Современные педагогические технологии в работе хормейстера ДМШ: между традицией и инновацией. Творческая работа: Формирование вокально-хоровых навыков у младших школьников


Методическая разработка
«Современные педагогические технологии в работе хоровой студии:
между традицией и инновацией».
Выполнила педагог
дополнительного образования
Д.С.Котова
2015 г.
Одной из задач современных образовательных учреждений становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей; самоопределение личности ребенка, создание условий для ее самореализации и интеграции в мировую и национальную культуру; дифференцированный подход и вариантность в обучении, формирование у обучающихся высокого уровня восприятия знаний и воспроизведение их в целостном объеме. Система образования ориентирована на современные и перспективные виды деятельности. Это диктует поиск новых образовательных форм, педагогических технологий.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога В.М Монахов).Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (МВ.Кларин).
Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам обучающий, выступающий не как объект, а как субъект обучения.
Детский хор - это живой организм, постоянно растущий и изменяющийся, удивительное существо, несущее энергетику оптимизма и обаяния; особый исполнительский инструмент, нежный, гибкий и отзывчивый, способный на самое искреннее и непосредственное выражение человеческих чувств. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать...
Хормейстеру предстоит решить главный вопрос: как создать по-настоящему художественный детский хоровой коллектив? Это большая и увлекательная работа, полная экспериментов и ошибок, анализа и размышлений.
Руководитель коллектива должен помнить, что главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, музыкальной грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение музыкального кругозора) и исполнительства. Только такой комплексный подход позволит хору полноценно развиваться, при этом раскрывая способности каждого отдельно взятого ребенка.
Не секрет, что сложный процесс освоения навыков хорового пения требует от обучающихся огромной эмоциональной увлеченности и сосредоточенности, и только чередование характера и методов учебной деятельности способно преодолеть чувство усталости в процессе занятия.
Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.
Что же такое инновации? Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Инновационный подход в обучении распространяется на содержание образования, методы преподавания и формы контроля качества обучения.
Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий требует от современного педагога дополнительного образования знания основных тенденций инновационных изменений и возможность их применения в собственной практике.
Очень важно понять, какой результат мы должны получить в процессе воспитания с помощью инновационных воспитательных технологий.
Как говорил Сенека, римский философ и драматург: "Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным".
В одной методической статье говорилось, что целью инновационной деятельности в воспитательном процессе является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Но любой опытный педагог скажет, что это крайне неверное суждение. Применительно к детскому пению следует отметить, что именно традиции, опыт прошлых поколений, и обусловили исключительное значение хоровой музыки в нашей культуре. Именно хоровое пение на протяжении столетий являлось выражением русского духа, русской художественной натуры, национального характера
Следуя лучшим образцам хорового исполнительства, эффективнее совмещать традиционный и инновационный подход в обучении, тем самым прививая детям лучшие традиции академического пения и решая вопрос повышения качества обучения c использованием инновационных образовательных технологий. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет детский хор.
При выборе репертуара хормейстер должен знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара; должен уметь моделировать для каждого занятия все новые "комплексы" музыкального материала, а так же гибко реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни.
Например, сегодня многие руководители детских хоровых коллективов отмечают недостаток в юмористическом, шуточно-игровом материале, особенно для самых маленьких исполнителей. Песни современных авторов, входящие в новые сборники, как правило, интонационно неудобны для исполнения или текст плохо воспринимается обучающимися. Это происходит оттого, что авторы часто не имеют практики работы с хоровым коллективом.
Репертуар хора должен содержать по возможности обширный и интересный музыкальный материал, включая народные песни и музыку композиторов-классиков, сочинения a cappella и с сопровождением, полифонические и гомофонные, произведения собранные по тематическому принципу и стилистическому единству и т.д.
Работая с таким благодатным репертуаром на хоровых занятиях, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.
1. Личностно ориентированные технологии. Они предусматривают диагностику личностного роста, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Эти технологии музыкального образования являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже проводя занятия в группах, педагог обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого обучающегося.
2. Проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование у обучающихся критического мышления, умений и навыков активного речевого общения, положительных эмоций, а также организация деятельности педагога по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения. Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на занятиях хора, хотя многие из методов этой технологии уже широко применяются в практике и являются скорее традиционными.
3. Нетрадиционные формы занятий. Ягненкова Н.В. в статье "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор - А.А. Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий урока:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.;Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:
повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся. Это позволяет привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.;- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, телепередача и т.д.;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная и т.д.;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: утренник, инсценировка, "посиделки" и др.
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация,
Практически все названные виды уроков могут быть использованы при работе в хоровой студии.
4. Взаимоконтроль. Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому обучающемуся сообщить о своих успехах, снятие неуверенности у слабых детей, развитие певческих навыков обучающихся, интенсификация опроса. Группа разбивается на "педагога" и "обучающегося". "Обучающиеся" отвечают своим "педагогам". Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.
5. Игровые технологии обучения. В современной общеобразовательной практике они получили большое распространение (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.). Эти технологии характеризуются наличием игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможностей альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериев оценки результатов работы.
Применяются игры познавательные, театрализованные, имитационные, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.
Один из элементов игровой технологии на занятиях с детьми младшего школьного возраста - вокальная импровизация.
Игра естественно включает детей в процесс познания музыки, активизирует важнейшие психические процессы: эмоции, внимание, память, интеллект. Игра – это всегда проблемная ситуация, требующая поиск инициативы, творчества. Оттенок игры можно придать любой «строгой» на первый взгляд работе. На занятиях с хором в разнообразных играх обучающимся предлагаются роли «композитора» , «дирижера».
Ролевые и дидактические игры помогают младшим школьникам не только приобрести новые знания, но и развивают воображение, артистичность, а главное - интерес к музыке.
Игра «композитор» выявляет степень музыкальности детей, служит росту творческих возможностей. Занятия вокальной импровизацией дают обучающимся возможность почувствовать интонационную основу музыки.
Данную игру можно использовать в трех формах:
- диалоговая импровизация;
- импровизация на заданный текст;
- импровизация на заданный жанр.
Лучше начинать всегда с диалоговой импровизации, когда педагог, а затем и более продвинутый обучающийся пропевает вопрос. Остальным предлагается допеть музыкальную фразу. Игра заключается в том, чтобы не пропевать мелодию, пропетую товарищем, иначе выбываешь из игры.
Применение игровых технологий имеет большой развивающий эффект, позволяющий каждому ребенку реализовать свое стремление к самовыражению, развивают музыкальный слух, чувство ритма, творческую фантазию.
Музыкальные игры-импровизации вносят элемент соревновательности, вызывают у детей позитивные эмоции.
А сохранение эмоционального тонуса занятия является важнейшим фактором развития творческих способностей детей.
Таким образом, изложенные инновационные формы и методы работы на занятиях с хором, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса, поэтому их необходимо активно внедрять в практику работы с хором, но при этом не забывать о важности воспитания академического пения в духе лучших традиций хоровой культуры.
Не стоит забывать о нравственной ценности традиций в целом. Ведь именно они служат оплотом всего лучшего, что накоплено человечеством
Что как не традиции, опыт прошлых поколений, обычаи родного края могут сформировать в человеке самые лучшие нравственные устои. А развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
В заключение хочется отметить: нововведения в образовании - это веление времени. Но ограничиться одними новыми технологиями и инновационными методиками недостаточно. Главным критерием ценности инновации является ее способность устранить дефект. Если инновация служит целям "украсить", "пустить пыль", "утвердиться", она никому не нужна, а ее внедрение лишь приводит к неоправданным затратам сил, времени
Литература:
1. Матасова М. Н.Современные педагогические технологии в работе хормейстера ДМШ: между традицией и инновацией. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/11/03/
2. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012).
Варианты диалоговой импровизации:
- Ежик, еж!
- Ежик, еж!
Ты откуда идешь?
- По тропиночке лесной
Я иду к себе домой!
- Выйди, Маша, из ворот!
Выйди, Маша, в хоровод!
- Нет, подружки, не могу.
Братца Ваню стерегу!
Варианты импровизации на заданный текст:
В нашем доме на полу
Ящик маленький в углу,
В нем живет ручной зверек
Белый-белый хомячок
Ой, не стойте очень близко!
Я тигренок, а не киска!
Варианты импровизации на заданный жанр
(колыбельная)
Засыпай, малышка,
Серенькая мышка.
Укрываем хвостик,
Сны придут к нам в гости
(марш)
На парад идет отряд,
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
(вальс)
Жил-был один удивительный слон,
Вальс танцевал удивительно он.
Не знаю, поверите вы или нет:
Слона записали в балет

