Зарождение астрономиии астрономическая деятельность в древнем мире. Астрономическая деятельность в древнем мире

Астрономия является одной из древнейших наук. Первые записи астрономических

наблюдений, подлинность которых несомненна, относятся к VIII в. до н.э. Однако

известно, что еще за 3 тысячи лет до н. э. египетские жрецы подметили, что

разливы Нила, регулировавшие экономическую жизнь страны, наступали вскоре после

того, как перед восходом Солнца на востоке появлялась самая яркая из звезд,

Сириус, скрывавшаяся до этого около двух месяцев в лучах Солнца. Из этих

наблюдений египетские жрецы довольно точно определили продолжительность

тропического года.

В Древнем Китае за 2 тысячи лет до н.э. видимые движения Солнца и Луны были

настолько хорошо изучены, что китайские астрономы могли предсказывать

наступление солнечных и лунных затмений.

Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей

человека. Кочевым племенам первобытного общества нужно было ориентироваться при

своих странствиях, и они научились это делать по Солнцу, Луне и звездам.

Первобытный земледелец должен был при полевых работах учитывать наступление

различных сезонов года, и он заметил, что смена времен года связана с полуденной

высотой Солнца, с появлением па ночном небе определенных звезд. Дальнейшее

развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в

летосчислении (составлении календарей).

Все это могли дать и давали наблюдения над движением небесных светил, которые

велись в начале без всяких инструментов, были не очень точными, но вполне

удовлетворяли практические нужды того времени. Из таких наблюдений и возникла

паука о небесных телах - астрономия.

С развитием человеческого общества перед астрономией выдвигались все новые и

новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы

наблюдений и более точные методы расчетов. Постепенно стали создаваться

простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы

обработки наблюдений.

В Древней Греции астрономия была уже одной из наиболее развитых наук. Для

объяснения видимых движений планет греческие астрономы, крупнейший из них

Гиппарх (II в. до н.э.), создали геометрическую теорию эпициклов, которая легла

в основу геоцентрической системы мира Птолемея (II в. н.э.). Будучи

принципиально неверной, система Птолемея тем не менее позволяла предвычислять

приближенные положения планет на небе и потому удовлетворяла, до известной

степени, практическим запросам в течение нескольких веков.

Системой мира Птолемея завершается этап развития древнегреческой астрономии.

Развитие феодализма и распространение христианской религии повлекли за собой

значительный упадок естественных наук, и развитие астрономии в Европе

затормозилось на многие столетия. В эпоху мрачного средневековья астрономы

занимались лишь наблюдениями видимых движений планет и согласованием этих

наблюдений с принятой геоцентрической системой Птолемея.

Рациональное развитие в этот период астрономия получила лишь у арабов и народов

Средней Азии и Кавказа, в трудах выдающихся астрономов того времени -

Аль-Баттани (850-929 гг.), Бируни (973-1048 гг.), Улугбека (1394-1449 гг.) и др.

В период возникновения и становления капитализма в Европе, который пришел на

смену феодальному обществу, началось дальнейшее развитие астрономии. Особенно

быстро она развивалась в эпоху великих географических открытий (XV-XVI вв.).

Нарождавшийся новый класс буржуазии был заинтересован в эксплуатации новых

земель и снаряжал многочисленные экспедиции для их открытия. Но далекие

путешествия через океан требовали более точных и более простых методов

ориентировки и исчисления времени, чем те, которые могла обеспечить система

Птолемея. Развитие торговли и мореплавания настоятельно требовало

совершенствования астрономических знаний и, в частности, теории движения планет.

Развитие производительных сил и требования практики, с одной стороны, и

накопленный наблюдательный материал, - с другой, подготовили почву для революции

в астрономии, которую и произвел великий польский ученый Николай Коперник

(1473-1543), разработавший свою гелиоцентрическую систему мира, опубликованную в

год его смерти.

Учение Коперника явилось началом нового этапа в развитии астрономии. Кеплером в

1609-1618 гг. были открыты законы движений планет, а в 1687 г. Ньютон

Новая астрономия получила возможность изучать не только видимые, но и

действительные движения небесных тел. Ее многочисленные и блестящие успехи в

этой области увенчались в середине XIX в. открытием планеты Нептун, а в наше

время - расчетом орбит искусственных небесных тел.

Следующий, очень важный этап в развитии астрономии начался сравнительно

недавно, с середины XIX в., когда возник спектральный анализ и стала применяться

фотография в астрономии. Эти методы дали возможность астрономам начать изучение

физической природы небесных тел и значительно расширить границы исследуемого

пространства. Возникла астрофизика, получившая особенно большое развитие в XX в.

и продолжающая бурно развиваться в наши дни. В 40-х гг. XX в. стала развиваться

радиоастрономия, а в 1957 г. было положено начало качественно новым методам

исследований, основанным на использовании искусственных небесных тел, что в

дальнейшем привело к возникновению фактически нового раздела астрофизики -

рентгеновской астрономии (см. ; 160).

Значение этих достижений астрономии трудно переоценить. Запуск искусственных

спутников Земли. (1957 г., СССР), космических станций (1959 г., СССР), первые

полеты человека в космос (1961 г., СССР), первая высадка людей на Луну (1969 г.,

США), - эпохальные события для всего человечества. За ними последовали доставка

на Землю лунного грунта, посадка спускаемых аппаратов на поверхности Венеры и

Марса, посылка автоматических межпланетных станций к более далеким планетам

Солнечной системы.

Об отдельных, наиболее важных достижениях современной астрономии рассказано в

соответствующих главах учебника.

