Борьба с наркопреступностью в ссср. Курсовая работа на тему: Криминологическая характеристика наркопреступности. Декриминализация преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ без цели сбыта

Наркобизнес претендует на полную и безоговорочную власть над всем обществом. Наркотики дают капитал и власть тем, кто контролирует их производство и продажу. Дают власть не только над жертвами наркомании, но и над всем обществом в целом, над каждым из нас.

Вероятно, существует система порочных представлений о том, что есть наркобизнес и как с ним бороться. Природа наркобизнеса оценивается ошибочно. И все чаще звучат голоса о том, что миллиарды наркобизнесу приносят не только производство и поставка товара, но и запрет на их производство и поставку. В одном можно быть уверенным: наркобизнес никогда не поднимет вопрос об отмене запретов на производство и продажу наркотиков.

А между тем, правоохранительным органам всего мира удается перехватить не более четверти всех предназначенных к продаже наркотиков. В обозримой будущем ни одно правительство в мире не способно создать для своих граждан гарантированную защиту от активности наркобизнеса. До сих пор в идеологии борьбы с наркоманией в большинстве стран мира преобладает идеология чрезвычайных мер, которая оказывается неэффективной.

В настоящей подборке материалов представлена одна из точек зрения борьбы с наркоманией – действующая система мер борьбы с наркотиками неэффективна, и для того, чтобы победить наркобизнес, государство должно само взять контроль над продажей наркотиков.

Парадоксы борьбы с наркобизнесом.

Легализовать продажу наркотиков, и тем самым подрубить корни наркобизнеса, устранить опасность авантюрной политики чрезвычайных мер сегодня невозможно. Никто не знает, к каким последствиям может привести свободная продажа марихуаны, героина, синтетических галлюциногенов. Подобных задач человечеству решать еще не приходилось.

А вместе с тем, у человечества вообще никакой альтернативы легализации наркотиков нет.

Общества многих стран мира все более и более попадают в зависимость от наркотиков. В Украине, например, число наркоманов подбирается к полумиллиону человек. Смерть от наркотической передозировки, СПИДа явление привычное в медицинской практике.

Hа молодежных дискотеках - хоть и в самом глухом уголке страны - купить наркотики так же просто, как бутылку кока-колы. Hе менее пяти процентов старших школьников периодически употребляют наркотики. Наркотики стали неотъемлемой частью жизни общества. К ним привыкли. Один наркоман привлекает к наркотизации двух-трех товарищей, и мы бессильно смотрим, как у нас на глазах один за другим погибают дети. Они умирают долго, мучительно, день за днем, месяц за месяцем теряя человеческий облик.

Как бы не была страшна наркомания как медицинская проблема, не менее страшны экономический, а также политический и нравственный аспекты этой проблемы. Как болезнь наркотики – тяжелейшее заболевание наподобие СПИДА. Как экономическое явление - это всегда организованный бизнес, а с точки зрения морали и права, - всегда организованное убийство.

Решение о производстве наркотиков, их контроле и продаже принимают люди. И наркотики дают капитал и власть над всем обществом, над каждым индивидуумом в целом.

Чтобы понять степень опасности, нависшей над обществом, необходимо разобраться в сложном и весьма парадоксальном экономическом и политическом механизме наркобизнеса, используя который, убийца получает и деньги, и власть. Думается, что именно парадоксальный характер этого механизма и мешает понять принцип его действия.

Парадокс первый: запреты на продажу наркотиков создают богатство наркобизнесу.

Успехи борьбы с наркоманией и наркобизнесом принято исчислять в килограммах изъятых наркотиков.

Как сюжет телевизионных новостей борьба такого рода выглядит весьма эффектно, однако результативность ее довольно сомнительна. Неэффективность такого рода борьбы становится очевидной, если принять во внимание, что годовой объем сбыта наркотиков в мире составляет не менее трехсот тысяч тонн. Только в Европе годовой оборот наркобизнеса составляет около130 миллиарда долларов. Hа этом фоне разговоры о конфискованных сотнях килограммов или даже тоннах наркотиков не вызывают прилив энтузиазма. Видимо, есть какой-то порок в самой системе представлений о борьбе с наркобизнесом.

Если приглядеться к экономическому механизму наркобизнеса то дело несколько проясняется.

Наркотики - отнюдь не дефицитный товар. Удовлетворить спрос на наркотики не представляет особой сложности. Производство этого товара технологически довольно просто и обходится весьма дешево. Рыночная цена его была бы не выше табака или аспирина. И доходы производителей и поставщиков (за вычетом налогов) не превышали бы доходы производителей табака и алкоголя или аптекарей.

Hо огромные доходы наркобизнеса имеют иную природу. Их приносит не производство и не поставка товара, но, скорее, запрет на их производство и поставку. Очевидно, что рынок наркотиков является самым прибыльным прежде всего потому, что - самый запретный. Самым доходным делом в этом бизнесе является преодоление запрета. Наркобизнес или находит ловкие способы обойти запрет, или покупает "разрешение" у представителей власти. Но так или иначе он превращает запрет в "пропуск" и, в конце концов, перепродает его, расфасовывая вместе с каждой порцией наркотиков.

Эффективность запрета любого товара, имеющего рыночный спрос, всегда сомнительна. Экономический механизм наркобизнеса лишь подтверждает общее правило экономики: административные и юридические запреты не отменяют рыночного спроса, они лишь выталкивают их в сферу черного рынка с теневыми законами поведения и порядка. При любых условиях стремление к экономической выгоде здесь важнее юридического закона. И юридический закон, подчиняясь законам экономическим, становится товаром и перепродается теми, кто должен бы его защищать.

Средства, инвестированные на преодоление запрета и минимизацию риска, наркобизнес перекладывает все расходы на потребителя-наркомана, поднимая цену на товар. Поскольку наркотики для наркомана - товар первой необходимости, всегда находится возможность платить любую высокую цену.

Таким образом, первый и главный парадокс экономического механизма распространения наркотиков заключается в том, что наркоман создает богатство наркомафии в силу того, что существует закон, запрещающий производство, продажу и распространение наркотиков.

Деятельность наркобизнеса главным образом проходится на сферу права и политики. Это форма политики, форма власти - власть, которая стремится стать превалирующей. И здесь мы наталкиваемся на второй парадокс наркобизнеса.

Парадокс второй: наркобизнесу выгодно все, кроме легализации наркотиков.