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей городского округа Троицк в городе Москве «Троицкая детская школа искусств» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ ХОРОВОЕ ПЕНИЕ ТЕМА: «Инновационный подход к изучению канона на начальном этапе в младшем хоре» Разработала: Сопкина Ольга Викторовна, преподаватель хорового класса МАОУДОД «Троицкая ДШИ» г. Москва 2015 г.

2 ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА преподавателя хорового класса МАОУДОД городского округа Троицк в городе Москве «Троицкая детская школа искусств» Сопкиной Ольги Викторовны 15 сентября 2015 года, г.о. Троицк ТЕМА: «Инновационный подход к изучению канона на начальном этапе в младшем хоре». Инновационность данного подхода заключается в использовании разнообразных нетрадиционных для хорового занятия приемов обучения учащихся младшего школьного возраста с учетом их психофизиологических возрастных особенностей для освоения и исполнения сложного музыкального материала в игровой форме, так как дети младшего школьного возраста нуждаются в постоянной смене деятельности. Поэтому задача преподавателя состоит в организации благоприятной среды и применения различных форм работы для поддержания интереса детей к творческому процессу. Цели: - всестороннее развитие творческих способностей учащихся; - развитие музыкальных способностей; - развитие исполнительских качеств; - пробуждение творческой инициативы. Задачи: - развивать вокально хоровые навыки; - добиваться чистой интонации; - развивать чувство ритма; - развивать артикуляционный аппарат; - развивать творческую фантазию. Учебная дисциплина: хоровое пение. Время урока: 45 мин. Группа: младший хор «Радость» (1-3 классы инструментального отделения). Специальность: фортепиано, флейта, сольное пение. Возраст: 7-10 лет. Количество: 28 человек. Форма занятия: групповая. Тип урока: «Урок практикум», «Урок беседа», «Урок игра». Методы обучения: - словесный; - практический; - формирование умений и навыков; - творческая деятельность. Материально-техническое обеспечение урока: фортепиано, стулья. Дидактический материал: ударные инструменты ложки, бубенцы. 2

3 Ход урока: Организационный момент (1 мин.): - Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ребята! Рада видеть вас всех в этом зале. Начинаем открытый урок на тему: «Инновационный подход к изучению канона на начальном этапе в младшем хоре». На занятии будут первый раз изучать и исполнять каноны ученики младшего хора инструментального отделения «Радость». Дыхательные упражнения (2 мин.): 1. Первое упражнение будет направлено на активизацию дыхания «шарик сдувается»: руки положить на талию, ладошки на живот, быстро вдохнуть через нос, задержать дыхание и тянуть через сомкнутые зубы звук «с», экономя расход воздуха. 2. Развитие фонационного выдоха: сделать быстрый вдох и сказать скороговорку на одном дыхании столько раз, сколько получится. Закончив свою попытку, надо слушать, как это продолжают делать другие ребята. Победитель определится в конце упражнения. Скороговорка такая: «Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки». Давайте ее запомним. А теперь отчетливо, с хорошей дикцией, по знаку начнем упражнение. Вокально - хоровые упражнения (9 мин.): 1. На активизацию певческого дыхания, атаку звука, развитие унисона: чередование протяженного гласного звука «у» на одной ступени на legato и staccato на I-II-I-II-I ступени; 2. На атаку звука и единую манеру звукообразования: гласные «ю-у-у-у-у» на стаккато в поступенном движении I-II-III-II-I ступени; 3. На округлость звука и высокую позицию: пение закрытым ртом «м-м-м» нисходящих ступеней V-IV-III-II-I; 4. На расширение диапазона голоса, сглаживание регистров: согласный звук «р» в объеме октавы; 5. На воспитание культуры звука и развитие унисона: исполнение унисона на одном звуке на длинной фразе «У кота - воркота колыбелька золота». 6. Развитие мелодического слуха, чистого интонирования: чередование лада (мажор минор) восходящая мажорная гамма «Мама мыла Милу мылом», нисходящая минорная гамма «Мила мыло не любила». 7. На закрепления навыка пения двухголосия: расходящееся движение двух хоровых партий сопрано от V-VI-VII-I-I-VII-I ступени «Как хорошо на лугах» и альтов от V-IV-III- III-II-I ступени «Хорошо на лугах». Основная часть урока работа над изучением и исполнением канонов (33 мин.): Рассказ о том, что такое канон: - Что такое канон? Это слово с греческого языка означает правило, образец. 3

