Температура сварки современных полипропиленовых труб. Пайка полипропиленовых труб: правила проведения работ и разбор возможных ошибок Исправление брака сварки полипропиленовых труб

При современном строительстве почти 70% труб изготовлено из полипропилена. Они используются не только в укладке новых трубопроводов, но и при ремонте старых систем. При монтаже системы должны соблюдаться технологические правила сварки и для достижения наилучших результатов должны учитываться все нюансы, к которым относится и температура сварки полипропиленовых труб.

Свойства полипропиленовых труб

Такой вид труб в настоящее время наиболее распространен, так как эти сочетает в себе отличные технические качества и низкую цену. Полипропиленовые трубы являются прочными, долговечными и могут противостоять коррозийным поражениям.

Обладая такими качествами, полипропиленовые изделия могут найти применение в разнообразных областях:

  • при укладке водных и газопроводных трубопроводов;
  • для водосточных отводов;
  • для отвода и транспортировки различных агрессивных жидкостей.

Для сваривания труб из полипропилена требуется следующий комплект:

  • термометр;
  • ножницы, предназначенные для резки труб;
  • обезжиривающее средство;
  • старая ветошь из натуральных волокон;
  • рулетка, маркер;
  • шабер;
  • специальное устройство для сваривания полипропиленовых элементов с диаметром более 50 мм.

Также при работе могут понадобиться подручные инструменты: ножик, ножовка по металлу, в случае если нет возможности работать с труборезом или ножницами.

Вернуться к оглавлению

Подготовка устройства и материала к сварке полипропиленовых труб

Прежде чем приступить к сварке полипропиленовых труб, важно правильно подготовить аппаратуру.

Первым делом к сварочному устройству необходимо прочно закрепить нагревающие насадки. Используя терморегулятор, выставить температуру 250-270 градусов и подключить аппарат к электропитанию. Нужное время для нагревания прибора устанавливается с учетом температуры в помещении. Чтобы не допустить порчи рабочего слоя насадок, перед нагревом они должны быть очищены ветошью.

Работать сваркой можно начинать в том случае, если на индикаторе или контактном термометре будет показываться необходимая температура.

Перед началом сварки полипропиленовых труб необходимо провести визуальный осмотр, так как поверхностный слой элементов не должен иметь каких-либо дефектов, фитинги должны находиться в рабочем состоянии. Все резьбы необходимо проверить изделиями с противоположной резьбой.

Трубы и свариваемые штуцеры должны быть тщательно очищены и обезжирены. Все фитинги должны проверяться на предмет плотности соответствия. Фитинги, которые шатаются и плохо сидят, отбраковываются.

Все трубы необходимо аккуратно отмерить и отрезать. Если они отрезались ножовкой по металлу, то края следует также обработать от заусенцев.

Используя предназначенное для этих целей оборудование или острый нож, трубы срезаются на торце свариваемого края примерно до 45 градусов. Эти манипуляции в основном производятся с изделиями больших размеров (сечением более 40 мм). Этот срез требуется, чтобы избежать расслоения материала при вводе в фитинг конца трубы.

Перед началом спайки объемных элементов необходимо проконтролировать их окружность.

Прежде чем начать спайку труб, с них важно снять окисленный слой по всему ореолу стыка, так как окись отрицательно влияет на качество сварных швов.

Важно перед спайкой вставить трубу в фитинг и сделать отметины глубины ее входа, но с учетом того, что труба вставляется до самого упора. Чтобы избежать сужения трубы в шве, нужно оставить зазор в 1 мм.

Вернуться к оглавлению

Температура нагревания сварного аппарата

Если сравнивать со стыковой спайкой, где детали нагреваются поверхностно и невысокой температурой и длительное время, чтобы избежать напряжения внутри материала, в раструбной сварке пропилена температура аппарата завышается, и он нагревается быстрее. Выбор температуры нагревания сварного устройства осуществляется при соблюдении нескольких ограничений:

  1. Плавление сварных поверхностей должно производиться быстро, трубы могут потерять первоначальный вид, и совместить их будет сложно. С этим и связана высокая температура нагревания аппарата.
  2. Если перегреть свариваемое устройство, то полипропиленовые элементы могут подвергнуться термической деформации.
  3. Тефлоновое покрытие, которым покрыта рабочая часть аппарата, сохраняет отличное состояние, в случае если им работать постоянно при температуре 260 градусов, ну а если использовать более высокие температуры, то устройство постепенно выходит из строя.

Учитывая все нюансы раструбной сварки, была установлена оптимальная температура нагрева рабочей поверхности насадок в 260 градусов, с отклонениями плюс/минус 10 градусов.

Подобный режим нагрева может отрицательно повлиять на внутреннее напряжение в местах стыковки. Но это возмещается практически двойной стенкой трубопроводной системы в местах стыковки и максимальной площадью сварки.

Многие модели устройств для раструбной сварки труб из полипропилена оснащены регулятором настройки температурного режима. Терморегулятор устроен таким образом, чтобы при выставлении соответствующей температуры она соответствовала температуре на сварных насадках. Температура нагревателя выше на 15 градусов.

Большинство моделей свариваемых устройств является устаревшим и не имеет ручки регулятора, а их температурный режим настроен производителем сразу на 260 градусов. Учитывая рабочую технологию, по мнению мастеров это правильно, так как ручка регулятора, скорее всего, устанавливается для повышения популярности.

1 Область применения и нормативная база

Трубы из полипропилена (точнее, рандом-сополимера пропилена, или PP-R) очень популярны для монтажа водопровода (горячее и холоденое водоснабжение внутри зданий) и систем отопления. Такие трубы соединяются методом «сварки нагретым инструментом в раструб».

Популярное название метода - «раструбная» сварка полипропиленовых труб, или сварка «в раструб» (или, как в старых нормативах, слитно «враструб»). Поскольку прямое соединение двух труб производится с помощью фитинга, который называется муфтой, другое популярное название метода - «муфтовая» сварка пластиковых труб.

Популярное название оборудования - «аппарат» для раструбной (муфтовой) сварки полипропиленовых труб. Жаргонно для ручных аппаратов - «паяльник» пластиковых труб. Последнее, хотя и в корне неправильно, но прижилось.

Работоспособная технология сварки враструб в настоящее время (февраль, 2015) регламентирована только немецкими нормами DVS: раструбная сварка полиэтиленовых труб - DVS 2207-1; технология сварки полипропиленовых труб - DVS 2207-11; раструбная сварка труб из ПВДФ - DVS 2207-15. Перечисленные нормы предлагают подробные инструкции по сварке труб, от подготовки до технологических режимов.
И всё, никаких других нормативов. И никаких других материалов. Имеет смысл отдельно сказать о ПВХ . ПВХ - материал жесткий и подверженный термодеструкции при нагреве. Трубы ПВХ малых диаметров склеивают в раструб специальным клеем. В принципе, напорные ПВХ трубы можно сваривать, но только стыковой сваркой . А определение «паяльник для труб ПВХ» рождено и поддерживается людьми, которые не делают разницы между ПП и ПВХ. Ну, не страшно, пусть будет паяльник для труб ПВХ, менеджер продаж понимает, что речь об аппарате для сварки враструб.

Устройство аппаратов и спецификации самого нагретого инструмента для сварки враструб регламентированы только немецкими нормами DVS, а именно DVS 2208-1.

