны контрольные вопросы и задания, а также предложен дидактический материал по этике.
Вопрос Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа)
ДокументСпецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» Гиагинского района
Основная образовательная программаОсновная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» Гиагинского района станицы Гиагинской Республики Адыгея раскрывает изменения,
Взрослым: неосознанное влечение ко злу лежит в склонностях человека, с которыми он приходит в физическую жизнь. Эти негативные неконтролируемые реакции, следующие за раздражением чувств и окрашивающие все впечатления, лежат в области закона воздаяния. Лишь на подконтрольных воле этапах желание–мысль–слово–действие возможно сознательное вмешательство человека и торможение им следствий своих отрицательных побуждений. Стоит обнадежить, что склонности временны, их магнетизм видоизменяется или разряжается в течение человеческой жизни под давлением обстоятельств и противодействием жизненной среды. Не будучи переплавленными в «горниле» жизни, склонности обязательно вновь «всплывают» и расцветают на определенных этапах жизни.
° Борьба добра и зла в человеке постоянна.
Каждый человек сам свободно выбирает между добром и злом и каждую минуту в своей жизни движется и приближается либо к добру-красоте-свету, либо к злу-безобразию-тьме. Этот выбор делается внутри человека и поэтому он сам отвечает за свое решение. Человек постоянно находится перед выбором между добром и злом.
° Если зло и безобразие привлекательны или безразличны для человека, то он находится на нисходящем этапе своего развития.
° Проявления зла Безобразны, и творящий зло человек отвергается людьми и обществом, находится в состоянии душевного одиночества и дискомфорта.
° Зло проще творить, чем добро; ломать не строить.
Для погружения в хаос достаточно инертности и бездействия, а строить добро, обуздывая хаос в себе, намного труднее. Поиском легких, необременительных путей человек проигрывает, так как лишь преодолением зла и хаоса человек доказывает и утверждает жизнеспособность своей души и получает право на дальнейшие этапы развития.
° От выбора добра или зла зависит дальнейшая жизнь души.
° В сильном человеке добро либо зло прогрессирует.
При этом плохой человек становится все злее. Почему? Человек, по причине активного творчества от переизбытка жизненных сил, делая зло, оказывается неприятным, нелюбимым и никому не нужным, многие люди отвечают ему злом, а от этого он сердится еще больше и становится еще хуже и злее. С добрым человеком, чья доброта нравится людям, все наоборот. Его любят, ему помогают, получая от других много хорошего, человек радуется, добреет и делается еще лучше.
Дополнительно: борьбой со злом человек должен подтвердить способность обуздывать инертность и хаос в себе и окружающем, чтобы стать сознательным и полноправным строителем на более высоких ступенях эволюции. Человек, не воспользовавшийся дарованным ему разумом и волей для освобождения от животного рефлексивного начала, не преодолевший сил обособления и эгоизма, не избавившийся от преобладания низших и разрушительных качеств, идет к своему вырождению и как инородный элемент не допускается к созиданию во Всеобщей Любви и Единстве...
Белыш и Черныш
Родились во дворе у мамы-собаки два щенка. Увидев их, дети стали думать, как бы их назвать. У одного щенка была белая мордочка, и ему дали кличку Белыш, а второго назвали Чернышом, потому что у него вся шерсть, кроме белого кончика хвоста, а была совершенно черной.
Белышу нравилось играть с детьми. Он ласкался, за всеми бегал, а если его брали на руки, то мог даже лизнуть лицо. Всей детворе нравилось с ним возиться. Его принимали в свои игры, гладили, следили, чтобы он не выбегал на дорогу, и каждый старался вынести из дому что-нибудь вкусное и угостить его. Некоторые дети даже не доедали дома свои котлеты и сосиски, чтобы осталось Белышу.
А Чернышу больше нравилось рычать и тявкать на людей. Играть с ним было неинтересно, потому что он все время, рыча, вырывался из рук и даже слегка цапнуть мог, если его начинали гладить. Из-за этого Черныша совсем перестали гладить и ласкать, а некоторые дети старались даже позлить и подразнить его.
Через полгода Белыш и Черныш выросли. Белыш стал очень добрым псом, каждого человека он считал своим другом. И даже, видя во дворе незнакомого человека, он подбегал к нему, начинал радостно вилять хвостом, высовывал язык и по–доброму смотрел человеку в глаза.
А Черныш за это время только еще злее стал. Во дворе он на всех подряд лаял, рычал, к себе не подпускал, а всех чужих людей своими врагами считал и старался к ним сзади подбежать и за ногу укусить.
Когда однажды Черныш покусал одну незнакомую женщину, кто-то из взрослых вызвал службу по отлову собак. Приехали незнакомые люди на машине во двор, а Черныш тут как тут. Лаем заливается, на чужаков бросается и каждого укусить норовит. Растянули люди большую сеть, поймали Черныша, посадили в клетку и увезли куда-то. С тех пор о Черныше никто ничего не слышал, да и совсем не тосковали о нем дети, своими злыми выходками и громким лаем он успел всем здорово надоесть.