Сотни лет назад в древней Руси особенной популярностью пользовалась система мира, созданная в VI веке византийским монахом Козьмой Индикопловым. Он предполагал, что Земля — главная часть вселенной, имеющая форму прямоугольника, омывается океаном, а по четырем ее сторонам возвышаются отвесные стены, на которые опирается хрустальный небосвод. По учению Козьмы, все небесные светила приводятся в движение ангелами и созданы для освещения и обогревания Земли.

Мировоззрение Козьмы Индикоплова было геоцентрическим мировоззрением (слово «ге» значит «земля»), так как основным его положением было утверждение, что Земля — центр всей вселенной.

Это наивное антинаучное представление о мире поддерживалось церковью, так как и по библейскому учению Земля— это средоточие мира, а человек — «венец творения».

Наряду с этим на Руси в XIV—XV веках получила развитие занесенная с Запада лженаука — астрология.

Астрологи утверждали, что небесные светила могут оказывать влияние на судьбу людей. По наблюдениям небесных светил они брались составлять так называемые гороскопы, т. е. предсказания о будущей жизни того или иного человека.

Однако вместе с тем еще в XI Столетии на территории Узбекистана зародилась научная астрономия.

Знаменитый Хорезмский ученый Аль-Бируни (973— 1048) разработал новый оригинальный способ определения длины окружности земного шара, который дал возможность получить результаты, весьма близкие к современным. Им же подробно описано явление сумерек и зодиакального света. За много веков до Коперника Аль-Бируни высказал смелые идеи о возможности движения Земли, что свидетельствует о гениальности и смелости мысли этого великого узбекского ученого.

Позднее, в XV в., Улуг-Бег (1394—1449) построил в Самарканде (1420 г.) одну из крупнейших обсерваторий того времени. Эта обсерватория была оборудована весьма точными астрономическими измерительными инструментами.

Улуг-Бег был опытным наблюдателем, и одной из его важнейших заслуг является создание обширного звездного каталога, включающего в себя многие сотни звезд. Положения звезд на небе указаны в этом каталоге с необычайной для того времени точностью (до минут дуги), значительно превышающей точность последующих наблюдений Коперника и других астрономов. Кроме этого, Улуг-Бег обнародовал новые планетные таблицы, в которых указывались положения на небе планет на большой период времени.

В XVII столетии в Россию проникает передовое коперниканское мировоззрение. Известный русский просветитель того времени Епифаний Славинецкий в 1657 году опубликовал первое на русском языке переводное сочинение под названием «Зерцало всея вселенный», где излагалось прогрессивное учение великого славянского ученого Николая Коперника (1473— 1543).

Согласно этому учению, Земля — это не центр мира, а рядовая планета, обращающаяся вокруг Солнца. Пламенный последователь Коперника мученик науки Джордано Брунс (1548—1600), развивая далее его учение, высказал гениальные догадки о том, что каждая звезда — это далекое солнце, подобное нашему, что вокруг многих из этих солнц кружатся планеты, населенные, как и Земля, мыслящими существами.

Учение Коперника и его последователей полностью противоречило догматам православной церкви. Вот почему православная церковь весьма враждебно отнеслась к пропаганде коперниканства на Руси.

В России, в эпоху петровских преобразований, вместе с общим ростом культуры коперниканство стало широко распространяться и на смену прежних наивных религиозных представлений пришло новое научное мировоззрение.

Петр I всячески способствовал распространению астрономических знаний в России. По его инициативе в Москве, в Сухаревой башне, были созданы в 1700 году «навигацкая школа», готовившая офицеров для русского флота, и первая в России астрономическая обсерватория. Петр, интересуясь астрономией, неоднократно сам производил астрономические наблюдения. Его наставником в области астрономии был один из ученейших людей того времени Яков Брюс (1670-— 1735).

Брюс был не только сторонником учения Коперника, но и его пропагандистом. В те годы большой популярностью на Западе пользовалась книга известного астронома Христиана Гюйгенса «Космотеорос», в которой автор весьма понятным и простым языком излагает учение Коперника. В отличие от других авторов этой эпохи, Гюйгенс, будучи крупным астрономом, открывшим кольцо и спутников планеты Сатурн, смело и горячо защищает учение Коперника, опровергая его противников. В этой же книге излагаются идеи Джордано Бруно о многочисленности обитаемых миров. Книга Гюйгенса вышла в переводе Брюса в 1717 г. под названием «Книга мировоззрения или мнение о небесноземных глобусах и их украшениях». Снабженная предисловием, редактированным Петром I, эта книга значительно способствовала распространению учения Коперника в широких слоях русского общества. В заслугу Брюсу следует поставить также и то, что он, с согласия Петра, впервые в России начал систематически издавать астрономический календарь, в котором давались различные сведения астрономического характера.

Однако Брюс, как и Петр, не были простыми пропагандистами Коперникова учения. Они живо интересовались всеми новейшими достижениями астрономии и сами производили астрономические наблюдения с исследовательской целью. Сохранившаяся до наших дней переписка Брюса с Петром свидетельствует о том, что Петр и Брюс наблюдали Солнце, Луну, планеты и в особенности солнечные и лунные затмения.

Весьма интересны наблюдения Брюса над солнечными пятнами, которые показали, что в конце XVII и начале XVIII столетия число солнечных пятен было очень мало; этот результат и в наши дни имеет научное значение.

В годы царствования Петра в России появился и первый планетарий, прообраз современного Московского планетария. Это был огромный металлический глобус, внутри которого могли помещаться до 10 человек. Внешняя сторона его изображала земной шар, а внутренняя — небо с созвездиями обоих полушарий, причем звезды изображались позолоченными гвоздиками. Весь шар особыми механизмами приводился в движение, и наблюдатели внутри него могли наблюдать движение звезд. Этот первый планетарий был установлен в Петербурге и служил делу пропаганды астрономических знаний.

