Управление и менеджмент - сходства и различия. Отличие «управления» от «менеджмента

В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Это наглядно показывает пример с лодкой. Предположим на лодке плывёт группа матросов, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движения руля были согласованы с манёврами парусов, чтобы судно держалось курса,- группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберётся до порта назначения: она, скорее всего, окажется там, куда занесут её ветер и течение (то есть внешняя среда).

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

Менеджмент (англ. management - управление, организация) - особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов.

Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.


Менеджмент.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент - это управление: самим собой, коллективом людей и человеко- машинными системами, к которым относятся практически любые организации. Теория управления людьми позволяет понять, что управление это не только принуждение с помощью административно-правовых, организационно- распорядительных и экономических методов, но и менеджмент персонала - обеспечение роста сотрудников в организации и их адаптация в коллективе. Менеджмент организации в соответствии с многообразием управленческих функций включает следующие виды менеджмента: оперативный, стратегический, инновационный, финансовый.

Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов.

Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:
чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;
чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности (а не только на доходы ее владельцев) и выполнение какой-то миссии;
чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия.

Бизнес - это вид экономической деятельности, направленный на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Основными формами организации бизнеса являются индивидуальное предпринимательство, партнерство и корпорация.

Менеджер имеет дело в основном с корпорациями. Корпорация является юридическим лицом, отделенным с позиций хозяйственного права от ее владельцев. Права владения корпорацией отдельными лицами определяются количеством акций-долей капитала. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпораций, определяемую их вкладом в акции. Акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не собственник вложенного капитала, а держатель права получать дивиденды и принимать участие в управлении делами компании.

Задача управления коллективами людей существовала всегда, как и были организации, в которых можно было выделить уровни управления. Ставилась цель с помощью организации заработать больше денег или получить политическую власть. Однако законы управления не изучались. Гениальные организаторы решали все вопросы интуитивно.

В 1911 г. Фредерик Тейлор учреждает Общество содействия научному менеджменту и публикует книгу: "Принципы научного управления". Он исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов и управление рабочими в плане их обучения может внести существенный вклад в успех организации.
Можно выделить несколько различных школ управления: школа научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческая, а также наука управления, которая включает количественный, процессный, системный и ситуационный подход.

Управление.

Под парадигмой управления понимается система взглядов, определяющая стержень мышления управленцев и экономистов. В плановой экономике парадигму управления составляли: политизация, концентрация производства, монополизация, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого государственного комплекса страны.

При переходе к рыночным отношениям формируется новая парадигма управления. Суть ее в следующем: гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанного на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Вмешательство государства допускается в следующих сферах: государственная поддержка науки, социально-экономическая сфера, структурно-инвестиционная, валютно-финансовая, научно-техническая. Рычагами управления в этом случае являются государственные заказы, лицензирование импорта и экспорта, установление кредитных ставок, стимулирование рационального использования ресурсов. Признание внерыночными следующих сфер хозяйствования: экология, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурно-региональных диспропорций, развитие эффективных международных отношений.

Если рассматривать управление как науку, то управление - это система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.Управление подразумевает способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Управление это целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Процесс управления представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе". Аппарат управления это совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

В управлении выделяют текущее, оперативное управление. Оперативное управление - управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль.

Органами управления являются организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.

В процессе управления возникают различные отношения управления, которые заключаются в отношениях между людьми в процессе управления, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления. По своему содержанию отношения управления могут быть экономическими, организационными, социальными и пр. Различают также формальные и неформальные отношения управления. Система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Выделяют следующие функции управления:

Определение целей и планирование;

Организация исполнения, координация и стимулирование деятельности исполнителей;

Учет и контроль исполнения.

Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании заняты выполнением одной и той же работы. Организации, достаточно крупные для того, чтобы обеспечить четкие разграничения в работе руководителей и не руководителей, обычно имеют такой большой объем управленческой работы, что она тоже должна быть разделена. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Например, на многих предприятиях имеются начальники финансового отдела, производственного отдела и службы маркетинга. Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, пока, наконец, мы не спускаемся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги.

Рисунок1.Уровни управления.

Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления. На рис. 1 приведен один из вариантов описания уровней управления.

Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако, название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе. Это замечание особенно справедливо, когда мы сравниваем положение руководителей в разных организациях. Простой пример: капитан в армии - это младший офицерский состав, а во флоте - старший. В некоторых компаниях продавцов называют региональными, или территориальными руководителями сбыта, хотя они никем, кроме себя, не руководят.

Размер организации - это лишь один из нескольких факторов, которые определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения оптимальных результатов. Существует много примеров весьма преуспевающих организаций с гораздо меньшим количеством уровней управления, чем в значительно более мелких организациях. Римская католическая церковь - организация, насчитывающая миллионы членов - имеет только четыре уровня между Папой Римским и приходским священником. Некоторые крупные фирмы розничной торговли- также известны тем, что имеют очень небольшое число уровней управления в противоположность другой успешно действующей организации - армии США. В ней имеется 7 уровней и 20 рангов, отделяющих генерала от рядового в батальоне, численностью 1000 человек.

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.

Краткое описание

В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда. Первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Второе, называемое вертикальным, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координации работы других людей и составляет сущность управления. Для того, чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Это наглядно показывает пример с лодкой. Предположим на лодке плывёт группа матросов, если кто-то из матросов не возьмет на себя обязанности капитана, и не позаботится, чтобы движения руля были согласованы с манёврами парусов, чтобы судно держалось курса,- группа, плывущая на судне, вероятно, никогда не доберётся до порта назначения: она, скорее всего, окажется там, куда занесут её ветер и течение (то есть внешняя среда).

Эффективное управление – это целая система подходов и методов к упорядочению процессов в различных отраслях человеческой деятельности. Существуют различные воззрения на этот процесс, которые могут в корне отличаться друг от друга. Управление и менеджмент, по сути, понятия схожие, но есть между ними и ряд принципиальных отличий. Главным образом, они касаются разграничения понятий и их применения к конкретным областям человеческой жизни.

Определение

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

Сравнение

Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

Выводы сайт

  1. Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.
  2. Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).
  3. Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.
  4. Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.

Буквальный перевод слова "менеджмент" (англ.) означает управление. Сходство понятий "управление" и "менеджмент" технологически проявляется в использовании аналогичных инструментов, в частности методов, принципов, функций, организационных структур и т. д. Однако их содержание и степень использования в централизованно планируемой и рыночной экономиках различно (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика понятий "управление" и "менеджмент"

Признаки

Управление (в плановой экономике)

Менеджмент (в рыночной экономике)

1. Объем понятия

Управление процессами в обществе, в технике, в природе

Менеджмент - управление фирмами (предприятиями организациями)

2. Регулятор производства

3. Функции органов управления вышестоящих организаций

Контрольно-распределительные

Регулирующие и консультативные

4. Использование методов

Преимущественно административные

Экономические,

социально-психологические.

административные

5. Собственность

Государственная

Многообразие форм собственности

6. Критерий оценки управленческих решений

Социальный эффект

Экономическая целесообразность

7. Интерес предприятия

Выполнение плана

Получение прибыли

8. Элементы механизма функционирования пред­приятия

Соревнования и гласность

Конкуренция и коммерческая тайна

Э. Тип руководителей

Демократический

10. Принцип управления

Централизация

Децентрализация

11. Человеческий фактор

Инициатива "наказуема"

Активизация человеческого фактора

Одновременное употребление данных понятий в деловой лексике продиктовано рядом причин. В частности, этим под­черкивается продвижение отечественной экономики по пути рыночных отношений. Это удобно при общении с зарубеж­ными партнерами, поскольку "менеджмент" - слово интер­национальное. С учетом изложенного вполне правомерно упот­ребление понятия "управление" в современных условиях, имея в виду его "рыночное" смысловое содержание.

Необходимо отметить, что ряд приведенных признаков на различных этапах социалистического хозяйствования про­являли себя по-разному, в том числе положительно (напри­мер, гласность, соревновательность, человеческий фактор).Но особенно яркие негативные черты они приобрели в семи­десятые - восьмидесятые годы прошедшего столетия, в так называемый "застойный" период.

3. Методологические основы менеджмента

В менеджменте различают:

методы управления;

методы науки управления.

