Причины возникновения манипуляций в межличностном общении. Что такое манипуляция? Манипулятивное воздействие. Цель манипулятивного поведения

Ю. Ю. Антропова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ОПЫТ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования и развития государственной семейной политики в Российской Федерации. Анализируются проблемы и противоречия системы государственной поддержки семьи, сложившейся в Российской Федерации. Представленные автором выводы и предложения имеют не только теоретическое, но и практическое значение для развития государственной семейной политики в современной России.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в стране в начале 90-х годов, привели к падению жизненного уровня значительного числа граждан, обострению демографической ситуации, повышению социальной напряженности в обществе, росту числа дезадаптированных взрослых, увеличению числа асоциальных, семей и семей группы социального риска с несформирован-ными навыками приспособления к изменяющимся социальным условиям и, как следствие, снижению роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья, росту «социальных сирот» и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Государственная социальная политика 90-х годов в отношении семей и детей в Российской Федерации была направлена, в первую очередь, на сохранение базовых гарантий обеспечения их жизнедеятельности; развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью, и в целом, осуществлялась в режиме их защиты и обеспечения, а не профилактики возможных социальных и личностных деформаций, развития и раскрытия внутренних резервов.

Государственная стратегия «усредненности социальной политики» и «глобальной бесплатности», отказа от поддержки благополучной семьи с положительным потенциалом и способностью к саморазвитию, оказания гарантированной помощи исключительно нуждающимся категориям семей и граждан в форме выплат компенсаций и пособий при отсутствии законодательно закрепленной ответственности родителей за невыполнение родительских функций по отношению к своим детям и детей, бросающих своих престарелых родителей, привела к развитию иждивенческих и потребительских настроений получателей социальных благ, росту семей группы социального риска и семей, находящихся в социально опасном положении, беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Отсутствие внимания со стороны государства к ценностным и смысловым потребностям семьи и ее членов, игнорирование необходимости разработки активных дифференцированных форм социальной поддержки семьи, мобилизирующих ее внутренний потенциал, привело к деструкции самоценности семьи как социального института, формированию социальной пассивности и превращению в объект социальной помощи.

Понимание, с одной стороны, большой роли курса 90-х годов в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения семей и детей в

сложных социально-экономических условиях, а с другой - его ограниченности в ситуации XXI века, привело к осознанию необходимости выработки в Российской Федерации нового стратегического направления государственной социальной политики в интересах семей и детей.

Участие России в проведении в 1994 году объявленного Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Международного года семьи, разработка Концепции государственной политики в отношении российской семьи, подготовка доклада Национального Совета «О положении семей в Российской Федерации», создание в Государственной Думе Российской Федерации Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - Комитета по социальной политике, принятие Указов Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года №942 «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)» и от 14 мая 1996 года №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», а также Семейного кодекса от 29 декабря 1995 года №273-ФЗ, позволили начать формирование новой государственной политики в отношении семьи и детей.

Процесс активизации внимания государства к семье в конце XX века во многом обусловлен широкими научными исследованиями в области семейной политики (работы отечественных ученых А. И. Антонова, А. Г. Вишневского, А. Г. Волкова, С. И. Голода, Т. А. Гурко, С. В. Дармодехина, В. В. Елизарова, Г. И. Климантовой, В. М. Медкова, М. С. Мацковского, H. М. Римашевской, А. Б. Синельникова, А. Г. Харчева и многих других). Именно в этот период в литературе впервые даются определения понятия «семейная политика», происходит научное осмысление происходящих в семье процессов, теории и практики политики государства в отношении семьи.

Вместе с тем, в Российской Федерации не произошло законодательного закрепления государственной семейной политики, не были сформулированы ее цели и задачи, принципы и основные направления, отсутствовал необходимый комплекс практических мер ее реализации.

Методологическая неразработанность основ семейной политики привела к тому, что во многих своих аспектах она до сих пор отождествляется с социальной защитой и регулированием брачно-семейных отношений, не воспринимается как самостоятельное направление государственной социальной политики и деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В. В. Елизаров отмечает, что «точной и общепринятой дефиниции нет, сам характер употребления понятия «семейная политика» свидетельствует о том, что специалисты рассматривают ее как область одновременно и социальной, и демографической политики, акцентируя внимание на демографических, социальных, культурных, медицинских и других аспектах...»1. По мнению А. Г. Вишневского, «вопрос об осмыслении специфики семейной политики, о вычленении ее области внутри всей широко понимаемой социальной политики едва ли можно считать до конца решенным»2. Важность определения специфики понятия «семейная политика», разграничения близких, но далеко не равнозначных понятий «социальная политика», «демографическая политика», «политика в отношении женщин и детей» по их объекту и предмету подчеркивает в своих исследованиях С. В. Дармодехин: «Отождествление целей социальной, семейной и экономиче-

ской политики приводит к серьезным последствиям в социальной практике; семейная политика не подменяет другие направления государственной практики, а обеспечивает в процессе их разработки и реализации учет интересов семьи.... Включение семейной политики в состав демографической, на наш взгляд, неправомерно сужает значение политики в отношении семьи, сводит ее практически к репродуктивной функции, ограничивает возможности воздействия на другие направления социальной политики.. .»3.

