США после Второй мировой войны: история, характеристика и интересные факты. Германия до и после второй мировой войны
После Второй мировой войны в мире произошли коренные изменения в расстановке политических, экономических и военных сил в пользу демократии и прогресса. В чем их суть?
Во-первых, СССР, сыгравший решающую роль в победоносном завершении минувшей войны, высоко поднял свой международный авторитет.
Показателем его роста стало расширение дипломатических связей. Если до Великой Отечественной войны СССР имел их с 26 государствами, то к концу войны - уже с 52.
Развитие дипломатических отношений сопровождалось укреплением экономических, торговых, культурных связей с другими странами. Принципиальная линия внешней политики держалась генерального направления, ориентированного на мир.
В целях поддержания и укрепления мира была создана Организация Объединенных Наций (ООН). Еще в 1944 г. представителями США, СССР, Великобритании и Китая был разработан Устав ООН. 26 июня 1945 г. этот Устав был подписан участниками учредительной Сан-Францисской конференции и вступил в силу 25 октября 1945 г. Главными органами этой организации были учреждены: Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Международный суд и другие. По предложению советской страны в ООН наряду с СССР были включены также Украинская и Белорусская республики как наиболее пострадавшие от фашистской агрессии.
Во главу угла деятельности ООН ставились три важнейшие задачи:
- ? добиться оздоровления мировой экономики путем ее демилитаризации. Гонка вооружений должна быть прекращена. Значительную часть военной продукции необходимо было перевести на мирные рельсы (конверсия гигантских масштабов);
- ? прекратить военное соперничество и создать условия прочного мира. ООН может выступить как инструмент мира, согласования политических интересов различных государств, нейтрализуя агрессивные тенденции;
- ? добиться разоружения всех государств, оставив небольшие мобильные силы для поддержания порядка и безопасности. Для этого необходимо согласие великих держав о полном запрещении продажи и других форм поставки оружия массового уничтожения.
Во-вторых, после войны усилилась неравномерность развития ведущих капиталистических держав. Германия, Япония и Италия, потерпев военное поражение, в экономическом и политическом отношении были отброшены далеко назад. Ослабленными вышли из войны Франция и Англия. США, укрепив свои позиции, стали безусловным лидером в капиталистическом мире. К концу войны на их долю приходилось почти две трети промышленной продукции, около трети экспорта товаров, более половины золотого запаса капиталистических стран. США превратились в сильнейшую военную державу, монопольно владевшую атомным оружием.
В-третьих, изменению соотношения сил в мире после 1945 г. во многом способствовало бурное развитие национально-освободительного движения. Народы колониальных и зависимых стран, воодушевленные победой над фашизмом и милитаризмом, развернули борьбу за свою национальную независимость. В послевоенное время суверенитет завоевало большинство стран Юго-Восточной Азии. В период японской оккупации здесь возникло массовое освободительное движение, участники которого получили закалку в вооруженной борьбе. Народные армии были созданы во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Бирме, Индонезии и др.
На Ближнем Востоке получили независимость Сирия и Ливан (1944). В 1953 году республикой был провозглашен Египет. Активизировалась освободительная борьба в Марокко и Тунисе. Созревали предпосылки для падения колониальных режимов и в других странах африканского континента. В Латинской Америке народные массы требовали ликвидации засилья североамериканских монополий. Сразу после войны рухнули диктаторские режимы в Боливии, Эквадоре, Гватемале, Сальвадоре, Чили.
В целом национально-освободительное движение в мире достигло больших успехов: если до Второй мировой войны в колониях и полуколониях проживало 1,5 млрд человек, или 60% населения Земли, то к началу 50-х гг. национальную независимость завоевали 1,2 млрд человек.
В-четвертых, важнейшим направлением внешней политики СССР в послевоенные годы было формирование прочной системы безопасности страны. После окончания Второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих стран антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании вспыхнули с новой силой. Начался долгий период так называемой «холодной войны».