Под методами управления понимаются способы решения практических управленческих задач.

Методы науки управления - это способы решения про­блем управления.

Совокупность методов, изучающих многообразные пробле­мы менеджмента, составляют его методологическую основу.

В менеджменте следует также учитывать различия в по­нятиях:

    научное управление;

    научные основы управления.

Научное управление содержит качественную оценку со­стояния управления в конкретном предприятии, которая от­ражает степень соблюдения руководителями в практической работе требований экономических законов, принципов ме­неджмента и существующих научных рекомендаций.

Научные основы управления - это система научных зна­ний, составляющих теоретическую основу управления. Она включает: собственно теорию управления (функции, мето­ды, принципы, структуры) и отдельные разделы других наук (психологии, права, статистики, экономики, социологии, информатики, этики, математики). Поэтому менеджмент характеризуется еще каккомплек­сная наука, возникшая на стыке различных областей науч­ных знаний. Выделяют также в менеджменте понятиеискусства управления, что означает высокую степень мас­терства, достигнутого в практической управленческой дея­тельности за счет приобретения опыта и теоретических зна­ний.

Основополагающим методом менеджмента является диа­лектический, предполагающий рассмотрение всех явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости.

В рамках данного метода используются методы научного познания: наблюдение, сравнение, индукция, дедукция, эк­сперимент и др. Значительную роль играют методы наук, со­ставляющих научные основы управления: экономические, психологические, социальные, правовые.

Важное место в управлении отводится программно-це­левому методу, который используется для решения глобаль­ных проблем межотраслевого и долговременного характера. В зависимости от используемых методов и обстоятельств в практическом менеджменте выделяют такие его виды, как управление по целям, опережающее управление, страте­гическое управление, ситуационное управление, контрол­линг.

Понятия “менеджмент” и “управление” традиционно воспринимаются как синонимы. Это отражает их общую природу, основу и единство применения. В широком смысле такой подход не только возможен, но и необходим, поскольку обеспечивает простоту обозначения и основу восприятия социально-экономических процессов. Но профессиональное применение этих терминов обусловливает необходимость уточнения научного определения, как их дефиниций, так и их практического использования.

Собственно слово «менеджмент» и соответствующее ему понятие произошло от англоязычного термина “to manage”, которое традиционно переводится значением «управлять». Более тщательное, развернутое понимание и применение этого термина конкретизируется такими образными и вполне конкретными определениями, как «уметь добиваться своего», «ухитряться достигать задуманного».

Постановка и применение итальянского термина «managgiare» и соответствующего ему понятия дословно означает «искусстно править лошадью». Вместе с тем ассоциативно, оно широко и разнообразно применяется также и для обозначения любых форм жесткого правления, безусловного господства, основанного на овладении искусством достижения собственной цели.

Смысловое понимание французского термина “menager“ раскрывается достаточно конкретным и своеобразным значением «вести собственное хозяйство». При этом его практическое применение традиционно наполняется франкоязычным термином «gestion», заменяющим в прикладном употреблении собственно управление понятием «администрирование».

Продолжая лингвистический анализ, мы, рано или поздно, приходим к латинским корням самого слова и собственно понятия «менеджмент», основанного на термине “manus”, который дословно означает «рука», но в широком обиходе применяется для обозначения насилия, господства, власти, активного действия. Общая для всех этих понятий составляющая, определяющая значение, очищенное от древне-вековой жесткости его применения, позволяет сегодня достаточно обоснованно определить менеджмент, прежде всего, как руководство.



Итак, само слово «менеджмент» сегодня употребляется в трех смыслах:

Во-первых - «управление» и «руководство» по смыслу и содержанию во многом объединяет понятие «править». Оно подразумевает непосредственную деятельность руководителя по управлению подчиненными. В этом смысле, менеджментом называютпроцесс руководства подчиненными.

Во-вторых - в сегодняшнем русскоязычном, прикладном употреблении, термин «менеджмент» обозначает не только вид профессиональной деятельности, но и субъектов, непосредственно осуществляющих эту деятельность. В этом смысле, состав руководителей организации одинаково привычно называется сегодня как ее руководством, так и менеджментом. При этом необходимо четко понимать, что к менеджменту организации относятся далеко не все участники такой деятельности, а только те, у кого есть подчиненные им специалисты или исполнители, и те, кто наделен правом постановки им цели, то есть статусом руководителя.