Деньги наркобизнеса обеспечивают безграничную власть в теневой сфере. По данным ООH, наркотики дают 70% всех прибылей криминальных организаций... Однако деньги дают власть и в привычной для нас жизни. Для того чтобы возможность денег наркобизнеса могли быть реализованы в полной мере, им нужно придать вид легально заработанных. Хорошо понимая это, органы правопорядка всех стран, ученые-финансисты прилагают усилия, чтобы помешать отмыванию криминальных денег. Иногда это удается, а если нет то миллиарды, добытые в наркобизнесе, инвестируются во все сферы жизни: в экономику, политику, культуру, в борьбу с наркоманией. Отмытые средства могут идти не только на приобретение производственных объектов и недвижимости, не только на лоббирование определенных законов и на создание политических партий, но и на содержание клиник, поддержку театров, симфонических оркестров, финансирование детских домов и т.д... За благотворительностью такого рода опять-таки тонкий расчет: душой оставаясь в теневой сфере, конкретные наркодельцы покупают доброе имя и влияние в обществе и широкие возможности лоббировать свои интересы. И тут не будет удивительным, если мы узнаем, что наркомафия финансирует исследования системы борьбы с наркобизнесом. Это выгодно. Но в одном можно быть всегда и полностью увереным: наркобизнес никогда не поднимет вопроса об отмене запретов на производство и продажу наркотиков. Такая легализация не только отняла бы у них баснословные прибыли, но и предельно сузила бы неподвластную закону теневую сферу, котрую они полностью контролируют... Здесь интересы наркомафии неожиданно смыкаются с интересами тех, кто призван бороться с наркоманией и наркобизнесом. И в этом заключается третий парадокс.

Парадокс третий: чрезвычайные меры против наркобизнеса так же опасны, как и сам наркобизнес.

Если наркобизнес - явление экономическое, то нельзя ли и задушить его экономическими методами? Как-никак, а производство, транспортировка, организация системы сбыта наркотиков стоят денег. А главное - колоссальные издержки на преодоление запретов. Очевидно, что уровень этих последних издержек зависит от эффективности государственной системы борьбы с наркоманией, с наркобизнесом. Чем эффективнее такая система, тем больше денег надо потратить, чтобы ее взломать (или купить). Так нельзя ли предположить, что государства решатся создать настолько эффективные барьеры, что их преодоление вообще будет не по карману наркобизнесу?

По данным ООН, правоохранительным органам всего мира удается перехватить не более четверти всех предназначенных к продаже наркотиков. Считается, что если создать охранную систему, которая изымала бы три четверти наркотиков (при наивном условии, что наркомафия не увеличит их производство и соответственно - предложение), то наркобизнес стал бы убыточным. Но вообразить, сколько должна стоить такая система, очень трудно. Вероятно, затраты на нее должны приблизиться к доходам от наркобизнеса, которые, по самым скромным меркам, исчисляются сотнями миллиардов долларов.

Идея чрезвычайных мер весьма популярна в некоторой части общества. Объявление войны представляется универсальным способом решения проблемы в связи с угрозой распространения организованной преступности вообще и наркомании. Но кто выиграет эту войну? Кто пострадает в этой войне? Войну выигрывают деньги, а денег у наркомафии много.

Парадокс четвертый: наркоманию можно обуздать, только если государство само станет наркодельцом.

Одним из парадоксов комплекса мер борьбы с наркобизнесом, должно было бы стать действие, направленное на то, чтобы с наркотиков сняли ярлык "товара". Иными словами, наркотики должны быть свободно доступны всем без исключения, в каком угодно количестве и бесплатно или, по крайней мере, за минимальную цену (например, как цена на билеты на общественном транспорте).

Однако, легализовать продажу наркотиков, и тем самым подрубить корни наркобизнеса и организованной преступности, а вместе и устранить опасность авантюрной политической борьбы сегодня невозможно. Hет информации о том, к каким катастрофическим последствиям может привести свободная продажа марихуаны, героина, синтетических наркотиков. По крайней мере, в России. В отношении наркотиков в обществе нет тех обычаев, традиций которые в течение веков естественно регулируют и отчасти ограничивают потребление алкоголя. Недостаточно развита система наркологической помощи. Да и общественное мнение не готово обсуждать проблемы такого рода.

Однако, если посмотреть на дело с экономической и политической точек зрения, то в исторической перспективе у человечества вообще никакой альтернативы легализации наркотиков нет. По крайней мере, сегодня это кажется единственной возможностью покончить с безграничным развитием и укреплением теневого общественного порядка, который уже теперь ставит под сомнение эффективность традиционных европейских форм государственной власти. Даже в странах наиболее благополучных, таких как США или Германия, потребление наркотиков (а значит и теневая власть наркомафии) продолжает неуклонно увеличиваться, несмотря на все запретительные и конфискационные меры.

Конечно, легализация не есть синоним либерализации производства и продажи. Даже если запреты на распространение наркотиков будут сняты, вся цепочка их движения от производителя к потребителю, видимо, должна быть под полным контролем государства и общества. Все доходы от продажи наркотиков должны поступать в государственную казну, и из этих денег должен оплачиваться широкий комплекс мер по преодолению недуга наркомании: научные исследования, лечение, реабилитация спасенных и т.д.

Понятно, что подобные меры возможны только при высоком уровне общественного развития и политической стабильности. Понятно, что они потребуют соответствующих международных договоренностей и сотрудничества.

Проблема наркомании - социальная, политическая, научная - абсолютно нетрадиционна по своему характеру. Подобных задач человечеству решать еще не приходилось. А потому здесь требуются нетрадиционные подходы, сильная политическая воля и высокое интеллектуальное мужество.

Материал составил Андрей Коршун

Масштаб незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории России представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, а также правопорядку и безопасности государства. В большей степени транспортировка наркотиков в Россию осуществляется по «северному маршруту» - через страны Центральной Азии: Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Туркмению, Казахстан. Такой маршрут дает до 35% от общего количества опиатов, производимых в Афганистане.

На ряду с ослабленным режимом границ, сильнейшим фактором ухудшения наркоситуации в России является неадекватность законодательного и правового обеспечения существующей политики. Ярким примером неадекватности законодательства является то, что контрабанда наркотиков в настоящее время преследуется так же, как и контрабанда куриных окороков или культурных ценностей, несмотря на то, что социальные последствия этих преступлений абсолютно несопоставимы.