Суть «холодной войны» заключалась в том, чтобы держать человечество на грани «горячей войны», создавать зыбкое равновесие страха. Основными элементами политики «холодной войны» являлись:
- ? отказ от переговоров;
- ? нагнетание международной напряженности;
- ? угрозы, шантаж, гонка вооружений;
- ? экономическая блокада со стороны Запада по отношению к СССР и его союзникам;
- ? идеологическая конфронтация;
- ? ведение психологической войны.
Принято считать, что начало «холодной войны» положено речью У. Черчиля 5 марта 1946 г. в американском городе Фултоне, где он призвал фактически к образованию военно-политического союза против СССР. Существуют различные точки зрения на происхождение, характер и основные этапы развития «холодной войны».
Курс на «холодную войну» со стороны Запада был обусловлен:
- ? выступлением против распространения коммунизма;
- ? стремлением США, Англии и Франции к ослаблению СССР;
- ? усилением влияния коммунистических партий в странах некоммунистического лагеря.
Со стороны СССР мы видим:
- ? стремление подтолкнуть крушение капитализма;
- ? распространение сталинской системы в странах Восточной Европы;
- ? гальванизацию лозунгов мировой революции.
У «холодной войны» было три возможных исхода:
- ? ядерная война;
- ? ликвидация одной из систем: социалистической или капиталистической;
- ? путь конвергенции - взять лучшее из той и другой системы.
Противостояние Советского Союза и капиталистических стран
проходило в условиях роста гонки вооружения и создания военных блоков. Так, весной 1949 г. был создан Североатлантический блок - НАТО. В 1952 году вступил в силу договор о создании «Тихоокеанского пакта безопасности» (АНЗЮС), в который вошли США, Австралия и Новая Зеландия. В 1954 году была создана Организация Договора Юго-Восточной Азии (СЕНТО). В 1955 году был создан Багдадский пакт, который в 1959 г. был переименован в СЕНТО.
В ответ европейские страны социалистической ориентации создали Организацию Варшавского Договора (ОВД) - оборонительного военно-политического союза социалистических стран. 14 мая 1955 г. Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией, СССР и Албанией был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Цели и характер ОВД определили содержание военно-политического сотрудничества по двум основным направлениям:
- ? координация внешней политики союзных государств;
- ? выработка согласованной линии в военных вопросах.
Были созданы рабочие органы союза - Политический Консультативный Комитет и Командование Объединенных Вооруженных Сил и др. Таким образом, была создана система совместной обороны социалистического лагеря.
В-пятых, революции в ряде стран Европы и Азии, политические режимы в странах социалистической системы, разгром главных сил фашизма и милитаризма Красной Армией, присутствие советских войск на освобожденных территориях создали благоприятную обстановку для перерастания национально-освободительной борьбы в народно-демократическую. В результате была установлена новая форма политической организации общества - народная демократия.
В странах Центральной и Юго-восточной Европы на базе национальных фронтов осуществлялись важнейшие демократические образования. Были проведены аграрные реформы: помещичья собственность на землю (там, где она существовала) была отменена в пользу крестьян. В политической сфере были ликвидированы монархические режимы в Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии.
Демократические преобразования постепенно дополнялись социалистическими. Были национализированы основные средства производства, банки, транспорт, введено государственное планирование. Одними из первых на путь строительства социализма встали народы Болгарии и Югославии, затем Албания, Польша, Румыния, Чехословакия и Венгрия. В 1949 году образовалась ГДР, а ответ на создание ФРГ.
Советский Союз проводил политику всесторонней поддержки новых режимов. Присутствие советских войск в ряде стран Восточной Европы сыграло свою роль. Не будь присутствия Советской Армии на территории этих стран, их развитие могло пойти в другом русле. На азиатском континенте продолжала мирное развитие МНР. В 1945 году добился победы Вьетнам, в 1948 г. - Корея и 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.