На сегодняшний день, семья как социальная единица, не является субъектом и объектом государственной политики, и, соответственно, не является в полной мере субъектом права и практически выведена из системы правовых отношений, за исключением отдельных категорий семей, в том числе: семей вынужденных переселенцев, семей, цереселякяцихся в сельскую местность, фермерских семей.

Отсутствие фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи, а также органа (структурного подразделения) в Правительстве Российской Федерации, наделенного властными, финансово и структурно обеспеченными полномочиями и осуществляющего управление единой государственной семейной политикой на территории страны, привело к невыраженности просе-мейного подхода в проводимых социально-экономических реформах, отсутствию единой идеологии государственной поддержки семьи и детей в регионах, отстранению государства от функций укрепления и развития семьи как социального института.

Вместе с тем, 2005-2006 годы стали чрезвычайно важными как в долгосрочном развитии страны, так и формировании адекватной современным требованиям государственной семейной политики. Реализация в Российской Федерации первого этапа административной реформы позволила создать начальные предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации систем государственного управления и местного самоуправления. Именно 2005 год был обозначен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным годом существенного прорыва в социальной сфере, прежде всего, в достижении главной цели - повышении уровня и качества жизни людей. Поскольку, одним из главных стратегических условий успешного развития любой государственной системы является развитие человеческого фактора, в 2005 году по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина в Российской Федерации началась реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства.

Кроме того, впервые за последние пятнадцать лет на государственном уровне в послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года была озвучена государственная стратегия поддержки семей с детьми на ближайшие десять лет, включающая комплекс мер административной, финансовой и социальной помощи, главными результатами которой должны стать возрождение в обществе семейных ценностей, рост рождаемости, развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2006 году были приняты нормативные правовые акты по дополнительным мерам государственной поддержки семей, имеющих детей, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) кали-

тал», в соответствии с которым с 1 января 2007 года женщины, родившие или усыновившие второго ребенка, а также женщины, «родившие третьего и последующего ребенка, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки», получают право на материнский капитал.

Также, принят Федеральный закон от 5 декабря 2006 года №207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей», в соответствии с которым для неработающих матерей размер выплачиваемого детского пособия с 1 января 2007 года составляет 1500 рублей на первого ребенка и 3000 рублей на каждого последующего; для работающих матерей размер пособия равен 40 процентам от среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих декретному отпуску, но не более 6000 рублей и, не ниже 1500 рублей и 3000 рублей за первого и последующего ребенка, соответственно; при принятии ребенка на воспитание в семью размер пособия равен 8000 рублей.

В соответствии с принятыми Федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации в каждом- из субъектов в 2007 году будут приняты необходимые дополнительные региональные нормативные правовые акты в сфере государственной материальной поддержки семей с детьми.

Вместе с тем, по мнению В. Н. Архангельского, меры государственной семейной политики, только или преимущественно ориентированные на устранение материальных помех к рождению детей, «не дадут желаемого эффекта без изменения всей системы ценностных ориентаций, повышения в ней ценности семьи и детей»4. По результатам последних опросов общественного мнения Российского Центра демографических исследований5, ежегодно в нашей стране происходит снижение уровня репродуктивных ожиданий подростков (или следующих друг за другом брачных, поколений) в сравнении с соответствующими установками их родителей, что характеризует постепенное ослабление потребности личности в семье в детях (т. е. уменьшение средних значений установок детности до 1,0 и ниже, а также ослабление мотивов вступления в брак и рождения ребенка).

