Обои викторианской эпохи. Как оформить гостиную в викторианском стиле. Отличительные черты викторианского интерьера

Викторианский стиль в интерьере – это сдержанная роскошь и красота,

этот стиль дает человеку ощущение уюта, стабильности - это запах хороших сигар, крепкого кофе и свежих утренних газет. Этот стиль соответствует представлениям о зажиточности, он передает своего рода уверенность в завтрашнем дне человека, отдавшего предпочтение именно ему. Большинство используемых материалов с трудом поддаются замене в случае пожелания сэкономить. А что касается многочисленных аксессуаров - они должны быть настоящими, т.е., по сути, это антиквариат соответствующей стоимости. Но если человек готов понести определенные расходы, в конечном итоге он может наслаждаться уютной обстановкой в теплом, гостеприимном доме

.

Предпочтение викторианскому стилю интерьера квартиры, как правило, отдают ценители традиций, буржуазного качества, состоявшиеся люди средних лет, бизнесмены, деятели культуры, вузовские преподаватели. Молодежи интерьеры в викторианском стиле кажутся чересчур пафосными и “сложносочиненными”, но нередко бывает так, что с возрастом вчерашние любители хай-тека и модерна искренне влюбляются в массивную дубовую мебель, строгую лепнину на потолке и полосатые тканевые обои

.

Викторианский стиль подразумевает отнюдь не дешевые предметы интерьера и отделочные материалы - все должно выглядеть дорого, надежно, стабильно и с достоинством. Ни один викторианский интерьер не обходится без комнатных растений. Их ставят на пол (ни в коем случае не на подоконник и не на стол), группируя в одном углу. Горшки преимущественно глиняные и однотонные, гармонирующие с общим убранством комнаты.

.

В истинном викторианском интерьере квартиры вы встретите множество вазонов, пуфиков, ширм, шкатулок и пепельниц из дорогих камней или металлов, подставок для ручек и карандашей.

.

С начала 1980-ых в английскую моду снова вошли нео-грегорианские здания, в которых подъемные окна были стандартом де-факто. Окна не обладали эстетической привлекательностью, но даже тот факт, что они так же накладывали определённые неудобства практического использования никак не повлиял на решение архитекторов и строителей пост-модерна. Так, подъемно-раздвижные окна довольно сильно подвержены «залипанию» и труднодоступны для мытья. Они дребезжат под воздействием сильных порывов ветра. С другой стороны, проникающие сквозь несовершенную конструкцию сквозняки с медицинской точки зрения благотворно влияют на здоровье британской нации, т.к. из-за постоянной циркуляции воздуха в комнате поддерживается свежая атмосфера

.

Элементы викторианского стиля:

Декоративные вытянутые окна

Декоративные веранды

Слуховые окна

Сложные замысловатые узоры на карнизе

Сочетание большого количества цветов

Викторианский стиль характеризуется богатством нарядного орнамента, который образуют кровля и стены дома. Будучи распространенным в 1837-1901 годах, этому стилю характерна нео готика - кровли имеют вытянутые многогранные башенки. Стены украшены разноцветным орнаментом.

.

Кровельное покрытие здесь подбирается в сочетании с цветами, применяемыми на фасадном декоре. Здесь подойдут насыщенные цвета - красный, зеленый или микшированный серый, которые обеспечат строгий контраст экстерьеру фасадов дома.

Англичане называют викторианский период кратко: “victorianism” и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для “английского стиля”. Для викторианского стиля характерны презентабельность и тяжеловесность форм, массивность украшений, тщательная отделка деталей. Эклектизм и стилистическая пестрота викторианизма объясняются также естественной реакцией на пуританский стиль, строгость предшествующей эпохи “стиля королевы Анны” и “георгианцев”.

.

Помимо традиционных материалов использовали и новые, такие как железо и стекло, но металлические конструкции обычно скрывали декором. Мебель, как правило, тяжелая, темная, покрытая обильной резьбой. В интерьерах создается настроение «романтического полумрака», которое усиливается благодаря аксессуарам в псевдоренессансном, восточном и других стилях

.

Характерными чертами викторианского стиля является эклектика, сочетающая в себе готику, рококо, экзотику и классику. Экзотика в то время подразумевала индийский и китайский стили. Кроме того, викторианский стиль – это сочетание непревзойденного качества и старинных, классических канонов. Викторианский стиль в интерьере прошел несколько этапов развития. На рассвете своего развития викторианский стиль в интерьере представлял собой громоздкую неоклассику, декор которой отличался причудливостью и витиеватостью используемых узоров, орнаментов и мотивов. И, наконец, этот стиль превратился в то, что сейчас мы называем английской классикой, отличающейся чувством меры и респектабельностью. Этот стиль известен нам из фильма о всем известном детективном герое Артура Конан Дойля Шерлока Холмса

.

Кроме того, следует отметить, что викторианскому стилю присуща некоторая степень деконструвизма. Деконструвизм представляет собой дом, в котором каждая комната отделана и декорирована в отдельном стиле интерьера. Кабинеты и библиотеки обычно оформляют в готическом стиле, дамские комнаты (будуары) – в стиле рококо, а столовые и прихожие – «ориентальном стиле». В викторианском стиле сочетается шотландская клетка и цветочные орнаменты, которые выполнены в основном на шторах. Отдельно взятый предмет интерьера может быть выполнен одновременно в нескольких стилях

.