Пропаганда коперниканского учения, хотя и поддержанная правительством Петра, встретила сопротивление со стороны реакционной части русского общества. Сторонники русской старины и православия, противящиеся петровским реформам, сразу раскусили атеистический, безбожный характер нового мировоззрения, и один из ярых защитников церковного мировоззрения характеризовал учение «проклятого Коперника» как «умственный разврат», приводящий к «духовной погибели».

Но сопротивление церковников не остановило распространения в России нового прогрессивного мировоззрения. Созданные Петром Академия наук с обсерваторией стали центром научной пропаганды в России, в частности пропаганды научных астрономических знаний.

Роль Петра I и Якова Брюса в распространении астрономических знаний в России в начале XVII столетия настолько велика, что мы их по праву можем считать первыми русскими астрономами.

В тех местах на Земле, где зародились древнейшие цивилизации, сохранилось множество письменных документов, из которых видно, что с появлением письменности стала развиваться и астрономия. Наличие письменности позволяло астрономам надежнее сохранять свои наблюдения и знания об окружающем их мире. Письменная история астрономии берет начало в III-II тысячелетиях до н. э.
Поначалу развивалась наблюдательная астрономия, которая рассматривалась как часть астрологии. Для того чтобы получать более точные сведения о передвижениях небесных тел, человек придумал гномон и астрономический календарь. Кроме этого, к древнейшим астрономическим инструментам относятся угломерные - типа отвеса с подвижной линейкой. Их направляли на Солнце для определения углового расстояния от зенита.
Накопление наблюдений и сведений о закономерностях небесных явлений привело к развитию новой науки, причем в разных странах обращали внимание на различные астрономические явления. Люди решали одни и те же задачи, описывали движения светил. Но главным было все-таки социально-экономическое различие, другой уклад жизни общества. Наиболее крупные государства (Вавилон, Египет, Китай) имели развитые торговые и государственные связи. Благодаря этому в области науки у них существовало взаимное влияние.
Государство Вавилон возникло на берегах Евфрата примерно во II тысячелетии до н. э. Согласно письменным источникам, вавилоняне уже в те времена систематически вели наблюдение за небом. Поначалу они просто фиксировали небесные явления, которые воспринимались ими как астральные божества. И только в VII веке до н. э. получила бурное развитие вавилонская математическая астрономия. Сна при помощи необычных моделей и методов описывала движение светил. Прежде всего, вавилонянами была выделена на небе Луна (как главный бог Нанна), затем Сириус, Орион и Плеяды. Все эти звезды описаны на глиняных табличках, относящихся ко II тысячелетию до н. э. В это же время в Вавилоне появилась официальная должность придворного астронома. Сн наблюдал и записывал наиболее важные изменения и явления на небе. Систематизировав все астрономические записи, вавилоняне изобрели лунный календарь. Немного позднее он был усовершенствован. В календаре было 12 синодических лунных месяцев по 29 и 30 дней поровну, год равнялся 354 дням.. Вавилонянам был известен и солнечный год. Для того чтобы согласовать с этим годом лунный календарь, они от случая кслучаю делали вставки 13-го месяца.
Начиная с 763 года до н. э. вавилоняне составили практически полный список затмений. Впоследствии эти записи использовал Птолемей. Вставки в календарь, предсказание затмений и другие нужды: - все это потребовало развития математики. Достижения вавилонян в математике были очень высокими. Они были знакомы: со стереометрией, задолго до греков сформулировали теорему, которая сейчас называется «теорема Пифагора». В IV веке до н. э. в Вавилоне была 1изобретена эклиптическая система небесных координат. Там же астрономы составили таблицы: лунных эфемерид, точно показывающих положение Луны:.
Государство Египет, как полагают историки, существовало уже в IV тысячелетии до н. э. Побудительным мотивом интереса египтян к изучению неба стало, скорее всего, сельское хозяйство, полностью зависевшее от разливов Нила. Разливы: происходили строго периодично, в определенный сезон, и египтяне сразу подметили их связь с полуденной высотой Солнца. Поэтому они и стали поклоняться Солнцу как главному богу Ра.
В Египте установилась власть фараонов, которых простые люди обожествляли. Фараоны: учредили должность придворного астронома и тщательно следили за развитием этой науки, которая имела не только прикладные, но и хозяйственные и социально-политические цели. Кроме этого, астрономией занимались жрецы и специальные чиновники, которые вели записи.