Такое понимание исключительно важно сегодня, когда (как это традиционно происходит у нас в период перемен) новым модным термином называют слишком широкий круг субъектов. Сегодня не только в бытовом употреблении, но и в официальных документах организаций часто можно встретить такие наименования должностей, как «менеджер по продажам», «менеджер по снабжению», «менеджер расчетно-кассового узла». В большинстве случаев эти работники не имеют собственных подчиненных, хотя управляют или могут управлять предметами или процессами. Их деятельность полностью соответствует рассмотренному выше управлению, но они сами ни в коем случае не являются руководителями

В-третьих - одна из наиболее образных и сегодня достаточно распространенных, классических дефиниций определяет менеджмент какискусство постановки и достижения цели. В этом смысле под термином «менеджмент» подразумевается высокий уровень умения достигать поставленной цели.А термин «управление» обозначает процесс выработки, принятия и реализации решения поставленной задачи. В этом и проявляется основное различие. Если в менеджменте ключевым звеном является цель, то в управлении главным ставится решение. Правом принятия решения обладает далеко не каждый участвующий в нем управленец, а только руководитель, наделенный соответствующими полномочиями.

В свою очередь, управление определяется как целенаправленное воздействие, осуществляемое при уже имеющейся или ставящейся «сверху» цели. Этим достаточно четко определяется первичность менеджмента и производность управления, реализуемые в рамках одной организации.

На практике объектов управления значительно больше, чем субъектов. И действительно, управлять мы можем или пытаемся исключительно широким спектром реальных объектов, например: автомобилем, ростом растений, человеком. В зависимости от объекта выделяются три рода управления:

1. Неживой природой;

2. Живой природой;

3. Человеческим обществом.

В широком понимании управлять можно всеми этими объектами. В работе каждой организации постоянно, активно и разнообразно используются технические, биологические, эргономические и многие другие системы и процессы, которые нуждаются в соответствующем управлении. Вместе с тем, социально-экономической системе, которой является организация, решающее значение приобретает управление третьего рода, то есть руководство подчиненными.

Вопросы для самостоятельного анализа:

В менеджменте постановка цели, своим подчиненным является основой организации деятельности каждого руководителя. Он получает свой статус вместе с правом постановки цели своим подчиненным. В отличие от этого, большинству специалистов и исполнителей персонала управления цель делегируется или ставится «сверху», что допускает только возможность участия в ее изучении, детализации и разъяснении. Таким образом, персонал управления, чаще всего, получает и реализует цели, поставленные руководством. Именно в этом заключается первое коренное отличие менеджмента от управления. На этом основании в парадигме управления цель выделяется из последовательности цикла «субъект – команда – объект - информация», как это показано на рисунке 1.3.2.1



Го рода П-го рода

Ш-го рода

Рис. 1.3.2.1. Модель управления

Объектом управления, как показано в представленной модели, являются: оборудование и сырье, на котором оно работает, например, на заводе; технологии выращивания и переработки, например в сельском хозяйстве и т.д. Менеджмент рассматривает в качестве объекта воздействия подчиненного, обеспечивая осуществление необходимых воздействий на все другие объекты через него. Нередко реальная ситуация диктует менеджеру необходимость делегировать права принятия решения непосредственному исполнителю, оперативнее ориентирующемуся в конкретной обстановке. Но, в этом случае, подчиненный осуществляет управление первого или второго рода. Таким образом, второе отличие менеджмента от других родов управления как раз и заключается в составе и содержании объекта воздействия.

Эффективности процесса постановки и достижения цели организации менеджер добивается адекватной оценкой ситуации, конструктивным выделением проблемы, выработкой результативного решения, обеспечением его выполнения подчиненными. Состав основных этапов постановки и достижения цели и последовательность их реализации стали основой современного представления менеджмента, отраженной моделью на рисунке 1.3.2.2



Рис. 1.3.2.2. Модель менеджмента

В соответствии с парадигмой определяющим критерием эффективности менеджмента является соответствие результата поставленной цели. Но, как само проведение перечисленных этапов, так и полученный результат, существенным образом меняют представление менеджера о желаемом состоянии организации. Вместе с тем, в полученном результате, как правило. Отсутствуют некоторые составляющие цели и присутствуют незапланированные изменения. Все это становится условием начала нового цикла постановки и достижения цели, который, в свою очередь, породит следующий и т.д.