Основные элементы Викторианского стиля в интерьере:

смешение стилей готики, барокко и ренессанса;

сочетание старинных традиций и безупречного качества;

основные цвета: коричневый, бордо;

характерные линии: прямые и дуги;

характерные формы: вертикальные вытянутые плоскости;

характерные элементы интерьера: захламлённость интерьера безделушками;

форма окон: готические, арочные, прямоугольные;

двери: прямоугольные массивные, с латунной отделкой.

История Викторианского стиля

Викторианский стиль был сформирован в Англии во время правления королевы Виктории, а именно: во второй половине XIX века. В это время, благодаря бурному развитию промышленности и имеющимся по всему миру колониям, буржуазия начала богатеть и складываться как класс, стремившийся окружить себя атрибутами “роскошной жизни”.

.

Многие предметы интерьера, доступные ранее далеко не всем и считающиеся роскошью, обрели массовую популярность. Декорирование, обустройство и меблировка домов приобрела демонстративный характер статуса и достатка. Использование тех или иных предметов интерьера стало считаться проявлением отличного вкуса, солидности, престижности, достатка и респектабельности владельца дома. Люди в это время начали много путешествовать, соприкасаясь в поездках с разными восточными и экзотическими культурами, которые они стали вносить в интерьеры своих жилищ.

В искусстве викторианского периода выделяют три этапа:

Ранний Викторианский, или период Неостилей (1835-1855);

Средне-Викторианский период (“Mid-Victorian period”, 1855-1870);

Поздний Викторианский, или “Свободное возрождение Ренессанса” (“Free Renaissanse revivals”, 1870-1901).

Ранневикторианский период характерен параллельным развитием стилей “неогрек”, Неорококо, Неоготики, “византийского”, “мавританского”, “китайского” стилей. Упадок искусства был неизбежен.

“Готику долгое время коверкали, чтобы сделать ее подходящей для коммерческих зданий. Фасадами греческих храмов украшали жилые дома и банки. Римские бани проглядывали в облике железнодорожных станций”. Эклектика сопровождалась негативным влиянием первых результатов промышленной революции. Неоготические формы использовались для церквей, университетов и государственных учреждений. В строительстве жилых зданий ориентировались в основном на классицизм с примесью мотивов византийского, ренессансного и барочного стилей

Машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой “исторический декор”: “барочную резьбу” из папье-маше, или крашеного гипса, “золоченые рокайли” из жести. Керамикой имитировали металл; “викторианская мебель” в стиле “Людовика XIV” соединялась с “готическим” декором. И все это на фоне тяжелых занавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах.

Для поздневикторианского периода характерно смешение “исторических стилей”: “Луи XIV”, Рококо, “Елизаветинского Ренессанса” и Тюдор-Ренессанса (“стиля Тюдоров”), а также барочных стилей “короля Якова” и “Реставрации Стюартов”.

Искусство викторианской эпохи было эклектично и потому не составило единого художественного направления или стиля. Следовательно, и название “ викторианский стиль ” следует брать в кавычки, понимая его фигурально.

В 1890-х гг., в период Модерна, критическое отношение к этому “стилю” породило течение эдвардианского неоклассицизма.

Особенности Викторианского стиля интерьера

Основные качества викторианского стиля интерьера квартиры – уют и многообразие – как нельзя лучше отвечают потребностям современного человека в удобной, добротной и одновременно изысканной квартире.

Гармония квартиры в викторианском стиле в том, что в ней все уравновешенно, симметрично, проникнуто чувством меры, но одновременно насыщенно.

Наиболее часто для помещения, выполненного в викторианском стиле, выбирается мебель светло-коричневых тонов или темного красно-коричневого цвета. Соответственно, все остальное будет от бледно-розовых, миндальных, сиреневых оттенков до опять же красно-коричневых. Немаловажное место занимает позолота и насыщенные цвета в драпировках рубиново-красных или изумрудно-зеленых.

В большинстве случаев мебель, используемая при обустройстве помещений в викторианском стиле, изготавливается из натуральной древесины ценных пород. Нередко в декоре используется позолота, инкрустация драгоценными металлами и другими материалами.

Для напольного покрытия используется паркет из натуральной древесины. Не стоит забывать, что использование натуральной древесины при оформлении и декорировании помещений испокон веков считалось проявлением отличного вкуса, солидности, престижности и респектабельности владельца дома. Кроме того, напольным покрытием может служить плитка, имеющая оригинальный орнамент или узор. Окна также выполняются из натуральной древесины стрельчатыми в готическом стиле или прямоугольными, имеющими перемычки. Двери также выполняются массивными из натурального дерева с декоративными деталями из латуни

.

Все формы – вертикальные вытянутые, линии – прямые и дугообразные.

Стены оформляют штукатуркой, тканью/обоями полосатыми или с круглыми распустившимися розами, реалистично нарисованными птицами, животными. Часто стены оформляют гобеленами или обоями со сложным орнаментальным рисунком, часто объемным, напоминающим барельеф. Особенно популярны обои британского производства, имитирующие ткань. Используются изображения листьев – кленовых, дубовых и березовых, папоротников, а также лесных цветов и ягод: ландышей, клевера, земляники.