Другая проблема заключается в размерах, а точнее масштабах, перевозимых через границу веществ. Ответственность за хранение наркотика возникает с половины грамма. Однако весьма удивительно, что законодательно не урегулирован вопрос оптового оборота наркотиков, когда партии контрабанды исчисляются не в граммах, а в десятках и сотнях килограммов. В результате те, кто занимаются оптовым наркооборотом, приравниваются к относительно мелким распространителям. Таким образом, видится целесообразным ужесточение санкции за преступления, связанные с оптовым сбытом наркотических средств и психотропных веществ в особо крупном размере.

Для улучшения наркоситуации в России представляется целесообразным введение системы альтернативного лечения, широко распространенную и одобренную во многих демократических странах. Согласно этой системы, наркозависимому преступнику предоставляется возможность выбрать вместо тюремного заключения необходимое лечение. Наркозависимость признана болезнью и потому необходимо уменьшать карательность по отношению к больным людям, тем самым стимулируя их стремление к излечению.

Применение норм, закрепленных в примечании к ст. 228 УК

Основная цель преступления, предусмотренного ст. 228 УК - потребление наркотических средств, психотропных веществ. Практика свидетельствует о том, что уголовное наказание в этом случае не всегда достигает цели исправления и перевоспитания потребителей, а также превенции новых преступлений.

Как раз с целью такого исправления в законодательстве введены поощрительные нормы. Они призваны стимулировать общественно полезное поведение в целях прекращения начатого противоправного действия, уменьшения вредных последствий преступления или правонарушения, а также устранения причиненного ими ущерба.

К таковым нормам можно отнести закрепленное в примечании к ст. 228 УК правило, согласно которому лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.

От лица в данном случае требуется прекращение преступной деятельности по собственной воле, а также действительное содействие раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Однако остается открытым вопрос возможно ли освобождение от ответственности лица, хотя и не сдавшего наркотических средств в виду отсутствия у него таковых, но активно способствовавшего раскрытию или пресечению преступлений, изобличению виновных лиц, обнаружению имущества, добытого преступным путем. Ни ст. 228, ни примечание к ней не дают ответа на этот вопрос.

Однако в постановлении пленума Верховного суда от 15 июня 2006 г. №14 указано, что закон (статья 75 УК РФ) не исключает возможности освобождения от уголовной ответственности за впервые совершенное преступление, предусмотренное частью 1 статьи 228 УК РФ, тех лиц, которые хотя и не сдавали наркотические средства или психотропные вещества ввиду отсутствия у них таковых, но явились с повинной, активно способствовали раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Таким образом Верховный суд прямо указал на необходимость прямого применения принципов уголовного права к случаям добровольной сдачи наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

В административном праве также закреплено правило освобождения от ответственности, предусмотренные примечаниями к ст. 6.8 и 6.9

Таким образом, повышение эффективности борьбы с распространением наркотиков возможно не только за счет жестких карательных мер, но и за счет поощрения должного поведения. Установленный в законодательстве достаточно эффективный стимул к оказанию содействия правоохранительным органам в раскрытии преступлений, связанных с наркотиками.

Однако не решенным остается один вопрос: возможно ли повторное применение мер, установленных примечанием к ст. 228 УК и ст.6.8-6.9 КоАП? Никаких разъяснений по данной проблеме не дается, что свидетельствует о непродуманности такой нормы.

Декриминализация преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ без цели сбыта

На законодательном уровне правовые основы российской антинаркотической политики закреплены в Федеральном законе от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «о наркотических средствах и психотропных веществах». Этим законом установлено,что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В связи с возникновением некоторых проблем, связанных с квалификацией преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, некоторые ученые высказывают предложение о декриминализации состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК. Обосновывается это тем, что незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков без цели сбыта совершается в большей степени с целью собственного потребления, а значит и вред причиняется не обществу, а непосредственно человеку. Таким образом, отпадает важный признак общественной опасности деяния, что неминуемо приводит к декриминализации деяния.

Такая позиция кажется правильной, ведь совершая предусмотренные диспозицией ст. 228 УК деяния, преступник, не преследуя цель сбыта, наносит вред лишь своему здоровью. Уголовным законом же защищаются лишь общественные отношения, т.е. интересы других лиц. Если посягательство лица на собственное здоровье путем употребления наркотиков считать преступным, то в таком случае логично ввести уголовную ответственность за причинение лицом вреда собственному здоровью, что кажется абсурдным.

Вариант №1

  • 2. Какие, по вашему мнению, должны быть приняты решения на государственном и региональном уровнях для действенной борьбы с наркопреступностью, развенчание мифа привлекательности наркотиков

Каковы пути и средства проникновения международной наркомафии в Россию

Развитие рыночной экономики в России и участие ее в международных экономических отношениях повлекло за собой увеличение внешнеэкономического оборота, сопровождающегося не только положительными, но и негативными тенденциями. К ним относится стремление участников внешнеэкономической деятельности к совершению преступлений, в частности, контрабанды. В результате этих преступных деяний на территорию страны поступают товары и предметы, оборот которых ограничен или запрещен (драгоценные металлы, оружие и боеприпасы, наркотические и психотропные вещества и др.). Указанные правонарушения создают реальную угрозу населению, подрывают экономический потенциал страны, негативно влияют на демографическую ситуацию.

Судебно-следственная практика показывает, что 80% потребителей наркотиков в РФ - молодые люди в возрасте до 25 лет; смертность от употребления наркотиков среди детей за последние 10 лет увеличилась в 42 раза.

Учеными отмечается, что существует прямое воздействие наркотизма на уровень преступного поведения молодежи. Эта связь фиксируется как применительно к потребителям, так и к распространителям наркотиков, деятельность которых наиболее опасна. Именно эта деятельность постоянно увеличивает число потребителей наркотиков, стимулирует организованные формы наркобизнеса в России. В общем обороте контрабанды большую долю занимает вывоз из России природных ресурсов, нефтепродуктов, культурных ценностей и ввоз в страну алкогольной и табачной продукции, автомобилей, оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ.

Изучение исследований в этой области ученых Р.С. Белкина, А.Е. Васильева, В.К. Гавло, И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина, Л.Л. Каневского, С.П. Митричева, В.А. Образцова, В.И. Шиканова, Н.П. Яблокова и других авторов позволяют сделать вывод о том, что криминалистическая характеристика преступлений является стержнем, вокруг которого концентрируется типичная информация о том, как совершаются отдельные виды и группы преступлений, что позволяет впоследствии приступить к разработке типовых методик их раскрытия и расследования.