Вместе с тем, социальный эксперимент, проведенный в 2001 году в городе Екатеринбурге Г. А. Сунгатуллиной6, по специальному воздействию на ценностные ориентации 226 подростков и молодых людей 15-23 лет из городов Свердловской, Челябинской, Пермской областей, Удмуртии и Башкорстана, доказал, что такие установки малодетного стиля жизни, как сожительство, развод, временное откладывание рождения детей или их отсутствие, носят «обратимый» характер, а индивидуальные ориентации на семью и брак подвержены изменениям. Кроме того, подлинное изменение убеждений, социальных установок наблюдается не среди молодых людей с низкими притязаниями (здесь достаточно манипулирования между «кнутом» и «пряником»), а с высокими, но при условии, что в индивидуальную шкалу ценностей включается семья с детьми и, следовательно, семейный образ жизни становится престижным. Г. А. Сунгатуллина приходит к выводу, что без изменения системы ценностей, которая сегодня у большинства населения антисемейна по своей сути, будет и дальше действовать обратная связь между показателями образа жизни и семейно-демографических процессов, т. е. любая государственная политика материального стимулирования и пособий обречена на провал.

А. И. Антонов добавляет к выводам Г. А. Сунгатуллиной, что «массовое распространение многоразводной и малодетной семьи в качестве социальной нормы и признание общественностью этого процесса «прогрессивным вызовом»

современности ведет к дальнейшему сокращению рождаемости в новых поколениях. Подлинное изменение ценностных ориентаций в сторону семьецентризма ведет к повышению установок на число детей у людей с высокими и средними притязаниями, на которых собственно (а не на тех, у кого примитивные ожидания) и должна быть сфокусирована семейная и демографическая политика в стране»7.

Таким образом, на сегодняшний день выявились и требуют разрешения многие противоречия, сложившиеся в системе государственной поддержки семьи и детей в Российской Федерации и ее субъектах, в том числе, между:

Необходимостью современного научного обоснования управленческих решений в сфере государственной семейной политики и недостаточной методологической разработанностью проблем на федеральном уровне;

Необходимостью усиления дифференцированного и адресного подходов в семейной политике и отсутствием достаточных данных, характеризующих социально-демографическое положение семей в Российской Федерации; необходимостью отслеживания результативности управленческих решений в сфере семейной политики и отсутствием системного мониторинга положения семей и результатов реализации мероприятий государственной семейной политики;

Необходимостью системного подхода в решении проблем семьи и отсутствием достаточного межведомственного взаимодействия в реализации семейной политики;

Необходимостью достижения социально-экономической эффективности мероприятий государственной семейной политики и неразработанностью оптимальных, в том числе компенсаторных, механизмов их реализации;

Возможностью повышения собственного потенциала семьи в решении социальных проблем на волонтерской основе и недостаточным уровнем деятельности общественных организаций в сфере семейной политики;

Исторически сложившейся в России ролью трудовых коллективов в поддержке, развитии семьи и утратой в большей части производственных коллективов активной позиции в решении острых проблем семейной политики;

Сохранением патерналистской роли государства в отношении семьи, сложившейся в советский период, и несостоятельностью данного подхода в современных условиях;

Потребностью повышения самостоятельности и активности личности в современных общественных отношениях и сформировавшейся у значительной части граждан откровенно иждивенческой позицией;

Необходимостью включения в сферу государственной семейной политики всех категорий семей и сложившейся установки государственных органов на работу только с отдельными категориями семей, прежде всего, с социальнонеблагополучными;

Необходимостью направления вектора семейной политики на работу с благополучной семьей, способной самостоятельно справляться со своими яр°" блемами и быть под держкой государству и сохраняющейся ориентацией на социальную защиту семей с иждивенческой ментальностью.

Для преодоления сложившихся противоречий необходимо, на наш взгляд, следует учитывать:

Достигнутый уровень теоретической и практической проработки вопросов государственной социальной политики в отношении семьи и детей в Российской Федерации, особенности демографической и социально-экономической ситуаций

и сложившейся системы государственного управления, а также «российский фактор», т. е. специфику геополитических, национальных, социо-культурных, экономических и политических условий.

Важность включения государственной семейной политики в средне- и долгосрочную стратегию социально-экономического развития страны.

Эволюционный характер модернизации системы государственной семейной политики за счет пересмотра стратегических направлений в деятельности исполнительных органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления; смещения акцентов с последствий семейного неблагополучия на профилактику их причин; переориентации на работу с благополучной семьей, выявления ее особых потребностей и создания условий для раскрытия ее внутреннего потенциала; учета исторически объективные трансформации института семьи; отказа от революционных и мгновенных изменений ситуации, тотального разрушения сложившейся системы государственной семейной политики.

Необходимость опоры в ходе эволюционной модернизации государственной семейной политики на компенсаторные эффективные механизмы ее реализации и, прежде всего, на систему социального обслуживания семей и детей, созданную в 90-е годы и успешно функционирующую в настоящее время на территории всей страны.