Поверх обоев размером в треть или половину высоты стены прикрепляются панели из ценных пород дерева. Они не имеют резьбы, но украшены орнаментом в классическом стиле. Кстати, лаком панели покрывать категорически не рекомендуется: глянцевый блеск чужд викторианскому стилю

.

Потолок может быть с темными балками или лепниной с плафоном (репродукцией какой-либо картины). Потолочная люстра с имитацией свечного освещения выполняет декоративную роль. Основной свет – за счет настольных и напольных парных светильников с тканевыми абажурами.

Мебель – массивная, тяжеловесная, украшенная резьбой. Диваны, кресла, стулья – объемные с толстой обивкой. Кровать в спальне должна быть без полога. Популярны комоды, сундуки и напольные часы. Неотъемлемой частью гостиной является камин (пусть даже электрический) и всевозможные аксессуары к нему.

.

Разрешено использование неограниченного количества «безделушек»: китайские вазочки, индийские шкатулки, чучела животных, картины и пр. Всевозможные горизонтальные поверхности должны быть закрыты насыщенно орнаментированным текстилем, полы устланы толстыми с изображением птиц и растений коврами.

В интерьерах викторианской эпохи широко применяются цветочные узоры, бордовые драпировки из мягкого плюша, в целом все то, что помогает воссоздать атмосферу домашнего тепла. Большую роль играют здесь покрывала, балдахины и, конечно, шторы. Как правило, для штор в викторианском стиле используют лучшие портьерные ткани, искусно собранные и украшенные тесьмой с мягкими помпончиками. Типичное явление – несколько карнизов для нескольких типов ткани на одном окне, при этом окно как бы «укутывается» в шторы. Тяжелые ткани обязательно сочетаются с более легкими, тюлевыми или кружевными, занавесками

.

Непременные атрибуты викторианского интерьера квартиры – картины и настенные часы. Произведения живописи подвешивают на специальную рейку, сделанную из той же породы дерева, что и панели, и потому практически незаметную на фоне обоев. Рамы в викторианском стиле, напротив, подбираются объемные, тяжеловесные, но ни в коем случае не золоченые. Что касается содержания картин, они должны соответствовать атмосфере викторианского стиля – портреты, пейзажи, сюжетные зарисовки и ни в коем случае не абстракции. А чтобы они не терялись на общем фоне, тона произведений должны быть контрастными

.

Чрезвычайно уместно в викторианском интерьере будут смотреться и зеркала в полный рост, с такими же рамами, как и у картин – как правило, их ставят напротив камина, окон или дверей и зачастую тонируют в желтый, красный или зеленый

.

Еще один частый герой викторианского интерьера – камин, выполненный из гранита, черного или красного, и обязательно в классическом стиле, под стать панелям. Огонь лучше прикрывать экраном, а сам камин – отгородить металлическим заборчиком с готическими шпилями, выкрашенным в черный цвет, высотой 40-50 см.

4.

7.

.

18.

19.

Викторианский интерьерный стиль зародился в эпоху правления королевы Виктории, в Англии, во второй половине XIX века. В то время, промышленность стремительно развивалась и процветала, а капиталисты богатели. Наличие свободных средств рождало естественную потребность в роскошных домах и владениях. Декорирование, обустройство и меблировка жилищ приобрело демонстративный характер.
Обеспеченные люди имели возможность свободно путешествовать, изучать культуру, искусство и быт других народов. Часто из путешествий англичане привозили различные экзотические украшательства и новые идеи для обустройства собственного дома. Поэтому наличие в интерьере новых оригинальных решений, декора и украшений стало считаться признаком солидности и достатка хозяина. Так появился Викторианский стиль в интерьере…

Основные черты викторианского стиля

  1. Добротные, качественные и надежные предметы интерьера: мебель, декор, текстиль, аксессуары и прочее.
  2. Эклектичность. В викторианском стиле часто можно заметить элементы: , а также этнические акценты.
  3. В цветовой палитре интерьера обязательно присутствуют коричневый и бордо.
  4. Наличие комнатных растений, которые преимущественно располагаются на полу, по углам комнаты, в горшках.
  5. Наличие камина и библиотеки. Камин, традиционно, олицетворяет тепло и уют, поэтому даже при обустройстве квартиры стоит подобрать хороший искусственный аналог. А под библиотеку необязательно отводить целую комнату, достаточно будет красиво оформленного резьбой стеллажа с книгами и удобно-организованного места для чтения.


Оформляем интерьер

Дизайн интерьера в викторианском стиле предполагает использование качественных предметов интерьера и отделочных материалов - все должно выглядеть дорого и солидно.

Стены

Стены в викторианском стиле штукатурят и оформляют тканью или обоями. Чаще обоями, полосатыми или с изображением цветов также встречаются обои со сложным орнаментным рисунком, напоминающим барельеф.
Поверх обоев, образуя «фартук» в треть высоты стены, могут применяться декоративные стеновые панели из ценных пород дерева (или качественная имитация), покрытые матовым лаком, т.к. глянец чужд викторианскому стилю. Дополнительно они могут быть украшены накладным декором.


Полы

При оформлении пола в викторианском стиле в первую очередь следует рассматривать паркет и ламинат (для кухни и санузла — керамическая плитка), желательно чтобы цвет пола сочетался с цветом стен или мебели. Хотя сегодня, можно использовать и линолеум (с рисунком паркета), а также ковролин (например, красный ковролин хорошо гармонирует с одним из основных цветов стиля — коричневым).
Дополнительным украшением пола служит добротный восточный ковер с растительным орнаментом.