Поскольку контрабанда наркотиков совершается в основном организованными преступными группами, действующими на территории двух и более государств, в условиях латентности, сопровождается противодействием деятельности правоохранительных органов, немаловажное значение в частной методике расследования контрабанды наркотиков играет криминалистическая характеристика, анализ элементов которой позволяет выдвигать версии, отрабатывать их и выявлять такие виды преступлений. Контрабанда является питательной средой для многих преступлений, в том числе и для международного терроризма, средством осуществления незаконных операций с наркотическими средствами и психотропными веществами, посягательством на национально-культурное достояние народов. По признаваемому многими государствами международному обычаю контрабанда рассматривается как преступление международного характера.

Судебно-следственная практика и состояние борьбы с преступностью поставили перед криминалистикой ряд задач, в числе которых - исследование проблемы криминалистической характеристики преступлений как основного элемента в структуре частных методик расследования преступлений. Криминалистическую характеристику преступлений следует рассматривать в двух аспектах: теоретическом и прикладном. Теоретическая конструкция может быть представлена в виде системы современных криминалистических понятий и связей, используемых для криминалистического описания преступления в целом. К таким понятиям относят следующие элементы: способ преступления; обстановку подготовки, совершения и сокрытия преступления; предмет преступного посягательства; личности потерпевших и виновных; мотив и цель преступления. Эти элементы и связи между ними составляют структуру криминалистической характеристики преступления как абстрактную теоретическую конструкцию и служат ориентиром для разработки ее прикладного аспекта, который связан с практической деятельностью по выявлению, раскрытию, расследованию и предотвращению отдельных видов преступлений и на этой основе формированию различных методик расследования.

Учеными отмечено, что для конструирования методик расследования отдельных видов и групп преступлений необходимо изучение их криминалистических характеристик, которая представляет собой «совокупность сведений, знаний об определенном виде или группе преступлений, полученных в результате специальных исследований».

Криминалистическая характеристика является одним из элементов частной методики расследования, к которой принято обычно относить «программу расследования, особенности тактики расследования, особенности тактики следственных действий, организации предупредительной работы следователей».

Анализ борьбы с преступностью показывает, что умелое пользование одной из основных категорий криминалистики - криминалистической характеристики - является важным условием для эффективного, т.е. быстрого, всестороннего, полного, объективного расследования преступлений того или иного вида и одним из главных элементов в частных методиках расследования.

Разработка криминалистической характеристики ведется с научных позиций на базе методологии криминалистики и других отраслей знания и на основе глубокого анализа и обобщения совершенных преступлений (криминальной практики), изучения передового следственного опыта и значительного объема эмпирического материала, что позволяет создать модель таких деяний. В отличие от уголовно-правовой, криминологической и других характеристик криминалистическая работает именно на раскрытие конкретного преступления.

И.В. Александров высказывает мысль о том, что на протяжении всего процесса расследования криминалистическая характеристика позволяет контролировать полноту собираемой по делу информации путем сопоставления имеющейся в распоряжении следователя со стандартной, помогает определить пути и направления поиска необходимой для следствия криминалистически значимой информации, а также дополняет имеющиеся по делу данные входящими в ее содержание обобщенными данными.

В.И. Брылев утверждает, что криминалистическая характеристика преступлений имеет важное практическое значение не только для раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, но и для их выявления.

В первую очередь, это касается преступлений в сфере наркобизнеса, в том числе контрабанды наркотиков, где большая часть преступлений остается латентной и проведение оперативно-розыскных мероприятий в рамках Закона об ОРД позволяет выявлять такие преступления.

Криминалистическая характеристика имеет большое значение для решения широкого круга вопросов практики раскрытия преступлений, в том числе для выдвижения версий в отношении лиц, совершивших преступления в условиях неочевидности, выявленная на основе известных структурных элементов еще неизвестных элементов криминалистической характеристики преступления.

Криминалистическая характеристика призвана помочь следователю в выдвижении обоснованных версий, определении программы расследования преступлений и рекомендации по судебному следствию, планировании оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, построению предположений о личности преступника, мотивах и целях совершенного преступления.

Криминалистический анализ преступлений, совершаемых в сфере наркобизнеса, необходим по следующим причинам:

  • 1) контрабанда наркотиков совершается латентно, в них нет потерпевших в обычном смысле этого слова, поэтому заявления по этим поводам в правоохранительные органы не поступают и эти преступления, в первую очередь, необходимо выявлять;
  • 2) увеличивается поток наркотиков из-за границы и выявление фактов их сбыта необходимо с целью разобщения и нейтрализации организованных преступных групп, занимающихся контрабандой наркотиков;
  • 3) доходы от незаконного оборота наркотиков, по оценке экспертов, составляют ежегодно 1,5 трлн. рублей, причем 50-70% этого объема приходится на наличный оборот, а Россия входит в пятерку стран с наибольшим потреблением наркотиков;
  • 4) наркоденьги используются на закупку оружия, разжигание национальных конфликтов, финансирование угодных политических лидеров и их окружения, на эти деньги содержатся казино, ночные клубы, деньги вкладываются в движимое и недвижимое имущество. Таким образом, происходит «отмывание денег», полученных от незаконного оборота наркотиков. По данным заместителя председателя ФСКН А. Михайлова, от сбыта наркотиков в России нелегально получено 13-15 млрд. долларов, которые вкладываются в легальный бизнес. Большая надежда в этом плане возлагается на созданную в 2004 году Федеральную службу по финансовому мониторингу, основная задача которой заключается в выявлении фактов «отмывания» доходов, добытых преступным путем.

Рассматривая различные определения понятия «криминалистическая характеристика преступления», следует отметить, что в криминалистике нет ни одной научной категории или понятия, которое имело бы одно определение.

Это происходит потому, что в криминалистике, в отличие от уголовного права и процесса, разрабатываются рекомендации, которые выдаются следователю или оперативному работнику на их усмотрение.

Р.С. Белкин в многочисленных трудах проанализировал точки зрения ученых криминалистов на понятие, значение и роль криминалистической характеристики преступления, подчеркнул, что ее ядром являются корреляционные связи между элементами.

Отраженные в криминалистической характеристике данные о средневероятных связях между элементами механизма преступления позволяют следователю правильно определить круг необходимых версий при расследовании конкретного преступления определенного вида.

Обобщение судебно-следственной практики позволило выявить типовые и прочные связи между структурными элементами криминалистической характеристики, при этом выявлена такая связь, как место и способ совершения преступления, где определенное место обусловливает выбор конкретного способа.