В нашей стране разработка и ратификация комплексного нормативного документа по сварке труб нагретым инструментом враструб запланирована на 2016 г. Только пока неизвестно, будет ли это ГОСТ или СТО или пр. Документ в первом приближении уже готов и включает как устройство аппарата и сменного нагретого инструмента для сварки труб враструб, так и инструкцию по сварке полипропиленовых, полиэтиленовых и ПВДФ труб. Режимы сварки представлены в виде таблиц температуры и времени. Документ НЕ включает инструкции по проектированию и монтажу водопровода или системы отопления, это отдельная тема.

Несмотря на отсутствие легитимного описания технологии и оборудования, сварка враструб с давних пор рекомендована для различных трубопроводов некоторыми нормативами РФ:

  • СНиП 3.05.04-85* (наружное водоснабжение и канализация) предлагает соединять полиэтиленовые трубы и фасонные части с помощью «сварки встык или враструб» (п.3.58. СНиП). В документе нет указания на ограничения метода или хотя бы на его суть. Трубы из других термопластов не упоминаются, и это понятно, поскольку речь в документе идет только о наружных трубопроводах.
  • СП 40-102-2000 (монтаж водоснабжения и канализации из полимерных труб) предлагает соединять полиэтиленовые, полипропиленовые и полибутеновые трубы «на сварке враструб» (п.3.3.1 СП). Сварка враструб рекомендуется «для труб наружным диаметром до 110 мм и стенками любой толщины» (п.7.3.2 СП). Стилистическая ошибка в цитате (если кто заметил) - не в счет. Но по поводу стенок любой толщины - ошибка принципиальная. Автор когда-то лично потратил время, подбирая режим сварки труб с тонкой стенкой. Оказалось, что сварка возможна только при быстром нагреве свариваемых поверхностей нагретым инструментом с температурой 280-290ºС. Но при такой температуре любое тефлоновое покрытие нагретого инструмента довольно быстро разрушается. А если температура инструмента 260ºС, оплавление поверхностей занимает больше времени, тогда труба успевает прогреться насквозь и теряет необходимую упругость. Кстати, самой инструкции по сварке или таблицы режимов в СП нет.
  • ВСН 003-88 Миннефтегазстроя (ПЭ и ПП нефтепроводы) предлагает соединять ПЭ и ПП трубы «контактной сваркой нагретым инструментом встык или враструб» (п.7.5.3.1. ВСН). Здесь даже приведена технология сварки полипропиленовых труб в виде таблицы времени сварки в зависимости от толщины стенки - время нагрева, технологической паузы и фиксации. И даже приведено вполне современное требование к температуре нагретого инструмента - 260±10°C. ВСН 003-88 - весьма уважаемый документ, хотя бы потому, что это один из первых в СССР (а именно, второй после ОСТ 6-19-505-79) документ, предлагающий внятную и работоспособную технологию стыковой сварки труб . Однако таблица раструбной сварки полипропиленовых труб здесь неработоспособна, хотя бы потому, что предлагает трубы с толщиной стенки менее 3 мм греть в течение 3-8 сек.

Оправданные практикой ограничения на применение сварки враструб предлагают только нормы DVS: диаметры 16-125 мм с ограничением снизу по толщине стенки труб (см. п.2, Табл.1).

На практике технология сварки враструб в подавляющем большинстве случаев применяется при монтаже водопровода и отопления из полипропиленовых труб. И наоборот, при монтаже водопровода и отопления из полипропиленовых труб в подавляющем большинстве случаев используется технологии раструбной (муфтовой) сварки. Таким образом, «технология сварки полипропиленовых труб» и «технология сварки в раструб» - практически синонимы. Это обусловлено набором взаимодополняющих обстоятельств:

  • Среди всех методов сварки пластмасс сварка труб враструб - самая простая для выполнения своими руками, в домашних условиях. Ограничений всего два: (1) сварка враструб не работает на тонкостенных трубах; (2) с ростом диаметра выполнение сварки враструб становится технически сложным и экономически нецелесообразным. Т.е. это наилучший метод сварки для толстостенных труб малых диаметров.
  • Для водопровода и систем отопления внутри зданий требуются трубы малых диаметров из теплостойкого материала.
  • Внутридомовые трубопроводы предполагают множество изгибов и ответвлений, которые организуются соединительными деталями - фитингами.
  • Полипропилен отличается низкой ценой, дешевле него - только совершенно не теплостойкий полиэтилен. Полипропилен довольно теплостойкий, хоть и уступает дорогому полибутену или еще более дорогому ПВДФ.
  • При температурах 70-80°C полипропиленовые трубы имеют достаточную долговременную прочность только при большой толщине стенки. Этой толщины вполне достаточно для раструбной сварки.

Раструбная сварка полиэтиленовых труб технически не имеет противопоказаний. Но проблема в том, что полиэтиленовые трубы, как правило, имеют более высокий SDR . Другими словами, полиэтиленовые трубы тех диаметров, что пригодны для раструбной сварки, обычно имеют слишком тонкую стенку. Кроме того, по причине низкой цены и низкой теплостойкости полиэтилена, основное применение полиэтиленовых труб - наружные подземные водопроводы или газопроводы, а это уже большие диаметры. Т.е. диаметр и толщина стенки полиэтиленовых труб обычно непригодны для раструбной сварки.

Любое современное жилье, будь то частный особняк или городская квартира, обязательно оснащается разнообразными инженерными коммуникациями. А раз так, то или в процессе строительства, или при проведении ремонта либо реконструкции, рано или поздно хозяевам придется столкнуться с проблемой установки или замены труб – и системы отопления. Мало кого сейчас прельщает трудоёмкий и достаточно сложный монтаж стальных труб ВГП. Они дороги сами по себе, требуют немалых дополнительных затрат на транспортировку, а их обработка и соединение связаны со специфическими операциями, которые не всем под силу – резкой, гибкой, электро- или газосваркой, нарезкой резьбы и т.п. Плюс к тому, к «запаковке» каждого резьбового соединения необходим особый подход, чтобы соединительный узел получился высококачественным, без протечек.

Как хорошо, что современные технологии позволяют обойтись безо всей этой мороки, применив полипропиленовые трубы. При правильном выборе материала и качественно проведенном монтаже, водопровод и контуры отопления практически ни в чем не отступают стальным, по многим позициям – намного превосходят их. Кроме того, не настолько сложна и сама пайка полипропиленовых труб инструкция по выполнению которой будет рассмотрена в настоящей публикации.

Не все полипропиленовые трубы – одинаковы

Прежде чем начинать рассматривать инструкцию по монтажу полипропиленовых труб, имеет смысл дать хотя бы общее понятие об этом материале, в частности – о его разновидностях и сферах применения. Выбор труб по принципам «какие подешевле» или «какие были» - совершенно недопустим. Последствия для неразборчивого домашнего мастера могут быть весьма печальными – от деформации проложенного трубопровода до его разрыва или появления течей в соединительных узлах.

Различие по диаметру объяснять не надо – в разных системах и на различных их участках используются свои размеры, которые предопределяются гидравлическими расчетами. Линейка диаметров, от 16 до 110 мм, позволяет практически полностью обеспечить все возможные варианты. Мало того, практика показывает, что для дома или для квартиры обычно достаточно ассортимента до 40 мм, намного реже – до 50 ÷63 мм. Трубы большего диаметра – это, скорее, магистральные, и они имеют специфические особенности монтажа, но сталкиваться с ним домашнему мастеру - вряд ли придётся.

Сразу может броситься в глаза различие некоторых видов труб по цвету. Вот на это можно меньше всего обращать внимание – белые, зеленые, сероватые и другие стенки – ни о чем не говорят. По всей видимости, это просто решение производителей как-то выделять свою продукцию на общем фоне. Кстати, для контуров отопления белый цвет однозначно будет предпочтительнее, так как трубопровод ненавязчиво впишется в любой интерьер, не создавая дисгармонирующего цветового «пятна».