Несмотря на серьезные трудности послевоенных лет, Советское государство оказывало щедрую экономическую и техническую помощь всем странам, вступившим на путь социализма. Так, в 1950 г. Китай получил от СССР на льготных условиях заем в сумме 300 млн дол. Всем странам социализма к началу 1956 г. Советский Союз предоставил долгосрочные кредиты в размере 21 млрд руб. В 1950-1955 годах Советский Союз построил в странах социалистического содружества 391 предприятие и свыше 90 отдельных цехов и установок.
Каким был политический режим стран, ставших на путь строительства социализма? Какой социализм строили народы этих стран? При общей ориентации на демократические и гуманистические приоритеты в этих государствах, по сути, начала формироваться сталинская модель социализма. Исторический опыт показывает, что ее характерными чертами были: в экономической области - монополия государственной формы собственности, государственно-плановые, отрицающее рынок развитие экономики; в социальной сфере - утверждение производственных отношений, отчуждавших работников от собственности и результатов труда; в политической области - монополия коммунистической партии на власть, сверхцентрализация государства и формирование бюрократических структур власти, отчуждение граждан от реальной власти; в духовной сфере - господство идеологии марксизма-ленинизма, информационная закрытость.
Сталинская внешнеполитическая концепция 40-50-х гг., по- прежнему исходившая из идеи мировой социалистической революции и отрицавшая мирное сосуществование, основывалась на приоритете насилия в решении глобальных социально-политических проблем. В марте 1953 г. умер И.В. Сталин. На его место пришел Н.С. Хрущев. После смены руководства произошли определенные изменения во внешней политике. Новая концепция внешней политики была сформулирована Н.С. Хрущевым в докладе на XX съезде Партии. Ее основу составили следующие принципы:
- ? признание многовариантности путей построения социализма;
- ? восстановление принципа мирного сосуществования государства с различным общественным строем.
Следует заметить, что советское руководство неверно оценило направление развития Европы после Второй мировой войны. Была сделана ставка на то, что в условиях экономической разрухи Европа, включая Германию, Италию, Францию, станет коммунистической. Но этого не произошло. Летом 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл объявил о плане экономической помощи странам Европы, пострадавшим в годы войны. Всего в осуществлении «плана Маршалла» участвовало 17 западноевропейских капиталистических государств. Наша страна этот план отвергла.
В целях координации усилий социалистических стран в экономической сфере в январе 1949 г. была образована межгосударственная экономическая организация - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Его учредителями стали СССР, Венгрия, Польша, Румыния,
Чехословакия. Вскоре членом СЭВ стала Албания. Если «план Маршалла» стал экономической основой военно-политического союза капиталистических стран, то СЭВ стал экономической основой Организации Варшавского договора.
Оформился раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря. Раскол мира на два лагеря сказался на экономических связях. После принятия «плана Маршалла» и образования СЭВ сложились фактически два параллельных мировых рынка, мало связанных друг с другом. СССР и Восточная Европа оказались изолированными от развитых стран, что пагубно сказалось на их экономике.
Отказ СССР от принятия «плана Маршалла» был лишь одним фактом в обострении отношений социализма и капитализма. Уже во второй половине 40-х гг. сначала в США, а затем в СССР зародились планы ведения атомной, химической и бактериологической войны. В 40-е - начале 50-х гг. в американском министерстве обороны были разработаны конкретные планы ведения войны, в том числе и ядер- ной, против Советского Союза. Наиболее известный из них «Дроп- шот». Он предусматривал применение против СССР в течение только первого месяца войны 300 атомных бомб и 250 тыс. тонн обычных бомб.
Мир был близок к Третьей мировой войне в 1950-1953 гг. В эти годы шла война между КНДР и Южной Кореей. В ходе острой дипломатической борьбы в июле 1953 г. было подписано согласование о перемирии. За годы этой войны Вооруженные Силы СССР увеличились с 2,8 до 5,7 млн человек.