Согласно египетскому мифу, Солнце возникло из цветка лотоса, который, в свою очередь, появился из первичного водяного хаоса. Практически с самого начала зарождения нации у египтян существовала религиозно-мифологическая картина мира, имеющая астрономическую основу. По их мнению, Земля является центром Вселенной, вокруг которого вращаются все светила. А Меркурий и Венера обращаются еще ивокруг Солнца.
Поздняя астрономия получила в таследство от египтян 365-дневный календарь без вставок. Он использовался европейскими астрономами до XVI века.
Астрономия как наука была известна и в Китае. Примерно во тысячелетии до н. э. китайскими астрономами небо было разделено на 28 участков-созвездий, в которых двигались Солнце, Луна и планеты:. Потом они выделили Млечный Путь, назвав его явлением неизвестной природы:. Самый ранний звездный каталог, включающий свыше 800 звезд, был составлен Гань Гуном и Ши Шэнем приблизительно в 355 году до н. э. Это примерно на сто лет раньше Тимохариса и Аристилла в Греции. Немного позднее знаменитый китайский астроном Чжан Хэн поделил небо на 124 созвездия и зафиксировал около 2,5 тысячи видимых звезд.
С III века до н. э. в Китае люди пользовались солнечными и водяными часами. Все астрономические наблюдения велись со специальных площадок-обсерваторий.
Как и у других народов древности, общие птредставления китайцев о Вселенной имели мифологическую основу. Центром мира у них считалась Китайская империя («Поднебесная, или Серединная, империя»). Вообще, история космогонических представлений древних китайцев дошла до настоящего времени в хрониках династий и начинается с эпохи дитстии Пан-Инь. В это время было создано учение о пяти земных первоэлементах-стихиях. Это вода, огонь, металл, дерево, земля. Число стихий связано с древним делением на пять сторон света, атакже соответствует числу подвижных звезд-планет. Символически это можно представить в сочетаниях: вода - Меркурий - север, огонь - Марс - юг, металл - Венера - запад, дерево - Юпитер - восток, земля - Сатурн - центр. Кроме этого, существовал еще и шестой элемент - ци (воздух, эфир).
В VETI-VEI веках до н. э. возникла идея всеобщего изменения в природе и зарождения самой Вселенной. Считалось, что она появилась вре-зультате борьбы: двух противоположных начал - положительного, светлого, активного, мужского (ян) и отрицательного, темного, пассивного, женского (инь).
В связи с тем что Китай со временем стал замкнутой страной, развитие наук, в том числе и астрономии, затормозилось.
Не меньший интерес вызывает и Индия. Самыми древними источниками, рассказывающими об астрономических занятиях древних индийцев, считаются печати с изображениями на космогонические мифологические темы (которые датируются III тысячелетием до н. э.). Имеющиеся на них короткие надписи не расшифрованы и по сей день. Печати относятся киндской цивилизации, главными городами которой являлись Хараппа, МЬхенджо-Даро, Калибанган. К XVII-XVI векам центры индской культуры были значительно ослаблены землетрясениями и внутренними противоречиями, а затем окончательно разрушены ариями ииндо-ираноязычными племенами, давшими начало нынешнему населению Индии.
Документов об астрономических наблюдениях периода индской культуры сохранилось очень немного, но по ним все же можно понять, как складывались представления древних индусов о Вселенной. Первыми объектами исследования были Солнце и Луна. Как и у других древних народов, астрономическими изысканиями занимались жрецы, которые исоставили впоследствии календарь. В нем начиная с VI века до н. э. в названиях дней семидневной недели были использованы имена семи подвижных светил: первый день Луны, второй - Марса, третий - Меркурия, четвертый - Юпитера, пятый - Венеры, шестой - Сатурна, седьмой - Солнца. Некоторое сходство с египетским календарем придавало деление месяца на две половины. В древнеиндийской астрономии это были светлая и темная половины.
Самые древние памятники цивилизации на территории Греции относятся к Ш-П тысячелетиям до н. э. В то время уже существовали поселения и даже города, жители которых занимались морской торговлей.
На представление древних греков о Вселенной большое влияние оказали более ранние культуры: египетская, шумеро-вавилонская и, вероятно, древнеиндийская. Греция имела связи с Египтом, Вавилоном, сгосударствами Ближнего Востока.
Астрономическими наблюдениями занимались многие греческие философы и астрономы. Из поэм Гесиода и Гомера известно, что древним грекам были знакомы многие созвездия. Они даже создали практически о каждом из них свою легенду.
Большая Медведица. По утверждению Гесиода, она была дочерью Ликаона и жила в Аркадии. Но вскоре Каллисто наскучил родной город, и она переселилась в горы, где проводила время, охотясь вместе с Артемидой. Там и увидел ее Зевс, верховный бог. Его поразила красота девушки, и он соблазнил ее. Охотница долго скрывала свое положение, но подошла пора родов, и Артемида догадалась, что с ней произошло. Разгневавшись, богиня превратила ее в медведицу. Так, уже находясь в облике животного, 1Каллисто родила сына, и нарекла его Аркадом.