4 А в музыке каноном называют многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию (тему), но вступают не одновременно, а поочередно, один позже другого. Каноны возникли в музыкальной культуре Западной Европы в XVI - XVII веках и стали очень популярными. Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам. Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, и в церкви. Все участники канона пели одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым, заканчивал первым. Для русской народной музыки пение каноном нехарактерно. Однако в русском фольклоре существуют формы, близкие к канону - это хороводы. Каноны можно исполнять по-разному их можно говорить, прохлопывать, исполнять с помощью ударных и шумовых инструментов, можно шагать каноном. Мы начнем изучение канона с самого простого канона жестов. Это последовательность каких-либо жестов или движений, исполняемых в определенном темпе и метре. Участники должны встать в круг и договориться о размере, темпе, шаге канона. Количество голосов зависит от количества участников. Можно исполнять канон, поделившись на группы. Ведущий показывает движения, остальные, поделившись на группы, их повторяют. Игра 1 Канон жестов (активизирует внимание, способствует координации движений): I группа Сесть, встать, Сесть, встать, Руки вперед, вниз, Руки вперед, вниз, II группа - Сесть, встать, Сесть, встать, Руки вперед, вниз, I группа Поворот вправо, влево, Поворот вправо, влево, Голову вправо, влево, и т.д. II группа Руки вперед, вниз, Поворот вправо, влево, Поворот вправо, влево, и т.д. Игра 2 Речевой канон (активизирует внимание, помогает укреплению артикуляционного аппарата): I группа II группа Дож- дик, дож-дик, по- силь- ней -бу-дет трав- ка зе-ле- ней, - вы- рас- тут цве- -точ-ки - на на- шем лу- жоч-ке. - - Дож-дик, дож- дик, пу- ще - рас- ти, рас- ти тра- ва - - гу-ще

5 Игра 3 Ритмический канон (активизирует внимание, развивает тембровый слух) русская народная песня «Во поле береза стояла» исполнение ритмического рисунка с помощью ударных и шумовых инструментов: I группа - ложки, II группа - бубенцы. I группа: Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла. Лю-ли, лю-ли стояла, Лю-ли, лю-ли стояла. II группа: Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла. Лю-ли, лю-ли стояла, лю-ли, лю-ли стояла. - Но не стоит много говорить о канонах, лучше всего их петь. - Сегодня мы познакомимся с французским каноном «Братец Яков». Это один из многочисленных вариантов текста канона: I группа: Братец Яков, Что ты спишь? В колокол звонили: бим-бом-бом! Братец Яков, и т.д. II группа: Братец Яков, Что ты спишь? В колокол звонили: бим-бом-бом! Братец Яков, и т.д. Этапы разучивания канона: Речевой канон Предлагаю ребятам продекламировать первую строчку всем вместе. Просьба продекламировать всем вместе еще раз, а преподаватель в это время декламирует каноном. Делим хор на две группы, обе группы декламируют самостоятельно. Мелодический канон - Приглашаю Татьяну Александровну Новгородову на помощь. Послушайте этот канон в нашем исполнении (исполнение канона a cappella). 5

6 - Теперь выучим все вместе мелодию канона в унисон. Постараемся петь чисто. После уверенного пропевания мелодии разделимся на две группы: одна группа поет с Татьяной Александровной, вторая группа поет вместе со мной. Выполняем правило: «Сначала слушаю, потом пою». Обращаем внимание на точное вступление голосов, сохраняем чистую интонацию и темп. Канон с движением Для исполнения двухголосного канона образуем два круга один в другом. В первом внутреннем круге ученики из первой группы, во втором внешнем круге ученики из второй группы. Первый круг небольшой, второй чуть больше. Каждый круг начинает двигаться только с началом пения своего голоса. Преподаватели помогают на моментах вступления каждому кругу. Надо напоминать ребятам, чтобы они слушали друг друга и двигались «в такт музыки». Этот этап внесет оживление в работу над разучиванием канона и очень понравится детям они быстрее запомнят музыкальный материал. - Наш урок окончен. Благодарю всех за внимание! Список использованной литературы: 1. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики», Москва, «Музыка», Емельянов В.В. «Развитие голоса», Санкт-Петербург-Москва-Краснодар, «Лань», Зебряк Т.А. «Дразнилки, пословицы, скороговорки, считалки», Москва, «Кифара», Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей», Ленинград, «Музыка», Поплянова Е. М. «Игровые каноны на уроках музыки», Москва, «Владос», «Работа с детским хором». Сборник статей под редакцией проф. В.Г. Соколова, Москва, «Музыка», Сафонова В.И. «Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. Работа с детским хором. Сборник статей», Москва, «Музыка», Стулова Г.П. «Теория и практика работы с детским хором», Москва, «Владос»,


П/ п Дата Тема учебного занятия Всего часов 3. Календарно-тематический план «Хоровое пение» 1 А и 1 Б классы Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности Содержание деятельности Практическая

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска «Дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние» Конспект занятия ТЕМА: «РАБОТА НАД ХОРОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ» (3-4 год обучения

2 Пояснительная записка Рабочая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сольное пение, вокальный ансамбль» художественно-эстетической направленности для детей 7-10 лет первого года

Средняя группа (от четырех до пяти лет) Дети уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкальноритмические

Открытый урок по теме: Ладоинтонационная работа на основе художественных музыкальных примеров Исакова Г. К. Преподаватель МАУДО «Детская школа искусств им. А. Алябьева» города Тобольска Цель: Развитие

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Ишеевская детская школа искусств» Открытый урок «Работа с начинающими» Подготовила и провела преподаватель МБОУ ДОД «Ишеевская ДШИ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 6 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Приложение 1 ПРИНЯТО Педагогическом советом Протокол 1 от 1.08.015г.