А Белыш до сих пор играет с детьми, всюду бегает за ними. Он, став любимцем всего двора, остался таким же ласковым, общительным и дружелюбным.
[? ] – Кто виноват в том, что Черныш вырос злым? (Он сам, потому что выбрал вместо добра зло).
– Почему у Черныша жизнь закончилась так плохо? (Зло возвращается злом).
– Человек сам выбирает зло или его заставляют это делать другие?
Дорога добра и дорога зла
Однажды путешествующий человек остановился на развилке двух путей. Левая дорога спускалась куда-то вниз, а правая дорога вела все время вверх. Не знал человек, что одна дорога называлась дорогой зла и приводила всех людей к смерти, а другая дорога вела к жизни и называлась дорогой добра.
И он стал спускаться вниз под горку. Очень легкой и ровной оказалась дорога в самом начале. Одно только было плохо: чем ниже дорога спускалась, тем дальше становилось солнце и тем темнее и страшнее становилось вокруг. Через несколько дней по сторонам от дороги стали появляться зловещие тени и откуда-то все время дуло неприятным холодом. Настроение человека стало совсем безрадостным и угрюмым, но возвращаться назад ему не хотелось. Ведь это было бы трудно: все время идти вверх. И он решил продолжать свой путь до конца, чтобы посмотреть, куда же приведет эта дорога. Он часто спотыкался и падал, и от этого все больше сердился на все вокруг и становился злым. В конце концов стало так темно, что человек стал совсем плохо видеть дорогу. Теперь он шел медленно и перед тем, как сделать шаг, осторожно трогал ногою землю впереди себя. И вдруг его нога почувствовала пустоту. Впереди не было ничего твердого, на что можно было бы опереться ногой. Человек присел, нащупал рукой позади себя камень и швырнул его вперед, но удара об землю не послышалось. Он бросил еще один камень, побольше, но опять тишина. Казалось, что камень летел и летел в какую-то бесконечную черную бездну. Только теперь с ужасом понял человек, что стоит на самом краю какой-то бездонной и бесконечной пропасти. Испугался он, повернулся и торопливо пошел обратно. Трудно было идти вверх, но человек теперь знал, что другого пути у него нет. Потихоньку начинало светлеть, а дорогу уже можно было опять хорошо разглядеть.
– Сколько же неосторожных людей выбрало легкий путь и погибло, свалившись в эту бездну, – возвращаясь, думал человек. – Как же мне повезло, что я вовремя остановился и не сделал последнего шага в своей жизни.
Через много дней человек подошел к тому месту, откуда он начинал путь вниз. Теперь он, уже не раздумывая и не останавливаясь, продолжил свой путь по дороге, ведущей вверх.
Чем выше поднимался человек, тем ярче становилось солнце. На солнце искрились струи водопадов, радостно щебетали птицы, а такого богатого разнообразия цветов человек нигде никогда не видел. Казалось, все вокруг стремилось к солнцу и радовалось его теплым лучам. Да, дорога вверх была труднее и взбираться по ней было тяжело, но окружающая неповторимая красота помогала человеку отвлечься от трудностей и не думать о них. С каждым днем вокруг становилось все прекраснее и даже небо и облака стали менять свои обычные цвета на изумительные радужные оттенки. От окружающей красоты сердце человека все больше наполнялось радостью и счастьем и он становился лучше и добрее.
– Как было бы хорошо, если бы этот путь не кончался бы никогда! – громко и радостно воскликнул человек.
– Никогда, никогда, никогда, – ответило ему эхо.
– Неужели не кончится никогда? – громко переспросил человек.
– Не кончится никогда, не кончится никогда, не кончится никогда, – повторило ему эхо.
[? ] – Почему человек сначала выбрал дорогу зла? (Она была проще и легче).
– Почему человек сначала не хотел идти вверх, а потом все–таки пошел? (Понял, куда приводит дорога зла).
– Можно ли идти все время тяжелой дорогой добра вверх, если знать что впереди будет все красивее и красивее?
– Что лучше: легкий путь зла или тяжелый путь добра?
Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.
Выбор как часть человеческой жизни
Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.
Выбор моральный - это что такое
Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный - это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.
Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.
Ответственность морального выбора
Моральный выбор - это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.
Если учитывать тот факт, что моральный выбор - это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.
Нравственная составляющая индивида
Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.
Моральное сознание индивида
Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.
Объекты морального выбора
Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:
- индивид;
- отдельная группа людей;
- социальная структура;
- многочисленная прослойка общества или класс.
В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.
Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.
Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.
Свобода морального выбора
Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.
Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.
Условия морального выбора
Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:
1. Диапазон возможностей.
Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.
2. Социальные условия.
Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.
3. Понимание необходимости выбора
Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.
При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.
Моральный конфликт
Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.
Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.