А вот цветные полосы, если они есть, уже несут информативную нагрузку, интуитивно понятную всем. Синяя полоска – труба рассчитана исключительно на холодное водоснабжение, красная – способна выдерживать повышенные температуры. Однако и такая цветовая маркировка (которой, кстати, очень часто и вовсе нет), является только весьма приблизительной, не раскрывающей в полной мере эксплуатационных возможностей той или иной трубы. Она помогает уже просто не ошибиться в период проведения монтажа системы. Кстати, ещё продольная линия хороша и тем, что становится хорошим ориентиром при стыковке сопрягаемых деталей по время пайки.

Гораздо больше информации дает буквенно-цифровая маркировка, которая, как правило, нанесена на внешней стенке. Вот здесь уже стоит быть повнимательней.

Международное сокращенное обозначение полипропилена – PPR. Существует несколько разновидностей материала, и можно встретить обозначения РРRC, РР-Н, РР-В, РР-3 и другие. Но чтобы не запутать окончательно потребителя, существует более четкая градация труб – по типам, в зависимости от допускаемого давления перекачиваемой жидкости и ее температуры. Всего таких типов – четыре: PN-10, PN-16, PN-20, PN-25. Чтобы не рассказывать долго о каждом из них, можно привести табличку, которая характеризует эксплуатационные возможности и сферы применения труб.

полипропеленовые трубы

Тип полипропиленовых труб Рабочее давление (номинальное) Области применения труб
МПа технических атмосфер, бар
PN -10 1.0 10.2 Холодное водоснабжение. Как исключение - магистрали подводки к контурам водяного "теплого пола", с масимальной рабочей температурой теплоносителя до 45 °С. Материал самый доступный по стоимости - по причине не особо выдающихся физико-технических и эксплуатационных параметров.
PN -16 1.6 16.3 Самый ходовой вариант для автономных систем холодного и горячего водоснабжения, с рабочей температурой не более 60˚С, давлением не выше 1,6 МПа.
PN -20 2.0 20.4 Холодное и горячее автономное или центральное водоснабжение. Возможно использование в автономных системах отопления, где гарантированно отсутсвуют гидроудары. Температура теплоносителя не должна превышать 80 ˚С.
PN -25 2.5 25.5 Горячее централизованное водоснабжение, системы отопления с темпратурой теплоносителя до 90÷95˚С, в том числе - и центральные. Самый прочный, ни и самый дорогой тип труб.

Безусловно, для того чтобы труба выдерживала повышенные давления и температуру, у нее должны быть более толстые стенки. Значение толщины стенок и, соответственно, диаметр условного прохода полипропиленовых труб различных типов – в таблице ниже:

Наружный диаметр трубы, мм Тип полипропиленовых труб
PN -10 PN -16 PN -20 PN -25
Диаметр прохода, мм Толщина стенки, мм Диаметр прохода, мм Толщина стенки, мм Диаметр прохода, мм Толщина стенки, мм Диаметр прохода, мм Толщина стенки, мм
16 - - 11.6 2.2 10.6 2.7 - -
20 16.2 1.9 14.4 2.8 13.2 3.4 13.2 3.4
25 20.5 2.3 18 3.5 16.6 4.2 16.6 4.2
32 26 3 23 4.4 21.2 5.4 21.2 3
40 32.6 3.7 28.8 5.5 26.6 6.7 26.6 3.7
50 40.8 4.6 36.2 6.9 33.2 8.4 33.2 4.6
63 51.4 5.8 45.6 8.4 42 10.5 42 5.8
75 61.2 6.9 54.2 10.3 50 12.5 50 6.9
90 73.6 8.2 65 12.3 60 15 - -
110 90 10 79.6 15.1 73.2 18.4 - -

При всех достоинствах полипропилена, есть у него и довольно значимый недостаток – весьма значительное линейное расширение при нагреве. Если для холодных трубопроводов, расположенных внутри здания, это не столь существенно, то для труб горячего водоснабжения или для контуров отопления такая особенность может привести к прогибанию, провисанию длинных участков, деформации сложных развязок, возникновению внутренних напряжений в теле трубы, сокращающих срок ее службы.

Чтобы максимально снизить влияние температурного расширения, применяют армирование труб. Оно может быть алюминиевым или стеклопластиковым.


Стеклопластиковый армирующий пояс всегда располагается примерно по центру толщины стенки трубы, и никак не влияет на технологию пайки.

А вот с алюминиевым – несколько сложнее. Существует два типа подобного армирования. В одном случае слой фольги расположен в непосредственной близости от внешней стенки трубы (на иллюстрации – внизу слева). Другой вариант – армирующий пояс проходит примерно в центре стенки. Для каждого из типов подобного армирования существуют особые технологические нюансы монтажа, о которых будет сказано ниже.

И стекловолоконное, и алюминиевое армирование существенно снижает температурное линейное расширение полипропиленовых труб. Кроме того, алюминиевый слой выполняет и еще одну функцию: он становится барьером против кислородной диффузии – проникновения молекул кислорода из воздуха через стенки трубы в теплоноситель.

Проникновение кислорода в жидкую среду теплоносителя способно вызвать ряд негативных последствий, среди которых главными являются повышенное газообразование и активизация коррозионных процессов, что особо опасно для металлических деталей котельного оборудования. Армирующий слой способен многократно снизить подобный эффект, поэтому такие трубы чаще всего применяют именно для контуров отопления. В водопроводных системах вполне можно обойтись стеклопластиковым армированием, которое на диффузию значимого воздействия не оказывает.

Типы полипропиленовых труб Обозначение Коэффициент температурного расширения,
м×10 ⁻⁴ /˚С
Показатели диффузии кислорода,
мг/м²× 24 часа
Однослойные трубы:
PPR 1.8 900
Многослойные трубы:
Полипропиленовые, армированные стекловолокном. PPR-GF-PPR 0.35 900
Полипропиленовые, армированные алюминием. PPR-AL-PPR 0.26 0

Ниже на иллюстрации приведен пример маркировки полипропиленовой трубы:


1 – на первом месте обычно располагается название компании-изготовителя, наименование модели трубы или ее артикул.

2 – материал изготовления и строение трубы. В данном случае – это однослойная полипропиленовая. Трубы со стекловолоконным армированием обычно маркируются PPR-FG-PPR, с алюминиевым – PPR-AL-PPR.

Могут встречаться армированные трубы с внешним полипропиленовым слоем и внутренней стенкой из сшитого полиэтилена. Они будут иметь обозначение, например, PPR-AL-PEX или PPR-AL-PERT. На технологию пайки это не влияет, так как внутренний слой в ней участия не принимает.

3 – стандартный размерный коэффициент трубы, равный отношению внешнего диаметра к толщине стенки.

4 – номинальные значения внешнего диаметра и толщины стенки.

5 – упоминавшийся выше тип трубы по номинальному рабочему давлению.

6 – перечень международных стандартов, которым соответствует изделие.

Трубы обычно реализуются стандартными отрезками по 4 или 2 метра. Большинство торговых точек практикует продажу с нарезкой, кратной 1 метру.

Ко всем трубам в продаже представлены многочисленные комплектующие – фитинги резьбовые, для перехода на другой тип труб, с внешней или внутренней резьбой или с накидной гайкой американкой, муфты, тройники, переходы по диаметрам, отводы пол углом 90 и 45 градусов, заглушки, обводные петли, компенсаторы и другие необходимые детали. Кроме того, есть возможность приобретения кранов, вентилей, коллекторов, «косых» фильтров грубой очистки воды, предназначенных для непосредственного впаивания в полипропиленовую трубную разводку.