Соотношения места совершения незаконных операций с наркотиками (изготовление, транспортировка, продажа) и места проживания преступников показывает, что в 68,2 % случаев место постоянного проживания преступника не связано с местом преступления, в 24,7% место проживания совпадало с местом совершения преступления, в 7,1 % место проживания находилось в районе места преступления. Данный анализ подтверждает, что наркобизнесом занимаются в основном (63%) лица, постоянно проживающие в других регионах или недавно прибывшие в РФ из среднеазиатских республик. Выявленные корреляционные связи между 2-3 элементами типовой криминалистической характеристики нередко дают возможность более быстро, путем выдвижения наиболее обоснованных версий, приблизиться к раскрытию преступления.

Типовая криминалистическая характеристика преступления используется на первоначальном этапе расследования для выдвижения наиболее вероятных версий по различным обстоятельствам совершенного преступления.

Практика расследования, раскрытия и предупреждения преступлений требует криминалистического анализа преступлений, который состоит в познании тех криминалистически значимых связей между признаками преступлений, которые закономерны и оказывают влияние на тактику и стратегию расследования дел той или иной категории.

Соотношение способа совершения контрабанды наркотиков, личности преступников и транспортного средства, с помощью которого перемещается контрабандный груз, а также место пересечения границы позволяют провести анализ этих элементов, выявить корреляционные зависимости, выдвинуть и отработать версии расследования и, в конечном итоге, выявлять группы контрабандистов, перемещающих наркотики на территорию РФ.

Таким образом, основными элементами криминалистической характеристики преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, являются типичные данные о предмете преступного посягательства, личностях преступников, способах совершения контрабанды наркотиков, обстановки подготовки, совершения и сокрытия преступления, следах и месте совершения контрабанды.

Какие, по вашему мнению, должны быть приняты решения но государственном и региональном уровнях для действенной борьбы с наркопреступностью, развенчание мифа привлекательности наркотиков.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В формировании подпольного наркотрафика все большую роль играет контрабанда наркотиков. Обострение наркотизации населения напрямую связано с завоеванием главенствующих позиций в незаконном обороте наркотиков организованными преступными формированиями, в том числе сформированными по этническому признаку. Однородность по национальному составу, земляческие и родственные связи участников транснациональных преступных групп серьезно усложняют возможности оперативного внедрения в их среду, затрудняют документирование преступной деятельности. криминалистический наркомафия контрабанда

Вместе с тем, система борьбы с организованной преступностью до настоящего времени не обеспечивает применение специальных мер, направленных на ликвидацию преступных формирований в сфере наркобизнеса, привлечению к ответственности их лидеров и идеологов, обращению в доход государства их финансовой и имущественной базы, а также проведению мероприятий, исключающих приток молодежи в организованные формирования. Проводимая работа в большинстве случаев обеспечивает прямо противоположный эффект: задерживаются рядовые участники контрабанды наркотиков, после осуждения которых преступные группировки пополняются новыми членами из числа безработных или безориентированных людей. Лидеры наркообъединений и их капиталы, как правило, остаются недосягаемыми для правоохранительных органов.

Учитывая негативные тенденции развития наркоситуации в стране, главными задачами в противодействии распространению наркотиков и в дальнейшей наркотизации населения следует считать:

  • 1) выявление и нейтрализацию организаторов наркобизнеса, а также лиц, финансирующих эту преступную деятельность, создающих каналы транспортировки наркотиков и сети их сбыта, оперативное внедрение с этой целью в преступные группы, организованные сообщества, действующие в сфере наркобизнеса.
  • 2) Проведение комплексных мероприятий с целью подрыва экономической базы наркобизнеса, в том числе обеспечения, изъятия, ареста и конфискации у наркоторговцев материальных ценностей и денежных средств, нажитых преступным путем.
  • 3) Введение дополнительной меры наказания, как конфискация имущества (денег, ценностей, недвижимости) у лиц, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков, чтобы полученные средства использовались для оказания финансовой помощи свидетелям и другим участникам процесса (в рамках ФЗ-119 «О государственной защите свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства»).
  • 4) Выявление и перекрытие контрабандных каналов распространения наркотиков, укрепление в этих целях взаимодействия подразделений ФТС, ФСБ, МВД, ФСКН, ДБОПТ по расширению практики проведения совместных мероприятий по контролю над поставками наркотиков в Россию.

Главной задачей в совместной деятельности правоохранительных органов и спецслужб России является анализ наркоситуации.

По мнению экспертов ситуация осложняется в связи с выводом российских пограничников с таджико - афганской границы в 2004-2006 гг., что повлечет за собой резкое увеличение контрабанды наркотиков в Россию, так как российско-казахстанская граница не оборудована и имеется реальная возможность свободного перемещения физических лиц и автотранспорта, минуя таможенные посты и пункты пропуска погранвойск.

Судебно-следственная практика показывает, что деятельность правоохранительных органов по борьбе с контрабандой наркотиков только начинает развиваться. Отсутствует федеральная система изучения проблем наркотизации населения, нет единого подхода к организации мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в том числе с их контрабандой, не отлажен механизм межведомственного взаимодействия Госнаркоконтроля и подразделений ФТС, ФСБ, МВД, ДБОПТ.

Главным стратегическим направлением в борьбе с наркобизнесом должны стать: превенция, воспитание, обучение и обеспечение молодежи работой, применение различных методик по снижению спроса на наркотики, создание соответствующей законодательной базы, уничтожение плантаций наркотиков, снижение уровня наркопреступности и насилия в обществе. Такая стратегия может быть использована при организации совместных программ по борьбе с наркобизнесом между бывшими союзными республиками.

Реальность свидетельствует об обратном: количество площадей, засеянных маком и коноплей, увеличилось за последнее десятилетие в 50 раз. По оценке экспертов ООН Узбекистан будет продолжать специализироваться на выращивании опийного мака, Украина - на производстве героина, Казахстан и Таджикистан активизируют производство опия и гашиша.

Основными тактическими мерами следует рассматривать те, которые нацелены на сдерживание наркотической преступности. К ним относятся меры:

  • 1) по ограничению и сужению рынка сбыта наркотических средств;
  • 2) по ликвидации источников появления таких средств;
  • 3) по перекрытию каналов доставки наркотиков от изготовителя на рынок сбыта;
  • 4) по предотвращению отмывания средств полученных от незаконного оборота наркотиков;
  • 5) по выявлению и изобличению всех лиц, принимавших участие в распространении наркотиков, включая организаторов и руководителей группировок всех масштабов.