Важность социальной стандартизации, предполагающей нормативный порядок расчета бюджетной потребности по всем видам минимальных (бесплатных) социальных услуг, предоставляемых государством семьям.

Важность социального партнерства семьи и государства, многосубъектно-сти и межведомственного взаимодействия в решении проблем семьи.

Отказ от патернализма, «защитной» идеологии и «кризисного» подхода в организации помощи семьям, ставящих семью в положение слабой, нуждающейся в государственной «опеке», формирующих у ее членов иждивенческую позицию и социальную пассивность.

Приоритет семьецентрического подхода во взаимодействии с семьей.

Подход к семье как целостной системе, изменения в одной из сфер жизнедеятельности которой влекут изменения во всех остальных.

Отказ от преимущественно финансовой помощи семьям, разработка вариативных форм, методов и содержания помощи различным типам (асоциальная, дезадаптированная, находящаяся в трудной жизненной ситуации, благополучная) и видам семей (семьям с детьми, молодым семьям, семьям с детьми-инвалидами, супругам без детей и иные).

Смещение акцентов при оказании помощи семьям с детьми с подмены родительских функций воспитания, обучения, развития, социализации ребенка на обучение родителей необходимым навыкам взаимодействия с ребенком, повышение их педагогического и психологического уровня («педагогическое образование родителей»), оказание консультативно-методической помощи.

Определение главным результатом оказания помощи семьям перевод их на уровень «социальной достаточности» и «социальной мобильности» за счет целенаправленного формирования навыков жизненной компетентности, самоопределения и самодостаточности.

Создание специальных условий (программно-методических, кадровых, организационных, материально-технических и других) для максимально эффективной реализации государственной семейной политики.

Системный подход и стратегический и поэтапный характер реализации государственный семейной политики.

Кроме того, необходимо учитывать не только негативные тенденции, отмечаемые в жизнедеятельности российских семей, но и имеющийся потенциал их развития, рост семейных ценностей, укрепление семейных связей в процессе приспособления к рыночным условиям, а также накопленный положительный опыт реализации государственной семейной политики, в том числе и региональный.

Примечания

1 Елизаров, В. В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики /

B. В. Елизаров // Социологические исследования. -1998. - № 2.

2 Вишневский, А. Г. Демографическая политика и демографический оптимум / А. Г. Вишневский // Демографическая политика. - М., 1974.

3 Дармодехин, С. В. Развитие семейной политики в Российской Федерации /

C. В. Дармодехин. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.

4 Сайт Российского Центра демографических исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИрг/Мздту. ёето^арЫа. т.

5 См.: Там же.

Под семейной политикой понимают систему мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы.

Современная Россия является восприемницей советской социальной политики не столько в плане продолжения каких-то конкретных мер социальной защиты семей с детьми, хотя эти меры во многом воспроизведены - продолжены - восстановлены, сколько в плане идеологии. Если на преемственность в плане конкретных мерах социальной защиты семей с детьми уже указывали (хотя бы в силу их очевидности), то об идеологической преемственности этой политики в отношении семьи пока сказано не много.

Понятие семейной политики в истории российской государственности появилось лишь в 80-е гг. ХХ века, и определялось оно как практика социально-демографической политики. То есть, термин семейная политика, несмотря на широкое использование в международных и национальных документах в нашей стал использоваться и в отечественной научной литературе, и общественно-публицистических дискуссиях только в 80-е г. ХХ века.

Термин «семейная политика» был впервые использован в 1989 г., когда разрабатывалась программа «Семейная политика СССР в 90-е годы» . Надо отметить, что это был первый государственный документ, целиком и полностью посвященный семейной политике, до этого специальные государственные программы по семейной политике не принимались.

Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Основные направления государственной семейной политики в Российской Федерации разрабатываются исходя из: непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Объектом государственной семейной политики является семья. В целом цифры таковы: всего в России около 50 млн. семей, из них 65% семей имеют одного ребенка, 28% - двоих, всего 6,5% - троих и больше, целых 30% детей в России рождаются в неполных семьях (у матерей-одиночек) .

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.

Основными направлениями государственной семейной политики являются:

  • 1. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, включая:
    • - меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей;
    • - усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд;
    • - поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства;
    • - обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • - обеспечение условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
    • - учет при совершенствовании налоговой политики в отношении физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании цен и тарифов для населения необходимости содержания семьи с нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных учреждений;
    • - дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента. Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов. Увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов. Обеспечение своевременной и полной выплаты семейных пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном уровне;
    • - повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов;
    • - расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов;
    • - укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.
  • 2. Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая:
    • - распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери;
    • - усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора, по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;
    • - введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
    • - бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;
    • - обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;
    • - развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.
  • 3. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:
    • - доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;
    • - бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;
    • - профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
    • - улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;
    • - развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство .

Таким образом, семейная политика это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

В самом общем виде семейную политику можно определить как целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов по созданию оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, гармонизации отношений между личностью, семьей и обществом. Значимый этап в развитии официальной парадигмы государственной семейной политики связан с выходом Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики". Впервые семейная политика получила государственный статус, были определены цели, принципы и механизмы реализации ее основных направлений.

Целью семейной политики провозглашено обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций, а так же улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Были выделены четыре главных направления семейной политики:

1) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи не трудоспособным членам семьи (поддержка экономической и жизнеохранительной функций);

обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (поддержка экономической, репродуктивной и психологической функций);

кардинальное улучшение охраны здоровья семьи (поддержка репродуктивной, психологической и сексуальной функций);

усиление помощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательной и психологической функций).

В целях обеспечения реализации Основных направлений государственной семейной политики предполагалось создать и укрепить в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальные подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной политики; обеспечить государственную поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи; обеспечить своевременную и полную реализацию федеральных и региональных социальных целевых программ; создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики; проводить экспертизу законодательства Российской Федерации, разрабатывать предложения по обеспечению его соответствия принципам государственной семейной политики; осуществлять экспертизу законопроектов в целях оценки влияния принимаемых мер на положение семьи; разработать и реализовать программы правового просвещения семьи; обеспечить изучение экономических, демографических, правовых, педагогических, социально-психологических проблем российских семей; проводить мониторинг положения российских семей; совершенствовать социальную и демографическую статистику; осуществлять сотрудничество со средствами массовой информации в целях обеспечения широкого и объективного освещения проблем семьи; проводить подготовку и переподготовку научных и преподавательских кадров, а также специалистов широкого профиля по работе с семьей, в том числе социальных работников, педагогов, юристов, демографов, медиков, психологов, социологов.

Концептуальные, методологические и правовые основы государственной семейной политики в последнее десятилетие получили дальнейшее развитие в российском законодательстве, в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, иных официальных документах.

К базовым законам, закрепляющим права молодой семьи в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс РФ (1995), федеральные законы "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (1995), "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995), "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998), Трудовой кодекс РФ (2001), федеральные законы "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (2002).

Большое значение для правового обеспечения государственной семейной политики в отношение молодой семьи имеют соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ (1994), Жилищного кодекса РФ (2004), Уголовного кодекса РФ (1996), Уголовно-исполнительного кодекса РФ (1997); Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993); "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1995), "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (1999), законы "Об образовании" (1992), "Об актах гражданского состояния (1997), "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (1997) и многие другие.

В деятельности государства по отношению к семье укрепляются позитивные тенденции. Складывается идеология государственной семейной политики. Конституция Российской Федерации включает положения, определяющие ответственность государства за поддержку семьи, материнства и детства. Принят новый Семейный кодекс Российской Федерации. Поддерживаются программы в области охраны материнства и детства, занятости, социального обеспечения. Сформирована концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. Действует система семейных пособий, призванная смягчить негативное влияние социально-экономической ситуации в стране на уровень жизни семей с детьми. Определены главные направления государственной семейной политики. Формируются практические механизмы ее реализации, в том числе федеральные, отраслевые и региональные программы, направленные на решение наиболее острых проблем.

Государственная семейная политика особенно по отношению молодых семей, должна способствовать самостоятельному развитию семьи на основе социального партнерства и сотрудничества с государством, различными организациями. Особое внимание при этом уделяется обеспечению адресности и целенаправленности социальной поддержки на основе предоставления семьям разнообразных социальных услуг, расширения возможностей для самообеспечения семьи с опорой на собственные трудовые усилия, развития семейного предпринимательства, информационного обеспечения семей, изучения и прогнозирования социальных нужд.

Федеральным законом РФ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" были установлены следующие виды государственных пособий:

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

единовременное пособие при рождении ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

ежемесячное пособие на ребенка (до 16 лет, учащимся -- до окончания обучения, но не старше 18 лет).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), постоянно повышается. Также меняется и размер единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Выплачивается ежемесячное пособие на ребенка в семьях, где средней душевой доход не превышает величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Малоимущие семьи с детьми, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, имеют право на государственную социальную помощь. Государственная социальная помощь может оказываться в виде денежных выплат: социальных пособий (определенная безвозмездно предоставляемая денежная сумма), субсидий (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам социальных услуг), компенсаций (возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством), а также в виде натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты).