Одним словом, подобное разнообразие позволяет выбрать наиболее удобную схему сборки системы практически любой степени сложности. Стоимость большинства таких деталей – очень невысока, что позволяет приобрести их с определенным запасом, хотя бы для того, чтобы перед началом практического монтажа провести небольшое тренировочное занятие – так сказать, «набить руку».

Способы соединения полипропиленовых труб

Полипропилен является термопластичным полимером – при нагревании его структура начинает размягчаться, и при соединении двух равномерно нагретых до определенной температуры фрагментов происходит взаимная диффузия, точнее даже – полифузия, то есть взаимопроникновение материала. При остывании свойства полипропилена не изменяются, и при качественном соединении – обеспечении оптимального нагрева и требуемой степени сжатия, после обратной полимеризации границы как таковой быть не должно – получается полностью монолитный узел.

Именно на этом свойстве и базируются основные технологические приемы соединения полипропиленовых труб – этот метод часто называют полифузной сваркой.

Подобная сварка (пайка) может проводиться муфтовым или стыковым способом.

  • Муфтовая сварка – это как раз та технология, которая чаще всего применяется при монтаже водопровода или контуров отопления в условиях дома или квартиры. Она рассчитана на трубы малого и среднего диаметра, до 63 мм.

Смысл ее в том, что любой соединительный узел предполагает использование двух деталей – это сама труба и муфта, внутренний диаметр которой несколько меньше, нежели наружный диаметр трубы. То есть в нормальном, «холодном» виде детали сопряжению не поддаются. Муфтой может выступать не только, простите за тавтологию, сама соединительная муфта, но и монтажный участок тройника, отвода, крана, резьбового фитинга и других комплектующих деталей.

Принцип проведения подобной сварки показан на схемах ниже.


Труба (поз. 1) и муфта или любой другой соединительный элемент (поз. 2) одновременно насаживаются на нагревательные элементы сварочного аппарата.

На сам рабочий нагреватель заранее соосно установлена пара нужного диаметра, состоящая из металлической муфты (поз. 4), в которую будет вставляться труба, и дорна (поз. 5), на который одевается необходимый соединительный элемент.


В период прогрева по внешней поверхности трубы и внутренней – муфты, образуется пояс расплавленного полипропилена, примерно одинаковой ширины и глубины (поз. 6). Важно правильно выбрать время прогрева, чтобы процесс расплава не захватил всю стенку трубы насквозь.


Обе детали одновременно снимаются с нагревателя, и соосно, с усилием, соединяются между собой. Расплавленный пластичный наружный слой полипропилена позволит трубе плотно зайти в муфту до упора, на длину прогретого участка.


На этом этапе происходит процесс полифузии, остывания и полимеризации. В итоге получается надежное соединение, которое хотя на схеме и показано заштрихованным участком (поз. 7), но на деле, если взглянуть на разрез, то его вообще не видно – практически монолитная стенка.

  • Стыковая сварка производится несколько иначе.

Одно из главных отличий – стыкуются детали обязательно одинаковые по внутреннему и внешнему диаметру.


Первый шаг – это точная подгонка торцов, чтобы обеспечивалось идеальное их прилегание друг к другу.


Трубы поджимаются с двух сторон с торцевателю – вращающемуся диску (поз. 2) с точно выставленными ножами (поз. 3)


Трубы вновь поджимаются к центру, и на торцах, на всю толщину стенки, образуются области расплавления полипропилена (поз. 5).



И, по аналогии с предыдущим случаем, по мере остывания сварной шов полимеризуется, создавая надежное соединение двух труб.

Принцип кажется несложным, но это только на первый взгляд. При такой технологии сварки определяющее значение имеет точнейшая центровка сопрягаемых деталей. Кроме того, при муфтовой сварке необходимая степень сжатия сопрягаемых расплавленных участков обеспечивается в большей мере разницей в диаметрах деталей. В данном же случае требуется приложение значительного внешнего усилия, направленного строго по оси соединяемых труб. Все эти условия возможно соблюсти только при использовании специального, достаточно сложного аппарата станочного типа.


Существует немало аппаратов для стыковой сварки, но практически все они имеют мощную станину с направляющими и хомутами для зажатия труб под различные диаметры – для обеспечения соосности соединения, съемные или откидывающиеся торцеватель и нагреватель, механизм создания требуемого сжатия – ручной, гидравлический, с электроприводом и т.п.

Такая технология используется, как правило, только профессионалами при прокладке магистральных труб, и вероятность столкнуться с ней на бытовом уровне – практически нулевая.


Существует еще и «холодный» способ сварки – с использованием клея на основе сильнодействующего органического растворителя. Смысл заключается в том, что при обработке таким составом поверхностные слои полимера размягчаются. Детали можно в это время соединить в нужном положении, а так как растворители обычно обладают высокой летучестью, быстро испаряются. то процесс обратной полимеризации начинается достаточно быстро.

Такая технология в большей степени подойдет для поливинилхлоридных (ПВХ) труб, не обладающих должной термопластичностью. Кроме того, подобны способ соединения имеет, пожалуй, больше недостатков и ограничений в использовании, нежели достоинств, поэтому особой востребованностью не пользуется, тем более что есть простая и доступная всем технология муфтовой полифузной сварки.

Что потребуется для проведения монтажных работ

Итак, в дальнейшем будем рассматривать исключительно муфтовую полифузную сварку (пайку) . Чтобы самостоятельно справиться с этой задачей, необходимо подготовить ряд инструментов и принадлежностей.

  • В первую очередь это, безусловно, аппарат для сварки полипропиленовых труб. Стоит такой инструмент – не столь дорого, и многие рачительные хозяева уже имеют его в своем домашнем «арсенале».

К сварочному аппарату обязательно должны прилагаться комплекты «муфта-дорн» необходимых диаметров. Большинство аппаратов позволяют на своем нагревательном элементе одновременно разместить по две, а иногда – и по три пары рабочих насадок, что позволяет без перерывов на замену проводить монтаж системы, в которой используются трубы различных диаметров.

Если своего аппарата нет, и обстоятельства в настоящий момент не позволяют его приобрести, то многие магазины салоны практикуют краткосрочную аренду с посуточной платой – можно воспользоваться такой возможностью.

Если решились покупать аппарат для сварки полипропиленовых труб …

Все сварочные аппараты устроены примерно одинаково и работают по сходному принципу, однако имеют и определенные различия по компоновке и функциональности. Полезная информация для решившихся на такую покупку размещена в статье нашего портала, специально посвященной .

По тексту может встретиться определение аппарат для пайки труб – но это лишь «игра слов». Никакой разницы между этими понятиями в данном случае нет.

  • Для нарезки трубы требуются особые ножницы. Причем, они должны быть остро отточены, с исправным трещоточным механизмом, обеспечивающим плавный рез. Лезвие не должно иметь зазубрин или искривлений.

Конечно, можно отрезать трубу ножовкой, просто полотном по металлу или даже «болгаркой», но это – абсолютно не профессиональный подход, так как нужной точности и ровности реза такими инструментами не добиться.

аппарат для сварки полипропеленовых труб

  • Необходимо приготовить инструмент для разметки – рулетку, линейку, строительный угольник, маркер или карандаш. Чтобы правильно разместить трубы, приходится прибегать к помощи уровня.
  • Если планируется пайка полипропиленовых труб с алюминиевым армированием, то необходимы дополнительные инструменты.

— если труба имеет внешнее армирование, то потребуется шейвер, который зачистит алюминиевый слой в месте провара.