Потолок

Потолок часто украшали балками из ценных пород древесины и фигурной лепниной. Очень актуально было использование .
Сегодня, его можно оставить белым или бежевым, украсив лишь контрастными резными карнизами.
Потолочная люстра с имитацией свечного освещения выполняет скорее декоративную роль. А основное освещение обеспечивают настольные и напольные светильники с тканевыми абажурами.


Стилевая мебель

Диваны, кровати, кресла, столы и стулья – объемные и массивные, дополнительно украшены резьбой, мягкая мебель с качественной, толстой обивкой. Актуальными предметами меблировки также являются комоды, сундуки и напольные часы.


Декор и аксессуары

Семейные реликвии, старинные вещи, статуэтки, сувениры и экзотические аксессуары будут смотреться весьма уместно в этом стиле. Статусность подчеркнут кованые светильники, антиквариат, зеркала и картины в роскошных рамах.



Более века назад в Великобритании сложился стиль, отразивший целую историческую эпоху и ставший эталоном элегантности и хорошего вкуса.

Гостиная в викторианском стиле – тому подтверждение. Она была и остается центром маленькой вселенной под названием «английский дом», является квинтэссенцией этого стиля в дизайне интерьеров.

Королева Виктория правила почти 64 года (1837-1901). Это одно из самых длительных правлений в истории человечества. Правда, другая английская королева – Елизавета II – уже обошла венценосную предшественницу и находится на троне 65 лет. Только вряд ли годы, пришедшиеся на правление Елизаветы II, назовут «елизаветинской эпохой» (тем более что такая эпоха уже есть), а вот о «викторианской эпохе» знают все.

Для Великобритании правление королевы Виктории – это бурное развитие науки и техники, рост экономики, промышленная революция и обретение статуса ведущей мировой державы. Великобритания той поры владела половиной мира, ее колонии находились во всех частях света.

Все это богатство получило воплощение в роскошном и сдержанном, чисто английском и эклектичном, консервативном и элегантном викторианском стиле. Англичане считают, что этот стиль выражает торжество прагматизма и рационализма, столь характерных для их национального характера. Викторианский стиль был призван демонстрировать стабильность и основательность, достаток и хороший вкус.

Особенности викторианского стиля:

  • эклектизм, стилистическая пестрота. Колониальное прошлое наложило существенный отпечаток на эстетику викторианского стиля: в нем переплетаются мавританский, китайский, индийский и другие этнические стили. В нем присутствуют элементы и исторических стилей: готики, барокко, рококо;
  • боязнь пустоты - стремление заполнить свободное пространство всевозможными, в том числе и ненужными предметами и безделушками;

  • обилие натуральных материалов, особенно дерева. Это также связано с колониальной экспансией Великобритании: с развитием мореплавания и расширением торговых связей в страну стала поступать древесина самых разных сортов. Самым популярным было красное дерево. Его отличает прочность, глянцевость и отличные производственные качества.

На заметку! В основном интерьеры в викторианском стиле предпочитают ценители старины, традиций и стабильности.

В таких интерьерах уютно и комфортно, а их основательность, богатство и качественность убранства придает им торжественность и респектабельность.

Что такое гостиная в английском доме

По сути, гостиная в викторианском стиле – это воплощение представлений о комфорте, которые стали формироваться в английском обществе с первой половины XIX века.

Средний класс богател и уже мог позволить себе аристократическую роскошь. Появилась еще одна ценность – комфортная жизнь, и гостиная стала той комнатой, в которой больше всего чувствуется дух комфорта. Именно здесь, а не в спальне, создавалось самое комфортное и роскошное пространство дома.

Английский поэт-романтик Роберт Саути говорил, что гостиная – это гордость англичанина, признак его достатка. В отличие от спальни или ванной, гостиная не несла определенных функций. Ее главное назначение – произвести впечатление на гостей, продемонстрировать высокий социальный статус хозяина дома.

Помимо демонстрации достатка гостиная служила выражением хорошего вкуса хозяев. К ее убранству относились с особой тщательностью. Приобретение предметов домашней обстановки приравнивалось к высокому искусству.

На заметку! Центральные элементы, вокруг которых вращается жизнь в гостиной, – это камин и стоящее напротив него кресло.

До появления центрального и водяного отопления камин был главным источником тепла. Он до сих пор остается олицетворением уюта и спокойствия в доме.

Камин всячески украшали:

  • облицовывали мраморными и деревянными панелями;
  • на специальную каминную полку ставили подсвечники, часы; размещали на ней милые сердцу безделушки: табакерки, вазы с цветами, различные статуэтки, позже – фотографии в рамках.

Большое, массивное кресло рядом с камином – еще один ключевой элемент интерьера гостиной. Когда-то в нем мог сидеть только хозяин дома. Остальные домочадцы были вынуждены стоять около него. Такое кресло отличает широкая и очень высокая спинка, прекрасно защищающая голову и шею от сквозняков. Конечно, со временем в гостиной появились другие предметы мебели, но кресло все равно остается самой статусной вещью в интерьере комнаты.

Немыслима гостиная в викторианском стиле и без диванов. Заимствованные у арабов диваны позволяли дамам сидеть в естественной, непринужденной позе, что способствовало приятной светской беседе.