Это большая и очень сложная задача, поскольку государственная статистика не отражает истинного состояния преступности, связанной с распространением наркотиков. Именно поэтому В.В. Лунеев приходит к выводу о том, что «народ, общество, государство не знают действительной криминологической обстановки в стране и в связи с этим не могут принять адекватные меры по контролю за ней». Эффективность контроля над преступностью зависит от реалистичности принимаемых усилий, а это возможно на основе объективного знания фактического состояния преступности и реальных достижений правоохранительных органов.

Список использованной литературы

  • 1. Александров И.В. Налоговые преступления. Криминалистические проблемы расследования. СПб, изд-во «Юридический центр пресс», 2002
  • 2. Бахин В.П., Карпов Н.С., Цымбал П.В. Преступная деятельность: понятие, характеристика, принципы, изучение. - Киев, 2001.
  • 3. Белкин Р.С. Курс криминалистики. Общая теория криминалистики. - М.: Юристъ, 1997.
  • 4. Белкин Р.С. Собирание, исследование, оценка доказательств.- М.: Наука, 1966.
  • 5. Брылев В.И. Проблемы раскрытия и расследования организованной преступной деятельности в сфере наркобизнеса. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.
  • 6. Васильев А.Н. Следственная тактика. - М., 1976.
  • 7. Ведерников Н.Т. Личность обвиняемого и подсудимого. - Томск. Изд-во Томского университета, 1978.
  • 8. Возгрин И.А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений. - СПб., 1993.
  • 9. Гавло В.К. О следственной ситуации и методике расследования хищений, совершаемых с участием должностных лиц // Вопросы методологии, тактики и методики расследования.- М., 1973.
  • 10. Гавло В.К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений.- Томск. Издательство Томского университета, 1985.

На заседании президиума Госсовета обсуждалась реализация государственной антинаркотической политики

«Речь - о повышении эффективности борьбы с наркопреступностью, - сказал Владимир Путин, открывая заседание. - От этого - все это хорошо понимают - напрямую зависит жизнь, здоровье большого количества наших граждан и, можно сказать, и национальная безопасность России».

Как отметил президент, с учетом того, «что основная масса так называемых тяжелых наркотиков поступает к нам из-за рубежа, необходимо усилить оперативную работу не только ФСКН, но и ФСБ, пограничной службы, всех, кто работает на границе по пресечению наркотрафика». Он подчеркнул, что дополнительные меры нужно принять и для предотвращения распространения наркотиков через интернет, использования информационной среды для втягивания в наркоманию новых жертв, особенно молодежи. России в последнее время, сообщил он, удалось сформировать тенденцию снижения потребления наркотиков, сократить смертность среди молодежи: «Если взять возраст от 15 до 34 лет с 2005 года по 2014 год, то смертность сократилась на 30 процентов по этой категории».

Вместе с тем, сделал особый акцент В. Путин, «ситуация с наркотизацией России остается непростой, не прекращаются попытки распространения наркотиков в регионах Российской Федерации, в том числе героина, поставляемого из Афганистана».

Глава государства пояснил: практика показывает, что успешная борьба с наркоугрозой напрямую зависит от тесного взаимодействия с соответствующими органами иностранных государств и международными структурами. «ФСКН (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков - ред.) совместно с международными организациями должна активно выстраивать сотрудничество в сфере противодействия наркомании и наркобизнесу, - продолжил он. - Нужно использовать все авторитетные международные площадки, прежде всего ООН, Шанхайскую организацию сотрудничества, БРИКС, ОДКБ». При этом страны Североатлантического альянса, контингенты которых присутствуют в Афганистане, не идут на активное сотрудничество с Россией по противодействию наркоугрозе, добавил президент.

Отдельной темой в выступлении главы государства стал вопрос о создании национальной комплексной системы реабилитации наркозависимых. В. Путин отметил, что сейчас этим занимаются структуры гражданского общества, негосударственные реабилитационные центры - всего по стране более 500 таких организаций. «Полагаю, что необходимо включить их в формируемую национальную систему комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, - предложил он. - Поручение о создании такой системы было дано по итогам заседания президиума Государственного совета в апреле еще 2011 года, однако до сих пор не определен федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере комплексной реабилитации наркопотребителей». Президент уточнил, что нет также и ресурсов обеспечения госпрограммы, предусматривающей создание самой национальной системы.

Глава государства напомнил, что до 1994 года реабилитацией наркозависимых занимались лечебно-трудовые профилактории, действовавшие тогда в системе органов внутренних дел: «Конечно, эта система была несовершенна, принудительной, как мы помним, со многими проблемами, и было бы конечно ошибкой попытаться ее копировать или воссоздавать в абсолютно прежнем виде. Однако очевидно, что саму систему социальной реабилитации нужно восстанавливать уже на новой основе и на современных подходах, но восстанавливать нужно».

В канун заседания газета «Коммерсант» опубликовала интервью с председателем Государственного антинаркотического комитета, директором Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктором Ивановым. Он, прежде всего, напомнил, что в 2009 году Советом безопасности России было принято решение, определившее, что наркопреступность носит глобальный характер и представляет угрозу национальной безопасности. На основании этого в 2010 году была разработана и утверждена президентом Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года.

«В нее заложено два основных положения, - пояснил глава ФСКН. - Это борьба с незаконным оборотом наркотиков, то есть противодействие их предложению. Чем меньше наркотиков на нелегальном рынке, тем лучше для общества. Вторым, не менее важным направлением стала борьба со спросом на наркотики. Потому что если спроса не будет, то незачем поставлять и реализовывать наркотики. Первая часть программы довольно успешно исполняется чисто полицейскими методами, а в реализации второй, реабилитационной, скажем так, мы подотстали».

Он сообщил о подсчетах экспертов ООН: каждый доллар или рубль, вложенный в реабилитацию, позволяет экономить в 10-12 раз больше. И привел пример, сказав, что ФСКН и МВД ежегодно привлекают к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, 140 тысяч человек. «Примерно 100 тысяч из них привлекается к уголовной ответственности за хранение наркотиков для личного потребления, то есть без цели сбыта, - продолжил рассказ В. Иванов. - При этом затраты на то, чтобы найти эти 100 тысяч человек, расследовать их дела и отправить по этапу, составляют 96 миллиардов рублей ежегодно. Мы же предлагаем потратить 1,5 миллиарда рублей на то, чтобы не сажать людей, а определить их в реабилитационные центры. И не надо быть финансистом, чтобы понять, что это значительно дешевле».