В дополнение к социальным гарантиям и льготам для семей с детьми, установленным на федеральном уровне, субъекты Российской Федерации принимают меры поддержки семей с детьми по принципу нуждаемости. Разрабатываются и реализуются региональные программы социальной помощи.

В целях улучшения жилищных условий российских семей в 2002 г. начата реализация федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675. В состав программы "Жилище" входят подпрограммы "Свой дом" и "Обеспечение жильем молодых семей".

Основным направлением подпрограммы "Свой дом" является использование ипотечного кредитования для приобретения жилья. В настоящее время перспективы ипотечного кредитования на приобретение и строительство жилья молодыми семьями связаны с проблемой общего совершенствования законодательной базы ипотечного жилищного кредитования. Важнейшей задачей является формирование механизмов ипотечного кредитования, позволяющих сделать его доступным для средней российской семьи, особенно молодой, вне зависимости от места проживания.

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638, предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Российской Федерации. Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в формах предоставления молодым малообеспеченным семьям субсидий на приобретение жилья; компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; выделения строительных материалов для индивидуального жилищного строительства (в первую очередь в сельской местности); воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.

В долгосрочной перспективе (после 2010 г.) предполагается развивать рыночные механизмы обеспечения жильем молодых семей без привлечения значительных объемов бюджетных средств. Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей будет предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий (за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья.

Решению жилищных проблем семей посвящен ряд законодательных актов и программ, принятых в субъектах Российской Федерации,

Совершенствуются программы детского питания.

Дети первого-второго года жизни бесплатно обеспечиваются специальными молочными продуктами детского питания. Условия и порядок предоставления детского питания устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей. Однако в ряде территорий молочные кухни просто отсутствуют или в них нет этого детского питания.

Принимаются меры по улучшению пенсионного обеспечения.

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 3 лет в общей сложности, засчитывается в страховой стаж (ст. 11 указанного закона).

Содействие работникам, имеющим детей, в сочетании трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей

Статьей 179В Трудового кодекса РФ (2002) предусмотрено, что при сокращении численности или штата работников предпочтение в оставлении на работе в числе прочих отдается семейным лицам, имеющим двух и более иждивенцев, и лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.

В Трудовом кодексе РФ зафиксировано, что работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Запрещается направлять беременных женщин в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные, нерабочие и праздничные дни. Расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации организации.

Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности -- 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов -- 86, при рождении двух или более детей -- 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Женщинам или лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком (отцу, бабушке, деду, другим родственникам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения Им возраста 3 лет. Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей).

Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, по инициативе работодателя не допускается, за исключением ликвидации предприятия, несоответствия занимаемой должности и некоторых других.

В то же время не преодолена тенденция снижения доступности качественного образования, порождающая рост социального и территориального неравенства юных граждан. Остается острой проблема защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

Идет активное развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. При этом, несмотря на положительную динамику, сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей развита недостаточно и не может в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах.

Здесь перечислено законодательство относящееся к семьям малоимущим (к которым относятся молодые, студенческие и другие семи). В отношении отдельных категорий семей действует ряд дополнительных законодательных актов. Это касается, прежде всего, многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, семей безработных граждан.

Основные меры поддержки семей в субъектах Российской Федерации представлены, как правило, как региональными законами, так и региональными целевыми программами. Значительная часть предусмотренных мер содержится не в программах, адресованных семье, а в программах социальной защиты населения и адресной социальной помощи. Причиной такого положения является большая по сравнению с законодательным оформлением региональной семейной политики мобильность и гибкость программного метода, что особенно важно в отсутствие надежных и устойчивых источников финансирования. Кроме того, региональные программы являются инструментом реализации мер, предусмотренных соответствующими федеральными программами (особенно когда они сопровождаются финансированием из федерального бюджета).

Законодательное оформление семейной политики субъектов Российской Федерации находится в стадии активного становления. Целостная система нормативно-правового регулирования, предполагающая определение региональных целей, приоритетов, дополнительных к федеральным мандатам конкретных мер и механизмов реализации семейной политики с учетом остроты проблем семей, специфики социально-экономического и демографического развития региона, его финансовых и иных возможностей, еще далеко не сформирована.

В значительной степени недостатки правового регулирования региональной семейной политики определяются незавершенностью соответствующей нормативной правовой базы федерального уровня, передачей ряда федеральных мандатов поддержки семей на региональный уровень без соответствующего финансирования, отсутствием опыта законодательной работы на уровне субъектов Российской Федерации, кадровыми проблемами.