Цветовое решение и отделка викторианской гостиной

В викторианскую эпоху предпочитали такие насыщенные тона, как:

  • красный;
  • фиолетовый;

  • бордовый;
  • темно-зеленый;

  • лиловый.

Для того чтобы не возникло ощущение мрачности помещения, в интерьере современной гостиной в викторианском стиле используется контрастная цветовая гамма: при ярких стенах следует отдавать предпочтение мебели, выполненной в спокойных тонах. Если же мебель темная, то стены должны быть светлыми. В интерьере гостиной хорошо сочетаются теплые оттенки золотистого, коричневого, кирпичного цвета с прохладным голубым, серым, белым, зеленым тоном.

Для напольного покрытия можно использовать паркет из натурального дерева, ламинат, ковролин, керамическую плитку. На полу очень органично будет смотреться большой ковер с восточными узорами. Ковер можно сочетать с рисунком на обоях или обивкой мебели.

Важно! Окна в викторианской гостиной ни в коем случае не должны быть закрыты жалюзи или ставнями.

Должны быть только плотные шторы из дорогих тканей в сочетании с легким кружевным тюлем.

В викторианскую эпоху стены отделывали деревом и тканью. Бумажные обои были признаком дешевизны и плохого вкуса. Однако сейчас при отделке интерьеров в викторианском стиле широко используются обои со сложными рисунками и имитацией барельефов. В гостиной отлично смотрятся и деревянные панели с нарядным орнаментом.

Предметы интерьера и декора

Традиционная викторианская мебель была темная и массивная, но современные домовладельцы предпочитают мебель более светлых тонов. В любом случае мебель должна быть сделана из качественного материала.

В гостиной могут находиться несколько мягких кресел и диванов, выполненных с элементами различных стилей, кожаных или обитых разными тканями. Украсит гостиную и изящный стол с изогнутыми ножками.

Совет: необходимо организовать хорошее освещение. Для этого следует использовать напольные и настенные светильники, лампы в традиционной греческой или римской стилистике.

В викторианской гостиной вполне уместны следующие предметы декора:

  • декоративные подушки;
  • напольные часы;

  • фарфоровые статуэтки;
  • зеркала;

  • картины;
  • тканевые абажуры;

  • фотографии в рамках;
  • небольшие статуи;

  • свечи в подсвечниках;
  • книжные полки и стеллажи со старинными книгами;

  • глобусы, карты и другая морская атрибутика.

Чтобы не производить впечатления захламленности, комната должна быть просторная и желательно с окнами, выходящими на солнечную сторону.

Гостиные в викторианском стиле, фото которых можно увидеть во многих глянцевых журналах, посвященных дизайну интерьеров, и как иллюстрации к этой статье – замечательный пример живой истории и связи времен. Из двух составляющих ее изначального предназначения – комфорт и демонстрация достатка – современная гостиная отдает предпочтение уютной элегантности, оставаясь при этом роскошной и респектабельной.

Мне нравится

Эпоха правления королевы Виктории в Великобритании является одной из самых значительных и даже революционных. Вторая половина 19 века стала временем бурных преобразований во всех сферах жизни англичан, и это не могло не отразиться в архитектуре. Расскажем о том, что такое викторианский стиль в архитектуре, в чем его специфика и какие его варианты существуют.

История эпохи

В 1837 году на трон взошла молодая королева Виктория. Ей выпали на долю различные испытания, она пробыла у власти 60 лет и смогла сделать страну процветающей, культурной, цивилизованной. (годы - с 1837 по 1901) не является однородным периодом истории. На это время пришлось бурное развитие промышленности, культуры, экономики. Британия за эти годы полностью изменила свой образ жизни, свой менталитет. Страна становится одной из самых могущественных империй мира, усиливая свое влияние в Азии и Африке. В последние годы правления Виктории начинается замедление развития, но многие достижения той эпохи до сих пор являются важными для современной Великобритании. была активным пропагандистом строгой морали, которая является едва ли не главной приметой этого периода. Также она считала важными техническую модернизацию и развитие культуры. Поэтому именно на этот период приходится бурный расцвет английской литературы и архитектуры.

Викторианская культура

Особенностями периода правления королевы Виктории является отсутствие войн и технологический бум. Британцы становятся достаточно состоятельной нацией, а растущий средний класс является главным локомотивом общественного развития. На этот период приходится активное развитие образования, появляется такой феномен, как туризм, складывается новый образ мышления у жителей империи. По примеру своей королевы британцы исповедуют строгие и консервативные моральные воззрения, они воздержаны в развлечениях и трудолюбивы, и все это - еще одна причина экономического роста страны. Новое мировоззрение становится основой для прорыва в искусстве. Идеологическим основанием викторианства стал сплав утилитаризма и евангелизма. Не последнюю роль в культуре сыграла английская литература. Ч. Диккенс, У. Теккерей, К. Дойл, сестры Бронте - это типичные авторы того времени. Визуальную концепцию эпохи воплощают прерафаэлиты. Особое значение для мирового зодчества приобретает викторианский стиль в архитектуре. Британцы того времени уделяли огромное внимание своему жилищу. Поэтому архитектура и декораторство становятся очень важной частью нового стиля жизни.