Астрономия в жизни современного человека

Еще в детстве, будучи любопытным ребенком, я мечтал стать космонавтом. И естественно, когда я вырос, мой интерес был обращен к звездам. Постепенно читая книги по астрономии и физике, неспеша изучал азы. Параллельно чтению книг, осваивал карту звездного неба. Т.к. я вырос в поселке, то у меня был достаточно хороший обзор звездного неба. Сейчас в свободное время продолжаю читать книги, публикации и стараюсь следить за современными достижениями науки в этой области знаний. В будущем хотелось бы приобрести собственный телескоп.

Астрономия - наука о движении, строении и развитии небесных тел и их систем, вплоть до Вселенной в целом.

Человек, по своей сути, имеет необычайное любопытство, ведущее его к изучению окружающего мира, поэтому астрономия постепенно зарождалась во всех уголках мира, где жили люди.

Астрономическая деятельность прослеживается в источниках по крайней мере с VI-IV тыс. до н. э., а наиболее ранние упоминания названий светил встречаются в "Текстах пирамид", датируемых XXV-XXIII в. до н. э. - религиозном памятнике. Отдельные особенности мегалитических сооружений и даже наскальных рисунков первобытных людей истолковываются как астрономические. В фольклоре также множество подобных мотивов.

Рисунок 1 – Небесный диск из Небры

Итак, одними из первых "астрономов" можно назвать шумер и вавилонян. Жрецы-вавилоняне оставили множество астрономических таблиц. Они же выделили основные созвездия и зодиак, ввели деление полного угла на 360 градусов, развили тригонометрию. Во II тыс. до н. э. у шумеров появился лунный календарь, усовершенствованный в I тыс. до н. э. Год состоял из 12 синодических месяцев - шесть по 29 дней и шесть по 30 дней, всего 354 дня. Обработав свои таблицы наблюдений, жрецы открыли многие законы движения планет, Луны и Солнца, смогли предсказывать затмения. Вероятно, именно в Вавилоне появилась семидневная неделя (каждый день был посвящён одному из 7 светил). Но свой календарь был не тоько у шумер, в Египте был создан свой "сотический" календарь. Сотический год - это период между двумя гелиакическими восходами Сириуса, то есть он совпадал с сидерическим годом, а гражданский год состоял из 12 месяцев по 30 дней плюс пять дополнительных суток, всего 365 дней. Употреблялся в Египте и лунный календарь с метоновым циклом, согласованный с гражданским. Позже под влиянием Вавилона появилась семидневная неделя. Сутки делились на 24 часа, которые сначала были неравными (отдельно для светлого и тёмного времени суток), но в конце IV века до н. э. приобрели современный вид. Египтяне также делили небо на созвездия. Свидетельством этого могут служить упоминания в текстах, а также рисунки на потолках храмов и гробниц.

Из стран Восточной Азии наибольшее развитие древняя астрономия в получила в Китае. В Китае были две должности придворных астрономов. Примерно в VI веке до н. э. китайцы уточнили продолжительность солнечного года (365,25 дней). Соответственно небесный круг делили на 365,25 градусов или на 28 созвездий (по движению Луны). Обсерватории появились в XII веке до н. э. Но уже гораздо раньше китайские астрономы прилежно регистрировали все необычные события на небе. Первая запись о появлении кометы относится к 631 г. до н. э., о лунном затмении - к 1137 г. до н. э., о солнечном - к 1328 году до н. э., первый метеорный поток описан в 687 г. до н. э. Из других достижений китайской астрономии стоит отметить правильное объяснение причины солнечных и лунных затмений, открытие неравномерности движения Луны, измерение сидерического периода сначала для Юпитера, а с III века до н. э. - и для всех прочих планет, как сидерические, так и синодические, с хорошей точностью. Календарей в Китае было множество. К VI веку до н. э. был открыт метонов цикл и утвердился лунно-солнечный календарь. Начало года - день зимнего солнцестояния, начало месяца - новолуние. Сутки делились на 12 часов (названия которых использовались и как названия месяцев) или на 100 частей.

Параллельно Китаю, на противоположной стороне земли, цивилизация майя спешит овладевать астрономическими знаниями, что доказывают многочисленные археологические раскопки на местах городов этой цивилизации. Древние астрономы майя умели предсказывать затмения, и очень тщательно наблюдали за различными, наиболее хорошо видимыми астрономическими объектами, такими как Плеяды, Меркурий, Венера, Марс и Юпитер. Остатки городов и храмов-обсерваторий выглядят впечатляюще. К сожалению, сохранились только 4 рукописи разного возраста и тексты на стелах. Майя с большой точностью определили синодические периоды всех 5 планет (особо почиталась Венера), придумали очень точный календарь. Месяц майя содержал 20 дней, а неделя - 13. Астрономия развивалась также и в Индии, хоть и не имела там большого успеха. У инков - астрономия непосредственно связана с космологией и мифологией, это нашло отражение во многих легендах. Инки знали различие между звёздами и планетами. В Европе дело обстояло похуже, но друиды кельтских племён определённо обладали какими-то астрономическими знаниями .

На ранних этапах своего развития астрономия была основательно перемешана с астрологией. Отношение ученых к астрологии в прошлом было противоречивым. Образованные люди в целом всегда скептически относились к натальной астрологии. Но вера во всеобщую гармонию и поиск связей в природе стимулировали развитие науки. Поэтому естественный интерес древних мыслителей вызывала натуральная астрология, установившая эмпирическую связь между небесными явлениями календарного характера и приметами погоды, урожая, сроками хозяйственных работ. Астрология ведет свое происхождение от шумеро-вавилонских астральных мифов, в которых небесные тела (Солнце, Луна, планеты) и созвездия были ассоциированы с богами и мифологическими персонажами, влияние богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел - символов божеств. Вавилонская астрология была заимствована греками и, затем, в ходе контактов с эллинистическим миром, проникла в Индию. Окончательное выделение научной астрономии произошло в эпоху Возрождения и заняло долгое время.

Становление астрономии как науки, наверное, следует отнести еще к древним грекам, т.к. они произвели огромный вклад в развитие науки. В трудах древнегреческих учёных находятся истоки многих идей, лежащих в основании науки нового времени. Между современной и древнегреческой астрономией существует отношение прямой преемственности, в то время как наука других древних цивилизаций оказала влияние на современную только при посредничестве греков.

В Древней Греции астрономия была уже одной из наиболее развитых наук. Для объяснения видимых движений планет греческие астрономы, крупнейший из них Гиппарх (II в. до н.э.), создали геометрическую теорию эпициклов, которая легла в основу геоцентрической системы мира Птолемея (II в. н.э.). Будучи принципиально неверной, система Птолемея тем не менее позволяла предвычислять приближенные положения планет на небе и потому удовлетворяла, до известной степени, практическим запросам в течение нескольких веков.

Системой мира Птолемея завершается этап развития древнегреческой астрономии. Развитие феодализма и распространение христианской религии повлекли за собой значительный упадок естественных наук, и развитие астрономии в Европе затормозилось на многие столетия. В эпоху мрачного средневековья астрономы занимались лишь наблюдениями видимых движений планет и согласованием этих наблюдений с принятой геоцентрической системой Птолемея.