Сравнение моделей парадигмы менеджмента и управления на представленных рисунках позволяет четко определить из различия. Деятельность персонала управления заключается в обеспечении разработки, принятия и выполнения решений, в процессе постановки и достижения целей организации, определяемом ее. менеджментом. В парадигме управления именно решение занимает центрального место и играет ключевую роль, в отличие от определяющего значения цели в парадигме менеджмента.


Обязательным условием становления менеджмента является создание организации, распределение полномочий, построение иерархии, что не всегда необходимо в управлении, например: первого и второго рода. Соответственно менеджмент изначально обеспечивает решение организационных, структурных, иерархических задач путем администрирования. Это окончательно определяет состав руководителей, специалистов и исполнителей организации, объединяя их в аппарат управления. Сравнительный анализ позволяет представить основные различия управления и менеджмента следующим образом:

Таблица 1.3.2.1. Сравнительный анализ управления и менеджмента

Приведенное в таблице 1.3.2.1. сравнение относительно и в различных организациях проявляется по-разному в зависимости от конкретных условий. Вместе с тем, оно позволяет достаточно четко определить природу и понимание современного менеджмента, основной состав его отличий и связей с управлением. Проведенные обоснования позволяют дать еще одно определение менеджмента:

Вместе с приведенными выше определениями оно в целом представляет сущность и содержание менеджмента, как самостоятельного вида профессиональной деятельности, тесно переплетающегося и взаимодействующего с комплексом мер по управлению организацией.

Контрольные вопросы ???

    Понятие управления.

    Управление и менеджмент - сходства и различия.

    Предмет науки менеджмента.

    Системный подход в менеджменте.

    Ситуационный подход в менеджменте.

    Система, её величина и сложность.

    Социально-экономическая система: основные понятия.

    Внешняя среда предприятия ее компоненты.

    Цели предприятия, их классификация.

    Стратегия предприятия, виды эталонных стратегий.

    Кибернетическая модель предприятия.

    Система управления предприятием, её структура.

    Понятие принципов менеджмента.

    Принципы менеджмента Д. Эмерсона.

    Принципы менеджмента А. Файоля.

    Процесс управления, его этапы.

    Общие функции управления.

    Конкретные функции управления.

    Специальные функции управления.

    Прогнозирование как функция менеджмента.

    Метод Дельфи.

    Метод мнений жюри управляющих.

    Метод совокупных мнений работников сбыта.

    Метод ожидаемых запросов потребителей.

    Математические методы прогнозирования сбыта.

    Планирование как функция управления.

    Виды планов.

    Среда планирования.

    Метод ключевых событий.

    Метод поэтапного планирования.

    Диаграммы Гантта.

    Метод отдельных приращений.

    Планирование непредвиденных обстоятельств.

    Сущность мотивации как функции менеджмента.

    Теория потребностей А. Маслоу.

    Методика определения потребностей.

    Теория потребностей Д. МакКлелланда.

    Теория мотивации Ф. Герцберга.

    Теории X и Y Д. МакГрегора.

    Концепции Э.Шейна.

    Теория Z У. Оучи.

    Теория ожиданий В Врума.

    Теория справедливости.

    Организационная деятельность и организационная роль.

    Принципы организационной деятельности.

    Взаимоотношение полномочий, власти и ответственности.

    Нормы управляемости.

    Теория Грайкунаса.

    Характеристики организационной роли.

    Мотивационный балл организационной роли.

    Направления и методы развития организационной роли.

    Организационная культура, ее вид и сила.

    Организационная культура и организационные процессы.

    Факторы, влияющие на организационную культуру.

    Дифференциация организационной культуры.

    Понятие организационной структуры менеджмента.

    Линейные структуры управления.

    Штабные структуры управления.

    Функциональные структуры управления.

    Региональные структуры управления.