МДК. 008. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Тема 8. Музыка как вид искусства. Всего часов - 90; в т.ч. практические занятия - 60ч.; самостоятельная работа обучающегося - 5 ч. Содержание

Тематическое планирование «Хоровой класс» для 1, классов и вокального ансамбля (по адаптированной программе А.И. Клейменовой, Усть Илимск) Учитель: Адамкова А.М. Усть-Илимск Название темы Колво 1 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение Физико-математический лицей 366 Московского района Санкт-Петербурга. УТВЕРЖДАЮ: Директор 2016 г. Приказ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Камерный

Пояснительная записка Программа «Хоровое пение» реализуется в рамках отделения дополнительного образования детей. Направленность программы: музыкальная, художественноэстетическая. Хоровое пение действенное

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Солнечный» УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ ДОД ЦДТ «Солнечный» С.В. Завьялова 20 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Учебно-тематический план по предмету ансамбль фольклорного отделения Первый год обучения Календарные 1 четверть Основы вокально-хоровой работы: певческая установка, навыки пения стоя и сидя. Постановка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 60» (МБДОУ 60) «60-тШ номеро нылпи сад» школаозь дышетонъя муниципал" коньдэтэн возиськись ужъюрт (60-тШ номеро ШДМКВУ) 426049,

Развитие гармонического слуха на уроке сольфеджио Открытый урок с учащимися 6 класса 1. Вступительное слово Тема урока «Развитие гармонического слуха на уроке сольфеджио». Гармонический слух это проявление

1 1. Пояснительная записка С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать

Краткая презентация дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности вокального кружка «Улыбка» (для детей старшего дошкольного возраста) Руководитель - Пузина Ольга Владимировна,

Развитие вокально - хоровых навыков музыкально-одаренных детей. Выполнил: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад 5 р.п. Хор Дмитриева О.Н. Одаренность это с системное, развивающиеся в течении жизни

1. Пояснительная записка 1.1 Направленность программы художественная Пение наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности для детей. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разна для реализации в 2016-2017 учебном году дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Полянка» в группах 1, 3 и 4 года обучения на базе ЦО

Управление образования администрации городского округа Коломна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад 31 «Жемчужинка» 140405, М.О. г. Коломна, ул. Весенняя,

Пояснительная записка Основной базой для развития детского хорового пения как важнейшего фактора музыкально-эстетического воспитания детей является общеобразовательная школа. Элементарная музыкальная грамотность,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА 11 ИМЕНИ М.А. БАЛАКИРЕВА» Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению

Рабочая программа по внеурочной деятельности детского объединения «Веселые нотки» для класса на 06 07 учебный год Направление: художественно-эстетическое Учитель: Ткачева Наталья Петровна, I квалификационная

Пояснительная записка Настоящая модифицированная программа предполагает обучение обучающихся 1 классов по хоровому пению. Срок реализации программы года. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТУПАЮЩИМ 1. Ребѐнок, поступающий в гимназию-колледж, должен иметь хорошие музыкальные способности, очевидную яркую одарѐнность и индивидуальные творческие данные. 2. Поступающий должен

Воспитательное значение пения в жизни детей Консультация для родителей. Подготовила музыкальный руководитель Богатова Татьяна Владимировна Воспитательное значение пения в жизни детей. Многие передовые

Рабочая программа разработана на основе дополнительной, общеобразовательной художественной направленности объединения «Беллиссимо». Цель программы: формирование у воспитанников исполнительских умений и

Календарно тематический план работы вокального кружка «Музыкальная капель» (1 год) Разделы, название темы теория Практи ка Часы индивид работа Общее количест во часов I. Пение как вид музыкальной деятельности.

Вокально-технические упражнения для младшего хора. Детский хор живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма

Пояснительная записка Направленность программы кружка «Музыкальная шкатулка» по содержанию является общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год. Программа предполагает реализацию

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1362» Образовательная программа дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дети любят петь, ведь голос ребёнка это естественный и доступный инструмент, которым он обладает с ранних лет и который позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других

Вокально-хоровая работа с мальчиками дошкольного возраста Рахманова Н.А. Муниципальный хор мальчиков г. Петрозаводска был организован в 1996 году. В течение восемнадцати лет преподаватели хора, набирая

Развитие певческого вибрато Цели: Обучающая: Обучать навыку пения на вибрато путем репетиционной работы Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки, интерес к музыке и музыкальным занятиям. Воспитывающая:

Государственное учреждение образования «Поречская средняя школа» Методическая разработка урока музыки для учащихся 1 класса «Песня, танец, марш» Соболевская Ирина Александровна учитель музыки Класс: 1

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска «Дом детского творчества Октябрьского административного округа» Открытое занятие: «Дикция в хоре» Разработала: педагог дополнительного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 11г.ВЫБОРГА» ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол от28.08.2014 1 УТВЕРЖДЕНА: Приказом МБДОУ «Детский сад 11 г.выборга»

Муниципальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей Детская Музыкальная Школа г. Борзя Методическая разработка по теме: «Первые шаги на пути к многоголосию» (работа с младшим хором)

В учебном году 2015/2016 программа студии авторской песни «МоСт» реализуется на трёх группах первого, второго и третьего года обучения. Всего в объединении обучается 34 человека. Средний возраст учащихся

Государственное образовательное учреждение города Москва «Детская музыкальная школа имени Э.Г. Гилельса» Образовательная программа дополнительного образования детей Эстрадно-джазовое пение Для учащихся

1 График работы: 1 раз в неделю среда Актуальность. Пение, как активная исполнительская деятельность, очень способствует постигать мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои

Пояснительная записка. Программа ориентирована для детей разного уровня и предусматривает развитие музыкальнопевческого искусства. Программа по сольному, ансамблевому и хоровому пению способствует развитию

(виды, формы контроля) МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Преподаватель: Шлопак О.С. является одним из видов учебных занятий студентов. проводится с целью систематизации

Пояснительная записка Данная программа предназначена для учащихся -4 классов (дети 7-10 лет) и рассчитана на 1 год обучения. Детское хоровое пение один из самых распространенных общественных видов музыкально-эстетической

Пояснительная записка. Предмет по выбору «Сольное пение» может быть использован учащимися всех отделений Детской школы искусств по желанию и на основании заявления родителей. Следует обратить внимание

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ДЬЯКОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Сольное и хоровое пение» для 2 9 классов на 2015 / 2016 уч. год Срок реализации:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 440 имени П. В. Виттенбурга Приморского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО Решением Педагогического Совета ГБОУ школы