Апогеем взаимной враждебности и недоверия стала драматическая ситуация, сложившаяся в октябре 1962 г. Это был знаменитый кариб- ский кризис. Он и сегодня оценивается советскими и американскими авторами как самый тяжелый за все послевоенные годы. Летом 1962 г. СССР в целях защиты правительства Ф. Кастро решил разместить ракеты на Кубе. Когда американцы обнаружили на острове ракеты, они потребовали их убрать, или они будут уничтожены. В результате переговоров мы убрали ракеты, американцы отказались от вторжения на Кубу. «Ракетный кризис» был кульминацией обострения отношений государств периода «холодной войны». После этого стал происходить медленный и непостоянный процесс улучшения отношений между странами социализма и капитализма.
В конце 40-х гг. мировое сообщество цивилизаций, расколотое и разведенное на два альтернативных полюса силы, окунулось в пучину затяжной «холодной войны» (этому была посвящена предыдущая лекция).
В биполярном мире стали хозяйничать две сверхдержавы - СССР и США.
Западная цивилизация находилась под жестким контролем США. К рубежу XXI в. западная цивилизация приобрела совершенно новый, по сравнению с серединой XX в., облик. Изучение основных признаков западной цивилизации, характера ее эволюции во второй половине XX в. является целью данной лекции.
Мир после Второй мировой войны
Распад антигитлеровской коалиции а раскол Европы на Западную и Восточную, “германский вопрос ” во второй половине 40-х -- 50-е гг., межамериканские отношения в 40-е гг.
Вторая мировая война кардинальным образом изменила мир. Два союзника по антигитлеровской коалиции - США и СССР вышли из войны сверхдержавами. Соединенные Штаты подчинили себе Западную Европу и страны Дальнего Востока, которые без их помощи не могли восстановить свои экономики. Они являлись единственными обладателями сверхоружия - атомной бомбы, которую США опробовали на японских городах Хиросиме и Нагасаки, чтобы держать в узде Сталина. Советский Союз поставил иод свой контроль Восточную Европу и сформировал лагерь социалистических стран.
Вместе с тем психологический шок от радикальности произошедших в мире перемен был присущ всем государственным элитам, в том числе и правящим кругам США и СССР. Ни США, ни СССР в первые послевоенные годы не знали и не понимали пределов терпимости друг друга, а стало быть, и пределов возможного в отношениях друг с другом. Взаимное недоверие, с которым завершили войну две сверхдержавы, заставило их готовиться к возможному столкновению, хотя ресурсная база их кардинальным образом различалась. В то время как европейская часть СССР от его западных границ и до Волги лежала в руинах, Америка избежала разрушений на своей территории. Бомбы и снаряды не обрушивались на США, не разрушали их города и инфраструктуру. За годы войны ВНП США увеличился в два раза, была полностью ликвидирована безработица. При том, что в 1945 г. на территории США проживало 6 % населения Земли, они производили почти половину всей мировой промышленной продукции и потребляли 50 % производимой в мире жгргии. Авиационные заводы США могли выпускать 100 тыс.
■ амолётов в год. Более 80 % золотого запаса капиталистического мира лежало в банках США. Ни одна страна мира не обладала
■ юль непререкаемым могуществом. На территории США размес- |Ц шеь штаб-квартиры Всемирного Банка и Международного Ваши пого фонда, созданных в 1945 г., в их уставном капитале доля | 111 А была такой, что позволяла им определять кредитную поли-
11 к у этих крупнейших финансовых институ тов мира.
Уже на последнем этапе войны между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции начались трения из-за разною видения картины послевоенного мира. Эти трения вскоре "Прели характер “холодной войны” -- войны за власть в мире за пределами национальных границ. “Холодная война” - в высшей
■ юпени противоречивое и запутанное явление. Она включала в
< бя гонку вооружений, вселявших ужас своей разрушительной | илой, экономическое противостояние вплоть до диверсий. Хотя ресурсы СССР в военном секторе были достаточными, чтобы противостоять США, в остальных секторах общее преимуществ но было на стороне США. Корни “холодной войны” следует искать в недоверии, которое обрело характер великого страха, раздуваемого как на Западе, так и на Востоке. На наш взгляд, инициатива в раздувании войны принадлежала Западу, таким ноли- шкам, как У. Черчилль и Г. Трумэн, не желавшим учитывать национальные интересы народов Советского Союза и полагавшим, что то, что дозволено им, не позволено другим. Они утверждали, что враждебность Советского Союза неискоренима, носит зловещий характер и может быть обуздана только силой.