Рациональное развитие в этот период астрономия получила лишь у арабов и народов Средней Азии и Кавказа, в трудах выдающихся астрономов того времени - Аль-Баттани (850-929 гг.), Бируни (973-1048 гг.), Улугбека (1394-1449 гг.) и др. В период возникновения и становления капитализма в Европе, который пришел на смену феодальному обществу, началось дальнейшее развитие астрономии. Особенно быстро она развивалась в эпоху великих географических открытий (XV-XVI вв.). Нарождавшийся новый класс буржуазии был заинтересован в эксплуатации новых земель и снаряжал многочисленные экспедиции для их открытия. Но далекие путешествия через океан требовали более точных и более простых методов ориентировки и исчисления времени, чем те, которые могла обеспечить система Птолемея. Развитие торговли и мореплавания настоятельно требовало совершенствования астрономических знаний и, в частности, теории движения планет. Развитие производительных сил и требования практики, с одной стороны, и накопленный наблюдательный материал, - с другой, подготовили почву для революции в астрономии, которую и произвел великий польский ученый Николай Коперник (1473-1543), разработавший свою гелиоцентрическую систему мира, опубликованную в год его смерти.

Учение Коперника явилось началом нового этапа в развитии астрономии. Кеплером в 1609-1618 гг. были открыты законы движений планет, а в 1687 г. Ньютон опубликовал закон всемирного тяготения.

Новая астрономия получила возможность изучать не только видимые, но и действительные движения небесных тел. Ее многочисленные и блестящие успехи в этой области увенчались в середине XIX в. открытием планеты Нептун, а в наше время - расчетом орбит искусственных небесных тел .

Астрономия и ее методы имеют большое значение в жизни современного общества. Вопросы, связанные с измерением времени и обеспечением человечества знанием точного времени, решаются теперь специальными лабораториями - службами времени, организованными, как правило, при астрономических учреждениях.

Астрономические методы ориентировки наряду с другими по-прежнему широко применяются в мореплавании и в авиации, а в последние годы - и в космонавтике. Вычисление и составление календаря, который широко применяется в народном хозяйстве, также основаны на астрономических знаниях.

Рисунок 2 – Гномон - cамый древний угломерный инструмент

Составление географических и топографических карт, предвычисление наступлений морских приливов и отливов, определение силы тяжести в различных точках земной поверхности с целью обнаружения залежей полезных ископаемых - все это в своей основе имеет астрономические методы.

Исследования процессов, происходящих на различных небесных телах, позволяют астрономам изучать материю в таких ее состояниях, какие еще не достигнуты в земных лабораторных условиях. Поэтому астрономия, и в частности астрофизика, тесно связанная с физикой, химией, математикой, способствует развитию последних, а они, как известно, являются основой всей современной техники. Достаточно сказать, что вопрос о роли внутриатомной энергии впервые был поставлен астрофизиками, а величайшее достижение современной техники - создание искусственных небесных тел (спутников, космических станций а кораблей) вообще было бы немыслимо без астрономических знаний.

Астрономия имеет исключительно большое значение в борьбе против идеализма, религии, мистики и поповщины. Её роль в формировании правильного диалектико-материалистического мировоззрения огромна, ибо именно она определяет положение Земли, а вместе с ней и человека в окружающем нас мире, во Вселенной. Сами наблюдения небесных явлений не дают нам оснований непосредственно обнаружить их истинные причины. При отсутствии научных знаний это приводит к неверному их объяснению, к суевериям, мистике, к обожествлению самих явлений и отдельных небесных тел. Так, например, в древности Солнце, Луна и планеты считались божествами, и им поклонялись. В основе всех религий и всего мировоззрения лежало представление о центральном положении Земли и ее неподвижности. Много суеверий у людей было связано (да и теперь еще не все освободились от них) с солнечными и лунными затмениями, с появлением комет, с явлением метеоров и болидов, падением метеоритов и т.д. Так, например, кометы считались вестниками различных бедствий, постигающих человечество на Земле (пожары, эпидемии болезней, войны), метеоры принимали за души умерших людей, улетающие на небо, и т.д.

Астрономия, изучая небесные явления, исследуя природу, строение и развитие небесных тел, доказывает материальность Вселенной, ее естественное, закономерное развитие во времени и пространстве без вмешательства каких бы то ни было сверхъестественных сил.

История астрономии показывает, что она была и остается ареной ожесточенной борьбы материалистического и идеалистического мировоззрений. В настоящее время многие простые вопросы и явления уже не определяют и не вызывают борьбы этих двух основных мировоззрений. Теперь борьба между материалистической и идеалистической философиями идет в области более сложных вопросов, более сложных проблем. Она касается основных взглядов на строение материи и Вселенной, на возникновение, развитие и дальнейшую судьбу как отдельных частей, так и всей Вселенной в целом .

Двадцатый век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звёзд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы.

Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звёзд, в конце столетия астрономы "дотянулись" почти до границ Вселенной. Но до сих пор измерение расстояний остаётся больной проблемой астрономии. Мало "дотянуться", необходимо точно определить расстояние до самых далёких объектов; только так мы узнаем их истинные характеристики, физическую природу и историю.

Успехи астрономии в XX в. были тесно связаны с революцией в физике. При создании и проверке теории относительности и квантовой теории атома использовались астрономические данные. С другой стороны, прогресс в физике обогатил астрономию новыми методами и возможностями.

Не секрет, что быстрый рост числа учёных в XX в. был вызван потребностями техники, в основном военной. Но астрономия не так необходима для развития техники, как физика, химия, геология. Поэтому даже сейчас, в конце XX в., профессиональных астрономов в мире не так уж и много - всего около 10 тыс. Не связанные условиями секретности, астрономы ещё в начале века, в 1909 г., объединились в Международный астрономический союз (MAC), который координирует совместное изучение единого для всех звёздного неба. Сотрудничество астрономов разных стран особенно усилилось в последнее десятилетие благодаря компьютерным сетям .