Общие черты архитектуры викторианской эпохи

Термином «викторианский стиль» пытаются обозначить огромный период времени, который характеризуется сильной неоднородностью. Поэтому в строгом архитектурном смысле не существует такого единого явления. В англоязычных странах той эпохи господствовал эклектический ретроспективизм, объединивший под собой несколько сходных, но все же самостоятельных направлений. Это итальянский стиль, неоготика, стиль периода Второй империи, индо-саранцинский стиль и другие разновидности.

Архитектура викторианской эпохи пронизана практицизмом, как и вся культура, и эклектичностью. Ей присущи такие черты, как соединение элементов из разных исторических эпох. Здания выполнялись с использованием большого количества деталей, насыщенного цвета, резьбы по фасаду. Башни, балконы, фризы, островерхие крыши, множество окон разного объема, террасы, высокие входы с крыльцом, обилие фактур и декора - все это викторианство.

Периодизация викторианской архитектуры

Так называемый викторианский стиль в архитектуре возникает как ответ предыдущим эпохам - георгианству и стилю королевы Анны, которые отличались большой строгостью и сдержанностью. В зодчестве времен королевы Виктории традиционно выделяют три основных периода:

1. Ранний (1835-1855). Это период неостилей, увлечения историзмом. В это время появляются варианты с приставкой нео- таких известных стилей, как готика, рококо, мавританский, византийский, китайский.

2. Средний (1855-1870). На это время приходится расцвет движения прерафаэлитов, творчества художника У. Морриса. В этот период происходит возврат к ценности уникальности и ручной работы в противовес раннему периоду, когда господствовали вещи массового производства. Вновь главной ценностью признается индивидуальность.

3. Поздний (1870-1901). Этот период еще называют викторианским ренессансом. Происходит переосмысление традиций барокко, готики. Архитекторы вспоминают Тюдоров и используют в новых сооружениях некоторые приемы эпохи 16 века.

Готическое возрождение

В архитектуре всего мира после эпохи «больших» стилей, происходило периодическое обращение к тем или иным традициям зодчества, не избежала таких «возвращений» и Англия. 19 век, особенно его вторая половина, - это время переосмысления и необычного прочтения приемов и решений разных стилей и исторических эпох. В 40-х годах захлестнула волна неоготики. Стрельчатые окна, шпили и башенки, арки в духе Средневековья становятся чрезвычайно популярными. Причем разнообразные элементы средневековых храмов теперь активно использовались для оформления жилых и коммерческих сооружений. В Англии за период правления королевы Виктории было возведено множество зданий в стиле неоготики. Самыми знаменитыми из них являются лондонский Парламент со знаменитой часовой башней Биг Бен, комплекс Королевского лондонского суда, похожий на сказочный средневековый дворец, и ярчайший вокзал Сент-Панкрас из красного кирпича. Этот стиль был настолько популярен в викторианскую эпоху, что иногда два этих термина синонимизируются.

Итальянское викторианство

Эпоха королевы Виктории характеризуется эклектичной архитектурой, которая стремится соединить детали разных стилей и национальных особенностей. В это время приобретает популярность итальянский стиль, особенно он хорошо проявился в жилой архитектуре, в загородных домах в США. Его главными приметами являются низкая, широкая крыша, колоннады, арки, римские фронтоны, а также богатый декор фасадов. Этот стиль идеально подходил для оформления коттеджей, которые строил средний класс в провинции и пригородах Лондона.

Стиль Второй империи

Французская культура и зодчество разных периодов оказывали значительное влияние на мировую архитектуру. Не смогла миновать этого влияния и Англия, 19 век в которой стал временем очарования ампиром, так называемой Второй империей. Несмотря на сложные отношения английской и французской культур, в период с 1855 по 1885 год британцы отдают должное архитектуре времен Наполеона Третьего. Главной приметой этого стиля стали мансардные крыши, которые считались очень функциональными, а также высокие, узкие двери и большие изогнутые окна. Стиль продержался в Англии недолго и преимущественно применялся для оформления общественных зданий и доходных домов.

Стиль времен королевы Анны

Время правления королевы Анны - начало 18 века. Это был период расцвета английского барокко, с его страстью к богатству и роскошному декору. Архитектурные шедевры того времени были переосмыслены во времена королевы Виктории. Главным идеологом возрождения стиля времен королевы Анны был архитектор Ричард Норман Шоу, его усилиями в Англии появилось немало жилых домов, ставших настоящей классикой британского зодчества. К ним относятся дом "Лебедь" в Челси, первый многоквартирный дом в районе несколько домов на Сент-Джемс стрит, большая часть застройки пригорода Бэдфорд Парк, множество коттеджей в разных частях Великобритании, а также в Новой Зеландии и в Индии.

Романский стиль

Викторианской эпохи пытался найти новые интерпретации находок зодчих былых времен. В конце 19 века архитекторы вспомнили о древнеримской традиции возведения храмов и замков 11-12 веков. В викторианские времена брутальные здания из камня в основном создавались для проживания людей или для общественных нужд. Позже Генри Гобсон Ричардсон активно пропагандировал этот стиль в жилом строительстве США. Главными чертами стали лаконичность, монументальность и цельность. Основательные дома с башнями из серого камня очень полюбились представителям зарождающейся буржуазии.