После войны державы-победительницы начали согласованно текстов мирных договоров с бывшими союзниками фашистской Германии: Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией, и 10 февраля 1947 г. в Париже эти договоры были подписаны. За исключением территориальных статей, договоры пили однотипными. Тем самым завершался процесс формирования послевоенных границ в Европе. Границы стран ЦВЕ претерпели масштабные изменения, в то время как на Западе Европы они не были столь существенными.
Из многих восточноевропейских государств в официальном
порядке выселялись или негласно выдавливались этнические немцы. Поток еврейских переселенцев из стран ЦВЕ потянулся в Палестину и страны Запада. Масса украинцев, жителей Западной Украины, солдат и офицеров Украинской повстанческой армии Степана Бандсры, воевавшей против Красной Армии, бежала на Запад. Туда же перемещалась часть бывших советских граждан, сотрудничавших в годы войны с немцами, либо служивших в охранных, полицейских, националистических формированиях (личный состав армии Власова, Воскобойникова-Кос- минского, мусульманских формирований). Многие из них затем переселились в США, Австралию, Канаду, Южную Америку и Африку.
В целом территориальные изменения второй половины 40-х гг. имели огромное значение для стабилизации послевоенной Европы, хотя они не могли обеспечить окончательного разрешения межгосударственных противоречий в этой части мира.
Сразу после войны формально во всех четырёх зонах оккупации Германии были созданы единые политические структуры, которые должны были исполнять решения Контрольного Совета, созданного державами-победительницами. Но уже в 1946 г. его деятельность была парализована в силу разногласий, главным образом между СССР, с одной стороны, и США с Англией, с другой. Это привело к тому, что развитие германских земель в западных и восточной зонах пошло разными путями. Потсдамские решения руководство каждой из зон трактовало по-своему. В то время как в восточном секторе оккупации начались реформы, направленные на ликвидацию крупной собственности и создание “народной собственности”, в западных секторах, наоборот, огосударствленная собственность рейха передавалась в частную собственность.
1 января 1947 г. Англия и США объединили свои сектора оккупации Германии и была создана Бизония. 8 апреля 1949 г. к ней присоединила свою зону оккупации Франция. Инициатором и двигателем процесса объединения немецких земель были США, создававшие в Западной Европе противовес СССР,
Раскол Германии, ставший неизбежным из-за расхождений бывших союзников по антигитлеровской коалиции, совершился.
64 >1и расхождения по германскому вопросу являлись частным явлением нараставшего глобального противостояния между Западом и Востоком, или миром капитализма и миром социализма. Сразу после войны Сталин обратился к Турции с предложением установить общий контроль над ес морской границей, имея в виду прежде всего зону черноморских проливов. Турция, ■.аручившись поддержкой США, ответила отказом, и Сталин отступил, не получив возможности запретить ввод военных судов нечерноморских стран в его акваторию. В это же время в Греции шла гражданская война между коммунистами и сторонниками консервативного режима. Левым силам оказывала помощь Югославия (И.Б. Тито), в то время как правые получали поддержку Англии. Советский Союз держался в стороне от конфликта, однако это не мешало Англии обвинять Сталина в стремлении привести к власти в Греции компартию и в феврале
1947 г. просить США воспрепятствовать этому.