В то время как администрации многих субъектов Российской Федерации признают необходимость проведения семейной политики, в подавляющем большинстве регионов меры в отношении семьи принимаются без научного обоснования, на интуитивном уровне их понимания. Проблемы семейной политики не проработаны методологически. Недостаточно используются технологии анализа положения семьи, состояния семейной политики, разработки целевых программ в интересах семьи.

Целесообразно уделить особое внимание разработке в субъектах Российской Федерации целевых комплексных программ региональной семейной политики, включающих меры по решению проблем демографического развития семей, социализации детей, пропаганды здорового образа жизни, профилактики семейного неблагополучия, социальных болезней.

Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса.

Семья - это структурное базисное образование, своеобразное «ядро» общества, его первичная клеточка. Наиболее значимые, актуальные общественные интересы формируются в семье и агрегируются сначала на уровне семьи, так как именно она является уникальным носителем и транслятором социального опыта. Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение и социализация детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.

От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью. Вот и получается, что здоровая, благополучная, законопослушная семья – это и опора государства, и основа общественного согласия, а также политической и социальной стабильности. Наиболее развернутая характеристика семьи как социального института дана С.В.Дармодехиным: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации.

Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности».

В этом определении сделана попытка охватить максимально возможное число характеристик, типов и социальных функций семьи. В то же время, лишь часть семей может обладать всеми этими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, не все семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализацию основных социальных функций и противостоят социальному противоборству и напряженности в обществе и т.д. До сих пор не удалось сформулировать безупречное определение семьи.

Однако очевидно, что основу семьи составляет супружеская пара с детьми или без детей, так называемая нуклеарная семья. Все остальные семьи можно рассматривать как модификации такой семьи на разных этапах ее развития: от генезиса до прекращения существования. В том числе могут образовываться некие «осколки» нуклеарной семьи, ее части без полного ядра - супружеской пары. Каждый тип семей требует адекватных подходов к обеспечению их жизнедеятельности, что закрепляется в государственной семейной политике.

Государственная семейная политика регулирует отношения между семьей, как особой социальной группой общества и государства, а также между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи.

Цели, принципы и меры государственной семейной политики изменяются в процессе исторического развития государства и общества.

Семейная политика - это относительно обособленная часть социальной политики, воздействующая на функционирование семьи как одного из общественных институтов и индивида (отца, матери, супругов, родителей, детей, других родственников) как носителя семейных ролей, которые он выполняет наряду с другими социальными ролями. Государственная семейная политика дополняет другие, более значимые для семьи области социальной политики, специальными мерами, адресованными непосредственно семье как социальному институту.

Политическая значимость государственной семейной политики социального государства заключается в том, что она объединяет интересы всех типов семей и направлена на формирование благоприятной социокультурной среды для их жизнедеятельности и реализации основных социальных функций. Гармонизацию как внутрисемейных отношений, так и взаимоотношений семьи, государства и общества, на обеспечение необходимых условий для стабильности института семьи.

В процессе модернизации государственной семейной политики в России, можно отметить неадекватность концептуальных подходов и политической практики этой политики (правильность концепции и недостаточность и несоответствие практических мер), популизм. Недооценку со стороны государства значения государственной семейной политики и семьи как основной опоры социально - политических преобразований, незавершенность законодательного обеспечения политики, а также серьезные недостатки институциональных механизмов реализации этой политики.

Однако главной причиной неэффективности современной государственной семейной политики является незавершенность реформирования отраслей социальной сферы, перевода ее на рыночные механизмы хозяйствования и соответствующего реформирования распределительных отношений. Государственная семейная политика должна стать объектом политических стратегий современных политических сил России.

Лгать - значит признавать превосходство того, кому вы лжете. Самюэль Батлер

Человек не рождается манипулятором. Маскировка истинных эмоций - вот первый признак манипулятора. Манипулятор меньше всего хочет, чтобы хоть кто-то, даже самый близкий для него человек, узнал о его глубинных чувствах.

Чаще всего манипулятор не удовлетворен собой и своим миром. Манипулятор относится к своим делам как к скучным обязанностям, от которых нужно поскорее избавиться. Он не умеет ловить момент и наслаждаться им или переживать сильные чувства. Он считает, что время для забав и удовольствий, для развития и обучения - это детство и юность. По достижении "зрелости" он отказывается от жизни и в полном смысле слова прозябает, даже не пытаясь постичь смысл своего существование.