Народный стиль

Народный (фолк) викторианский стиль в архитектуре стал органичным сочетанием старых по возведению коттеджей для семей рабочих и новых на то время технологий. Так появились особняки, оформленные деревянным сайдингом или деревянной черепицей (гонтом). Этот стиль более всего прижился и получил колоссальное распространение в Эмигранты из Британии хотели возвести на новой земле кусочек старой доброй Англии, так и появились просторные деревянные дома с башенками, балкончиками, террасами и карнизами. Дешевые материалы позволили семьям рабочих получить отдельные дома и приблизиться к среднему классу по уровню жизни.

Стик

В эпоху Виктории, особенно позднего периода, зодчие стремились найти новые комбинации элементов разных стилей. Так на стыке готики и стиля времен появляется стик - разновидность фахверкового строительства. Архитектура как искусство сочетания старинных традиций и новых технологий стремилась найти новые решения для красивого и удобного жилья. Дома в стиле стик почти полностью возводились из дерева по каркасной технологии. Но для упрощения и удешевления строительства в основном применялись реечные технологии. Этот стиль в большей степени получил распространение в США.

Индо-сарацинский стиль

Архитектура Великобритании не только стремилась интерпретировать стили европейского зодчества, но и обращала свое внимание на национальные традиции колоний. Так в Британской Индии появился индо-сарацинский стиль, при помощи которого колонизаторы хотели показать свою преемственность по отношению к коренным правителям страны. Британцы возводят роскошные дворцы-резиденции, стилизованные под сооружения моголов. Эта традиция была охотно подхвачена местной аристократией, которая стала строить в этом псевдонациональном стиле свои дворцы. Позже мотивы индийской и сарацинской архитектуры начали проникать в жилое строительство, особенно это касается коттеджей для провинциального среднего класса в Британии и США.

Зажиточная роскошь или аляповатая безвкусица? Абсурдная напыщенность или эталонный пример аристократического вкуса? Ни один из стилей прошедших эпох еще не вызывал настолько противоречивых мнений общественности. Скорее «культурологическое», чем «стилевое», понятие викторианского стиля объединило в себе все новые архитектурные веяния и проявления в интерьере, которым поддалась англоязычная Европа той эпохи.

История викторианского стиля

Начало девятнадцатого века принесло Европе промышленную революцию и сыграло в пользу классового равенства. К восхождению на престол королевы Виктории развилась активная модернизация уже существующих архитектурных стилей и достигла апогея именно в Англии. Излишняя пышность интерьеров стала логическим следствием появившейся возможности украсить аскетический быт рабочего среднего класса.

Характерные особенности

  • Смешение стилей. Эпоха паровых механизмов предоставила доступ к поездкам в соседние страны, где каждый получал возможность вынести что-то своё из чужой культуры, главная черта пришедшего на смену в конце 19-го столетия.
  • Вычурность. Мебель приобрела плавные линии, обзавелась витиеватыми узорами и гравировками. Большое количество завитков и сложных элементов, украшающих предмет интерьера, считалось качественным признаком хорошего достатка.
  • Орнамент. Сложный рисунок украшал обивку, вышивался на шторах и балдахинах, вырисовывался на линолеуме. Обои раннего «викторианского стиля» пестрели изображениями цветов и листьев, вычурные линии наносились на зеркала, камины и оконные стёкла.
  • Лепнины, порожки и карнизы. Архитектурные элементы, используемые ранее только в наружной отделке, стали неотъемлемой частью декора любой комнаты.
  • Переполненность. Каждая комната «захламлялась» мебелью, предметами декора, статуэтками и безделушками. Чувство меры в дизайне помещения было скорее исключением из правил.

Архитектура и проекты домов

Битва « » и « в архитектуре Англии была недолгой.

После перепалки, возникшей между последователями разных школ, церкви были отданы под готическую отделку, а большинство административных зданий обросло элементами греческой архитектуры.

Скорость наружной отделки зданий была высока. Фабричные декорации потеряли износостойкость и индивидуальность, однако позволили нарядить страну в течение полувека.

Эклектический ретроспективизм

Есть два варианта подражания архитектурным стилям:

  1. Ретроспективизм заключается в воспроизведении декоративных элементов определённого стиля.
  2. сводится к смешению нескольких стилей в пределах одного здания.

Идеи для декора, неустанно привозимые в викторианскую Англию из разных стран, образовали гремучую, но вполне привлекательную смесь с неоготикой, занимавшей уверенные позиции в британской архитектуре.

Неоготика

Мода на готические формы была начата еще в XVIII веке английским графом Хоросом Уолполом. Он применял смелые для того времени решения во внутренней отделке дома. А пионером неоготической архитектуры считается сын мэра Лондона – Уильям Бэкфорд. Именно скандальная слава его усадьбы с высокой восьмиугольной башней положила начало активной работе инженерной школы британцев над восстановлением готики.

Официальную поддержку правительства неоготика получила только в середине XIX века.

Вестминстерский дворец, созданный на месте сгоревшей постройки Британского парламента, был признан образцом и запустил череду реконструкций по всей Англии.

Искусство

Декор викторианской эпохи практически утратил свою художественную ценность. Мебельщики, стеклодувы и ткачи были вытеснены дешевым фабричным производством. На смену дизайнерам и художникам пришел станок, в краткие сроки штампующий необходимое количество «декораций». За полвека произошло стремительное падение приоритета качественной ручной работы и обесценивание творческих профессий.