— если алюминиевый армированный слой расположен глубоко в толще стенки, то труба все равно требует предварительной подготовки, но в этом случае уже используется торцеватель.


Торцеватель внешне часто похож на шейвер, но разница между ними есть – она заключается в расположении ножей. У шейвера срез идет по касательной параллельно оси трубы, а у торцевателя, как понятно даже их названия, нож обрабатывает торец и снимает небольшую фаску.

Читайте полезную статью , а также ознакомьтесь с разновидностями и критериями выбора, на нашем портале.

Подробнее на этом моменте остановимся при рассмотрении технологии пайки труб.

  • Многие это упускают из виду, но свариваемые участки труб и муфт должны очищаться от грязи, пыли, влаги, а затем и обезжириваться. Значит, необходимо приготовить чистую ветошь и спиртосодержащий растворитель (например, обычный этиловый или изопропиловый спирт).

А вот использовать растворители на базе ацетона, сложных эфиров, углеводородов – не следует, так как полипропилен не обладает стойкостью к ним, и стенки могут оплыть

  • Необходимо позаботиться и о защите рук. Работать ими придется в непосредственной близости от нагревательного элемента аппарата, и получить серьезный ожог – проще простого.

Лучше всего для этого дела подойдут замшевые рабочие перчатки – они практически не стесняют движений, не начнут тлеть от контакта с раскаленным нагревателем, и надежно защитят руки.

И еще одно важное предупреждение. Большинство монтажных работ очень часто можно проводить не по месту, а, например, на верстаке в мастерской – некоторые аппараты даже имеют специальные кронштейны с зажимами для надежной фиксации на столе. Это удобно в том плане, что собранный узел затем достаточно быстро устанавливается, например, в тесных и неудобных условиях ванны или санузла.

В любом случае, где бы ни проводилась пайка, необходимо обеспечить высокоэффективную вентиляцию. При нагреве полипропилена выделяется газ с резким запахом. Запах еще не самое страшное – при длительном вдыхании может возникнуть серьезная интоксикация. Поверьте, опробовано на «собственной шкуре». Автор этих строк сутки провалялся с температурой под 39° после семи часов работы в достаточно просторном совмещенном санузле, с, казалось бы, неплохо работающей вентиляционной отдушиной. Не повторяйте ошибок!

Как проводится пайка полипропиленовых труб

Общие технологические приемы сварки полипропиленовых труб

  • Прежде всего, начинающий мастер должен чётко представлять, что он собирается смонтировать. Должна быть подготовлена подробная схема-чертеж, с проставленными размерами и указанием конкретных деталей – этот же «документ» станет основой для приобретения необходимого количества труб и комплектующих.
  • Если позволяют условия, например, в помещении, где будет осуществляться монтаж, еще нет отделки, то схему лучше всего перенести непосредственно на стены – так будет и нагляднее, и можно промерять необходимые длины труб буквально по месту.

Залог успеха – постараться максимально возможное количество узлов выполнить в удобном рабочем положении, на верстаке. Работать с паяльным аппаратом непосредственно на месте, да еще и в одиночку, без помощника – чрезвычайно сложная задача, и допустить погрешность при этом – очень несложно. Понятно, что таких операций полностью избежать не получится, но их количество должно быть сведено к возможному минимуму.

  • Готовится к работе паяльный аппарат. На его нагреватель надеваются и затягиваются винтом рабочие пары – муфты и дорны необходимых для работы диаметров. Если предполагается работа с одним типом трубы, то нечего и мудрить – одевается одна пара, максимально близко к концу нагревателя.

Есть сварочные аппараты и с цилиндрическим нагревательным элементов – у него несколько иное крепление рабочих элементов, по типу хомутного. Но разобраться в этом – несложно.

  • Работать будет намного удобнее, если аппарат будет жестко закреплен на рабочей поверхности верстака. Очень здорово, если конструкцией предусмотрен винт по типу струбцины, для крепления на краю столешницы. Но и с обычным аппаратом можно постараться придумать какую-нибудь фиксацию. Например, если позволяет поверхность, ножки подставки прикручивают саморезами к верстаку.

Даже при зафиксированной подставке аппарат может «вихляться» в ней – люфт обязательно будет. Здесь тоже можно предусмотреть свое крепление – высверлить отверстие и вкрутить саморез. Когда паяльник нужен будет для выносной работы, снять это крепление – дело нескольких секунд.


  • Паяльник включается в сеть. Если у него есть регулировка температуры, то выставляется примерно 260 °С – это оптимальная температура для работы с полипропиленом. Не следует никого слушать, что для 20-й трубы нужно 260 градусов, для 25 – уже 270 и так далее - по нарастающей. Температура едина, просто изменяется время прогрева сопрягаемых деталей. Во всяком случае, те таблицы, которые прилагает производитель в паспорте изделия, и которая будет размещена ниже в этой статье, рассчитаны именно на такой уровень нагрева.
  • Обычно на паяльнике имеется световая индикация. Горящая красная лампочка говорит о том, что работает нагревательный элемент. Зеленая – аппарат достиг рабочего режима.

Впрочем, у многих моделей имеются свои особенности индикации. Некоторые аппараты имеют даже цифровой дисплей с индикацией температуры. Во всяком случае, прибор «даст знать» что он прогрелся до необходимого уровня.

  • Готовятся к работе сопрягаемые детали – отрезается необходимый кусок трубы, побирается соединительный элемент, согласно схеме монтажа.

  • Не многие это делают, а между тем технология требует – обязательная очистка участка соединения от возможной грязи и пыли, и обезжиривание. Кроме того, совершенно недопустимы даже малейшие капельки воды или влажная поверхность – водяной пар может попасть в слой расплава, создать там пористую структуру, и этот соединительный узел рискует рано или поздно потечь.
  • Следующий шаг – это разметка соединения. На трубе необходимо отмерить от торца и карандашом (маркером) отметить длину пояса провара. Именно до этой отметки труба будет вводиться в нагревательную муфту, затем – и в соединительную деталь. Для каждого диаметра установлена своя величина – она будет указана в таблице ниже.

Вторая метка наносится, если имеет значение взаимное расположение сопрягаемых деталей. Например, на одной из сторон отрезка трубы уже вварен отвод 90°, а с другой предстоит смонтировать, скажем, тройник, но так, чтобы его центральный канал расположился под углом к отводу относительно оси. Для этого вначале точно определяют положение деталей, а затем наносят риску через границу, по обеим.


Особо много времени на выбор правильной позиции в ходе пайки уже не будет, а подобная «хитрость» поможет точно позиционировать сопрягаемые детали.

  • Следующий шаг – это уже непосредственно пайка соединения. Она в свою очередь, также включает несколько фаз:

— С двух сторон одновременно труба вводится в муфту паяльника, а соединительный элемент одевается на дорн. Труба должна зайти до сделанной отметки, соединительный элемент – до упора.


— После того как труба и соединительный элемент вставлены до конца, начинается отсчет времени прогрева. Для каждого диаметра установлен свой оптимальный срок, которым и следует руководствоваться.


— Как только время истекло, обе детали снимаются с нагревательных элементов. У мастера есть буквально несколько секунд, чтобы придать деталям правильно положение и, обязательно, соосность, вставить одну в другую с усилием и завести до той же отметки. Легкая корректировка, без проворачивания относительно оси, допускается только в течение одной-двух секунд.


— В этом положении детали должны удерживаться, без малейшего смещения, в течение установленного срока фиксации.