План конспект Открытого урока педагога Горобцовой Галины Вячеславовны в классе фортепиано. Урок проведѐн с учащимся 3 класса общеэстетического отделения Горобцовым Георгием. Использована вариативно-адаптированная

Так же процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, оценивать качество исполнения. Пения благотворно влияет на

Программа по сольфеджио (5-летний срок обучения) 1 класс. 2 Вокально-интонационные навыки. Правильное положение корпуса. Спокойный, без напряжения вдох. Одновременный вдох перед началом пения. Выработка

Утверждаю: и.о. директора государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования края «Краснодарский колледж -Корсакова» февраля 2016 г. 129-П А.Н. Иванова Приемные

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Курчатовская детская школа искусств» УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Хоровой класс» для дополнительной предпрофессиональной

«УТВЕРЖДАЮ» Ректор ФГБОУ ВПО МГУДТ В.С. Белгородский 2016 г. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа занятий составлена с учетом возраста и певческого диапазона детей. Для развития творческой индивидуальности детей и певческих навыков в условиях подготовки детей к школе.

Образовательная программа по классу блокфлейты. Блокфлейта в хоровой школе предмет факультативный. Занимаются блокфлейтой учащиеся только по желанию, наряду со специальными занятиями хором и двумя разами

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа ансамбля «Вдохновение» имеет художественную направленность и предполагает создание условий для развития творческих способностей, социального и культурного самоопределения,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красногорский детский сад «Сказка» Утверждаю заведующий МДОУ Красногорский детский сад «Сказка» Г.В.Бибикина Принята на педагогическом совете МДОУ Красногорский

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1529 имени А.С. Грибоедова» 2 ой Обыденский пер. д.9, г. Москва, 119034 Тел./факс:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВИЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА Рассмотрено на заседании «Согласовано» «Утверждено» педагогического Совета Заместитель

Программа вокально-инструментального ансамбля Пояснительная записка Музыка играет важную роль в жизни детей. Хорошая песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня не только форма

С5.П.1 Хоровой класс Цель освоения дисциплины: подготовка высококвалифицированного специалиста к художественно-творческой деятельности, владеющего методикой репетиционной работы и концертного исполнительства

М. А. ДАВЫДОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МУЗЫКЕ 2 класс МОСКВА «ВАКО» 2011 УДК 372.878 ББК 74.268.53 Д13 Д13 Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке: 2 класс. М.: ВАКО, 2011. 256 с. (В помощь школьному

Раздел 1. Пояснительная записка Направленность и уровень программы Программа базового уровня художественной направленности для всех желающих заниматься вокалом решает задачи воспитания трудолюбия и настойчивости,

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества 1» Утверждаю: Директор МБУ ДО «Дом детского творчества 1» О.В. Раткина 20 г. Дополнительная общеразвивающая программа

2 1. Основные положения Вступительные испытания по специальности 53.02.01 Музыкальное образование проводятся в форме прослушивания по определению уровня развития музыкальных способностей. Вступительные

музыкальный педагогика школьник урок

Форма - способ, приём теоретического исследования или практического осуществления чего-либо, иначе говоря, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Под понятием «форма» в педагогике понимается упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей.

Форма характеризуется тремя признаками:

  • 1. направленностью обучения (цель);
  • 2. способом усвоения (последовательность действий);
  • 3. характером взаимодействия субъектов (преподавание и учение).

Современная система образования ставит задачи, основанные на организации совместной деятельности педагога и учащихся, при которой активность субъектов образовательного процесса становится главным и определяющим фактором методической оснащенности.

В педагогике принято подразделять формы обучения на методы обучения и методы воспитания, так как они имеют разную направленность: методы обучения ориентированы на решение дидактических задач, методы воспитания - на формирование у учащихся ценностного отношения к миру и самим себе. Музыкальная педагогика общеобразовательной школы, опираясь на совместную деятельность учителя и учащихся, стремится к их органическому единству - как двум составляющим метода. Предпосылкой к этому является двойственность духовно-материальной природы самого музыкального языка как языка искусства.

Формы музыкальной педагогики относятся к области отдельного конкретного учебного предмета «Музыка». В то же время они неразрывно связаны как с частными дидактическими формами, раскрывающими специфику различных этапов обучения, так и с общедидактическими методами, отражающими общие способы достижения целей образования. К наиболее важным и действенным методам относится метод сравнения.

Сравнивая музыкальные произведения, части одного произведения между собой, учащиеся приходят к выводу, что музыка строится на основании сходства и различия (контраста и повторности). Тенденция применения метода сравнения в педагогической практике - от ярко выраженных контрастов к менее ярким. В качестве объектов сравнения могут выступать музыкальные явления разного уровня: высота звуков, регистры, различные размеры, лады, длительности, жанры, формы, тембры, разные трактовки одного произведения и т. д. Сравнение помогает детям лучше услышать и понять музыкальные особенности произведения, что чрезвычайно важно для более глубокого его восприятия.

Существуют различные подходы к классификации форм обучения. В педагогике одной из наиболее распространенных является классификация методов по источнику получения знаний:

¶ словесные формы, когда источником знаний является устное или печатное слово;

¶ наглядные формы, когда источник знаний - наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

¶ практические формы, когда учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия. Остановимся более подробно на особенностях применения каждой из этих групп методов на уроке музыки как уроке искусства.

Словесные формы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблемы, указать пути их решения, сделать выводы. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

«Слово учителя, - писал В.А. Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу... Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души. Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке».

Начинающему педагогу необходимо помнить, что чрезмерное увлечение словесными методами на уроке музыки нередко приводит к вербализации учебно-воспитательного процесса, в результате чего теряется самоценность музыки как средства общения, специфика собственно музыкальной деятельности ребенка. В педагогической практике повсеместно наблюдается обилие слов и недостаточная их выразительность и точность, очень редки случаи недосказанности на уроке музыки.

Слово, нередко искажая смысл произведения, подменяет и олицетворяет собой музыку, становится предметом восприятия. Постоянное обращение учителя к слову, предваряющему восприятие музыки, поясняющему ее, формирует у детей, с одной стороны, недоверие к собственным силам, с другой - сомнение в содержательности музыкальной речи. Инструментальная музыка в этом случае представляется детям трудной и непонятной.