Деятели

  • Джозеф Пакстон. Скромный инженер по оранжереям создал свой самый грандиозный проект по заказу организаторов Первой всемирной выставки. «Хрустальный дворец» удивил общественность концепцией уважения к окружающей среде, простой, но эффективной планировкой и применением в строительстве абсолютно непривычных материалов.
  • Сэр Чарльз Бэрри. Восстановленный Вестминстерский дворец в комплекте с башней Биг Бен принесли славу архитектору и Лондону в дальнейшем.
  • Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин. Архитектор стал известен благодаря реконструкции Ноттингемского собора и помощи в работе над проектом парламентского здания.

Интерьер

Коммерсанты, везущие в свои дома сувениры из разных стран, никак не могли подозревать, что их собирательство выльется в модное веяние. На фото выше отлично заметно, как реконструировались дома под стиль королевы Виктории. вначале поддался неоготическим изменениям, подробнее о готическом стиле в интерьере . Внутри комнаты выросли лепные колонны и порожки, в гостиных был выложен камин, со стен и шкафов стали смотреть резные животные и птицы. Огромная роль досталась орнаменту, занявшему каждую поверхность, способную быть расписанной. Витраж, затейливое наследие готики, плохо прижился в жилых домах. Его отголоски изредка встречались в декорировании торшеров и зеркал, входных, иногда межкомнатных, дверей.

Роспись стеклянных поверхностей масляными красками не имела ничего общего с витражным искусством, но сохранилась в быту благодаря спросу в конце XVIII века.

К середине викторианского периода уют комнат был дополнен коврами и картинами с индийскими мотивами. Бамбук из Дальнего Востока получил применение в мебельном деле, а ассортимент драпировок пополнился лёгкими плотными тканями из зарубежья.

Особенности стиля

Эклектическая сумбурность стиля всё же порождала некоторые закономерности:

  • Каждая комната в доме была отдельно спроектирована и оригинально оформлена. В каждой из них присутствовали декоративные неоготические лепнины под потолком.
  • Массивность была присуща всем ключевым предметам интерьера – от пианино до люстры. Крупные предметы создавали ощущение финансовой надёжности хозяина дома.
  • Каждый элемент должен был нести в себе рисунок или орнамент. Их витиеватость и сложность служили показателем высокой эстетичности.
  • Статус подчеркивало изобилие картин, статуэток и предметов, представляющих антикварную ценность.
  • Камин и пианино были вынесены англичанами из готического стиля и облюбованы в новом интерьере. Ножки музыкального инструмента причудливо выгнулись, а каминная полка приобрела причудливые украшения.

Цветовая гамма

Тенденции в выборе цветовой палитры тоже имелись. В ранний период эпохи были популярны светлые и нежные по типажу современных , либо смелые и яркие тона. Со временем изысканными стали считаться приглушенные и бледные цвета, и наиболее мрачные тона уже унаследовала эдвардианская эпоха.

Жителя викторианской эпохи можно обвинить в незнании меры, но никогда – в незнании цветов.

«Мягкий» контраст, построенный на сочетании светлых пород дерева и пестрых обоев, строго выдерживался в одной гамме. Темные и мрачные мужские комнаты, облаченные в тёмную кожу и строгое дерево классических форм, стали эталоном кабинета начальников и директоров в современном мире.

Мебель

Стилевое разнообразие мебельных комплектов объединяло лишь наличие плавных, гнутых элементов, узорчатой резьбы и пышной обивки. Веранды загородных поместий украшали лёгкие кресла из ротанга, в обеденных комнатах царствовал массивный деревянный стол и не менее массивные стулья. Комнаты для досуга были уставлены мягкими диванами и креслами, обитыми бархатом, шелком или кожей. Популярность у модниц имели кокетливые ширмы, обязательным атрибутом прихожей стала затейливая шляпная полка.. Это могли быть тиснёные полотна с повторяющимся цветным геометрическим орнаментом, изображением природы и животных. В современном исполнении часто можно встретить настенные деревянные панели. Этот элемент, как и мебель без драпировки, является отзвуком классического стиля, практически вытесненного тогдашней модой.

Оформление полов

В отделке полов мещане были не столь радикальны. Доселе неведомая диковина «линолеум» произвела фурор. Узоры, печатаемые на полотнах, можно было формировать в композицию, создающую иллюзию отсутствия швов и присутствия ковров. Однако дерево не ушло из списка популярных напольных покрытий и даже не было замаскировано тканью, как это произошло в мебельной отрасли.

Напольная неглазурованная плитка была характерной чертой отделки в храмах и соборах. Редкие эстеты рисковали выкладывать ею полы в своих домах.

Видео

Выводы

Понятие современников о зажиточности англичан девятнадцатого века всё-таки отличается от видения усреднённого мещанина, получившего внезапный доступ к ранее недоступным благам. Лавина новинок поглотила внезапно разбогатевший средний класс, убавив его способность чувствовать грань безвкусицы.

Реконструкторы и реставраторы постарались воссоздать , что очень прослеживается в современных дизайнах гостиных в частных домах. А принятые в эпоху эволюции хорошо отобразились в интерьерах стиля хай-тек. Дизайнеры используют исключительно натуральное дерево, подбирают дорогие ткани, избегают пошлой позолоты и излишества декоративных элементов. Нет в эталонных композициях излюбленного линолеума, шторы теряют обилие складок и ощущение многовековой тяжести.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.