— После этого собранный узел не должен испытывать никакой нагрузки на время установленного периода остывания и полимеризации полипропилена. И только затем его можно считать готовым

Теперь – об основных параметрах, которых необходимо придерживаться при проведении монтажа. Для удобства восприятия они сведены в таблицу:

Наименование показателей Диаметр трубы, мм
16 20 25 32 40 50 63
Длина провариваемого участка трубы, мм 13 14 16 18 20 23 26
Время нагрева, секунд 5 5 7 8 12 12 24
Время на перестановку и соединение, секунд 4 4 4 6 6 6 8
Время для фиксации соединения, секунд 6 6 10 10 20 20 30
Время на остывание и полимеризацию узла, минут 2 2 2 4 4 4 6
Примечания:
- Если свариваются тонкостенные трубы типа PN10, то период прогрева самой трубы сокращается вдвое, но время нагрева соединительной детали остается таким же, как указано в таблице.
- Если работы проводятся ну улице или в холодном помещении при температуре ниже +5°С, то срок прогрева увеличивают на 50%.

Насчет уменьшения установленного времени прогрева (за исключением упомянутого в примечании к таблице случая) не может быть и речи – качественного соединения не получится, и узел обязательно со временем потечет. А вот по поводу некоторого незначительного увеличения - у мастеров единства взглядов нет. Мотивация здесь такова, что трубы различных производителей могут слегка отличаться материалом, то есть встречаются более жесткий или, наоборот, мягкий полипропилен. Но у мастеров есть наработанный опыт, точное знание используемого материала, а для новичка все же рекомендуемые показатели должны быть взяты за основу.

Добрый совет – при покупке труб и комплектующих – взять небольшой запас самых дешевых соединительных элементов, и провести эксперимент - тренировку. Можно подготовить несколько отрезком трубы и выполнить пробные пайки.

При качественной пайке внутри соединительного узла по окружности создается аккуратный буртик высотой порядка 1 мм, который не станет мешать свободному проходу воды. Снаружи также будет образован аккуратный буртик, не портящий внешнего вида соединения.

ножницы для труб


А вот перегрев уже чреват получением бракованного соединения. Расплавленный полипропилен начинает при совмещении деталей продавливаться внутрь, где образуется и застывает «юбка», в значительной мере закрывающая проход. Напор воды в таком водопроводе может быть пониженным, а кроме того, подобный дефект нередко со временем становится местом образования засоров.


Проведение подобного практического занятия поможет точно определиться со всеми параметрами пайки и избежать ошибок.

Особенности работы с трубами, имеющими алюминиевое армирование

Как уже упоминалось выше, здесь возможны два варианта – слой армирования расположен около поверхности трубы, или же в глубине стенки. Соответственно, различаются и методы подготовки трубы к свариванию.

  • Понятно, что расположенные у поверхности слой алюминия просто не даст провести полноценный прогрев и соединение узла. Кроме того, подобные трубы всегда имеют диаметр чуть выше, и попросту не войдут ни в нагревательную муфту, ни в соединительные элемент. Значит, необходим счистить этот слой до «чистого» полипропилена.

Для этого используется специальный инструмент – шейвер. В него вставляют отрезок трубы и начинают проворачивать – установленные ножи аккуратно последовательно срезают верхнее полимерное покрытие и расположенный под ним алюминий.

Обработку ведут до упора трубы в дно инструмента – размеры шейвера предусмотрены такими, что он срежет фольгу ровно в той полосе, которая и требуется для сварного соединения при данном диаметре, то есть можно даже не проводить соответствующую разметку.

При пайке весь очищенный участок должен быть прогрет, а потом вставлен в соединительную деталь полностью. Оставлять снаружи даже тонкую полоску защищенной трубы – запрещается.

  • Если алюминиевая фольга спрятана в тоще материала, то она, казалось бы, никак не помещает качественной пайке. Но здесь уже есть другой нюанс.

Если труба не будет защищена с торца, то проходящая под давлением вода будет пытаться расслоить ее, найти выход между алюминиевым слоем и внешней полипропиленовой оболочкой. Алюминий, кроме этого, может начать корродировать, терять свою прочность. Итогом такого расслоения сначала становятся «волдыри» на теле трубы, которые затем обязательно заканчиваются крупной аварией.


Выход - создать такие условия, чтобы при проведении сварки торец трубы и алюминиевый слой были бы полностью закрыты расплавленным полипропиленом. А этого можно достичь, проведя обработку специальным инструментом, о котором говорилось выше –торцевателем.

Внешне он может быть схожим с шейвером, но ножи его расположены иначе – они точно выровняют торец, срежут фаску и удалят тонкую, порядка 1.5 – 2 мм от обреза, полоску алюминиевой фольги по окружности. При прогреве и в ходе сопряжения деталей создаваемый буртик расплавленного полипропилена полностью закроет торец трубы, и узел получит необходимую надежность.

Трубы со стекловолоконным армированием никаких особенностей монтажа не имеют.

  • Процесс пайки, как говорилось, лучше всего проводить на удобной просторной рабочей площадке, по максимуму собирая готовые узлы водопровода (контура отопления), и лишь потом устанавливая и соединяя их по месту.

Работа «у стены» всегда более сложная, трудоемкая и нервная, так как приходится одной рукой удерживать достаточно тяжеловесный аппарат, одновременно обеспечивая подачу на нагрев обеих сопрягаемых деталей. Нередко без помощника такое сварное соединение выполнить практически невозможно. Поэтому и стоит свести количество подобным операций к минимуму.


Но при этом важно не допустить оплошность. Для соединения узла необходимо обеспечить определённую степень свободы сопрягаемым деталям – их нужно развести в стороны, чтобы установить между ними сварочный аппарат (плюс к этому нагревательная пара также имеет определенную ширину), затем аккуратно, без перекоса вставить в дорн и муфту, после прогрева обеспечить поступательное снятие, а затем – соединение. Необходимо заранее предусмотреть этот момент – хватит ли имеющегося люфта, чтобы выполнить все эти манипуляции.

  • Бывает, что неопытные мастера, не предусмотрев этот нюанс, сталкиваются с тем, что остался последний сварной шов, а выполнить его – нет никакой возможности. Что делать?

Выходом может стать вваривание в разрезанную трубу разборной соединительной пары – резьбового фитинга и муфты с накидной гайкой-«американкой». Соединение получается надежным, а припаять такие элементы даже в подобных сложных обстоятельствах – уже не составит труда.

  • Если хоть какой-то узел в ходе монтажа вызывает даже малейшие сомнения – безо всякого сожаления его следует вырезать и вварить другие детали. Поверьте, это не займет много времени и не повлечет серьезных затрат. Но вот если со временем такой сомнительный участок вдруг даст протечку – последствия могут быть весьма печальными.
  • О следующей группе ошибок уже говорилось выше – это нарушение технологии пайки труб. Сюда можно отнести недостаточный или чрезмерный прогрев. Усилие, приложенное к деталям при соединении, должно быть в меру. Слишком сильное сжатие приведет к образованию внутренней «юбки». Не менее опасно недостаточное приложение силы – труба не входит в гнездо соединительной детали до конца, там остается небольшой участок с увеличенным диаметром и утончённой стенкой – потенциальное место прорыва!