Недоверие к природной восприимчивости детей, к их музыкальному, интонационному опыту вызывает к жизни предметно-образную, ситуативную интерпретацию музыкального сочинения, неадекватную его интонационному смыслу. В результате интерес к данному произведению может возникнуть, дети запомнят его название, но такой путь отстраненного внеличностного слушания не учит ребенка восприятию новой для него музыки, особенно не программного характера, не связанной со словом, и даже приводит к неприятию инструментально-симфонической музыки в целом. Подтверждением этой мысли является тот факт, что дети в течение долгого времени помнят названия произведений, увлекательные истории, рассказанные учителем, и даже называют их в качестве своих любимых, однако практика показывает, что собственно музыку этих произведений дети не помнят: не могут не только напеть основные темы, но даже не узнают их на слух.

Наглядные формы предназначаются в педагогике для чувственного ознакомления учащихся с жизненными явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символическом изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем, моделей.

В силу звуковой природы музыкального искусства наглядно-слуховая форма, или форма слуховой наглядности, обучения приобретает особое значение. Приоритетным видом наглядности на уроке музыки является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкальных произведений как в живом звучании, так и с использованием звуковоспроизводящей техники. Особую ценность в этой связи представляет исполнение музыки самими детьми: хоровое пение, пропевание отдельных тем-мелодий, вокализация, элементарное музицирование, игра на воображемых инструментах, пластическое интонирование, дирижирование, музыкально-сценическое представление и др. Объем и качество звучащей на уроке музыки, а также ее функция в драматургии урока являются важным показателем успешности музыкально-педагогического процесса.

Среди широкого спектра методов и приемов слуховой направленности выдающиеся деятели массового музыкального воспитания (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский) особо выделяли форму наблюдения и считали его основополагающим звеном музыкального образования.

В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-зрительная форма, или форма зрительной наглядности. Например, наглядные дидактические пособия, схемы, нотные таблицы, словарь эмоциональных характеристик. Для подготовки детей к восприятию музыки и обогащения музыкальных впечатлений зрительными ассоциациями используются репродукции. Схожие функции на уроках музыки выполняют и рисунки детей о музыке и под музыку.

Активное действование с музыкой, ее сочинение, воспроизведение в разных формах исполнительской деятельности, моделирование интонационно-звукового процесса - все это по своей сути можно рассматривать как группу практических методов, составляющую диалектическое единство с методом слуховой наглядности. «Наблюдение музыки, - писал Б. В. Асафьев, - прежде всего, ведет к обострению слуховых впечатлений... и, следовательно, к обогащению нашего жизненного опыта и нашего знания о мире через слух... но необходимо вызвать в слушателе инстинкт исполнителя. Надо, чтобы возможно большее число людей активно, хоть в самой меньшей мере, но соучаствовало в воспроизведении музыки. Только тогда, когда такой человек ощутит изнутри материал, которым оперирует музыка, явнее почувствует он течение музыки вовне».

Та же закономерность действует и при восприятии инструментальной музыки детьми. Наиболее эффективно восприятие в том случае, если включается активность не только слуховая, но и зрительная, и моторно-двигательная.

Пение, по мысли Н.Л. Гродзенской, - «активный и очень важный метод для развития восприятия музыки». В связи с этим, среди действий, с помощью которых ребенок может отразить воспринимаемую музыку, особое место занимает вокализация, а также пластическое интонирование, нотная, графическая запись. Все это помогает пережить музыку, точнее понять замысел композитора, тверже и быстрее ее запомнить. В то же время долгие годы восприятие музыки отождествлялось со слушанием музыки. К активным и приоритетным видам музыкальной деятельности относились хоровое пение, игра на музыкальных инструментах и др. Главным становилось формирование умений и навыков по осуществлению этих видов деятельности.

Если говорить о музыкальном образовании, то наиболее рациональным и правильным способом оказывается совместная музыкально-творческая деятельность учителя и учащихся, сообразная природе музыки и природе ребенка и направленная на присвоение духовных ценностей музыкальной культуры в единстве деятельности композитора - исполнителя - слушателя. Средства для выполнения этой деятельности могут быть выражены как в предметной, так и в интеллектуальной формах, которые в художественной практике обеспечивают сам процесс творческой деятельности учащихся по присвоению художественных ценностей. Связанный с этим процесс художественного переживания принимает на себя целевую функцию.

В узком смысле форма выступает как характеристика одной из сторон музыкальной деятельности, связанной с развитием отдельных музыкальных способностей (ритмического слуха, гармонического, полифонического, тембрового слуха и др.), с пением (методы вокально-хоровой работы, например, упражнения-распевания) с освоением музыкальной грамоты, импровизацией, слушанием музыки. Могут быть формы, связанные с тем или иным видом работы (вокализация, метод игры на музыкальных инструментах, упражнения), видом музыкальной деятельности.

Деление форм по источникам знания (словесные, наглядные и практические), вне опоры на природу музыки, приводило к тому, что целостный урок музыки распадался на разделы с соответствующими каждому из них методами. И тогда активной формой становилось лишь практическое действие ученика, связанное либо с пением, либо с игрой на музыкальных инструментах. Интеллектуальная деятельность подменялась пассивным восприятием музыки и слов учителя. Вместо диалога нередко возникал монолог учителя.

Появление в педагогике на современном этапе методов конструирования, планирования, исследовательского метода, основанных на диалоговом взаимодействии, обусловлено требованиями практики и характеризуют они не внешние проявления деятельности учащихся, а ее внутреннюю сущность, т. е. характер познавательной деятельности. В этом плане фундаментальное значение на музыкальных занятиях приобретает форма сравнения. Сходство и различие как методический принцип занятий адекватен принципу тождества и контраста - принципу организации самой музыкальной формы.

Форма размышления о музыке направлена на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей. В каждом таком собеседовании должны наглядно ощущаться три неразрывно связанных момента: первый - четко сформулированная учителем задача; второй - постепенное совместно с учащимися решение этой задачи; третий - окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это возможно) должны сами учащиеся».

Столкновение мнений вызывает «творческий конфликт», который приводит к открытию новых, точнее, к осознанию давно уже (на практике) известных, но ранее не осознававшихся истин.

Форма забегания вперед и возвращения к пройденному (Д.Б. Кабалевский), или метод перспективы и ретроспективы в процессе обучения (Э.Б. Абдуллин) позволяет устанавливать преемственные связи между темами программы, формируя целостное представление о музыке у школьников. При этом предусматривается установление связей на трех уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями.