    Продуктовые структуры управления.

    Потребительские структуры управления.

    Проектные структуры управления.

    Матричные структуры управления.

    Этапы формирования ОСУ.

    Место контроля в сис-ме управления. Виды управленч контроля

    Нормативы, используемые в управленческом контроле.

    Место анализа в управленческом цикле.

    Понятие финансового анализа.

    Коэффициент риска деятельности предприятия.

    Направления изучения руководителя и его деятельности.

    Роли руководителя (по Г.Минцбергу).

    Время как ресурс руководителя.

    Личностные качества руководителя.

    Понятие управленческого решения, их классификация.

    Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

    Понятие процесса принятия решений.

    Методы обоснования управленческих решений.

    Метод ранжирования при принятии решений.

    Понятие управления.

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

    обязательно качество целостной организованной системы;

    наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

    определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

    служит интересам взаимодействия основных элементов;

    обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

    Управление и менеджмент - сходства и различия.

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

Сравнение менеджмента и управления

Сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

    Предмет науки менеджмента.

Менеджмент - это процесс управления (руководства) отдельным работником, рабо­чей группой, коллективом для достижения цели организации. Менеджмент подразумева­ет определенную категорию людей, получивших профессиональ­ное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Функции менеджера складываются из двух основных компо­нентов: профессионально-технических и эмоционально-личност­ных. Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе". Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей. Концепции управления. научного управления; административного управления; управление с позиции науки о поведении; управление с позиции психологии и человеческих отношений; Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) - менеджеров и объекта управления (управляемой подсистемы) - персонал.

    Системный подход в менеджменте.

Система (греч.) - это объекты, обладающие целостностью и состоящие из взаимодействующих между собой и окружающей средой частей и элементов для достижения определенной цели.

Применение системного подхода повышает эффективность организации и управления сложными системами, к которым относится и коммерческая деятельность.

Системный подход выполняет как бы эвристические функции (эврика - греч. открываю, отыскиваю - слово, выражающее радость, удовлетворение).

Его положительная роль сводится к тому, что:

    понятия и принципы системного подхода позволяют выявить больше реальных возможностей, чем отмечено в традиционных методах;

    кроме того, для выявления наиболее полных связей и поиска конкретных элементов целостности системный подход позволяет найти новое объяснение по сравнению с традиционными методами;

    сложные объекты имеют множество вариантов членения, и типы связей между элементами могут быть различны. Системный подход позволяет определить критерий выбора адекватного варианта членения, с учетом единицы анализа.

С появлением новых научных и прикладных задач обнаруживается недостаточность традиционных подходов для решения таких новых задач, выявляется недостаточность методов объяснения, поэтому принципы системного подхода помогают по-новому подходить к предмету изучения.

Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

    интеграция научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем;

    комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

    усложнение решаемых проблем и объектов;

    рост числа связей между объектами;

    динамичность изменяющихся ситуаций;

    дефицитность ресурсов;

    повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;

    глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;

    усиление роли человеческого фактора в управлении и др.

Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческих решений.

Системный подход - это методология исследования объектов как систем.

Система образуется двумя составляющими:

    внешним окружением, включающим в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;

    внутренней структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в се выход и достижение целей системы.

Производственная система - это единство материальных и нематериальных компонентов анализируемого объекта, ею внешних и внутренних связей, обеспечивающих рациональность информационных, производственных, управленческих и других процессов по переработке входа системы в ее выход и достижению целей субъекта управления.

    Ситуационный подход в менеджменте.

В условиях, когда задачи управления четко сформулированы, то должностные полномочия значительны, и отношения с подчиненными становятся благоприятными. Если условия менее благоприятны, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль.

Инструментальный стиль руководства направлен на поддержание человеческих отношений и подходит в умеренно благоприятных ситуациях, когда нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. В такой ситуации использование данного стиля расширит возможности руководителя и сделает его более влиятельным.

Особенность модели: руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействовать на пути достижения этих целей, следовательно, основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага получат подчиненные, если будут хорошо работать.

Еще одним примером ситуационного подхода является теория жизненного цикла, разработанная Херсли и Бланшаром. Она основывается на использовании руководителем односторонней коммуникации при объяснении того, что и как подчиненный обязан сделать и антропоцентрического поведения (в каком пределе руководитель использует двухсторонюю коммуникацию при оказании социо-эмоциональной поддержки).