  • Не забывайте про очистку свариваемых деталей от грязи и жира. Возможно, это кажется несущественным, но в практике – вполне достаточно случаев, когда подобное пренебрежение впоследствии оборачивалось слабым соединением и образованием протечки.
  • Очень опасны попытки изменить положение деталей в период схватывания и остывания соединения. Внешне это может и не проявиться, но в соединительном шве появляются микротрещины, который впоследствии приводят к авариям. Не нравится соединенный узел – «в топку» его, и делайте новый, но не пытайтесь изменить!
  • При зачистке армированной трубы на очищенном участке не должно оставаться даже крошечного фрагмента фольги – это способно стать потенциальным местом будущей протечки.
  • Еще одна рекомендация. Понятно, что материал должен быть качественным – не стоит гнаться за дешевизной, так как проиграть можно намного больше, тем более что даже брендовые полипропиленовые трубы и комплектующие к ним – не настолько дороги. Но известны случаи, когда при монтаже качественных труб, проведенном с точным соблюдением технологии, соединительные узлы все же со временем начинали подводить. А причина проста – использовался действительно качественный материал, но различных производителей. Несущественные, казалось бы, отличия в химическом составе и физико-технических характеристиках полипропилена давали такой неожиданный результат – полноценная диффузия расплавов не достигалась.

Поэтому – совет напоследок: применяйте качественные трубы одного производителя. Наверное, понятно, что и все комплектующие тоже должны быть этого же бренда.

В завершение публикации – познавательный видеосюжет о пайке полипропиленовых труб:

Видео: мастер делится секретами качественной пайки полипропиленовых труб

Раньше трубопроводы для транспортировки жидкости составлялись в большинстве случаев из стальных труб. Сейчас они заменяются на более современные полипропиленовые изделия. Об особенностях материала, а также о том, как выполнять сварку таких труб, пойдет речь в статье.

На данный момент от использования стальных труб при укладке бытовых трубопроводов практически отказались. Им на замену пришли полипропиленовые трубы, обладающие множеством преимуществ. Монтаж такого трубопровода отличается простотой, выполняется посредством сварки. Освоить ее получится у любого желающего.

Особенности полипропиленовых труб

Полипропиленовые трубы отличаются главным образом тем, что они дешевле стальных, при этом обладают хорошими эксплуатационными характеристиками. Материал изготовления устойчив к коррозийному воздействию и крайне долговечен.

Как уже было упомянуто выше, соединение труб осуществляется сваркой. Стыки при этом получаются надежными и очень герметичными. Если знать технологию сварки полипропиленовых труб, то монтаж такого трубопровода в доме не займет много времени.


Область применения труб из полипропилена:

  • Монтаж бытовых трубопроводов для транспортировки холодной и горячей воды;
  • Сборка газопроводов;
  • Создание отопительных систем;
  • Использование в промышленности, транспортировка любых жидкостей, даже химических;
  • Монтаж систем канализации.

Чтобы собрать надежную конструкцию, которая прослужит много десятков лет, полипропиленовые трубы соединяются посредством диффузной сварки. Такой способ характеризуется быстротой реализации, а также высоким качеством.

Инструменты и материалы для сварки ПП труб

Чтобы выполнить монтаж ПП трубопровода собственными руками, необходимо заготовить специальное оборудование. Основным инструментом в этом деле является сварочный станок с подходящими насадками. Приобрести его получится по цене приблизительно в 100-120 у.е.

Стоимость аппарата формируется из его технических характеристик, а также набора поставки. Поскольку инструмент потребуется только для монтажа полипропиленовых труб, то от него не требуется высокий показатель мощности. Он будет определять исключительно время выполнения работы, но не конечное качество, а также степень герметичности сварного соединения.


Если говорить о комплектации, то необходимо проверить, что набор включает в себя насадки, подходящие по диаметру для сварки ПП труб. Обычно туда входят все распространенные размеры. Если же планируется сварка трубы нестандартного диаметра, то соответствующую насадку можно докупить.

Если планируется выполнение разового монтажа трубопроводной системы, то не имеет смысла приобретение сварочного аппарата. Гораздо разумнее взять его в аренду в специализированной монтажной компании.

Прочие приспособления для монтажа конструкции:

  • Обезжиривающий состав (с задачей хорошо справится спирт);
  • Неворсистая натуральная тряпка;
  • Рулетка;
  • Строительный карандаш либо маркер для разметки;
  • Торцеватель либо нож.

Рекомендация. Чаще всего набор поставки сварочного аппарата включает в себя труборез. Этот инструмент используется для легкой и аккуратной нарезки труб. Если он отсутствует в комплектации, труборез необходимо приобрести отдельно.

Подготовка к сварке труб из полипропилена

Для начала необходимо нарисовать план трубопровода. На нем нужно разметить размеры труб, места размещения арматуры, а также ее количество. Перед самой сваркой проводится комплекс подготовительных действий, необходимых для успешного выполнения работы.

Для начала необходимо проверить труборез, если он новый. Проще всего это сделать с помощью лишней трубы или ее участка. Срез должен выйти аккуратным и гладким. Теперь можно переходить к нарезанию труб. Заранее замерьте нужные размеры отрезков. Для выполнения задачи вместо трубореза можно использовать ножовку по металлу. В таком случае необходимо дополнительно обработать срез, устранив все дефекты.


Стоит проверить, круглые ли трубы (они бывают сплюснутыми - это деформация). Затем замеряется глубина вхождения изделия в фитинг. Ее нужно отметить на внешней стороне трубы, при этом зазор должен составлять примерно один миллиметр. Нельзя задвигать трубу до самого конца. При выполнении сварки потребуется знание глубины вхождения.

К аппарату для сварки подключаются насадки нужного диаметра. Затем прибор включается. Ему требуется какое-то время для разогрева. Для сварки П П труб необходима температура 260 градусов. Обычно на сварочной установке присутствует специальный регулятор и сигнальная система. Она сработает, когда аппарат нагреется до заданного значения.

Еще до начала сварки необходимо проверить, что выбранные насадки подходящего диаметра. Срезы труб должны быть гладкими и обезжиренными. Лучше всего протереть спиртом сами насадки. В таком случае на них не налипнут частицы полипропилена.

Технология сварки

Предварительно нужно обезжирить срезы труб. Когда насадка нагреется до нужной температуры, на нее надевается элемент фитинга, а уже потом труба. Теперь необходимо подождать, пока детали нагреются. Их ни в коем случае нельзя прокручивать, так как это приведет к деформации.

Сварка полипропиленовых труб должна продолжаться ровно столько времени, сколько указано в таблице из инструкции к аппарату. Данный показатель зависит от двух факторов: мощность сварочной системы и диаметр сечения трубы.


Частые ошибки при выполнении работы

Существуют частые ошибки при сварке полипропиленовых труб. Они связаны с неаккуратным проведением работы или отсутствием некоторых подготовительных действий. Знание возможных ошибок позволит избежать различных осложнений при выполнении задачи.

Проблемы могут возникнуть в том случае, когда не нанесена разметка, определяющая глубину введения труб. В этом случае может возникнуть зазор между элементами больше или меньше одного миллиметра. Такое соединение является крайне ненадежным. При эксплуатации оно быстро выйдет из строя.


Ни в коем случае нельзя сильно сжимать полипропиленовые трубы при сварке. В результате таких действий внутри изделий может скопиться расплавленный пластик. Он будет затруднять транспортировку жидкости либо полностью закупорит трубу.

Аналогичная проблема может случиться, если трубы будут перегреты еще до сварки. Поэтому необходимо следить за температурой, когда идет выполнение работы.

Сам по себе принцип сварки полипропиленовых труб довольно простой. С освоением этой технологии справится любой желающий. Когда человек ознакомится со всеми нюансами процесса и заготовит все необходимые материалы и инструменты, он может смело переходить к монтажу трубопровода из ПП.

Такая технология монтажа трубопроводов различного назначения, как сварка полипропиленовых труб, стала настоящей находкой для многих самодеятельных мастеров.

Трубы из полипропилена используются при устройстве водопроводных, отопительных и канализационных коммуникаций.

Выбравшие этот способ устройства водопроводных, отопительных и канализационных коммуникаций перестали быть зависимыми от услуг сварщиков, которые обходились довольно дорого.