Преимущества этой формы заключаются в том, что освоение новой темы на уже знакомом материале становится более легким; пройденный материал поднимается на более высокий уровень новой темы, на уровень большей сложности и большей содержательности; устанавливаются связи между различными музыкальными явлениями.

Форма создания композиций (Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова) направлен на объединение разных форм общения учащихся с музыкой при исполнении одного произведения. Так, если играется знакомая песня («Перепелочка», «Лявониха» и т. п.), весь класс может одновременно исполнять эту песню в различных вариантах. Первый куплет звучит только на инструменте, второй куплет весь класс начинает петь очень тихо, постепенно усиливая звучность, третий куплет поется на постепенном затихании звучности, а четвертый исполняется опять только на инструменте очень тихо.

Исполнение такого рода «композиций», составленных из очень простых элементов, но требующих внимания и музыкального «дыхания» на значительном отрезке времени, очень увлекает ребят и развивает их музыкальность в самых разных направлениях. Подобные композиции можно обогатить введением в ансамбль (сопровождение, обрамление) игры ребенка на детских музыкальных инструментах. Использование данного метода, вызывая большой интерес у учащихся, вносит в занятия игровой элемент, обогащает музыкально-исполнительский опыт детей.

Форма музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин) - ведущий метод организации музыкальных занятий - направлен на усвоение детьми ключевых знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы, на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

Данная форма включает ряд последовательных действий:

  • 1. первое действие формы ставит задачу активизировать тот музыкальный, жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или углубления темы;
  • 2. второе действие формы имеет целью познакомить учащихся с новым знанием. Основное значение в связи с этим приобретают разнообразные варианты организации поисковой ситуации;
  • 3. третье действие формы связано, во-первых, с закреплением знания в разных видах учебной деятельности школьников. Во-вторых, оно направлено на формирование способности учащихся все более самостоятельно ориентироваться в музыке на основе усвоенного знания»

Форма эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин) направлен на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения предлагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.

Форма создания художественного контекста (Л.В. Горюнова) направлена на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы), создание богатой художественно-педагогической среды. Данный метод дает возможность представить музыку в богатстве ее разнообразных связей, понять сходство и отличие от других искусств, других сфер общественного сознания.

Анализ перечисленных выше методов показывает, что все они имеют четкую ориентацию, многофункциональный характер. Но в то же время разрешение противоречий, существующих в современной практике, требует дальнейшего развития группы методов, инновационных форм работы, направленных на формирование музыкального мышления, музыкального восприятия школьников на интонационной основе, позволяющих ребенку глубже проникнуть в музыку, активнее проявлять себя в музыкальной деятельности.

Современные педагогические технологии в работе хормейстера ДМШ:
между традицией и инновацией
Представим себе идеальный образ детского хора: горящие глаза, устремленные на вас с трепетным ожиданием; открытые чуткие сердца, готовые слиться в едином эмоциональном порыве; чистые голоса, наполняющие слушателей гармонией и одухотворенностью.
Детский хор - это живой организм, постоянно растущий и изменяющийся, удивительное существо, несущее энергетику оптимизма и обаяния; особый исполнительский инструмент, нежный, гибкий и отзывчивый, способный на самое искреннее и непосредственное выражение человеческих чувств. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать...
Хормейстеру предстоит решить главный вопрос: как создать по-настоящему художественный детский хоровой коллектив? Это большая и увлекательная работа, полная экспериментов и ошибок, анализа и размышлений.
Руководитель коллектива должен помнить, что главной особенностью работы с детским хором является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, музыкальной грамотности), музыкального воспитания (сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, пению, расширение музыкального кругозора) и исполнительства. Только такой комплексный подход позволит хору полноценно развиваться, при этом раскрывая способности каждого отдельно взятого ребенка.
К психологическому содержанию учебной деятельности в ДМШ особенно близко определение, данное Д.Н. Узнадзе, грузинским психологом и философом: "Обучение - это особая форма деятельности - не игра и не труд, но и то, и другое". Не секрет, что сложный процесс освоения навыков хорового пения требует от обучающихся огромной эмоциональной увлеченности и сосредоточенности, и только чередование характера и методов учебной деятельности способно преодолеть чувство усталости в процессе урока. Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.
Что же такое инновации? Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности нашей школы. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучающихся. Инновационный подход в обучении распространяется на содержание образования, методы преподавания и формы контроля качества обучения.
Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного преподавателя ДМШ знания основных тенденций инновационных изменений и возможность их применения в собственной практике. Обновленные методики хорового воспитания, обобщенный предыдущий опыт своих коллег - любой материал может быть проанализирован, использован хормейстером в собственной практике, введен в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе.
Очень важно понять, какой результат мы должны получить в процессе воспитания с помощью инновационных воспитательных технологий. Как говорил Сенека, римский философ и драматург: "Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным". В одной методической статье говорилось, что целью инновационной деятельности в воспитательном процессе является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Но любой опытный преподаватель скажет, что это крайне неверное суждение. Применительно к детскому пению следует отметить, что именно традиции, опыт прошлых поколений, и обусловили исключительное значение хоровой музыки в нашей культуре. Именно хоровое пение на протяжении столетий являлось выражением русского духа, русской художественной натуры, национального характера. Хоровая школа России - это определенный эталон хоровой звучности: ясное, чистое пение и, как говорил А.Д. Кастальский: "...где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом".
Следуя лучшим образцам хорового исполнительства, мы совмещаем традиционный и инновационный подход в обучении, тем самым прививая детям лучшие традиции академического пения и решая вопрос повышения качества обучения c использованием инновационных образовательных технологий. А основой в этой непростой и кропотливой работе является сама музыка, те произведения, на которых учится и растет детский хор.
При выборе репертуара хормейстер должен знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара; должен уметь моделировать для каждого занятия и выступления все новые "комплексы" музыкального материала, а так же гибко реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни.
Например, сегодня многие руководители детских хоровых коллективов отмечают недостаток в юмористическом, шуточно-игровом материале, особенно для самых маленьких исполнителей. Песни современных авторов, входящие в новые сборники, как правило, интонационно неудобны для исполнения или текст плохо воспринимается учащимися. Это происходит оттого, что авторы часто не имеют практики работы с хоровым коллективом. Сборники С. Мышкиной, С. Крупа-Шушариной, М. Живова отчасти восполняют этот недостаток. Так, М. Живов, сознательно не расписывая песни на голоса и по возможности избегая жестких авторских ремарок, предоставляет исполнителям широкие возможности для совместного творчества, свободных импровизаций, для превращения "забавных" историй в самостоятельные театрально-хоровые постановки. "Я хотел бы, чтобы эти новые забавные музыкально-поэтические истории стали бы поводом для детского творчества, материалом для развития у детей чувства юмора, воображения, фантазии и артистизма", - писал автор.
Репертуар хора должен содержать по возможности обширный и интересный музыкальный материал, включая народные песни и музыку композиторов-классиков, сочинения a cappella и с сопровождением, полифонические и гомофонные, произведения собранные по тематическому принципу и стилистическому единству и т.д.
Работая с таким благодатным репертуаром на хоровых занятиях, можно применять как традиционные формы работы, так и новые педагогические технологии.
1. Личностно ориентированные технологии. Они предусматривают диагностику личностного роста, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве. Эти технологии музыкального образования являются концептуальной основой педагогического процесса и являются традиционными. Даже проводя занятия в группах, педагог обязан учитывать индивидуально-психологические особенности и перспективы развития каждого ученика.
2. Игровые технологии обучения. В современной общеобразовательной практике они получили большое распространение (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.). Эти технологии характеризуются наличием игровой модели, сценария игры, ролевых позиций, возможностей альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериев оценки результатов работы.
Применяются игры познавательные, театрализованные, имитационные, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.
3. Проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование у учащихся критического мышления, умений и навыков активного речевого общения, положительных эмоций, а также организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения. Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на уроках хора, хотя многие из методов этой технологии уже широко применяются в практике и являются скорее традиционными.
4. Нетрадиционные формы урока. Ягненкова Н.В. в статье "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор - А.А. Окунев) и приводит ряд нетрадиционных технологий урока:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.;
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, бенефис, телепередача и т.д.;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, гостиная и т.д.;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: утренник, инсценировка, "посиделки" и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ на хоровых занятиях.
5. Взаимоконтроль. Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах, снятие неуверенности у слабых учеников, развитие певческих навыков учащихся, интенсификация опроса. Группа разбивается на "учителей" и "учеников". "Ученики" отвечают своим "учителям". Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.
Таким образом, изложенные инновационные формы и методы работы на уроке, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса, поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в ДМШ, но при этом не забывать о важности воспитания школы академического пения в духе лучших традиций хоровой культуры.
Литература:
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий.- М: Каро, 2005.
2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2008.
3. Нотная папка хормейстера No. 1. Младший хор. Составители и редакторы: Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Б. И. Куликов, хормейстер Детской хоровой школы "Весна" Н. В. Аверина.- М: Дека-ВС, 2008.
4. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детская школа искусств №1»г. Димитровграда.