Манипулятор объясняет существующие несчастья своим прошлым опытом и наслаждается собственными страданиями. Будучи не в состоянии ценить себя таким, каков он есть , манипулятор чувствует себя непонятым, непризнанным и недооцененным.

Наказанием лжеца оказывается не то, что ему никто больше не верит, а то, что он сам никому больше не может верить. Бернард Шоу

Чем больше он себя обесценивает, тем большую часть себя он вынужден отрицать, не принимать и обходиться с ней как с "вещью", поэтому окружающие тоже становятся "вещами". Манипулятор исходит из ощущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого. Он уверен, что эту неполноценность можно преодолеть только путем борьбы с собой ("плохими" частями себя) и окружающими.

Почему манипулируют или почему люди становятся манипуляторами? Как отличить манипулятора от "неманипулятора"? Что теряет человек, превращаясь в манипулятора?..

Первая причина возникновения манипуляции заключается в вечном внутреннем конфликте человека между его стремлением к независимости и самостоятельности, с одной стороны, и желанием найти опору в своем окружении - с другой. Не доверяя самому себе, не веря в возможность быть самостоятельным и независимым, человек видит свое спасение в доверии другим людям. Но ситуация осложняется тем, что другим он тоже не способен поверить окончательно, поэтому ему ничего не остается, кроме как манипулировать этими другими в рамках собственного интереса, чтобы хоть как-то поддержать себя. Представьте себе человека, который бежит за кем-то, уцепившись за хлястик его плаща, при этом еще пытаясь править им; или водителя, отказавшегося вести машину и усевшегося на заднее сиденье, но все же руководящего оттуда человеком, ведущим машину! Эти ситуации можно охарактеризовать одним-единственным словом: "недоверие".

Во-вторых, манипуляторы не способны принять свои изъяны и слабости, которые есть у каждого и не верят, что могут заслужить любовь. Тогда манипулятор в отчаянии прибегает к альтернативному варианту: он пытается добиться абсолютной власти над другими, власти, которая заставила бы другого человека делать то, что нравится ему, манипулятору, думать так, как надобно ему, чувствовать то, что хочет он, - одним словом, превратить другого в вещь, в свою вещь.


Третья причина манипулятивного поведения в том, что наше существование сопряжено с постоянным риском и множеством случайных, непредвиденных обстоятельств, которые окружают нас со всех сторон. Этот мир непредсказуем, и пассивный манипулятор чувствует свое бессилие, когда сталкивается с истинным положением вещей в той ситуации своего существования, в которой он находится. Поэтому давит на жалость других, будучи уверенным, что это единственный способ выжить.

В-четвертых, манипуляторы испытывают страх перед близкими межличностными отношениями, стараются не вступать в подобные отношения с окружающими их людьми, избегают самой возможности их возникновения. Для того, чтобы управлять своими эмоциями и таким образом избегать интимности, люди играют друг с другом в разнообразные игры. Одним из базовых человеческих страхов является страх вовлеченности. Таким образом, манипулятором называется человек, который взаимодействует с другими людьми в рамках определенных ритуалов, желая избежать посредством этого близости и включенности.

Пятая причина манипуляции: человек в процессе взросления приходит к определенным выводам о том, что такое жизнь, и многие из них весьма нелогичны. Так, например, одно из таких заключений состоит в том, что жизнь основана на постоянной и острой нужде человека в одобрении со стороны всех , кто его окружает. На этом убеждении построена жизнь пассивного манипулятора, которым является любой человек, отказавшийся быть честным и открытым в отношениях с другими людьми и вместо этого пытающийся им угодить, надеясь им понравиться.

Как отличить манипулятора от "неманипулятора" (актуализатора):

Манипулятору присущи ложь, неосознанность (не сознает, что в жизни на самом деле важно), контроль, цинизм (безверие). "Неманипулятор", или как его называют в психологии актуализатор честен (искренен), ценит свободу (спонтанность, открытость), осознанность (интерес, отклик), доверие (веру, убежденность).

Актуализатор способен честно проявлять свои чувства, какими бы они ни были. Для него характерна чистосердечность, выразительность, он по-настоящему бывает самим собой. Актуализатор хорошо видит и слышит себя и других. Он восприимчив к искусству, музыке и другим проявлениям жизни. Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению своих потенциальных возможностей. Он хозяин своей жизни, субъект, а не объект -"вещь" . Актуализатор глубоко верит в себя и других. Он стремится быть в постоянном контакте с жизнью и справляться с трудностями здесь и сейчас. 4.6666666666667 Rating 4.67 (6 Votes)



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.