Преимущества и недостатки ПП

Полипропиленовые трубы обладают рядом достоинств, среди которых:

  • долгий срок службы;
  • отсутствие коррозии;
  • небольшая масса;
  • легкость монтажа, с которой может справиться человек, не обладающий квалификацией электрогазосварщика.

К недостаткам ПП-труб можно отнести:

  • меньшую, по сравнению со стальными трубопроводами, прочность;
  • высокий коэффициент теплового расширения;
  • разрушение материала под воздействием ультрафиолетового излучения.

Для трубопроводов с холодной водой вопрос теплового расширения не так актуален, как для труб горячего водоснабжения и отопительных систем, однако с началом выпуска ПП-изделий, армированных фольгой или стекловолокном, проблему провисания нагретых водоводов можно считать закрытой. Что касается прочности, то пластиковые трубы лучше располагать под облицовкой. Таким же образом их следует защищать от солнечных лучей.

Если вы решились, взвесив все достоинства и недостатки полипропиленовых труб, соорудить из них своими руками трубопровод, то рекомендации о том, как должна вестись сварка пластиковых труб, наверняка вам пригодятся.

Вернуться к оглавлению

Какие трубы использовать

Сразу следует сказать о наиболее востребованных в устройстве трубопроводных систем трубок из полипропилена. В их числе:

  • трубы сечением 32 мм (они применяются в стояках и подводящих трубопроводах);
  • изделия поперечником 25 мм (используются для монтажа стояков, поэтажной разводки, монтажа отопительных систем)
  • трубы диаметром 20 мм (подключение водопровода и отопительной системы).

Нужно напомнить, что для транспортировки горячей воды следует использовать армированные трубы, чей коэффициент теплового расширения равен 0,03, а для холодной воды можно использовать более дешевые изделия без армирующего слоя (их коэффициент расширения — 0,15).

Тем не менее изменение линейных размеров трубопровода, даже усиленного алюминиевой фольгой или стекловолокном на участке длиной 5 м может составить 15 мм (что же говорить о неармированных трубках, длина которых при нагреве до 90°С увеличивается на 1,5 см на каждом погонном метре).

Этот фактор следует учитывать при проектировании отопительной или водопроводной системы. Чтобы избежать напряжений в трубопроводе, на его прямолинейных участках протяженностью выше 5 м необходимо устанавливать не жесткий, а только поддерживающий трубу крепеж. Кроме того, на таких прогонах следует монтировать компенсаторы. Они могут изготавливаться П-образной формы или в виде петли.

Вернуться к оглавлению

Виды сварки ПП-труб

Схема сварки ПП-труб «встык».

Дополнительные повороты линии потребуют применения фитингов, а соединить их и трубы в единую систему поможет сварка пластиковых труб. Существует 2 ее типа.

  1. Фитинговая сварка.

Что касается последней, то она применяется при сборке трубопроводов диаметром 50 мм и более и толщиной стенок труб от 4 мм. Об этом способе будет рассказано позже. Необходимо отметить, что в домашних условиях монтаж такого трубопровода осуществляется редко, так как для него необходимо довольно дорогое специализированное оборудование. Эта технология в основном применяется для строительства магистральных водопроводов, в том числе и сточных.

Большее распространение получила фитинговая сварка, которую легко выполнить своими руками, купив или одолжив на время устройство для спаивания полипропиленовых труб.

Этот сварочный аппарат (по-другому, утюг или паяльник) отлично справляется с соединением трубопроводов самых востребованных в возведении индивидуальных систем водоснабжения и отопления диаметров.

Вернуться к оглавлению

Технология фитинговой сварки

Для сварки полипропиленовых труб потребуются фитинги.

Технология сваривания ПП-труб основана на физических свойствах полипропилена, плавящегося при нагревании до 175°С, но способного восстановить свою прочность при охлаждении, которое происходит в считаные минуты.

При сварке нагреваются и расплавляются и торцевая часть трубки, и фитинг. При стыковке в горячем состоянии они спаиваются воедино и, охлаждаясь, превращаются в практически монолитное соединение.

Сварка трубопровода ведется специальным паяльником, но в работе еще нужно использовать:

  • разметочный инструмент;
  • ножовку по металлу;
  • строительный нож.

Однако с помощью ножовки и ножа трудно, хотя и возможно, добиться качественной обработки торцевых кромок трубок, поэтому для резки лучше применять труборез, а также шейвер, которым перед сваркой зачищаются внутренние полости трубок с армированием.

Поскольку при сварке трубки загоняются в фитинги, то, рассчитывая длину трубопроводной системы, следует учитывать, что каждая трубка будет заглублена в них на 14-22 мм (зависит от диаметра труб и фитинга) с каждого торца. При вычислениях к общей протяженности трубопровода нужно добавить результат вычислений (к примеру, 15 мм х 2K, где K — количество сварных стыков).

«Утюг» оснащается специальными насадками, в которых одновременно нагреваются трубки и фитинги соответствующих друг другу диаметров. Температура нагрева составляет 260°С. Как только полипропилен становится достаточно пластичным, элементы трубопровода соединяются и некоторое время удерживаются с некоторым усилием. Во время фиксации собранных деталей не допускаются нагрузки, отклоняющиеся в сторону от оси сборки.

Вернуться к оглавлению

Ошибки при сварке водоводов

Кроме различных перекосов, которые приведут к недостаточной герметичности швов, домашний мастер при сборке водовода может допустить еще несколько ошибок.

  1. Монтируются загрязненные или влажные трубки: грязь станет причиной непровара, а испаряющаяся при нагреве вода деформирует соединение или образует в нем «раковины». Чтобы избежать подобных неприятностей, трубки дополнительно следует очищать непосредственно перед свариванием.
  2. Подлежащая нагреванию полость армированной ПП-трубки плохо очищена от алюминиевой фольги: необходимо проверять качество зачистки стенок.
  3. На насадках паяльника остается полипропилен после сварки предыдущего участка — в этом случае остатки пластика необходимо удалять, но использовать для его удаления можно только деревянные приспособления или тряпочку, чтобы не повредить слой тефлона. Очистку насадок нужно проводить на слегка теплом инструменте.
  4. Использование для сварки некачественного материала — следует покупать ПП-трубы только у добросовестных продавцов. Неоправданно дешевая продукция должна вызывать подозрение.
  5. Причина некачественной сварки — использование труб, сделанных в разных компаниях. У них может быть различный химический состав, поэтому время их нагревания и остывания, а также степень размягчения и способность к диффузии может различаться. Для каждого контура лучше приобретать изделия одного производителя. Желательно закупать все элементы водовода одной партией.
  6. Некачественный монтаж трубопровода — о перекосах уже было написано, но на герметичности соединений губительно сказываются:
  • недостаточное заглубление заготовки в фитинг;
  • слабый прогрев элементов (не будет их надежной спайки) или промедление с соединением труб, которое приведет к застыванию пластика еще до их сборки;
  • перегрев, из-за которого могут образоваться оплывы, ухудшающие проходимость коллектора;

Чтобы сварка пластиковых труб была качественной, следует воспользоваться данными следующей таблицы.

Из нее видно, что соединять нагретые ПП-трубки нужно как можно быстрее, а прижимать их друг к другу следует в течение времени, указанном в разделе «Время сварки». Кроме того, домашним мастерам, решившим собрать трубопровод самостоятельно, можно посоветовать сваривать линию еще до ее сборки на месте, где делать это будет неудобно. Поэтому необходима детальная схема с указанием точных размеров всех участков трубопровода и его конфигурации.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.