План – конспект открытого урока по хору.

Преподаватель : Кузьмина Наталья Юрьевна

Концертмейстер : Костюхина Анастасия Владимировна

Класс : 1 класс ДШИ№1 . Возраст 7-8 лет

Предмет: хоровой класс.

Тема урока: «Игровые формы работы в младшем хоре»

Форма проведения: коллективная.

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков через игровые формы работы.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

    певческую установку;

    певческое дыхание и опору звука;

    высокую вокальную позицию;

    точное интонирование;

    ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

    использование различных видов звуковедения;

    дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Развивающие

продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

продолжение развития гармонического слуха;

развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные :

Воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

Воспитание организованности;

Внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения:

    наглядный (слуховой и зрительный);

словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

    объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы :

    творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

    побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

    вариативность заданий при повторении упражнений;

    юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

    психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

    личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

    учёт индивидуальных особенностей;

    дифференцированный подход.

Оборудование :

Фортепиано, стулья, шумовые инструменты, магнитола, ноты упражнений и попевок, репертуарный сборник песен.

План занятия.

I.Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

II. Основная часть.

2. Вокальные упражнения

3. Работа над репертуаром:

А. Филиппенко «Первый снег» - подготовка к концертному выступлению.

«Новогодний хоровод» - пение с фонограммой.

III. Заключительная часть: Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА.

1.Музыкальное приветствие.

Учитель: «Здравствуйте, ребята»

Дети: «Добрый день».

Исполняют поочерёдно девочки, затем мальчики.

2.Игра «Путешествие по лесу.» Слушаем « голоса природы и имитируем в игровой форме. (Кукушка, ворона, шелест листвы, комарики, топот лошадки).в момент игры дети свободно гуляют по классу.

3.Игра «Едет,едет паровоз» .Повторяем распевку, условными движениями отмечаем ритмический рисунок. Затем « выстраиваем паровоз и, напевая,отправляемся в путь».Учитель сопровождает ходьбу акцентированием первой доли ударом в бубен.

4.Игра «Баба сеяла горох» на задержку дыхания.

5.Игра «33 Егорки».

6.Скороговорки:

    Баран Буян залез в бурьян.

    Шесть мышат в камыше шуршат.

    От топыта копыт пыль по полю летит.

7.Игра по ролям на внимание.

«Ёжик в баньке вымыл ушки, шею, кожицу на брюшке

И сказал еноту ёж: «Ты мне спинку не потрёшь?»

Дети рассаживаются на стулья.

8.Распевание.

Начинаем распевку. Напоминаю детям: «Если хочешь сидя петь, не садись ты, как медведь. Спинку выпрями скорей, ножки в пол упри смелей!»

    «Дин-дон». Поём с разной интонацией.

    «До-ре-до,до-ре-ми-ре-до…»

    «Родина моя»

    «Люли, люли, люли, прилетели гули».

9.Работа над репертуаром.

Напоминаю: «Если хочешь стоя петь, головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись,

и, конечно, подтянись.

Раз! Вдох и запел.

Птицей звук полетел. Руки, плечи –всё свободно.

Петь приятно и удобно.

1.Исполнение песни «Первый снег. Подготовка песни к новогоднему концерту, работа над интонацией, хорошей артикуляцией

2.Исполнение под фонограмму песни «Новогодний хоровод». Основная задача –исполнить, не затягивая темп, чётко пропеть каждое слово.

Исполнить оба произведения артистично, в характере.

Заключительная часть урока. Благодарю детей за работу на уроке. Предлагаю детям проголосовать смайликами, оценить урок. После голосования и подведения итогов благодарим за работу друг друга аплодисментами в определённом ритмическом рисунке.



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.