В соответствии с этим выделяют четыре основные стиля руководства.

Приказывающий – односторонняя коммуникация, основанная на указаниях сотрудникам, что и как им необходимо выполнять.

Продающий – стремится путем двухсторонней связи и социо-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые они должны сделать.

Участвующий – руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через двусторонюю коммуникацию.

Делегирующий – руководитель делегирует свои полномочия, поскольку уровень подготовки подчиненных достаточно высокий.

Врум и Иеттон выделяют пять стилей руководства.

Руководитель сам принимает решения.

Руководитель высказывает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.

Руководитель обозначает проблему подчиненным, обобщает изложенные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.

Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывается общее мнение по данному вопросу.

Руководитель постоянно сотрудничает с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее независимо от того, кто его автор.

Основные критерии при выборе стиля руководства:

вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку;

структурированность проблемы;

наличие информации и опыта у подчиненных;

уровень требований, предъявляемых к решению;

причастность подчиненных к делам организации;

заинтересованность исполнителей;

вероятность возникновения конфликтов в результате принятия решений.

    Система, её величина и сложность.

Системность как всеобщее свойство материи проявляется в том, что все окружающие человека предметы, объекты, вещи, а также явления природы и сама природа представляют собой совокупность взаимосвязанных между собой простых и сложных элементов, компонент, частей, совокупностей и т.д. Признаками системности принято считать:

Структурированность объекта исследования;

Взаимосвязанность его частей;

Подчиненность единой цели.

Системность в менеджменте характеризуется: системностью в практической деятельности менеджера, т.е. его активным и целенаправленным воздействием на объект управления; внутренней системностью познавательных процессов, (при рассмотрении причин возникновения и факторов развития системных представлений, методов и теорий им соответствующих, менеджер должен обязательно отметить объективные особенности человеческого мышления); системностью бизнес-среды и бизнес-мышления: бизнес-среда – это бесконечная иерархическая система систем, находящихся на разных стадиях развития, на разных уровнях системной иерархии.

система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система менеджмента организации - это совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей в процессе производства и реализации товаров и услуг, а также звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Природа системы управления организацией определяется природой ее системных элементов: входных и выходных потоков, бизнес-процессов и бизнес-процедур, целей, стоящих перед менеджментом и его миссией, типом управляющих параметров и ресурсных ограничений. Неделимой частью системы менеджмента является его элемент, имеющий определенное функциональное назначение. Например, служащий офиса, менеджер системы управления, продавец торговой системы и т.д.

Относительно самостоятельная часть системы менеджмента, включающая элементы и группы элементов, имеющая автономную функциональную цель, называется подсистемой. Например, подсистема информационного обеспечения системы управления, подсистема сбыта продукции экономической системы, технологическая подсистема производственной системы и другие.

Принципы – объективно присущие системе основные законы и правила ее поведения, не подверженные влиянию внешних факторов и внутренних субъектов. Принципы должны быть соблюдены и учтены при управлении, синтезе и анализе систем. В противном случае системе грозит разрушение.

    Социально-экономическая система: основные понятия.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

    существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

    обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

    направлено на достижение определенной управленческой цели;

    характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

    субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

    объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

    реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

    анализ управленческой ситуации;

    выработка и принятие решения;

    организация и исполнение решения;

    контроль выполнения решения;

    подведение итогов, внесение корректив.

    Внешняя среда предприятия ее компоненты.

Внешняя среда представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он помогает получить такие результаты, которые могут повлиять на принятие решений в области выбора целей, а также на всю деятельность предприятия в перспективе.

Анализ внешней среды дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.

Макроокружение – это общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна.

К макроокружению организации относят: экономические условия в стране, регионе; политические условия; право; уровень технологий; международные связи; социально-культурную среду; природно-геогра-фические условия; рынок; государство.

Анализ макроокружения включает изучение влияния на деятельность предприятия таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, уровень развития научно-технического прогресса, инфраструктура, международное положение и т. п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т. п.