Американский президент Трумэн давно искал предлог для объявления идеологической войны коммунизму. Ещё в 1946 - начале 1947 гг. появились экономические предпосылки для такой войны, и они были связаны не только с германским вопросом. В начале 1947 г. 23 страны подписали соглашение о торговле и таможенных пошлинах. Если какая-либо из стран снижала таможенные пошлины для импорта из другой страны, то эти же правила автоматически должны были применяться ко всем, подписавшим соглашение. СССР не вошел в это соглашение и запретил его подписывать своим союзникам. В восточноевропейских странах был введён государственный контроль и государственная монополия на внешнюю торговлю. Таким образом, СССР закрыл для США рынки стран ЦВЕ и началась политика "железного занавеса’ 1 с насаждением сталинской модели общественной и экономической жизни. События в Греции и Турции дали политический повод Трумэну объявить войну за демократию и свободу, олицетворением которых он объявил США, борющиеся против диктатуры и принуждения, насаждаемых Советским Союзом. Так появилась “доктрина Трумэна”. В июне 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл обнародовал план восстановления Европы, которым было охвачено 17 енро-
пейских государств. СССР и страны ЦВЕ отказались его принять. Попытки Польши и Чехословакии к нему присоединиться были жёстко пресечены Москвой. Лишь И.Б. Тито, порвавший в
1948 г. со сталинской моделью, получил помощь США.
В 1948 г. в Западной Германии была введена единая валюта и начались мощные финансовые вливания в её экономику в рамках “плана Маршалла”. В СССР подозревали бывших союзников по антигитлеровской коалиции в намерениях возродить германский милитаризм, тем паче, что против Восточной Германии спецслужбами США и Западной Германии (бюро Гелле- на) велась масштабная подрывная работа. В июне 1948 г. СССР закрыл все подъездные пути к Западному Берлину, находившемуся внутри советской зоны оккупации. Так начался “Берлинский кризис”. В ответ на блокаду Трумэн приказал наладить воздушное снабжение Западного Берлина и перебросить в Англию самолёты Б-29 - носители атомных боезарядов. Союзники форсировали объявление Западной Германии Федеративной Республикой. СССР ответил провозглашением своей зоны оккупации Германской Демократической Республикой, Раздел Германии стал свершившимся фактом.
Во время “Берлинского кризиса” при поддержке США Великобритания, Франция, Италия и страны Бенилюкса подписали Брюссельский пакт, или Западный военный Союз, ставший прологом НАТО. В апреле 1949 г. к этому пакту присоединились США и ряд других государств, которых стало 12. Созданный союз назвали Атлантическим пактом, или НАТО. Таким образом, “доктрина Трумэна”, “план Маршалла” и НАТО стали ступенями формирования Западного блока.
В 1949 г., всего лишь 4 года спустя после Хиросимы. СССР испытал свою атомную бомбу. Таким образом, США уфатили монополию на атомное оружие гораздо раньше, чем они этого ожидали. Но, с другой стороны, у Советского Союза в это время ещё не было средств доставки атомных боезарядов на дальние расстояния.
В 50-е гг. международные отношения стали обретать некую упорядоченность и предсказуемость. Западная Европа входила в это десятилетие с планом объединения экономик. Первым этапом на этом пути стал план французского министра иностран-
66 пм.х дел Р. Шумана по созданию Европейского объединения уг- ш и стали, принятый в 1950 г. канцлером ФРГ К. Аденауэром. Вторым столпом нового европейского порядка стала попытка отдания Европейского оборонительного сообщества. Споры вокруг него позволили США опять активно вмешаться в европейские дела и 26 мая 1952 г. добиться подписания Германского, или Боннского, договора, отменявшего оккупационный статут и прс-
■ вставившего ФРГ суверенитет. Таким образом, оборонительного союза создать не удалось, зато появилась суверенная ФРГ, что вызвало крайнее беспокойство СССР, предложившего весной 1952 г. создать единую нейтральную Германию. Предложение было оформлено нотой Сталина, которая была отклонена К. Аденауэром, предпочитавшим объединить ФРГ с Западом. Канцлер ФРГ при принятии этого решения не был свободен, он действовал с учётом рекомендаций США. Англии и Франции, с которыми в Париже были подписаны соответствующие соглашения. По ним соглашениям 5 мая 1955 г. ФРГ была принята в НАТО. В ответ СССР и его союзники, включая ГДР, создали с вое военно- нолитичсскос объединение - Варшавский договор.