Рисунок 3 – Радиотелескопы

Сейчас в XXI веке перед астрономией стоит множество задач, в том числе и таких сложных, как изучение наиболее общих свойств Вселенной, для этого необходимо создание более общей физической теории, способной описывать состояние вещества и физические процессы. Для решения этой задачи требуются наблюдательные данные в областях Вселенной, находящихся на расстояниях в несколько миллиардов световых лет. Современные технические возможности не позволяют детально исследовать эти области. Тем не менее, эта задача сейчас является наиболее актуальной и успешно решается астрономами ряда стран .

Но вполне возможно, что основное внимание астрономов нового поколения будут привлекать не эти проблемы. В наши дни первые робкие шаги делают нейтринная и гравитационно-волновая астрономия. Вероятно, через пару десятков лет именно они откроют перед нами новое лицо Вселенной.

Одна особенность астрономии остаётся неизменной, несмотря на её бурное развитие. Предмет её интереса - звёздное небо, доступное для любования и изучения с любого места на Земле. Небо одно для всех, и каждый при желании может его изучать. Даже сейчас, астрономы-любители вносят заметный вклад в некоторые разделы наблюдательной астрономии. И это приносит не только пользу науке, но и огромную, ни с чем не сравнимую радость им самим .

Современные технологии позволяют промоделировать космические обьекты и предоставить даные обычному пользователю. Таких программ еще не много, но их количество растет и они постоянно совершенствуются. Вот некоторые программы, которые будут интересны и полезны даже людям, далеким от астрономии:

  • Компьютерный планетарий RedShift, продукт компании Maris Technologies Ltd., широко известен в мире. Это самая продаваемая программа в своем классе, она уже заслужила более 20 престижных международных наград. Первая версия появилась в далеком уже 1993 году. Она сразу встретила восторженный прием у западных пользователей и завоевала передовые позиции на рынке полнофункциональных компьютерных планетариев. По сути дела, RedShift преобразовал мировой рынок программ для любителей астрономии. Унылые столбцы цифр мощью современных компьютеров преображаются в виртуальную реальность, вмещающую в себя высокоточную модель Солнечной системы, миллионы объектов дальнего космоса, обилие справочного материала .
  • Google Earth - проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые фотографии всей земной поверхности. Фотографии некоторых регионов имеют беспрецедентно высокое разрешение.В отличие от других аналогичных сервисов, показывающих спутниковые снимки в обычном браузере (например, Google Maps), в данном сервисе используется специальная, загружаемая на компьютер пользователя клиентская программа Google Earth .
  • Google Maps - набор приложений, построенных на основе бесплатного картографического сервиса и технологии, предоставляемых компанией «Google». Сервис представляет собой карту и спутниковые снимки всего мира (а также Луны и Марса) .
  • Celestia - свободная трёхмерная астрономическая программа. Программа, основываясь на Каталоге HIPPARCOS, позволяет пользователю рассматривать объекты размерами от искусственных спутников до полных галактик в трёх измерениях, используя технологию OpenGL. В отличие от большинства других виртуальных планетариев, пользователь может свободно путешествовать по Вселенной. Дополнения к программе позволяют добавлять как реально существующие объекты, так и объекты из вымышленных вселенных, созданные их фанатами .
  • KStars - виртуальный планетарий, входящий в пакет образовательных программ KDE Education Project. KStars показывает ночное небо из любой точки нашей планеты. Можно наблюдать звёздное небо не только в реальном времени, но и каким оно было или будет, указав желаемую дату и время. Программа отображает 130 000 звёзд, 8 планет Солнечной системы, Солнце, Луну, тысячи астероидов и комет .
  • Stellarium - свободный виртуальный планетарий. Со Stellarium возможно увидеть то, что можно видеть средним и даже крупным телескопом. Также программа предоставляет наблюдения за солнечными затмениями и движением комет .
  1. «История астрономии». Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_астрономии
  2. «Древняя астрономия и современная астрономия». Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://www.prosvetlenie.org/mystic/7/10.html
  3. «Практическое и идеологическое значение астрономии». Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://space.rin.ru/articles/html/389.html
  4. «Начала астрономии. Гномон - астрономический инструмент». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.astrogalaxy.ru/489.html
  5. «Астрономия XXI века - Астрономия в XX веке». Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://astroweb.ru/hist_/stat23.htm
  6. «Астрономия» Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Астрономия
  7. «Астрономия XXI века - Итоги XX и задачи XXI века». Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://astroweb.ru/hist_/stat29.htm
  8. «Компьютерный планетарий RedShift». Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://www.bellabs.ru/RS/index.html
  9. «Google Планета Земля». Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Планета_Земля
  10. «Google Maps». Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Maps
  11. «Celestia». Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Celestia
  12. «KStars». Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/KStars
  13. «Stellarium». Электронный ресурс.
    Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Stellarium

Астрономия - наиболее древняя среди естественных наук. Она была высоко развита вавилонянами и греками - гораздо больше, нежели физика, химия и техника.

В древности и средние века не одно только чисто научное любопытство побуждало производить вычисления, копирование, исправления астрономических таблиц, но прежде всего тот факт, что они были необходимы для астрологии.

Вкладывая большие суммы в построение обсерваторий и точных инструментов, власть имущие ожидали отдачи не только в виде славы покровителей науки, но также в виде астрологических предсказаний. Сохранилось лишь очень небольшое число книг тех времен, свидетельствующих о чисто теоретическом интересе учёных к астрономии. Большинство книг не содержит ни наблюдений, ни теории, а лишь таблицы и правила их использования.

Одно из немногих исключений - "Альмагест" Птолемея, написавшего, однако, также и астрологическое руководство "Тетрабиблос".