Любой из указанных ресурсов имеет очень большое значение для эффективной деятельности организации. Поэтому качественный стратегический анализ каждого отмеченного ресурса как фактора непосредственного окружения организации, а также их системный многофакторный анализ в целом – это приоритетная цель подсистемы стратегического анализа и всего стратегического планирования.

К непосредственному окружению относятся покупатели и поставщики.

Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Анализ поставщиков сориентирован на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т. п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

стоимость поставляемого товара; гарантию качества поставляемого товара; временной график поставки товаров;пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

    Цели предприятия, их классификация.

Цель предприятия - это желаемое состояние, которого можно достичь скоординированными усилиями всех сотрудников в заданный промежуток времени.

В стратегическом управлении выделяют три типа целей, которые должны быть согласованы в рамках процесса планирования. Б теории управления их принято называть целями "стратегического треугольника".

Это:корпоративные цели. Эти цели главным образом связаны с требованиями, которым должны удовлетворять все хозяйственные подразделения, с границами организации г целом, с финансовыми целями, с желаемым географическим распределением деятельности, с позицией, занимаемой компанией в отношении социальной ответственности, и т. д. Корпоративные цели - это следствие и реальное воплощение миссии;

цели предпринимательской деятельности. Они касаются желаемого уровня прибыльности (величина прибыли, рентабельности, дохода на акцию) и конкурентоспособности (доля рынка, положение в отрасли);

функциональные цели. Это производные цели функциональных подразделений, интегрирующие их деятельность на достижение как корпоративных целей, так и целей предпринимательской деятельности. Сюда чаще всего относятся цели в области: производительности (издержки на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы мощностей, др.), финансовых ресурсов (например, структура капитала, движение денег, размеры оборотного капитала), НИР и ОКР (в том числе: сроки внедрения новой технологии, оборудования, продукта, затраты на НИР и ОКР, качество), человеческих ресурсов (квалификация, текучесть кадров, организационное знание), организационного потенциала (время проведения организационных изменений).

Существуют три основные характеристики, которые определяют как саму цель, так и те усилия, которые требуются от работника по ее достижению: сложность, специфика и приемлемость.

1. Сложность цели отражает уровень профессионализма, необходимый для ее достижения. Чем выше квалификация работника, тем чаще он определяет свою деятельность как систему результатов, которую должен обеспечить. Сложность целей определяется процессом ее достижения. Например, для технической службы может быть поставлена цель - обеспечить заданное качество товара. При наличии технической документации достижение этой цели не является чем-то особенно сложным. Если технической документации нет, то сложность достижения цели возрастает.

2. Специфика цели отражает количественный результат, ее определенность. Специфика подразумевает соответствие процесса достижения цели должностным обязанностям исполнителя. С развитием рыночных отношений у предприятий стати появляться рыночные (маркетинговые) цели. Соответственно, для осуществления этих целей первоначально привлекались специалисты отделов сбыта, которые не в полной мере понимали специфику изменившейся ситуации на рынке: конкуренция, товары-заменители, инфляция и т. д.

3. Приемлемость цели отражает степень восприятия работником цели, которая перед ним поставлена. Человек всегда оценивает те трудозатраты, которые ему необходимы для достижения цели, и то, что он получит в результате. Если выгоды для него нс очевидны, то цель может быть и не принята, а значит, и не достигнута. Таким образом, приемлемость цели напрямую зависит от мотивации сотрудника на ее выполнение.

    Стратегия предприятия, виды эталонных стратегий.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

    Кибернетическая модель предприятия.

Кибернетика как наука занимается изучением систем произвольной формы, способных воспринимать и обрабатывать информацию, используя ее для управления и регулирования происходящих процессов.

Кибернетика , изучая процессы, происходящие в системах, выделяет: вход, выход, процесс или процессор, и обратная связь.

Организационные системы, как и большинство систем, представляют собой совокупность управляемой подсистемы (объект управления) и управляющей подсистемы (субъект управления). На входе организационные системы потребляют ресурсы (Х1, Х2, Х3, Х4, Х5, Х6, Х7). В процессе преобразования ресурсов организационные системы получают на выходе продукцию (У1) или услуги (У2), являющиеся результатом функционирования (У).



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.