Создание двух военных блоков и запуск Советским Союзом первого спутника Земли с помошыо ракеты-носителя, показавшей уязвимость территории всех западных держав и США, снизили накал военной риторики и сделали ситуацию в мире более стабильной.
Окончание Второй мировой войны совпало в Западном полушарии с ускорением формирования континентальной системы военно-политических гарантий, начало которой было положено на первом Консультативном совещании министров иностранных дел американских государств в Панаме в 1939 г. о провозглашении 300-мильной зоны “военно-морской безопасности” вокруг всего Американского материка от Канады на севере до мыса Горн на юге. На Чапультспекской конференции по проблемам войны и мира 3 марта 1945 г. в Мехико США и латиноамериканские страны согласились строить между собой отношения на основе формулы “нападение на одного является нападением на всех”, подписав так называемый Чапультепскский акт. Так складывались политико-правовые основы будущей системы коллективной безопасности и обороны в Западном полушарии.
2 сентября 1947 г. в их развитие на межамериканской конференции в Рио-де-Жанейро в Бразилии был подписан Межамериканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), вступивший в силу в декабре 1948 г. США и 19 латиноамериканских государств, подписавших договор, обязались оказывать друг другу помощь в случае нападения, совершённого на них “изнутри и извне континента”, в пределах зоны безопасности Западного полушария от Гренландии до Антарктики. “Пакт Рио” стал моделью для создания аналогичных региональных пактов в других регионах мира, прежде всего - в Европе (НАТО). Его положения легли в оспопу подписанного 30 апреля 1948 г. на 9-й Панамериканской конференции в столице Колумбии г. Боготе устава ноной Организации американских государств (ОЛГ), создание которой придало ускорение формированию региональной подсистемы международных отношений.
Среди факторов, способствовавших сплочению латиноамериканских стран под знамёнами панамериканизма, следует отметить, прежде всего, Вторую мировую войну, когда почти все государства региона, хотя не без колебаний, в первую очередь со стороны Аргентины, выступили на стороне США прошв держав “оси”. После войны энтузиазм латиноамериканцев в отношении развития межамериканских отношений опирался на понимание невозможности развиваться без связей как со своими соседями, так и с Соединенными Штатами, экономическое и военное влияние которых стало в Западном полушарии всепроникающим.
Но правящие элиты латиноамериканских стран не смирялись с ростом американского влияния на их внутренние дела, пытаясь ограничить его. Им хотелось, с одной стороны, исключить угрозу возвращения Вашингтона к открытому интервенционизму первых десятилетий XX в., с другой - найти оптимальное сочетание уважительного отношения к суверенитету латиноамериканских стран и элементов “покровительствснно- сти” к ним со стороны Вашингтона, которые были характерны еще в предвоенный период в политике “доброго соседа” - президента Ф.Д. Рузвельта. Страны Латинской Америки согласились на подписание межамериканских документов потому, что рассчитывали с их помощью сдержать или хотя бы регламенти-
ровать “американский натиск”. Умеренный оптимизм в этом смысле внушала процедура принятия решений в ОАГ, в основе которой лежал принцип “одна страна - один голос”. При таком механизме латиноамериканские страны всегда могли получить большинство при рассмотрении спорных вопросов.
Несмотря на опасения за свой суверенитет, страны Латинской Америки привлекало углубление связей с США. Взаимодействие с передовой американской экономикой способствовало их хозяйственному развитию. Для многих стран США были основным рынком сбыта аграрной продукции и сырьевых товаров. Кроме того, стремление Вашингтона реформировать латиноамериканские страны “по своему образу и подобию” стимулировало развитие демократических тенденций в Латинской Америке и способствовало “размягчению” диктаторских и авторитарных }