Первые записи астрономических наблюдений, подлинность которых несомненна, относятся к VIII в. до н.э. Однако известно, что еще за 3 тысячи лет до н. э. египетские жрецы подметили, что разливы Нила, регулировавшие экономическую жизнь страны, наступали вскоре после того, как перед восходом Солнца на востоке появлялась самая яркая из звезд, Сириус, скрывавшаяся до этого около двух месяцев в лучах Солнца. Из этих наблюдений египетские жрецы довольно точно определили продолжительность тропического года.

В Древнем Китае за 2 тысячи лет до н.э. видимые движения Солнца и Луны были настолько хорошо изучены, что китайские астрономы могли предсказывать наступление солнечных и лунных затмений. Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека. Кочевым племенам первобытного общества нужно было ориентироваться при своих странствиях, и они научились это делать по Солнцу, Луне и звездам. Первобытный земледелец должен был при полевых работах учитывать наступление различных сезонов года, и он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой Солнца, с появлением па ночном небе определенных звезд. Дальнейшее развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в летосчислении (составлении календарей).

Все это могли дать и давали наблюдения над движением небесных светил, которые велись в начале без всяких инструментов, были не очень точными, но вполне удовлетворяли практические нужды того времени. Из таких наблюдений и возникла паука о небесных телах - астрономия.

С развитием человеческого общества перед астрономией выдвигались все новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчетов. Постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

В Древней Греции астрономия была уже одной из наиболее развитых наук. Для объяснения видимых движений планет греческие астрономы, крупнейший из них Гиппарх (II в. до н.э.), создали геометрическую теорию эпициклов, которая легла в основу геоцентрической системы мира Птолемея (II в. н.э.). Будучи принципиально неверной, система Птолемея тем не менее позволяла предвычислять приближенные положения планет на небе и потому удовлетворяла, до известной степени, практическим запросам в течение нескольких веков.

Системой мира Птолемея завершается этап развития древнегреческой астрономии. Развитие феодализма и распространение христианской религии повлекли за собой значительный упадок естественных наук, и развитие астрономии в Европе затормозилось на многие столетия. В эпоху мрачного средневековья астрономы занимались лишь наблюдениями видимых движений планет и согласованием этих наблюдений с принятой геоцентрической системой Птолемея.

Рациональное развитие в этот период астрономия получила лишь у арабов и народов Средней Азии и Кавказа, в трудах выдающихся астрономов того времени - Аль-Баттани (850-929 гг.), Бируни (973-1048 гг.), Улугбека (1394-1449 гг.) и др. В период возникновения и становления капитализма в Европе, который пришел на смену феодальному обществу, началось дальнейшее развитие астрономии. Особенно быстро она развивалась в эпоху великих географических открытий (XV-XVI вв.). Нарождавшийся новый класс буржуазии был заинтересован в эксплуатации новых земель и снаряжал многочисленные экспедиции для их открытия. Но далекие путешествия через океан требовали более точных и более простых методов ориентировки и исчисления времени, чем те, которые могла обеспечить система Птолемея. Развитие торговли и мореплавания настоятельно требовало совершенствования астрономических знаний и, в частности, теории движения планет. Развитие производительных сил и требования практики, с одной стороны, и накопленный наблюдательный материал, - с другой, подготовили почву для революции в астрономии, которую и произвел великий польский ученый Николай Коперник (1473-1543), разработавший свою гелиоцентрическую систему мира, опубликованную в год его смерти.

Учение Коперника явилось началом нового этапа в развитии астрономии. Кеплером в 1609-1618 гг. были открыты законы движений планет, а в 1687 г. Ньютон опубликовал закон всемирного тяготения.

Новая астрономия получила возможность изучать не только видимые, но и действительные движения небесных тел. Ее многочисленные и блестящие успехи в этой области увенчались в середине XIX в. открытием планеты Нептун, а в наше время - расчетом орбит искусственных небесных тел.

Следующий, очень важный этап в развитии астрономии начался сравнительно недавно, с середины XIX в., когда возник спектральный анализ и стала применяться фотография в астрономии. Эти методы дали возможность астрономам начать изучение физической природы небесных тел и значительно расширить границы исследуемого пространства. Возникла астрофизика, получившая особенно большое развитие в XX в. и продолжающая бурно развиваться в наши дни. В 40-х гг. XX в. стала развиваться радиоастрономия, а в 1957 г. было положено начало качественно новым методам исследований, основанным на использовании искусственных небесных тел, что в дальнейшем привело к возникновению фактически нового раздела астрофизики - рентгеновской астрономии.

2000 лет тому назад расстояние Земли от Солнца, согласно Аристарху Самосскому, составляло около 361 радиуса Земли, т.е. около 2.300.000 км. Аристотель считал, что "сфера звезд” размещается в 9 раз дальше. Таким образом, геометрические масштабы мира 2000 лет тому назад "измерялись” величиной в 20.000.000 км.

При помощи современных телескопов астрономы наблюдают объекты, находящиеся на расстоянии около 10 млрд. световых лет, что составляет 9,5-1022 км. Таким образом, за упомянутый промежуток времени масштабы мира "выросли” в 5-1015 раз.

Согласно византийским христианским богословам (середина IV столетия н.э.) мир был создан 5508 лет до н.э., т.е. менее чем 7,5 тыс. лет тому назад.

Современная астрономия дала доказательства того, что уже около 10 млрд. лет тому назад доступная для астрономических наблюдений Вселенная существовала в виде гигантской системы галактик. Масштабы во времени "выросли” в 13 млн. раз.

Но главное, конечно, не в цифровом росте пространственных и временных масштабов, хотя и от них захватывает дыхание. Главное в том, что человек, наконец, вышел на широкий путь понимания действительных законов мироздания.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.