Потребитель героина в месяц тратит приблизительно 3 тысячи долларов на его покупку, то есть около 36 тысяч в год, сказал руководитель ФСКН. «А ведь он не зарабатывает эти деньги, а добывает их, совершая преступления, отнимая их у экономически активного населения, - подчеркнул В. Иванов. - Подспудно наркопотребитель понимает, что надо освободиться от зависимости, но не знает, как это сделать. И здесь ему должно помочь государство».

Отдельно руководитель антинаркотического комитета остановился на проблеме поставок наркотиков с Украины, чьи граждане, пользуясь безвизовым режимом, свободно въезжают на территорию нашей страны. «За первые пять месяцев этого года у нас почти на 50 процентов было больше арестовано граждан Украины, в том числе ранее судимых на родине за преступления, связанные с наркотиками, - указал он. - Наркотики, в том числе спайсы, как правило, имеют происхождение из Юго-Восточной Азии, а их распространителями, в том числе через интернет, все чаще выступают граждане Украины. В этих схемах задействованы и украинские банки. Мы зафиксировали, например, перечисления средств, вырученных от реализации крупных партий наркотиков, на счета «Приватбанка» Игоря Коломойского».

В материалах ФСКН говорится, что за первый квартал нынешнего года службой пресечено свыше 22,5 тысяч наркопреступлений. Из них две трети, или 14,2 тысяч, связаны со сбытом наркотиков, что на 8,1 процента превышает соответствующий показатель аналогичного периода прошлого года.

Органами наркоконтроля пресечено 408 фактов контрабанды наркотиков - рост на 8,8 процента, и 3048 фактов поставок наркотиков в оптовых партиях - рост на 5 процентов.

Изъятия органами наркоконтроля «синтетики» по итогам первых трех месяцев 2015 года возросли на 39 процентов и достигли 728 килограммов, гашиша - более чем в 1,5 раза, до 416 килограммов, изъятия героина сохранились на уровне аналогичного периода прошлого года и составили 567 килограммов.

Общая масса изъятых в первом квартале нынешнего года наркотических средств составила почти 5 тонн.

Как особо отмечается в материалах ФСКН, «в условиях широкого распространения синтетических наркотиков и эффективного противодействия трафику афганских опиатов проявляется тенденция реструктуризации российского наркорынка, обусловленная частичным замещением «традиционных» наркотиков, прежде всего героина, синтетическими, в том числе новыми психоактивными веществами».

С начала девяностых годов наркомания в России приобрела характер эпидемии, в страну начали активно поступать «тяжелые» наркотики - героин, кокаин, амфетамины, «экстази». На тот момент были ликвидированы действовавшие в СССР лечебно-трудовые профилактории, где осуществлялось принудительное лечение и трудовая реабилитация наркоманов и алкоголиков. В РСФСР таких учреждений насчитывалось более ста.

Сегодня с наркотиками связано 65 процентов всех преступлений в России, при этом до 80 процентов всех краж и мелких грабежей совершается наркопотребителями. По оценкам Государственного антинаркотического комитета, с разной степенью периодичности наркотики употребляют порядка 8 миллионов граждан России. Первым по популярности является героин, вторым - марихуана, третьим - синтетические смеси-спайсы. Общая сумма трат потребителей на наркотики оценивается в 4,5 миллиона рублей ежедневно, или до 1,5 триллионов рублей ежегодно.

По материалам РИА Новости, ТАСС, РБК, «Интерфакса», газеты «Коммерсант»

26 июня отмечается Международный день борьбы с наркоманией. Он был учрежден в 1987 году Генеральной Ассамблеей ООН в знак выражения своей решимости усиливать деятельность и сотрудничество для создания международного общества, свободного от злоупотребления наркотиками. Спустя год была принята Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. По данным ООН, общий объем операций в наркобизнесе в 1989 г. оценивался в 500 млрд долл. США. Из них почти 85 млрд долл. «отмывалось», в том числе использовалось в качестве инвестиций. На сегодняшний день эти цифры существенно возросли.

Как борьба с наркоманией решалась в Советском Союзе, который ратифицировал Конвенции в сфере наркотиков (1961 г., 1971 г. и 1988 г.)?

БОРЬБА С НАРКОТИКАМИ В СССР

Советский Союз столкнулся с проблемой наркотиков на закате своего существования. Стратегию борьбы с наркоманией определял указ Президиума ВС СССР от 1974 «Об усилении борьбы с наркоманией» и ряд ведомственных нормативных правовых актов. Была выстроена четкая система профилактических и лечебно-трудовых мер.

Лечение хронических алкоголиков и наркоманов было введено в качестве вынужденного средства охраны и восстановления их здоровья, а также предупреждения преступлений и других антиобщественных проявлений со стороны этих лиц и являлась принудительной мерой административно-медицинского характера.

Согласно данного указа, лица, больные наркоманией, уклоняющиеся от такого лечения, подлежали направлению в лечебно-трудовые профилактории или лечебно-воспитательные профилактории для принудительного лечения на срок от шести месяцев до двух лет.

С 1990 года начинается крах существующей системы во всех сферах жизнедеятельности Советского Союза. Смертоносным ударом в борьбе с наркотиками, было заключение Комитета Конституционного Надзора СССР «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией». Было установлено, что Указ Президиума ВС СССР «Об усилении борьбы с наркоманией» не соответствует Конституции СССР, международным актам о правах человека по вопросу принудительного лечения и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.

Таким образом, в ходе перестроечно-либеральной эйфории под благое намерение защитить человека от отдельных или надуманных изъянов существовавшей системы лечения от алкоголизма и наркомании была открыта дорога в преисподнюю пороков, сломавших и погубивших миллионы судеб. Были приняты документы, в которых потребление наркотиков было приравнено к естественным правам человека. Соответственно, произошла декриминализация уголовного и административного законодательства, предусматривающие ответственность за немедицинское потребление наркотиков. По этой причине нет оснований ни удивляться, ни тем более, возмущаться существованием в стране такого количества наркотиков и наркоманов, коль сам образ жизни людей, призванный использовать социальные институты цивилизованного общества, не соответствует провозглашенным идеалам.

Вышеупомянутые события всем хорошо известны. Когда каждый день вносились изменения в действующее законодательство и Конституцию СССР 1977 года. Однако, здесь было уместно напомнить о них, поскольку с того момента начинается уничтожение существующего строя и шквал наркотиков по всей стране. Данный рассказ о борьбе с наркотиками в СССР помещен для того, чтобы дать информацию к следующему выводу о борьбе с наркотиками после уничтожения советского государства.

БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ ПОСЛЕ УНИЧТОЖЕНИЯ СССР

Насколько парадоксально наше прошлое, настолько непредсказуемо будущее. Мы отказались от советской системы, но не смогли найти лучший путь борьбы с наркотиками. То есть мы вообще ничего не искали, а пустили все на самотек. На тот момент «демократу» Ельцину было не до борьбы с наркотиками. Шла полным ходом борьба за власть. Результат всем известен. Наивысшее выражение демократии и «общечеловеческих ценностей» - пальба из пушек по депутатам. В очередной раз народ соблазнился миражами импортируемой «западной демократии». Под этот шумок в страну ввозились тонны героина. Страна начинает жить по принципу: «Разрешено все, что не запрещено законом». О какой борьбе с наркотиками могла идти речь, когда в России потребление наркотиков стало считаться естественным правом человека. Принимаемые правящими компрадор-либералами решения привели к тому, что страну охватила героиновая эпидемия. Страна тотально села на иглу.

О наркоугрозе писали многочисленные СМИ, били тревогу специалисты, но мер по борьбе с ней не принималось.
В 90-е годы резко возросла преступность, а компрадор-либеральное государство уклонялось от выполнения социальных функций, провозглашенных Конституцией.

Утвердившаяся власть компрадоров привела к невиданной коррупции, к широкому подкупу чиновников, и в первую очередь тех, кто должен бороться с преступностью, что становится крайне опасным и для гражданина, и для государства.

В 1993 году страна ужаснулось от масштабов наркоугрозы, поэтому была разработана и принята Концепция государственной политики по контролю за оборотом наркотиков в РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г.), где главной задачей было сокращение оборота наркотиков и уменьшение числа наркозависимых.

Концепция - это всего лишь способ понимания явления или процесса, точка зрения на предмет. Она носит рекомендательный характер и соответственно под нее не предусмотрено финансирование. Страна прошла через героиновую эпидемию, множество смертей, тотальную наркоманию регионов, где раньше даже не знали про эту проблему. Некоторыми одиозными политиками и экспертами ставились вопросы о легализации распространения и употребления легких наркотиков. 17 июня 1997 г. петербургская газета «Смена» в информации: В Нидерландах наркотики делят на легкие и тяжелые» сообщает о том, что «с давних пор у каждого народа был свой наркотик… Из более 350 кафе Амстердама в 100 разрешена продажа «легких» наркотиков. В тоже время в Европе происходит консолидация противников легализации, сторонников антинаркотических конвенций ООН 1961, 1971 и 1988 гг.

Неуклонный рост наркопреступности, наблюдаемый на протяжении последних 10 лет после распада СССР, в конце концов заставил руководителей страны и правоохранительных органов задуматься о коренной перестройке правовой системы. Были приняты новый уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный кодексы, а также серия примыкающих к ним законов.

В частности, в 1998 году был принят один из основных нормативных актов в интересующей нас сфере - Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», который был направлен на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Итак, с началом 1990-х годов негативные процессы, связанные с наркоугрозой, многократно усиливались. Советское государство могло стать лидером человечества, но после распада СССР этот шанс был утоплен в болоте воровства на государственном уровне, безграничного бесстыдства и бездарности управленцев.

Иммунной системе России был нанесен сокрушительный удар, в т.ч. некомпетентностью должностных лиц никогда не работающих в сфере борьбы с наркотиками. Так в 1994 году председателем Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами был назначен Черномырдин, а его замом Шахрай. Бездумно уничтожались многие «советские порядки», не считаясь с их эффективностью. Так были распущены народные дружины, ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних, упразднена правовая пропаганда. Таким образом, чтобы грабить население, нужно было подавить его волю к сопротивлению. Это не сложно сделать, если привести людей в состояние духовной анестезии. Нынешним хозяевам жизни удалось погрузить общественную мысль в наркотический сон. Стране были навязаны западные идеалы с перестройкой всей системы советских ценностей и приоритетом международного права.

Требовалась не частная перестройка, не некая модернизация, а радикальная реконструкция, которая спасет от наркоугрозы нашу страну. В каком направлении ведется реконструкция борьбы с наркотиками в современной России?

СОВРЕМЕННАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Новые формы и средства, используемые современной наркопреступностью, диктуют настоятельную необходимость изменения стратегии, средств и методов борьбы правоохранительных органов.

В сентябре 2001 года было принято решение Совета Безопасности Российской Федерации «О мерах по усовершенствованию государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в стране», которое призвало субъекты Федерации создать отделы по организации профилактической работы против наркотизации населения.

11 марта 2003 года Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ России становится самостоятельным федеральным органом исполнительной власти. Большая часть штатной численности и материальной базы передано Комитету упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Через два года Госнаркокнтроль России переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотам наркотиков.

С созданием ФСКН России стало возможно вести речь о состоянии антинаркотической работы в субъектах Федерации и мерах по ее усилению.

В 2007 году был образован Государственный антинаркотический комитет РФ, который возложил ответственность за наркоситуацию на первых лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, назначив их председателями антинаркотических комиссий. С созданием ГАК РФ можно было говорить об эффективной координации в российской антинаркотической политике, поскольку в ее состав входили руководители (представители) Федерального собрания, Администрации Президента РФ и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В Положениях об межведомственных комиссиях в субъектах Федерации детально определен политико-правовой механизм принятия решений в области антинаркотического управления, как на федеральном, так и на региональном уровне. Растет штатная численность ФСКН России, совершенствуется материальная база и профессионализм сотрудников.

Централизации государственной власти и ее институтов противостоит совершенно особый противник. Наркоугроза стала превращаться в некую отрасль общественной жизни, можно сказать в определенный «вид индустрии». Она приобрела широкий промышленный и научно-технический характер, в том числе с появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ. Поэтому, очередным шагом на пути эффективной борьбы с наркотиками стала Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 09.06.2010). Не имея возможности в рамках статьи подробно проанализировать сильные и слабые стороны всей современной антинаркотической политики, отмечу, что 5 апреля 2016 года Президент России подписал Указ №156 об упразднении ФСКН России и передаче ее функций в МВД России. Сейчас функции ФСКН выполняет Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РФ.

Практика, как критерий истины, покажет, насколько было эффективным данное совершенствование государственного управления.

Как бы не называлась служба по борьбе с наркотиками, генеральная цель остается неизменной - это существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства, постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ



Похожие статьи

© 2024 parki48.ru. Строим каркасный дом. Ландшафтный дизайн. Строительство. Фундамент.